В стране з глава государства избирается всенародным голосованием все граждане обязаны придерживаться

Обновлено: 02.05.2024

Тот факт, что демократические системы правления распространились на большое число стран, не потерпели при этом крушения и, таким образом, остаются на месте, означает, что на смену прежним неблагоприятным для возникновения и сохранения демократических институтов условиям должны были прийти в значительной мере более благоприятные условия.

Когда демократические институты утверждаются в стране, в которой широко распространены антидемократические убеждения, а демократические взгляды слабы, демократические правительства вряд ли могут устоять, особенно в периоды кризисов и напряжённостей, которым время от времени оказываются подверженными все страны. В течение XX столетия в разных странах произошли огромные изменения в соотношении силы демократических и антидемократических идеологий и убеждений. В первой половине века существенно ослабла поддержка монархии, потомственной аристократии и олигархии, являвшихся до того времени наиболее распространёнными формами недемократического правления. В течение следующей четверти века основные недемократические идеологии и поддерживавшие их системы правления . были окончательно разрушены их собственными роковыми провалами в военной, экономической и политической областях. Хотя антидемократические идеологии, такие как крайний национализм и религиозный фундаментализм, представляют собой постоянные препятствия для демократизации в некоторых странах, в целом на мировой арене они лишены той притягательности, которой обладает демократия. Значение демократических идей в создании и сохранении легитимности власти выявляется той настойчивостью, с которой авторитарные правительства пытаются замаскировать суть своих режимов псевдодемократической риторикой.

. в некоторых странах, таких как Южная Африка, в которых существует значительный потенциал культурного конфликта, переходу к демократии и её последующей консолидации способствует тщательная разработка электоральных договорённостей и политических практик, поощряющих политическую включённость и компромисс скорее, чем дискриминацию и конфликт.

Наконец, распространение капиталистических рыночных экономик и замена ими в некоторых странах экономических систем централизованного управления помогли создать социальные структуры, установки и запросы, более благоприятные для демократических убеждений, для демократического образа действий и демократических институтов. Во многих странах по всему миру рыночный капитализм явился фактором, поощрившим экономический рост, повышение уровня жизни и формирование более широкого среднего класса. Таким образом, глобальное распространение рыночного капитализма сопровождается глобальным увеличением числа стран, характеризующихся существованием гражданских обществ, более благоприятных для демократических институтов. (Р. Даль)

20. Какие два изменения в соотношении демократических и антидемократических сил в ХХ столетии привёл автор?

21. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения мысли автора о важном значении демократических идей в создании и сохранении легитимности власти.

22. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте три объяснения связи формирования широкого среднего класса и утверждения демократии.

23. Предположите, как культурные (межэтнические) конфликты могут помешать утверждению демократии. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения

24. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о двух любых институтах политической системы общества, и одно предложение, раскрывающее роль средств массовой информации (СМИ) в политической системе общества.

25. Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функ­ций. Укажите любые три из них, сопроводив каждую примером.

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции политической партии в современном обществе. (Сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

27. В стране Z глава государства избирается всенародным голосованием. Все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, существует постоянный контроль государства над всеми сферами жизни, осуществляются внесудебные преследования представителей оппозиционных движений. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.

На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства Z).

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическая элита и её роль в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Какие два изменения в соотношении демократических и антидемократических сил в ХХ столетии привёл автор?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы изменения: 1) существенно ослабла поддержка монархии, потомственной аристократии и олигархии; 2) основные недемократические идеологии и поддерживавшие их системы правления были окончательно разрушены. Изменения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Правильно названы два изменения 2
Правильно названо одно любое изменение 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения мысли автора о важном значении демократических идей в создании и сохранении легитимности власти.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть даны такие объяснения: 1) народ ощущает себя источником власти; 2) власть представляет интересы народа, поэтому ей готовы подчиняться; 3) народ имеет реальные рычаги воздействия на власть, вплоть до смены правительства. Могут быть даны другие объяснения
Даны два объяснения 2
Дано одно объяснение 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте три объяснения связи формирования широкого среднего класса и утверждения демократии.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть даны такие объяснения: 1) средний класс является основой гражданского общества; 2) средний класс заинтересован в реализации своих политических прав посредством демократических институтов; 3) средний класс, законными средствами защищая свои права собственности и другие права, воздействует на государственную власть. Могут быть даны другие объяснения
Даны три объяснения 3
Даны два объяснения 2
Дано одно объяснение 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Предположите, как культурные (межэтнические) конфликты могут помешать утверждению демократии. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения.

1. Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, в доказательство вашего утверждения.

2. Характеристика политической системы общества требует рассмотрения её отдельных компонентов. Что из перечисленного относится к нормативной подсистеме политической системы общества?

1) политические традиции

2) средства массовой информации

3) политические идеалы

4) партийный устав

4) политическая культура

5) партийная программа

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Если ________(А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то ________(Б) отражает территориальное деление государств. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется ________(В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных ________(Г). Другой формой является ________(Д), представляющая собой сложное союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной ________(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) унитарное 2) федерация 3) форма правления 4) демократическое 5) конституция

6) политические партии 7) форма государственного устройства 8) республика 9) органы власти

4. В стране Z глава государства избирается всенародным голосованием. Все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, существует постоянный контроль государства над всеми сферами жизни, осуществляются внесудебные преследования представителей оппозиционных движений. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.

На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства Z).

5. В результате политических преобразований в государстве Z изменился политический режим. Какие из приведённых фактов свидетельствуют об утверждении демократии в государстве Z?

1) появление нового политического лидера

2) установление многопартийности

3) утрата популярности ранее известных средств массовой информации

4) проведение выборов на конкурентной основе

5) реализация прав и свобод граждан

6) переход к мажоритарной избирательной системе

6. Характеризуя государство, учёные-политологи используют понятие «форма правления». Какой смысл вкладывают учёные в это понятие? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о форме правления.

Тема: Политическая система.

1. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.

2. Раскрывая роль государства в жизни общества, учёные-политологи характеризуют его как центральный институт политической системы. Какие из перечисленных признаков подтверждают это суждение?

1) возникло раньше других социальных институтов

2) обладает наивысшей концентрацией власти

3) выполняет определённые общественные функции

4) устанавливает общеобязательные нормы

5) регулирует деятельность граждан и организаций на определённой территории

6) его деятельность регулируется определёнными нормами

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под функциями __________(А) принято понимать основные направления его деятельности. К ним относится обеспечение государственного __________(Б), защита конституционного строя, реализация волеизъявления народа. Приоритетной функцией является соблюдение __________(В). В современном мире эта функция выступает как один из критериев развития __________(Г). Она переросла из внутреннего дела каждого государства в __________(Д) международной политики. Выполнение этой функции обеспечивается судом и системой __________(Е): органами внутренних дел, прокуратурой».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) республика 2) факторы 3) права человека 4) суверенитет 5) социальные институты

6) демократия 7) правоохранительные органы 8) экономика 9) государство

4. В государстве Z граждане для реализации своих прав и свобод создают относительно независимые от государства ассоциации, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам. Глава государства и члены парламента избираются всенародно на свободных конкурентных выборах. Государство Z включает в себя 13 территориальных единиц, обладающих правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства государства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названных в условии задачи.

5. Политическая реформа в стране Z способствовала развитию демократии. Какие изменения в жизни общества непосредственно отражают этот процесс? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отмена общеобязательной официальной идеологии

2) разрешение деятельности политической оппозиции

3) выборы президента на альтернативной основе

4) принятие новых законов

5) закрытие негосударственных учебных заведений

6) переход к унитарной форме государства

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической системы, и одно предложение, раскрывающее сущность любой подсистемы политической системы.

Тема: Политическая система.

1. Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.) Перед кем будет ответственно правительство?

2. Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами органов охраны порядка и безопасности.

2) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.

3) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.

4) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.

5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних социальных субъектов осуществлять свою _________(А) в отношении других, повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и право. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, _________(Б). Такой вид власти возникает на основе соединения, взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и _________(В), через которые власть реализуется. К отличительным признакам политической власти относят _________(Г) (всеобщность), обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; политическая власть действует на основе _________(Д) от имени всего общества и обязательна для всех. Ещё один признак – _________(Е) в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны».

Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) публичность 2) легальность 3) политическая партия 4) организация 5) разделение властей

6) право 7) воля 8) правотворчество 9) политическая элита

4. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя восемь территорий, обладающих определённой самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства государства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названных в условии задачи.

5. В результате преобразований в государстве Z изменился политический режим. Какие из приведённых фактов свидетельствуют об утверждении демократии?

1) появление нового политического лидера

2) принятие законодательства об образовании

3) реализация принципа разделения властей

4) проведение выборов на конкурентной основе

5) закрепление многопартийности

6) национализация некоторых предприятий

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о республике как форме правления, и одно предложение, раскрывающее сущность социальной функции государства.

1) Члены семьи равны между собой и имеют право голоса. В семье все обязанности по дому разделены поровну между членами этой семьи. В семье все вместе выбирают новый автомобиль.

2) Доход в семью приносят оба супруга (гражданин М работает стоматологом его супруга К учитель, оба супруга приносят доход в семью).

3) Отсутствие многопоколенности (в квартире проживают дети и их родители).

Оценка эксперта:

Ответ 2:

- Равное распределение обязанностей между супругами; например по понедельникам муж моет посуду, а по вторникам жена.

- Оба вносят финансы в семейный бюджет: пример, и муж и жена работают.

- Одинаковое участие в воспитании детей: пример и отец и мать занимаются воспитанием ребенка одинаково, а не одна мать как это в традиционной семье с ребенком учит уроки, уводит в школу , смотрит дневник, это делают оба родителя.

Оценка эксперта:

Задание 34 (С7)

В стране Z глава государства избирается всенародным голосованием. Все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, существует постоянный контроль государства над всеми сферами жизни, осуществляются внесудебные преследования представителей оппозиционных движений. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.

На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства Z).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть правильно названы и конкретизированы следующие составляющие: 1) форма правления – республика; 2) форма государственного устройства – унитарное государство; 3) политический режим – тоталитарный
Правильно названы и конкретизированы три составляющие формы государства
Правильно названы две-три составляющие формы государства, две из которых конкретизированы. ИЛИ Названы две составляющие, конкретизированы три
Правильно названа одна–три составляющая формы государства, одна из которых конкретизирована. ИЛИ Названа одна составляющая, конкретизированы две - три ИЛИ Составляющие не названы, но конкретизированы две-три составляющие формы государства
Названы только одна–три составляющие формы государства. ИЛИ Составляющие не названы, но конкретизирована одна составляющая формы государства. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Ответ 1:

Оценка эксперта:

Ответ 2:

Форма территориально - государственного устройства в стране Z унитарная, она подразумевает наличие отдельной территории не обладающей политической самостоятельностью.

Форма правления смешанная (с элементами демократической и тоталитарной формами правления).

Признаком демократического государства является то, что глава государства избирается всенародным голосованием. Преобладают признаки тоталитарной формы правления: наличие общегосударственной единой идеологии; постоянный контроль государства над всеми сферами жизни общества; осуществление внесудебных преследований представителей оппозиционных движений.

Режим правления тоталитарный.

Оценка эксперта:

Задание 35 (С8)

Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Права гражданина как субъекта отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ, и их защита». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитывается: - наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы; - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Имущественные права граждан: а) объекты имущественных прав; б) классификация вещей (движимые и недвижимые, неделимые и сложные). 2. Личные неимущественные права (нематериальные блага) граждан: а) жизнь и здоровье; б) право на имя; в) личная неприкосновенность; г) честь и доброе имя, достоинство личности; д) деловая репутация, право авторства и иные права. 3. Способы защиты имущественных и неимущественных прав: а) признание права; б) восстановление положения, существовавшего до нарушения права; в) признание оспоримой сделки недействительной; г) самозащита права; д) возмещение убытков; е) взыскание неустойки; ж) компенсация морального вреда и др. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие любых двух из 1, 2 и 3 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Структура предложенного плана Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы Корректность формулировок пунктов плана Баллы
Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
Два пункта детализированы в подпунктах. ИЛИ Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
ИЛИ
Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах Два Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают план по существу
План по своей структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
ИЛИ
Три или более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах Один
ИЛИ
Три или более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах Два В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы
Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
Два и более пунктов, любой один-два из которых детализирован в подпунктах Два Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают план по существу
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла
ИЛИ
План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы
Максимальный балл 3

Ответ 1:

1. Гражданские права - это права гражданина, гарантированные Конституцией РФ.

2. История развития гражданского законодательства в РФ.

3. Основные гражданские права в РФ:

4. Система гражданского законодательства в РФ.

5. Система защиты прав граждан в РФ.

А) уполномоченный по правам человека;

Б) уполномоченный по правам ребенка;

В) судебные органы.

Оценка эксперта:

Ответ 2:

1. Понятие права.

2. Виды права гражданина (отрасли права).

А) семейное право;

Б) трудовое право

В) гражданское право;

Г) административное прво.

3. Какие из видов права регулируются гражданским законодательством РФ

Б) личные (неимущественные).

4. Способы защиты прав гражданина:

А) представление квалифицированной юридической помощи;

Б) не только представление, но и гарантия прав и свобод;

В) предоставление возможности обращения граждан в государственные органы.

Г) какие органы осуществляют государственную власть в РФ.

Оценка эксперта:

Задание 36 (С9)

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл
в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задание 36 (С9), критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

ОК ЕГЭ | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — 2021

ОК ЕГЭ | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — 2021

ОК ЕГЭ | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — 2021 запись закреплена

Разбираем задание 27. В этом году задание достаточно объемное, нужно ответить на большое количество вопросом.

😊

При выполнении задания будьте внимательным, не пропускайте вопросы

В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий, права и свободы гарантированы, защищены законом и реализуются в реальной жизни. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Депутатские места (мандаты) в парламенте распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 6-процентный избирательный барьер. Абсолютное большинство мест в парламенте принадлежит партии, которая провозглашает священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства; установление равенства всех граждан перед законом, установление свободной рыночной экономики. Государство Z включает в себя территории 9 субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Какова форма правления Z? (Дайте полное название.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что государство Z — федерация? К какому типу относится демократическая избирательная система страны Z? Каков тип правящей партии в зависимости от её идеологической принадлежности?

1) Какова форма правления Z? (Дайте полное название.)
Смотрим текст задания: «Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть» — ПРЕЗИДЕНТСКАЯ республика.

❗

ВАЖНО. Ответ «республика» НЕ засчитывается.

2) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что государство Z — федерация?
Ответ: «Государство Z включает в себя территории 9 субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции.»

3) К какому типу относится демократическая избирательная система страны Z?
Смотрим текст задания: «Депутатские места (мандаты) в парламенте распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 6-процентный избирательный барьер» — это ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ избирательная система.

4) Каков тип правящей партии в зависимости от её идеологической принадлежности?
Смотрим текст задания: «провозглашает священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства; установление равенства всех граждан перед законом, установление свободной рыночной экономики» — это ЛИБЕРАЛЬНАЯ партия.


Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГУ, председатель Межрегиональной ассоциации конституционалистов России, доктор юридических наук, профессор Сурен Авакьян в интервью «АГ» рассказывает о сильных и слабых местах Конституции РФ, со дня принятия которой исполняется 25 лет, и о возможных ее изменениях.

– 25 лет назад Конституцию приняли на референдуме. Зачем понадобилось всенародное голосование и есть ли такие прецеденты в других странах?

– Есть несколько взаимосвязанных причин, почему проект Конституции вынесли на всенародное голосование. Прежде всего, основным стержнем пропагандистской кампании накануне референдума был постулат, что если Конституция вынесена на референдум, то каждый гражданин сопричастен к ее принятию. Кроме того, Борису Ельцину хотелось, чтобы текст, который внес всенародно избранный президент России, был бы одобрен народом и тем самым дал дополнительную поддержку самому президенту. Любой политический деятель всегда пользуется таким аргументом. Учитывалось и положение России в мире, и отношение к нашей стране за рубежом; мы хотели показать, какие положения будут составлять основу Конституции и как они отражают наши достижения на демократическом пути развития страны.

Наиболее важные вопросы отражались в первых двух главах: Основы конституционного строя и Права и свободы человека и гражданина. Хочу заметить, что права и свободы уже были закреплены в ряде международных документов, а также в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Положения этой декларации были воспроизведены еще в Конституции РСФСР, а затем в Конституции 1993 г.

Напомню, что существовало два конкурирующих проекта: один готовила Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, второй – Аппарат президента РФ. И когда началось Конституционное совещание, созванное по инициативе Ельцина, то одним из первых предложений, принятых без спора, было перенесение в президентский проект первых двух глав из проекта Конституционной комиссии. Поэтому одним из самых значимых достижений принятой Конституции стали обстоятельно обсужденные и согласованные первые главы.

Принятие Конституции на референдуме – не такое уж частое явление. Ведь когда в стране есть единство, то референдум и не нужен. Но когда в стране наблюдается политическое противостояние, то дебаты и споры, как правило, затрагивают какие-то конкретные вопросы. Например, о сохранении института брака или о возможности разводов, как это было в Италии. Или о сохранении Союза ССР – этот вопрос выносили на референдум СССР 17 марта 1991 г., о необходимости введения поста президента России – так было с российским референдумом в тот же день.

Вообще, по принятию новой Конституции возможно обсуждение в парламенте или на специальной Конституционной ассамблее. Но в 1993 г. у нас наблюдалась непримиримая борьба парламентариев с главой государства, в марте была предпринята попытка отрешить президента от должности, но не хватило голосов. В ноябре, если бы депутатский корпус продолжил работать, новая попытка импичмента могла стать успешной. В такой ситуации было очевидно, что Съезд народных депутатов и Верховный Совет не поддержат предложения президента, и потому он решил воспользоваться моделью референдума.

В дальнейшем, если встанет вопрос о новой Конституции, ее может принять либо Конституционное Собрание, либо народ на новом референдуме – это прямо предусмотрено ст. 135 действующей Конституции России. Но по модели, которая закреплена в самой Конституции, новая Конституция нужна тогда, когда что-то надо пересмотреть в гл. 1, 2 либо в гл. 9, посвященной самому конституционному реформированию. А остальные главы (3–8) можно изменить путем конституционных поправок, что, кстати, уже делалось. Но в этом случае сама Конституция остается действующим документом – по крайней мере, по дате.

– Как вы считаете, 25 лет для Основного закона – это много?

– Это все очень относительно. Есть страны, где новую конституцию принимали через полгода-год после принятия прежней. И в стране при этом ничего особенного не изменялось. В других странах Конституция действует сотни лет…

В нашей стране это те 25 лет, за которые много чего произошло. Но Конституция действовала, и все законы писались с учетом этого.

За годы, которые прошли с момента написания Библии, люди рождались, спорили, враждовали и умирали, а библейский текст не изменялся. Конституция – это, конечно, не Библия, но какими-то библейскими характеристиками она наделена, ведь в ней записаны те истины, с которыми люди согласны. Хотя и не всегда им следуют. Заповедь «не убий» постоянно нарушается, но ее никто не ставит под сомнение. Также не всегда соблюдаются и основные нормы Конституции, но изменять их из-за этого никто не требует.

Споры могут вестись, но как раз в рамках Конституции, ст. 13 которой провозглашает в России идеологическое многообразие. Значит, у нас возможны разные идеологии, которые могут схлестнуться в дискуссии. Только это должны быть мирные споры, а не насильственные действия.

– А вы не опасаетесь, что из Конституции постараются изъять именно норму об идеологическом многообразии, заменив ее единой национальной идеей?

– Сама по себе Конституция – это идеологический документ. Она декларирует идеологические принципы: демократию, федерализм, различные формы собственности. И вряд ли кто станет вычеркивать эти принципы. Скорее, может снова встать вопрос о президентской форме правления. Ведь по прежней Конституции вся власть принадлежала Съезду народных депутатов, коммунисты были вообще против введения поста президента. Но когда объявили президентские выборы, то КПРФ приняла в них участие и принимала все эти годы. Неужели вы думаете, что если бы Геннадий Зюганов стал президентом, то одним из своих первых указов он ликвидировал бы этот пост? Нет, конечно. И я думаю, что вряд ли кто-то сейчас готов вернуться к парламентской республике. Ведь мы уже привыкли, что президент обладает весьма широкими полномочиями и очень много может сделать не только для своей партии, но и для всего народа. А парламентская модель хороша только для очень стабильного общества, в котором не наблюдается значительных противоречий.

– И все-таки, согласны ли вы с предложением вписать в Конституцию какую-то национальную идею, может, даже с религиозным оттенком?

– Как сформулировать национальную идею в двух-трех строках? Сегодня я не уверен, что это можно сделать. Однако я по-прежнему являюсь сторонником идеи, которую сформулировал еще в 1977 г., когда в связи с подготовкой новой Конституции СССР решили разработать и Конституцию РСФСР. Ее готовила группа ученых, я был в ней одним из самых молодых. Тогда я предложил написать в первой статье «РСФСР олицетворяет государственное единство русского и других народов Российской Федерации». Эта ключевая фраза отражала бы национальную структуру страны.

Все, что касается религии, отражено в ст. 14 Конституции. Религия у нас отделена от государства. Если мы назовем в Конституции какие-то доминирующие религии, то нам придется изменить эту статью. А ее изменить нельзя – она находится в гл. 1. Как мы уже говорили, поправки можно вносить только в главы с третьей по восьмую.

Я бы напомнил, что у нас есть ст. 13 о многопартийности. Но там же не перечислены партии и иные общественные объединения. Есть право на объединение, предполагающее создание и партий, и религиозных организаций.

– До сих пор не приняты два конституционных закона, предусмотренные Конституцией. Один из них – о Конституционном Собрании, второй – о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Созыв Конституционного Собрания предполагается в связи с пересмотром Конституции. Значит ли это, что противники пересмотра Конституции пока имеют большинство в Федеральном Собрании и препятствуют принятию данного закона? И не очень ясно, почему не принимается и другой закон?

– Я не раз поднимал эту проблему в своих работах. Решительно не понимаю, почему законодатель отказывается от принятия этих законов.

Существует два подхода. Один – мой и моих единомышленников – если в Конституции предусмотрен такой закон, извольте его принять. Второй подход – если есть реальная потребность в таком законе, тогда его надо принимать. Если нет – можно повременить.

То есть они полагают, что закон о Конституционном Собрании надо принять только в том случае, если появятся предпосылки к принятию новой Конституции.

Мне кажется, что это политические аргументы, рассчитанные на то, что при отсутствии закона не будет и политических обстоятельств. Но ведь политические обстоятельства возникают независимо от того, есть ли регулирующий их закон или нет.

Исторический пример. Была Конституция СССР, в которой предусматривалось право союзной республики на выход из СССР. Закона на этот счет не было. Мы осторожно намекали, что такой закон не помешало бы иметь. Но его не принимали, и многие даже не верили, что он когда-нибудь может понадобиться. Считалось, что никто не хочет выходить из СССР.

А когда вдруг поднялась волна суверенитетов, то Верховный Совет СССР под руководством Анатолия Ивановича Лукьянова спешно разработал и принял такой закон.

– Помню. Его еще назвали «законом о невыходе из Союза».

– Дело даже не в том, что закон был несовершенен. Момент был уже упущен. И тех, кто решил выйти, уже трудно было остановить законом. А ведь там прописана не только сама процедура выхода, но и урегулирование всех спорных вопросов, связанных с экономикой, с собственностью, с гражданскими правами.

Когда СССР развалился, все объекты, построенные в том числе на средства Союза, остались в собственности вышедших республик. Остались им и все автономии, народ которых даже не спросили, хотят ли они выхода из СССР.

Когда закон принят заранее, можно спокойно оценить, чем грозит та или иная процедура. А когда это делается впопыхах, то закон будет просто игнорироваться, так как в нем все увидят политические, а не правовые механизмы.

Совсем иной пример – принятие в 2001 г. конституционного закона о порядке принятия в состав РФ нового субъекта. 13 лет этот закон не применялся. Но в 2014 г., когда Республика Крым сначала заявила о суверенитете, а затем уже суверенное государство попросило принять его в состав РФ, все было сделано строго в соответствии с этим законом и с учетом международно признанного права на суверенитет. Как бы к нам ни придирались, но никто не может сказать, что мы приняли закон в соответствии с политической конъюнктурой.

– А почему так и не принят конституционный закон о конституционно-правовом статусе субъекта Российской Федерации?

– Я полагаю, что и этот закон следует принять.

– Есть ли, на ваш взгляд, в Конституции РФ слабые места?

– Безусловно. Со мной может не согласиться президент, но с точки зрения правоведа самым слабым местом является нарушенный баланс между президентом и парламентом. У президента очень сильные полномочия, а у парламента – очень слабые, и их можно было бы усилить. В частности, это касается влияния на состав правительства.

Министров силового блока у нас, как известно, назначает президент. Парламент мог бы давать согласие на такие назначения. Это предлагалось еще Ельцину, и в декабре 1992 г. он дал на это согласие. Но в окончательный текст Конституции это положение не попало. А когда принимали Закон о Правительстве в 1997 г., то в проекте записали, что президент не только назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, но и отстраняет его по такой же процедуре. Однако с этим Ельцин решительно не согласился. Чтобы принять этот закон, пришлось такое предложение снять.

Получается, что парламент может долго согласовывать кандидатуру премьера, а потом уже назначенного председателя правительства президент может снять чуть ли не на следующий день. И парламент ничего не сможет сделать – все по закону.

Или, например, по Конституции Дума может выразить недоверие правительству. Но у депутатов может не быть претензий ко всему кабинету. Однако возникло недовольство работой отдельных министров. Почему-то потребовать их отставки парламент не может, он должен выражать недоверие правительству в целом.

Это какая-то круговая порука, как в армии, когда вместо одного проштрафившегося солдата наказывают все отделение, чтобы потом сослуживцы долго третировали провинившегося.

В свое время Дума полтора месяца требовала, чтобы президент снял двух министров и одного зампреда правительства, действиями которых депутаты были недовольны. Ельцин в итоге их снял, Дума отозвала свое «недоверие», но осадок, как говорится, остался.

Такие мелкие недочеты в Конституции встречаются.

У меня есть свои предложения по поправкам, которые могли бы урегулировать культуру взаимоотношений между ветвями власти. В частности, в прежней Конституции президента можно было отрешить от должности, если он не соблюдает присягу и Конституцию. В действующей – только за государственную измену и другое тяжкое преступление. Простите, но разве президент уже не обязан соблюдать Конституцию? Обязан. И все это понимают. По ст. 82 Конституции в своей присяге, которую президент приносит при вступлении в должность, он клянется, помимо прочего, «соблюдать и защищать Конституцию». Только вот об ответственности далее нет ни слова.

– Не пора ли готовить новую Конституцию?

– Не буду будоражить общественное мнение, сейчас эту идею большинство не поддерживает. Но некоторые вопросы в развитие норм о конституционном строе можно было бы уточнить. Правда, для этого надо поставить перед Конституционным Судом вопрос, можно ли, не изменяя первую и вторую главы, добавить в Конституцию слова о том, что у нас есть гражданское общество, назвать его институты. В законе об Общественной палате говорится, что она является одним из эффективных инструментов гражданского общества. Но что такое гражданское общество, нигде не указано.

Что такое демократия и демократические институты? Осуществляют ли они самоуправление в обществе? Об этом надо хотя бы общими словами сказать в Конституции. И, скорее всего, в первой ее главе. На встрече с президентом я сказал, что можно не менять Конституцию, но дополнить ее новой главой 1 прим, посвященной гражданскому обществу, ее институтам и политическим правам личности. Можно ли это сделать, должен истолковать Конституционный Суд.

– Если все-таки мы начнем готовить новую Конституцию, не окажется ли она хуже действующей?

– Вряд ли Россия сможет жить 100 или 200 лет по тексту, который был сформулирован в конкретных исторических условиях. Какие-то положения этого текста стабильны, но по другим возможна динамика. Даже в Конституции США 1787 г. имеется 27 принятых позже поправок. А Конституцию ФРГ, принятую в 1949 г., изменяли более 50 раз. Но она продолжала действовать. Мы тоже можем вносить в Конституцию поправки, но должны сделать так, чтобы она стала лучше, а не хуже.

В любом случае в Конституции останутся главные ее составляющие: тезисы о правовом и социальном государстве, о том, что Россия остается президентской республикой, что в ней допускаются разные формы собственности и соблюдаются основные права человека. Должны, на мой взгляд, быть развиты тезисы о политическом плюрализме и о гражданском обществе, позволяющие избирать такую власть, которой мы готовы доверить руководство страной.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: