В сторону какого борта идет корма у судов с врш правого вращения на заднем ходу

Обновлено: 15.04.2024

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта

02.06.2015 20:23
дата обновления страницы










Читать стати: Триста практических советов по катерам, яхтам, лодкам, водным судам. Найдете все советы, самоделки, доработки, рекомендации. Знание сила

Если у Вашей яхты, лодки или катера обросло дно, то он выглядит не только не эстетично (это как ездить на грязной машине), но и с практической точки зрения, наросты, тина, ракушечник, различные отложения образуют некую преграду для воды, чем замедляют движение судна, тем самым увеличивают расход топлива при той же скорости. Для этого существуют самополирующие и необрастающие краски, покрасив днище лодки или катера, Вы избавитесь от обрастания. Более подробно о красках необрастайках здесь. Но чтобы нанести краску на днище катера или лодки, сначала нужно удалить водоросли с днища и все загрязнения,

Порядок расхождения и обгона судов

Порядок расхождения и обгона судов. Управление судами во время их движения должно обеспечивать безаварийное плавание При встречном движении судов и составов последние должны расходиться левыми бортами, держась правой по ходу стороны фарватера, и обязаны принимать все меры для безопасного расхождения.

Судно, идущее снизу по реке на расстоянии видимости судна, плывущего сверху (ночью - его отличительных огней), должно принять все меры к безопасному его пропуску.

В тех случаях, когда по путевым условиям расхождение судов представляет затруднение, судно, идущее снизу по реке, обязано отрегулировать свой ход так, чтобы встреча и расхождение произошли в удобном и безопасном месте. Как правило, судно, идущее снизу, первым за 1,5 км от встречного судна .подает один продолжительный звуковой сигнал и отмашку с левого борта. В свою Очередь, судно, идущее сверху по реке, обязано немедленно принять указанную сторону расхождения и подать )дин продолжительный звуковой сигнал и отмашку с левого борта.

Если невозможно расхождение левыми бортами, судно, идущее снизу по реке, обязано заранее уклониться в левую сторону (по ходу) и прекратить свое движение для обеспечения беспрепятственного пропуска судна, идущего сверху, с правого борта, после чего на расстоянии не менее 1,5 км до встречного судна дать два коротких звуковых сигнала и отмашку с правого борта. Судно, идущее сверху по реке, также обязано подать два коротких звуковых сигнала и отмашку с правого борта и принять меры к безопасному расхождению.

Суда, буксирующие плоты по рекам вниз по течению, первыми за 1,5 км подают звуковые сигналы - при пропуске встречного судна или состава с левого борта, плотовод подает один продолжительный, а при пропуске с правого борта - два коротких звуковых сигнала и отмашку с соответствующего борта.

Встречные суда обязаны немедленно отрепетовать (повторить) звуковые сигналы и отмашку и осуществить расхождение бортами, указанными плотоводом.

Когда два судна или состава следуют по различным судоходным трассам водохранилищ и могут свободно разойтись на достаточном расстоянии, не подвергаясь опасности столкновения, го суда обязаны сохранить свое положение по отношению к берегам и продолжать следовать своими курсами без обмена сигналами на расхождение.

Быстроходные суда на подводных крыльях при встрече расходятся между собой левыми бортами. При обгоне обгоняющее судно оставляет обгоняемое со стороны своего правого борта. При этом обгоняемое судно уменьшает свой ход, следуя за водоизмещенным. Расхождение и обгон с другими судами - не на подводных крыльях - производятся по усмотрению вахтенного начальника судна на подводных крыльях^ При движении суда на подводных крыльях не должны следовать в кильватер другим судам и обязаны при встречах и обгонах расходиться с ними, выдерживая наибольший интервал между бортами. При этом обмен звуковыми и зрительными сигналами должен происходить при встречах не менее чем за 2 км, при обгонах - не менее чем за 1 км.

При обгоне судно, которое намерено обогнать другое судно не ближе чем за 500 м при следовании сверху по реке и 300 м при следовании снизу до обгоняемого судна или кормы последнего счала состава, обязано запросить обгоняемое судно, подав два коротких и один продолжительный звуковой сигнал.

В свою очередь, обгоняемое судно незамедлительно подает два коротких и один продолжительный звуковой сигнал и отмашку с того борта, с которого оно предоставляет обгон, уменьшает свой ход и уклоняется в сторону, противоположную поданной отмашке. Обгоняющее судно, получив разрешение на обгон, подает отмашку с соответствующего борта.

Если обгоняемое судно по каким-либо причинам не может предоставить обгон обгоняющему судну, оно подает сигнал , по которому обгоняющему судну производить обгон запрещается впредь до разрешения.

Если судно идет задним ходом, то перед отмашкой оно дает два продолжительных сигнала.

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

19.05.2015 17:43
дата обновления страницы













Управление судами с винтом регулируемого шага (ВРШ)

На некоторых судах (буксиры, ледоколы, паромы и т. д.) вместо гребного винта фиксированного шага (ВФШ) ставят ВРШ. Использование ВРШ дает ряд преимуществ по сравнению с ВФШ. А именно, можно изменить движение судна с переднего хода на задний, сохранив направление и частоту вращения двигателя. Это позволяет использовать в качестве СЭУ нереверсивный двигатель. Отпадает необходимость иметь турбину заднего хода. Применение ВРШ позволяет при неизменной частоте вращения двигателя получить любое значение скорости на любом ходу от нулевой до максимальной путем разворота лопастей винта. При длительном ходовом режиме можно установить наивыгоднейшее сочетание шага винта и частоты вращения главного двигателя. Сокращается до 40 % время изменения направления движения судна с упрощением самого реверса, заключающего в себе разворот лопастей. Увеличивается моторесурс двигателя из-за уменьшения числа пусков и его остановок, особенно при плавании в сложных условиях и при швартовных операциях. Швартовные и буксировочные операции упрощаются из-за большого диапазона изменения скоростей, уменьшения времени торможения и длины тормозного пути вследствие ускоренного реверса. Большая часть судов с ВРШ имеет возможность дистанционного поворота лопастей с мостика без подачи команд в ЦПУ.

Однако наряду с достоинствами ВРШ имеют и недостатки: диаметр ступицы ВРШ значительно (до 1,5 раза) больше, чем у ВФШ. Длина ступицы тоже больше, что затрудняет создание обтекаемого комплекса , масса ВРШ в 2-2,5 раза больше массы ВФШ с теми же геометрическими элементами лопастей, что требует усиления подшипника, кронштейна и дейдвуда. ВРШ имеет более сложную конструкцию и, следовательно, меньшую надежность.

Рассмотрим влияние ВРШ с правым шагом вращения на управляемость судна.

Судно движется вперед, винт работает вперед. Управляемость судна та же, что и при ВФШ, т. е. корма уклоняется влево, а нос - вправо (рис. 172, а). Суммарное действие сил С и b больше силы D. При перекладке руля судно ведет себя так же, как и с винтом фиксированного шага. С уменьшением шага винта уменьшаются силы С, D и Ь, соответственно уменьшается уклонение кормы влево. С увеличением шага винта увеличиваются силы С, D, особенно Ь из-за увеличения угла атаки винта и скорости попутного потока воды.

Судно движется назад, винт работает назад (рис. 172, б). На заднем ходу у судна с ВРШ направление вращения винта сохраняется. Под действием сил Сi и Di корма пойдет вправо Если переложить руль вправо, к указанным силам добавляются А1 и В и корма пойдет вправо быстрее. Если же переложить руль влево, то при большой скорости движения назад корма пойдет влево, так как суммарное действие сил А1 и В больше действия сил С i и D).

Рис 172. Действие сил на корму судна при установившемся ходе а - переднем, б- заднем, А - сила встречного потока, С - сила набрасываемой струи, D - сила реакции, в - сила попутного потока, Свс - сила винтовой струи

Рис. 173. Действие сил на корму судна в момент разворота лопастей винта: а - с переднего на задний ход, б - с заднего хода на передний

Судно движется вперед, винт работает назад (рис. 173, а). В этом случае корма резко пойдет вправо под действием суммы сил С, D и Ь. Если руль переложить вправо, то сила встречного потока А, которая имеет большое значение в начале разворота лопастей на задний ход (реверс), может оказаться больше сил С1, D1 и Ь, в результате вначале корма пойдет влево

Однако гашение инерции переднего хода происходит быстро, сила А будет уменьшаться и корма вновь пойдет вправо. При перекладке руля влево в начале реверса корма пойдег вправо еще быстрее, так как к силам С1, D1 и b добавится действие силы А.

Судно движется назад, винт работает вперед (рис. 173, б). Судно движется назад, руль прямо, лопасти развернуты на задний ход. В этом случае корма уклоняется вправо, нос - влево. Дали реверс, т. е. винт продолжает вращаться вправо, а лопасти развернули на передний ход. Руль продолжает оставаться в диаметральной плоскости. В первый момент резко возрастет сила D. Она больше силы С, так как поток воды, отбрасываемый винтом, еще слабый, неустойчивый и, скользя, уходит под корму, силы попутного следа еще нет. В результате этого корма пойдет вправо.

При перекладке руля вправо дополнительно появится сила А а сумма сил А1 и D значительно больше суммы сил С и Свс и корма еще больше пойдет вправо. С уменьшением инерции заднего хода уменьшается и действие силы А\ и соотношение сил начнет меняться, т. е. сумма сил С и Свс будет больше суммы А\ и D и корма пойдет влево.

Если руль переложить влево, то в начале реверса (разворота лопастей на передний ход) корма пойдет влево, так как сумма сил А\ и С больше суммы сил D и CBt. С уменьшением силы А\ корма пойдет вправо, так как силы D и Свс будут оказывать большее воздействие, чем силы А\ и С. Как только инерция заднего хода полностью погасится и судно получит движение вперед, корма вновь начнет уклоняться влево, как было объяснено в положении установившегося переднего хода.

Купить средства для мойки и очистки днищ катеров, яхт, водного транспорта, лодок, судов от водорослей, тины, серобурого налета, водного камня

Средства для чистки катеров

Кислотные очистители для ультразвквой очистки черных металлов и деталей из них

Чистка ультразвуком

Купить средства для ультразвуковой очистки изделий и деталей из цветных металлов

Чистка ультразвуком

Купить нейтральные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Чистка инжектора, форсунок

Купить щелочные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Очистка инжектора, форсунок

Купить тестовые жидкости для промывки и диагностики форсунок на стенах на производительность

Тестирование форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Промывка форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистка меди и бронзы

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

19.05.2015 17:29
дата обновления страницы













Скорость судна. Для судов морского флота установлены следующие степени скоростей для переднего и заднего ходов: самый малый, малый, средний, полный, самый полный.

Полный ход соответствует 100 % технической скорости, средний равен 75 %, а малый 50 % от скорости полного хода.

Самый малый ход - скорость, при которой судно слушается руля (управляется). Частота вращения движителей на самом малом ходу зависит от вида судовой энергетической установки. На судах с дизелем сразу после пуска устанавливается высокая частота вращения, которую можно уменьшить только до определенного предела (около 30 % частоты вращения от полного хода). На судне, где СЭУ паровая машина, турбина или электродвигатель, можно получить любую минимальную частоту вращения движителя.

Самый полный ход - максимально возможный ход, который дается на непродолжительное время до 15 мин. Этот ход обычно дается в критических ситуациях: для избежания столкновения, навала, выхода из ледяного сжатия или снятия судна с мели.

При одной и той же частоте вращения движителя судно развивает на заднем ходу меньшую скорость, чем на переднем. Эффективность заднего хода на одну ступень ниже эффективности переднего, так как гребной винт рассчитан на работу на переднем ходу. Обводы подводной части корпуса судна также рассчитаны для движения вперед.

Характеристики гребного винта. Гребной винт предназначен для создания силы тяги и обеспечения поступательного движения судна. Он является и хорошим помощником
рулю, особенно при маневрировании в узкостях и на швартовных операциях.

На морских судах устанавливают трех-, четерых- и реже пятилопаст-ные винты. Наибольшее распространение на судах получили четырех-лопастные винты. По конструкции винты делятся на цельнолитые и со съемными лопастями. Основные характеристики винта - диаметр, шаг, скольжение, коэффициент полезного действия (к. п. д.).

Диаметр винта - это диаметр окружности, описываемый концами лопастей.

Шаг винта - путь, проходимый винтом за один оборот в твердом теле. Свой рабочий шаг с учетом потери части упорной силы на скольжение и другие сложные явления гребной винт развивает после того, как судно начнет двигаться с нормальной скоростью при данной частоте его вращения. Так как гребной винт вращается не в твердом теле, а в воде, то он не в состоянии сдвинуть судно за один оборот на полную величину своего шага по отношению к окружающей воде. Это явление объясняется скольжением лопастей о воду.

Коэффициент полезного действия гребного винта - отношение мощности, развиваемой винтом, к эффективной мощности СЭУ. Гребные винты изготавливают правого и левого вращения (шага).

Винт правого шага у судна, идущего передним ходом, вращается слева направо, т. е. по часовой стрелке, если смотреть с кормы. Винт левого шага вращается против часовой стрелки. На морском одновинтовом судне обычно устанавливается винт правого шага, на двухвинтовом на правом борту - винт правого шага, на левом - левого шага. Гребной винт при вращении образует за кормой струю воды, закрученную в сторону вращения. Этот спиральный вихревой поток воды действует на перо руля и корпус судна, оказывая влияние на управляемость.

Сила С, которая действует на корму судна вследствие набрасывания воды на перо руля, называется силой набрасываемой струи и зависит от работы винта и положения пера руля. Вращению винта противодействует вода. Это сопротивление воды называется силой реакции и обозначается буквой D.

Рассмотрим действие этих сил на руль и винт правого шага одновинтового судна на установившемся переднем ходу (рис. 167).

Влияние силы набрасываемой струи. Вода, отбрасываемая винтом, уходит за корму судна. Частицы воды перемещаются не по прямой линии, а кругообразно. Вращаясь, они встречают на пути 'препятствие в виде руля. Движущиеся частицы воды оказывают на перо руля различное давление. Давление будет больше в нижней правой части руля, чем в левой верхней. Это объясняется тем, что с глубиной гидростатистическое давление увеличивается. Таким образом, при постоянном погружении и вращении винта будет создаваться постоянное давление воды на перо руля. В результате этого при прямом положении пера руля корма судна будет стремиться уклониться влево. Лопасть / в верхнем положении при вращении отбрасывает воду с силой С, (рис. 167, а). Эта сила, направленная вниз, никакого действия на отклонение кормы в сторону не оказывает.

Рис 167. Действие сил на переднем ходу: а - набрасываемой струи, б - реакции

Лопасть II гонит воду справа налево и набрасывает ее на нижнюю часть пера руля с силой С2, которая будет стремиться уклонить корму влево. Лопасть III, находясь в нижнем положении, поднимает воду вверх с силой Сз, которая, как и сила Сi, не оказывает действия на боковое отклонение кормы. Одновременно эта же лопасть отгребает воду от пера руля, вследствие чего слева от руля создается некоторая разреженность. Поэтому действие силы С2 увеличивается. Лопасть IV гонит воду вправо и бросает ее на верхнюю часть пера руля с силой С4, которая стремится уклонить корму вправо. Так как гидростатическое давление в верхней и нижней частях пера руля различно, то сила Сг окажется больше силы Са и корма судна будет уваливаться влево, а нос - вправо.

Влияние силы реакции. Движению лопасти I вправо противодействует сила D |, которая стремится оттолкнуть ее влево (рис. 167,6). Корма судна под влиянием этой силы должна уклоняться влево. Лопасть

II встречает сопротивление воды силой D2, которая направлена снизу вверх. Эта сила стремится поднять корму судна вверх и на уклонение ее в сторону не влияет. На лопасть

III встречная вода действует с силой Dz- Она стремится уклонить корму вправо. Лопасть IV, движущаяся снизу вверх, испытывает сопротивление воды с силой ?)4, направленной вниз. Эта сила так же, как и сила D2, не влияет на боковое отклонение кормы.

При сравнении сил D\ и D3, которые влияют на уклонение кормы, видно, что сила D3 больше силы D\ из-за различия плотности воды на разных глубинах. Следовательно, под действием силы D корма одновинтовых судов правого шага на переднем ходу отклоняется вправо, а нос - влево. Силы D2 и D4, которые стремятся приподнять и опустить корму, создают вибрацию кормовой части судна.

Судно при движении вперед раз-вигает носовой частью воду, вытесняет определенный объем и занимает свояаг корпусом его место. При движении судна вперед за его кормой образуется разреженное пространство, в которое устремляется вода, образуя попутное течение. Это течение называется попутным следом.

Влияние силы попутного следа. Обводы кормы судна не одинаковы по всей его высоте. Будучи округлыми наверху, они по мере углубления становятся все острее. Поэтому степень разрежения воды за кормой на разных глубинах различна. Так как попутный след (течение) образуется вследствие разрежения воды за кормой судна, то оно имеет наибольшее значение у поверхности воды и ослабевает по мере увеличения глубины.

Частицы воды, которые устремляются за судном, будут создавать на лопастях винта непрерывное давление с силой Ь. Эта сила, называемая силой попутного следа, действует на лопасти сзади и относит корму влево, а нос - вправо. Таким образом, на поворотливость судна при движении вперед влияют три силы: набрасываемой струи С, реакциям воды D, попутного следа Ь.

Две из этих сил С и b стремятся уклонить корму влево, а сила D вправо. Из практики известно, что, если у одновинтового судна с винтом правого шага, имеющего передний установившийся ход, поставить руль прямо, то судно будет уклоняться вправо. Это указывает на то, что сумма сил С и b больше силы D. Поэтому общие выводы о влиянии работы гребных винтов правого шага на поворотливость судна можно сформулировать следующим образом:

у одновинтовых судов с винтом правого шага на переднем установившемся ходу корма уклоняется влево, а нос - вправо. Чтобы заставить судно идти прямо, нужно немного переложить руль на левый борт; диаметр циркуляции вправо у такого судна будет несколько меньше диаметра циркуляции влево.

Купить средства для мойки и очистки днищ катеров, яхт, водного транспорта, лодок, судов от водорослей, тины, серобурого налета, водного камня

Средства для чистки катеров

Кислотные очистители для ультразвквой очистки черных металлов и деталей из них

Чистка ультразвуком

Купить средства для ультразвуковой очистки изделий и деталей из цветных металлов

Чистка ультразвуком

Купить нейтральные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Чистка инжектора, форсунок

Купить щелочные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Очистка инжектора, форсунок

Купить тестовые жидкости для промывки и диагностики форсунок на стенах на производительность

Тестирование форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Промывка форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистка меди и бронзы

Танкер Jasmin Joy

Танкер Jasmin Joy

Винт регулируемого шага - это гребной винт, у которого регулируется угол разворота лопастей.

Лопасти такого винта разворачиваются специальным механизмом в любое положение в диапазоне «полный вперед - стоп - полный назад», т. е. в зависимости от степени разворота лопастей, не изменяя работы главного двигателя, судну можно придать или движение вперед, или остановиться на месте, или создать движение назад.

При эксплуатации всех видов ВРШ применяется принципиально одинаковая система управления. Гидравлическая система управления ВРШ дает возможность широко использовать в качестве главного двигателя нереверсивные силовые установки (турбины, дизели большой мощности и т. д.).

Внедрение ВРШ на судах позволяет улучшить маневренные качества судов. К ним в первую очередь относится уменьшение тормозного пути (за счет быстрого перевода лопастей винта на режим работы заднего хода) и периода торможения.

Гашение инерции начинается почти немедленно после дачи команды «Полный назад» (отдельные суда с полного хода останавливаются за 1 минуту при тормозном пути 1−1,5 корпуса).

На судах с ВРШ облегчается выполнение многих видов маневров при съемке с якоря и постановке на якорь, при швартовке судна к причалу и лагом к другому судну, при расхождении судов для предотвращения столкновений и т. д. Для выяснения влияния ВРШ на управляемость судна рассмотрим различные режимы его работы.

Судно неподвижно относительно воды. Руль прямо. При даче переднего хода корма уклоняется влево, а нос идет вправо. При перекладке руля вправо или влево судно будет уклоняться в сторону переложенного руля.

С разворотом лопастей в диапазоне переднего хода меняется сила попутного потока и сила набрасываемой струи от винта на руль, в результате чего будет изменяться скорость движения судна вперед, а следовательно, и управляемость.

Судно имеет ход вперед, винт работает назад. Руль прямо. Струя от винта (вращающегося в прежнюю сторону, но имеющего повернутые лопасти, соответствующие заднему ходу) будет действовать не в правый подзор, как у фиксированного винта, а в левый, уклоняя корму вправо, а нос − влево.
Уклонение кормы вправо будет увеличиваться еще за счет того, что сила набрасываемого спирального потока начнет действие на перо руля и кормовой подзор слева.
Дополнительно сила попутного потока будет воздействовать на винт, уклоняя также корму вправо. Под суммарным воздействием этих сил корма резко пойдет вправо, а нос - влево.

Судно имеет ход назад, винт работает назад. При установившемся движении судна назад и положенном прямо руле на поведение судна оказывает влияние струя воды от винта ВРШ, которая действует в левый подзор, отклоняя постоянно корму вправо.

Судно имеет ход назад, винт работает вперед. При переходе с заднего хода на передний (реверс ВРШ) основное влияние на судно будет оказывать струя от винта, набрасываемая на руль справа, в результате корма пойдет влево, а нос - вправо. При перекладке руля влево или вправо нос судна всегда будет уклоняться в сторону переложенного руля.

Анализ эксплуатационной деятельности судов с ВРШ показывает значительные преимущества их перед судами с фиксированными винтами, так как ВРШ:

дает возможность изменять направление движения судна без изменения направления вращения винта, что важно при нереверсивных двигателях;

позволяет применять дистанционное управление ходами с мостика;

дает возможность сократить время на реверс судна до 30 %;

увеличивает моторесурс дизельных установок уменьшением числа реверсов двигателя.

Танкер Alberta

Танкер Alberta

Основное назначение гребных винтов - это создание силы тяги для поступательного движения судна с определенной скоростью.

Для этого необходимо создать движущую силу, преодолевающую сопротивление движению.

Движущая сила создается работающим винтом, который, как и всякий механизм, часть энергии тратит непроизводительно.

Полезная мощность, необходимая для преодоления сопротивления, определяется формулой:

где R - сила сопротивления; V - скорость движения.

Отношение полезной мощности к затрачиваемой называется пропульсивным коэффициентом комплекса корпус - движитель. Пропульсивный коэффициент характеризует потребность судна в энергии, необходимой для поддержания заданной скорости движения.

Максимальная тяга винта развивается в швартовном режиме (в случае, когда судно стоит на швартовых, а его машине дали полный передний ход).
Эта сила примерно на 10 % больше тяги винта в режиме полного хода. Сила тяги винта при работе на задний ход для различных судов составляет примерно 70 - 80 % от тяги винта в режиме полного хода.

На судах морского флота преимущественно установлены четырехлопастные винты (рис. 1.21). В зависимости от направления вращения они разделяются на винты правого и левого вращения (шага). Винт правого вращения у судна, идущего передним ходом, вращается по часовой стрелке, винт левого вращения - против часовой стрелки.

Рис. 1.21. Четырехлопастной гребной винт

Четырехлопастной гребной винт

Одновинтовые суда чаще всего имеют винты правого вращения; двухвинтовые с левого борта - винт левого вращения, с правого - правого вращения.

Работа гребного винта

Работа гребного винта

При вращении гребной винт образует за кормой струю воды, закрученную в сторону его вращения. Совершенно очевидно, что этот спиральный вихревой поток воды действует на перо руля и корпус, оказывая влияние на управляемость судна.

Рассмотрим качественную сторону этого влияния при совместной работе винта и руля при различных ходах и положениях пера руля (рис. 1.22).

Гребной винт левого шага

Гребной винт левого шага

Судно неподвижно относительно воды. Перо руля находится в диаметральной плоскости. Как только машине будет дан ход вперед и винт начнет вращаться, нос судна вначале будет незначительно уклоняться влево.

Объяснить это можно тем, что при малых оборотах винт своими развернутыми лопастями как бы загребает воду и забрасывает корму вправо, а нос идет влево.

По мере увеличения оборотов винта нос судна установится на первоначальный курс и затем уклонится вправо.

Происходит это потому, что при работе винт набрасывает воду на перо руля, причем струя воды, набрасываемая винтом на нижнюю часть руля, создает гидродинамическое давление, которое уклоняет корму влево, а нос - вправо.

Следовательно, при работе винта правого шага вперед, при положении «прямо руль», нос судна в конечном итоге уклоняется в сторону вращения винта.

Судно имеет ход вперед, винт работает назад. Руль прямо. Винт одновинтового судна, начавший вращаться на задний ход, своими развернутыми лопастями как бы загребает воду с левой стороны, обтекает правый борт и, оказывая на него давление, заставляет корму разворачиваться влево, а нос - вправо.

Судно имеет ход назад, винт работает назад. До тех пор, пока судно не приобретет достаточную скорость заднего хода, положение пера руля на поворотливость судна влияния не оказывает.
Как отмечалось ранее, на поведение судна оказывает влияние струя воды от винта, направленная в правую часть обводов корпуса, вследствие чего нос судна идет вправо. Как только судно разовьет определенную скорость заднего хода и перо руля будет находиться в массе встречного потока воды, образованного движением судна, положение пера может заставить судно пойти кормой в сторону переложенного руля.
В этом случае на руль будут действовать две силы: сила встречной воды, возникающая от движения судна назад, и сила всасываемой струи, порождаемая засасывающим действием винта при его работе на задний ход.

Одновинтовые суда слушаются руля на заднем ходу лучше, когда винт не работает и судно движется назад с наибольшей скоростью. Однако рассчитывать на непогрешимость работы руля одновинтового судна на заднем ходу (особенно для поворота носа судна влево) можно только в штилевую погоду при достаточной осадке.

Судно имеет ход назад, винт работает вперед. При положении «прямо руль» нос судна может уклоняться или вправо, или влево (обычно вправо). При положении «право на борт» нос судна уклоняется вправо.
При положении «лево на борт» нос судна уклоняется влево. Струя воды от гребного винта создает гидродинамическое давление на перо руля значительно большей силы, чем от встречного потока при движении судна назад.

Рис. 1.22. Поведение одновинтового судна при работе гребного винта правого вращения

Поведение одновинтового судна при работе гребного винта правого вращения

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод, что судно, двигающееся передним или задним ходом, круче и быстрее разворачивается в сторону шага винта.

Таблица поведения одновинтовых судов при комбинированной работе руля и винта правого вращения

Таблица поведения одновинтовых судов при комбинированной работе руля и винта правого вращения

Поведение одновинтовых судов при комбинированной работе руля и винта правого вращения в штилевую погоду приведены в табл. 1.1.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: