В современной теории утверждается что правовое государство

Обновлено: 24.04.2024

Теория правового государства имеет значительное положение в гуманитарной мысли, ведь она подразумевает наличие подобного государственного союза, в котором кооперация личности и государства базируется только на праве. Правовому государству свойственно принятие, выполнение и уважение прав и свобод человека и гражданина, безучастность государства в реализации свободы человека до поры, пока он не преступает границы свобод других людей.

Идеи правового государства во все времена базировались на поиске связи государства и права, понятии о праве в плоскости высшей ценности. Концепции проистекают из античности и ассоциируются с Платоном, Аристотелем, Полибием и другими. Огромный вклад в эволюцию концепции правового государства внес Цицерон, который доказал, что право есть неотъемлемый признак государства. В данном понимании государство – это «союз огромного количества людей, которые связаны между собой единым мнением в вопросах права и общими интересами».

Позже приверженцы школы натурального права, а также Дж. Локк и позже Ш. Л. Монтескье, которые основали невозможность деления властей в государстве, поняли, что конкретно децентрализация ответвлений власти значится неотделимым нюансом защиты натуральных и положительных прав и свобод людей и граждан.

И. Кант и Г. Гегель в XIX в. определили единую теорию правового государства, придали ей законченную форму. Начиная со второй половины XX в., после Второй мировой войны, концепции правового государства закрепились в конституциях государств.

В наиболее обобщенном понятии правовым является государство, в котором функционирование государственных органов выполняется только на базе и в рамках закона, принимаются, выполняются и охраняются права и свободы человека и гражданина.

Признаки правового государства

В течении формирования и эволюции концепций правового государства были определены аргументированы признаки, при наличии которых государство признают правовым.

  • В правовом государстве личность, ее права и свободы являются основополагающей ценностью. Протагор создал формулировку очень важной концепции, которая находит свое отражение и сейчас: «Человек – мера всех вещей». На сегодняшний день государства, которые признают себя правовыми, укрепляют это положение в конституционной плоскости, а также права и свободы личности, что совершено и в Конституции РФ.
  • Реальное гарантия прав и свобод людей. Не хватит только прописать и укрепить в законе права и свободы людей. Обязательным и крайне важным является формирование среды, структур для их действительной реализации. Это подразумевает, шанс свободной эволюции личности, результативную общественную и экономическую политику государства, сформированное гражданское общество, и к тому же правовую безопасность личности, жизни и здоровья, в том числе от государства и его уполномоченных органов, что достигается посредством формирования структуры юридических гарантов прав человека.
  • Главенство закона как акта, наличие результативных юридических структур, которые устраняют разногласия среди подзаконных нормативных правовых актов и законов в пользу последних. Данная концепция подразумевает главенство Конституции ко всем иным законам. С иной стороны, эта концепция должна осознаваться обширнее – как повиновение закону всех нормативных актов, каждого из актов реализации права и всех других объектов. Исключительно в данной ситуации концепция главенства закона становиться универсальным. Эта концепция подразумевает также создание всех государственных органов исключительно методами, которые предусмотрены законом, выполнение ими деятельности, которая установлена законом в порядке, подразумевающимся законом и т.д.
  • Согласованность закона и права. Закон – одна из моделей выражения права. В правовом государстве работают исключительно правовые законы, иначе говоря законы, которые базируются на праве, его концепциях. Если учитывать, что права и свободы человека значатся основополагающей направленностью государства и права, законотворец при создании закона, не имеет возможности узаконить его, если она противоречит праву. Взаимозависимость государства и права ограждает граждан от самоуправства государства.
  • Обоюдная ответственность личности и государства. При более близком изучении этой концепции, стоит отметить, что юридическое ответственность человека перед государством имеет место вне зависимости от того, признается оно правовым либо нет.

Для правового государства свойственна концепция юридической ответственность государства перед человеком, которая предполагает, что в ситуации использования неправомерных шагов органами государственной власти или их уполномоченных лиц урона гражданину, в законе обязаны быть укреплены юридические структуры рекреации нарушенных прав, свобод либо легитимных интересов и шанс привлечения к ответу на юридическом поприще виновных уполномоченных лиц либо государственных органов в целом. Конкретно по этой причине для государств, которые провозгласили себя правовыми, свойственно присутствие государственных и не только правозащитных органов, которые создаются для предоставления помощи гражданам в рекреации нарушенных прав.

  • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную и присутствие структуры затрат и противовесов – весомейшая концепция правового государства.Каждое из ответвлений власти в государстве имеет личные полномочия и не имеет права препятствовать деятельности других. Данная структура сдерживаний и надзора ответвлений власти преследует цель сдержать стремление какого-то из ответвлений власти нарушить границы своей компетенции, попасть в область полномочий любой другой ветви, иначе говоря, узурпировать власть, превознося ее выше власти социума.

Деление власти обязательно для предоставления главенства закона и гарантии прав и свобод личности.В федеративном государстве вместе с «горизонтальным» делением власти проводят концепцию «вертикального» деления: между федерацией и ее субъектами, что идет вразрез с порядком унитарного государства.

  • Порядок жесткой законности, предполагающий неизменного выполнения, следования нормам права участниками социальных отношений, и твердого устойчивого правопорядка, т.е. положения урегулированности социальных отношений, базирующегося на праве и легитимности.

Правопорядок, как неотъемлемая часть государственности

Следуя вышеизложенному, правопорядок – окончательная точка реализации правовых условий, итог законности. Собственно ради гарантии правопорядка создаются законы и иные нормативные акты, принимаются решения по упрочнению правопорядка. Следовательно нельзя достичь правопорядка не обеспечивая законность, а упрочнение законности постоянно приводит к упрочнению правопорядка.

К иным чертам правового государства относят политический и идеологический плюрализм, публичность, искренность в деятельности государства, независимость СМИ, отсутствие цензурирования, увеличение значения суда как средства гарантии правовой государственности, правовое структурирование системы власти и др. Еще один важный признак правового государства – присутствие сформированного социума.

Из этого следует, что на базе упомянутых признаков, есть возможность предоставить определенную формулировку правового государства: «Правовое государство – это демократическое государство, обеспечивающее права и свободы личности, верховенство закона, превосходство права и где государственная власть базируется на концепции деления власти на законодательную, исполнительную, судебную и есть структура удержаний и противовесов в работе государственной власти».

В научной литературе можно встретить различные представления о правовом государстве. В основе большинства из них лежит мысль Канта о том, что государство – есть множество людей, объединенных правовыми законами, где заложена идея о первичности общества людей перед государством.

Современное правовое государство характеризуется тем, что для человека, личности создаются все условия для правовой свободы, в которых лежит принцип «дозволено все, что не запрещено законом». Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, политике, социальной, духовной, культурной жизни.

В процессе становления демократического правового государства меняются подходы во взаимоотношениях личности и государства, к юридической регламентации их статусов. Как отмечалось выше, интересы личности должны стоять на первом месте, а правовой режим ограничения создается преимущественно для государства.

Под правовым государством понимается демократическое государство, в котором обеспечивается господство права и высшее назначение которого состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Природа правового государства раскрывается в следующих его принципах.

Правовое государство может быть только демократическим. При демократическом режиме законодательно провозглашаются и обеспечива­ются права и свободы человека, а гражданскому обществу предо­ставляется реальная возможность влиять на состав государствен­ных органов и содержание их наиболее значимых решений, га­рантируется политический плюрализм. Высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Демократический режим характеризуется следующими чертами:

1) источником власти в государстве является народ. Он избирает прежде всего представительные органы власти и наделяет их правом принимать законы.

2) право гражданского общества влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций протеста или поддержки, лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Это его право гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

3) политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на общество, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

Принцип господства права, означает рассмотрение всех вопросов жизни государства и общества с позиции права; правовую организацию государственной власти. Существует научная дискуссия о господстве не права, а закона. Однако декларация данного признака не гарантирует, что государство будет правовым (например, история свидетельствует, что в полицейских и тоталитарных государствах господствовал закон).

По мнению В.С. Нерсесянца,[222] общерегулятивное значение конституционных положений о правах и свободах человека и гражданина являются наиболее важным и, в конечном счете, единственным настоящим критерием наличия или отсутствия, соблюдения или отрицания права вообще, критерием правового характера действующего законодательства, правового типа организации и деятельности государства. Так Конституция РФ, наряду с характеристикой прав и свобод человека в качестве высшей ценности, одновременно подчеркивает общезначимость и обязанность этих прав и свобод для всего государства в целом. Статья 18 закрепляет положение о том, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Правовые законы должны закрепляют справедливость, правовые требования и начала равенства, а не произвол властей и привилегии.

Поэтому отличительной чертой правового государства от так называемых «государств законности» является разработка, принятие и реализация правовых законов, а не господство законов, легализующих произвол, бесправие и несправедливость.

Вместе с тем в современной действительности мы сталкиваемся с тем, что, несмотря на конституционное закрепление в Российской Федерации смысла и содержания правового закона, принимаются нормативные правовые акты, ущемляющие права и свободы человека и гражданина по сравнению с действующим законодательством. В теории государства и права существует проблема понимания права и критериев его отличия от произвола, субъективистских и авторитарных установлений. По мнению В.М. Сырых, «ни одна из концепций правопонимания не способна назвать критерии, позволяющие сколько-нибудь удовлетворительно отличить подлинно правовой закон от неправового». [223]

Принцип верховенства закона, есть производная от принципа господства права. Его содержание предполагает признание законов, принятых представительными органами власти, актами, обладающими высшей юридической силой. Законы содержат исходные нормы, имеющие общеобязательное значение для всех органов государства, должностных лиц и граждан. Все нормативные правовые акты органов государственной власти, принимаемые в развитие законов, не должны им противоречить.

Вместе с тем, законы могут быть справедливыми и несправедливыми, отражающими общесоциальные и классовые интересы и т.д. Следовательно, в правовом государстве закон должен соответствовать праву.

Принцип разделения властей. Для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений со стороны каких-либо социальных группы, учреждения, либо отдельного лица, необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями и структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авторитарную и тоталитарную власть. При этом каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специальных формах[224], так называемой системы «сдержек» и противовесов. В Российской Федерации эта система «сдержек», предусмотренная Конституцией РФ, федеральными законами, представляет собой совокупность правовых ограничений (пределов) в отношении конкретной ветви государственной власти. Так, законодательная власть ограничивается принципами права и основами конституционного строя, возможностью роспуска при определенных обстоятельствах, жесткой юридической процедурой законодательного процесса, регламентированием его стадий.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества, запреты на регламентацию ведомственными актами отношений, которые подлежат урегулированию только законом. Сюда можно отнести возможность выражения вотума недоверия правительству, его отставку, парламентский и судебный контроль, запрет на занятия коммерческой деятельностью и т.д.

Для судебной власти так же есть свои правоограничивающие средства, выраженные в Конституции РФ, процессуальном законодательстве, в его гарантиях: презумпциях невиновности, право на защиту, состязательность процесса, его гласность и т.д. возможность обжалования не законного и не обоснованного решения. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда, который в своей деятельности руководствуется только законом, и не зависит от субъективного влияния законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия – важнейшая гарантия прав и свобод граждан.

В системе «сдержек» важную роль играет Президент Российской Федерации, наделенный правом отклонять принятые законы, формирования правительства, его отставки и роспуска Государственной Думы.

Итак, согласно принципу разделения властей, все ветви власти в правовом государстве, равновелики по силе и должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из ветвей власти, предотвращать возможные злоупотребления.

Важнейшим принципом правового государства является гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан.Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой оно выходить не может. Правовое государство формируется и действует в интересах обеспечения потребностей гражданского общества и личности, оно не только признает, но гарантирует и защищает от произвола общепризнанные права и свободы личности. Отношение государства к правам человека и гражданина является главным показателем демократичности государства в современном мире.

Принцип взаимной ответственности государства, личности и обществаозначает, что взаимоотношения между ними должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя сферу свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. На уровне законов должна быть закреплена возможность отзыва депутатов, ответственность правительства перед парламентом, уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность должностных лиц за невыполнение своих обязанностей перед гражданами. Возможность судебной защиты от органов государства, нарушающих права и свободы, включая право на обращение за защитой в Европейский Суд по правам человека.

На таких же правовых началах строится ответственность личности перед государством. При этом применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, идея правового государства есть идея об оптимальной наиболее эффективной и менее довлеющей организации государственной власти в обществе. Это своего рода идеальная модель государственного устройства, к которой современный мир должен стремится. В этом развитии кто-то успел больше, кто-то отстал, но сказать, что какое-то государство реализовало все принципы, присущие правовому государству – преждевременно.

Понятие «правовое государство» рассматривается в философии, политологии, юридической науке.

Так, по мнению представителей философии, правовое государство – это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости[10].

В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре[11].

В отечественной юридической науке содержатся определения правового государства, теоретическая значимость которых объясняется актуальностью, рассматриваемой темы. Обратим внимание на некоторые определения и выводы учёных.

По мнению А.В. Малько, «правовое государство – такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений»[12].

А.Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства так: «правовое государство – государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт и охраняет права и свободы граждан»[13].

В.А. Четвернин полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина»[14].

Отметим, что названные положения, относящиеся к правовому государству, объединяют наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов.

Как отмечает О.А. Омельченко, термин «правовое государство» состоит из 2-х частей:

– Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

– Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством[15].

Как видим, суть понятия правового государства сводится к следующему: Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов чести и достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав и свобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности[16].

Рассмотрим основы правового государства.

В.С. Нерсесянц указывает, что экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие[17].

По мнению Р.Т. Мухаева, социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы[18].

Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Как считает М.Н. Марченко, нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям[19].

Таким образом, на основании современных представлений предложим следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

  1. Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.
  2. Верховенством правового закона.
  3. Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.

Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Наиболее ранним сохранившимся до наших дней определением государства как правового сообщества можно считать определение Цицерона. В свое работе «О государстве» он утверждал, что государство – это дело народа как некоего соединения многих индивидов, которые связаны между собой полным согласием в правовых вопросах, а также общностью интересов. Позднее идеи государства как некоего правового сообщества получали теоретическое обоснование уже в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Луи Монтескье, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо. Так, Локк в своем труде о государстве обосновал законность сопротивления любому произволу власти.

На совершенно новую стадию обоснование идеала правового государства вывел в своей теории основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804). Согласно сформулированному им определению государства, оно представляет собой объединение огромного числа индивидов, которые подчинены правовым законам. Хоть он еще не использовал понятие «правовое государство», но применял довольно схожие по смыслу термины «правовое гражданское общество», «гражданско-правовое состояние», «прочное в правовом отношении государственное устройство». Особенность его определения состояла в том, что конститутивным признаком государства называлось верховенство правового закона.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

Роберт фон Моль ввел в научный оборот понятие «правовое государство», и оно прочно закрепилось в немецкой юридической литературе первой трети девятнадцатого столетия.

Впоследствии данное понятие получило обширное распространение, в частности, в дореволюционной России. В числе сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и прочие. В России имелись прочные и многолетние связи с немецкими университетами, и из-за этого немецкая терминология применялась без перевода, потому теоретиков правового государства сначала именовали «рехтштатистами».

В англоязычной литературе понятие «правовое государство» не применяется. Схожим с ним можно назвать понятие «Rule of Law» (господство, правление права), использованное в данном смысле впервые Альбером Венн Дейси (профессор Оксфордского университета, годы жизни 1835-1922) в труде «Основы конституционного права» (от 1855 года).

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

  1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
  2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
  3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
  4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
  5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
  6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
  7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
  8. Прямое действие актуальной конституции.
  9. Возвышение суда.

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: