В суд ногой в карман рукой какой вид коррупции

Обновлено: 24.04.2024

Данный классный час рассчитан на учащихся 9 класса, которые уже могут рассуждать о серьёзных вещах. Актуальность темы связана с устоявшимся в сознании россиян представлением о коррупции как неискоренимом явлении. Изменение ситуации возможно лишь через воспитание активной гражданской позиции, формирование неприятия коррупционного поведения у молодежи.

Главная задача этого классного часа обозначить эту проблему, постараться вызвать негативное отношение к коррупции как к явлению, способствовать осознанию важности соблюдения закона. Основной материал классного часа излагается в виде лекции сотрудником полиции или сотрудником прокуратуры. Затем немного из истории возникновения и борьбы с коррупцией (доклад ученика). И в заключении, творческая работа в группах. В работе используется различные методы работы с классом. Это и лекция, и беседа, и работа в группах.

Цель: п овышение правовой грамотности учащихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Задачи:
Обучающие: сформировать у обучающихся представление о понятии «коррупция»; познакомить с причинами возникновения коррупции; узнать какие меры принимаются правительством по борьбе с ней .

Воспитательные: воспитать негативное отношение к коррупции.

Развивающие: развить у обучающихся способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

Оборудование: 3 компьютера, желательно ноутбука; мультимедиа.

Подготовительная работа:

1. Пригласить сотрудника правоохранительных органов.

2. Подготовка доклада на тему «История развития коррупции в России ».

3. Поиск пословиц и поговорок на тему «Коррупция».

4. Подготовка класса и формирование 3 групп.

План классного часа:

1. Лекция сотрудника правоохранительных органов на тему коррупции и борьбы с ней- (8 мин.).

2. Доклад обучающегося на тему: «История возникновения коррупции»-(5 мин.).

3. Ирга-соревнование в группах на знание пословиц и поговорок о коррупции-(5 мин.).

4. Творческая работа в группах-(12 мин.).

5. Защита творческих работ-(9 мин.).

6. Подведение итогов классного часа-(1 мин.).

Ход классного часа

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на классном часе изучим понятие под названием «коррупция», раскроем содержание данного понятия, его проявления, последствия в современном обществе и меру наказаний за проявление коррупционной деятельности

Тема нашего классного часа называется « Мы - против коррупции».

Думая, что всё могут купить за свои богатства,

многие, прежде всего, продали себя.

Бэкон Френсис (1561-1626), английский философ

Учитель. Как вы понимаете значение этих слов?

Учитель. Как вы понимаете понятие «коррупция»?

Учащиеся формулируют определения, так как они понимают это понятие.

Учитель: А теперь давайте познакомимся с понятием «коррупция», с ее видами, а также мерами, которые принимает наше государство в борьбе с ней ? И в этом нам поможет сотрудник правоохранительных органов сотрудника и его звание!

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации:

Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Статьи раздаются каждому для изучения

Учитель. А теперь послушаем доклад.

Одному ученику, заранее было предложено подготовить доклад (не более 5 минут) на тему: История развития коррупции в России.

Учитель направляет ученика: где взять информацию, какого характера она должна быть

Примерный доклад: История развития коррупции в России .

Появление коррупции в России как социального явления тесно связано с традициями общества в период становления государственности на Руси в IX–X вв., когда представители государственной власти материально обеспечивались общиной по нормам, установленным главой государства. Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. В "Русской Правде" в целях установления единых норм по обеспечению государственных чиновников было сделано указание на размеры этого обеспечения общиной. Однако каких-либо санкций за несоблюдение данных положений законодательства как членами общины, так и государственными чиновниками не предусматривалось. В результате чего это обстоятельство порождало неисполнение правовых норм и со стороны государственных чиновников, и со стороны членов общины. В таких случаях становились неизбежными конфликты между сторонами.

Развитие общественных отношений в российском государстве потребовало изменения судебной системы. В связи с этим в 1497 г. был принят Судебник, по которому стало вершиться правосудие на Руси. Этот законодательный акт впервые запретил получение материальных ценностей при ведении судебных дел и жалоб государственными чиновниками. А под посулами понималось получение должностным лицом, осуществляющим правосудие или разрешающим спор, гостинцев, поборов, взяток, подношений. Хотя данная статья не предусматривала санкции за получение посула, однако за совершение данного правонарушения должностное лицо могло быть наказано главой государства по своему усмотрению. Таким образом, коррупция как правовое явление, направленное против интересов правосудия, возникло на Руси в форме получения взятки.

Царем Иваном IV Грозным в 1561 г. была введена Судная грамота, которая устанавливала санкции за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления. Вопросы уголовной ответственности за взяточничество и иные формы корыстных злоупотреблений по службе нашли отражение в принятом 1649 г. Соборном уложении. В главе десятой, которая называлась "О суде", данное преступление рассматривалось как направленное против интересов правосудия.

Существенные изменения претерпело уголовное законодательство России об ответственности за проявления коррупции и взяточничества в период правления Петра I, который, встав во главе государства, был очень встревожен продажностью государственных служащих. При нем в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней.

В период правления Екатерины II санкции за взяточничество не были столь суровы, какими они были в период правления Петра I.

Наибольшего расцвета коррупция достигла в последние годы правления императора Николая II. Достаточно вспомнить, как продавались и покупались высшие должности в его правительстве при непосредственном участии Распутина. Как за крупные взятки от промышленников формировались заказы по линии военного ведомства. Как продавались противникам планы военных наступлений в Первую мировую войну. Наконец, беззастенчивый административный грабеж населения в условиях военного времени и множество других примеров.

Учитель: Детям заранее предлагалось найти дома как можно больше пословиц и поговорок на тему коррупции.

А теперь давайте поиграем. Еще до начала классного часа учитель разбивает класс на три команды при помощи жеребьевки.

Каждая команда по очереди озвучивает свою поговорку или пословицу (которые не должны повторяться). Побеждает та команда, которая назовет большее их количество.

Примерный список пословиц и поговорок:

Бог сотворил два зла: приказного да козла.


Вору потакать — что самому воровать.


Всяк подьячий любит калач горячий.


В суд поди и кошелек неси, а то скажут: завтра.


В суд ногой – в карман рукой.


В суд пойдешь – правды не найдешь.


Возьми калачи, только дело не волочи.


Дай на прокорм казенную корову – прокормлю и свое стадо.


Дай грош – будешь хорош.


Деньга попа купит и Бога обманет.


Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло.


Ему и жалованья не надо, допусти только казенного воробья кормить.


За правду денежки подавай, да и за ложь тож.


За посул денег не берут.


Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло.


Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.


Законы святы, да законники супостаты.


Земля любит навоз, лошадь — овес, а воевода — принос.


Когда золото всплывает, то правда тонет.


Когда карман сух, тогда и суд глух.


И умный берет, когда глупый дает.


Казна на поживу дана.


Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.

На кривой суд образца нет.

На мир беда, а воеводе – нажиток.

Один закон для богатых, другой для бедных.

Подпись судейская, а совесть лакейская.

Подьяческий карман, что утиный зоб: не набьешь.

Пчелка и та взятку берет.

Руки для того, чтобы брать.

Рыба гниет с головы.

С кого судья взял, тот и прав стал.

Скорее дело вершить, коли судью одарить.

Суд крив, коли судья лжив.

Суд прямой, да судья кривой.

Судья суди, а за судьей гляди, куда дело поведет.

Судья, что плотник: что захочет, то и вырубит.

Судьям то и полезно, что в карман полезло.

Сухая ложка рот дерет.

Ты – мне, я – тебе.

Что мне законы, коли судьи знакомы.


Учитель. У Вас на столах стоят компьютера с открытой программой Ра int . Вам необходимо создать буклет на тему нашего классного часа, т.е. «Мы – против коррупции». В Вашей работе, можете использовать все, что Вы сегодня узнали: и пословицы, и поговорки, и основные определения, а также использовать факты из истории.

Учащиеся выполняют работу в течении 12 минут.

Завершающий этап классного часа – это защита творческих работ. Каждая группа выступает с защитой своей работы в течение 3 минут.

Итог.

Учитель . Завершая наш классный час, я хочу сказать, что Вы все большие молодцы, работали просто замечательно! Буклеты очень содержательны и отражают тему нашего классного часа.

Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней.

Считаю, сегодняшний классный час затронул очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и порассуждать.

Список литературы:

1. Амиров К.Ф., Амирова Д.К. Антикоррупционное и правовое воспитание. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов. – Казань: Магариф-Вакыт, 2010;

2. Данилова А.А. История России 1945-2008. Учебник 11 класса для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

Халиева Ирина Анатольевна

Сочинение-рассуждение о проблеме коррупции в нашей стране написано учеником 6 класса.

ВложениеРазмер
v_sud_nogoy-v_karman_rukoy.docx 13.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Скажем коррупции Нет!»

Сочинение учащегося 6 «Б» класса МБОУ «СОШ № 42»

Тема: «В суд ногой – в карман рукой»

Прочитав тему сочинения, я призадумался. А о чем же тут можно написать? Подумав, я решил, что великий писатель – собиратель слов, пословиц, хочет сказать, что те, кто залезает в чужой карман рукой, то есть воры, оказываются на скамье подсудимых, то есть в суде. Развивая эту мысль, я подумал, что не только простые воришки могут попасть в суд за воровство, но и государственные чиновники, врачи, руководители учебных заведений, могут оказаться в суде, например, за взятку или за хищение. А потом я вспомнил сказки, которые в детстве читали нам в детском саду, да и я сам читал еще недавно сказку «Шемякин суд», в которой рассказывалось о том, как судились два брата – богатый и бедный из-за коня. Идя в суд, бедный брат вспомнил пословицу: «Слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись». И не засудили его только потому, что за пазухой у него был большой камень, который судья принял за вознаграждение. Или в другой русская сказке «Дочь семилетка» у взяточника – судьи даже телега смогла ожеребиться. Значит, не зря в словаре у В. Даля собраны такие пословицы о суде и судьях: «Дари судью, так не посадит в тюрьму», « Судье полезно, что в карман влезло», « Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом». Пословицы не возникли на пустом месте, значит, взяточничество, мошенничество и воровство, то есть преступность, существовала и в древние времена, подумал я и оказался прав. Заглянув в энциклопедию, я узнал, что коррупция-это значит использование служебного положения в целях личной выгоды, существовала еще в библейские времена. Боролся с ней и царь Иван Грозный, казнив дьяка за то, что ему поднесли взятку – гуся с золотыми монетами. И царь Петр Первый не помиловал своего друга Меньшикова, наказав его за мошенничество и воровство.

И в наше время в нашей стране процветает взяточничество, мошенничество и воровство. Нечестные, алчные люди, стараются набить свой карман за счет других, не стыдясь забрать последние деньги, инспектора дорожного движения, могут спокойно отпустить нарушителя, если тот даст взятку. За взятку можно откупиться от службы в армии, за деньги покупают кресло чиновника. Бороться с коррупцией, наверное, очень трудно, но необходимо, потому что это ведет к недоверию правительству, люди не верят в справедливость. И смеются над фразой из фильма, что наш суд самый гуманный в мире. Понимая важность этой проблемы, В.В. Путин издал указ о мерах борьбы с коррупцией. И начинать борьбу надо с верхних эшелонов власти. Ведь у власти должны стоять люди, обладающие такими нравственными качествами, как порядочность, честность и справедливость.

Еще Аристотель сказал: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться»

Кладиёва Валентина Викторовна

Сочинение-эссе в рамках муниципального конкурса эссе о коррупции заняло 2 место, а в региональном - 11-е.

ВложениеРазмер
esse_po_korrupcii_genke_ilona.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального района

Тема: «В суд ногой – в карман рукой»

Учащийся: Генке Илона Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №3 г. Новый Оскол Белгородской области»

Кладиева Валентина Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №3 г. Новый Оскол Белгородской области»

г. Новый Оскол 2011

«В суд ногой – в карман рукой»

Коррупция (от латинского «растлевать») – это использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды (по данным Википедии). Исследования ВЦИОМ в 2010 году показали, что 30% россиян не верят правоохранительным органам. На практике получается, что отнюдь не каждый, нарушивший закон и привлечённый к уголовной ответственности, может понести реальное наказание! Значит, если я хорошо материальнообеспеченный бизнесмен или госслужащий, или простым словом «богатенький человек» - то делаю, что хочу, и уверен, что за это мне ничего не будет, потому что мои деньги решат всё! А тогда зачем нам нужны суды и какие-то законы вообще? Найдём «виновного», того, кто не имеет к данному делу никакого отношения, кто не сможет откупиться, за кого некому заступиться. На худой конец, можно «замять» любое дело как-нибудь…

Один вопрос: и до каких же пор будет твориться этот беспредел в нашей стране? Я понимаю, что судьи тоже люди, а у каждого человека есть соблазны, особенно к деньгам. Но на то он и судья – справедливый, человечный, неподкупный, непоколебимый. К сожалению, в наши дни таких мало… Однако не для того создаются законы, чтобы их нарушать, платить и опять нарушать! Люди с надеждой обращаются в суд, чтобы виновные были наказаны, а невиновные были на свободе. Мы искренне надеемся на наш «справедливый суд». К сожалению, переступив порог здания суда, мы слишком часто теряем надежду. Никто не хочет оказаться виновным, и тогда каждый начинает искать какие-то пути к разрешению проблем. Чаще всего, эти пути приводят к деньгам, к взяткам, в итоге мы начинаем думать, если судья взял, значит, всё будет в порядке. Лишь малое количество людей реально задумывается о том, что это всё совершенно неправильно. В обществе формируется стереотип мышления, стереотип поведения, который передаётся из поколения в поколение.

Следовательно, виновниками коррупции в правоохранительных органах являются не только сами судьи, но и мы, граждане. Вполне понятно, когда человек слёзно смотрит в глаза своему адвокату или судье и просто умоляет сделать хоть что-нибудь, при этом предлагая деньги… Что ж тут можно поделать. Я, честно говоря, не знаю ответа на этот вопрос, но, с другой стороны, не хочу, чтобы росла коррупция в судах. Как можно изменить ситуацию? Есть ли реальный выход?

В Государственной Думе работают более грамотные и более компетентные люди, пусть они и решают, кто прав, а кто виноват. А мы, простые граждане, должны тоже нести ответственность за свои поступки, за свою Родину, воспитывать своих детей честными, уважающими закон и права и свободы других граждан. И тогда, я надеюсь, наступит время, когда афоризм В.Даля потеряет свою актуальность!

Учащиеся формулируют определения, так как они понимают это понятие.

Учитель: А теперь давайте познакомимся с понятием «коррупция», с ее видами, а также мерами, которые принимает наше государство в борьбе с ней?

Примерная лекция: Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

  • Взятка;
  • Растрата;
  • Мошенничество;
  • Вымогательство;
  • Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы;
  • Злоупотребление должностными полномочиями;

Коррупция оказывает негативное воздействие на развитие государства. Она приводит к уменьшению богатства страны и снижению уровня жизни.
Меры, предпринимаемые со стороны общества, государства, каждого человека для решения этой проблемы: законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство; а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать; честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности.

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации:

Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ).

Учитель: какие вы знаете пословицы на тему коррупции?

Бог сотворил два зла: приказного да козла.

Вору потакать — что самому воровать.

Всяк подьячий любит калач горячий.

В суд поди и кошелек неси, а то скажут: завтра.

В суд ногой – в карман рукой.

В суд пойдешь – правды не найдешь.

Возьми калачи, только дело не волочи.

Дай на прокорм казенную корову – прокормлю и свое стадо.

Дай грош – будешь хорош.

Деньга попа купит и Бога обманет.

Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло.
Ему и жалованья не надо, допусти только казенного воробья кормить.
За правду денежки подавай, да и за ложь тож.

За посул денег не берут.

Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло.

Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

Законы святы, да законники супостаты.
Земля любит навоз, лошадь — овес, а воевода — принос.

Когда золото всплывает, то правда тонет.

Когда карман сух, тогда и суд глух.

И умный берет, когда глупый дает.

Казна на поживу дана.

Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.

На кривой суд образца нет.

На мир беда, а воеводе – нажиток.

Один закон для богатых, другой для бедных.

Подпись судейская, а совесть лакейская.

Подьяческий карман, что утиный зоб: не набьешь.

Пчелка и та взятку берет.

Руки для того, чтобы брать.

Рыба гниет с головы.

С кого судья взял, тот и прав стал.

Скорее дело вершить, коли судью одарить.

Суд крив, коли судья лжив.

Суд прямой, да судья кривой.

Судья суди, а за судьей гляди, куда дело поведет.

Судья, что плотник: что захочет, то и вырубит.

Судьям то и полезно, что в карман полезло.

Сухая ложка рот дерет.

Ты – мне, я – тебе.

Что мне законы, коли судьи знакомы.

Учитель : давайте нарисуем рисунок на тему нашей сегодняшней беседы.

Учитель : Что вы сегодня узнали?

Учитель: Считаю, сегодняшний классный час затронул очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и порассуждать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррупция как социально - опасное явление

Урок в 10 классе, который направлен на формирование антикоррупционного поведения у старшеклассников.

презентация "Коррупция как социально опасное явление"

Презентация используется как дополнительный материал к уроку по этой теме.

коррупция

коррупция должна быть не просто незаконной.

Программа курса Школьникам о коррупции

Программа курса по выбору предназначна для учащихся 9 класса. Цель программы антикоррупционное образование.

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ.


Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.

Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа .


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС.

2. Развивающая: расширять кругозор обучающихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи.

Ход классного часа:

I. Организационный момент

II. Вступление

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! В современном мире царят власть, деньги, воровство, разврат, насилие, коррупция. Иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравственность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но мы уверены, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно.

- Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое коррупция, как с ней бороться, что можете сделать именно вы, чтобы страна стала процветать.

9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией.

Сегодня мы постараемся раскрыть содержание этого понятия, его проявления, последствия в современном обществе.

III. Основная часть

Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество, вымогательство, правонарушение).

- Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь (на доске):

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

- Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством.

Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.

- В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIII в.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III.

Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь.

Его внук Иван IV(Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

- Назовите причины, вследствие которых, на ваш взгляд, происходят все эти негативные явления в нашей жизни.

Причины коррупции:

- низкая заработная плата;

- желание легкой наживы;

- частая сменяемость лиц на различных должностях;

- нестабильность в стране;

- коррупция как привычка;

- низкий уровень жизни населения;

- Какие способы решения этой проблемы вы можете предложить?

(повысить зарплату и не только чиновникам; сделать стабильным социальный пакет; прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство; а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать; честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности; проводить встречи, менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки).

Работа в группах:

- Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы: о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка?

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Иванов И.И. заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р. (Взятка, риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД)

Государственный служащий Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Растрата государственных средств – материальный урон бюджету государства).

Родственникам больного Овчинникова О.Р. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». (Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие.)

Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева С.Е. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти)

- В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

1) Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

2) Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

3) Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

К счастью, не только взяточничество, хищения, мошенничество и коррупция правят на земле. Были и есть люди, способные совершать красивые поступки, не требуя взамен ничего. На Руси существует прекрасная традиция бескорыстной помощи соседу или соседям в уборке урожая, в строительстве дома, в уходе за детьми, людям, попавшим в беду. «Всем миром» собирается народ, чтобы возвести дом новоселам. Существует традиция желать «Бог в помощь» тем, кто трудится; нужно делать добро тихо и незаметно, привлекая к этому своих детей, внуков. Недаром говорят: «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души»….

Задание: Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

"Не подмажешь, не поедешь" - вымогательство, взятничество.

"Рука руку моет" - групповая запланированная деятельность в подкупе.

"Загребать жар чужими руками" -несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

"Видит око, да зуб неймет" -безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Примерный список пословиц и поговорок:

В суд ногой – в карман рукой.

В суд пойдешь – правды не найдешь.

За правду денежки подавай, да и за ложь тож.

Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло.

Когда золото всплывает, то правда тонет.

И умный берет, когда глупый дает.

Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.

Один закон для богатых, другой для бедных.

Рыба гниет с головы.

Сухая ложка рот дерет.

Что мне законы, коли судьи знакомы.

Подведение итогов. Составление синквейна.

1. Коррупция

2. Нечестная, продажная

3. Обманывает, грабит, подкупает.

4. Нужно всегда быть честным.

Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

- Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества.

- Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Таким образом, создаются все необходимые правовые, экономические и политические предпосылки для полноценной и эффективной борьбы с коррупцией и порождающими ее причинами.

Что могу сделать я? Поступайте правильно:

· не давайте и не берите взятки;

· предавайте гласности случаи коррупции.

- изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;

- писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты;

- принимать участие во многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией.

- изучать данное явление на уроках.

- знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Классный руководитель: Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией.

Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней.

А поможете России в этом вы!

Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам. Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: