Ведение бухгалтерского учета адвокатского кабинета

Обновлено: 19.04.2024

Наиболее простой формой адвокатского образования является адвокатский кабинет.

Адвокатский кабинет – форма адвокатского образования, в которой адвокат осуществляет свою профессиональную деятельность индивидуально. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Адвокат, осуществляющий свою профессиональную деятельность в форме адвокатского кабинета, открывает счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета с указанием на соответствующий субъект РФ.

Соглашение об оказании юридической помощи адвокат заключает от своего имени и регистрирует в документации адвокатского кабинета.

Адвокатский кабинет может быть размещен не только в нежилом, но и в жилом помещении с согласия членов семьи адвоката. В случае использования для размещения адвокатского кабинета нанимаемого помещения, требуется согласие наймодателя и всех проживающих в нем совершеннолетних лиц.

Для перехода в форму адвокатского кабинета требуется стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет.

Одной из коллективных форм адвокатских образований является юридическая консультация.

Юридическая консультация – некоммерческая организация, учреждаемая адвокатской палатой субъекта РФ по представлению органа исполнительной власти в случае, если на территории судебного района общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью.

Представление органа исполнительной власти должно содержать сведения о судебном районе, числе судей и необходимом числе адвокатов в нем, о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации (помещении, организационно-технических средствах, источниках и размерах финансирования).

Порядок направления адвокатов для работы в юридической консультации определяется советом адвокатской палаты.

Налогообложение. Адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, обладают двойным налоговым статусом, т. к. обособленно выделяются среди участников налоговых правоотношений – физических лиц.

Адвокаты не вправе применять специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, т. к. не относятся к индивидуальным предпринимателям.

Адвокаты не признаются плательщиками НДС (налога на добавленную стоимость) и НП (налога на прибыль).

Адвокаты признаются плательщиками НДФЛ (налога на доходы физических лиц).

Кроме непосредственно налогов адвокаты являются плательщиками обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В этом их статус приравнен к статусу предпринимателей без образования юридического лица.

Особенность налогообложения адвокатских кабинетов заключается в том, что адвокат обязан платить налоги и сборы не только за себя, но и за весь наемный персонал.

Относительно налогообложения адвокатских кабинетов в Письме МНС РФ от 25.02.2003 № СА?6–04/242@ даются следующие разъяснения: исчисление и уплата налога на доходы, полученные адвокатами, принявшими решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально и учредившими адвокатский кабинет, производится в соответствии с положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.

Ст. 227 НК РФ определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Адвокаты, принявшие решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально и учредившие адвокатский кабинет, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.

ИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 1 августа 2012 г. N ЕД-4-3/12780@

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА

Федеральная налоговая служба в связи с поступившими запросами налогоплательщиков и налоговых органов о предоставлении профессионального налогового вычета адвокатам, учредившим адвокатский кабинет, сообщает.

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пункту 1 статьи 221 Кодекса и подпункту 2 пункта 1 статьи 227 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиками самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно статье 21 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокаты вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие им либо членам их семей на праве собственности, с согласия последних.

Кроме того, перечень лиц, указанных в пункте 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и не включает в себя индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов, таким образом, законодатель не вменяет обязанность по уплате коммунальных платежей адвокатскому кабинету, следовательно, данные платежи не являются расходами, связанными с осуществлением адвокатским кабинетом своей деятельности, непосредственно не связаны с получением доходов от осуществления адвокатской деятельности, осуществляемой индивидуально, то есть не могут быть учтены адвокатом при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Таким образом, включать в состав расходов адвоката, использующего для размещения адвокатского кабинета жилое помещение, принадлежащее ему либо членам его семьи на праве собственности, или жилое помещение, занимаемое адвокатом и членами его семьи по договору найма, суммы оплаты коммунальных платежей, электроэнергии, связи и ремонта этого жилого помещения неправомерно.

В случае аренды адвокатом офиса для осуществления профессиональной деятельности расходы, оплаченные им по договору аренды, могут учитываться в составе профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Советник
государственной гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ

Ведение бухгалтерского и налогового учёта в адвокатских образованиях регулируется с помощью единых для всех субъектов хозяйствования законов, однако имеет ряд отличительных особенностей. Связано это со спецификой вида деятельности некоммерческих организаций, к которым относится сфера адвокатских услуг, а также выполнение ими посреднических функций в интересах адвокатов.

Если говорить простыми словами, то любое адвокатское образование выступает не в роли работодателя для адвоката, а является посредником, помогающим ему осуществлять юридические услуги населению. Данное обстоятельство может вносить некоторые затруднения при ведении бухучёта, так как часто возникает недопонимание нормативно-правового регулирования в сфере учёта деятельности подобных учреждений.

Компания ООО «Что делать Консалт» оказывает бухгалтерские услуги в различных компаниях более 20 лет. Возьмём на себя полное ведение бухучёта или отдельные участки вашей фирмы. Кроме этого, мы можем научить ваших сотрудников вести учёт, составлять и сдавать отчётность.

Особенности бухучёта в адвокатской сфере деятельности

Адвокаты осуществляют свою работу через конкретную форму деятельности (коллегию, бюро, консультацию, кабинет).

Деятельность адвокатов осуществляется, как правило, с помощью такой организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, как адвокатское образование. Оно включает в себя следующие виды юридических лиц: бюро адвокатов, юридическая коллегия, консультация юристов.

Отдельной формой адвокатского образования считается адвокатский кабинет, который не относится к юридическим лицам, а сходен с предпринимательством. В зависимости от вида и формы адвокатского образования, бухгалтерский учё будет различаться в конкретной организации.

Деятельность адвокатов не является коммерческой

Несмотря на то что все адвокатские конторы работают на некоммерческой основе, они получают прибыль и несут различные расходы. Однако выручка от деятельности не относится к основным источникам формирования имущества, как это происходит в обычной коммерческой деятельности.

У адвокатских образований имущество формирует так называемое целевое финансирование. Поэтому бухучёт в адвокатской сфере основывается в первую очередь на выстраивании и учёте системы целевого финансирования.

Некоммерческие организации имеют право применять упрощённые формы ведения бухучёта и налогообложения, однако адвокатские образования не могут использовать в своей деятельности данный способ. Именно поэтому для адвокатских контор не работают многие рекомендации, разработанные для некоммерческих организаций.

Статус адвоката запрещает быть ему наёмным работником

Адвокаты, работающие в адвокатском образовании, формально не являются его сотрудниками. Но это и не посторонние лица в организации. Работники конторы являются его членами, учредителями, участниками, и с ними не заключают трудовые договоры. Соответственно доход адвокатов важно правильно классифицировать, так как официально он не может быть причислен к зарплате.

Бухучёт в адвокатских конторах имеет специфические особенности

Бухгалтерский учёт представляет собой сбор и систематизирование сведений об объектах хозяйственной деятельности (имуществе и источниках его образования), а также составление на основе полученной информации финансовой отчётности компании.

Выделяют следующие особенности учёта хозяйственной деятельности в адвокатских образованиях:

  1. Составление сметы, представляющей собой бюджет или финансовый план, на основе которой отражается весь бухгалтерский, налоговый учёт, а также формируется отчётность.
  2. Адвокатские образования лишены различных функций: не имеют возможности использовать обобщенные бухгалтерские счета, применять кассовый способ для учёта доходов. Учёт и начисление резервов осуществляется с помощью метода начисления.
  3. Существует необходимость организовывать раздельный бухучёт целевых доходов и затрат. Деятельность, которая приносит доход, обязана учитываться отдельно, с помощью соответствующих статей.
  4. Основные средства адвокатской организации должны быть отнесены на расходы с указанием их источника. Кроме этого, создаётся фонд имущества, который делится на недвижимое и особо ценное имущество.


Бухгалтерский аутсорсинг для адвокатов от ООО «Что делать Консалт»

Кроме того, что бухгалтерский и налоговый учёт в адвокатских фирмах имеет свою специфику, ежегодно вносятся различные поправки в законодательство в сфере учёта, регламентирующие новые правила ведения документов и предоставления бухгалтерской, налоговой отчётности. В связи с этим организации часто озадачены тем, чтобы своевременно быть в курсе дел всех произошедших изменений. Приходится тратить деньги на повышение квалификации своих специалистов и собственное переобучение.

Ведение бухучёта и составление отчётности в любом адвокатском образовании рациональнее всего организовывать на условиях бухгалтерского аутсорсинга.

Тщательно работаем со сведениями организации, исключаем допущение ошибок. Не только внешние, но и внутренние документы, составленные нами, отражают достоверные данные, обеспечивают прозрачность деятельности. Составленная таким образом документация не будет вызывать замечаний у контролирующих инстанций.

Наши бухгалтерские услуги

Эксперты компании ООО «Что делать Консалт» ( Москва) выполнят бухгалтерское сопровождение в организации и составят отчётность. Доверьте работу профессионалам.

В услуги нашего бухгалтерского аутсорсинга входит целый комплекс направлений:

  • выполнение учёта взносов от доверительных лиц адвокатов;
  • заполнение первичных документов, начиная с первого отчётного периода. Настройка электронного документооборота. Составление необходимой отчётности;
  • начисление взносов целевого назначения на содержание адвокатского образования;
  • расчёт налоговой базы, составление налоговой отчётности;
  • формирование отчётности для внутреннего контроля и поиска эффективных мер по улучшению деятельности;
  • общение с контролирующими инстанциями, услуги сопровождения во время выездных проверок;
  • анализ и оценка текущих процессов бухучёта, разработка эффективной модели учёта, подготовки и сдачи отчётности, в том числе налоговой;
  • ведение бухгалтерского учёта и формирование отчётности на отдельных участках адвокатской фирмы;
  • автоматизация бухгалтерского и налогового учёта с помощью специализированных информационных систем;
  • подготовка документов по международным стандартам, составление финансовой и налоговой отчётности для иностранных компаний;
  • консультации в сфере бухгалтерского и налогового учёта, составления отчётности;
  • закрытие отчётного периода.

Кроме этого, наши специалисты готовы выполнить разовое обслуживание по сложным бухгалтерским вопросам. Сформируем учётную политику адвокатской коллегии, составим смету. В работе мы используем широкий выбор информационных систем и технологий, отвечающих современным требованиям к ведению учёта и составлению отчётности.


Преимущества нашего аутсорсинга

В постоянно меняющихся внешних условиях бывает не просто удерживаться на плаву и успешно вести деятельность адвокатского образования. Поэтому так важно иметь в своём арсенале дополнительные ресурсы, чтобы можно было рассчитывать на них при возникновении любых сложных ситуаций. К таким вспомогательным источникам можно отнести и бухгалтерский аутсорсинг.

Воспользуйтесь качественными услугами

Наша компания оказывает качественные услуги для адвокатов, соответствующие общим стандартам ведения бухгалтерской документации. Мы берём на себя полную ответственность за конечный результат работы, поэтому детально проверяем выполнение каждого отдельно взятого документа.

У нас работают профессионалы

Ведущие работники ООО «Что делать Консалт» (Москва) помогут снизить расходы вашего бизнеса за счёт оптимизации ведения учёта. Мы работаем с 1993 года и имеем значительный опыт работы в сфере аутсорсинга. Знаем тонкости работы с финансами и налогообложением. Умеем исправлять ошибки и налаживать работу всех участков бухгалтерии.

Освободите себя от рутины

Воспользовавшись бухгалтерским сопровождением, наши Клиенты сосредотачиваются исключительно на ключевых бизнес-процессах. С помощью наших экспертов вы больше не будете ломать голову над тем, как подобрать толкового бухгалтера, чтобы он мог правильно вести работу с учётом специфики деятельности и законодательных изменений.

Сдавайте отчётность вовремя

Вся необходимая отчётность будет подготовлена без ошибок и в нужные сроки. Вам больше не нужно решать вопросы с налоговыми органами. Воспользовавшись нашими услугами, вы минимизируете риски финансовых потерь, избежите штрафов от контролирующих инспекций.

Получайте консультации от экспертов

Вы получаете профессиональную помощь наших специалистов, которые применяют эффективные методы и подходы в составлении отчётности. Мы окажем не только информационную, но и технологическую поддержку вашей фирме.


Стоимость услуг

На нашем сайте вы можете выбрать оптимальный тариф бухгалтерских услуг. Воспользуйтесь на выбор полным или частичным аутсорсингом. Мы готовы оказать информационную поддержку по вопросам бухгалтерского, налогового учёта, работы с кадровыми документами, отчислениями.

Наш оператор поможет рассчитать итоговую стоимость после определения режима налогообложения, количества сотрудников, объёма хозяйственной деятельности и операций.

Кроме этого, на нашем сайте есть возможность воспользоваться чек-листом «Бухгалтерия на аутсорсинге» и определить, нуждается ли ваша фирма в передаче бухгалтерских услуг на аутсорсинг. Также можно заказать бесплатную экспресс-проверку вашей компании на ошибки в учёте. Наши специалисты проведут аудит базы 1С, составят рекомендации по улучшению бухучёта.

advokat_280

Возможности программы Инфо-Бухгалтер

  • Начисление гонораров адвокатам и удержаний
  • Начисление целевых взносов (на содержание филиала, коллегии, на нужды адвокатской палаты)
  • Формирование лицевого счета адвоката (НДФЛ)
  • Формирование лицевого счета адвоката по учету вознаграждения (гонорара)
  • Расчет вознаграждений адвокатов и заработной платы наемных работников
  • Расчет профессионального вычета 403/2010
  • Автоматический расчет и ввод начислений и удержаний адвокатов в карточки начислений и удержаний списком
  • Начисление взносов в ФСАР, МССА и т.д.
  • Формировании отчётности как по зарплате, так и консолидированной отчётности коллегии
  • Формирование отчетности филиалов:
    • формирование ЖХО для отправки в Президиум коллегии за месяц
    • формирование ЖХО для отправки в Президиум коллегии за квартал
    • Формирование консолидированной отчетности коллегии с филиалами:
      (проверка и объединение ЖХО филиалов и коллегии)

    Программа Инфо-Бухгалтер
    помогает адвокатам
    навести порядок в документах

    для адвокатов молоток

    Преимущества программы Инфо-Бухгалтер для адвокатов

    бух программа для адвокатов

    • Простота освоения даже для неопытных пользователей
    • Удобная работа благодаря продуманному интерфейсу
    • Невысокая стоимость, устраивающая большинство адвокатских коллегий и филиалов.
    • Ювелирная тщательность в проработке мельчайших деталей программы
    • Широкий набор функций для ведения полноценного учета
    • Небольшие затраты на сопровождение программы
    • Регулярные автоматические обновления через интернет
    • Полное соответствие текущему законодательству РФ
    • Возможность работы без сопровождающего дорогостоящего программиста

    Дистанционная установка и дистанционное обучение

    Вам сразу же удаленно и бесплатно:

    • ответят на любые вопросы,
    • продемонстрируют возможности программы,
    • дистанционно установят и настроят программу,
    • помогут с выбором нужной конфигурации.

    Поддержка адвокатов

    Инфо-Бухгалтер в облаке

    облако для адвокатов

    Вы можете приобрести версию программы Инфо-Бухгалтер, работающую в облаке

    Все вычислительные процессы происходят на сервере в облаке, там же в действительности находятся и все данные пользователей.

    Программа в этом случае находится не на Вашем компьютере, а в так назывемом "облаке", т.е. в Центре Обработки Данных (ЦОД).

    Удаленные серверы расположены в надежном охраняемом центре обработки данных (ЦОД) с многоуровневой системой защиты. Вся информация находится в безопасности и доступна только пользователю.

    Стоимость программы Инфо-Бухгалтер
    для адвокатских объединений
    Приобрести программу
    Инфо-Бухгалтер можно:

    * Если в Вашем городе еще нет дилера, звоните в центральный офис в Москве.

    Вам сразу же бесплатно и дистанционно (удаленно):

    • ответят на любые вопросы,
    • продемонстрируют возможности,
    • выберут нужную конфигурацию,
    • установят и настроят программу.

    успешно используют

    Структура программы Инфо-Бухгалтер

    Рассмотрим более подробно работу программы Инфо-Бухгалтер для адвокатов

    Программа учета для адвокатов состоит из 9 разделов:

    * Отчётность филиала включает в себя Формирование ЖХО для отправки в президиум коллегии за квартал или за месяц, в зависимости от того, как установлено коллегией.

    РАСЧЕТЫ с АДВОКАТАМИ

    В этом разделе можно учесть поступившее вознаграждение адвокату в кассу или на расчётный счёт.

    Вознаграждение адвоката

    Вознаграждение адвоката учитывается на счёте 62/а «Авансы полученные».

    Счёт 62/а структурирован по адвокатам, а внутри каждого счёта адвоката - по его доверителю. В данном случае выберем доверителя, например, Афанасьева Алексея Владимировича у адвоката Петрова Евгения Александровича. Заполним номер документа и нажав на «Ок» получим хозяйственную операцию с проводкой, которая попадает в журнал хозяйственных операций. Аналогично учитывается вознаграждение адвокату на расчётный счёт и в кассу.

    Также можно начислить выплаты по взаимным расчётам из коллегиальных средств. Например, вознаграждение за заведование и прочее.

    Следующим этапом идёт подраздел «Отработанное вознаграждение». Типовая операция происходит по итогам месяца и отработанное вознаграждение списывается в доход адвокату.

    Доход адвоката

    Доход адвоката учитывается на счёте 76/6. Этот счёт также структурирован по адвокатам. Проводка, получаемая в результате этой операции, также попадает в журнал хозяйственных операций.

    Если адвокат по каким-то причинам не может оказать услуги на некоторую часть уже оплаченного вознаграждения, то в этом разделе формируется возврат клиенту неотработанной части вознаграждения как с расчётного счёта, так и из кассы.

    Теперь мы можем сформировать лицевой счёт адвоката по учёту вознаграждения (гонорара).

    Ставим период с первого числа выбранного месяца по последнее число этого же месяца.
    Счётом плательщика будет счёт 62/А/ПЕА этого адвоката, допустим Петрова Е.А.
    Счёт получателя 76/6/ПЕА. Мы выбираем Петрова Е.А. Пересчитываем.
    У нас нет остатков неотработанного гонорара на начало месяца.

    расчеты с адвокатами

    расчеты с адвокатами

    Поступило в начале месяца 40 000 руб. Возврат неотработанного гонорара составляет 5000 руб. Отработанный гонорар в текущем месяце 30 000 руб. Неотработанный гонорар на конец отчётного периода 5 000 руб. по доверителю ООО «Алёнушка».
    В лицевом счете предусмотрена графа для подписи адвоката на каждой строке. Следующим этапом идут отчисления адвокатам:

    • на содержание филиала,
    • на содержание коллегии,
    • на нужды адвокатской палаты.

    ___________
    Аналогично проводится операция «Удержание на содержание коллегии» и операция «Удержание на нужды АП - адвокатской палаты». Также в этом разделе могут быть удержаны взносы в федеральный ФОМС и ПФР, если адвокат платит взносы частями или предъявляет документ о полной оплате взносов.

    КАДРОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    В этом разделе собраны основные кадровые документы:

    Если понадобятся еще какие-либо кадровые документы,
    их можно найти в пункте меню "Документы – Заполнение – Кадровые документы"

    для адвокатов молоток

    РАСЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ АДВОКАТОВ

    Заполняем карточку общих данных адвоката.

    Если адвокат участвует в зарплатном проекте (перевод вознаграждения на банковские карточки), то обязательно должен быть заполнен номер лицевого счёта в банке.

    Затем заполняем карточку начислений и удержаний адвокатов.

    Выбираем адвоката Петрова Е.А. и выбираем карточку.

    В начислениях вводим начисление «Адвокаты», равное отработанной сумме адвоката по всем клиентам за месяц.

    • сумме удержаний на содержание филиала;
    • сумме на содержание коллегии;
    • сумме на нужды адвокатской палаты.

    И если адвокат платит взносы в ФСАР, то вводим удержание «ФСАР».

    Если адвокат получает гонорар на карточку, то вводится удержание "ПеревБанк".

    В вычетах мы ставим профессиональный вычет 403/2010, равный сумме профессиональных расходов, а также стандартные вычеты.

    Чтобы не перебирать карточки и упростить их заполнение, создан бланк «Ввод начислений адвокатов списком».

    Бланк рассчитывает на всех адвокатов начисление «Адвокаты», удержание «Профрасходы» и профессиональный вычет 403/2010, которые изменяются каждый месяц.

    Если все правильно, то нажав кнопку «Сохранить рассчитанные данные в карточки», получим разнесение этих начислений, удержаний и вычетов по карточкам.

    Если после этого обнаружена ошибка, то, если нажать кнопку «Удалить рассчитанные данные из карточек», данные будут удалены.

    Заполняем бланк расчёта заработной платы, рассчитываем гонорар адвокатов.

    Следующим этапом формируем проводки, пересчитываем бланк выдачи, если есть адвокаты, которые получают гонорар из кассы.

    Формируем платёжную ведомость из кассы и ведомость на перевод денег в банк на карточки, которая формирует файл реестра для выгрузки в банк на карточки.

    После этого формируем лицевой счёт адвоката. Выбираем Петрова Е.А.

    В лицевом счёте адвоката показывается отработанный гонорар, отчисления на нужды филиала, отчисления в президиум коллегии и отчисления в адвокатскую палату.

    Показаны профессиональные вычеты, справочно показываются стандартные вычеты, налоговая база для НДФЛ и удержанный налог.

    В левой колонке начисляем зарплату наёмных работников.

    Карточки общих данных работников

    Карточки общих данных работников заполняются аналогично заполнению карточек общих данных адвокатов.

    В карточке начислений и удержаний заполняется оклад, отработанное время, дополнительные начисления и удержания и стандартные вычеты при их наличии.

    Для наёмных работников заполняется карточка прочие расчётные данные, а также карточка данных для ПФР, где обязательно указывается страховой номер работника.

    Затем аналогично рассчитывается заработная плата на счёте 70, формируются проводки, идёт выдача заработной платы, формируется платёжная ведомость и ведомость на перевод денег в банк на карточки, если наёмные работники участвуют в зарплатном проекте.

    На сотрудников рассчитываются страховые взносы в подразделе налоги.

    А также есть специальные расчёты: расчёт суммы оплаты отпуска, расчёт сумм компенсаций за неиспользованный отпуск, расчёт сумм оплаты больничных листков, расчёт пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет.

    ОТЧЕТНОСТЬ в ФНС, ПФР, ФСС

    Для адвокатов и наёмных работников формируется:

    в ФНС - Федеральную налоговую службу:

    • Регистр по учёту НДФЛ. Справка о доходах физических лиц (2-НДФЛ).
    • Формирование данных и выгрузка на магнитный носитель 2-НДФЛ.
    • Реестр сведений о доходах физических лиц.
    • Форма 6-НДФЛ.

    Для наемных работников:

    • Расчет по страховым взносам и формирование файла для передачи в ФНС.
    • Расчет средней численности.
    • Сведения о среднесписочной численности.

    в ПФР - Пенсионный фонд Роосийской Федерации

    • Индивидуальные сведения СЗВ-М (с 2016 года)
    • Форма СЗВ-СТАЖ

    в ФСС - Фонд социального срахования:

    Расчетная ведомость ФСС и т. д.

    ОТЧЕТНОСТЬ ФИЛИАЛОВ
    • Формирование ЖХО для отправки в Президиум коллегии за квартал
    • Формирование ЖХО для отправки в Президиум коллегии за месяц

    Раздел формирует файл ЖХО, записывает и, если отправляется по интернету, отправляет в коллегию.

    Коллегия с филиалами формирует консолидированный баланс и консолидированную оборотную ведомость с помощью операции «объединение».

    Для объединения журналов хозяйственных операций поставляются две дополнительные программы и формируется общая база данных.

    Если в коллегии нет филиалов, то отчетность формируется в верхнем меню «Отчетность» или в разделе «Документы \ Заполнение -7. Бухгалтерская и налоговая отчетность». Раздел1»

    БАНК

    Использование системы клиент-банк

    Если используется клиент-банк, то при правильной настройке бланка «Импорт выписки из клиент-банка» все операции формируются автоматически.

    В противном случае вручную: либо проводки, либо формирование платежного поручения.

    ВАЛЮТА

    Есть инструкция по работе с валютными операциями.

    Пункт «Создание валютных счетов».

    Справочник курсов валют: есть возможность закачки курсов валют из интернета.

    Операция «Поступило вознаграждение адвокату на валютный счет» и операция «Продажа валюты».

    В лицевом счете по учету вознаграждения (гонорара) суммы, учитывающие курсовые разницы и продажу валюты по курсу банка, будут отражаться в разделе «Приход».

    КАССА
    • Поступило вознаграждение адвоката в кассу — приходным ордером либо операцией.
    • Получено по чеку из банка
    • Поступили деньги из филиала на расчетный счет - расходный ордер
    • Формируется кассовая книга
    ПОДОТЧЕТ

    Выполняются следующие операции и оформляются следующие документы:

    • Выдача — расходный ордер
    • Возврат — приходный ордер
    • Списание — авансовый отчет
    ПОЛУЧЕНИЕ И СПИСАНИЕ ТМЦ, ОС, МАТЕРИАЛОВ И УСЛУГ

    Осуществление хозяйственной деятельности.

    Если есть основные средства, то начисляется износ на забалансовом счете 010.

    ЗАКРЫТИЕ ПЕРИОДА

    Списание затрат со счета 26 на счет 86/3.

    АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

    В этом разделе можно открыть и настроить инструкцию (путеводитель), а также предусмотрена проверка базы зарплаты.

    Журавлев Евгений

    Для многих коллег далеко не праздными остаются вопросы: как учредить адвокатский кабинет и с чего начать деятельность? Каким критериям должен соответствовать адвокат, чтобы иметь возможность учредить кабинет? Как оптимизировать налогообложение в адвокатском кабинете? Что нужно сделать и как, чтобы сэкономить время?

    Начать стоит с того, что адвокату, решившему учредить адвокатский кабинет, необходимо иметь пятилетний стаж адвокатской деятельности. На это прямо указывает п. 1 ст. 21 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

    Также адвокату стоит обратить внимание, что перед направлением уведомления в Совет адвокатской палаты об учреждении адвокатского кабинета необходимо решить вопрос о выходе из состава коллегии адвокатов (бюро). Порядок выхода определяется учредительными документами этого адвокатского образования (п. 4 ст. 22 Закона об адвокатуре).

    После этого адвокат должен получить сведения из адвокатской палаты об избранной форме адвокатского образования и в кратчайшие сроки встать на учет в территориальных органах ФНС России, Пенсионного фонда РФ и Росстата, получив там необходимые документы о государственной регистрации и постановке на учет.

    Только после осуществления государственной регистрации адвокатского образования можно приступать к адвокатской деятельности.

    Но тут перед адвокатом встают другие вопросы: какие документы нужны для полноценного занятия адвокатской деятельностью и какую отчетность необходимо сдавать?

    Перечень этих документов совсем небольшой: книга учета доходов и расходов адвоката, квитанция адвоката, являющаяся бланком строгой отчетности адвокатского кабинета, налоговые декларации по формам 3-НДФЛ и 4-НДФЛ. Вот и весь перечень, если не считать ежегодный статистический отчет в адвокатскую палату.

    Стоит помнить, что книгу учета доходов и расходов адвокат, учредивший адвокатский кабинет, может вести в электронном виде, а декларация по форме 3-НДФЛ подается в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом).

    Эти прописные истины адвокату, учредившему адвокатский кабинет, необходимо не только знать, но и правильно использовать в повседневной деятельности.

    Обычно появляются насущные вопросы: где взять перечисленные документы? Как они должны выглядеть и какой нормативно-правовой документацией следует руководствоваться для их правильного заполнения?

    У многих адвокатов, учредивших кабинет, на первых порах возникают трудности с правильным заполнением деклараций. Я всегда использую для этого программу «Декларация» с официального сайта ФНС России, находящуюся в разделе «Программные средства – Декларация»: Программа подготовки сведений по формам № 3-НДФЛ и № 4-НДФЛ за 2014–2017 гг.

    Мало кто использует право на ежегодную подачу декларации по форме 4-НДФЛ (подается вместе с декларацией по форме 3-НДФЛ), которой можно корректировать авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц, значительно их минимизируя.

    И уж совсем откровением является «новость», что компенсация расходов адвоката, понесенных им в связи с адвокатской деятельностью, должна включаться в доходы адвоката, но при этом сумма компенсации расходов уменьшает налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

    Экземпляры книги учета доходов и расходов и квитанций новоиспеченные адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, обычно заказывают после начала адвокатской деятельности, а не до, как следовало бы делать.

    Помимо этого, не все коллеги, учредившие адвокатский кабинет, сразу приходят к идее, что можно не только арендовать нежилое помещение для занятия адвокатской деятельностью, но и занимать его по договору безвозмездного пользования со своим родственником, или вовсе осуществлять адвокатскую деятельность в собственном жилом помещении.

    Как правило, недопонимание всего этого массива информации заканчивается длительной перепиской с налоговой инспекцией, что отнимает у адвоката много времени и сил.

    На ранних этапах деятельности адвокатам довольно сложно во всем разобраться, учитывая колоссальное количество разъяснений фискальных органов, которые к тому же часто противоречат друг другу.

    27 июля 2018 г. вышла в свет моя книга «Налогообложение адвокатов, учредивших адвокатский кабинет: Пособие для адвокатов» с образцами документов, необходимых адвокату. В нее вошли также решения судов, письма Минфина России и ФНС России, разъяснения ФПА РФ и адвокатских палат, моя переписка с налоговой инспекцией и т.д. Все эти документы мной были добавлены в книгу неспроста. Они призваны помочь адвокату, учредившему адвокатский кабинет, не наделать ошибок на начальном этапе деятельности и предотвратить их в будущем. Для тех же, кто осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете не первый год, она, надеюсь, окажется неплохим справочником по вопросам налогообложения.

    Книга разбита на главы по количеству документов, которые должны быть на столе у адвоката, учредившего кабинет. В частности, особое внимание уделено книге учета доходов и расходов, образец которой был мной разработан и согласован с налоговой инспекцией.

    Идея написать эту книгу пришла ко мне давно, но воплотить ее в жизнь получилось только в этом году. На ее написание меня сподвигло прежде всего отсутствие литературы по данной теме.

    Однако коллегам, у которых эта книга окажется в руках, не следует воспринимать ее как руководство к действию и наспех покидать свои коллегии и бюро. Она призвана помочь сделать такой выбор осознанно, взвесив все «за» и «против».

    Для тех коллег, которые уже приняли решение об учреждении адвокатского кабинета, в отдельной главе я поместил памятку об учреждении адвокатского кабинета с образцами документов, которые адвокату, прежде чем начать заниматься деятельностью в кабинете, необходимо получить в ФНС России, адвокатской палате и Пенсионном фонде РФ.

    То, что на первый взгляд кажется довольно сложным, на самом деле серьезных трудностей не представляет, и проблемы, которые возникают у адвоката, учредившего кабинет, после прочтения книги просто должны сойти на нет.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: