В странах с мусульманской судебной моделью применяется следующая форма обжалования

Обновлено: 19.04.2024

Учебная дисциплина «Судебные системы стран мира и сравнительное процессуальное право» посвящена углубленному изучению различных институциональных моделей судебной власти, а также тому, как одни и те же институты процессуального права – как уголовного, так и гражданского – варьируются в различных правовых системах. Учебная дисциплина состоит из двух блоков: 1) судебные системы стран мира; 2) сравнительный гражданский процесс (Comparative Civil Procedure). Блок 2 читается на английском языке. Студенты, изучившие дисциплину, узнают: основные характеристики судебных систем стран общего и континентального права, отдельных государств на территории бывшего СССР, а также основные тенденции развития судебной власти в азиатском регионе, Латинской Америке и мусульманских странах; ведущие научные доктрины о судействе и судьях, распространенные в названных регионах; ключевые элементы статуса судей (отбор кандидатов в судьи, карьерное продвижение внутри судебной системы, формы привлечения судьи к ответственности, а также этические стандарты судейской профессии); основные направления взаимодействия судебной власти и гражданского общества; механизм отправления правосудия в зарубежных странах, в частности на пост-конфликтных территориях; взаимосвязь национальной юстиции с органами международного правосудия. Кроме того, по результатам освоения дисциплины учащиеся смогут анализировать различные институты процессуального права зарубежных стран друг с другом и их российскими аналогами, прогнозировать возможные направления реформирования судебной деятельности в развитых капиталистических правопорядках, выделять перспективные направления совершенствования процессуального законодательства с учетом наметившихся в XXI веке тенденций. Дисциплина предусматривает экзамен по результатам учебного курса. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.

Цель освоения дисциплины

овладение магистрами основными представлениями о судебных системах зарубежных стран и институтах процессуального права в различных правопорядках.

Планируемые результаты обучения

Знает основные характеристики судебных систем стран общего права, континентального права, отдельных государств на территории бывшего СССР, а также основные тенденции развития судебной власти в азиатском регионе, Латинской Америке и мусульманских странах; ведущие научные доктрины о судействе и судьях, распространенные в названных регионах;

Знает ключевые элементы статуса судей (отбор кандидатов в судьи, карьерное продвижение внутри судебной системы, формы привлечения судьи к ответственности, а также этические стандарты судейской профессии); основные направления взаимодействия судебной власти и гражданского общества;

Умеет анализировать различные элементы судебных систем зарубежных стран друг с другом и их российскими аналогами; прогнозировать возможные направления реформирования судебной деятельности в развитых капиталистических правопорядках;

Умеет выделять перспективные направления совершенствования российского законодательства с учетом наметившихся в XXI веке тенденций;

Владеет понятийным аппаратом, используемым при изучении судебных систем стран мира; приемами и методами научно-исследовательской работы, а также приемами внедрения полученных результатов исследований в практическую деятельность государственных учреждений, коммерческих организаций, международных институтов;

Владеет методиками применения полученных правовых знаний в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности; методиками экспертной оценки нормативных правовых актов национального и международного характера;

Содержание учебной дисциплины

Понятие судебной системы Типология судебных систем Судебные системы стран общего права Судебные системы стран континентального права Особенности развития постсоветских судебных систем Конкуренция и конвергенция различных типов судебных систем

Конституционные нормы Нормы международного права Законодательство (кодифицированное и некодифицированное) Судейские правила Судебные прецеденты Правовые обычаи

Основные доказательственные теории «Правление судей» Феномен «политической юстиции» Суд как «малая группа» (психологические теории судопроизводства) «Электронное правосудие» (технократические теории судопроизводства)

Отбор кандидатов на должности судей Карьерное продвижение судьи Ответственность судьи Судейская этика: международные стандарты и национальные реалии Деформация статуса судей в условиях «сдвига вправо»

Участие представителей народа в отправлении правосудия Участие представителей народа в подборе судейских кадров Проблема выборности судей Суд и формирование общественного мнения Влияние «групп интересов» на судебную деятельность

Суверенизация vs. глобализация – основная дилемма современного правосудия Феномен «гибридных судов» Передача уголовных дел из международных трибуналов в национальные юрисдикции Диалог национальных и международных судей

Природа судебного конституционного нормоконтроля Модели конституционного судопроизводства Доступ к конституционному правосудию Процедуры комплектования органов конституционного контроля Компетенция органов конституционного судопроизводства

Переходное правосудие: понятие, элементы, ареал распространения Международные стандарты переходного правосудия Процессуальная инфраструктура переходного правосудия Особенности отправления правосудия при переходе к состоянию мира Региональная специфика переходного правосудия (на примере стран бывшей Югославии)

Подготовка судебного разбирательства Предварительное производство Производство в суде первой инстанции Способы обжалования и пересмотра судебных решений Сокращенные формы судебного разбирательства

Организация судебной системы Статус судей Роль органов судейского самоуправления Судебные преобразования на современном этапе Социальный портрет судейского корпуса

Организация судебной системы Статус судей Роль органов судейского самоуправления Судебные преобразования на современном этапе Социальный портрет судейского корпуса

Организация судебной системы Статус судей Роль органов судейского самоуправления Судебные преобразования на современном этапе Социальный портрет судейского корпуса

Организация судебной системы Статус судей Роль органов судейского самоуправления Судебные преобразования на современном этапе Социальный портрет судейского корпуса

Организация судебной системы Статус судей Роль органов судейского самоуправления Судебные преобразования на современном этапе Социальный портрет судейского корпуса

Элементы контроля

Устный опрос (экзамен)

Домашнее задание (в виде доклада)

Активность на семинарах

Промежуточная аттестация

0.3 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее задание (в виде доклада) + 0.5 * Устный опрос (экзамен)

0.3 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее задание (в виде доклада) + 0.5 * Устный опрос (экзамен)

Под судебной системой понимается совокупность взаимодействующих между собой судов конкретного государства, объединенных общими целями, задачами и функциями.

В зарубежных странах существует несколько разновидностей (моделей) судебных систем.

В странах с англосаксонской системой правасуды образуют единую систему, где различные ветви замыкаются на единый Верховный Суд.

Основными признаками этой системы являются:

·историческая приверженность общему праву;

·признание правотворческой роли суда и судебного прецедента как источника права;

·выработка процессуальных форм судебного преследования, прежде всего судебной практикой;

·исключительно апелляционная форма обжалования судебных решений;

·предельная состязательность, при которой суд в большей мере пассивен и следит главным образом за соблюдением сторонами процессуальных норм;

·более широкое использование институтов присяжных заседателей и мировых судей;

·допущение в уголовном процессе сделок о признании вины.

В странах с романо-германской (континентальной) системой права нет единой судебной системы. Имеет место полисистемность, выражающаяся в существовании нескольких независимых систем общих и специализированных судов во главе со своими высшими судами. Так, в Германии согласно ст. 95 Конституции 1949 г., наряду с Федеральным конституционным Судом, для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юстиции учреждены в качестве верховных судебных органов:

·Федеральная судебная палата;

·Федеральный административный суд;

·Федеральная финансовая палата;

·Федеральный трудовой суд;

·Федеральный социальный суд.

Основными признаками континентальной модели судебной системы являются:

·развитая законодательная база, определяющая организацию и деятельность судов;

·формальное признание судебного прецедента как источника права;

·использование наряду с апелляционной формой также кассационной и ревизионной форм обжалования судебного решения;

·активная роль судьи в процессе;

·меньшая распространенность институтов присяжных заседателей и мировых судей;

·существование органов судейского самоуправления, имеющих задачу подбора кадров для судов;

·преимущественно назначение профессиональных судей низового уровня.

В социалистических странах судебная система характеризуется следующими чертами:

·выборность всех судей и народных заседателей;

·равенство прав судей и народных заседателей;

·отсутствие практики создания специальных судебных округов. Суд действует в границах конкретной административно-территориальной единицы.

Для мусульманской модели судебной системы характерно:

·мусульманскому суду подлежат только мусульмане, а также лица, согласившиеся на такой суд;

·отсутствие народных заседателей и присяжных;

·процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности;

·в большинстве мусульманских стран обжаловать судебное решение можно лишь у имама (высшего духовного лица государства).

Цель: уяснить место и роль судебной власти в механизме государства зарубежных стран по защите прав и свобод человека и гражданина.

План:

1 Понятие, социальная функция судебной власти

2 Структура судебной власти. Высшие органы судейского самоуправления

3 Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем

1Судебная власть возложена на всю совокупность судебных органов от самых низовых до верховных. Каждый судебный орган, а не только верховный суд, является носителем судебной власти. Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (от лат. justitia – справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности – юрисдикцией (лат. jurisdictio – судебное разбирательство; судебный орган).

Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, т.е. вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам.

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного прежде всего в конституциях и других законах, международных договорах, а также в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах – указах, декретах, ордонансах, внутригосударственных публично-правовых договорах и т.п.

Известно латинское изречение: «Fiat justitia, pereat mundus!» («Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир!»), служившее девизом германскому императору Фердинанду I (1556-1564). Оно означает, что право должно применяться судом, несмотря ни на какие политические и иные последствия. … И кому будет нужно правосудное решение, если мир из-за него погибнет?

В общем судебная власть – это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения.

Можно схематично выделить 3 основных взаимосвязанных направления деятельности судебной власти:

1) охрана прав и законных интересов граждан;

2) охрана правопорядка от преступных и иных правонарушений;

3) контроль за тем, чтобы деятельность государственных органов не выходила за правовые рамки.

Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (гражданские, уголовные дела, трудовые споры, споры политического характера, например, по вопросу о запрещении деятельности политической партии, жалобы граждан на действия чиновников и т.п.). Судебная деятельность по рассмотрению и разрешению юридических дел и споров производится в особой процессуальной форме.

Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить недостойного родителя родительских прав и т.п.

В то же время из всех властей судебная власть – слабейшая: она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная. Судебные исполнители – крайне слабый аппарат. Но сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду как его профессиональному толкователю и справедливому применителю. Не случайно в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе представить, как это возможно – не исполнить решение суда.

Суд – это последний бастион, последний рубеж демократии; если он подчинен «телефонному праву» (неважно, чьим указаниям он внимает – партийного лидера, президента страны или пахана преступного сообщества) либо если судебные решения могут безнаказанно игнорироваться, в такой стране нет конституционного строя, а конституция, если и есть, то не стоит той бумаги, на которой напечатана.

Социальная функция суда заключается также в ее цене. Речь идет о цене обращения в суд. Цена эта выражается как в деньгах, в которые обходится деятельность суда и которые приходится платить заявителю (это неодинаковые суммы), так и во времени, затрачиваемом для получения искомого результата. Судебный процесс стоит дорого. Поэтому во всех странах стоит вопрос о доступности суда для бедных. В некоторых случаях предусматривается бесплатная юридическая помощь (бесплатное оказание адвокатских услуг и др.), некоторые виды исков не подлежат оплате судебной пошлиной, например, дела об алиментах, трудовые споры.

2Эта структура охватывает прежде всего сами суды. Можно выделить 4 модели судебных систем: англо-американскую (англосаксонскую), Романо-германскую (европейскую континентальную), социалистическую и мусульманскую.

В англосаксонской модели обычно существует единая система судов во главе с верховным судом. В англосаксонской модели широко используется судебный прецедент, что несколько снижает роль законодательства. Судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседание и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены (вопросы факта, т.е. виновности, решают присяжные заседатели, вопросы права – т.е. назначение наказания, форма ответственности по гражданским делам – решает судья или судьи).

В Романо-германской модели обычно нет единой системы судов, она полисистемна. В разных системах судов, которые специализированы, есть свои высшие органы. Например, в Германии действуют 5 высших судов федерации, в Бразилии тоже несколько высших федеральных судов. При этой системе деятельность судов определяется широко развитым законодательством, судебный прецедент применяется крайне редко; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели; судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства; «судьи из народа», «непрофессиональные судьи» (ассизы, шеффены) участвуют вместе с судьей в определении наказания.

Для социалистической модели характерны: выборность всех судей и народных заседателей; равенство прав судей и народных заседателей; совпадение границ административно-территориальных единиц и судебных округов (специальные судебные округа не создаются). Избранный местным советом суд действует на его же территории, в границах этой же территории действует и соответствующий орган коммунистической (правящей) партии.

Мусульманская модель имеет персональный характер: мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд; народных заседателей, ассизов, присяжных не существует; процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности и в гражданском, и в уголовном праве. В некоторых мусульманских странах процедуры обжалования судебных решений не существует, можно лишь обращаться к имаму – высшему духовному лицу, которым по совместительству обычно является монарх, но в некоторых странах, например, в Нигерии, существуют вышестоящие мусульманские суды.

Виды судебных органов.

1. В странах с Романо-германской правовой системой и некоторых иных часто наряду с системой судов общей юрисдикции (т.е. рассматривающих главным образом гражданские и уголовные дела0 создается отдельная система административной юстиции, возглавляемая органом, который обычно именуется государственным советом и осуществляет также некоторые иные функции (Франция, Италия), либо верховным административным судом (Швеция). Эти суды рассматривают споры граждан с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. В административные суды нельзя жаловаться, если чиновником не нарушен закон, поскольку при решении конкретных дел чиновник имеет свободу усмотрения и вправе действовать самостоятельно в пределах закона (дискреционные полномочия). В Испании такие суды называются «судами чести», но они рассматривают не только административные дела, но и вопросы нарушения профессиональной этики (в последнем случае действуют как общественные суды).

2. Органы досудебного разбирательства, например, медиаторы, консилиаторы (посредники, примирители) во Франции, Италии (более 1000 в каждой стране). Они рассматриваются как мировые судьи по малозначительным делам. Они обычно назначаются муниципалитетами – органами местного самоуправления – из числа отставных государственных служащих, знакомых с основами права, и решают мелкие споры между соседями, вопросы арендной платы и др.

3. Суды общей юрисдикции («общие суды»), рассматривающие гражданские, уголовные дела, трудовые споры и т.д. В некоторых постсоциалистических странах, где нет административных судов, они осуществляют также некоторые функции административной юстиции. К судам общей юрисдикции относятся также мировые судьи, которые в ряде стран зарплату не получают, могут не иметь юридического образования и вправе заниматься другой оплачиваемой работой (например, коммерцией). Система общих судов всегда включает разные звенья от верховных до низовых судов.

4. Специальные суды: военные (для военнослужащих), суды по делам малолетних, трудовые, по земельным и водным спорам, претензионные, коммерческие (по торговым делам) и др.

5. Мусульманские суды, которые рассматривают дела только по тем вопросам, которые указаны в священных книгах (Коране и сунне) и только среди единоверцев.

6. Суды обычного права – племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Уголовные дела такие суды рассматривать не могут. Их решения не признаются, если они противоречат законам. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.

Особое место занимают конституционные суды, а также суды, рассматривающие вопросы конституционной ответственности высших должностных лиц (например, Высокий суд правосудия во Франции, Государственный трибунал в Польше).

В некоторых странах действуют церковные суды, которые рассматривают дела священников, но могут налагать также наказания на прихожан (покаяние, отлучение от церкви).

Конституции запрещают создание чрезвычайных судов, т.е. таких, которые образуются в ином порядке, чем установлено конституцией и законами, действуют вне правил судебной процедуры, а иногда и применяют наказания, не предусмотренные уголовным кодексом. Однако в условиях военных режимов такие суды обычно создаются.

Структурой судебной власти охватываются, кроме судов, некоторые иные виды государственных органов и учреждений, обслуживающих судебную власть, среди которых прежде всего нужно отметить органы предварительного расследования и органы прокуратуры. В некоторых странах они встроены в судебную систему, в других существуют отдельно от судов, поддерживая с ними функциональную связь. Обслуживает судебную власть и такое учреждение, как адвокатура, главная функция которой заключается в оказании правовой помощи всем, кто в ней нуждается. Наконец, в ряде стран существует специальная судебная полиция, подчиненная судебной власти (Италия). Эти полицейские обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи.

Судейское самоуправление.

Судейское самоуправление – специальный орган, призванный контролировать поведение судей, решать вопросы об их назначении, перемещении, повышении в должности, дисциплинарной ответственности магистратов (судей, прокуроров, судебных следователей). Он называется по-разному. В Италии, Франции, Румынии это Высший совет магистратуры, в Болгарии – Высший судебный совет, в Албании – Верховный совет правосудия, на Украине – Высший совет юстиции, в Испании – Высший совет судебной власти. Обычно в состав такого органа входит председатель верховного (кассационного), высшего административного суда, министр юстиции, генеральный прокурор; часть его членов может быть назначена главой государства, часть избирается на общегосударственном съезде судей (особенно это практикуется в постсоциалистических странах). Существуют также квалификационные коллегии судей.

3 Принципы организации.

Из организационных принципов выделяют независимость судей, подчиняющихся только закону, и ее гарантии: несменяемость, иммунитеты, неуменьшаемость вознаграждения во время пребывания в должности. Некоторые конституции дополняют этот принцип такой гарантией, как административная и финансовая автономия судебной власти вообще.

Широко распространен конституционный принцип отправления правосудия только законно установленными судами с запрещением чрезвычайных судов.

В ряде конституций предусмотрено участие народа в отправлении правосудия, прежде всего в качестве присяжных.

Отличие присяжных заседателей от народных заседателей.

1. Народные заседатели формально обладают равными процессуальными правами с профессиональными судьями в рассмотрении юридических дел. Народных заседателей в народе прозвали «кивалами».

2. Народные заседатели избираются трудовыми коллективами или представительными органами.

Присяжные же не избираются, а отбираются по специальным методикам из списков граждан, составленных с этой целью местной администрацией. В списки включаются все граждане, которые отвечают установленным законом требованиям. Отбор четко проводится по жребию, и отказываться гражданин без уважительных причин не вправе. Но главное отличие не в этом и не в том, что скамья присяжных насчитывает не 2-х, а обычно 6, 9 или 12 присяжных. Главное отличие в том, что присяжные решают вопросы не права, а факта, для чего им особых юридических познаний не требуется. В основном институт присяжных заседателей используется в сфере уголовного судопроизводства. В англоязычных странах скамья присяжных именуется в зависимости от стадии процесса большим или малым жюри, во франкоязычных странах суд с участием присяжных именуется судом ассизов, а скамья присяжных – также жюри, которое, впрочем, вместе с судьями принимает участие в определении меры наказания осужденному.

Принцип инстанционности получает выражение в виде права на обжалование судебных решений. Существуют две основные формы обжалования: апелляция и кассация. При апелляционном порядке вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и постановляет свое решение, отменяя тем самым решение суда нижестоящего. При кассационном порядке вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона нижестоящим судом, не вдаваясь в существо дела, и только в рамках заявленной жалобы. Если решение нижестоящего суда отменено вышестоящим судом в кассационном порядке, дело заново рассматривается обычно тем же нижестоящим судом, но в ином составе судей.

Контрольные вопросы:

1. Что означает понятие «юстиция»?

2. Как называется деятельность суда по разрешению правовых конфликтов?

3. Что означает понятие «юрисдикция»?

4. В чем заключается социальная роль судебной власти в демократическом обществе?

5. Что означает латинское изречение «Fiat justitia, pereat mundus»?

6. Назовите направления деятельности судебной власти.

7. В какой форме производится судебная деятельность по рассмотрению и разрешению юридических дел и споров?

8. Какие выделяют модели судебных систем?

9. Охарактеризуйте англосаксонскую модель судебной системы.

10. Охарактеризуйте романо-германскую модель судебной системы.

11. Охарактеризуйте социалистическую модель судебной системы.

12. Охарактеризуйте мусульманскую модель судебной системы.

13. Назовите виды судебных органов в зарубежных странах.

14. Что означает понятие «суд общей юрисдикции»?

15. Какие категории дел рассматривает административная юстиция в странах романо-германской правовой семьи?

16. Какие категории дел рассматривают мусульманские суды и суды обычного права?

17. Допускается ли в зарубежных странах создание чрезвычайных судов?

18. Что еще входит в структуру судебной власти, кроме судов, в зарубежных странах?

19. Что означает судейское самоуправление?

20. Назовите принципы организации и деятельности судов и судей.

21. В чем отличие друг от друга присяжных заседателей и народных заседателей?

22. В каких странах скамья присяжных именуется в зависимости от стадии процесса большим или малым жюри, а в каких суд ассизов, а скамья присяжных – также жюри?

23. Что означает принцип инстанционности?

24. Какое место занимают в механизме государства зарубежных стран органы конституционного контроля (конституционные суды, конституционные советы, верховные суды, суды общей юрисдикции)?

В судебную систему Англии входят низшие и высшие суды. К первым относятся мировые и магистратские суды, ко вторым – Верховный суд Англии и Уэльса, а также Палата лордов.

Мировые судьи рассматривают единолично и в малых сессиях (от двух до семи судей) мелкие гражданские и уголовные дела о преступлениях, за которые применяется наказание в виде тюремного заключения на небольшой срок или штраф. В столице и 10 крупных городах страны вместо мировых судей эти функции выполняют платные магистраты (профессиональные юристы), получающие соответствующее вознаграждение. Мировые судьи назначаются лордом-канцлером из числа ленд-лордов (крупных землевладельцев) и выполняют свои судейские обязанности безвозмездно.

Платные магистраты назначаются таким же образом из числа барристеров (адвокатов высшей категории), т.е. профессиональных юристов . Вторая (апелляционная) инстанция для магистратских судов – Суд Короны (по уголовным делам) в лице окружных судей и суд графств (по гражданским делам).

Магистраты по наиболее сложным делам с обвинительным актом проводят предварительное производство, выполняют некоторые административные функции.

Дела о преступлениях несовершеннолетних рассматриваются в специальных магистратах в составе не менее трех судей (один из них – женщина) в упрощенном (суммарном) порядке при отсутствии публики.

Верховный Суд Англии состоит из Высокого суда, Суда Короны и Апелляционного суда. Высокий Суд имеет трехчленную структуру: канцлерское отделение, отделение королевской скамьи и по семейным делам.

Формально судебную систему Англии возглавляет Суд палаты лордов. Он считается высшей и окончательной апелляционной инстанцией для всех судов страны.

Судебная система США.

Судебная система США включает систему федеральных судов и судебные системы 50 штатов.

Федеральная судебная система состоит из трех уровней:

1) Районные федеральные суды, размещенные по судебным округам. Состоят из 1-18 профессиональных постоянных судей, рассматривающих отнесенные к их подсудности дела по первой инстанции единолично и с участием 12 присяжных заседателей (в основном гражданские дела по искам, предъявляемым от имени правительства США, между гражданами разных штатов, иностранцами; споры о несостоятельности, об авторском и патентном праве, все дела адмиралтейства и морской юрисдикции; уголовные дела о преступлениях, изменах, заговорах, наркобизнесе, тяжких убийствах, убийствах федерального должностного лица высокого ранга и др.)

2) Второе звено федеральной судебной системы - это окружные апелляционные суды, которых насчитывается 13. Число судей от 10 до 15. Апелляционные жалобы на решения районных судов рассматривают в составе трех судей; по спорным делам в принятии решения принимает участие весь состав суда.

3) Венчает пирамиду федеральных судов и судов всей страны Верховный суд США, состоящий из 9 судей. Он действует в качестве суда первой инстанции по делам особой важности (не более одного-двух дел в год). Наделен исключительным правом рассмотрения споров, в которых субъектами выступают штаты или официальные представители иностранных государств. Верховный суд – высшая апелляционная инстанция в стране. Главная функция – осуществление конституционного контроля, толкование Конституции, связанное с рассмотрением конкретных судебных дел.




К федеральным судам также относятся: Таможенный суд и Апелляционный таможенный суд, Налоговый суд, Суд по претензиям к правительству США, суды по делам о банкротстве, Апелляционный суд по делам ветеранов, Военный апелляционный суд и некоторые другие. Подавляющее большинство судебных дел рассматривают суды штатов.

Как правило, судебные системы штатов – трех- или четырехзвенные. На самом низком уровне – суды ограниченной юрисдикции, как-то: мировые, полицейские, муниципальные, семейные, суды по делам несовершеннолетних, по делам о наследствах, завещаниях и опеке. Они разрешают основную массу судебных дел, поступающих в суды. Второй уровень судов штатов – суды общей юрисдикции, основные суды первой инстанции, где рассматриваются более серьезные гражданские и уголовные дела, в том числе и с участием присяжных заседателей. Третье звено – промежуточное – апелляционные суды. Наконец, Верховный суд штата – высшая апелляционная ин- станция штата.

Также в судебной системе США имеется суд присяжных, который рассматривает дела о всех преступлениях, а также гражданские дела, если цена иска превышает 20 долларов.

Судебная система Германии.

Германия – одна из демократических стран Западной Европы, которая имеет хорошо развитую правовую систему и высокую правовую культуру.

СИСТЕМА ОБЩИХ СУДОВ ОБРАЗУЕТ ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ:

  1. Участковые, действующие в составе одного профессионального судьи: профессионального судьи и двух шеффенов (заседателей).
  2. Земельные (окружные) суды, рассматривающие дела в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов; некоторые дела рассматривают в составе одного члена суда и двух шеффенов. Действуют и в качестве апелляционной инстанции в отношении участковых судов, проверяя правильность выносимых ими решений.

3. Высший земельный суд – первая инстанция по делам о государственной измене, разглашении государственной тайны, о геноциде и других делах государственной важности. Действует в качестве апелляционной инстанции, а также рассматривает дела в ревизионном порядке, т.е. проверяет соответствие вынесенного судебного решения закону.

  1. Высший федеральный суд, или Федеральная судебная палата, является первой инстанцией по делам особой важности, а также пересматривает дела в ревизионном порядке. Приговоры и решения, вынесенные этим судом, обжалованию не подлежат и являются окончательными.

Федеральные специализированные суды: федеральный административный суд, федеральная финансовая палата, федеральный трудовой суд и федеральный социальный суд. Федеральный Конституционный суд толкует Основной Закон, наделен правом объявлять недействительными парламентские законы, решения правительства и президента.




Понятие и элементы судебной системы. Механизмом реализации судебной власти является судебная система. Судебная система представляет собой сложноорганизованную, имеющую несколько взаимосвязанных звеньев систему органов, осуществляющих правосудие. Каждое государство имеет свою судебную систему. При этом судебная система того или иного государства может включать в свой состав как государственные, так и негосударственные судебные органы.

Низшую ступень судебной системы занимают так называемые общественные суды. К общественным судам относятся, например, народные суды в Индии, медиаторы во Франции, консилиаторы (примирители) в Италии. Данные суды рассматривают малозначительные или незначительные гражданские и уголовные споры. Члены этих судов избираются непосредственно населением из числа наиболее уважаемых и авторитетных граждан. При этом они не обязаны иметь юридическое образование и за свою работу не получают какого-либо вознаграждения.

Близко к общественным судам стоят суды, действующие на основе обычного права. К ним относятся преимущественно племенные суды, существующие в некоторых странах Тропической Африки и Океании, а также суды аксакалов, действующие в среднеазиатских республиках. Например, в ч. 1 ст. 85 Конституции Кыргызстана говорится: «По решению собрания граждан, местных кенешей или иного представительного органа местного самоуправления на территории аилов, поселков, городов из аксакалов, иных граждан, пользующихся уважением и авторитетом, могут учреждаться суды аксакалов».

Особое место среди судебных органов занимают религиозные (церковные) суды. Их можно подразделить на четыре группы. Первую группу составляют суды, рассматривающие на основе норм канонического права только внутрицерковные дела. Вторую группу составляют суды, рассматривающие на основе норм канонического права как внутрицерковные, так и иные, например, семейные дела. К третьей группе относятся мусульманские (шариатские) суды, рассматривающие вопросы личного статуса по спорам между мусульманами или лицами, которые выразили желание на рассмотрение дела на основе норм шариата. Четвертую группу составляют мусульманские (шариатские) суды с универсальной юрисдикцией, функционирующие в монархиях Персидского залива.

В судебной системе любого государства даже при наличии негосударственных судов основная роль в осуществлении судебной власти и правосудия принадлежит все-таки государственным судам. Существует две основные разновидности государственных судов: общие и специальные.

Общие государственные суды (по-другому – суды общей юрисдикции) – это суды, осуществляющие правосудие, как правило, по уголовным и гражданским делам (в Российской Федерации суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским и административным делам). В разных странах встречается от двух до четырех звеньев (инстанций) общих судов. Двухзвенная система общих судов – местные суды и верховный суд – существует лишь в некоторых постсоциалистических государствах, имеющих только районное административно-территориальное деление, но не имеющих областного. Три звена общих судов существует в некоторых государствах с двухзвенным административно-территориальным делением (районным и областным), а также в некоторых других государствах (например, в Швеции, где существует около ста окружных судов, около двадцати апелляционных и Верховный суд). Четыре звена общих судов имеется в Италии, Франции и ряде других стран.

Особое место в системе общих судов принадлежит мировым судам, которые рассматривают не только гражданские дела со сравнительно невысокой ценой иска, но и незначительные уголовные дела. В Российской Федерации мировые суды рассматриваются как суды субъектов Федерации, хотя и входят в общую судебную систему.

Специальные государственные суды – это арбитражные, административные, избирательные, трудовые, семейные, военные, ювенальные (по делам несовершеннолетних) и некоторые другие суды. Особая роль среди специальных судов принадлежит конституционным судам, осуществляющим контроль за конституционностью правовых актов. Если правовой акт, в том числе и закон, признан конституционным судом не соответствующим конституции, он утрачивает силу. В Российской Федерации наряду с Конституционным Судом РФ существуют конституционные суды субъектов-республик и уставные суды других субъектов федерации (следят за соответствием правовых актов субъекта Федерации уставу этого субъекта). Специальные суды могут входить в систему судов общей юрисдикции или образовывать особую подсистему судебной системы. Вследствие этого принято различать определенные модели судебных систем.




Модели судебных систем. В современных государствах наиболее распространенными являются две модели судебных систем: англосаксонская (англо-американская) и романо-германская (европейская континентальная).

Для англосаксонской модели характерны следующие признаки:

– наличие единой системы судов, возглавляемой верховным (высшим) судом. Например, в США всю федеральную систему судов возглавляет Верховный суд;

– признание за судами правотворческой функции, т. е. функции, связанной с созданием норм права;

– предельная состязательность судебного процесса, при которой суд в значительной мере пассивен и следит главным образом за соблюдением сторонами процессуальных норм;

– более широкое, чем в романо-германской системе, использование институтов присяжных заседателей и мировых судей;

– исключительно апелляционная форма обжалования судебных решений;

– более широкая, чем в романо-германской системе, практика избрания судей.

Для романо-германской модели характерны несколько иные признаки:

– во многих государствах отсутствует единая система судов, поскольку существует несколько систем судебных органов (общие суды, административные суды, трудовые суды и т. д.), каждая из которых возглавляется своим высшим судом. Например, в Федеративной Республике Германии согласно Основному закону наряду с Федеральным конституционным судом действует еще пять высших судов: Федеральная судебная палата, Федеральный административный суд, Федеральная финансовая палата, Федеральный трудовой суд и Федеральный социальный суд. В Российской Федерации согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» действует три высших суда: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

– существует достаточно развитая законодательная база, определяющая организацию и деятельность судов;

– активная роль судьи в процессе. Он не только ведет заседание, но и участвует в сборе доказательств;

– наряду с апелляционным используется также кассационный и ревизионный порядок обжалования судебных решений;

– меньшая, чем в англосаксонской системе, распространенность институтов присяжных заседателей и мировых судей;

– создание органов полного или частичного судейского самоуправления с кадровыми полномочиями.

Помимо англосаксонской и романо-германской некоторые исследователи выделяют также социалистическую и мусульманскую модели судебных систем. В качестве характерных черт социалистической модели выделяются, например, такие, как: выборность всех судей непосредственно избирателями или представительными органами, а народных заседателей трудовыми коллективами; совпадение границ административно-территориальных единиц и судебных округов; совместное постановление решений судьей и народными заседателями в совещательной комнате. Что же касается мусульманской модели, то она характеризуется в основном тем, что мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд, а также отсутствием народных и присяжных заседателей и отсутствием процедуры обжалования решений мусульманского суда.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: