В судах апелляционных инстанций франции участие адвоката допущенного к судам этих инстанций

Обновлено: 17.04.2024

Кассационная жалоба (или обжаловать в кассационном порядке , или обращение ) является, во Франции , чрезвычайного призыв предстал перед Кассационным судом (для судебных инстанций ) или перед Государственным советом (для административных судов ), против решения справедливости вынесенного в крайнем случае .

Это средство правовой защиты доступно сторонам судебного разбирательства после решения, вынесенного по апелляции , или после решения суда первой инстанции, которое не может быть обжаловано .

Это не третья судебная инстанция, вступающая в дело после апелляции, когда это возможно, потому что судья кассационной инстанции не пересматривает дело. Он только проверяет соблюдение правил процедуры и правильное применение закона судьями первой инстанции . Решение или постановление отменяется (или отменяется ) только в том случае, если процедура была нарушена или нормы права применялись неправильно.

Существование этого средства правовой защиты является «основной гарантией того, что, согласно статье 34 Конституции, только закон устанавливает правила. "

Резюме

Условия и положения

Кассационная судья только судьи по форме и по закону (ошибка юридической интерпретации, процедурной ошибки и т.д.) , а не по существу (определение вины, оценка размера ущерба, например). Он судит оспариваемое решение, а не спор .

Служение адвоката в Государственном совете и Кассационном суде (известное как « адвокат советов ») обязательно, за исключением уголовных и некоторых других очень редких исключений.

Условия приемлемости в кассационном суде

С 2017 года изучается реформа, настоятельно рекомендованная некоторыми магистратами Кассационного суда , с четкой целью резко ограничить количество апелляций, и это с помощью более сложной системы предварительной фильтрации, чем та, которая уже действует. По сути, апелляции подлежат предварительному разрешению, и их приемлемость зависит, среди прочего, от интереса, представляемого апелляцией в отношении развития закона, гармонизации судебной практики или защиты основных свобод. По словам Бертрана Лувеля , первого председателя Кассационного суда, кассационная жалоба, изначально задуманная как чрезвычайное средство правовой защиты, испытала бы серьезное отклонение, о чем свидетельствует статистика: фактически, согласно статистическим данным, три четверти апелляций будут удовлетворены. его, обреченного на верную неудачу.

По гражданским делам

Решения, которые могут быть обжалованы в кассационной инстанции
Против окончательного приговора

Статья 605 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) указывает, что кассационная жалоба может быть подана только в отношении судебного решения, вынесенного в крайнем случае (спорные и изящные судебные решения, согласованные, целесообразные). В случае, если какая-либо апелляция исключена законом, кассационная жалоба остается возможной в той мере, в какой судья совершил превышение полномочий или когда имеет место нарушение права на защиту.

Апелляция неприемлема, если решение подлежит обжалованию или если срок истек, поэтому решение является окончательным и имеет силу res judicata . Неважно, были ли решения противоречивыми или вынесены по умолчанию. Если срок подачи возражения истек, можно обжаловать решение по умолчанию. Это можно объединить с апелляцией, например, с апелляцией о пересмотре.

Исключения

Решение должно быть крайней мерой, за исключением нескольких случаев: статьи 618 о коллизии судебных решений, или когда имеется апелляция в интересах закона, или в случае превышения полномочий, поданных Генеральным прокурором в суд Кассация (см. Ниже) .

Стороны кассационной жалобы
Главное обращение

В статье 609 УПК указывается, что любая заинтересованная сторона может подать апелляцию. Следовательно, необходимо быть стороной в судебном разбирательстве, которое вынесло оспариваемое судебное решение, и иметь правоспособность.

Теперь сторона может подать апелляцию, даже если решение, которое ей не выгодно, не приносит пользу ее оппоненту. Это расширение статьи 611 УПК, которая в отношении спорных вопросов гласит, что апелляция допустима, даже если обвинительный приговор был вынесен в пользу или против лица, не участвовавшего в рассмотрении дела. Таким образом, эти тексты позволяют стороне, приговоренной к наложению гражданского штрафа, подавать кассационную жалобу по этой причине, даже если эта просьба выгодна третьей стороне, государству. Прецедентное право ранее отказывалось из-за отсутствия ответчика.

Случайное / спровоцированное обращение

В статье 614 УПК уточняется, что приемлемость апелляции соответствует правилам подачи апелляции, при этом уточняется, что, если случайная апелляция допустима в любом случае, апелляция должна быть подана в течение установленного двухмесячного периода. подать свою защиту.

Добровольное вмешательство

Кассационный суд делается для регулирования закона в судебном порядке . Принудительное вмешательство третьей стороны кажется трудным и исключено. Возможно только добровольное вмешательство на вспомогательной основе, но оно должно быть оправдано исключительными обстоятельствами.

Апелляции прокурора

Апелляция обвинения обычно допустима только в том случае, если она ранее была стороной, но есть два случая, когда закон прямо признает заинтересованность обвинения в подаче апелляции независимо от этого статуса стороны: случай апелляции в интересах стороны закон и призыв к превышению власти.

В целях соблюдения и соблюдения закона и принципов права Генеральный прокурор может обжаловать любое решение, которое не было своевременно оспорено сторонами. Цель состоит в том, чтобы положить конец правовой незащищенности и социальным беспорядкам, которые могут возникнуть в результате нарушения закона судом. Это позволяет избежать непоследовательности или противоречия прецедентному праву. Для этого типа апелляции у прокурора нет ограничения по времени, но он может исполнить его только после истечения срока, установленного сторонами. Тогда именно пленарное собрание Суда призвано вынести решение о соответствии судебного решения закону, но только в интересах закона и, следовательно, без ссылки или последствий для первоначальных сторон в споре.

В случае превышения полномочий прокурор будет действовать только по приказу Министерства юстиции (процессуальное действие, как приговор, может быть превышением власти, то есть посягательством судебной власти на исполнительную).

Сроки

Как правило, срок для подачи кассационной жалобы составляет два месяца с момента вручения решения кассационной инстанции. Он может быть короче: по избирательным вопросам - десять дней. Апелляция не приостанавливает действие предыдущих судебных решений, но позволяет в случае кассационной инстанции возобновить рассмотрение дела.

Обращаться

С процессуальной точки зрения кассационная жалоба оформляется письменным заявлением, которое сторона (или ее представитель, наделенный особыми полномочиями) направляет в канцелярию Кассационного суда.

Помощь советникам адвоката (адвоката Кассационного суда) обязательна, за исключением избирательных вопросов. Следует отметить, что эта помощь является обязательной в вопросах социального обеспечения, помощи в сфере образования, чрезмерной задолженности, экспроприации и трудового законодательства (начиная с Указа № 2004-836 от 20 августа 2004 г. ).

По уголовным делам

Решения, которые могут быть обжалованы в кассационной инстанции

Кассационная жалоба может быть подана только на решения, «постановления и приговоры, вынесенные в крайнем случае», согласно статье L411-2 Кодекса организации судей.

В УПК указано, что отдельные решения не могут быть обжалованы, в этом случае обжалование в кассационной инстанции возможно только в случае «превышения полномочий».

Стороны кассационной жалобы

Кассационная жалоба подается прокурором или стороной, которой подана жалоба.

Сроки

По уголовным делам срок подачи кассационной жалобы составляет пять чистых дней со дня оглашения решения. (Этот пятидневный период не может начаться до тех пор, пока решение не будет вручено отсутствующим или непредставленным лицам, или после окончания периода для подачи возражения.)

Что касается прокурора, срок подачи апелляции составляет десять дней со дня вручения. Однако по истечении этого срока прокурор в Кассационном суде может подать апелляцию в интересах закона (статья 621 УПК).

Обращаться

Кассационная жалоба подается секретарю суда, вынесшего оспариваемое решение, или начальнику пенитенциарного учреждения при задержании заявителя кассационной инстанции.

При рассмотрении уголовных дел для осужденного помощь адвоката не является обязательной. Другие участники уголовного процесса освобождаются от должности адвоката в советах, если они представят свои кассационные средства в течение десяти дней.

Условия допустимости перед Государственным советом

Исключительное средство

Кассационная жалоба в Государственный совет открыта для сторон против любого судебного решения, вынесенного в крайнем случае административным судом , административным апелляционным судом или специализированным административным судом.

Условия крайнего срока

Крайний срок, в большинстве случаев, составляет два месяца с момента уведомления о решении суда, которое заявитель желает обжаловать. Дата поступления запроса в регистр Государственного совета учитывается только при расчете этого периода.

Министерство юриста

Помощь адвоката в Государственном совете и Кассационном суде обязательна, за исключением двух случаев:

  • обжалование решений центральной комиссии социальной помощи ,
  • обжалование решений региональных военных судов по пенсиям по инвалидности.

Запрос

Запрос должен содержать элементы, необходимые для разрешения спора:

  • выводы, то есть то, что именно заявитель требует от Государственного совета (например, полная или частичная отмена оспариваемого решения суда);
  • изложение фактов;
  • правовые основания, показывающие, почему судья последней инстанции вынес решение в соответствии с неправильной процедурой или применил закон ошибочно;
  • К нему должно прилагаться решение апелляционного административного суда, решение административного суда или решение специализированного административного суда, которое заявитель оспаривает, и все соответствующие подтверждающие документы.

Он должен быть предоставлен в количестве экземпляров, равном количеству сторон в споре плюс два.

Кассационная процедура

Возбуждение дела или кассационное обжалование

Открытие дела в судебном порядке

Просьбы, поданные в Кассационный суд, должны быть законными, а не де-факто. Эти средства должны быть уже применены перед судьей первой инстанции, решение которого оспаривается, за исключением случаев средств чистого права или средств общественного порядка, на которые, следовательно, можно ссылаться в любое время, или средств, вытекающих из самого оспариваемого решения.

Обычно мы выделяем следующие случаи возбуждения кассационной инстанции:

  • Нарушение закона (в смысле нарушения закона). Верховенство закона может быть правилом формы (процедура, состав судов, гласность судебного разбирательства, в частности) как правилом существа, и оно могло быть нарушено отказом в применении, ложным заявлением или ложным толкованием.
  • Отсутствие юрисдикции материальной юрисдикции
  • Несоблюдение форм, требуемых под страхом недействительности для исполнения процессуальных документов или постановлений
  • Отсутствие или недостаточная мотивация:
    • Отсутствие мотивации (полное отсутствие оснований, противоречие причин, непонимание выводов), что является техническим дефектом.
    • Отсутствие правовой основы (недостаточное обоснование), что является существенным недостатком, когда основания для оспариваемого решения недостаточны для того, чтобы позволить Кассационному суду проверить правильность применения закона.

    Есть и другие, менее частые случаи открытия:

    • Противоречивость судебных решений (два непримиримых судебных решения)
    • Превышение власти (посягательство судебной власти на законодательную или исполнительную, в частности, когда суд присваивает себе право, которым он не обладает или которое он нарушает основополагающий принцип процедуры)
    • Утрата правовой основы из-за вступления в силу нового закона

    Дело открытия в административном порядке

    Аналогичная ситуация и перед Государственным советом, но с некоторыми нюансами. Так :

    • На фактическую ошибку можно ссылаться в кассационном порядке в Государственном совете, если она вытекает из документов по делу, представленных судье первой инстанции.
    • Денатурирование понимается в более широком смысле, потому что это может касаться любого документа, представленного судье первой инстанции (в том числе относительно фактов).

    Суверенитет судьи первой инстанции и контроль квалификации

    Если судья первой инстанции суверенен в оценке фактов , Кассационный суд, как и Государственный совет, может, с другой стороны, проверить юридическую квалификацию тех же фактов.

    Последствия кассационной жалобы

    Последствия в судебной системе

    Семантически «кассация» означает цензуру, то есть неодобрение, выраженное Кассационным судом в отношении оспариваемого решения, из-за неправильного применения нормы права. На процессуальном уровне кассация автоматически влечет за собой «отмену» оспариваемого решения. Это различие отражено в резолютивной части кассационных постановлений употреблением стандартного выражения « отменяет и отменяет [оспариваемое решение]».

    В очень редких случаях упоминается только аннулирование, а не кассация: это решение соответствует гипотезе, согласно которой оспариваемое решение должно быть отменено по иной причине, чем неправильное применение нормы права судом, чье оспариваемое решение исходит (например: вступление в силу нового правила общественного порядка, немедленно применимого к рассматриваемым делам и не применимого в день оглашения оспариваемого решения, и в этом случае Кассационный суд принимает все последствия, но без цензуры или «отмены» оспариваемое решение).

    Кассация может быть полной или частичной. Это будет частичным, если неправильное применение нормы права относится только к одному или нескольким пунктам оспариваемого решения, и эти пункты не имеют взаимозависимости с другими пунктами этого решения.

    Если кассационный суд отменяет и отменяет решение суда, он обычно передает дело в суд, отличный от того, который вынес решение, но всегда в той же степени (например, другой апелляционный суд или апелляционный суд) .другой районный суд). Однако в довольно частых случаях дело передается в один и тот же суд, но в обязательном порядке в составе магистратов, помимо тех, кто вынес оспариваемое решение. Направление после кассационной инстанции не приводит к автоматическому направлению в назначенный суд, который должен быть рассмотрен сторонами в течение четырех месяцев с момента уведомления о решении о передаче дела.

    В меньшинстве дел Кассационный суд отменяет оспариваемое решение, не передавая дело в другой суд, либо потому, что вынесенная кассационная жалоба не подразумевает, что решение снова принимается по существу дела, либо потому, что факты, как они были суверенно отмечены и оценены судьями первой инстанции, позволяют напрямую применять соответствующие нормы права (статья L 411-3 Кодекса организации судей).

    Кассация может быть опубликована или не опубликована.

    Административные эффекты

    Механизм только частично аналогичен административным судам . Когда Государственный совет отменяет приговор или приговор последней инстанции, он может передать дело в суд того же характера, что и тот, решение которого он отменил, но он также может, для надлежащего отправления правосудия, судить себя по делу. по существу (этим он чаще всего занимается после кассационной инстанции).


    О функциях и задачах Национального совета адвокатов, о формах осуществления деятельности адвокатов и об акциях протеста «Адвокатской газете» рассказала советник Комиccии европейских и международных дел Национального совета коллегий адвокатов Франции, адвокат коллегии г. Ле-Ман Мария Бонон.

    Мария, в 1992 г. во Франции была создана единая адвокатская ассоциация, объединившая адвокатов и юридических советников. Насколько эта реформа изменила адвокатуру и способствовала появлению профессиональных стандартов?

    Эта реформа расширила границы правового поля и повысила конкурентоспособность объединенного сообщества адвокатов под эгидой единой представительной организации – Национального совета коллегий адвокатов Франции.

    Согласно изменениям, внесенным в Закон № 71-1130 от 31 декабря 1971 г. (ст. 21-1), «Национальный совет коллегий адвокатов – некоммерческая организация с общественно полезными целями, имеющая статус юридического лица, представляет адвокатуру во всех отношениях, в том числе с органами государственной власти. В соответствии с действующим законодательством Национальный совет издает общие положения с целью унификации правил и обычаев осуществления адвокатской деятельности».

    Национальный совет коллегий адвокатов Франции определяет принципы организации обучения в общих адвокатских школах (региональные центры профессионального обучения), координирует и контролирует вступительные экзамены и все учебные процессы профессиональной подготовки.

    Кроме того, внесено обязательство повышения квалификации для практикующих адвокатов, что обеспечивает актуализацию и совершенствование их знаний.

    Например, в первые 2 года адвокатской деятельности повышение квалификации включает в себя как минимум 10 часов обучения, посвященных только вопросам профессиональной этики.

    Нормативным Решением № 2005-003 Национального совета коллегий адвокатов Франции, на основании ст. 21-1 Закона от 31 декабря 1971 г., с изменениями и дополнениями, был создан единый Регламент адвокатуры и адвокатской деятельности во Франции.

    Он включает в себя следующие стандарты:

    • принципы профессии адвоката;
    • виды осуществления профессиональной деятельности;
    • совместную профессиональную деятельность;
    • межпрофессиональное сотрудничество и т.д.

    Заметим, что до объединения с адвокатурой сообщество юридических советников во Франции имело собственные этические стандарты и свое представительство.

    Можно ли сказать, что в результате адвокатская профессия лишилась своеобразной элитарности, но стала более успешной за счет увеличения доступности юридической практики?

    В настоящее время рынок юридических услуг настолько перенасыщен специалистами в разных областях права, что говорить об элитарности адвокатской профессии не приходится.

    Тем не менее объединение адвокатов и юридических советников под эгидой Национального совета коллегий адвокатов Франции повысило не столько доступность юридической практики, сколько ее конкурентоспособность.


    С 1992 г. адвокатам разрешено состоять в коммерческих организациях. Как строится работа таких фирм и могут ли адвокаты работать в них по найму?

    Если речь идет о формах осуществления адвокатской деятельности, то существует несколько форм совмесной деятельности: гражданское профессиональное общество, или общество свободной деятельности с ограниченной ответственностью, анонимное общество свободной деятельности и т.д.

    Общество свободной деятельности с ограниченной ответственностью и анонимное общество свободной деятельности были созданы по примеру аналогичных коммерческих образований. Но в данном случае, если форма общества коммерчеческая (налоговый статус или правила распределения доходов), то адвокатская деятельность продолжает иметь чисто гражданский некоммерческий характер.

    А если речь идет о самой адвокатской деятельности, тo согласно ст. 111 Декрета № 91-1197 от 27 ноября 1991 г. адвокат не вправе совмещать свою профессиональную деятельность с какой-либо деятельностью коммерческого характера, осуществляемой им лично или даже через посредника. Исключения из этого правила позволяют состоять в гражданских или коммерческих обществах и, при уточненных условиях, входить в их управление (ст. 112 и следующие Декрета от 27 ноября 1991 г.).

    Однако адвокат вправе совмещать свою деятельность с преподавательской деятельностью, а также, например, с работой в качестве помощника депутата или сенатора (ст. 115 и следующие названного декрета).

    По закону во Франции адвокат имеет право работать по найму, по трудовому контракту, но только на другого адвоката или на адвокатское общество. Иначе он должен отказаться от статуса адвоката временно или окончательно.

    Фирмы, нуждающиеся в юридических услугах, нанимают юристов без статуса адвоката по трудовому контракту или прибегают к услугам адвокатских обществ, не имеющих никакой связи с этими фирмами.

    Каким образом строится работа местных адвокатских ассоциаций, привязаны ли они к региональным судам и являются ли независимыми организациями?

    Как происходит оказание юридической помощи малоимущим? Кто имеет право освобождать гражданина от части судебных расходов и частичной платы за предоставленную правовую помощь?

    С 1970-х гг. во Франции осуществляется государственное финансирование судебных расходов для малоимущих.

    Источниками действующего законодательства являются Закон № 91-647 от 10 июля 1991 г. о юридической помощи и Декрет № 91-1266 от 19 декабря 1991 г., с изменениями и дополнениями. Они предусматривают оказание гарантированной государством (в установленных законом случаях) юридической помощи только адвокатами.

    Решение о получении бесплатной помощи для судебных расходов находится в ведении Бюро юридической помощи при каждом суде большой истанции или административного суда (то есть при судах первой инстанции), а также апелляционных судов, Кассационного Суда и Государственного Совета.

    Мера вознаграждения адвоката определяется по государственным тарифам по таблице ст. 90 Декрета от 19 декабря 1991 г.

    Недавно, после массовых забастовок и манифестаций адвокатов в 2015 г., правительство Франции согласилось поднять базовую ставку оплаты до 32 евро (плюс НДС) с 1 января 2017 г., что на 10 евро выше ставки, установленной ранее с 1 января 2007 г.

    Например, по таблице ст. 90 Декрета от 19 декабря 1991 г., за ведение делa (начиная с составления иска и до получения судебного решения, что может длиться 2 года) в области гражданского правa при суде большой инстанции или при коммерческом суде адвокат получает 26 единиц базовой ставки, то есть 832 евро (плюс 20% НДС, которые он сразу возвращает государству), с которых он потом платит социальные взносы и налоги.

    А за выступлениe в суде с иском о компенсации ущерба со стороны жертвы преступления после криминального процесса адвокату полагается всего 4 единицы базовой ставки, то есть 128 евро.

    Вознаграждение адвокатов за бесплатную юридическую помощь остается скромным и выплачивается после окончания многолетнего судопроизводства или окончания предоставления услуг с более или менее значительным промежутком во времени.


    Возможно ли при этом заключение с клиентом договора о «гонораре успеха»?

    Нет, это невозможно при предоставлении бесплатной юридической помощи в рамках Закона и Декрета от 1991 г.

    Кроме того, заключение договора о «гонораре успеха» строго ограничено Регламентом (ст. 11.3 и 21.3.3 соглашения типа Pactum de quota litis).

    Каковы функции Национального совета адвокатов, как осуществляются советом экспертные функции?

    Согласно положениям ст. 21-1 Закона № 71-1130 от 31 декабря 1971 г., «Национальный совет коллегий адвокатов – некоммерческая организация с общественно полезными целями, имеющая статус юридического лица». Он представляет адвокатуру во всех отношениях, в том числе с органами государственной власти. В соответствии с действующим законодательством Национальный совет коллегий издает общие положения с целью унификации правил и обычаев осуществления адвокатской деятельности.

    Национальный совет коллегий адвокатов получает платежи, направляемые ему согласно ст. № 302-бис Y, 1001 и 1018 A Налогового кодекса, и расходует эти средства на выплату вознаграждения адвокатам за оказание услуг в рамках государственной юридической помощи. Для распределения этих средств между коллегиями адвокатов Национальный совет коллегий адвокатов заключает соглашение с Национальным кассовым союзом по денежным расчетам адвокатов. Это соглашение утверждается министром юстиции. Национальный совет коллегий адвокатов вправе осуществлять в любых судебных учреждениях права гражданского истца в делах, связанных с прямым или косвенным ущемлением коллективных интересов профессионального сообщества адвокатов.

    Национальный совет коллегий адвокатов определяет также принципы организации обучения и согласовывает его программы. Он координирует и контролирует все учебные процессы в региональных центрах профессиональной подготовки и осуществляет возложенные на него функции, связанные с финансированием профессиональной подготовки.

    Он определяет общие условия присвоения специализаций, составляет общенациональный список членов конкурсной комиссии, а также общенациональный список адвокатов, имеющих специализацию. Кроме того, Национальный совет составляет список лиц, на которых распространяются положения Директивы № 2005/36/EC от 7 сентября 2005 г., а также список лиц, допущенных к сдаче предусмотренных в последнем абзаце ст. 11 экзаменов для проверки знаний.

    В заседаниях Национального совета коллегий адвокатов по вопросам профессиональной подготовки участвуют представители судебной власти и высших учебных заведений.

    Всегда ли государство консультируется с советом по вопросам, касающимся адвокатской деятельности и прав граждан?

    По закону в ряде специальных областей права консультации с представительными органами адвокатского сообщества обязательны. Такие вопросы, как обучение адвокатов, их статус и полномочия, обязательно решаются после консультаций с Национальным советом.

    Исторически у нас сложились и институциональные отношения с представителями государства – это уже ставшие привычными встречи в министерствах, разрабатывающих те или иные нормативные акты. Если, например, председатель Национального совета обратится к секретарю Кабинета министра юстиции, он наверняка будет принят и услышан. Для того чтобы эффективнее работать с государством, мы сами готовим поправки к законопроектам, понимая, что никто за нас этого не сделает, а уж затем начинаем лоббировать свои интересы в парламенте.

    Денег у государства не хватает еще с той поры, когда Эммануэль Макрон стал министром финансов. И с тех пор у адвокатуры не было эффективной связи с Минфином, а там даже не представляли, что такое юридическая помощь. У нас ушло много времени и сил, чтобы разъяснить, зачем нужны деньги на оказание юридической помощи. Впрочем, понадобились не только разъяснения, но и забастовки адвокатов, чтобы Минфин стал обращать внимание на наши нужды.

    Есть еще одна проблема. Раньше законопроекты были более предсказуемыми, их принятию предшествовала какая-то дискуссия в обществе. Сейчас правительство вносит законопроекты, затрагивающие сразу множество областей, и даже если эти вопросы согласовываются с адвокатурой, мы не можем сразу дать свое заключение по всем пунктам. Это сильно мешает нам нормально сотрудничать с государством.


    Расскажите о конфликте, который привел к забастовке адвокатов весной 2018 г.

    Весной 2018 г. адвокаты провели забастовку против законопроекта по планированию развития правосудия в 2018–2022 гг. Текст законопроекта был передан Национальному совету, но времени на его рассмотрение и конкретной возможности обозначить альтернативные предложения адвокатам не предоставили. Более того, нам дали понять, что законопроект будет опубликован в любом случае по установленному правительством календарю.

    20 апреля 2018 г. правительство официально представило законопроект, направленный на реформирование системы правосудия. По мнению адвокатского профессионального сообщества, если цель реформы – модернизация правосудия для повышения ее эффективности и оперативности, то такая реформа не должна приводить к резкому ограничению прав участников судебного процесса.

    Действительно, эта реформа оспаривается всеми субъектами, участвующими в отправлении правосудия, в том числе и судьями. После совещания Парижская коллегия адвокатов и Национальный совет адвокатов, а также большинство городских и окружных коллегий призвали адвокатов мобилизоваться и блокировать суды. Коллегии адвокатов назвали реформу «Днем смерти правосудия», и манифестации прошли именно под этим лозунгом.

    Еще до официальной публикации законопроекта, 11 апреля, больше 7 тысяч адвокатов вышли на улицы Парижа и были поддержаны общественностью. Эта акция привела к возобновлению переговоров и созданию семи рабочих групп по всем спорным вопросам.

    Если говорить об уголовном праве, то уже достигнуто согласие, что присутствие адвоката по-прежнему будет обязательным в процедуре явки с повинной. Положение об отмене участия органов правосудия при принудительной продаже имущества в случае его ареста было временно удалено из законопроекта.

    Но мы также считаем, что нужно соблюсти права адвоката при оцифровке документов, имеющихся в судебной системе. Кроме того, Национальный совет стал удостоверяющим органом онлайновых посреднических платформ, в которых адвокаты являются заинтересованными сторонами. Эта мера является важной для защиты прав онлайн-адвокатов. Еще ряд вопросов находится в процессе переговоров.

    А с чем были связаны протесты в 2000 г. и затем в 2007 г., когда адвокаты тоже вышли на акцию перед Дворцом юстиции?

    Они были вызваны необходимостью поднять базовую адвокатскую ставку при оказании юридической помощи малоимущим. Дело в том, что бесплатную или частично оплачиваемую помощь граждане получают в зависимости от их дохода. Существует шкала, которая ежегодно изменяется. В настоящее время, с 1 января 2018 г., человек с доходом 1007 евро в месяц или менее имеет право на полную бесплатную помощь. Если его доход немного выше, но у него есть дети или какие-то льготы, закон позволяет приподнять эту планку.

    При каждом суде большой инстанции и при каждом апелляционном суде существует бюро юридической помощи, в состав которого входят также адвокаты, оно и принимает решение об оказании бесплатной юридической помощи. Но может и отказать. Если решение принято, адвокат начинает работать бесплатно до окончания судопроизводства. После этого ему, согласно ст. 90 Декрета от 1991 г., назначается вознаграждение.

    Правильно ли сказать, что адвокаты протестуют не столько против ущемления своих прав, сколько против нарушений прав и свобод граждан?

    Тема оплаты адвокатам юридической помощи затрагивает не только корпоративные интересы, но и проблему доступа к правосудию, затрагивающую одно из самых важных прав человека. Однако конституционным является именно право на доступ к правосудию, тогда как бесплатный доступ в Конституции не записан.

    Адвокаты борются за свои интересы, считая, что работа по государственным тарифам не покрывает их расходы, и здесь адвокатское сообщество демонстрирует полное единство. Особенно с учетом того, что в ЕС услуги адвокатов все чаще требуются и в таможенных спорах, и в вопросах эмиграции. Однако французское государство не выдает деньги на эти цели. Бюджет государственной помощи ограничен, и правительство объясняет адвокатуре, что с ростом запросов сумма, заложенная в бюджете, не изменяется. К тому же средний уровень дохода во Франции упал, что увеличило число кандидатов на бесплатную юридическую помощь. Согласно рейтингам 2010 г., французский бюджет юстиции находился в Европе на 37 месте из 47 стран и уступал даже Азербайджану. А по данным, опубликованным в 2016 г., бюджет юстиции Франции находился на 23 месте из 28 стран ЕС.

    Так что все забастовки с требованиями повысить базовые ставки юридической помощи всегда связаны с защитой права граждан на доступ к правосудию. К тому же это принципиальный вопрос, ведь мы считаем, что правосудие без адвоката невозможно.

    Расскажите, пожалуйста, о планах расширения сотрудничества между ФПА РФ и Национальным советом адвокатов Франции.

    В 2007 г. было подписано первое соглашение между НСАФ и ФПА. До этого были подписаны соглашения между Парижской коллегией и Московской палатой, у них имеются свои отношения. Но конкуренции в этом вопросе они нам не создают.

    Я очень рада, что в последние четыре года Национальный совет сосредоточил свое внимание на отношениях с Россией. К тому же в 2015 г. меня избрали членом Национального совета и назначили заместителем председателя комиссии по доступу к праву и юридической помощи, но, учитывая мое стремление наладить отношения между адвокатами Франции и России, разрешили мне участвовать и в работе международной комиссии. Мари-Эмэ Пэрон, которая сейчас стала председателем Парижской палаты, и Паскаль Эду, бывший председатель Национального совета, поддержали инициативу. А сейчас сотрудничество между нашими адвокатурами поддерживает и нынешний председатель Национального совета Кристианa Фераль-Шуль, избранная на 3 года с 1 января 2018 г. и возглавлявшая французскую делегацию на ПМЮФ в этом году.

    Благодаря этой поддержке и отсутствию языкового барьера мы с 2016 г. не только поддерживаем, но и всячески расширяем связи, общаемся чуть ли не ежедневно. Французская делегация регулярно приезжает на ПМЮФ, активно участвует в мероприятиях, организуемыми ФПА, петербургской и московскими палатами. Кроме простой кооперации, у нас началось научное сотрудничество по вопросам адвокатской деятельности, а также в области адвокатской этики, защиты прав адвокатов и по ряду других вопросов.

    Комиссия европейских и международных дел Национального совета, при которой я являюсь советником по России с марта 2018 г., и ее глава, Луи-Бернар Бюшман, твердо придерживаются курса на укрепление связей и деловых отношений с адвокатурой России.

    Мелешко Александр

    Судебная юрисдикция
    Рассмотрение дела в судах ассизов. Преступления в узком смысле слова (crimes) рассматриваются судами ассизов по первой инстанции с участием 3 профессиональных судей и 6 присяжных.

    Присяжными могут быть несудимые граждане, достигшие 23 лет (ст. 255 УПК Франции), умеющие читать и писать, владеющие французским и обладающие политическими правами. Имеется широкий круг лиц, которые не могут быть присяжными. Помимо судимых, это отстраненные от исполнения обязанностей должностные лица, агенты государства и коммун и др.

    Список присяжных составляется ежегодно для каждого суда ассизов. В него входят 1800 лиц для суда Парижа и 1300 – для других департаментов. Указанный ежегодный список формируется на основании предварительных списков, составляемых мэром каждой коммуны на основании списка избирателей в результате публичной жеребьевки (ст. 260, 261 УПК Франции). Данный лист поступает в суд ассизов, где соответствующая комиссия, возглавляемая президентом суда апелляционной инстанции и, помимо иных чиновников, включающая председателя адвокатского образования соответствующей территории, проверяет его и составляет на его основе окончательный ежегодный лист присяжных и специальный лист запасных присяжных.

    За 30 дней до открытия судебной сессии из ежегодного списка присяжных председатель апелляционного суда или президент трибунала высокой инстанции (или уполномоченное ими лицо) публично по жребию избирают 39 присяжных для сессии соответствующего суда ассизов (ст. 266 УПК Франции). Также из специального списка запасных присяжных избираются запасные присяжные. Выбранные таким образом присяжные вызываются в конкретное судебное заседание.

    Предоставляется право на мотивированные и немотивированные отводы. Немотивированных отводов у подсудимого не более четырех, а у стороны обвинения – не более трех (ст. 297, 298 УПК РФ).

    Подсудимые могут договориться о порядке реализации своего права. Если этого не происходит, они путем жребия определяют, в какой очередности каждый из них заявляет отводы. В таком случае в отношении каждого из присяжных в этой установленной очередности подсудимыми заявляются отводы до тех пор, пока общее количество немотивированных отводов, предоставленное стороне защиты, не будет исчерпано (ст. 300 УПК Франции).

    Подсудимый вправе пригласить адвоката. Если он не имеет возможности сделать это, председатель назначает защитника. Как специально подчеркнуто в ст. 274 УПК Франции, возможности назначить защитника у председательствующего нет, если подсудимый пригласил своего адвоката. В исключительных случаях председательствующий может допустить в качестве советника родственника или друга обвиняемого.

    Как и в России, в процессе могут принимать участие потерпевший, представители гражданского истца (гражданская сторона).

    Специально подчеркивается, что, общаясь с обвиняемым, адвокат вправе принести в место свидания с ним все необходимые материалы дела. Их копии бесплатно предоставляются каждому из обвиняемых, а также гражданской стороне.

    Не менее чем за 24 часа до начала слушания сторона обвинения и сторона защиты раскрывают друг другу список свидетелей и лиц, подлежащих вызову (ст. 281 УПК Франции).

    Если обвинения в отношении подсудимого не связаны между собой, председательствующий имеет право отложить рассмотрение одного или нескольких таких обвинений.

    Разбирательство носит публичный характер. Исключительно по ходатайству потерпевшего председательствующий назначает заседание при закрытых дверях, если дело касается тяжких преступлений, связанных с той или иной формой сексуального насилия или эксплуатации. Однако, как и в России, решение по существу провозглашается публично.

    По сравнению с англосаксонской моделью председательствующий играет более существенную роль, на что в свое время обращал внимание еще А.Ф. Кони. Председательствующий начинает заседание с изложения фактов обвинения, как они сообщены в решении о передаче дела, принятом следственным судьей. Излагает он и правовые вопросы, применимые к данным фактам (ст. 327 УПК Франции).

    Далее председательствующий разъясняет подсудимому права и допрашивает его (ст. 328 УПК Франции). После этого допрашиваются вызванные свидетели. В случае неявки свидетеля его могут подвергнуть приводу. Не явившийся без уважительных причин свидетель может быть оштрафован на сумму до 3750 евро. Перед допросом свидетелей суд предпринимает меры, чтобы они не общались между собой.

    Присяжные имеют право задавать вопросы свидетелям и подсудимым с разрешения председательствующего. Однако они обязаны воздерживаться от выражения своего мнения. Адвокат вправе ставить вопросы непосредственно перед обвиняемым, свидетелями, гражданским истцом. Обвиняемый задает вопросы через председательствующего.

    Свидетели могут быть допрошены о личности и нравственном облике обвиняемого (ст. 331 УПК Франции).

    Свидетели дают присягу говорить только правду и ничего кроме правды (de dire toute la vérité, rien que la vérité). Без присяги допрашиваются близкие родственники, обвиняемые или осужденные по делам, связанным с рассматриваемым делом, а также некоторые иные лица, указанные в законе. К ним относятся не только близкие родственники, определенные ст. 5 УПК РФ, но и бывший супруг (супруга). Однако и эти лица могут быть допрошены под присягой, если ни одна из сторон не возражает против этого.

    Свидетели вправе, как и в нашем процессе, пользоваться письменными заметками с разрешения председательствующего.

    После дачи показаний свидетели остаются в зале судебных заседаний. Однако согласно ст. 338 УПК Франции по ходатайству сторон суд должен удалить давшего показания свидетеля для того, чтобы после показаний других свидетелей решить вопрос о его повторном допросе, в том числе в виде конфронтации (confrontation).

    Статья 339 УПК Франции дает возможность председательствующему допросить обвиняемых по процессуальным вопросам без участия присяжных.

    Свидетелям и подсудимому в ходе дачи ими показаний могут предъявляться вещественные доказательства.

    После исследования доказательств проводятся прения, в которых последнее слово всегда принадлежит адвокату и подсудимому.

    В случае если подсудимый, гражданская сторона (потерпевший, гражданский истец), свидетель не владеют французским языком, председательствующий приглашает переводчика.

    УПК Франции детально регулирует порядок постановки вопросов перед присяжными.

    Также закон дословно описывает, каким должно быть напутственное слово председательствующего (ст. 353 УПК Франции), хотя его значение, очевидно, носит формальный характер. Ведь присяжные совещаются тайно вместе с профессиональными судьями, обсуждая и вопрос наказания. Голосование производится бюллетенями.

    Решения, неблагоприятные для подсудимого, должны быть приняты большинством, составляющим не менее 6 голосов из 9 (8 голосов из 12 для апелляционной инстанции).

    Протокол судебного заседания составляется и подписывается в течение 3 суток с момента провозглашения решения.

    Решение суда ассизов по вопросам права или факта может быть обжаловано в апелляционный суд ассизов, заседающий в составе 3 профессиональных судей и 9 присяжных. Такой состав апелляционной инстанции появился относительно недавно – он введен после реформы уголовного процесса 2000-х годов. К слову, готовность Французской Республики обеспечить обвиняемому полноценное повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции с участием присяжных резонирует с апелляционным производством в наших судах, где институт проверки доказательств носит формальный характер.

    Положение осужденного не может быть ухудшено апелляционным судом по его жалобе. Апелляция рассматривается другим судом ассизов. Он определяется апелляционным судом, а в случае несогласия сторон с его выбором – палатой по уголовным делам Кассационного суда Франции (ст. 380-14 УПК Франции).

    Высшая инстанция для обжалования – Кассационный суд Франции, решающий вопросы права.

    Судебное рассмотрение дел о деликтах. Дела о деликтах разбираются коррекционными трибуналами, заседающими в составе 3 профессиональных судей. Если дело может обернуться затяжным слушанием, по решению президента трибунала высокой инстанции назначаются дополнительные судьи, которые могут заменить выбывшего до вынесения решения судью, чтобы не нарушать принцип непосредственного исследования доказательств.

    В отношении специально предусмотренных в УПК Франции деликтов рассмотрение может осуществляться судьей единолично (дела о причинении вреда здоровью на транспорте, мошенничества со своим имуществом после выдачи чека другому лицу, экологические деликты и др.).

    В УПК Франции предусмотрена процедура признания вины, когда при подтверждении подсудимым фактов, положенных в основу обвинения, наказание в виде заключения под стражу не может превышать одного года от половины предусмотренного срока лишения свободы.

    В отношении специально предусмотренных законом деликтов по решению президента трибунала может быть осуществлена упрощенная процедура назначения наказания. В этом случае наказание в виде лишения свободы вынесено быть не может. Ограничен и размер штрафа. Упрощенная процедура возможна с согласия на нее подсудимого.

    По делам о деликтах в коррекционных трибуналах доказательства оцениваются по внутреннему убеждению (intime conviction). Провозглашается принцип непосредственного исследования доказательств. Судья должен основывать свое решение только на доказательствах, исследованных в судебном заседании; решение не может быть основано на доказательствах, не исследованных в судебном процессе (ст. 427 УПК Франции).

    В ст. 428 УПК Франции провозглашается принцип свободной оценки доказательств. Указано, что признание, как и иные доказательства, оценивается судьями свободно.

    Применительно к отдельным видам доказательств особо подчеркивается, что протокол допроса должен содержать вопросы, на которые отвечал допрашиваемый. Отмечается, что любой протокол, рапорт не имеет доказательственной ценности, если он составлен не в предусмотренной форме, а автор документа, действуя в официальном качестве, лично не воспринимал описанные в нем события (ст. 429 УПК Франции). Как тут не вспомнить формулировки наших приговоров: «Вина подсудимого подтверждается рапортом о совершении преступления».

    Вместе с тем, несмотря на принцип свободной оценки доказательств, сохранены отголоски формальной теории доказывания. Так, в ст. 431 УПК Франции говорится о том, что в случае, когда закон наделил сотрудников судебной полиции специальными полномочиями по фиксации деликтов протоколами или рапортами, такие документы опровергаются свидетелями или другими письменными доказательствами.

    Также специально отмечено, что переписка с адвокатом не может быть письменным доказательством (ст. 433 УПК Франции).

    При необходимости суд имеет право назначить экспертизу.

    Перед допросом свидетелей председательствующий допрашивает подсудимого. В этом смысле наш процесс, предоставляя подсудимому возможность дать показания в любой момент с разрешения председательствующего, более либерален.

    Допрашиваемые свидетели дают клятву говорить только правду. Дети до 6 лет клятву не приносят, равно как и близкие родственники подсудимого. После допроса свидетеля судья вправе по ходатайству сторон удалить его из зала судебных заседаний с тем, чтобы впоследствии в случае необходимости допросить его повторно или провести очную ставку (ст. 454 УПК Франции).

    Допрашиваемые в качестве свидетелей журналисты не обязаны раскрывать источники информации.

    В ходе судебного заседания могут исследоваться вещественные доказательства, по поводу которых в случае необходимости задаются вопросы.

    Предусмотрена возможность выехать на место происшествия для более полного выяснения обстоятельств дела (ст. 456 УПК Франции).

    После допроса свидетелей проводятся прения, в которых последнее слово принадлежит защитнику и обвиняемому.

    Рассмотрение дел о проступках. Проступки пятого класса разбираются по существу полицейским трибуналом в составе председателя, прокурора и секретаря. Остальные проступки рассматриваются единолично мировым судьей (juge de proximite).

    Дела поступают из прокуратуры, так как предварительное расследование необязательно. Если судья выявляет, что совершен не проступок, а деликт или преступление, материал возвращается прокурору.

    По общему правилу производство по нарушениям (проступкам) носит упрощенный заочный характер, если судья не решит, что необходим состязательный процесс (ст. 525 УПК Франции). Тогда он возвращает дело прокурору. Если дело рассмотрено в упрощенном порядке и вынесено решение, оно направляется прокурору и лицу, совершившему проступок. Эти лица, получив извещение, могут высказать свои возражения против упрощенного порядка. В этом случае применяются общие правила рассмотрения дела, предусмотренные для деликтов.

    По делам данной категории рапорты и протоколы, составленные сотрудниками полиции, презюмируются достоверными, пока обратное не доказано свидетельскими показаниями или письменными доказательствами (ст. 537 УПК Франции).

    Особые положения
    УПК Франции, помимо традиционной специфики, связанной с судопроизводством по военным делам, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, по делам с международным элементом, по запросам о выдаче и правовой помощи, по делам, касающимся безопасности государства, обязательствам, связанным с членством в ЕС (Европейский ордер на арест и т.д.), регламентирует производство по делам об отдельных преступлениях, в том числе в сфере наркотиков или организованной преступности.

    Например, по делам по незаконному обороту наркотиков так называемая проверочная закупка санкционируется не как в России, руководителем того же органа, который ее проводит (что, кстати, вызывает критику ЕСПЧ), а прокурором либо следственным судьей (ст. 706-32 УПК Франции). При этом, как прямо указано в законе, такие действия не должны инициировать совершение преступления.

    Французский уголовно-процессуальный закон предусматривает также возможность пересмотра окончательного решения, если после обвинительного приговора открылся новый факт или новый элемент, неизвестный на день вынесения решения и способный поставить под сомнение виновность осужденного (ст. 622 УПК Франции).

    Ответственность юридических лиц
    Юридические лица привлекаются к публично-правовой ответственности в порядке, установленном УПК Франции. К ним применяются общие санкции в виде штрафа и специфические санкции, связанные с принудительной ликвидацией, запретом деятельности и т.д. Сумма штрафа увеличивается в пять раз по сравнению с размером штрафа, установленного для физического лица, совершившего аналогичное правонарушение. Если штраф за правонарушение для физического лица не установлен, его сумма определена в размере до 1 млн евро. Процедура судопроизводства в отношении юридических лиц в целом аналогична общему порядку, действующему в отношении лиц физических.

    Надеюсь, читатель обратил внимание, что у нашего и французского уголовно-процессуального закона много «общих мест» и неслучайных, как надо думать, совпадений. Однако во Франции немало идей, не нашедших отражения в нашем законе. Полагаю, что дальнейшее изучение и осмысление зарубежного опыта позволит нам улучшить качество правового регулирования уголовно-процессуальных отношений и достигнуть желаемых результатов правоприменения.

    P.S. Хочу выразить благодарность петербургскому адвокату Владиславу Вадимовичу Лапинскому, который подал идею этого очерка и своими советами помог воплотить ее в жизнь. Использовано законодательство Франции по состоянию на май 2017 г. с портала правовой информации legifrance.gouv.fr.

    Мелешко Александр

    В последнее время участники уголовно-процессуальных отношений, включая автора этого очерка, все чаще вспоминают древнюю мудрость о тяготах жизни в эпоху перемен. Бесконечное мелкое и не очень реформирование уголовно-процессуального законодательства заставляет нас задуматься о том, к чему нас ведет законодатель и где в конце концов мы хотим оказаться. В этой связи особую актуальность приобретает изучение зарубежного процессуального опыта. Это касается и стран англо-американской модели правосудия, и стран континентального права, с которыми у нас исторически сложились более тесные отношения в плане восприятия и реализации правовых идей. В области уголовного процесса это касается, наверное, в первую очередь уголовно-процессуального законодательства Франции, которому и посвящен этот очерк.

    Уголовный процесс Франции основан на разделении форм судопроизводства в зависимости от вида совершенного правонарушения. Вид правонарушения определяет подведомственность дела определенному суду при рассмотрении его по существу (des juridictions de jugement) и необходимую форму досудебного производства по нему (des juridictions d`instruction).

    Французское уголовное право разделяет все уголовно наказуемые деяния на три вида:
    нарушения (или проступки) (contravention) – те правонарушения, за которые установлено максимальное наказание в виде штрафа до 3000 евро (ст. 131.13 УК Франции). Они разделяются на пять классов. Рассматриваются мировыми судьями, а правонарушения пятого класса – полицейскими трибуналами.
    деликты (delites) – те правонарушения, за которые установлено максимальное наказание до 10 лет лишения свободы (ст. 131.4 УК Франции). Рассматриваются коррекционными трибуналами, входящими на правах палаты в трибуналы высокой инстанции.
    преступления (crimes) – те правонарушения, за которые установлено наказание в 10 и более лет лишения свободы вплоть до пожизненного заключения (ст. 131.1 УК Франции).

    Суды, рассматривающие дела по существу
    Полномочия и компетенция суда определяются как УПК Франции, так и Кодексом организации судопроизводства.

    Суды ассизов. Рассматривают преступления (crimes). Они организованы в Париже и в каждом департаменте Франции (ст. 232 УПК Франции). В состав входят 3 профессиональных судьи и 6 присяжных заседателей. В апелляционной инстанции – 3 профессиональных судьи и 9 присяжных. Решения против подсудимого принимаются квалифицированным большинством голосов – в 6 голосов для первой инстанции и 9 голосов для апелляционной инстанции соответственно.

    Коррекционные трибуналы (le tribunal correctionnel). Рассматривают деликты (ст. 381 УПК Франции) в составе председательствующего судьи и двух судей (ст. 398 УПК Франции). Решения коррекционного трибунала может быть обжаловано в апелляцию, которая также заседает в составе трех судей (ст. 510 УПК Франции).

    Коррекционные трибуналы организационно входят в трибуналы высокой инстанции (le tribunal de grand instance) в виде палаты (chamber). Например, Трибунал высокой инстанции в Париже имеет 15 коррекционных палат. Трибуналы высокой инстанции имеются в каждом департаменте Франции.

    Кроме того, в состав трибунала высокой инстанции организационно входят следственные судьи и судьи по свободам и задержанию, о которых речь пойдет ниже и которые по существу дело не рассматривают.

    Полицейские трибуналы. К их компетенции относятся правонарушения (проступки) пятого класса. С июля 2017 г. будут рассматривать все правонарушения во исполнение Закона от 18 ноября 2016 г. Дела рассматриваются судьей единолично. Организованы в каждом департаменте Франции и в крупных кантонах.

    Мировые судьи (juge de proximite) рассматривают нарушения (проступки), за исключением проступков пятого класса. С июля 2017 г. мировые судьи перестанут рассматривать уголовные дела.

    Интересно, что мировой судья не является в полном смысле профессиональным судьей и назначается из практикующих юристов сроком на 7 лет. Такой судья проходит некоторую профессиональную подготовку до начала выполнения своих обязанностей.

    Иные участники судопроизводства
    Судебная полиция. В УПК Франции определен уголовно-процессуальный статус судебной полиции, представленной жандармерией, национальной и муниципальной полицией. Судебная полиция проводит неотложные следственные действия при обнаружении преступления, предварительное дознание до возбуждения уголовного дела, под контролем прокурора отвечает за сбор доказательств и поиск лиц, причастных к преступлению. Судебная полиция по открытому (возбужденному) делу выполняет поручения следственного судьи.

    Прокуратура (ministère public). Прокурор республики. Прокуратура отнесена к стороне обвинения и осуществляет публичные полномочия, направленные на соблюдение закона на основе принципа беспристрастности, а также на надлежащее выполнение судебных решений. Ее представители участвуют в рассмотрении уголовного дела по существу в качестве обвинителей, все судебные решения провозглашаются в присутствии сотрудников прокуратуры. Как специально отмечается в законе, прокуратура ответственна за выработку аргументов, направленных на надлежащее отправление правосудия (ст. 31–33 УПК Франции).

    Прокурор республики определяется как должностное лицо, лично или через своих заместителей представляющее прокуратуру в отправлении ее функций. В рамках судебной юрисдикции он участвует в заседаниях судов ассизов, трибуналов высокой инстанции, полицейских трибуналов и при необходимости мировых судей (ст. 39 УПК Франции).

    Следственный судья (juge d`instruction). Является знаковой фигурой французского уголовного процесса на досудебной стадии. Он организует предварительное расследование и структурно входит в трибунал высокой инстанции. Однако формально следственный судья независим. В узком (российском) смысле слова правосудие он не отправляет и не может принимать участие в рассмотрении по существу дел, в которых участвовал в качестве следственного судьи. Независимость следственного судьи не означает бесконтрольность.

    Его действия подконтрольны соответствующей палате (палата расследований) при апелляционном суде. Этот суд является вышестоящим по отношению к трибуналу высокой инстанции, к которому принадлежит следственный судья. Указанная палата рассматривает жалобы участников процесса на действия следственного судьи. В случае поступления такой жалобы дело передается следственным судьей в палату (ст. 173 УПК Франции). Прокурор дает свое заключение по жалобе (ст. 194 УПК Франции), после чего палата выносит свое решение, имея возможность полностью или в части аннулировать действия следственного судьи (ст. 174 УПК Франции).

    Для обеспечения гарантий независимости правосудия от предшествующего ему предварительного расследования следственный судья и судьи апелляционной инстанции, контролирующие в той или иной форме расследование, организационно входят в палаты (палаты расследований), не занимающиеся рассмотрением дел по существу. Таким образом, при сохранении судебного контроля за следствием на формальном институционном уровне исключается возможность какой-либо предвзятости в отношении подсудимого со стороны судей первой и апелляционной инстанций, рассматривающих дело по существу.

    Судья по свободам и содержанию под стражей (juge des libertes et la detention). Этот институт введен Законом от 15 июня 2000 г. о презумпции невиновности. Организационно такие судьи также входят в трибуналы высокой инстанции. Они тоже не слушают дела по существу, что является компетенцией судей других палат. Например, в состав Суда высокой инстанции Парижа входят как судьи коррекционных палат, слушающие уголовные дела о деликтах по существу, так и судья по свободам и задержанию. Их компетенции при этом в известной степени не пересекаются.

    Что наиболее важно, судья по свободам и содержанию под стражей должен обладать рангом президента или вице-президента соответствующего суда (ст. 137-1 УПК Франции), то есть быть одним из наиболее подготовленных и профессиональных судей. Неслучайно в одном из интервью David Peyron, судья по свободам и содержанию под стражей Трибунала высокой инстанции Парижа, сообщил, что «пост судьи по свободам и задержанию находится в сердце уголовного правосудия», будучи на передовой столкновения публичных и частных интересов.

    Решения такого судьи относительно меры пресечения могут быть обжалованы в апелляционном порядке. При этом жалобу будут рассматривать судьи особой палаты по свободам и задержанию при соответствующем апелляционном суде, не участвующие в рассмотрении дела по существу.

    Подозреваемый, обвиняемый. Во французском уголовном процессе на стадии предварительного расследования лицо, привлекаемое к ответственности, может иметь два статуса. Первый статус именуется timion assiste – нечто среднее между свидетелем и обвиняемым (подозреваемый). С него не берется клятва о даче правдивых показаний. Такое лицо по своей инициативе вправе потребовать для себя права обвиняемого, обратившись с соответствующим заявлением к следственному судье. В этом случае он получает такие права и считается обвиняемым.

    Второй статус – mise en examen, что более или менее соответствует отечественному понятию «обвиняемый». Обвинение согласно ст. 80.1 УПК Франции предъявляется тому и только тому лицу (под угрозой недействительности этого обвинения), в отношении которого существуют веские или взаимосвязанные улики того, что он мог участвовать в совершении преступления.

    Адвокат. Выступает на стороне как подозреваемого и обвиняемого, так и потерпевшего. В своей деятельности в области уголовного правоприменения адвокат должен руководствоваться не только УПК Франции, но и Кодексом профессиональной этики (Code de déontologie des avocats), последний из которых (ныне действующий) вступил в силу 4 ноября 2005 г. Данный Кодекс принят законодательным актом – Декретом премьер-министра Французской Республики (Доминика де Вильпена) от 12 июля 2005 г. № 2005-790. Поэтому в отличие от российского КПЭА, принятого профессиональным сообществом и обязательного только внутри него, французский Кодекс этики адвоката является важным элементом всей системы судопроизводства. Он обязывает (в силу публично-властного характера своего происхождения) всех участников уголовного процесса соблюдать и уважать закрепленные в Кодексе основы адвокатской профессии: свободу, независимость и достоинство при осуществлении им профессиональной деятельности.

    Впервые официально признанная декретом Филиппа XI Валуа в 1327 г. адвокатура была упразднена во время Французской революции в 1791 г. и восстановлена в 1810 г. С 1971 г. адвокаты получили монополию в большинстве сфер юридической деятельности перед другими представителями юридической профессии, в том числе по вопросам представительства в суде. Однако за исключением некоторых судов (Кассационный суд Франции) стороны могут выступать в суде лично, без участия адвоката. Доступ к профессии предполагает сдачу экзамена в одной из школ адвокатов. Для поступления в школу также сдается теоретический экзамен. Поступить в школу могут лица, получившие степень мастера права (минимум 4 года обучения на юридическом факультете). Обучение в таких школах длится 2 года.

    Каждый адвокат должен состоять в бюро, действующем при Трибунале большой инстанции. Адвокаты таких бюро выбирают членов совета своего адвокатского образования и батонье – координатора адвокатов, приписанных к бюро. На уровне всей Франции адвокаты представлены Национальным советом бюро адвокатов.

    Потерпевший, гражданский истец, «гражданская сторона» (partie civile) – участвует в судебной и досудебной юрисдикциях. На досудебной стадии он может обращаться с заявлением о совершении преступления, подавать заявления и ходатайства, обжаловать действия следственного судьи. На судебной стадии ему предоставлены права участия в судебном разбирательстве, в том числе право участвовать в прениях сторон.

    P.S. Хочу выразить благодарность петербургскому адвокату Владиславу Вадимовичу Лапинскому, который подал идею этого очерка и своими советами помог воплотить ее в жизнь. Использовано законодательство Франции по состоянию на май 2017 г. с портала правовой информации legifrance.gouv.fr.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: