В средние века церковные суды не назначали уголовных наказаний в виде

Обновлено: 19.04.2024

Преступление влечет за собой наказание. Особенность наказаний, применяемых духовными судами, будь то епископский суд или тайный суд духовника, заключается в том, что главная цель их не в возмездии и даже не в ограждении церковного народа от преступных деяний, а во врачевании болезненных состояний души самих грешников. Покаяние так и именуется в канонах — «врачевание» (Григ. Нисск. 3, Григ. Нисск. 8, Трулл. 102).

Наказания для мирян и духовных лиц в Церкви носят разный характер. Как пишет профессор А. С. Павлов, сущность церковных наказаний состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви. Отсюда и общее название этих церковных наказаний; отлучение (. excommunicatio). Оно может быть или полное состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов Церкви (. excommunicatio major), или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении»[413]. Великим отлучением, анафемой, поражают только за самые тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. Великое отлучение заключается в совершенном исключении преступника из Церкви. Но и анафема все-таки не утрачивает характера врачевания, ибо она не является неотменяемой карой. Если анафематствованный грешник раскается в содеянных им преступлениях, то он не может быть жестокосердно отвергнут Церковью. Согласно 52-му Апостольскому правилу, «аще кто, епископ, или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся».

Комментируя это правило, Вальсамон пишет: «Нет греха, побеждающего человеколюбие Божие. Почему Господь и приемлет всех кающихся и обращающихся от зла к добру. Ибо для спасения грешников Он низшел с неба и сказал: «Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф. 9:13). И так епископ, или пресвитер, не приемлющий обращающихся таким образом, но подобно Новату, гнушающийся ими, должен быть извержен, ибо противится воле Бога».

Но древние каноны требуют от раскаявшегося, чтобы покаяние его было очевидным, не лицемерным, и всецелым. Малое отлучение связано было в Древней Церкви с публичным покаянием. В III веке в Церкви, особенно рано в Понтийском диоцезе, выработался постоянный порядок обратного принятия в церковное общение грешника, подобный тому, как постепенно, проходя через степень оглашенных, принимались в Церковь вновь уверовавшие.

Разные степени покаяния отражены в 12 правиле св. Григория Неокесарийского: «Плач бывает вне врат молитвенного храма, где стоя согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолилися за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити. Ибо правило глаголет: слушав Писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стояв внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными. Конечное же есть причастие Святых Тайн». Из текста этого правила мы видим, что существовало четыре ступени покаяния, которые последовательно проходил кающийся грешник. Находящиеся на 1 ступени именовались плачущими. Они не допускались внутрь храма, но, стоя вне Церкви, с плачем сокрушались о своих грехах и умоляли входивших в храм помолиться о них. 2 ступень — слушающие. Это те, кто, стоя в притворе, слушали Священное Писание и проповедь, а затем перед началом Таинства Евхаристии, покидал храм вместе с оглашенными. Принадлежащие к 3 ступени именовались припадающими или коленопреклоненными. Они могли стоять в храме и допускались до самого амвона. После удаления из церкви оглашенных и слушающих припадающие повергались ниц на землю, и епископ читал над ними молитвы, возлагая на них руки, после чего и они покидали храм. И, наконец, находившиеся на 4 ступени, купно стоящие или вместе стоящие, могли оставаться в храме до конца Божественной Литургии, но не допускались до Чаши и к принесению жертвенных даров в храм. Пройдя все ступени покаяния, раскаявшиеся грешники принимались в церковное общение. В дисциплинарных правилах Св. Василия Великого сохраняется разделение срока покаяния на четыре ступени. В своих канонах в зависимости от тяжести греха Св. Василий Великий определяет им разные сроки пребывания на каждой из этих ступеней. В его 75 каноне, где речь идет о кровосмешении, говорится: «Пришедши в сознание страшнаго греха, три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов, и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нем усердные молитвы ко Господу. После сего на другое трехлетие да будет допущен токмо до слушания Писаний, по слушании же Писаний и поучений, да изгоняется же из Церкви, и да не удостоивается общения в молитве. Потом, аще со слезами будет просити оныя и припадати ко Господу, с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три лета на припадание. И таким образом, когда покажет плоды, достойные покаяния, в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения; два лета стоя во время молитвы с верными, наконец да удостоится приобщения святынь».

Но в древней дисциплинарной практике сроки пребывания на разных степенях покаяния не имели безусловного и неизменного характера. Они могли сокращаться или, напротив, продлеваться в зависимости от состояния души кающегося. В 8 правиле Св. Григорий Нисский с замечательной глубиной и точностью формулирует это положение: «Во всяком же роде преступления, а прежде всего смотрети должно, каково расположение врачуемаго, и ко уврачеванию достаточным почитати не время, (ибо какое исцеление может быти от времени), но произволение того, который врачует себя покаянием».

На смертном одре все кающиеся допускаются до Причастия, но в древности, если они выздоравливали после Причащения Святых Тайн, возобновляли покаянное делание, начиная с той ступени, на которой застала их угрожавшая смертью болезнь.

Большая часть дисциплинарных правил, связанных с отлучением от Причастия на разные сроки, принадлежит Св. Василию Великому. Согласно его 73 правилу, произвольное отречение от христианской веры наказывается пожизненным лишением Святых Тайн, а отречение по страху мучений — отлучением на 8–9 лет (прав. 81). Вольное убийство влечет за собой, по 56 правилу Св. Отца, отлучение от Святых Тайн на 20 лет, невольное (нечаянное) — на 10 лет (прав. 57), убийство плода во чреве — на 10 лет (прав. 8), прелюбодеяние, равно как и блуд монаха, наказывается пятнадцатилетним (прав. 60), блуд мирянина — семилетним (прав. 59), мужеложство и скотоложство — пятнадцатилетним (прав. 7) и кровосмешение — двадцатилетним отлучением (прав. 67).

В конце IV века древняя практика покаяний подверглась существенным изменениям. Как писал профессор Н. С. Суворов, «публичное покаяние на Востоке вышло из употребления, и правила о долгосрочном публичном покаянии заменились в практике епитимийными правилами покаянных сборников, получивших позднее в Восточной Церкви широкое употребление с именем Иоанна Постника»[414]. Продолжительность покаяния сокращалась, но взамен того, от кающегося требовалось совершать предписываемые ему подвиги: усиленный пост (сухоядение), земные поклоны, благотворительство. Иногда кающихся отправляли в монастыри, где они должны были, помимо молитв, поста и поклонов, совершать и монастырские работы. Все это стало называться епитимией, хотя по первоначальному значению слова епитимия (. ) (запрещение) — это отлучение от причастия.

Дисциплина церковных покаяний перешла к нам, на Русь, из Византии. До эпохи Петра Великого полная власть в назначении церковных наказаний принадлежала архиереям, которые могли по своему разумению и сообразуясь с канонами налагать епетимии и даже подвергать церковных преступников анафеме. Но в «Духовном регламенте» точно регламентировалась практика наложения наказаний, во многом противоречащая Св. Правилам. Согласно «Духовному регламенту», малое отлучение должно состоять во временном удалении от участия в храмовой молитве, в запрещении входить в церковь и причащаться Святых Тайн. Малое отлучение мог налагать епархиальный архиерей за «великий и явный грех». Епископ, по «Регламенту», должен через духовника или лично увещевать бесчинника принести публичное покаяние; в случае же ослушания, он, без особой торжественности (это особо оговаривалось в «Духовном регламенте»), подвергает его отлучению, написав вину его «на малой хартийке»[415]. В синодальную эпоху малое отлучение обыкновенно назначалось заодно с уголовной карой или как единственное наказание преступника в тех случаях, которые были предусмотрены Уложением о наказании. Церковное покаяние осужденные проходили либо в приходских церквах, либо в монастырях. Анафема, великое отлучение, по «Духовному регламенту», состоит в совершенном отсечении преступника от Церкви. В «Регламенте» сказано: «Чрез анафему человек делается подобно убиенному, а отлучением или запрещением подобен есть взятому под арест»[416]. Терминология весьма характерная для петровской эпохи и для вкусов царя и архиепископа Феофана Прокоповича. Анафеме подлежали упорные еретики и тяжкие преступники, совершившие злодеяния или политические преступления, за которые назначалась смертная казнь. Анафеме должно было по «Регламенту», предшествовать троекратное увещание. Но, согласно фундаментальному церковному закону — 52 канону, — даже лица, подвергшиеся анафеме, имеют право надеяться, что врата Церкви не затворены для них бесповоротно, ибо Иисус Христос пришел спасти не праведников, а грешников кающихся. В эпоху средневековую и в Византии, и у нас на Руси, и на Западе анафематствованные, в том числе и еретики, подвергались смертной казни. По законодательству Петра Великого, отлученные малым отлучением считались ошельмованными, а анафематствованные — потерпевшими политическую смерть. Впоследствии гражданско-правовые последствия малого отлучения были значительно умалены и сведены к лишению права быть поверенным по делам и свидетельствовать присягой по суду. В «Духовном регламенте» и позднейшем церковном законодательстве почти не затрагивались епитимии, налагаемые духовником при тайной исповеди; но духовникам всячески предписывалась мягкость и кротость в отношении к грешникам. Длительные отлучения, предусмотренные канонами, практически не применялись.

Ныне, разумеется, все те законоположения синодальной эпохи, которые вытекали из сращения церковной и государственной власти, утратили силу. Что же касается применения суровых санкций, предписываемых в древних правилах, практически они служат чаще всего скорее обличению кающихся, чем как буквально исполняемые правовые нормы. Едва ли было бы проявлением пастырской мудрости подвергать человека мало церковного, но пришедшего, может быть, впервые, на покаяние отлучению на длительный срок по правилам Св. Отцов и Соборов. С другой стороны, однако, в некоторых случаях точное применение дисциплинарных канонов может послужить врачеванию души согрешившего.

Особый вид церковного наказания — это лишение церковного погребения за самоубийство, совершенное намеренно, в здравом уме, а не в безумном состоянии или в беспамятстве. В синодальную эпоху церковного погребения лишались, кроме того, все подвергнутые по суду смертной казни. А в допетровскую старину не отпевались и те, кто «купаючись и хвалясь и играя утонут или с качели убьются или на разбое или и на воровстве каком убиты будут»[417].

Духовное окормление монашествующих и мирян

Духовное окормление монашествующих и мирян Иеросхимонах Амвросий безгранично любил Господа, и всю любовь, на какую только было способно его существо, он отдавал своему Создателю через Его творение — через ближних. По любви к Богу он покинул мир и стал на путь

Церковные наказания для лиц духовных

Церковные наказания для лиц духовных По отношению к духовным лицам применяются особого рода наказания. Эти наказания налагаются на провинившихся или за нарушение ими своих служебных обязанностей, или за грехи и преступления, общие у клириков с мирянами. Два главных

Царственное священство мирян

Царственное священство мирян

Царственное священство мирян За последние годы у меня накопились некоторые мысли о Церкви, и у себя в приходе я провел целый курс бесед о том, насколько эмпирическая, реальная церковь, в которой мы живем, отличается от той более реальной, совершенной Церкви, в которую мы

Визиты мирян

Визиты мирян Среди посетителей конечно же были не одни только монахи. После того как монах снискал себе духовную славу, к нему устремлялись и миряне, чтобы получить от него слово спасения, а иногда — испросить исцеление[891], телесное или духовное. Случалось так, что

Молитвы мирян

Молитвы мирян Молитвы, знакомые Владимиру Мономаху, — это моления монастырского типа: ночные земные поклоны, покаянные возгласы и т. п. Наставления Домостроя на эту тему ставят своей целью превратить семейный дом в маленький монастырь[1596]. Там мы можем прочесть: «По вся

Приложение 1 Список святых мирян

Приложение 1 Список святых мирян По месяцеслову всех святых 1891 г.[896]1. Авенир, царь Индийский, отец св. царевича Иоасафа. 19 ноября [897].2. Авив, сын Гамалиила. 2 августа.3. Александр, отец мч. Аистиона Монаха († ок. 290). 7 июля.4. Александр Невский (в схиме Алексий), великий князь. 23

Причащение мирян.

Причащение мирян. Непосредственно за причащением священнослужителей следует причащение мирян. Издавна, с самой седой древности установлено причащать народ именно в этот момент Литургии, сразу же после совершившегося причастия клириков. O том свидетельствуют Этерия

Причащение священников и мирян

Причащение священников и мирян Дьякон входит в алтарь и обращается к священнику, уже поставившему Агнец на Дискос: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник снова берет Агнец и разламывает Его крестообразно на четыре части со словами: «Раздробляется и разделяется

ПОСЛЕДОВАНИЕ ОТПЕВАНИЯ МИРЯН

ПОСЛЕДОВАНИЕ ОТПЕВАНИЯ МИРЯН По кончине кого–либо из [благочестивых] православных, родные его тотчас призывают священный клир. Придя же в дом, где лежит тело усопшего, священник облачается в белые епитрахиль и фелонь, диакон же в стихарь и орарь и входят туда, где лежит

Этика мирян

Этика мирян Монашеская религия по всем направлениям притягивала и мирян, вовлекая их в круг своего влияния. Византия никогда не знала дуализма монашеской и светской этики, но считала, что христианский идеал воплощен в совершенном монахе. Монашество было подлинной и

II. Христианская этика мирян

II. Христианская этика мирян Русское средневековье не было богато литературными творениями; по–видимому, и церковное проповедничество не было особенно распространено. Если некоторые епископы и священники продолжали учить начаткам христианской веры и морали, то их

Взаимоприветствия мирян

Взаимоприветствия мирян Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «брат» или «сестра». Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему

Причащение мирян

Причащение мирян Дьякон (и священник), выйдя с Дарами на солею, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!»Хор: «Благословен Грядый во Имя Господне. Бог Господь, и явися нам».Священник читает молитву пред Причащением: «Верую, Господи, и испове?дую…».Хор: «Тело

меры, установленные законодательною властно церкви против преступлений, нетерпимых в среде церковного общества. они применяются цервовно-судною властью в отношении членов церкви, нарушающих церковные правила, и состоят или в лишении церковных прав и благ, или в назначении религиозно-нравственных упражнений, с целью исправления нарушителей, прекращения беспорядков, устранения из церкви преслушников ей и охранения достоинства ее от соблазнительных примеров и вредного влияния. — Наказания всегда употреблялись и употребляются во всех религиозных обществах. И в церкви христианской они введены с самого ее основания, видоизменились и развивались ее законодательною частью, подвергались в своих видах и в своем существе влиянию государственных законодательств, народных воззрений и обычаев, приводились в системы в различных поместных и вероисповедных церквах и в настоящее время и в законодательствах, и в практике представляют значительное разнообразие. И по правилам вселенской церкви, и по законодательствам вероисповедных церквей, Ц. наказания разделяются на две категории: общие и особенные. общие наказания направляются против всех членов церкви — мирян и духовных, а особенные — против духовных и должностных членов церкви. Виды тех и других сложились еще в период существования нераздельной церкви. В древней церкви общими наказаниями были: 1) анафема, или отлучение виновных в церковных преступлениях от церкви. Отлучение было полное и неполное. Полное состояло в совершенном исключении провинившегося из состава церковного общества с лишением всех прав и благ, какие могли получать члены церкви от принадлежности к ней. Неполное состояло в лишении некоторых прав и благ церкви, притом на время. 2) Публичное покаяние виновного в преступлении против правил церкви. Оно различалось по продолжительности и по степеням раскаяния. В восточной Ц. развивалась в течение первых четырех веков христианства довольно сложная система открытого покаяния. Кающиеся были четырех разрядов: плачущие, которые перед богослужением и во время богослужения становились пред входом в храм и с плачем умоляли входивших в храм о молитвах за них и о прощении их вины; слушающие Свящ. Писание и проповедь в притворе храма вместе с оглашенными и в одно время с ними выходившие из храма до начала совершения евхаристии; коленопреклоненные, или припадающие, молившиеся в самом храме, остававшиеся здесь после удаления оглашенных, на коленах или поверженные на землю выслушивавшие молитву о них епископа или пресвитера и удалявшиеся до начала совершения таинства причащения; стоящие вместе со всеми верными во все время богослужения, но не удостаивавшиеся св. причащения и принесения жертвенных даров. Кающиеся переходили из одного разряда в другой через определенные сроки; продолжительность срока определялась тяжестью совершенного преступления и отчасти искренностью усматриваемого епископом раскаяния грешника. Пройдя все степени покаяния, каявшийся получал разрешение от епископа через рукоположение и вновь принимался в состав верных. Описанная покаянная система сопровождалась продолжительным, многолетним лишением наказуемых св. причащения, что для верующих христиан было крайне тяжело. Назначенные по правилам сроки могли, смотря по степени раскаяния наказуемого, сокращаться по усмотрению епископа. Степень раскаяния могла выражаться более или менее строгим постом, усиленною молитвою, поклонами, пребыванием в монастыре, благотворительностью. С VI века система продолжительных сроков покаяния стала сменяться сокращением их, но с назначением взамен подвигов благочестия или благочестивых упражнений, или епитимьями, состоявшими в лишении некоторых благ церкви и в подвигах благочестия. Эта епитимийная система утвердилась в восточных православных церквах под именем покаянной системы Иоанна Постника; но ею не была вытеснена из практики и система разрядная, которая всегда признавалась и признается учрежденною законодательством вселенской церкви. — В римско-католической церкви постепенно создалась и развилась в средние века своеобразная система общих наказаний, которая de jure признается действующею по общему праву и в настоящее время во всех областях церковных. По этой системе Ц. наказания делятся на две категории: censurae, или poenae medicicinales, исправительные, и с. vindicativae, карательные, или возмездия. Исправительными цензурами считаются: excommuncatio major — великое отлучение, состоящее в совершенном исключении из церкви и сопровождающееся публичным провозглашением анафемы; excomm. minor — лишение участия в таинствах и права принятия в клир; niterdictum, или запрещение богослужения — в определенной местности (locale), притом общее (generale) или частное (particulare, т. е. некоторых видов богослужения), или для некоторых лиц (int. personale), лишаемых входа в церковь, права совершения треб, обращения к духовным лицам; денежные пени, заключение в церковных зданиях, телесные castigationes и т. п. — ныне не допускаемые в цивилизованных странах государственными законодательствами. Censurae medicinales разделяются еще на с. ferendae sententiae, назначаемые судом, и cens. latae sententiae, поражающие виновного в определенном преступлении непосредственно за совершением деяния, хотя бы и не произносилось приговора (напр., читателя занесенной в index книги). Poenae vindicativae communes — публичное покаяние (стояние пред храмом, лежание "крыжом" в храме, коленопреклонение и т. п.), денежные взыскания, тюрьма и т. д. В лютеранских и реформатских церквах всегда сознавалась необходимость в церковной дисциплине (Kirchenzucht), но в течение трех с половиною веков не создано ни законодательствами, ни практикою ни общей теории, ни системы Ц. наказаний, а существовало в разных странах и в разные времена большое разнообразие в употреблении Ц. наказаний. В иных странах Ц. наказании заменялись уголовными, в других господствовала католическая система, в некоторых — система опозорения и телесных наказаний перед храмом. В иных территориальных церквах пасторы совершенно произвольно практиковали Ц. наказания по своему воззрению на их существо с протестантской точки зрения; согласным с принципами протестантизма признавалось лишение причастия, права входа в церковь, восприемничества от крещения, снятия с невесты при венчании брачного венца, а также устранение от церковных должностей и от участии в выборах на Ц. должности. Уставом ев. лютеранской церкви в России допускается наложение церковной епитимии (ст. 884) и церковного покаяния (553 п. 24); в чем состоит то и другое — не выяснено. По закону 1873 г., Ц. наказания могут состоять лишь в ограничении или совершенном лишении церковных прав, но не могут касаться имущества, свободы и гражданской чести наказуемого и приводиться в исполнение оскорбительным образом, разве с согласия самых наказуемых. С введением в немецких государствах общественного и синодального устройства ев. лютеранской церкви в ней установилась церковная дисциплина, состоящая в частном увещании отступающих от христианской жизни пастором, в увещании их членами церковно-общинного совета, в лишении св. причастия, права участия в выборах на церковные должности и выбора в эти должности, благотворительной помощи от церкви и т. п.

Особенные Ц. наказания существуют во всех вероисповедных христианских церквах. Они были установлены еще правилами вселенской церкви. На образование их системы влияли римские уголовные законы относительно сенаторов и декурионов, составлявших особый привилегированный класс, в противоположность всем прочим гражданам. Уголовные наказания поражали сенаторов и декурионов лишением прав и положения, какими они пользовались в силу принадлежности к своему классу. Духовные лица с самого основания церкви составляют особый класс в составе ее членов. Им принадлежат особые права и на них лежат особенные обязанности. Правилами вселенской церкви установлены особенные наказания для духовных лиц, состоящие в лишении их особенных прав, свойственных им по принадлежности к классу клириков. Согласно с правилами вселенской церкви, в восточных церквах практиковались в I-X вв. следующие особенные наказания: 1) извержение ("греч. стр. 102") из сана, т. е. лишение должности, степени священства и всех прав, соединенных с должностью, степенью священства и принадлежностью к клиру, и низведение в класс мирян; 2) лишение должности, с сохранением некоторых прав по степени священства и по принадлежности к клиру (анкирского 1 и 2; Васил. Вел. 27 и 70; VI всел., 3 и 26); 3) низведение с высшей степени иерархии на низшую (VI всел. 20); 4) лишение старшинства между лицами одной степени священства (ib. 7) и 5) временное отстранение (αφορισμός) от священнослужения (ib., 27) или от должности (Василия Вел. 69); срок запрещения или определялся правилами и в судебных приговорах, или обусловливался исправлением запрещенного. В западной церкви сложилась система особых наказаний духовных лиц, аналогичная с системою общих наказаний; в средние века она развилась до подробностей и признается действующею в настоящее время в следующем виде. Наказания духовных лиц могут быть двух категорий: исправительные (censurae) и виндикативные, т. е. карательные. Цензура состоит во временном запрещении (suspensio) духовному лицу пользоваться теми или другими правами по степени священства, по должности и по принадлежности к клиру. Различаются: suspensio generalis, при которой наказуемое лицо временно не может пользоваться никакими правами по принадлежности к клиру, — и suspensio specialis; эта последняя затрагивает какую-либо одну из трех категорий прав, свойственных духовным лицам, и бывает: suspensio ab ordine, приостанавливающая пользование правами по степени священства; susp. ab officio, запрещающая пользование правами по должности; s. a beneficio, временно лишающая доходов по месту, занимаемому клириком. Карательные наказания следующие: degradatiο — извержение или снятие сана и лишение всех прав и состояния клирика; depositio — лишение должности без права занимать впредь таковую, но без исключения из клира; privatio beneficii — лишение места, но с правом искать другое; translatio — перевод по воле начальства с одного места на другое; suspensio — в таких же видах, как и в значении исправительного временного воспрещения. Не отмененные в памятниках папского законодательства заключение в монастырь, лишение свободы, телесное наказание (castigatio) и денежные взыскания в иных странах запрещены государственным законодательством, в других ограничены размером и сроком или поставлены в зависимость от согласия самих подвергающихся им. В различных территориальных церквах евангелическо-лютеранского и реформатского вероисповеданий, как и в России, государственным или и церковным законодательством также учреждены наказания в видах поддержания дисциплины среди должностных лиц, состоящих на служении церкви. Наказания эти налагаются или административным, или судебным порядком. В их числе значатся: выговор, временное устранение от исправления пастырских обязанностей, лишение места, увольнение от службы, исключение из церковной службы навсегда. В русской православной церкви исторически образовалась весьма сложная система церковной дисциплины в отношении церковно- и священнослужителей, всегда отличавшаяся и ныне, после разных изменений, отличающаяся разнообразием видов Ц. наказаний, зависящих исключительно от администрации и суда Ц. властей. Все виды Ц. наказаний, внесенные в правила вселенской церкви, заимствованы были русскою иерархией от греческой. Число их в истории русской церкви увеличилось отчасти переходом некоторых особых наказаний из константинопольской местной церкви в практику русской иерархии, но в особенности вследствие отдачи государственным законодательством всего духовенства в полную подчиненность иерархии не только в церковнослужебном, но и в общественном, гражданском и государственном отношениях, и вследствие прикрепления его к церковной службе и к зависимости от иерархической власти. Вследствие таких отношений иерархии к подчиненному духовенству, она применяла к нему все те наказания, какие практиковались в русском государстве светскими властями и землевладельцами в отношении к подчиненным и крепостным людям за уголовные преступления, кроме смертной казни, и за нарушения подчиненности. В отношении к духовным лицам произвольно и без ограничений со стороны закона применялись иерархами в древней и новой России до конца XVIII в. денежные взыскания, телесные истязания (батогами и пр.), лишение свободы, сажание на цепь и в оковы, монастырское и при архиерейских домах подначальство, принудительный и даже бесцельный труд в разнообразных видах, обращение в податное состояние и в солдаты. В последней четверти XVIII в. распорядительными и законодательными актами св. синода телесные наказания и присуждение к унизительным черным работам в монастырях и при архиерейских домах стали заменяться мерами, соответствующими положению духовных лиц в церкви и в народе; все другие виды наказаний введены в определенные нормы, которыми постепенно ограничивалось произвольное наложение их властями на лиц, провинившихся в служебных и житейских отношениях. Направление к установлению определенных норм в постепенном своем развитии имело результатом образование системы "мер взыскания и исправления, которым могут подвергаться духовные лица по епархиальному суду", впервые изложенной в полном виде в Уставе духовных консисторий, изданном в 1841 г. Эта система, с некоторыми частными изменениями, изложена и в ныне действующем Уставе издания 1883 г. Меры взыскания и исправления, здесь приведенные, следующие: 1) лишение священнослужителей сана, а священномонашествующих — сана и монашества, с исключением из духовного ведомства; 2) лишение священнослужителей сана, с оставлением в духовном ведомстве в низших должностях, и лишение священномонашествующих сана, с оставлением в монашестве на покаянии; 3) временное запрещение в священнослужении, с отрешением от должности и с определением в причетники на сроки или указываемые в судебных приговорах, или зависимые от усмотренного начальством исправления наказуемого; 4) временное запрещение в священнослужении, без отрешения от места, но с возложением епитимии в монастыре или на месте, или с определением на временное испытание в архиерейских домах и монастырях; причем, по указу св. синода 31 марта 1871 г., у временно устраненных от должности, равно у состоящих на епитимии и испытании в архиерейском доме или монастыре, удерживается половинная часть доходов; 6) отрешение от места, без запрещения священнослужения и лишения сана; 7) исключение за штат; 8) усугубление надзора; 9) пеня и денежное взыскание; 10) поклоны; 11) строгий или простой выговор, притом, на практике — со внесением или без внесения в клировую ведомость; 12) замечание. Сверх исчисленных в законе взысканий, практикуется весьма нередко перемещение священнослужителей, по распоряжению епархиального архиерея, с одного места на другое, иногда с понижением в положении среди равных сослужителей.

Литература. Никитников. "Рассуждение об епитимиях" (М., 1838); Н. Суворов, "О Ц. наказаниях, опыт исследования по церковному праву" (СПб., 1876); его же, "Курс церковного права" (т. II, Яросл., 1890, §§ 140 — 142) и "Учебник церковного права" (изд. 2, M., 1902, § 90); (преосв. Алексий Лавров), "Предполагаемая реформа церковного суда" (СПб., 1873, об епитимии, как церковном наказании, стр. 22 — 48); А. Павлов. "Курс церковного права" (Св. Троицкая Лавра, 1902, §§ 128, 129); Bruno Schilling, "Der Kirchenbann nach canonischem Rechte" (1859); Fessier, "Der Kirchenbann und seine Folge" (B., 1860); Ern. Eck, "De natura poenarum secundum jus canonicum" (Б., 1860); J. Buchmann, "Die Excommunication" (Бресл., 1872); Kober, "Die Suspension der Kirchendiener nach den Grundsätzen des canonischen Rechts" (Тюбинген, 1862); "Der Kirchenbann" (Тюб., 1863); "Die Deposition und Degradation" (ib., 1867); Franck, "Die Bussdisciplin der Kirche von den Apostelzeiten bis zum VII Jahrh." (1867); München, "Das kanonische Gerichtsverfahren und Strafrecht" (т. II, Кельн, 1866); Ferd. Probst, "Kirchliche Disciplin in den drei ersten Jahrhunderten" (1873); Gottfr. Galli. "Die lutherischen und. calvinistischen Kirchenstrafen gegen Laien" (Бресл., 1879); Edw. Katz, "Ein Grundriss des kanon. Strafrechts" (Б., 1881); Heiner, "Die kirchlichen Censuren" (Падерб., 1884); Knocke, "Historisch-dogmatische Untersuchung der Verwendung weltlichen Strafen gegen Leben, Leih, Vermögen, Freiheit und bürgerliche Ehre im kirchlichen Strafrecht der kath. Kirche während der vorgratianischen Zeit" (1895); Jos. Hollweck, "Die kirchlichen Strafgezetze" (Майнц, 1899); P. Hinschius, "Das Kirchenrecht d. Katholiken u. Protestanten" (Б., IV т., отд. II, тетр. 1 и 2; V т., отд. 1, §§ 261 — 273, Б., 1887 — 1893); J. Stremler, "Traité des peines ecclésiastiques" (П., 1860). Во всех учебниках и системах церк. права — отдел о Ц. наказаниях.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

С давних времен в каждом государстве мира вместе с территориальной независимостью, составом населения зарождалась правовая система. В общине существовали свои законы, которым все жители должны подчиняться. В противном случае за преступлением всегда следовало наказание. В Средние века в Европе уже активно развивалась судебная практика. Следует отметить, что суд мог вынести приговор, опираясь только на доказательства и неоспоримые факты. А что делать, если стороны процесса не имеют четких улик? На этот вопрос ответила церковь: необходимо обратиться к Богу, он – главный свидетель всего, что происходит на Земле, поэтому только он вправе определить участь обвиняемого. Так появились ордалии или «Суды Божьи» — методы определения виновности или невиновности человека в злодеянии. Преимущественно это были испытания огнем и водой, но в некоторых странах были и другие способы. Рассмотрим некоторые из них:

*Испытания водой. Наиболее распространенный метод, когда подсудимого связывали веревками и бросали в водоем. Если человек тонул, это значит, что он был невиновен и Всевышний забрал его в «лучший мир». В случае спасения человек признавался виновным, потому что вода его не приняла. В дальнейшем беднягу ожидала смертная казнь. Позже этот метод использовался в Испании как инквизиция для «ведьм». Также испытанием водой могла быть задача достать кольцо из кипятка. Тот, кто достал, считался оправданным.

*Испытания огнем. Одна из наиболее частых форм, когда ответчик брал в руку раскаленное докрасна железо и получал ожог. Руку завязывали и открывали через несколько дней. Если на ней не было ран, то подвергнутый испытанию выигрывал дело.

В Европе не всегда прибегали к ордалиям, опасным для жизни и здоровья. Например, подсудимый должен был произнести своеобразную клятву своей невиновности или ее еще называли «очистительной клятвой». Если испытуемый запинался или забывал слова, то считался грешным.

Один из наиболее «достоверных» способов выявления преступника — метод с использованием осла. Животному красили хвост и привязывали в полутемном помещении. Подсудимый должен был зайти и потрогать осла за хвост. Если осел закричит, значит человек виновен. Создатели такого «детектора лжи» рассчитывали, что виновный не будет прикасаться к ослу, чтоб тот не закричал, поэтому руки его будут оставаться чистыми.

Методы «Божьего суда» в то время стали неотъемлемой частью общественной жизни. Благодаря им появились на свет некоторые пословицы и поговорки. А именно: «Правда в огне не горит, в воде не тонет» или «Правду со дна моря выносит». Также эти «проверки на честность» нашли свое отображение во многих рыцарских романах, сказках, легендах, живописи.

В настоящее время психологи многих стран стараются найти научное обоснование этим странным способам выявления истины. Конечно, физиологические особенности у всех людей разные: все по-разному переживают боль, раны заживают не у всех с одинаковой скоростью, да и задержать дыхание под водой каждый может только на определенное время. Однако если учитывать глубокую религиозность людей той эпохи, веру в сверхъестественные силы, тот, кого обвинили в злодеянии, был абсолютно уверен, что его судит сам Господь, невиновный, как правило, не опасался кары с его стороны, а виновный с ужасом ожидал «небесного наказания».

В 1215 году на Четвертом Латеранском соборе (собрание католического духовенства для урегулирования законов церкви) был введен запрет для священнослужителей участвовать в судебных ордалиях. Вместо них папа Иннокентий III легализовал инквизицию для «обнаружения, предотвращения и наказания ересей». Методология создавалась для того, чтобы вернуть «оступившегося с пути истинного» на путь праведный с помощью жестоких пыток и наказаний.

В XXI веке во многих цивилизованных странах церковь отделена от правового аппарата управления. Нам даже тяжело представить, что кого-нибудь из знакомых обвинят в колдовстве или чтении «запрещенных книг», но Средневековье — это эпоха самых невероятных и будоражащих сознание фактов, эра удивительных событий и традиций, отголоски которых мы слышим и по сей день.

Церковный суд Древней Руси (в киевские времена) выносил приговоры за следующие преступления:

— против веры и Церкви;
— против семейного союза;
— против целомудрия.

Между делами Патриаршего разряда в XVII в. упоминаются:
1) челобитные родителей на детей в непослушании, супругов друг на друга в прелюбодеянии, рабов на господ в разных насилиях, священников на прихожан, не посещающих храм;
2) жалобы оскорбленных бранными словами: вы****ок, блудник, прелюбодей и т.п.;
3) обвинения в хватании за тайные уды и в опростоволошении женщин.

Петр I, разграничивая светский и церковный суд, оставил последнему дела о богохульстве, ереси, расколе и волшебстве. К этому перечню можно добавить некоторые преступления против нравственности и семейного союза и дела о похищении церковного имущества.

Духовенство судилось, конечно, церковным судом.
Основное правило церковного суда формулировалось на основе Евангелия так: «Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем едином. Аще ли тебе не послушает их, повеждь Церкви; еще же Церковь преслушает, буди тебе яко же язычник и мытарь» (Матф., 18, 15).

Человека, замеченного в отступлении от веры, сначала убеждали, а затем, если он упорствовал, отлучали от Церкви или предавали анафеме. Анафема не была наказанием в гражданском смысле.

Но потом вступала в действие юрисдикция государства, «ревнуя по Господе Бозе и оберегаючи матерь свою святую Церковь».

В России с древних времен бытовала система пеней — денежных штрафов, часто применявшихся вместе с отлучением и покаянием. Отлучение делилось на великое (с протодьяконским предвозвещением) и малое (без него).

Церковное покаяние иногда предполагало помещение в монастырь на послушание или на смирение (содержание в кандалах с употреблением на тяжелых работах). Ныне церковное покаяние выражается в епитимье, состоящей в обязательном посещении церковных служб, молитвах, поклонах и посте.

К духовным лицам в России чаще всего применялось лишение должности и сана (извержение), причем до половины XIX в. при этом обязательно остригали бороду и надевали армяк.

Принудительное пострижение не было правовым наказанием, но практиковалось довольно часто.

Немецкий путешественник С.Герберштейн пишет: «В течение 21 года великий князь Василий Иванович не имел детей от Соломонии Сабуровой. Огорчаясь бесплодием супруги, он заключил ее в один монастырь в Суздальском княжестве, в тот самый год, в который мы приехали в Москву (1525). Она плакала и кричала, когда митрополит в монастыре резал ей волоса, а когда он подал ей кукуль, она не допускала надеть его на себя и, схватив кукуль и бросив на землю, топтала его ногами.

Иван Шигоня, один из первостепенных советников, негодуя на этот поступок, не только сильно бранил ее, но и ударил плетью, прибавив: «Смеешь ли ты противиться воле государя и медлить исполнением его приказаний?» Когда Соломония спросила, по какому праву он ее бьет, ответил: «По приказанию государя». Тогда с растерзанным сердцем она объявила перед всеми, что надевает монашеское платье не по желанию, по принуждению, и призывала Бога во мстители за такую несправедливость».

Соломония прожила в Суздальском монастыре 17 лет и скончалась там.

При Иване Грозном насильственное пострижение приняло чуть ли не повальный характер.

В 1570 г., например, казнили тайного советника царя дьяка Висковатого и казначея Фуникова-Карцова — за сношения с польским королем, турецким султаном и крымским ханом. Жену и 17-летнюю дочь Фуникова насильно постригли в монахини.

Третья жена царя, Анна Колтовская, тоже не миновала этой участи: под именем Дарьи она умерла в Тихвинском монастыре.
Убитый Грозным его сын Иван успел постричь даже двух своих жен. Третья уже сама постриглась после смерти мужа.

Постригися, моя жена немилая,
Постригися, моя жена постылая!
За пострижение тебе дам сто рублей,
За посхименье дам тебе тысячу;
Я построю тебе нову келейку,
Обобью ее черным бархатом,
Ты в ней будешь жить да спасатися.

В русской истории примеров насильственного пострижения множество.

Первое известие о церковном наказании относится, видимо, к 1004 г., когда монаха Адриана обвинили в нарушении церковных уставов и в хулении Церкви. Он был отлучен от нее и посажен в монастырскую тюрьму.

В 1123 г. по приговору церковного собора заключен в тюрьму некий еретик Димитрий.

Когда возникла известная ересь жидовствующих, отступников подвергли даже смертной казни.
Позже Максим Грек, выступавший за смерть Исаака Жидовина, сам был обвинен в ереси и заключен в Волоколамском монастыре. После шестилетнего заточения его привезли на суд церковного собора и, определив, что писания его хульные и еретические, сослали в оковах в Тверской монастырь. Были сосланы и его помощники Медоварцев и Сильван.

На церковном соборе 1554 г. осудили «безбожного еретика и отступника веры православной» Матвея Башкина. Он отвергал божественное происхождение Христа, не поклонялся иконам. Башкина подвергли пыткам и после сожгли в деревянной клетке.

А вот жалоба матери на сына в приказ:
«Он, Кондрашко, живет, забыв страх Божий, незаконно, к церкви Божией не приходит, отца духовного не имеет, с иноземцы некрещеными водится и тело свое на блуд дает, и ее ни в чем не слушает, бранит и бесчестит и увечит, и похваляется убить и задавить до смерти».
Приказ повелел:
«За его неистовство и за досаждение матери своей наказанье учинить, вместо кнута бить батоги, сняв рубашку, нещадно; а за противность церкви Божией послать под начал в Симонов монастырь».

Можно выделить две основные группы преступников, подлежавших церковному суду.

Первая и самая большая — это еретики, раскольники, скопцы и пр. Сюда же нужно отнести и тех из православных священников и мирян, которые «бегали» в секты, скрываясь от властей.

Вторая группа — это преступники против христианского благочестия, т.е. все духовные лица, обвинявшиеся в нетрезвом и предосудительном поведении, «в соблазнительном поведении», «в произнесении непристойных слов».

Суровее всего наказывалось скопчество: все осужденные за это преступление приговаривались к наказаниям уголовным, преимущественно к ссылке на поселение в Сибирь. Даже за оскопление самого себя «изобличенный в оном подвергается лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленный край Восточной Сибири, с поручением его строжайшему надзору тамошнего гражданского начальства».

На Руси некоторые церковные иерархи, выступая на стороне московских князей против удельных властителей, нередко отлучали последних от Церкви.
Однажды митрополит отлучил не только псковского князя, но и всех жителей города.

В 1537 г. при малолетнем Иване IV князь Андрей Старицкий вздумал оставить Москву и переметнуться к Литве. Митрополит Даниил пригрозил ему отлучением, и Старицкий вынужден был остаться.

Отлучали от Церкви раскольников, последователей новгородско-московской ереси. Были преданы анафеме протопоп Аввакум, Некрас Рукавов, Иван Волк.

Вот какая провозглашалась в церкви анафема Лжедмитрию:
«Новый еретик Гришка Отрепьев расстрига, бывший в нашей русской земле чернец и диакон, обругав иноческий образ способием сатаниным, лжельстиво назвался сыном великого государя Ивана Васильевича и бесстыдно, яко пес, на царски престол великой России вскочил и т.д. Анафема!»

В 1601 г. сибирский митрополит отлучил от Церкви боярского сына Елагина за «ругательство монашеского чина и что он монахов и монастырских служебников в приказной избе судом и расправою ведает и всякое ругательство и мученье им чинит».

От Церкви были отлучены Разин и Пугачев:
«Вор и душегубец и изменник и клятвопреступник Стенька Разин забыл святую соборную Церковь и православную веру, великому государю изменил, и многие пакости, кровопролития и убийства в граде Астрахани и в иных низовых градах учинил, и всех купно православных, которые к его коварству не приставали, побил, потом и сам вскоре исчез, и со единомышленниками своими да будет проклят!»

На вопрос, «за какие вины следует подвергать отлучению», Духовный регламент Петра I отвечает: «Вина сим рассуждением может определиться: аще кто явственно хулит имя Божие или священное писание, или явно грешник есть, не стыдяся дела своего, или что иное творит с явным закона Божия ругательством и посмеянием, таковый по повторенном наказании, упрям и горд пребыв, достоин судитися толикой казни. Ибо не просто за грех подлежит анафеме, но за явное и гордое презрение суда Божия и власти церковныя с великим соблазном немощных братии, и что тако вонь безбожия издает от себя».

Процедура отлучения при Петре была такой. Сначала епископ посылает духовника «выговорить» грешнику его вину с глазу на глаз, «с кроткостию и с увещанием».

При неудаче епископ зовет грешника к себе и повторяет ему то же самое наставление, в присутствии лишь одного духовника, ходившего к нему. Если призываемый не явится, епископ посылает к нему того же духовника, но уже «с другими некиими честными особами, духовниками и мирскими, наипаче с приятельми оного».

Если это окажется напрасным, епископ велит протодьякону в праздничный день в церкви известить народ о грешнике, указывая, что еще не поздно раскаяться. Если тот упорствует, епископ сообщает духовному коллегиуму обо всем и, получив дозволение, составляет формулу анафемы, веля протодьякону прочитать ее в церкви.

Анафема политическим противникам сохранилась в «Чине православия» вплоть до 1917 г. Анафематствовались «дерзающие против них [государей] на бунт и измену».

Осуждались и атеисты: «Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает, — анафема!»

«Чин православия» пересмотрели в 1868 г. Из него исключили имена церковных и государственных преступников, которых Церковь проклинала каждый год, и оставили лишь общую анафему.

Лев Толстой подверг сомнению церковную обрядность; его неуважительное отношение к церковным таинствам оскорбляло верующих. Святейший синод обнародовал в «Церковных ведомостях» послание, где говорилось, что «известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума дерзко восстал на Господа и на Христа, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его православной Церкви и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую евхаристию».

В 1901 г. Синод отлучил Толстого от Церкви. Перед смертью писатель покаялся. Император Николай II написал на донесении о кончине: «Толстой — великий художник, и Бог ему судья».

В 1912 г. отлучению от церкви подвергся академик-математик А.Марков, который писал, что не усматривает разницы между иконами и идолами. Маркова поддержала тогдашняя газета «Правда».

В послании от 19 января 1918 г. патриарх Тихон обвинил большевиков в гонении на Церковь. Он предал их проклятию, назвав «извергами рода человеческого». Тихон призвал верующих восстать «на защиту оскорбляемой и угнетаемой Церкви» и, если будет нужно, «пострадать за дело Христово».

25 января 1918 г. церковный собор принял решение об отлучении от Церкви проводников декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви: «Всякое участие в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь, несовместимо с принадлежностью к православной Церкви и навлечет на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви».

Статья содержит много интересных фактов. Прочитала с интересом. Автор проделал большую работу. Советую и остальным статью прочитать.

Но академик Марков не "подвергся" отлучению от церкви. Он добровольно подал заявление на отлучение от церкви, и церковь отлучила его очень неохотно, ибо вынуждена была это сделать. До того, как подать заявление об отлучении, Марков вел отчаянную борьбу с церковью, ибо та вмешивалась в преподавание естественных дисциплин и желала подвергать цензуре преподавание физики, биологии и других естественных наук. Особых нападкам со стороны церкви подверглась теория Дарвина и геология, ибо геологи указывали не тот возраст Земли, который указан в Библии.

Тем не менее, в России в значительной степени процветало двоеверие, т.е. православие уживалось с язычеством – и не только в виде празднования масленицы, но и в народных представлениях о нечисти, например (и сказки у нас, в основном, языческие), и атеизм, ибо, если проанализировать, скажем, окружение Пушкина, то создается впечатление, что оно было почти полностью неверующим, лишь формально соблюдавшим христианские обряды.

Преступления, совершенные церковью против европейских народов, неисчислимы. Я предлагаю ознакомиться только с небольшой частью их в своем разделе. Я собрала подборку фактов из церковной жизни. А, собравши, я была поражена тем открытием, что вопреки господствующему мнению, христианство никогда не было устоявшейся религией в Европе.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: