В теории государства и права анархизм это

Обновлено: 15.04.2024

Анархизм - крупное самостоятельное течение общественно-политической мысли, имеющее антиавторитарную и антигосударственную направленность. Его представители (П.-Ж. Прудон, М. Штирнер, М.А. Бакунин и др.) выдвигали концепции, которые ориентируются на упразднение государства, закона и устранение всякой власти, располагающей правом принуждать индивида.

Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект . Т. Н. Радько . 2011 .

Смотреть что такое "Анархизм" в других словарях:

АНАРХИЗМ — (от греч. anarchia безвластие, безначалие) учение, пытающееся обосновать необходимость освобождения людей от воздействия всех разновидностей общественной власти, чтобы обеспечить полную свободу личности. Хотя отдельные идеи А. встречаются уже в… … Философская энциклопедия

Анархизм — (anarchism) Общественно политическое течение, согласно которому общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения. Существующие примитивные общества, отвечающие данному критерию, обычно называют ацефальными … Политология. Словарь.

АНАРХИЗМ — (греч.). Утопическая теория общественного строя, исключающего всякую государственность, какую бы то ни было правительственную власть, законы и даже заработную плату. До сих пор, практически, нигде и никогда не была осуществлена. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

анархизм — а, м. anarchisme m. <гр. anarchia безначалие. Общественно политическое течение, проповедующее анархию, отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу. БАС 1. Крысин 1998. Анархизм как цельная теория существует с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Анархизм — Анархизм ♦ Anarchisme Учение тех из анархистов, которые придерживаются какого либо учения, например Прудона, Бакунина или Кропоткина. Анархизм всегда провозглашает уничтожение государства, почти всегда – уничтожение религии («Ни Бог, ни… … Философский словарь Спонвиля

АНАРХИЗМ — (от греческого anarhia безвластие), общественно политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение государственной власти и утверждение добровольных ассоциаций свободных индивидов и групп. Средство достижения этих целей прямое… … Современная энциклопедия

АНАРХИЗМ — (от греч. anarhia безвластие) общественно политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате самопроизвольного , стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций… … Большой Энциклопедический словарь

АНАРХИЗМ — (от греч. anarchia безначалие, безвластие) теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом данной теории называют П.Ж. Прудона, хотя зарождение она получила у Ж. Ж. Руссо. В России М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин выступали против всякого… … Экономический словарь

АНАРХИЗМ — АНАРХИЗМ, анархизма, мн. нет, муж. 1. Мелкобуржуазное политическое течение, проповедующее анархию, враждебное марксистско ленинскому учению о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, как единственном пути к уничтожению классов и отмиранию … Толковый словарь Ушакова

Анархизм — (от греческого anarhia безвластие), общественно политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение государственной власти и утверждение добровольных ассоциаций свободных индивидов и групп. Средство достижения этих целей “прямое… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Анархизм (греч. anarchia – безначалие, безвластие) – это общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми.

Основные его теоретические положения были сформулиро­ваны немецким философом Максом Штирнером(1806-1856гг.) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809-1856гг.).

Анархисты крайне негативно относятся ко всему тому, что стесняет свободу личности. Государство трактуется ими как сила, повелевающая членами политического общества, застав­ляющая их выполнять волю властвующих, подчиняться зако­нам. Даже если в законе отражается общая, народная, коллек­тивная воля, то и это не делает человека свободным. «Управле­ние людей людьми есть рабство», – писал Прудон. В условиях государства, заключает Штирнер, я являюсь собственным ра­бом. Поэтому государство, любую политическую власть они объявляли злом, которое должно быть уничтожено в процессе мирной социальной революции.

Основную задачу социальной революции анархисты виде­ли в установлении безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автоном­ных производственных ассоциаций, коммун, провинций, наций и социальных общностей. Естественной формой жизни людей, считал Прудон, является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и резуль­татами труда, на договорных отношениях между индивидуаль­ными производителями, их общинами и группами, на трудо­вой собственности.

На обыденном уровне термином «анархия» зачастую обо­значают полный хаос, беспорядок, которые возникают в жиз­ни при отсутствии необходимого управления. Однако анархи­сты идеал будущего безгосударственного устройства жизни видели отнюдь не в хаосе, неупорядоченности и неуправляемо­сти общественных процессов. Напротив, только анархия, т.е. отсутствие какого-либо принуждения в отношениях между людьми, по их мнению, и может породить действительный об­щественный порядок, основанный на самоуправлении и взаи­модействии всевозможных ассоциаций индивидов. Именно в таком смысле следует понимать популярный девиз привержен­цев этого движения: «Анархия – мать порядка».

Сильной стороной взглядов анархистов, в значительной мере обусловившей их определенный успех, была критика со­циально-экономического и политического строя современных буржуазных государств. Конституционный образ правления в тогдашней Франции Прудон характеризовал как «конфедера­цию буржуа против рабочих и короля». Слабой стороной их взглядов были наивность, утопизм, поскольку устранение го­сударства на данном этапе исторического развития общества немедленно приведет к хаосу и социальным потрясениям.

Антиэтатизм определял и правовое мировоззрение анархи­стов. Прудон, к примеру, принципиально отрицал значение за­конов, которые установлены государством, полагая, что они посягают на свободную волю индивидов. Но он признавал дру­гой источник права – договоры. «Я готов договариваться, –писал он, – но я не желаю законов». Не всегда лестно он отзы­вался и о правоведах, считая, что они ограничиваются «раб­ской ролью комментаторов и буквоедов».

Идеи Прудона оказали заметное влияние на развитие социалистического движения во Франции и других странах Ев­ропы, на анархистские проекты российских мыслителей – М. Ба­кунина и П. Кропоткина.

Теория анархизма есть учение о принципиально безгосударственном устройстве общественной жизни.

Видным представителем этого направления социалистической мысли был П.Ж. Прудон.

Прудон Пьер Жозеф(1809—1865) — французский мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма.

Эпоха. Начиная с античности, западная политико-правовая мысль была занята поиском справедливого государственного устройства и рассматривала анархию негативно, как беспорядок. К концу XVIII в. формируется иное отношение к анархии. На фоне бюрократизации государственного аппарата вряде стран мира (Франция, Россия), роста числа военных и чиновников, возникает все более негативное отношение к государству. Для трудящихся масс государство представляло собой угнетателя и эксплуататора. Биография. Родился вБезансоне, в семье мелкого ремесленника. С 18 лет начал работать наборщиком в типографии, затем некоторое время был владельцем небольшой

Прудон сформировался как оригинальный мыслитель благодаря самообразованию. Жизненный путь его изменился в 1837 г., когда он был удостоен премии академии Безансона за очерк в области филологии «О воскресном отдыхе». В 1838 г. сдал экзамены на бакалавра. Позднее Прудон принял участие в другом конкурсе, объявленном академией, на тему «Последствия равного раздела наследства между детьми». Он написал сочинение «Что такое собственность?» (1840), которое сделало его знаменитым. В дальнейшем много писал, попробовал себя как политический деятель — был избран депутатом Национального собрания (1848). Политическая деятельность Прудона закончилась очень быстро: за статьи, в которых он нападал на первого французского президента Луи Наполеона, он был приговорен к трем годам тюремного заключения (1849—1852).

Основные работы: «Что такое собственность?», «Система экономических противоречий, или Философия нищеты»,

«Война и мир», «О федеративном принципе и единстве Италии», «Политические возможности рабочего класса».

Содержание политико-правового учения. Прудон стал рассматривать анархию как порядок, основанный не на институтах государственной власти и закона, а на институте взаимовыгодных договоров, заключаемых между собой индивидами, группами, семьями, городами, провинциями.

Частная собственность и анархизм. По мнению Прудона, собственность — это основа экономики и государства. Начиная с первых своих трудов, Прудон критиковал институт частной собственности. В работе «Что такое собственность?» он писал: «Собственность убивает жизнь, это доказано всем пятитысячелетним существованием собственности; владение соответствует праву, собственность враждебна ему. Уничтожьте собственность и сохраните владение — посредством одного только этого принципиального изменения вы коренным образом измените законы, правительство, хозяйство и все учреждения: вы уничтожите зло на земле».

Критика государства в целом и отдельных институтов государства. В отличие от Гроция, Гоббса и других представителей договорной теории происхождения государства, рассматривающих государство как нечто разумное, Прудон полагал, что государство рождается из «темных» черт человеческой натуры. Он считал, что чем просвещеннее становится общество, тем быстрее идет разрушение авторитета государственной власти: «hВласть человека над человеком находится — в каждом данном обществе — в обратном отношении к уровню умственного развития, достигнутого обществом».

В отличие от Руссо, который был приверженцем непосредственной демократии, Прудон полагал, что осмысленно в политике может действовать только отдельная личность, а не народ в целом: «Ввиду наличия предубеждений, противоречий идей и интересов, разнообразия мнений и импульсивности толпы, я всегда могу спросить — каким образом можно установить аутентичность и законность такого обнаружения (общей воли. — ИМ.)! И это тот вопрос, на который демократия не может дать ответ».

Прудон критикует и другие институты непосредственной демократии: «Всеобщие выборы, императивный мандат, ответственность представителей,— все это детские игрушки, которые не стоят и волосв на моей голове. ».

“у меня есть основание в божественную интуицию толпы, которая позволит с первого взгляда опрделеить достоинство и честность кандидатов”

Критика законодательства. Поскольку законы издаются для защиты государства, рожденного из «темных черт» человеческой природы, то и сами законы являются средством эксплуатации простого народа. Прудон писал: «Я готов договариваться, но я не желаю законов. Я не признаю их. Я протестую против любого порядка, где власть Претендует на мою свободную волю. Законы! Люди знают, что они из себя представляют и знают им цену. Хитросплетения в интересах власть имущих и богатых, оковы, которые ни одним мечом не разрубишь — для бедных, рыболовная сеть, натянутая между руками правительства . ».

Прудон отрицает законодательство, которое защищает только права собственников и не защищает прав пролетариев; предрекает, что от Кодекса Наполеона «не останется ни единого параграфа».

Прудон также указывает на недостатки законов: несправедливость содержания, их противоречивость, не всегда лестно отзывается о правоведах, считая, что они ограничиваются «рабской ролью комментаторов и буквоедов».

Прудон выдвинул альтернативу обществу с государственным институтами и законодательством — общество, которое состоит из различных ассоциаций граждан, созда ваемых на основе взаимовыгодных договоров, что позволяет сохранить неограниченную свободу индивидов: «Свободная ассоциация, свобода, довольствующаяся охраной равенства средств производства и равноценности обмениваемых продуктов, есть единственная справедливая, истинная и возможная форма общества. Высшая степень совершенства общества заключается в соединении порядка с анархией, т.е. в безвластии».

Эти ассоциации не будут нуждаться в «центральной власти»: «Нет власти, нет правительства, хотя бы и самого народного, — вот революция».

Прудон был сторонником мирной социальной революции. Он — теоретик «мютюэлизма» — учения о добровольных взаимовыгодных обязательствах, которых достаточно для достижения социальной и экономической гармонии: «Две семьи, два города, две провинции договариваются. существенны только две вещи — их равенство и коллективная власть».

Прудон полагал, что «господство договоров вместо господства законов было бы истинным правительством человека и гражданина, истинным верховенством народа, революцией».

Теория анархизма Прудона основана на идее суверенитета личных прав индивидов и прав групп, т.е. на признании первостепенной значимости индивидуальной и коллективной свободы в обществе. Аналогичное представление было присуще и Б. Констану — теоретику политического либерализма.

Вначале для реализации этой идеи Прудон предлагал уничтожить государство, а затем смягчил свою позицию и стал предлагать государство упростить: необходима децентрализация государственной власти через федерализацию и широкое самоуправление на местах. Поэтому Прудон критиковал образование централизованных государств

в Германии и Италии.

Прудон выработал теорию синдикализма, включающую в себя концепции рабочего самоуправления и профессионального федерализма.

Прудон критиковал коммунистическую теорию бабувистов. Он считал, что реализация такого коммунистического идеала не соответствует человеческой природе и потребует применения насилия. «Коммунизм предписывает своим членам пассивное повиновение, несовместимое с рассуждающей волей человека; он не допускает никаких возражений против своих уставов. Жизнь, талант, все способности человека принадлежат государству, которое может употреблять их в общее благо так, как ему заблагорассудится. Коммунизм есть неравенство, но не в том смысле, как собственность, а в обратном. Собственность есть эксплуатация слабого сильным; коммунизм — эксплуатация сильного слабым. Коммунизм — это гнет и рабство. ».

Прудон высказал идею «научного управления» обществом: «Все вопросы внутренней политики должны разрешаться согласно данным областной статистики, все вопросы внешней политики — на основании данных международной статистики. Наука о правительстве или о власти должна быть представлена одной из секций академии наук, и постоянный ее секретарь неизбежно должен быть первым министром. Так как всякий гражданин имеет право представлять в академию наук записку, то всякий сделается законодателем; но в силу того, что мнение человека принимается в расчет лишь постольку, поскольку оно доказано, никто не может поставить свою волю на место разума, никто не может быть царем.

Все относящееся к области законодательства и политики является объектом науки, но не убеждений: законодательная власть принадлежит разуму, систематически изученному и обоснованному».

К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» охарактеризовали работу Прудона «Философия нищеты» как произведение, в котором обосновывается «буржуазный социализм», цель которого — «излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества».

Идеи французского философа оказали заметное влияние на анархистские проекты отечественных мыслителей — М. Бакунина и П. Кропоткина.

Билет 45 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Естественная форма жизни людей по Прудону – общество, основанное на разделении труда, равенстве, взаимном обмене результатами труда, трудовой собственности и свободных объединениях трудящихся. Главный недостаток экономической жизни – несправедливый обмен, результатом которого являются собственность, неравенство, власть. Собственность есть кража.

Всякая власть – эксплуатация человеком человека. Те, кто обладают политической властью, не могут не эксплуатировать общество. Поэтому государство вредно. Всякое государство имеет классовый характер. Конституционное государство – конфедерация буржуа против рабочих и короля. Право вредно. Законы создаются для защиты интересов. Интересы меняются, растет и число законов, ограничивая сферу человеческой свободы. Все преступления вместе взятые, причиняют меньше вреда, чем государство и право.

Прудон не желал политических преобразований Главное – экономический переворот – справедливое распределение (прямой, без обмана обмен результатами труда, бесплатный кредит). Реформы можно провести мирным путем. Власть существует лишь в умах людей в результате обмана со стороны религии. Просвещение разрушит авторитет власти. Общество превратится в федерацию свободных ассоциаций, сочетающих личную и коллективную свободу.

Прудон отрицал пользу обобществления собственности. Он отстаивал идею частного владения, основанного на личном труде, почему марксисты считали его учение «мелкобуржуазным». Коммунизм для Прудона – гнет и рабство. При коммунизме человек становится рабом государства.

Бакунин считает, что высший закон человечества – уважение человеческой личности. Цель истории – освобождение личности, счастье каждого человека. Коллективная свобода и благосостояние реальны когда они сумма индивидуальных свобод и благосостояний. Человеком правят два естественных закона – солидарность и свобода.

Свобода в познании и признании естественных законов. Человек свободен, если признает равенство, свободу и человечность всех людей, а люди окружающие его, признают его свободу и человечность.

Власть развращает людей интеллектуально и морально. Любое государство стремится поработить народ насилием и обманом.

Бакунин призывал к всемирной анархической революции, которая уничтожит капитализм и государство. Будущее общество представлял как вольную организацию рабочих масс снизу вверх, федерацию самоуправляющихся общин без центральной власти и управления. Социализм без свободы – это «рабство и скотство». Свобода и государство несовместимы. Государство должно «раствориться в обществе».

Почему в Московском государстве большинство крепостей были деревянными?

Почему в Московском государстве большинство крепостей были деревянными? Каменные твердыни, защищавшие важнейшие города и дороги, были костяком обороны Московского государства, а его плотью можно считать деревянные крепости, густой сетью покрывавшие территорию от

В каком государстве на территории современной России государственной религией был иудаизм?

В каком государстве на территории современной России государственной религией был иудаизм? Этим государством был Хазарский каганат, возникший в середине VII века на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. К началу VIII века хазары владели Северным

АНАРХИЗМ

АНАРХИЗМ Анархизм буквально означает «безвластие» и представляет собой общественно — политическое течение, которым отвергаются традиционные формы государственного правления на том основании, что ими налагаются на индивидов ограничения без их, индивидов, ясно

В каком государстве мира самая низкая рождаемость?

В каком государстве мира самая низкая рождаемость? Самая низкая рождаемость – нулевая – в Ватикане, самом маленьком по населению государстве мира. Причиной этого факта является обязательное для обитателей Ватикана (католического духовенства)

5. МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

5. МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В учении о государстве и праве общество Маркс рассматривал в единстве базиса и надстройки при определяющей роли базиса. Базис – производственные отношения, определяемые уровнем развития производительных сил, в основе которых лежит

Сыск разбойников и грабителей в Московском государстве XVII в.

Сыск разбойников и грабителей в Московском государстве XVII в. Сыск преступников получил свое нормативное закрепление в Соборном Уложении 1649 года. Так, в главе о государевой чести и как ее оберегать, речь идет об осуществлении обязательного сыска тех лиц, которые посягали

Анархизм

Анархизм АНАРХИЗМ — политическое и этическое учение, сочетающее идеи социального равенства и абсолютной личной свободы.Парадоксальным образом анархисты, отрицающие всякую приверженность к традиции, любят искать себе родословную и называют своими предшественниками

В грибном царстве, да в хитиновом государстве.

В грибном царстве, да в хитиновом государстве. При слове «грибы» у вас, наверное, сразу возникает образ лукошка с подберезовыми, подосиновыми или белыми грибами, пенька с опятами, трутовиков на коре трухлявого дерева. Наверняка вы знаете, что неаппетитная плесень на

Неладно что-то в датском государстве

Неладно что-то в датском государстве см. Прогнило что-то в датском

Прогнило что-то в Датском государстве

Прогнило что-то в Датском государстве С английского: Something is rotten in the state of Denmark.Из трагедии «Гамлет» (действ. 1, явл. 4) Уильяма Шекспира (1564— 1616). Слова Марцелло, наблюдающего появление призрака короля-отца и его встречу с Гамлетом.Иногда выражение встречается в других

Почему в Московском государстве большинство крепостей были деревянными?

Почему в Московском государстве большинство крепостей были деревянными? Каменные твердыни, защищавшие важнейшие города и дороги, были костяком обороны Московского государства, а его плотью можно считать деревянные крепости, густой сетью покрывавшие территорию от

О ПОЛИТИКЕ И ГОСУДАРСТВЕ

О ПОЛИТИКЕ И ГОСУДАРСТВЕ Власть не развращает людей; но дураки, забравшиеся на вершины власти, развращают власть.* * *Воздушные замки – отрасль строительной индустрии, монополизированная правительством.* * *Когда правительство портит деньги, чтобы расплатиться со своими

Что такое анархизм? Идеи и определение простыми словами. Русский анархизм и его представители и основоположники: Михаил Бакунин и Петр Кропоткин. Политический, методологический, социальный анархизм.

Фото Что такое анархизм: идеи и политика, русский анархизм и его основоположники

Анархизм – это идеология безвластия. Анархизм предполагает отсутствие в обществе какой-либо власти, в том числе государственной.

Анархисты стремятся уничтожить любые формы эксплуатации людей друг другом. Вместо этого они предлагают установить сотрудничество индивидов, чтобы общественные отношения и социальные институты строились на личной заинтересованности всех их участников.

Анархистов наряду с социалистами и коммунистами относят к представителям левой идеологии, противопоставляя их правым – либералам и консерваторам.

Идеи анархизма

Анархистский идеал – это:

свобода от принуждения;

Говоря об отсутствии власти, анархисты имеют в виду, что один человек или группа не могут навязывать другим свое мнение или волю. В этой идеологии нет места иерархии, представительной (непрямой) демократии и авторитарному правлению.

Каждая отдельная личность должна максимально развиваться, полагают анархисты. Согласно их философии, проблемы и потребности любого человека решаются индивидуально. Полноценной жизни можно достичь только за счет разнообразия рабочего процесса.

Любые общественные структуры должны создавать люди, которые объединились по личной инициативе и имеют равные права на определение будущего общества.

По мнению анархистов, чтобы деятельность была максимально эффективной, в ее основе должна лежать взаимопомощь. То есть в подобном обществе одиночная работа считается непродуктивной.

Под братством анархисты подразумевают, что интересы и потребности всех людей одинаково важны и ценны.

Основоположники анархизма

Пьер Прудон первым изложил целостную концепцию анархизма. Ее основные идеи: уничтожение централизованной государственной бюрократии и установление вместо нее федерации автономных регионов, в которые должны войти самоуправляющиеся объединения трудящихся и территориальные коммуны.

Производство из собственности государства и предпринимателя, по Прудону, должно передаваться во владение трудящихся. Объединения работников для решения общих вопросов создают союзы, которые, в свою очередь, объединяются в федерации.

Макс Штирнер основал анархо-индивидуализм: он выступал за абсолютную свободу личности. Некоторые анархисты допускали, что государственную власть можно использовать для борьбы за идеалы анархии.

В качестве путей борьбы за свою идеологию анархисты выбирали пропаганду, организацию восстаний и терактов, создание производственных коммун, кооперативов и профсоюзов.

Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин и Махно

Русский анархизм в первую очередь ассоциируется с именами Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921).

Михаил Бакунин создал и распространил идеи так называемого коллективистского анархизма. По Бакунину, все юридические законы, в отличие от законов природы и «заурядного правила общежития», – внешне навязанные и потому деспотические. Политическое законодательство враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам.


Михаил Бакунин

Социальная революция, как ее определял Бакунин, – это разрушение всех учреждений неравенства и насилия, в первую очередь – государства. Социальная революция, в отличие от политической, совершается с помощью не одной только революционной власти, а народной силы.

Петр Кропоткин – создатель анархокоммунизма, основной принцип которого – социальная кооперация и взаимопомощь. В его учении идея взаимопомощи между людьми, которая занимает главенствующее место, тесно переплетена с идеями философии природы. Этика анархокоммунизма строится на правиле: не обращайся с человеком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой.


Петр Кропоткин

Другое базовое положение Кропоткина – необходимо стремиться к наибольшему счастью для наибольшего числа людей (утилитаризм). Как считал Кропоткин, это возможно на основе всеобщего равенства, из которого вытекают солидарность и взаимопомощь.

Право и закон должны быть обособлены друг от друга, считал Кропоткин. Он отмечал, что существуют естественные основы права – инстинкты, естественные права, в том числе право на минимум социальных благ, и естественное право, основанное на обычае.

Махно возмущался тем, что в результате «позорного» Брестского мира Украину оккупировали немцы и австро-венгры. Его последователи нападали на имения и хутора немцев, убивали их и офицеров армии номинального правителя Украины гетмана Скоропадского.

С осени 1918 по июль 1919 года в Гуляйполе строилось анархистское сообщество, которое позже назвали Вольной территорией. Она простиралась от современного Днепропетровска до Бердянска и Мариуполя. Там проживало примерно семь миллионов человек.

Экономика Вольной территории представляла собой свободный обмен между сельскими и городскими общинами. Махновцы сопротивлялись продразверстке (политике обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов). Необходимые ресурсы они получали посредством набегов. В Гуляйполе можно было расплачиваться трофейным золотом и советскими деньгами.

История этого анархистского государства внутри государства закончилась уничтожением махновцев. При этом сам Махно бежал в Париж, где провел остаток своей жизни. Там он активно пропагандировал идеи анархизма и издавал брошюры.

Виды анархизма

Под термином «социальный анархизм» обычно подразумевается сотрудничество. Последователи этой философии отрицают частную собственность на средства производства и капиталистические отношения.

Базовый принцип анархо-индивидуализм а заключается в праве свободно распоряжаться собой. Это право любой человек получает при рождении вне зависимости от его пола. Согласно этой философии, новое общество должно быть бесконфликтным.

Представители индивидуалистического анархизма утверждают, что люди должны быть независимы от общества. Все теории о том, что индивиды могут работать вместе, должны подтвердиться на практике. Последователи такой идеологии должны стремиться не к утопии, а к реальной справедливости.

Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли. Она развивает заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, базирующихся на насилии и угнетении.

Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С их точки зрения, личность – первичный и единственный полноценный субъект общественной жизни. Главный фактор перемен в христианском анархизме – этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно в результате не захвата власти, а только изменения общественных отношений.

Анархо-коммунизм нацелен на установление безвластного общества без иерархии и принуждения, основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Анархо-коммунисты стремятся к децентрализации, свободе, равенству и взаимопомощи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: