В условиях унитарного государства имеет место гражданство государств участников

Обновлено: 18.04.2024

А) Унитарное государство– это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Иными словами, принцип унитарного государства исключает существование внутри него отдельных государственных образований. В качестве субъектов унитарного государства выступают только административно-территориальные образования. Субъектом государственного суверенитета в унитарном государстве является только народ в целом. Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство, а также единую систему государственных органов. Б) Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы. В качестве субъектов федерации могут выступать административно-территориальные образования (в России это области и края плюс 2 города – Москва и Санкт-Петербург), национально-государственные образования (в России это все виды автономий). В качестве субъектов государственного суверенитета (т.е. источников верховной власти) в федерации выступают народ в целом, субъекты федерации.Поэтому парламент федеративного государства всегда состоит из двух палат: нижняя палата формируется по принципу представительства от населения в целом, верхняя – по принципу представительства от субъектов федерации.Основные признаки федерации:

1. Распределение полномочий между центром и субъектами федерации и его за­крепление в конституции государства.

2. Наличие у субъектов федерации собственных конституции, законодательных, исполнительных и судебных органов, а часто и двойного гражданства.

3. Центральные органы федерации имеют право вмешиваться во внутренние дела субъектов федерации.

В) Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей. Признаки конфедерации:

1. Её члены полностью сохраняют государственный суверенитет.

2. В компетенцию конфедеративных органов передаются лишь некоторые вопросы, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.

3. Решения конфедеративных органов не имеют обязательного характера для членов конфедерации, они носят рекомендательных характер (в противном случае имело бы место вмешательство в дела суверенных государств).

4. Отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства.

5. Совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись.

6. Добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Унитарное государство – целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.
Признаки унитарного государства: единые система власти, система законодательства, денежная единица, финансовая, налоговая, кредитная системы, гражданство, вооруженные силы, атрибуты государства (флаг, герб, гимн) ; составные части государства не обладают признаками суверенитета, то есть не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.
Большинство современных государств – унитарные. Это сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Унитарные государства небольшие по территории и имеют мононациональный состав (Франция, Швеция, Италия) .

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (от лат. "federatio" — союз) — объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т. п. ) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Ф. г. — достаточно распространенная форма государственно-территориального устройства. Семь из восьми крупнейших государств мира имеют федеративное устройство. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Ф. г. , занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. Среди них два крупных североамериканских государства — США и Канада, европейские — ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, ряд государств Афро-Азиатского региона (Индия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа — Новая Гвинея и др.) .
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации) ; наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы) ; они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
- форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и т. д.) , а подразделяется на административно-территориальные единицы (район, область и т. п.) . Эти административно-территориальные единицы единого государства не имеют своей конституции и своего правительства, но имеют местные органы управления.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
(от лат. "federatio" - союз) - объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т. п. ) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности.

Унитарное государство – целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.
Признаки унитарного государства: единые система власти, система законодательства, денежная единица, финансовая, налоговая, кредитная системы, гражданство, вооруженные силы, атрибуты государства (флаг, герб, гимн) ; составные части государства не обладают признаками суверенитета, то есть не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.
Большинство современных государств – унитарные. Это сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Унитарные государства небольшие по территории и имеют мононациональный состав (Франция, Швеция, Италия) .

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

(от лат. unitas - единство) - одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико-правовой статус входящих в государство составляющих частей.

Унитарное государство характеризуется следующими чертами: единой конституцией, системой органов государственной власти, управления, судебной системы, единым гражданством. Оно практически не предоставляет входящим в него территориально-политическим образованиям самостоятельности, автономии. Политическое управление осуществляется из центра с применением довольно жестких методов и средств. Демократия как способ осуществления народовластия провозглашается, но для его реализации практически нет никаких условий. Всякая попытка модернизации системы регионального и местного управления подавляется центральными органами государственной власти как несоответствующая общим установлениям. Пресс несвободы, жесткой централизации, всеохватного контроля за всеми сторонами общественно-политической жизни на местах сковывает инициативу, порождает безответственность мест, ибо критерием их деятельности считается верность центральным властям и безропотное проведение центральной политики теми средствами и механизмами, которые указывает центр. Поэтому унитарное государство и его центральные государственно-политические органы формируют послушных, нетворческих, безынициативных руководителей и управленцев, которые не способны самостоятельной политической деятельности. В целом унитарное государство сдерживает социальный прогресс, поэтому ему на смену приходят более совершенные формы государственного устройства.

В России осуществляется переход от унитарного централизованного государства к федеративному. Этот процесс сопровождается многими противоречиями, трудностями, сохранением в новом становящемся качестве государственного устройства старых унитарных механизмов действия, стереотипов и шаблонов.

Андорра
Беларусь
Болгария
Ватикан
Великобритания
Венгрия
Греция
Дания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Латвия
Литва
Лихтенштейн
Люксембург
Македония
Мальта
Молдавия
Монако
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Сан-Марино
Сербия
Словакия
Словения
Украина
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швеция
Эстония

Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Восточный Тимор
Вьетнам
Грузия
Израиль
Индонезия
Иордания
Иран
Йемен
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Киргизия
Китай
Кувейт
Лаос
Ливан
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Оман
Саудовская Аравия
Северная Корея
Сингапур
Сирия
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония

Алжир
Ангола
Бенин
Ботсвана
Буркина Фасо
Бурунди
Габон
Гамбия
Гана
Гвинея
Гвинея-Бисау
Джибути
Египет
Замбия
Зимбабве
Кабо-Верде
Камерун
Кения
Конго (Браззавиль)
Конго (Киншаса)
Кот-д’Ивуар
Лесото
Либерия
Ливия
Маврикий
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Мали
Марокко
Мозамбик
Намибия
Нигер
Руанда
Сан-Томе и Принсипи
Свазиленд
Сейшелы
Сенегал
Сомали
Сьерра-Леоне
Танзания
Того
Тунис
Уганда
Центральноафриканская Республика
Чад
Экваториальная Гвинея
Эритрея
Южно-Африканская Республика
Латинская Америка
Антигуа и Барбуда
Багамы
Барбадос
Белиз
Боливия
Гаити
Гайана
Гватемала
Гондурас
Гренада
Доминиканская Республика
Колумбия
Коста-Рика
Куба
Никарагуа
Панама
Парагвай
Перу
Сальвадор
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Люсия
Доминика
Суринам
Тринидад и Тобаго
Уругвай
Чили
Эквадор
Ямайка
Океания
Вануату
Кирибати
Маршалловы острова
Науру
Новая Зеландия
Палау
Папуа-Новая Гвинея
Самоа
Соломоновы острова
Тонга
Тувалу
Фиджи

Унитарное государство – целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.
Признаки унитарного государства: единые система власти, система законодательства, денежная единица, финансовая, налоговая, кредитная системы, гражданство, вооруженные силы, атрибуты государства (флаг, герб, гимн) ; составные части государства не обладают признаками суверенитета, то есть не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.
Большинство современных государств – унитарные. Это сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Унитарные государства небольшие по территории и имеют мононациональный состав (Франция, Швеция, Италия) .

Унитарное государство, форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своём составе федеративных единиц (штатов, земель и т. п.), а подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. п.). В У. г. действуют единая для всего государства конституция, общая система права, единая система органов государственной власти, что создаёт необходимые организационно-правовые предпосылки для централизованного руководства общественными процессами, усиления влияния центральной власти на всей территории государства. У. г. являются все социалистические государства, кроме СССР, Чехословакии и Югославии – социалистических федераций.

Большинство современных буржуазных государств (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) построены как У. г. Процессы экономической и политической централизации, характерные для периода государстевенно-монополистического капитализма, обусловливают преобладание унитаристских тенденций и в современных буржуазных федерациях (США, ФРГ, Канада и др.), где постоянно растут роль и влияние федеральных органов государственной власти.

А1. Какой форме государственного устройства соответствует данное определение: «государство, состоящее из нескольких государственных образований – субъектов, обладающих относительной политической самостоятельностью»?

3. Унитарное государство

А2. Форма правления, при которой монарх лишь формально обладает верховной властью, «царствует, но не правит».

1. Парламентская монархия 2. Абсолютная монархия 3. Федерация 4. Республика

А3. Какая форма государства представляет собой совокупность способов и средств осуществления государственной власти, определяющих степень участия во власти народа и положение личности в государстве?

1. Форма правления

2. Форма государственного устройства

3.Форма политического режима

4. Форма федерации

А4. . Верны ли следующие суждения?

А. Форма государства состоит из трех элементов: форма правления, форма территориально-

государственного устройства и политический режим.

Б. Наличие двухпалатного парламента является одним из признаков унитарного государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А5. Отличительной чертой демократического режима является

1) наличие разветвленной системы законов

2) высокая явка избирателей на выборы

3) освещение выборов в правительственной печати

4) конкуренция на политической арене различных политических партий и движений

А6. Кабинет министров (администрация) формируется главой государства и ему же подотчётен в:

2. Парламентской республике

4. Парламентской монархии

А7. Любое государство характеризуется:

1).Возможностью осуществлять легальное принуждение

2. Взаимной ответственностью государства и личности

4. Разделением властей

А8. Унитарное государство:

1.Представляет собой союз суверенных государств

2. Допускает существование правительств и законодательных органов в территориальных единицах

3.Предполагает существование собственных конституций в территориях

4. Исключает любые формы политической суверенности входящих в него территорий

А9. Глава государства Н. избирается собранием выборщиков и выполняет представительские функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Глава правительства – премьер-министр. Какую форму государства иллюстрирует данный пример:

1.Парламентскую республику 2. Абсолютную монархию 3. Президентскую республику 4. Парламентарную монархию

А 10. Установите соответствие между типами государств и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИП ГОСУДАРСТВА

А) «разрешено все, что не запрещено» 1) правовое государство

Б) реализация принципа разделения властей 2) тоталитарное государство

В) цензура средств массовой информации

Г) сращивание партийного аппарата с государственным

Д) верховенство права

Е) «разрешено вс ѐ , что разрешено законом»

Тест «Форма государства» I I вариант

А1. Какой форме государственного устройства соответствует данное определение: «союз суверенных государств,

обра­зованный для обеспечения их общих интересов»?

1 . Конфедерация 2 . Федерация 3 . Унитарное государство 4. Монархия

А2. Форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок?

1. Парламентская монархия 2. Сословно-представительная монархия 3. Республика 4. Абсолютная монархия

А3. Какая форма государства определяет, кому принадлежит верховная власть, порядок формирования, структуру, компетенцию высших органов государственной власти и их взаимоотношения с народом и друг с другом?

1. Форма правления 2. Форма государственного устройства

3. Форма политического режима 4. Форма политического союза

А4. Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению

1) демократическому 2) монархическому 3) авторитарному 4) республиканскому

А5. Характерной чертой тоталитарного общества является

1) наличие всеобщего избирательного права и свободных выборов

2) конкуренция в борьбе за власть различных партий

3)уважение и защита законом прав меньшинства

4) закрытость власти от общества, отсутствие подлинной информации о действиях властей

А6.Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия государства и главы правительства

1. Унитарное государство 2. Президентская республика 3. Парламентская республика 4. Федеративное государство

А7. Найдите в приведенном ниже списке черты демократического режима и запишите цифры, под которыми они указаны?

1) Верховенство права

2) Обеспечение свободных выборов

3) Однопартийная система

4) Монополия единственной идеологии

5) Навязывание определенной экономической модели

6) Терпимое отношение к инакомыслию

А8. Государственное устройство, характеризующееся единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны, - это:

1. Социальное государство 2. Бюрократическое государство 3. Унитарное государство 4. Федеративное государство

А9. В государстве А. верховная власть принадлежит наследственному правителю. Власть его не имеет законодательных ограничений. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту законодательных, распорядительных и судебных полномочий. Какова форма правления в этом государстве:

1. Смешанная республика 2.Парламентская монархия 3. Президентская республика 4. Абсолютная монархия

А 10. Установите соответствие между признаком и формой государственного устройства.

Принято выделять три вида ФГУ — унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарные государства на карте мира

Сегодня мы разберемся в устройстве унитарной страны, вспомним ее признаки и познакомимся с особенностями такой ФГУ.

Унитарное государство — это.

Унитарное государство — это одна из форм государственного устройства, в которой административно-территориальные образования не имеют выраженных признаков суверенности (независимости) и особых полномочий.

Они подчиняются решениям центральной власти и выступают проводниками ее политики на местах. Эта ФГУ считается более простой по сравнению с федерацией и принята в большинстве современных стран.

Карта

Унитарную ФГУ имеют в основном страны с небольшой территорией и относительно малым населением.

Это объясняется возможностью управления из единого центра — руководство государства может охватить своим вниманием широкий круг вопросов без предоставления самостоятельных полномочий регионам.

Подобное невозможно в России, где 85 субъектов отличаются своеобразием национального состава, культурными, природно-климатическими особенностями, имеют разную экономическую направленность и специфические социальные проблемы.

Унитарные государства считаются исторически первичными по отношению к другим ФГУ. Они доминировали на планете до начала XX века.

В Новое время сильные централизованные державы превратились в могущественные колониальные империи, которые длительное время определяли вектор мирового развития. Примеры унитарного государства такого типа — Британская империя, Нидерланды, Франция, в более ранний период Испания.

Признаки унитарной страны

В современной политологии принято выделять следующие признаки унитарного государства:

  1. единое гражданство;
  2. общий для всех жителей государственный язык; ;
  3. отсутствие территориальных образований, имеющих политическую самостоятельность;
  4. единая Конституция;
  5. общая система центральных органов госвласти;
  6. единое для всей страны правовое пространство;
  7. административные единицы лишены признаков государственного суверенитета.

В унитарном государстве территориальные образования ограничены решением местных вопросов, обладающих неполитическим характером (торговля, благотворительность, туризм, образование и другие).

Законодательство таких стран всегда закрепляет единство и неделимость его территорий. Закон не дает возможности инициировать сецессию (то есть выделение из состава государства), хотя сохраняет право для каждого народа на самоопределение. Оно может реализоваться через действие международно-правовых актов, обеспечивающих признание этноса (что это?) на уровне мирового сообщества.

При ответе на вопрос, что такое унитарное государство, нужно знать еще один его признак — структуру представительного органа (парламента). В таких странах он, чаще всего, бывает однопалатным.

Несвойственность бикамерализма (двухпалатного парламента) объясняется отсутствием необходимости представлять интересы административных единиц, лишенных политических полномочий, в системе государственной власти.

Примеры унитарных государств

На самом деле, стран с такой формой управления большинство (они закрашены синим цветом на приведенной карте):

Примеры унитарный государств

Их полный список получается очень большой, поэтому в качестве примера я приведу наиболее известные страны с таким государственным устройством:

  1. Албания
  2. Андорра
  3. Беларусь
  4. Болгария
  5. Ватикан
  6. Великобритания
  7. Венгрия
  8. Греция
  9. Дания
  10. Ирландия
  11. Исландия
  12. Испания
  13. Италия
  14. Латвия
  15. Литва
  16. Лихтенштейн
  17. Люксембург
  18. Македония
  19. Мальта
  20. Молдавия
  21. Монако
  22. Нидерланды
  23. Норвегия
  24. Польша
  25. Португалия
  26. Румыния
  27. Сан-Марино
  28. Сербия
  29. Словакия
  30. Словения
  31. Украина
  32. Финляндия
  33. Франция
  34. Хорватия
  35. Черногория
  36. Чехия
  37. Швеция
  38. Эстония

Список государств

Факторы образования унитарного государства

На формирование унитарного государства оказывают влияние следующие факторы:

  1. проживание в границах государства этнически однородного населения, обладающего одним языком, общими культурными традициями, а также схожими ценностными ориентациями и установками;
  2. конфессиональное единство и общность исторического прошлого;
  3. выраженное внешнее давление, которое привело к образованию единого мнения населения в отношении врага;
  4. формирование особой политической культуры, основанной на добровольном подчинении элите для индивидуальной и общей пользы (Япония).

Виды унитарных стран

Характерная для унитарных государств централизация способна проявляться во множестве форм. Принято выделять унитарные государства по присутствию/отсутствию в их составе автономных образований:

  1. Простые — лишены административно-территориальных единиц по причине слишком маленькой территории (Мальта, Науру) или в них существует подобное деление, но нет в составе автономий (Франция, Польша).
  2. Сложные — в состав государства входят автономные образования (например, Дания — Фарерские острова или Грузия — Аджария).

Системы

Появление автономий в унитарных странах — это один из способов преодоления центробежных тенденций и сепаратизма (что это?).

Закрепляя за определенной территорией права автономии, власти наделяют ее самостоятельностью в решении проблем местного самоуправления. Чаще всего права автономии отражены в Конституции, однако иногда они сами разрабатывают статуты, опирающиеся на законодательство государства.

Во многих странах автономии формируются по национальному признаку (Каталония в Испании, Ольстер в Великобритании, Корсика во Франции).

Также существуют централизованные и децентрализованные унитарные страны.

  1. В первых во главе региональных органов власти стоят чиновники, которые получают назначение из центра. Подобный механизм закреплен в Конституции Узбекистана, Нидерландов или Казахстана.
  2. В децентрализованных странах региональная власть формируется самостоятельно, например, в Великобритании, Испании или Японии.

Подробнее о формах государства можно узнать в этом видео:

Заключение

Этимология термина «унитарный» (лат. «единство») точно отражает механизм организации управления, в котором все политические решения принимаются только центральными органами. Это обеспечивает единую социально-экономическую, политическую и духовную модель развития общества.

Однако при возникновении стремления к самоопределению унитарное государство может стать препятствием в реализации подобных целей, как это произошло в испанской Каталонии.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Здесь все достаточно условно, к примеру, Крым в составе Украины находился в статусе автономной республики со своей конституцией, плюс в конституции Украины есть положение об изменении границ этого государства, иными словами, будучи унитарным, оно имеет некоторые признаки свойственные федерации. В России же, напротив, существует полный запрет на выход из состава федерации, что свойственно унитарным государствам.

Да если народы захотят самоопределиться, то никакие унитарные системы этому не помешают, весь вопрос лишь в том, будет этот процесс мирным или перерастет в гражданскую войну, как в Югославии.

Относительно недавно проходил референдум о самостоятельности Шотландии, в отличии от Каталонии, шотландский референдум был одобрен самой королевой, так что, в этом случае всё прошло мирно, как и должно быть в демократической стране.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: