Важно ли для человека который считает себя гражданином и патриотом задумываться о судьбе родины

Обновлено: 19.04.2024

Поводом для написания статьи стал широко растиражированный миф, как будто писатель Салтыков-Щедрин иронично относился к патриотизму.

Отмечу, что приписываемая Салтыкову-Щедрину цитата является лишь одной из множества гуляющих по интернету «анти-патриотических» цитат. «Анти-патриоты» - это относительно небольшая, но активная группа. На оппонентов они смотрят исключительно свысока – дескать, граждане с патриотическими взглядами – это глупая «вата», которой манипулирует власть. С их подачи возникло ложное представление , будто граждане с патриотическими взглядами являются сторонниками власти, а критиковать недостатки государства могут только анти-патриоты. В результате возникает ложная альтернатива между «анти-патриотами» и «ура-патриотами», при этом махровый эгоизм «анти-патриотов» подается, как их достоинство: дескать, они одни только и способны видеть и критиковать недостатки в устройстве страны.

Что ж, тем больше причин поговорить о взглядах на патриотизм Салтыкова-Щедрина - ведь анти-патриоты почитают его, как крупного авторитета.

Начнем с того, что судить о взглядах человека по отдельной цитате – величайшая глупость. Никто не может сказать, откуда взялась цитата, приписываемая Салтыкову-Щедрину: «Если в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли» .

Но даже если бы нашлась такая цитата в собрании сочинений писателя, судить о его взглядах по этой фразе невозможно. Чтобы понять, как человек относится к патриотизму, нужна не отдельная цитата, а размышление. Подобное размышление мы можем найти в статье «Сила событий» .

(В отличие от мифической цитаты, указать точное нахождение этой статьи несложно: М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1969. Т. 7. С. 162—184.)

Из этой статьи мы узнаем, что патриотическое чувство Салтыков-Щедрин считал благим, и высоко оценивал его воспитательное значение.

Салтыков-Щедрин:
«Идея, согревающая патриотизм — это идея общего блага. Какими бы тесными пределами мы ни ограничивали действие этой идеи (хотя бы даже пространством княжества Монако), все-таки это единственное звено, которое приобщает нас к известной среде и заставляет нас радоваться такими радостями и страдать такими страданиями, которые во многих случаях могут затрагивать нас лишь самым отдаленным образом. Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к воспринятию идеи о человечестве» .

Противоположностью патриотизма писатель называет паразитство . Да-да, те, кто в силу развитого эгоизма отрицает патриотизм, с точки зрения Салтыкова-Щедрина, безусловно, являются паразитами. Если бы цитирующие писателя анти-патриоты потрудились разобраться с его реальными взглядами, они пришли бы в ужас.

Салтыков-Щедрин:
«Напротив того, идея, согревающая паразитство, есть идея, вращающаяся исключительно около несытого брюха. Паразит настолько подавлен инстинктами личного эгоизма, что не может сознавать себя в связи ни с какою средою, ни с каким преданием, ни с каким порядком явлений. Хотя же и случается, что он предпочитает одну территорию другой и начинает называть ее отечеством, но это не отечество, а только оседлость. Воспитательное значение паразитства громадно: в этой школе вор мелкий развивается в вора всесветного» .

Не правда ли, любопытная связка между «инстинктом личного эгоизма» и эпитетом «вор»? А ведь Перестройка 90-х как раз и была направлена на то, чтобы пробудить у советских граждан этот самый «инстинкт личного эгоизма».

Горькую пилюлю «анти-патриотам» может подсластить тот факт, что Салтыков-Щедрин резко критикует паразитов во власти, которые только прикидываются патриотами. Но, согласитесь, это слабое утешение – ведь писатель говорит о том, что это одно и то же по сути. Только у одного паразита уровень «мелкого вора», а у другого паразита уровень «вора всесветного».

Салтыков-Щедрин пишет, что, поскольку у его современников часто довольно смутное представление о патриотизме, от них нередко можно услышать противоречивые суждения.

Салтыков-Щедрин:
«Почти на каждом шагу приходится выслушивать суждения вроде следующих: "правда, что N ограбил казну, но зато какой патриот!" или: "правда, что N пустил по миру множество людей, но зато какой христианин!" — и суждения эти не только не убивают нашу совесть, но даже не удивляют нас» .

Люди словно не замечают противоречия подобных суждений, и этим пользуются паразиты во власти, которые желают создать о себе представление, как о патриотах. Они произносят высокопарные и пафосные речи, но цена этим речам невелика, потому что слова и дела у них расходится.

Салтыков-Щедрин:
«Пользуясь этой разрозненностью, человек может свободно переходить из одной половины в другую и, не возбуждая ни в ком удивления, уравновешивать самые гнусные поступки высокопарными и бессодержательными фразами» .

Салтыков-Щедрин противопоставляет руководствующихся принципом общего блага патриотов и руководствующихся личным эгоизмом паразитов. Он заключает, что ни при каких условиях паразит патриотом быть не может.

Салтыков-Щедрин:
«Нельзя быть паразитом и патриотом ни в одно и то же время, ни по очереди, то есть сегодня патриотом, а завтра проходимцем . Всякий должен оставаться на своем месте, при исполнении своих обязанностей» .

Михаил Евграфович говорит, что существует существенная разница между удобным для власти невежественным патриотом и просвещенным патриотом. Писатель считает, что истинный патриотизм может быть только просвещенный.

Салтыков-Щедрин:
«. Нельзя не согласиться, что человек развитой уже потому является лучшим патриотом, что, обладая идеею общего блага и знанием элементов, его составляющих, может целесообразнее действовать в пользу торжества своей идеи.

Во-первых, только человек развитой способен обладать представлением об общем строе явлений и об отношениях, между ними существующих; невежественный же человек сознает лишь явления ближайшие, касающиеся его собственной личности или личностей тех людей, которые связаны с ним узами крови и беспрерывными столкновениями на одном и том же поле интересов. Так называемый patriotisme du clocher (патриотизм своей колокольни) гораздо сильнее действует в невежественном человеке, нежели в развитом, и по временам ограничивается районами почти микроскопическими».

Невежественный патриот удобен власти тем, что послушен. Просвещенный патриот имеет собственное мнение, с которым власти приходится считаться. Салтыков-Щедрин поднимает вопрос о том, что невозможно подменить патриотизм дисциплиною – бездумным подчинением.

Салтыков-Щедрин:
«Почти наверное можно сказать, что попытки заменить патриотизм дисциплиною никогда не увенчивались успехом. Происходит это оттого, во-первых, что никакими мерами нельзя вложить душу живую в человека, который может действовать только как автомат, и, во-вторых, оттого, что всякая дисциплина представляет машину, столь сложную, что строгое применение ее непременно увлечет патриотов-руководителей совсем в другую сторону от главных целей. Человек, который не знает, куда он идет, весь, со всеми своими мыслительными способностями, подавлен этою неизвестностью. Он, как самый простой поденщик, может работать со штуки, но, не зная ни значения этой работы, ни ее применений, будет все-таки действовать наугад, а чаще всего невпопад.

Совсем иные черты представляет дисциплина свободная, которою добровольно связывает себя человек развитой. В его глазах отечество не просто бессвязный агрегат селений, городов, сословий и т. д., а цельный и живой организм, в котором каждая пядь территории защищает и питает следующую пядь . Если он успел доказать себе, что развитие страны находится на ложной дороге, то он не обязывается идти с ним об руку и не лишается через то наименования патриота. Бывают минуты, когда борьба против ложного общественного настроения считается признаком высшего и безукоризнейшего патриотизма, хотя, конечно, бывают и иные минуты, когда развитой человек подчиняет свой высший патриотизм патриотизму необходимости и добровольно связывает себя дисциплиною . Как ни тяжел этот подвиг подчинения, но так как он предпринимается сознательно, то нет надобности ни следить за каждым шагом этого человека, ни входить с ним в многословные объяснения».

Писатель считает, что настоящий патриот только тот человек, который обладает активной жизненной позицией, которого интересует то, что происходит в его стране. Власть с одной стороны, заинтересована в том, чтобы патриотизм был, но, с другой стороны, она хочет, чтобы патриот был удобен, и не слишком интересовался политикой. В этом Михаил Евграфович видит противоречие.

Салтыков-Щедрин:
«Нельзя сказать человеку: "вот здесь, в сфере внутренних интересов, ты будешь индифферентен и скуден инициативой, а вот там, в сфере внешней безопасности, ты обязываешься быть пламенным и изобретать все, что нужно на страх врагам". Это невозможно, во-первых, потому, что внутренние интересы всегда ближе касаются человека, и, во-вторых, потому, что дух инициативы не с неба сваливается, а развивается воспитанием и практикою. Нельзя передвигать его из одной сферы в другую, смотря по надобности, особенно из такой сферы, где он встречает применение беспрерывное, в такую, где предстоит применять его только, так сказать, в табельные дни. Отсутствие повседневной работы ума мало-помалу доводит способности человека до нуля: с чем же он пойдет на защиту отечества, когда в этой защите встретится надобность? Где он найдет элементы для энтузиазма? Он наг снаружи и наг внутри; он ничего не знает; он игнорирует даже ту «вещь», во имя которой ему приводится расточать энтузиазм » .

Салтыков-Щедрин считает, что огромную пользу стране могут принести патриоты сознательные, развитые, активные, и что политика, основанная на том, чтобы держать народ темным (якобы, просвещение порождает бунт), в корне неверна.

Обратите внимание, насколько позиция Салтыкова-Щедрина не вписывается в те шаблоны, которые пытаются навязывать нынешние «анти-патриоты».

Во-первых, Михаил Евграфович указывает, что нет противоречия в том, чтобы патриот находился в оппозиции и выступал против ложного пути развития страны.

Во-вторых, примитивный ура-патриотизм с точки зрения Салтыкова-Щедрина не является истинным патриотизмом. Настоящий патриот примитивным быть не может.

В-третьих, анти-патриоты не могут заявить – что мы, дескать, и есть та просвещенная оппозиция, о которой ведет речь писатель. Нет, граждане, вам не удастся надеть на себя эту маску, потому что, говоря об оппозиции, Салтыков-Щедрин ведет речь о патриоте – т.е. о человеке, для которого общественное благо на первом месте. А анти-патриоты в терминах писателя относятся к категории «паразитов».

В связи с этим, хочу сказать, что такие люди, как Ленин, Сталин, Свердлов, Дзержинский с точки зрения Салтыкова-Щедрина были патриотами. В отличие от нынешней «оппозиции» в лице Каспарова, Ходоковского, Навального и пр., большевики общественное благо всегда ставили выше личного. Они были активными и сознательными борцами, и считали важнейшей задачей просвещение народа.

"При посещении одной из школ я обратилвнимание на ученицу, читающуюкнигу пионерах-героях. Хорошо, что книгу сохранили, и ученики с удовольствием ее читают. Поговорив с девочкой, я отметилдля себя, что она знает о юныхгероях не из этой книги, но и из других. Радостно стало за ребёнка, которыйсоприкоснулся с великой и героической историей своего народа, примерил к себе поступок сверстников-героев. Уверен, что её посетила гордость за свою страну, за своих предков, а главное, она поняла, что тоже причастна к славному племени победителей".

В современных условиях патриотизму, воспитательным функциям отечественное истории отводится особое особая, объединяющая роль в решении важнейших проблем общества и государства, в защите национальных интересов Отечества. Так было всегда, когда возникала потребность в напряжении духовных сил во имя Родины.

Святое чувство-патриотизм, поистине является источником духовной силы русского человека, побуждает каждого из нас готовить себя к защите Отечества, начиная ещё со школьной скамьи; предполагает формирование, прежде всеготу подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества.

Так что же такое патриотизм? Какой смысл, вкладывается в это понятие? Патриотизм в России формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нём - яркий отсвет судьбы Отечества. Сущность патриотизма , т.е. глубокая, внутренне устойчивая связь личности со своим народом, со своей Родиной, проявляется в привязанности к родным местам, родному языку, к природе, к тем социальным отношениям, традициям, духовной культуре, которые функционируют на разных социальных уровнях, начиная с семьи, родного очага.

Происходит понятие патриотизм, от греческого "патрис"-родина, отечество. Под патриотизмом подразумеваются любовь человека к своей Родине, к своему народу, гордость за него, волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения, готовность приложить усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями.

Патриотизм-это высшее духовное состояние человека как личности, он развивается, наполняется содержанием, исходя из тех ценностных ориентаций, которые сформированы в нём начиная с детства. И формируется у школьников из отношения к истории Отечества как к личному достоинству и чести. Если этого нет, то и не будет патриотизма.

Что мы вкладываем в понятие Родина, Отечество? Родина- это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается, Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырс, живёт и которая слала для него родной и близкой. Малая Родина-это место рождения и становления человека как личности.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью ксвоим, родителям-отцу и матери. Потеря Родины, означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно и вечно сказал об этом А. С. Пушкин:

Два дивных чувства близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к отеческим гробам,
На них всегда, от века к веку,
По воле Бога самого
Самостоянье Человека,
Залог величия его!

По-особому, актуально, эти слова звучат в наши дни.

Любовь к Родине возникает, наверно, по-разному. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребёнок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знания, он постепенно осознаёт величайшую истину, свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за неё. Так рождается гражданин-патриот.

Патриотизм русского человека явление уникальное, своеобразное, настолько велика, глубока и бескорыстна в нём любовь к Отечеству. В России не прижились и, видимо, не приживутся многие западные ценности и ориентиры. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется?

Во-первых, ему присущи, глубоко сознательный народный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надёжную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.

Вспомним обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нём просто и ёмко сформулирована эта патриотическая идея. "Воины,- говорилось в обращении,- вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество:А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".

Во-вторых, она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Россию, высокую ответственность за судьбы мира на планете.

В-третьих, носит интернациональный характер. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина - Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай - де Толли, И.В.Гурко, И.И. Дибич - Забалканский, Р.Д.Радко - Дмитриев, П.И.Багратион, Н.О.Эссен и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В.Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.

В-четвертых, он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство. Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его - патриотизм. Российский историк и писатель Н.М.Карамзин отмечал : "Древняя и новая история народов не представляет нам ничего более трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницей бытия его".

Рост патриотизма относится к историческим победам Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.

Страна воспряла через воинство, руководимое Дмитрием Донским с благословения Сергия Радонежского - одного из величайших образов русской святости.

Реформы Петра I усилили любовь россиян к Родине, подняли интерес к Отечеству, к его развитию и гордость за свои дела и поступки. Безотчетное сознание того, что "теперь мы не хуже других", подняло народную гордость и любовь к России. Петр Великий добился того, что Россия, наконец, имела армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженной гордостью. За двадцать лет непрерывных военных действий выработалось национально - русское военное поколение.

С особой силой и непримиримостью боролся за сохранение отечественных порядков А.В.Суворов. Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за морально - психологические качества русского солдата. Всей русской армии, являвшей достойный пример патриотизма для общества. Являясь последователем А.В.Суворова, немало усилий для привития в войсках патриотизма, высокого морального духа, необходимых боевых качеств приложил талантливый военачальник М.И.Кутузов, который призвал к единению русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Героический, гигантский подъем народного духа и военного патриотизма в 1812 г., победа над лучшей армией мира, каковой считалась французская армия под руководством Наполеона, утвердили в наших соотечественниках чувство гордости за свою страну, свой народ, вселили уверенность в собственные силы и свою значимость.

XIX век, в истории России, насыщен значимыми для нее событиями.

Богатый опыт патриотического воспитания с учетом классовых интересов был накоплен у нас в стране в период "советского патриотизма" - после октября 1917 г. До конца 80-х годов ХХ в. Советский патриотизм вырос, сформировался на основе русского патриотизма, он выбрал из него все лучшее. В общественном и индивидуальном сознании произошел процесс преемственности в развитии идей патриотизма.

Советский патриотизм на русской основе - это новое духовное состояние человека. В исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. советский патриотизм рассматривается как непобедимая сила. Это уникальное явление в духовно - нравственной истории человечества.

В настоящее время творческое развитие патриотизма с использованием опыта военной истории имеет особую значимость и актуальность. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.

И наша главная задача, обогатить наших детей, богатейшим историческим опытом и знаниями, воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к ближним, родному краю, Родине.

Ведь. Не зря говорят: "От правильного воспитания детей, зависит благосостояние всего народа" (Локк)

И в заключение я хочу прочитать Вам стихотворение Э.Асадова

"Россия начиналась не с меча"

Россия начиналась не с меча.
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча.
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.
И стрелами звенящие бои
Лишь прерывали труд её всегдашний.
Не даром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне,
В руках веселых, только от труда,
По добродушью, иногда не сразу,
Возмездие вздымалось, это да!
Но жажды крови не было ни разу.
Но только подлость, радовалась зря,
С богатырем, не долговечны шутки!
Да, можно, обмакнуть богатыря,
Но победить, вот это уже дудки.
Ведь это было так же бы смешно,
Как скажем, биться с солнцем, иль луною.
Тому порукой озеро, Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев и Батыя
Нашли конец на Родине моей!
То нынешняя, гордая Россия!
В 100 крат еще прекрасней и милей!
И в битве с самой лютою войной
Она и ад сумела превозмочь
Тому порукой города - герои
В огнях салюта в праздничную ночь.
И вечно тем горда моя страна!
Что никого, нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, сем война,
Как бескорыстье действеннее - жала.
Встает заря, светла и горяча
И будет так во веки нерушимо
Россия начиналась не с меча,
И потому. Она непобедима.

Сочинение «Я думаю, чтобы быть патриотом, нужно, прежде всего, любить свою Родину, дом, где ты родился и вырос. Нужно изучать историю своей страны, своего села, знать и помнить подвиги наших дедов, которые защитили Отчизну от захватчиков. Школьники своей хорошей учёбой, хорошими делами доказывают, что они настоящие патриоты» . (Иркиmов Эжен) «Патриот - это человек, который любит Родину и готов сражаться за неё ценой своей жизни. В сегодняшнее время патриотами считаются солдаты, пограничники, офицеры, военные врачи, лётчики, пехотинцы. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» рассказывается о Пете Ростове, который сбежал от родных на войну, а ведь ему было всего 12 лет. Умер он очень нелепо и рано. Его поступок был, наверное, глупым, но и героическим. Я думаю, что люди, которые выбрали военную профессию, - это и есть патриоты. Они достойны быть героями» . «Патриот - это человек, который защищает свою Родину, проходит через трудности, рискует ради Отчизны жизнью, чтобы спасти свой народ. Патриот, даже маленький, всё равно спасает народ и Родину своими хитрыми задумками. Патриот должен быть храбрым, мудрым, умным, хитрым, сильным, смелым и, конечно, мужественным. Патриоты умирают героями, потому что отдают свои жизни за Родину и народ» . «Что, значит, быть патриотом? Я уверена, что это, значит защищать, любить, уважать свою Родину. Я думаю, что каждый человек может стать патриотом, даже женщины, не только мужчины. Патриоты - это не простые люди, это наши защитники. Если ты хочешь стать патриотом, значит, ты уважаешь и любишь свою страну. Я хочу, чтобы наша страна стала крепкой, дружной и справедливой» . «Патриоты нашего времени доказывают преданность и любовь своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» . «Патриоты - это люди, которые делают для своей Родины добрые дела, например, врачи, ведь они оказывают помощь больным в любое время» . «Мы посетили районный краеведческий музей, где узнали о воинах ¬афганцах. Это тоже патриоты, потому что они выполняли интернациональный долг. Немногие вернулись с этой жестокой войны. Многие погибли молодыми, восемнадцатилетними. Им не хотелось погибать. Спасибо им за всё, что они совершили!» «Мы ходили в районный музей на экскурсию «Вести с фронта» . После посещения музея я задумалась, как тяжело было патриотам - защитникам Родины на Великой Отечественной войне». В наше время многие считают, что патриотом быть не в моде. Они, конечно, ошибаются, особенно молодежь и мои ровесники. Я себя считаю истинным патриотом моей страны. Почему? Во-первых, я родился в огромной и великой стране, которая зовется Россия. Многие страны преклоняются перед этой страной, потому что она сильная и могущественная. Во-вторых, у нас в России самая лучшая военная техника. Самый лучший офицерский состав, лучшие генералы и солдаты. В третьих, президент России создает самые лучшие условия для российской армии. Еще я считаю себя патриотом, потому что в Великую Отечественную войну мой прадед был участником этой страшной войны. Он защищал рубежи нашей Родины. Много совершил подвигов под городом Курском. Вернулся с войны героем, как все советские солдаты. Я горжусь своим прадедом. Он истинный патриот своей Родины. С таких патриотов нужно брать пример, стараться походить на них. Патриотом себя считаю, так как люблю свою Россию, свой любимый уголок Родины – Горный Алтай. Горный Алтай – жемчужина Сибири. Этот уголок нужно охранять, беречь, чтобы передать потомкам в хорошем состоянии. И это тоже считается патриотизмом. Когда мне будет 18 лет, буду служить в российской армии. Защищать свои границы от врагов. Если вдруг враг нападет на нашу Родину, то обязательно встану на защиту своей страны. А защищают свою страну истинные патриоты. Вот что, значит быть патриотом своей страны.

Самым известным патриотом России можно назвать такого пародиста как Задорнов. В каждом его выступлении можно увидеть как он с особой любовь говорит о своей стране замечает огромно количество смешных историй произошедших как в его жизни так и в жизни людей многочисленых зрителей он также основал библиотеку для тог что бы люди как можно больше читале ведь в зниниях сила чем более начитаный тем более грамотный человек. Также Задорнов следит за истории россии ему не безралично и тот факт что много людей поросту не знают историю и то что в 12 году было юбилей 1135 лет со дня основании Руси нашего государства он собрал средства и снял фильм Рюрик потереная быль где идёт речь как основовалаьс русь это человек поистене патриот нашей страны и очень хороший и добрый человек.

Нет в мире ничего выше и дороже, чем Родина. Она дает нам крылья для полета, освещает каждый наш шаг. Родину нельзя выбрать. К ней можно лишь прикипеть всем сердцем, проникнуться величайшей и светлой безграничной любовью — любовью на всю жизнь.

Но мало любить Отчизну лишь в мыслях. Только тот, кто делает все для процветания родной страны, для ее славы, только тот, кто не жалеет сил, а порой и жизни ради ее свободы и независимости, кто готов защищать ее территорию и границы, кто беззаветно уважает ее идеалы, знает историю, традиции, культуру родного народа, кто бережно лелеет родной язык, — только тот человек достоин называться патриотом.

Я люблю свою Россию. Здесь я родился, впервые стал на ноги и вышел в огромный мир тропинками, которые начинались у родного порога. Мне мила родная земля — земля, где я появился на свет. Потому что в родных местах и солнце ярче светит, и небо синее, и деревья зеленее и выше. Родная земля — как родная мать: добрая, щедрая, мудрая и бескорыстно любящая. Она готова оберегать каждого из своих детей. Но и человек должен быть готов на подвиг, на бой ради чести Отчизны, то есть быть настоящим патриотом, а в мирное время работать на благо Родины — тогда она будет богаче и краше, а ее сыновья и дочери смогут жить спокойнее и увереннее.

Если вы спросите у любого человека что такое патриотизм, в большинстве случаев услышите короткий ответ: патриотизм – это любовь к Родине. Однако Родина у нас одна, но любовь к ней каждый из нас проявляет по-разному.

Сегодня патриоты, или считающие себя таковыми граждане, запросто критикуют власть своей страны, отдают предпочтение иностранной литературе и искусству, не ходят на выборы, равнодушны к истории и родной природе, стараются избежать службы в армии, стремятся уехать за границу и банально не знают текста российского гимна. Таковы данные множества опросов.

Быть патриотом отчасти стало просто модно – об этом снимают молодёжные комедийные сериалы, поют песни о том, что «флаг в полоску – это очень мило» и так далее, но так было не всегда.

Наши мамы и папы, бабушки и дедушки искренне гордились достижениями и прорывами страны, будь то наука, образование, медицина, спорт, показатели сбора урожая или нечто подобное в духе коммунистического общества. Когда наступили трудные времена без оглядки на национальность, веру и социальное положение они единой стеной встали на борьбу с врагом. Люди гордились своей страной и верили, что даже один человек способен повлиять на жизнь будущих поколений.

О том, как сегодня прививают любовь к Родине молодёжи, поговорим в ближайших материалах.

После развала СССР о патриотизме на долгое время забыли, а заговорили сравнительно недавно, но это уже «новый патриотизм», не имеющий ничего общего с тем, о котором мы говорили выше. Как он выглядит сегодня? По данным социологов вспышки патриотических чувств и одновременно престижа власти происходят в нашей стране во время демонстрации военной техники 9 мая, крупных спортивных турниров, будь то чемпионаты мира по футболу, хоккею с шайбой или Олимпийские игры. Но патриотизм – это не сиюминутная эмоция или праздник, который случается раз в год – это повседневное воспитание уважительного отношения к тому месту, где родился и к тем людям, которые живут рядом с тобой.

«Патриотизм сегодня, как и любое проявление человечности, стал восприниматься как нечто удивительное, аномальное. В России много примеров, когда в самых маленьких городах и населённых пунктах энтузиасты создают добровольные организации помощи бездомным животным, реализуют разные эко-проекты, поддерживают тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. У людей есть потребность быть нужными и важными для своих близких, друзей, страны. Государству важно дать понять этим людям, что их труд не напрасен, и поддерживать такие начинания, ведь если мы говорим о том, что патриотизм – это любовь к Родине, она должна быть взаимной», - считает лидер фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Законодатель ном собрании Ленинградской области Александр ПЕРМИНОВ.

Расскажите, считаете ли вы себя патриотом? Если да, то в чём это проявляется? Подписывайтесь на канал и делитесь в комментариях своим мнением по этому поводу.

Это занятие разработано по обществознанию для 10 (11) класса. Оно является частью тематического блока «Общество и человек». Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется использовать работу в группах, опережающее задание –познакомиться с посланием президента, что такое нанотехнологии и биотехнологии, интеллектуальная экономика, предложить свой вариант развития страны по пути постиндустриального общества.

Ожидаемые результаты:

- повторить такие понятия, как средний класс, индустриальное и постиндустриальное общество,

-давать определения понятиям: информационная экономика,

«трофейная экономика», «штабная экономика», нанотехнологии.

-понимать роль среднего класса.

-занимать собственную аргументированную позицию по оценке в процессов на экономическое развитие мира в целом

-задуматься о роли человеческого потенциала в экономическом развитии и высказывать собственное мнение о путях развития человеческого потенциала в современной России.

- тренировать навыки работы в группах, умение делать выводы, критически слушать ,находить в споре компромиссное решение ,консенсус.

ВложениеРазмер
rossiya_v_sovremennom_mire.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию для 10 класса (с использованием групповой работы по технике « аквариума») (проблемно-проектная дискуссия)

Тема: Россия в современном мире.

Автор: Дубинчина Л.Н.(учитель истории и обществознания)

Это занятие разработано по обществознанию для 10 (11) класса. Оно является частью тематического блока «Общество и человек». Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется использовать работу в группах, опережающее задание –познакомиться с посланием президента, что такое нанотехнологии и биотехнологии, интеллектуальная экономика, предложить свой вариант развития страны по пути постиндустриального общества.

- повторить такие понятия, как средний класс, индустриальное и постиндустриальное общество,

-давать определения понятиям: информационная экономика,

«трофейная экономика», «штабная экономика», нанотехнологии.

-понимать роль среднего класса.

-занимать собственную аргументированную позицию по оценке в процессов на экономическое развитие мира в целом

-задуматься о роли человеческого потенциала в экономическом развитии и высказывать собственное мнение о путях развития человеческого потенциала в современной России.

- тренировать навыки работы в группах, умение делать выводы, критически слушать ,находить в споре компромиссное решение ,консенсус.

1) учебник Обществознание. Глобальный мир в 21 веке.

2 )школьный юридический словарь А,Ф.Никитина

3) учебник Обществознание. (учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений) А.И. Кравченко М.: Русское слово 2008

Оборудование: мультимедиа, учебный материал

1. Альтернативы экономического развития.

2. Дальнейшего развития Российской экономики.

А) Характерные признаки для российской экономики.

Б)Средний класс. «Угрожает» ли нам появление среднего класса.

В )Интеллектуальная экономика.

3. Необходимость постиндустриальной модернизации. Защита проектов учеников.

Подготовка урока по технике «аквариума ». Класс разбивается на несколько групп. Каждая из них получает задание по исследованию проблем что такое нанотехнологии и биотехнологии, интеллектуальная экономика,предложить свой вариант развития страны по пути постиндустриального общества.

Каждая группа должна четко распределить роли участников дискуссии.

Состав группы должен включать следующие роли:

Ведущий - организует обсуждение частных задач в группе, вовлекает в него всех участников.

Эрудит - ученик, который является источником информации для всей группы.

Аналитик – ученик или ученица, которые подвергают сомнению все гипотезы и предложения, задают каверзные вопросы и предположения участникам дискуссии, организуют полемику.

Интегратор- связывает различные моменты содержания дискуссии,

подводит промежуточные и окончательные итоги.

Протоколист -фиксирует все, что относится к решению проблемы, наблюдает за обсуждением, оценивает каждого участника дискуссии.

Хрономист- следит за временем.

Все остальные члены участвуют в дискуссии.

  1. Мотивация. Вводное слово учителя. Постановка проблемы. Просмотр видеосюжета.

1. Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?

2. Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом, задумываться о судьбе Родины? Почему?

Информация к размышлению .« Недостаточно быть богатым, чтобы быть счастливым, надо уметь пользоваться богатством»(П.А..Гольбах)

«Радость от богатства заключается не в простом обладании им щедрых

тратах, а в его разумном применении»(М.Сервантес)

«Теория бесконечного экономического прогресса ошибочна» (П.А.Сорокин)

Беседа с классом по вопросам :

1.Как данные высказывания могут иллюстрировать экономические задачи, стоящие перед Россией в современном мире?

2.Что сегодня означает для страны выражение «быть богатым»? Относите ли вы Россию к богатым странам? Почему? Приведите примеры, иллюстрирующие вашу позицию.

Ученики сами ставят цели к уроку. Вопросы могут быть и другие. Ответить на вопросы: какие альтернативы экономического развития есть у России? В чем заключается каждая из этих альтернатив?

3. Представление информации.

Информация по теме предоставляется в виде:

а) мини – лекции учителя по вопросу «Альтернативы экономического развития»

В настоящее время Россия находится на стратегическом распутье. С одной стороны ,еще сильна инерция трофейной экономики. С другой стороны, нами освоена роль сырьевой державы-страны, которая обладает огромными запасами невозобновляемых источников энергии. Все это богатство превращает нас одно из ведущих геокономических «игроков».

Россия также готовится в ближайшее время вступить во Всемирную торговую организацию, однако в стране периодически дает о себе знать тяга к мягким формам непротекционизма. (защита отечественного автопрома) До сих пор продолжаются разговоры о возможности частичного возвращения к мобилизационным схемам управления. Вместе с тем наряду с эффективным использованием сырьевых и энергетических ресурсов важную роль может сыграть инновационный вектор развития.

Работа над проектом. Проект дальнейшего развития Российской экономики.

Разминку под названием «армрестлинг». Это упражнение служит хорошей мотивацией для изучения тем по переговорам, медиации, разрешению проблем, поиску интересов друг друга, а также для начала любой совместной работы.

  1. Всем встать в пары и взяться за руки.
  2. Цель упражнения – заработать как можно больше баллов. Каждый участник, который сумел притянуть к своей ноге руку своего партнера, получает 1балл.
  3. Для демонстрации можно вызвать кого-то из участников и продемонстрировать это, применяя явные усилия, чтобы притянуть руку партнера к своему бедру.
  4. На выполнение упражнения отводится 15 секунд. Все начинают по сигналу.
  5. После истечения времени остановить участников и попросить поднять руку тех, кто не набрал ни одного балла, кто набрал не более двух, 10 баллов, 30 баллов, более 30. Как правило, лишь некоторые участники смогли набрать большое количество баллов.
  6. Попросить этих участников выйти вперед и показать, как они смогли это сделать. Выяснится, что они смогли это сделать лишь потому, что не противодействовали, а помогали друг другу быстро двигать рукой. Участники, сопротивлявшиеся друг другу, не заработали ни одного балла.

Вывод: упражнение показало, как важно думать об интересе другого, как важно работать вместе для получения желаемого результат.

а) Интерактивное упражнение.

Ролевая игра «Ваше мнение» Для того чтобы выполнить задание, необходимо поделить класс на две группы: которые будут искать отличительные признаки России от стран юга и от стран высокотехнологического производства. Выяснить есть ли у России выигрышные стороны по сравнению с этими странами Какие из названных признаков вы считаете наиболее характерными и важными в современной России? Почему?

После выполнения заданий в группах, учащимся предоставляется возможность поделиться результатами работы.

б) Работа с документом.

Документ для анализа.

Из работы российского экономиста и социолога Е.Старикова «Угрожает» ли нам появление «среднего класса»?»(1990)

«…Один из признаков « среднего класса» - доход, отличающий его и от бедных, и от богатых, доход, который обеспечивает достаточно высокий уровень жизни, выражающийся в наличии благоустроенного личного дома или многокомнатной квартиры с о всеми удобствами, легкового автомобили полного набора домашней бытовой техники…

…Достаточный уровень материального благосостояния, зажиточность- хотя и обязательный, но далеко не единственный признак «среднего класса».Главное же- не сам уровень материального благосостояния ,а способ его достижения. Средние слои достигают высокого качества жизни не захватом ключевых рычагов в сфере бюрократизированного распределения, а высокоэффективной производительной деятельностью. Их отличительная черта- чрезвычайно высокий уровень не только производительной ,но и общей культуры и как результат – высокая инициативность и способность принимать творческие, нестандартные решения ,высокая адаптивность к быстрой смене технологий, происходящей в условиях новой фазы НТР каждые семь-восемь лет, т.е. способность несколько раз на протяжении жизни переучиваться…»

Вопросы к документу:

1.Что является главными отличительными признаками «среднего класса»?

2.Как соотносится принадлежность к «среднему классу» с благосостоянием человека?

3.В чем состоит высокоэффективная производительная деятельность в современном мире?

4. Влияет ли глобализация на ситуацию с формированием «среднего класса»?

В) Интеллектуальная экономика. Каждой группе предстоит выяснить:

1. Что лежит в основе интеллектуальной экономики?

2.Каковы задачи национальной инновационной инициативы в российской экономики?

Г)Необходимость постиндустриальной модернизации . Защита проектов учеников.

Заключительная часть занятия.

Учитель возвращает учащихся к проблемным вопросам озвученных вначале урока, с краткими обобщающими выводами. Тестирование по теме «Россия в современном мире»

1 .Вставьте пропущенные слова в следующем определении:

Научно-техническая……………..-коренное……………преобразование производительных сил на основе превращения……………в ведущий фактор развития общественного………………

2 .Верны ли следующие сужденияоб экономическом развитии современной России?

А .В современной экономической системе России присутствуют элементы сырьевой экономики и высокотехнологических экономических моделей.

Б .Современная Россия отходит от стратегии инновационного развития в пользу зональной глобализации.

1) верно только А

2) верно только Б

4)оба суждения неверны

5.Рефлексия. Вы сейчас в юношеском возрасте. Это время перехода к самостоятельной жизни. Осознавать и научиться владеть своим внутренним миром - значит уметь управлять своими действиями, поступками. Аналитическая деятельность, направленная на осмысление своих поступков с состояний называется рефлексией.

Предлагаются вопросы, на которые учащимся предлагается ответить письменно:

  1. Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия?
  2. Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?
  3. оцените данное занятие по шкале полезности от «1» до «5».

Учитель возвращается к эпиграфу, просит прочитать его. Вопрос: Как вы думаете, именно эти слова я предложила в качестве эпиграфа?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: