В советском государстве граждане обязаны соблюдать религиозные нормы

Обновлено: 19.04.2024

1.Ниже представлен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к критериям социальной стратификации:
1. Образование 2. Доходы 3. Власть 4. Мораль 5. Авторитет 6. Престиж профессии
2. Выберите верные суждения о видах социальных норм и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальные нормы делятся на приписываемые и достигаемые
2. Нормы права могут не соответствовать нормам морали
3. Социальные нормы всегда позволяют оценить поведение личности с позиций добра и зла
4. В светском государстве граждане обязаны соблюдать религиозные нормы
5. Через усвоение социальных норм осуществляется социализация индивида
3. Назовите три основания классификации социальных конфликтов. Используя одну из названных Вами классификаций, укажите виды конфликтов и приведите пример.
4. Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В молодежной среде существуют ценностные расхождения
2. Социальный статус молодежи основывается на возрастных особенностях и е меняется в обществах разных типах
3.Социально – психологические особенности молодежи проявляются в создании молодежной субкультуры
4. Социальная группа молодежь включает только тех, кто получает образование
5. Создание семьи и профессиональная деятельность – главные критерии выделения социальной демографической группы молодежь
5. Книга «Юности честное зерцало» содержала поучения молодым дворянам, например: «Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но не много говорить. Потом слушать и потом мнение свое, что достойно, предъявить». О каком виде социальных норм говорится в условии задания? Назовите и раскройте две любые другие социальные нормы.
6. 11 – ик подготовил выступление на тему: « Отклоняющееся поведение». Найдите в приведенном ниже списке понятия, непосредственно связанные с темой выступления. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Девиантное поведение
2. Социальная норма
3. Делинквентное поведение
4. Социальная мобильность
5. Массовая культура
6. Социальные санкции
7. Выберите верные суждения о социальной мобильности и ее видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальная мобильность возможна только для социальной группы
2. Достижение детьми иного по сравнению с родителями социального статуса называют межпоколенной мобильностью
3. Миграцию можно рассматривать как проявление социальной мобильности
4. Смена места жительства без изменения социального статуса - пример горизонтальной мобильности
5. В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности
8. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики
А) ориентация на модель приемлемого поведения в обществе
Б) оценивает мир с позиций прекрасного или безобразного
В) основные оценочные категории – добро и зло
Г) соблюдение правил приличия
Д) отражение в золотом правиле нравственности
Виды социальных норм
1. Этическая норма
2. Эстетическая норма
3. Этикет
9. Выберите верные суждения о социальном неравенстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальное неравенство отсутствует в постиндустриальном обществе
2. В основе социального неравенства лежит возможность обладать какими – либо благами или ее отсутствие
3. Социальное неравенство отражается в системе социальной стратификации
4. Критериями социального неравенства могут служить права и обязанности граждан
5. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются социальным неравенством
10. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Отклоняющееся поведение проявляется только в критических ситуациях
2. Критерием оценки отклоняющегося поведения является степень его соответствия социальным нормам
3. Преодолеть негативное отклоняющееся поведение невозможно, так как оно всегда связано с биологическими факторами
4. Отклоняющееся поведение может быть индивидуальным и массовым
5. Позитивное отклоняющееся поведение не отвечает сложившимся в обществе ожиданиям
11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие социальная стратификация? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации в современном обществе, и одно предложение, характеризующее социальную стратификацию в традиционном обществе.
12. Выберите верные суждения о первичных социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Первичные социальные институты создаются по указанию представителей политической власти в разных сферах жизни общества
2. Первичные социальные институты – это одна из форм осуществления духовной деятельности людей
3. Первичные социальные институты регулируют совместную деятельность множества людей, связанную с удовлетворением фундаментальных общественных потребностей
4. К первичным социальным институтам относят семью и государство
5. Признаком формирования первичного социального института является выработка норм, традиций,
обычаев, которые закрепляют одобряемый обществом образ действий
13. Назовите три критерия социальной стратификации и проиллюстрируйте каждый из них примером
14. Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Семья – это этническая общность и социальный институт
2. В нуклеарной семье бубушки, дедушки, братья, сестры со своими семьями живут сообща, под одной крышей
3. Мнение детей учитывается при принятии решения в семьях партнерского типа
4. Заключение брака является одной из социальных функций семьи
5. Семья – это малая социальная группа, основанная на родстве браке или усыновлении
15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие социализация? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социализации, и одно предложение об агентах социализации при осуществлении одного из указанных видов
16. Установите соответствие между примерами и факторами социализации и спецификой их действия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Факторы социализации
А) реализация программы общего образования
Б) общественно – полезная деятельность, в которой участвует человек
В) семейное воспитание
Г) чтение подростком художественной литературы
Д) политическая ситуация в мире
Специфика действия
1. Действует целенаправленно
2. Действует стихийно
17. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая находит отражение в этническом самосознании
2. Единство экономки и прочные экономические связи лежат в основе формирования этносов
3. Одним из признаков этноса является наличие письменности
4. Каждый этнос развивается обособленно, исключая контакты с другими этническими общностями
5. К этническим общностям относят род, племя, народность и нацию
18. Выберите верные о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальные нормы – это общие и общеобязательные правила поведения индивидов и социальных групп в обществе
2. Социальные нормы – это предписания, которые создаются правящей элитой для регулирования общественных отношений
3. Социальные нормы являются образцами ролевого поведения
4. Невыполнение социальных норм влечет за собой применение тех или иных социальных санкций
5. Социальные нормы лежат в основе социального контроля
19. Вам поручено подготовить развернутый план ответа по теме: Социальный контроль и отклоняющееся поведение
20. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальный конфликт – это форма общественного взаимодействия, выраженная в противоборстве взглядов, интересов, ценностей
2. Причиной социального конфликта может быть дискриминация социальной группы
3. Социальный конфликт – это разрушение социальной структуры, которое имеет негативные последствия
4. Критерием выделения локальных, региональных, межгосударственных и глобальных конфликтов является форма противоборства субъектов конфликта
5. Социальные конфликты могут возникать стихийно
21. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальный контроль – это способ воздействия личности или социальной группы в обществе
2. Социальный контроль регулирует социальные взаимодействия
3. Отсутствие социального контроля обеспечивает устойчивость общества
4. В структуру социального контроля входят социальные нормы и социальные санкции
5. По критерию направленности различают формальный и неформальный социальный контроль
22. Семья является одним из первичных социальных институтов. Приведите три признака семьи как социального института и раскройте один из признаков.

Ответы.
1. 45
2. 25
3. Три основания классификации конфликтов:
А) сфера проявления
Б) субъекты конфликта
В) длительность
Г) форма развития
Виды конфликтов
А) экономические, политические, религиозные, этносоциальные
Б) межличностные, между личностью и группой, межгрупповые
В) кратковременные, длительные, повторяющиеся
Г) мирные, вооруженные
Виды конфликтов:
А) борьба партий за власть (политический конфликт)
Б) противостояние между Чацким и фамусовским обществом (между личностью и группой)
В) ближневосточный конфликт ( длительный)
Г) гражданская война (вооруженный)
4. 13
5. Ответ на вопрос: этикет
Две социальные нормы:
А) нормы морали (оценка поступков с позиции добра и зла)
Б) нормы права (оценка поступков с позиций правомерности и противоправности)
В) религиозные нормы (оценка поступков в соответствии с религиозным учением)
6. 1236
7. 234
8. 32131
9. 234
10. 245
11. Ответ: Иерархическое строении общества, расположение индивидов и групп сверху вниз по стратам, которые выделяются на основании определенных признаков
К критериям социальной стратификации в современном обществе относят доходы, властные ресурсы, образование, профессию.
В традиционном обществе основой стратификации было деление на сословия (касты).
12. 345
13. Критерии стратификации:
А) доходы, собственность (собственность на средства производства лежит в основе выделения классов буржуазии и пролетариата)
Б) образование (Иванов закончил вуз, а Петров – среднюю школу, по уровню образования они принадлежат к различным социальным группам)
В) престиж профессии (получив профессии экономиста, бывший инженер по продажам в супермаркете Сидоров изменил свой социальный статус)
Г) возможность использовать властные ресурсы (представители высшего класса в стране А имеют возможность влиять на политический курс государства, в отличие от представителей низшего и среднего класса)
14. 35
15. Социализация – освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.
Различают первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация происходит под влиянием семьи.
16. 12122
17. 15
18. 345
19. Понятие социальный контроль и его компоненты
А) социальные нормы
Б) социальные санкции
Функции социального контроля
А) поддержание общественного контроля
Б) регулятивная
В) социализации
Г) интегративная
Д) оценивающая
Виды социальных санкций
А) позитивные и негативные
Б) формальные и неформальные
Отклоняющееся поведение
А) позитивное
Б) негативное
Делинквентное поведение и правовое противодействие ему
Социальные причины негативного поведения:
А) условия жизни и кризисные явления в обществе
Б) проблемы процесса социализации
В) негативное влияние агентов социализации
20. 125
21. 124
22.
Семья – форма организации людей, малая социальная группа
Жизнедеятельность семьи регулируют социальные нормы;
Семья удовлетворяет фундаментальные потребности людей
Признак:
Семья – малая социальная группа
К социальным нормам, регулирующим существование семьи, относятся, например, нормы семейного права.
Фундаментальной потребностью, которую удовлетворяет семья, является потребность в продолжении человеческого рода

Комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации предназначен для иностранных граждан, желающих получить разрешение на временное проживание, вид на жительство, разрешение на работу либо патент.
В соответствии со структурой комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации требования включают три модуля: Модуль I «Русский язык», Модуль II «История России», Модуль III «Основы законодательства Российской Федерации».
Тест по модулю «История России» для иностранных граждан, желающих получить вид на жительство, состоит из двух субтестов. Первый субтест включает в себя 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из трех предложенных). Второй субстест содержит 5 заданий со свободно конструированными ответами.
В субтесте 1 задания построены по хронологическому принципу, который включает в себя 2 периода:
с 1 по 6 задания - период c IХ по ХIХ вв.;
с 7 по 16 - период ХХ- начала ХХI вв.
В заданиях проверяются базовые знания исторических фактов, понятий, персоналий.
Задания 17- 20 содержат культурологический компонент.
Субтест 2 включает в себя 5 заданий со свободно конструируемыми ответами, из которых три - по периоду IХ-ХХ вв. (из них один вопрос – на знание хронологии, второй – исторических персоналий, третий – памятников российской и советской культуры);
два вопроса – на знания современной российской истории.
При выполнении тестов можно пользоваться как двуязычным толковым словарем, так и двуязычным словарём исторических, юридических и культурологических терминов и понятий.
Оценка результатов тестирования
Модуль включает два субтеста, которые различаются формами тестовых заданий.
Первый субтест включает 20 заданий в форме множественного выбора. Каждое задание оценивается в 5 баллов.
Второй субтест включает 5 вопросов, на которые тестирующийся должен дать краткий письменный ответ. Каждое задание оценивается в 5 баллов.
Максимальное количество баллов за весь тест - 125 (100%).

При выполнении теста данного модуля вы должны уложиться в отведенное время – 30 минут на весь тест. При невыполнении задания баллы, которыми оценивается это задание, снимаются.
При оценке результатов тестирования выделяется 2 уровня: удовлетворительный и неудовлетворительный. При этом баллы распределяются следующим образом:

Уровень, балл

удовлетворительный

неудовлетворительный

100 -125 (80 % -100 %)

Менее 100 (менее 80 %)

Вы успешно прошли тест данного модуля, если набрали 100 - 125 баллов (не менее 80 % стоимости теста). При этом в субтесте 2 вы должны правильно ответить не менее чем на 2 вопроса.

МОДУЛЬ "ИСТОРИЯ РОССИИ"

Инструкция по выполнению теста

Время выполнения теста –30 минут.
Тест состоит из двух субтестов:
Первый субтест включает 20 заданий (20 минут).
Второй субстест содержит 5 заданий (10 минут).

Инструкция по выполнению субтеста I

Время выполнения субтестаI – 20 минут.
При выполнении субтестаI можно пользоваться как двуязычным толковым словарем, так и двуязычным словарём исторических, юридических и культурологических терминов и понятий.

1. Принятие христианства на Руси в Х веке способствовало укреплению власти… .
А) великого князя Киевского
Б) императора Византии
В) короля Польши

2. В ХIII веке монгольское нашествие на Русь привело к … .
А) развитию торговли
Б) укреплению государственной власти
В) разрушению городов

3. Царская династия Романовых была избрана на российский трон в… .
А) 1480 году
Б) 1613 году
В) 1825 году

4. В эпоху правления Екатерины II в России был создан… .
А) Черноморский флот
Б) Балтийский флот
В) Тихоокеанский флот

5. Выдающийся русский полководец ХVIII века - это … .
А) А. Невский
Б) А. Суворов
В) К. Рокоссовский

6.Средняя Азия вошла в состав Российской империи к концу. .
А) ХV века
Б) ХVII века
В) ХIХ века

7. В начале ХХ века Россия была… .
А) республикой
Б) империей
В) княжеством

8. В результате Первой российской революции в России появилась… .
А) Государственная дума
Б) Академия наук
В) Русская православная церковь

9. В начале ХХ века аграрную реформу в России проводил… .
А) И.В. Сталин
Б) П.А. Столыпин
В) В.И. Ленин

10. В 1918 году завершилась… .
А) Гражданская война
Б) Первая мировая война
В) Великая Отечественная война

11. СССР был создан в… .
А) 1905 году
Б) 1917 году
В) 1922 году

12. В 1930-е годы объединение крестьянских хозяйств в колхозы в СССР называлось… .
А) индустриализация
Б)коллективизация
В) национализация

13. В годы Великой Отечественной войны советская армия сражалась против армии … .
А) Великобритании
Б)США
В)Германии

14. Главным конструктором космических ракет в СССР был… .
А) С.П. Королев
Б) Г.К. Жуков
В) Ж.И. Алферов

15. В современной России среди верующих граждан большинство составляют… .
А) мусульмане
Б) буддисты
В) христиане

16. В 2014 году был подписан Договор о … .
А)создании Союзного государства Россия-Белоруссия
Б) вхождении Республики Крым в состав РФ
В) образовании Таможенного союза стран СНГ

17. Известный русский ученый, один из создателей Московского университета – это… .
А) Д.И. Менделеев
Б) А.С. Попов
В) М.В. Ломоносов

18. Монумент «Рабочий и колхозница» скульптора В.Мухиной находится в… .
А) Москве
Б) Ростове-на Дону
В) Уфе

19. Н.С. Михалков – это современный российский… .
А) композитор
Б) спортсмен
В) режиссер

20.День народного единства в России отмечается… .
А) 9 мая
Б) 12 июня
В) 4 ноября

МОДУЛЬ" ИСТОРИЯ РОССИИ"
КОНТРОЛЬНАЯ МАТРИЦА
Субтест 1

А

Б

В

2

А

Б

В

3

А

Б

В

4

А

Б

В

5

А

Б

В

6

А

Б

В

7

А

Б

В

8

А

Б

В

9

А

Б

В

10

А

Б

В

11

А

Б

В

12

А

Б

В

13

А

Б

В

14

А

Б

В

15

А

Б

В

16

А

Б

В

17

А

Б

В

18

А

Б

В

19

А

Б

В

20

А

Б

В

МОДУЛЬ «Основы законодательства РФ». СПЕЦИФИКАЦИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КАТЕГОРИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПОЛУЧИТЬВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО

Оценка результатов тестирования
Модуль включает два субтеста, которые различаются формами тестовых заданий.
Первый субтест включает 20 заданий в форме множественного выбора. Каждое задание оценивается в 5 баллов.
Второй субтест включает 5 вопросов, на которые тестирующийся должен дать краткий письменный ответ. Каждое задание оценивается в 5 баллов.
Максимальное количество баллов за весь тест - 125 (100%).

При выполнении теста данного модуля вы должны уложиться в отведенное время – 30 минут на весь тест. При невыполнении задания баллы, которыми оценивается это задание, снимаются.
При оценке результатов тестирования выделяется 2 уровня: удовлетворительный и неудовлетворительный. При этом баллы распределяются следующим образом:

Уровень, балл

удовлетворительный

Неудовлетворительный

100 -125 (80 % -100 %)

Менее 100 (менее 80 %)

Вы успешно прошли тест данного модуля, если набрали 100 - 125 баллов (не менее 80 % стоимости теста). При этом в субтесте 2 вы должны правильно ответить не менее чем на 2 вопроса.

Тест по русскому языку как иностранному
вж
МОДУЛЬ «Основы законодательства РФ»

Инструкция по выполнению теста

Время выполнения теста – 30 минут.
Первый субтест включает 20 заданий (20 минут).
Второй субстест содержит 5 заданий (10 минут).

Инструкция по выполнению субтеста I

Время выполнения субтеста I – 20 минут.
При выполнении субтеста I можно пользоваться как двуязычным толковым словарем, так и двуязычным словарём исторических, юридических и культурологических терминов и понятий.
Напишите ваше имя и фамилию, страну, дату тестирования на матрице.
Выберите правильный вариант и отметьте нужную букву в матрице.
Например:

1. Слова гимна России написал … .
А) А.В. Александров
Б) С.В. Михалков
В) А.С. Пушкин

2. Право принимать собственную конституцию субъекты РФ … .
А) имеют все
Б) имеют только республики
В) имеют республики и области

3. Иностранный гражданин продлить вид на жительство … .
А) может
Б) не может
В) решение принимается органами МВД России

4. В случае аннулирования вида на жительство, иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение … .
А) 15 дней
Б) 30 дней
В) 90 дней

5. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином … .
А) не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание
Б) не позднее, чем за 5 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание
В) не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока действия разрешения на временное проживание

6. В России для всех граждан существует обязанность придерживаться … религии.
А) одной официальной
Б) есть запрет на приверженность к какой-либо религии
В) нет официальной религии, и можно придерживаться любой религии или не придерживаться никакой

7. В систему социального обеспечения иностранных граждан, получивших вид на жительство или разрешение на временное проживание в России, не входит …. .
А) пенсия
Б) пособия
В) протезирование

8. В России право на медицинскую помощь распространяется на… .
А) граждан РФ
Б) на всех, в том числе иностранцев
В) только на иностранцев

9. Размер, в котором оплачивается сверхурочная работа за первые два часа работы … .
А) не менее, чем в двойном размере
Б) не менее, чем в тройном размере
В) не менее чем в полуторном размере

10. Трудовые отношения на основании трудового договора возникают между… .
А) генеральным подрядчиком и субподрядчиком
Б) заказчиком и подрядчиком
В) работником и работодателем

11. В России расчеты иностранных граждан в местных магазинах осуществляется… .
А) в рублях
Б) в евро
В) в долларах

12. Объектом договора найма жилого помещения может быть… .
А) Только дом, с принадлежащими ему надворными постройками
Б) Изолированное жилое помещение, пригодное для проживания по всем санитарным нормам
В) только квартира

13. Брак может быть признан недействительным в судебном порядке … .
А) если один из супругов признан безвестно отсутствующим
Б) если один из супругов не дает согласие на расторжение брака
В) если один из супругов до заключения брака был признан недееспособным

14. Алименты на содержание несовершеннолетних детей могут выплачиваться в форме… .
А) доли от доходов родителя
Б) в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно или периодически
В) в зависимости от ситуации возможно применение каждой из перечисленных форм

15. В России запрещено … .
А) курить у себя дома
Б) включать громко музыку у себя в квартире в дневное время суток
В) пить пиво на остановках общественного транспорта

16. Административным наказанием в форме денежного взыскания является … .
А) налог
Б) штраф
В) залог

17. Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин… .
А) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ либо иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ
Б) был подвергнут административному наказанию
В) стал участником дорожно-транспортного происшествия

18. Полиция имеет право … .
А) выдавать вид на жительство
Б) осуществлять правосудие
В) возбуждать уголовные дела при наличии законных оснований

19. Если Вы стали участником автомобильной аварии вы должно вызвать… .
А) ГИБДД РФ
Б) Прокуратуру РФ
В) МЧС РФ

20. Система органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджетную систему – это … .
А) Министерство иностранных дел РФ
Б) прокуратура РФ
В) налоговые органы РФ

МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ"
Контрольная матрица

Банка аргументов / ЕГЭ Обществознание

Банка аргументов / ЕГЭ Обществознание

Банка аргументов / ЕГЭ Обществознание запись закреплена

Разбираем 25-е задание 2-го варианта из сборника Котовой и Лисковой.

📒

1 часть задания: обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве.

Этот принцип заключается в том, что не бывает прав без обязанностей и наоборот. То есть это единый комплекс. Нам необходимо связать это с демократическим государством. Для этого можно рассмотреть его основные признаки: гарантия прав и свобод граждан, равноправие, участие народа во власти. Вспоминаем известное выражение - свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Ответ: для демократического государство важно предоставить гражданам свободу и равноправие. Чтобы соблюдались права одного человека и поддерживался общественный порядок, необходимо контролировать и ограничивать граждан с помощью обязанностей. Человек вправе быть свободным, но при этом обязан не мешать свободе других.

📒

2 часть задания: назовите обязанности гражданина, закреплённые в Конституции РФ, и приведите по одному примеру для каждой обязанности, иллюстрирующему реализацию принципа единства прав и обязанностей.

⚡

ВАЖНО читать это задания внимательно! Важно заметить, что нужно проиллюстрировать не просто обязанности, а на примере обязанностей показать их единство с правами! То есть как эта обязанность сочетается с правами в этой же сфере.

Второй важный момент выбрать из обязанностей те, который будут легко проиллюстрировать в этом случае, не спешите писать первое пришедшее в голову. Лучше выписать все обязанности, которые вы помните и отобрать самые подходящие именно к этому заданию.

Ответ: 1. Обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия: в государственном музее «Эрмитаж» запрещено трогать, брать в руки произведения искусства, благодаря этому они сохраняют свой исторический облик, и посетители музея смогут ими наслаждаться еще много лет.
2. Обязанность родителей заботиться о несовершеннолетних детях: родители воспитывают и обеспечивают сына Олега. Но когда Олег вырастет, а родители станут нетрудоспособными, они имеют право требовать помощи от сына.
3. Защита Отечества: Семён был призван на обязательную военную службу, но он имеет противоречащие службе убеждения и поэтому подал заявление на замену службы на альтернативную гражданскую.

Остались следующие обязанности:
получить основное общее образование;
платить налоги;
сохранять природу и окружающую среду;
соблюдать законы и Конституцию.

⚡

Пишите свои примеры к этим обязанностям в комментариях, будем тренироваться вместе!

Банка аргументов / ЕГЭ Обществознание

Максим Пенизев

1) В демократическом государстве принцип единства прав и обязанностей определяет баланс сочетания интересов личности, общества и государства, способствует достижению социального компромисса.
Добросовестное исполнение личностью своих обязанностей служит гарантией реализации ее прав, а также средством обеспечения прав других лиц, является условием стабильности государственной организации общества.
Показать полностью.
Таким образом, единство прав и обязанностей личности свидетельствует о возможности ее гармоничного развития в социуме.
2)
а) Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
б) Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
в) Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
3)
а) Обязанности платить законно установленные налоги и сборы корреспондирует право получать от государства социальные выплаты, пользоваться государственными институтами и благами. Например, автомобилисты Красноярского края платят транспортный налог в региональный бюджет, в свою очередь государственные органы Красноярского края, и администрация города Красноярска организуют работу по строительству, содержанию и обслуживанию автомобильных дорог регионального и местного значения, заключая государственные (муниципальные) контракты в пределах денежных средств, предусмотренных в законе (решении) о бюджете на текущий год и плановый период.
б) Обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы корреспондирует принцип равенства всех перед законом и судом, а также право обращаться за защитой нарушенных прав в суд.
Например, работник Макдональдса был уволен по инициативе работодателя. Работник М. обратился в районный суд с иском о признании незаконным приказа об увольнении, требовании выплатить компенсацию за вынужденный прогул и моральный вред. Суд рассмотрев спор установил факт нарушения процедуры увольнения со стороны Макдональдса, обязав восстановить на работе работника и выплатить компенсацию.
в) Граждане имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Например, фермер V., выращивая на своем земельном участке сельскохозяйственные культуры применял минеральные удобрения, которые попали в подземные воды и затем в местную реку, которая используется для водоснабжения населенного пункта п. Z., тем самым нарушая права иных лиц на благоприятную окружающую среду.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны. Причем эти обязанности являются важными и всеобщими, потому их должны соблюдать все. Существует несколько основных обязанностей, которые ложатся на плечи каждого гражданина. Например, уважать закон страны, учитывать интересы других лиц, что предусмотрены для них законом. Это помогает соблюдать общественный порядок в стране.


Обязанности гражданина РФ: какие они есть

Чтобы выяснить, какие обязанности лежат на каждом гражданине, необходимо ознакомиться с Конституцией. Там имеется несколько статьей, что максимально описывают каждый нюанс. Конституционные обязанности граждан перечислены и описаны во второй главе Конституции. Одним из главных постулатов является равенство каждого гражданина между собой и государством. Помимо этого можно выделить ещё несколько важных обязанностей людей, которые хотят оставаться законопослушными:

  • Во второй части пятнадцатой статьи говориться об обязательстве, связанном с соблюдением Конституции и законов страны.
  • В третьей и второй части тридцать восьмой статьи указано, что граждане должны оказывать заботу своим несовершеннолетним детям и родителям, которые стали нетрудоспособными в силу возраста или болезни.
  • В третьей части семнадцатой статьи говориться, что люди должны уважать права и свободы остальных людей.
  • В четвертой части сорок третьей статьи идет речь об обязательном получении основного общего образования.
  • Пятьдесят седьмая статья посвящена обязанности уплачивать налоги и сборы.
  • Пятьдесят восьмая статья посвящена обязанности охранять природу и окружающую среду.
  • В пятьдесят десятой статье речь о защите отечества.
  • В третьей части сорок четвертой статьи указано, что граждане должны заботиться о культурных и исторических памятниках своей родины.

Каждый пункт очень важен, потому требует более детального рассмотрения.

Обязанности гражданина по соблюдению Конституции и законов России

Условия и требования, которые прописаны в Конституции страны, обязательны к исполнению не только отдельными гражданами. Конечно, обычные люди обязаны их исполнять, но также рассматриваемые требования касаются органов, наделенных государственной властью, и работающих в области местного самоуправления. Помимо этого обязанности гражданина распространяются и на должностных лиц, в некоторой мере, даже в большей степени чем на обычного человека.

Учтите, что соблюдение норм, прописанных в Конституции, обязательно, но это правило можно трактовать более широко. Больше всего сюда подходит слово – законопослушание. Причем придерживаться нужно не только тех законов, что действуют по всех страны, но и местных. То есть, приходиться принимать во внимание не только акты, имеющие высшую юридическую силу. Причем некоторые нормы периодически меняются, потому нужно учитывать рассматриваемую изменчивость. Если были внесены какие-то изменения, они должны быть учтены при соблюдении закона.

Обязанности человека и гражданина в уважении прав и свобод других людей

Под этим пунктом можно понять тот факт, что права и свободы одного человека заканчиваются в том месте, где они начинаются для другого человека. Таким образом, обязанности человека и гражданиназаключаются в том, чтобы не мешать другому человеку, получать свою долю прав и свобод.

Обязанности гражданина в заботе о детях и родителях, которые стали нетрудоспособными

Рассматриваемое положение имеет сразу две стороны, которые закреплены в Конституции. Таким образом, конституционные обязанности граждан можно разделить на две части. Так в первой идет речь о том, что обязанностью родителей является забора о том, чтобы дети имели все необходимое для их нормального развития. Помимо обязанности эту задачу можно считать правом каждого родителя. Не важно, речь о биологическом факте родства или полученного в результате усыновления. Вторая часть гласит о том, что дети, ставшие совершеннолетними, должны выказывать заботу о своих родителях, если они потеряли трудоспособность. Подробнее о нюансах рассматриваемых требований можно почитать в Семейном кодексе.

Конституционные обязанности граждан в получении общего основного образования

Некоторые обязанности гражданина лежат в плоскости его образованности. Каждый гражданин должен иметь хотя бы минимальное обязательное образование. Получение образования детей является обязанностью родителей или людей, которые их официально заменяют.

Обязанности российских граждан связанные с заботой об исторических и культурных памятниках

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся тот факт, что каждый из нас должен не только чтить культурные и исторические памятники, но и защищать их от повреждений, чтобы сохранить для последующих поколений.

Конституционные обязанности граждан в уплате обязательных сборов и налогов

Обязанности человека и гражданина также заключаются во внесении налогов и сборов. Но только в том размере, что предусмотрен законом. При этом в конституции говориться, что у законов, устанавливающих новые налоги, нет обратной силы. Если же налог был посчитан неправильно, его можно оспорить или обжаловать.

Обязанности гражданина РФ в охране окружающей среды и природных ресурсов

Также обязанности гражданина предусматривают сохранение окружающей природы в хорошем состоянии. В первую очередь это касается её не загрязнения. Россия имеет много природных богатств, и было бы кощунством их потерять. Потому этот момент внесли в Конституцию.

Обязанности человека и гражданина защищать отечество

Отсрочку или освобождение могут получить такие граждане:

  • Некоторые представители талантливой молодежи. Им предлагается возможность отсрочить призыв. Но только не больше 500 человек в год.
  • Лица, которым их убеждения или религия не позволяет нести военную службу. Они могут использовать право пройти альтернативную гражданскую службу.

Защищать отечество не обязано должны отдельные лица и военные формирования, которые занимаются миротворческими миссиями в других странах.

Получить юридическую помощь по вопросам обязанностей гражданина РФ можно на нашем сайте.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: