Васильев а в предмет объект и методы теории права и государства

Обновлено: 27.03.2024

Теория государства и права. Учебник / Айзенберг А.М., Васильев А.М., Котляревский Г.С., Мишин А.А., и др.; Под ред.: Мокичев К.А.. - 2-е изд. - М.: Юрид. лит., 1970. - 631 c.


Глава I. Предмет теории государства и права . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава II. Метод теории государства и права . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава III. Возникновение и развитие марксистско-ленинской теории государства
и права
§ 1. К. Маркс и Ф. Энгельс - основоположники подлинно научной теории
государства и права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
§ 2. Роль В. И. Ленина в развитии марксистской теории государства и права . . 30
§ 3. Вклад КПСС, коммунистических и рабочих партий других стран в развитие
марксистско-ленинской теории государства и права . . . . . . . . . . . . . . .40
Глава IV. Происхождение государства и права
§ 1. Родоплеменная организация первобытнообщинного строя . . . . . . . . . . .50
§ 2. Разложение первобытнообщинного строя . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
§ 3. Государство - продукт и проявление непримиримости классовых
противоречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58
§ 4. Происхождение права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
§ 5. Критика добуржуазных и буржуазных теорий происхождения государства и
права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Глава V. Сущность, типы и формы государства
§ 1. Экономический строй классового общества и государство . . . . . . . . . .76
§ 2. Государство в системе надстройки классового общества . . . . . . . . . . 80
§ 3. Государство и политическая организация общества . . . . . . . . . . . . .83
§ 4. Понятия функций государства и механизма государства . . . . . . . . . . .86
§ 5. Понятие исторического типа государства . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
§ 6. Понятие формы государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
§ 7. Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских учений о сущности и
формах государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
Глава VI. Сущность, типы и формы права
§ 1. Экономический строй классового общества, политика и право . . . . . . . 103
§ 2. Отличительные признаки правовых норм. Реализация права . . . . . . . . .110
§ 3. Исторические типы и формы права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
§ 4. Критика современных буржуазных, реформистских и ревизионистских взглядов
по вопросу о сущности права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
Глава VII. Государство, право и личность
§ 1. Понятие личности. Положение личности в различных
общественно-экономических формациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
§ 2. Государство и личность. Право и личность . . . . . . . . . . . . . . . .135
Глава VIII. Сущность и основные черты государства и права эксплуататорских
классов
§ 1. Эксплуататорское общество и государство. Задачи и основные функции
эксплуататорского государства. Средства и методы их осуществления . . . . . .142
§ 2. Общая характеристика сущности и назначения права эксплуататорских
классов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
Глава IX. Рабовладельческое государство и право
§ 1. Сущность рабовладельческого государства и его функции . . . . . . . . . 149
§ 2. Формы и механизм рабовладельческого государства . . . . . . . . . . . . 154
§ 3. Сущность и основные черты рабовладельческого права . . . . . . . . . . .157
Глава Х. Феодальное государство и право
§ 1. Сущность, функции и механизм феодального государства . . . . . . . . . .162
§ 2. Формы феодального государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
§ 3. Феодальное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
Глава XI. Буржуазное государство и право
§ 1. Возникновение и развитие буржуазного государства. Его экономическая
основа и классовая сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
§ 2. Функции современного буржуазного государства . . . . . . . . . . . . . .179
§ 3. Политические формы буржуазного государства . . . . . . . . . . . . . . .185
§ 4. Механизм буржуазного государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .190
§ 5. Буржуазные политические партии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197
§ 6. Буржуазное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Глава XII. Государство и право. Возникающие в ходе
национально-освободительной революции и ликвидации колониализма
§ 1. Возникновение новых национальных государств. Два пути их развития . . . 205
§ 2. Характерные черты государств, развивающихся по некапиталистическому
пути . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
§ 3. Формы и механизм государств, вставших на путь некапиталистического
развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
§ 4. Право и законность в странах, вступивших на путь некапиталистического
развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
§ 5. Основные черты государства и права других освободившихся стран . . . . .217
§ 6. Политические и правовые теории в освободившихся странах . . . . . . . . 221
Глава XIII. Возникновение и сущность социалистического государства
§ 1. Предпосылки и пути возникновения социалистического государства . . . . .225
§ 2. Социалистическое государство - особый тип государства. Социалистическая
демократия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Глава XIV. Социалистическое государство в переходный от капитализма к
социализму период
§ 1. Историческая необходимость государства диктатуры пролетариата . . . . . 246
§ 2. Характерные особенности государства диктатуры пролетариата в переходный
период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
§ 3. Функции государства пролетарской диктатуры . . . . . . . . . . . . . . .260
Глава XV. Социалистическое государство в период упрочения социализма
§ 1. Характерные особенности социалистического государства в период упрочения
и развития социализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268
§ 2. Функции социалистического государства в период упрочения социализма . . 273
Глава XVI. Социалистическое государство в период строительства
коммунистического общества
§ 1. Характерные особенности общенародного государства . . . . . . . . . . . 278
§ 2. Функции общенародного социалистического государства . . . . . . . . . . 285
Глава XVII. Формы социалистического государства
§ 1. Понятие и общая характеристика форм социалистического государства . . . 294
§ 2. Парижская Коммуна - исторически первая государственная форма диктатуры
пролетариата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
§ 3. Республика Советов - форма социалистического государства . . . . . . . .301
§ 4. Народно-демократическая республика - форма социалистического
государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .309
Глава XVIII. Механизм социалистического государства
§ 1. Понятие механизма социалистического государства . . . . . . . . . . . . 313
§ 2. Органы социалистического государства и их классификация . . . . . . . . 315
§ 3. Ленинские принципы организации и деятельности аппарата социалистического
государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327
§ 4. Совершенствование системы и структуры органов социалистического
государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .335
Глава XIX. Социалистическое государство и общественные организации
§ 1. Политическая организация социалистического общества. Место и роль
социалистического государства в политической организации общества . . . . . .338
§ 2. Общественные организации и другие формы общественной активности
трудящихся. Их место и роль в политической организации социалистического
общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
§ 3. Взаимосвязь общественных организаций трудящихся и социалистического
государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .350
§ 4. Коммунистическая партия как руководящая и направляющая сила политической
организации социалистического общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
§ 5. Критика взглядов буржуазных идеологов, реформистов, ревизионистов и
догматиков на соотношение государства и общественных организаций в
социалистическом обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .361
Глава ХХ. Социалистическое право - высший тип права
§ 1. Закономерности возникновения социалистического права как права высшего
исторического типа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
§ 2. Сущность и основные этапы развития социалистического права . . . . . . .371
§ 3. Основные принципы социалистического права . . . . . . . . . . . . . . . 382
§ 4. Роль права и его совершенствование в общенародном государстве . . . . . 388
§ 5. Антикоммунистические извращения сущности социалистического права . . . .394
Глава XXI. Право, нравственность и другие социальные нормы в социалистическом
обществе
§ 1. Социальные нормы социалистического общества, их соотношение . . . . . . 400
§ 2. Понятие коммунистической нравственности. Соотношение права и
нравственности в социалистическом обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
§ 3. Право и нормы общественных организаций . . . . . . . . . . . . . . . . .409
§ 4. Право и социалистические обычаи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
§ 5. Правила социалистического общежития . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
Глава XXII. Социалистическое право и правосознание
§ 1. Понятие социалистического правосознания, его прогрессивная роль . . . . 419
§ 2. Взаимодействие социалистического права и правосознания . . . . . . . . .425
§ 3. Правовая культура и правовое воспитание должностных лиц и граждан . . . 428
Глава XXIII. Нормы социалистического права
§ 1. Понятие и основные особенности норм социалистического права . . . . . . 433
§ 2. Особенности воздействия социалистической правовой нормы на общественные
отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .436
§ 3. Структура правовых норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
§ 4. Виды правовых норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .446
Глава XXIV. Формы социалистического права
§ 1. Нормативно-правовые акты - основная форма социалистического права . . . 449
§ 2. Закон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
§ 3. Нормативный указ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .458
§ 4. Подзаконные акты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .461
§ 5. Систематизация нормативных актов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .468
§ 6. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц . .470
Глава XXV. Система социалистического права
§ 1. Понятие системы права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474
§ 2. Основания разграничения норм в системе социалистического права . . . . .478
§ 3. Основные отрасли системы социалистического права . . . . . . . . . . . .481
§ 4. Система социалистического права и система юридических наук . . . . . . .489
Глава XXVI. Социалистическая законность и правопорядок
§ 1. Понятие и сущность социалистической законности . . . . . . . . . . . . .491
§ 2. Основные этапы развития социалистической законности. Необходимость ее
дальнейшего укрепления в период строительства коммунизма . . . . . . . . . . 500
§ 3. Социалистический правопорядок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 504
§ 4. Система гарантий законности и правопорядка в социалистическом обществе .509
§ 5. Методы обеспечения социалистической законности и правопорядка . . . . . 513
§ 6. Антикоммунистические извращения социалистической законности . . . . . . 517
Глава XXVII. Применение норм социалистического права и другие формы их
осуществления. Толкование законов
§ 1. Место и роль применения права в механизме правового регулирования . . . 520
§ 2. Акты применения права и процесс применения права . . . . . . . . . . . .525
§ 3. Стадии процесса применения права и требования, обеспечивающие законность
при применении норм права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .531
§ 4. Понятие и виды толкования норм социалистического права . . . . . . . . .541
§ 5. Применение права по аналогии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .548
Глава XXVIII. Социалистические правовые отношения
§ 1. Общая характеристика правоотношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 551
§ 2. Субъективное право и юридическая обязанность . . . . . . . . . . . . . .557
§ 3. Субъекты социалистического права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .562
§ 4. Юридические факты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 567
§ 5. Объект правового воздействия и предмет правоотношений . . . . . . . . . 570
Глава XXIX. Правонарушения и юридическая ответственность в социалистическом
обществе
§ 1. Понятие правонарушения и его основные признаки . . . . . . . . . . . . .573
§ 2. Виды правонарушений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 579
§ 3. Понятие и виды юридической ответственности . . . . . . . . . . . . . . .586
§ 4. Основания юридической ответственности по социалистическому праву . . . .591
Глава ХХХ. Развитие социалистического государства в самоуправление
коммунистического общества
§ 1. Коммунизм - высшая форма организации общественной жизни . . . . . . . . 594
§ 2. Роль социалистического государства в подготовке условий для перерастания
государственности в самоуправление коммунистического общества . . . . . . . .598
§ 3. Критика буржуазных, социал-реформистских, ревизионистских и анархистских
искажений марксизма по вопросам отмирания государства . . . . . . . . . . . .603
Глава XXXI. Развитие социалистического права в правила коммунистического
общежития
§ 1. Историческая преемственность между социалистическим правом и правилами
коммунистического общежития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .609
§ 2. Преобразование правовых и других социалистических норм жизни в правила
коммунистического общежития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .611
§ 3. Характерные черты правил коммунистического общежития . . . . . . . . . .615
§ 4. Коммунистическое воспитание - важное условие подготовки общества к
соблюдению норм коммунистического общежития . . . . . . . . . . . . . . . . .620

ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и государство: теория и практика

Текст научной статьи на тему «ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА»

Теория права и государства

ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Предмет и объект науки теории права и государства. Предмет науки теории права и государства определён самим её названием. Он представляет собой теоретические аспекты понимания права и государства, их формы, виды, функции, процесс формирования, влияние на поведение и деятельность граждан и организаций, других государственно-правовых явлений.

Теория права и государства является единой наукой, поскольку право и государство возникли одновременно и существуют только совместно. Она исследует закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства как неразрывно связанных между собой социально-правовых явлений. Однако нужно иметь в виду, что хотя право и государство связаны между собой, они являются самостоятельными социальными явлениями, имеющими свои собственные особенные черты и свойства, которые изучаются отдельно. Так, например, применительно к праву исследуются понятие и сущность права, социальная роль и функции права, понятие и характеристика нормы права, формы права, система права, правовые отношения, толкование норм права, реализация права и другие вопросы, имеющие определённое самостоятельное значение. Теория государства изучает понятие и сущность государства, формы и функции государства его механизм, государство в политической системе общества и другие государственные явления, также имеющие определённый самостоятельный характер.

Следует отметить, что некоторые темы науки теории права и государства посвящены совместному рассмотрению проблем права и государства. К ним, например, относятся темы государство, право и личность, право и гражданское общество и др. Таким образом, един-

ство науки теории права и государства определяется не только тем, что право и государство возникают одновременно и функционируют взаимосвязанно, но и определённым единством предмета научного исследования, когда право и государство рассматриваются совместно.

Теория права и государства может быть рассмотрена и как учебная дисциплина, предмет которой имеет свои особенности. Как учебная дисциплина, теория права и государства изучает наиболее общепризнанные и основополагающие понятия, определения, категории в области теоретических проблем права и государства, которые должны знать студенты. Эти знания необходимы для того, чтобы иметь представления о сущностных аспектах права и государства, являющихся основой и ключом для понимания государственно-правовых явлений, изучаемых другими юридическими науками.

В отличие от теории права и государства как учебной дисциплины теория права и государства как наука включает в себя точки зрения многих учёных, их концепции, мнения, которые могут носить субъективный и дискуссионный характер. Поэтому её предметом являются все стороны государственно-правовых явлений во всём их разнообразии, которые представляют интерес для юридической науки. Ценность науки теории права и государства заключается в том, что она постоянно находится в поиске, создаёт новые знания, обогащает знания о праве и государстве. Без науки теории права и государства невозможно научное поступательное развитие права и государства, успешное государственно-правовое строительство.

Философы наряду с предметом любой науки выделяют и её объект, который рассматривается с точки зрения изучения его многими науками. В этом случае под предметом науки понимается та сторона объекта, которая иссле-

дуется данной конкретной наукой. Объектом выступают все стороны, черты и свойства исследуемого разными науками явления. Это означает, что один и тот же объект может быть предметом разных наук.1

Право и государство, кроме науки теории права и государства, изучается и другими не юридическими и юридическими науками. К не юридическим наукам относятся философия, экономия, политология и другие общественные науки. Юридическими науками, изучающими право и государство, являются конституционное, гражданское, уголовное, трудовое и другие правовые науки. Поэтому право и государство являются объектом исследования многих наук. При этом, каждая наука изучает какую-то одну сторону права и государства, которая является её предметом.

Предметом науки теории права и государства являются не только собственно вопросы права и государства, но и другие социальные явления, такие как нормы морали, нравственности, этики, характеристики демократии, гражданского общества, включающего в себя различные не государственные общественные и иные образования, роль и значение для жизни общества, групп, слоёв населения, находящихся у власти и т.п. Данные вопросы также изучаются философией, всеобщей историей, экономией, политологией, социологией и другими общественными науками. Одновременно они исследуют и отдельные стороны права и государства.

Однако взаимоотношения теории права и государства с философией и другими общественными науками неодинаково. С экономической теорией, всеобщей историей, политологией и социологией теория права и государства взаимодействует на равных правах, поскольку каждая из них изучает вопросы права и государства со своей стороны и в соответствии со своими научными интересами. Можно сказать, что они являются партнёрами в сфере познания права и государства. По отношению к философии теория права и государства занимает иное положение. Дело в том, что философия

1 Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1967. Т. 4. С. 123-125, 356-357.

является наиболее общей наукой, а теория права и государства по отношению к ней выступает отраслевой наукой. Поэтому теория права и государства в сфере общетеоретических научных понятий, категорий, определений, характеризующих государственно-правовые явления, в определённой степени зависит от философии, которая их разрабатывает и тем самым понятийно вооружает теорию права и государства.

Являясь отраслевой наукой по отношению к философии, теория права и государства выступает общей наукой по отношению ко всем другим юридическим наукам. Таким образом, теория права и государства является одновременно и отраслевой, и общей наукой.

Все юридические науки, изучающие право и государство, могут быть разделены на три группы:

1. теоретико-исторические науки, включающие теорию права и государства, историю права и государства, историю политических и правовых учений;

2. отраслевые и межотраслевые науки. Отраслевые науки изучают конкретные отрасли права, а именно: уголовное, гражданское, административное и др. Межотраслевые науки изучают правовые нормы частично из одной отрасли права, частично - из другой;

3. прикладные или специальные науки, к которым относятся криминалистика, криминология, судебная (юридическая) психология, судебная (юридическая) психиатрия и судебная (юридическая) медицина.

Науки теория права и государства, история права и государства и история учений о праве и государстве по своему значению для изучения права и государства являются равноправными и в значительной степени партнёрами. Дело в том, что предметом их исследования являются право и государство в целом как определённые социальные явления. Отличаются только их подходы к изучению государственно-правовых явлений. История права и государства исследует право и государство в их историческом аспекте, со времени их возникновения и до настоящего состояния. При этом, изучаются различные исторические виды и формы, достоинства и недостатки, эволюционные и революционные трансформации и т.д.

Наиболее тесно наука теории права и государства связана с отраслевыми и межотраслевыми юридическими науками, поскольку они имеют один объект исследования - право и государство. При этом, теория права и государства изучает наиболее общие черты и характеристики данных государственно-правовых явлений, а отраслевые науки исследуют их применительно к своей отрасли.

Теория права и государства по отношению ко всем отраслевым и межотраслевым юридическим наукам представляет собой общетеоретическую научную дисциплину. Она изучает и разрабатывает вопросы, имеющие теоретическое и практическое значение для всех отраслевых и межотраслевых юридических наук, создаёт для них общую понятийную основу. Например, теория права и государства разрабатывает общетеоретическое понимание правоотношения, правонарушения, юридического факта и других понятий и категорий. Отраслевые и межотраслевые науки используют эти общетеоретические понятия применительно к своим конкретным правоотношениям и правонарушениям, наделяя их дополнительными чертами и характеристиками. Одновременно теория права и государства опирается на фактический материал, собираемый и обобщаемый отраслевыми юридическими дисциплинами.

Теория права и государства по сравнению с отраслевыми науками менее связана с практикой и в большей степени имеет научный, теоретический характер. Отраслевые юридические дисциплины во многом непосредственно взаимодействуют с практикой и опираются на неё.

Прикладные или специальные науки не являются юридическими. Они имеют свои собственные, не юридические предметы исследования. Их связь с юридическими науками и, в частности, с теорией права и государства, выражается в том, что юридические науки и юридическая практика используют результаты их научных исследований. Например, криминалистика - это наука, изучающая и разрабатывающая систему специальных приёмов, методов и средств собирания, исследования и оценки доказательств, с целью раскрытия преступления и изобличения преступника, для чего создаются

специальные технические средства и применяются различные методы и способы деятельности. Криминология - это наука, изучающая преступность как социальное явление, её причины, личность преступника, разрабатывает меры предупреждения преступности, снижающие её. Судебная (юридическая) психология изучает особенности проявления психической жизни человека при совершении преступления, в процессе привлечения его к ответственности, во время судебного производства и отбывания наказания, влияние особенности психики отдельных людей на их позицию по делу, на содержание их пояснений происшедшего и поведение в процессе расследо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.


Право представляет собой сложное, но очень ценное для человеческого общества социальное явление. Оно призвано регулировать поведение отдельных граждан, должностных лиц, органов, организаций, государственных структур и в целом государства. При этом правовое регулирование не может отвечать интересам отдельных личностей, групп лиц, клана или слоя населения. В этом случае оно превращается в орудие угнетения народа, попрания его интересов, нарушения его прав.

Ценность права состоит в том, что порядок, который образуется в обществе в результате действия права, должен отражать сочетание интересов отдельных граждан, организаций, групп населения, классов, представителей различных слоев общества, религий, наций, государственно-территориальных образований, обеспечивать разрешение возникающих между ними противоречий и конфликтов правовым путем и на этой основе способствовать установлению мира и согласия в обществе, соблюдению прав и свобод граждан.

Однако право – ничто без государства, поскольку только при наличии действенной государственной власти право выполняет роль основного регулятора общественных отношений и обеспечивает организованное, взаимосогласованное действие всех субъектов права, создает нормальные цивилизованные условия жизни людей.

Но право не должно быть орудием в руках государства, средством, обеспечивающим проведение его политики и отвечающим только его интересам. В этом случае право теряет характер объективного социального явления, регулирующего общественные отношения, включая и деятельность самого государства. Оно превращается в заложника политических сил, главной из которых является государственный аппарат.

Современное право демократического государства должно стоять над всеми органами, организациями, государством, должностными лицами и гражданами. Оно призвано регулировать общественные отношения, исходя из идей справедливости, честности, добра, равенства всех граждан, органов и организаций, взаимных оправ и обязанностей личности и государства. Никто и ничто, ничьи интересы не могут быть выше закона.

Исходя из изложенного в учебнике первоначально рассматривается теория права, а затем теория государства, таким образом, подчеркивается первостепенное значение права по отношению к государству. И только на основе познания его роли, механизма его действия и функционирования в обществе целесообразно рассматривать государство как организацию, созданную и действующую в соответствии с законом.

Предмет и метод теории права и государства

1. Предмет теории права и государства

Определение предмета науки теории права и государства представляет собой выяснение тех общественных явлений, которые она изучает. Выявление предмета теории права и государства обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, большой многоаспектностью права и государства как социальных явлений и, во-вторых, тем, что теория права и государства является теоретической, абстрактной наукой, исследующей право и государство в обобщенном виде, изучающей их наиболее общие черты и свойства.

Изучением права и государства занимаются многие юридические науки. Так, право изучают науки гражданского, трудового, семейного, уголовного и других отраслей права. Государство исследуют конституционное или государственное право, административное, наука о государственных органах и т. д.

Каждая из этих наук имеет свой предмет. Так, предметом изучения науки гражданского права являются в основном имущественные отношения, т. е. отношения между гражданами, гражданами и организациями по поводу различных имущественных ценностей. Трудовое право изучает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности человека: прием на работу, продолжительность трудового дня, виды трудовой деятельности и ее оплата, трудовые споры, увольнение с работы и т. д. Соответствующими вопросами занимаются науки семейного, уголовного и других отраслей права.

Аналогичное положение занимают науки, исследующие государство. Так, конституционное право изучает основы конституционного устройства государства, права и свободы граждан, административное право – виды административной ответственности, виды органов и порядок привлечения к административной ответственности и т. д. Кроме наук, изучающих конкретные отрасли права, существуют исторические юридические науки, исследующие всеобщую историю права и государства, историю права и государства России.

Теория права и государства является общей наукой о государственно-правовых формах жизни общества, она изучает право и государство в целом. Поэтому некоторыми учеными она называется общей теорией права и государства. Предметом теории права и государства являются следующие проблемы:

1) основные общие закономерности возникновения и развития права и государства как социальных явлений, особенности функционирования их в различные исторические эпохи и в разных странах;

2) главные черты, характеризующие право и государство как специфические социальные явления, а именно: понятие и сущность права, его социальную роль и функции, типы права и правовых систем, нормы права, систему права, правовые отношения, правотворчество, происхождение, понятие и сущность государства, исторические типы и формы государства, государство и личность, государство и гражданское общество, правовое и социальное государство и другие;


Право представляет собой сложное, но очень ценное для человеческого общества социальное явление. Оно призвано регулировать поведение отдельных граждан, должностных лиц, органов, организаций, государственных структур и в целом государства. При этом правовое регулирование не может отвечать интересам отдельных личностей, групп лиц, клана или слоя населения. В этом случае оно превращается в орудие угнетения народа, попрания его интересов, нарушения его прав.

Ценность права состоит в том, что порядок, который образуется в обществе в результате действия права, должен отражать сочетание интересов отдельных граждан, организаций, групп населения, классов, представителей различных слоев общества, религий, наций, государственно-территориальных образований, обеспечивать разрешение возникающих между ними противоречий и конфликтов правовым путем и на этой основе способствовать установлению мира и согласия в обществе, соблюдению прав и свобод граждан.

Однако право – ничто без государства, поскольку только при наличии действенной государственной власти право выполняет роль основного регулятора общественных отношений и обеспечивает организованное, взаимосогласованное действие всех субъектов права, создает нормальные цивилизованные условия жизни людей.

Но право не должно быть орудием в руках государства, средством, обеспечивающим проведение его политики и отвечающим только его интересам. В этом случае право теряет характер объективного социального явления, регулирующего общественные отношения, включая и деятельность самого государства. Оно превращается в заложника политических сил, главной из которых является государственный аппарат.

Современное право демократического государства должно стоять над всеми органами, организациями, государством, должностными лицами и гражданами. Оно призвано регулировать общественные отношения, исходя из идей справедливости, честности, добра, равенства всех граждан, органов и организаций, взаимных оправ и обязанностей личности и государства. Никто и ничто, ничьи интересы не могут быть выше закона.

Исходя из изложенного в учебнике первоначально рассматривается теория права, а затем теория государства, таким образом, подчеркивается первостепенное значение права по отношению к государству. И только на основе познания его роли, механизма его действия и функционирования в обществе целесообразно рассматривать государство как организацию, созданную и действующую в соответствии с законом.

Предмет и метод теории права и государства

1. Предмет теории права и государства

Определение предмета науки теории права и государства представляет собой выяснение тех общественных явлений, которые она изучает. Выявление предмета теории права и государства обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, большой многоаспектностью права и государства как социальных явлений и, во-вторых, тем, что теория права и государства является теоретической, абстрактной наукой, исследующей право и государство в обобщенном виде, изучающей их наиболее общие черты и свойства.

Изучением права и государства занимаются многие юридические науки. Так, право изучают науки гражданского, трудового, семейного, уголовного и других отраслей права. Государство исследуют конституционное или государственное право, административное, наука о государственных органах и т. д.

Каждая из этих наук имеет свой предмет. Так, предметом изучения науки гражданского права являются в основном имущественные отношения, т. е. отношения между гражданами, гражданами и организациями по поводу различных имущественных ценностей. Трудовое право изучает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности человека: прием на работу, продолжительность трудового дня, виды трудовой деятельности и ее оплата, трудовые споры, увольнение с работы и т. д. Соответствующими вопросами занимаются науки семейного, уголовного и других отраслей права.

Аналогичное положение занимают науки, исследующие государство. Так, конституционное право изучает основы конституционного устройства государства, права и свободы граждан, административное право – виды административной ответственности, виды органов и порядок привлечения к административной ответственности и т. д. Кроме наук, изучающих конкретные отрасли права, существуют исторические юридические науки, исследующие всеобщую историю права и государства, историю права и государства России.

Теория права и государства является общей наукой о государственно-правовых формах жизни общества, она изучает право и государство в целом. Поэтому некоторыми учеными она называется общей теорией права и государства. Предметом теории права и государства являются следующие проблемы:

1) основные общие закономерности возникновения и развития права и государства как социальных явлений, особенности функционирования их в различные исторические эпохи и в разных странах;

2) главные черты, характеризующие право и государство как специфические социальные явления, а именно: понятие и сущность права, его социальную роль и функции, типы права и правовых систем, нормы права, систему права, правовые отношения, правотворчество, происхождение, понятие и сущность государства, исторические типы и формы государства, государство и личность, государство и гражданское общество, правовое и социальное государство и другие;

Теория государства и права. Учебник / Айзенберг А.М., Васильев А.М., Котляревский Г.С., Малькевич В.В., и др.; Под ред.: Васильев А.М. - М.: Юрид. лит., 1977. - 472 c.


Глава I. Общая характеристика марксистско-ленинской теории государства и
права
§ 1. Теория государства и права как общественная наука . . . . . . . . . . . . 3
§ 2. Государство и право - объект изучения теории государства и права . . . . .6
§ 3. Метод теории государства и права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
§ 4. Теория государства и права в системе обществоведения и юридических наук .18
§ 5. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин - основоположники научной теории
государства и права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
§ 6. Развитие теории государства и права Коммунистической партией Советского
Союза. Разработка теоретических проблем советской правовой наукой . . . . . . 27
Раздел первый. Основные понятия теории государства и права
Глава II. Происхождение государства и права
§ 1. Характеристика общественной власти и социальных норм при
первобытно-общинном строе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
§ 2. Разложение родовой организации. Возникновение государства и права . . . .37
§ 3. Краткая характеристика добуржуазных и буржуазных взглядов на
происхождение государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Глава III. Сущность, формы и функции государства
§ 1. Понятие государства и его сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§ 2. Формы государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58
§ 3. Функции государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
§ 4. Государственный аппарат и его роль в осуществлении функций государства . 67
§ 5. Критика буржуазных, социал-реформистских и ревизионистских взглядов на
государство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Глава IV. Основные понятия о праве
§ 1. Нормативное регулирование. Виды социальных норм . . . . . . . . . . . . .73
§ 2. Понятие сущности права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
§ 3. Индивидуальное регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
§ 4. Формы (источники) права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86
§ 5. Функции права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
§ 6. Критика современных буржуазных, реформистских и ревизионистских взглядов
по вопросу о сущности права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Глава V. Исторические типы эксплуататорского государства и права
§ 1. Понятие типа государства и права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
§ 2. Общие черты государства и права эксплуататорских классов . . . . . . . .100
§ 3. Рабовладельческое государство и право . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
§ 4. Феодальное государство и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
§ 5. Буржуазное государство и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
Раздел второй. Социалистическое государство и право
Глава VI. Возникновение и сущность социалистического государства и права
§ 1. Социалистическая революция и возникновение социалистического
государства и права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
§ 2. Классовая сущность социалистического государства и права. Определение
социалистического государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
§ 3. Государство и политическая система социалистического общества . . . . . 151
§ 4. Разоблачение ревизионистских извращений марксистско-ленинского учения о
возникновении и сущности социалистического государства и права . . . . . . . 157
Глава VII. Этапы развития социалистического государства и права
§ 1. Периодизация развития социалистического государства и права . . . . . . 161
§ 2. Социалистическое государство и право в переходный от капитализма к
социализму период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164
§ 3. Социалистическое государство и право в период упрочения социализма . . .170
§ 4. Государство и право в период развитого социалистического общества . . . 176
Глава VIII. Социалистическая демократия
§ 1. Понятие социалистической демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
§ 2. Социалистическая демократия - демократия высшего исторического типа . . 186
§ 3. Постоянное расширение социалистической демократии - закономерность
развития социалистического общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195
Глава IX. Формы социалистического государства
§ 1. Понятие и общая характеристика форм социалистического государства . . . 199
§ 2. Парижская Коммуна - исторически первая государственная форма
диктатуры пролетариата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
§ 3. Республика Советов - форма социалистического государства . . . . . . . .206
§ 4. Народно-демократическая форма социалистического государства . . . . . . 214
Глава Х. Функции социалистического государства
0з 1. Понятие функций социалистического государства. Их классификация . . . .219
§ 2. Внутренние функции социалистического государства . . . . . . . . . . . .225
§ 3. Внешние функции социалистического государства . . . . . . . . . . . . . 233
§ 4. Критика извращений современными ревизионистами учения о функциях
социалистического государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238
Глава XI. Социалистический государственный аппарат
§ 1. Понятие социалистического государственного аппарата . . . . . . . . . . 240
§ 2. Органы социалистического государства. Их классификация . . . . . . . . .241
§ 3. Ленинские принципы организации и деятельности социалистического
государственного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252
§ 4. Руководство марксистско-ленинской партии - решающее условие успешной
деятельности аппарата социалистического государства . . . . . . . . . . . . .256
§ 5. Критика концепций антикоммунизма и оппортунизма о социалистическом
государственном аппарате . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Глава XII. Социалистическое право и его принципы
§ 1. Социалистическое право - право нового, высшего исторического типа . . . 261
§ 2. Основные принципы социалистического права . . . . . . . . . . . . . . . 270
§ 3. Роль социалистического права в осуществлении задач и функций
социалистического общенародного государства . . . . . . . . . . . . . . . . .276
§ 4. Руководящая роль КПСС в развитии советского социалистического права . . 281
Глава XIII. Социалистическое право, правосознание, мораль
§ 1. Право, нравственность и другие социальные нормы социалистического
общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
§ 2. Правила социалистического общежития . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
§ 4. Руководящая роль КПСС в формировании правовых и нравственных воззрений
трудящихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Глава XIV. Формы (источники) социалистического права
§ 1. Нормативные акты - основная форма социалистического права . . . . . . . 303
§ 2. Закон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
§ 3. Нормативный указ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311
§ 4. Подзаконные акты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .312
§ 5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц . .319
Глава XV. Система социалистического права
§ 1. Понятие системы социалистического права . . . . . . . . . . . . . . . . 322
§ 2. Предмет и метод правового регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . 327
§ 3. Основные отрасли системы социалистического права . . . . . . . . . . . .329
§ 4. Система права и систематизация законодательства . . . . . . . . . . . . 338
Глава XVI. Механизм социалистического правового регулирования
§ 1. Общая характеристика механизма правового регулирования . . . . . . . . .343
§ 2. Процесс правового воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
Глава XVII. Нормы социалистического права
§ 1. Понятие и признаки норм социалистического права . . . . . . . . . . . . 352
§ 2. Структура нормы права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
§ 3. Виды правовых норм и особенности их изложения в нормативно-правовых
актах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .359
Глава XVIII. Социалистические правоотношения
§ 1. Понятие правоотношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .364
§ 2. Субъективные права, субъективные юридические обязанности . . . . . . . .367
§ 3. Юридические факты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
§ 4. Субъекты права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .376
§ 5. Объекты права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
Глава XIX. Применение социалистического права
§ 1. Понятие применения права. Акты применения права. Их функции . . . . . . 381
§ 2. Стадии процесса применения права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .384
§ 3. Понятие и виды толкования норм социалистического права . . . . . . . . .392
§ 4. Применение права по аналогии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .397
Глава ХХ. Социалистическая законность и правопорядок
§ 1. Понятие социалистической законности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
§ 2. В.И. Ленин о социалистической законности. Борьба КПСС за упрочение
законности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
§ 3. Социалистический правопорядок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
§ 4. Система гарантий законности и правопорядка в советском обществе . . . . 413
§ 5. Методы обеспечения социалистической законности и правопорядка . . . . . 415
Глава XXI. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая
ответственность
§ 1. Правомерное и противоправное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . .418
§ 2. Основные признаки и понятие правонарушения . . . . . . . . . . . . . . .421
§ 3. Виды правонарушений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
§ 4. Понятие и виды юридической ответственности . . . . . . . . . . . . . . .428
§ 5. Основания юридической ответственности по социалистическому праву . . . .431
Раздел третий. Государство, право и коммунизм
Глава XXII. Закономерности развития социалистического государства при
переходе к коммунизму
§ 1. Марксизм-ленинизм о неизбежности отмирания государства при полном
коммунизме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
§ 2. Общественная власть на высшей фазе коммунизма . . . . . . . . . . . . . 438
§ 3. Роль социалистического государства в подготовке условий для перерастания
государственности в самоуправление коммунистического общества . . . . . . . .441
§ 4. Критика буржуазных, социал-реформистских, ревизионистских и анархистских
искажений марксизма-ленинизма по вопросам отмирания государства . . . . . . .446
Глава XXIII. Марксизм-ленинизм о судьбе права в развитом коммунистическом
обществе
§ 1. Марксизм-ленинизм о перспективе развития социалистического права . . . .450
§ 2. Формирование единых правил коммунистического общежития и их основные
черты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .455
§ 3. Научная несостоятельность враждебных марксизму-ленинизму представлений
о правилах коммунистического общежития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: