В советское время когда земля и другие природные объекты находились в государственной собственности

Обновлено: 25.04.2024

советское время, когда земля и другие природные объекты, находились в государственной собственности. Земельные участки предоставлялись гражданам и юридическим лицам на безвозмездной основе.

Этот порядок имел ряд достоинств и определенные недостатки. Он не стимулировал рациональное бережное пользование государственными землями.

С началом земельной реформы в Российской Федерации было введено платное пользование земельными фондами, не зависимо от форм собственности и иных прав на земельные участки и ресурсы. Этот принцип применяется до настоящего времени. Формами платы являются земельный налог (до введения в действие, налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В настоящее время еще действуют правила начисления и внесения платежей за землю, которые предусмотрены Законом РФ от 10 октября 1991 г. «О плате за землю»58.

Районные и городские органы Росземкадастра принимают участие в составлении списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю и осуществляют совместно с другими федеральными органами исполнительной власти контроль за целевым использованием средств от внесенной платы. В списки включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании (исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления, кроме земель лесного фонда, земельный налог за которые уплачивается в составе платы за пользование лесами.

Закон РФ «О плате за землю» устанавливает большой перечень лиц (физических и юридических) и объектов, которые освобождены от уплаты земельного налога (ст. 12). Этот перечень постоянно обновляется и дополняется.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья взимается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Федерации и доля централизации земельного налога и- арендной платы в федеральный бюджет применяются согласно Приложению 1 к названному Закону.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ (в том числе минимальные ставки земельного налога на один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий).

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 к названному Закону.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в. двукратном размере.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы - существенное условие договора арендьґ земельного участка. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или в муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). При этом размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на следующие цели:

финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их пользование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; инженерное и социальное обустройство территории.

,В советское время, когда земля и, другие природные объекты
находились в государственной собственности, земельные участки
предоставлялись гражданам и -юридическим лицам на безвозмездной
основе. .

Этот порядок имел ряд достоинств и определенные недостатки. Он
не стимулировал рациональное бережное пользование
государственными землями: . ,

С началом земельной реформы в Российской Федерации было > введено платное пользование земельными фондами,; независимо от форм собственности и иных прав на земельные-участки и ресурсы. Этот принцип применяется до настоящего, .времени.. Формами платы являются, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК;РФ). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается; законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В настоящее время ещё действуют правила начисления и внесения платежей за землю, которые предусмотрены Законом РСФСР "О плате за, землю" от 11 октября-1991 г. (с дополнениями от 28 апреля 1993.г, и от 8 июля 1994; г.) 1 . :;

Районные и городские органы Федеральной службы земельного!

1 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, №44, ст. 1424.

Современная Гуманитарная Академия

кадастра России принимают участие в составлении списков, плательщиков земельного налога и арендной платы за землю и осуществляют совместно с другими федеральными органами исполнительной власти контроль за целевым использованием средств от внесенной платы. В списки включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании (исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления, кроме земель лесного фонда, земельный налог за которые уплачивается в составе платы за пользование'лесами. '

'Закон РСФСР о плате за землю устанавливает большой перечень
лиц (физических и юридических)' и объектов, которые освобождены от
уплаты земельного налога (ст. 12)v Этот перечень постоянно обновляется
и дополняется. , ' .

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья изымается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации и доля централизации земельного налога и арендной платы в федеральный бюджет применяются согласно Приложению 1 к названному Закону.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ (в том числе минимальные ставки земельного налога на один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий).

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних'ставок согласно Приложению 2 к названному закону.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в двукратном размере.

объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения., информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г.).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах- и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на следующие цели:

- финансирование мероприятий по землеустройству, ведению
земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их
плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных
затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных
под указанные мероприятия, и процентов за их пользование. Средства
на эти цели расходуются по соответствующим нормативам;

,В советское время, когда земля и, другие природные объекты
находились в государственной собственности, земельные участки
предоставлялись гражданам и -юридическим лицам на безвозмездной
основе. .

Этот порядок имел ряд достоинств и определенные недостатки. Он
не стимулировал рациональное бережное пользование
государственными землями: . ,

С началом земельной реформы в Российской Федерации было > введено платное пользование земельными фондами,; независимо от форм собственности и иных прав на земельные-участки и ресурсы. Этот принцип применяется до настоящего, .времени.. Формами платы являются, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК;РФ). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается; законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В настоящее время ещё действуют правила начисления и внесения платежей за землю, которые предусмотрены Законом РСФСР "О плате за, землю" от 11 октября-1991 г. (с дополнениями от 28 апреля 1993.г, и от 8 июля 1994; г.) 1 . :;

Районные и городские органы Федеральной службы земельного!

1 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, №44, ст. 1424.

Современная Гуманитарная Академия

кадастра России принимают участие в составлении списков, плательщиков земельного налога и арендной платы за землю и осуществляют совместно с другими федеральными органами исполнительной власти контроль за целевым использованием средств от внесенной платы. В списки включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании (исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления, кроме земель лесного фонда, земельный налог за которые уплачивается в составе платы за пользование'лесами. '

'Закон РСФСР о плате за землю устанавливает большой перечень
лиц (физических и юридических)' и объектов, которые освобождены от
уплаты земельного налога (ст. 12)v Этот перечень постоянно обновляется
и дополняется. , ' .

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья изымается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации и доля централизации земельного налога и арендной платы в федеральный бюджет применяются согласно Приложению 1 к названному Закону.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ (в том числе минимальные ставки земельного налога на один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий).

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних'ставок согласно Приложению 2 к названному закону.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в двукратном размере.

объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения., информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г.).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах- и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на следующие цели:

- финансирование мероприятий по землеустройству, ведению
земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их
плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных
затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных
под указанные мероприятия, и процентов за их пользование. Средства
на эти цели расходуются по соответствующим нормативам;

- инженерное и социальное обустройство территории.

Закон о плате за землю к формам платы относит, помимо двух
названных форм, также "нормативную цену земли". Однако нормативная
цена земли - это, скорее, показатель расчета платежей за
использование земли, а не форма платы. ','

Нормативная цена землибыла учреждена законом как показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Она была предусмотрена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, при установлении долевой собственности на землю, при передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.

Такое Постановление было принято Правительством РФ 3 ноября 1994 г. № 1204 "О порядке определения нормативной цены земли". Им установлена нормативная цена земли в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка. При определении нормативной цены земли не учитываются льготы по земельному налогу за превышение норм отвода земель.

Право государственной собственности уста­новлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. В общем гос. собственность доминирует.

Примеры: ЛК РФ (ст.8) устанавливает, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно Закону о Недрах (ст. 1.2), недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Важным и сложным является вопрос о разграничении госу­дарственной собственности на природные ресурсы между субъек­тами права — РФ и субъектами Федерации. В соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции России разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

ЗК РФ содержит статьи о собственности РФ (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и соб­ственности на землю субъектов РФ (ст. 18). Соответственно в федеральной собственности находятся земель­ные участки:

• которые признаны таковыми федеральными законами;

• право собственности РФ на которые возникло при разграни­чении государственной собственности на землю;

• которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

· которые признаны таковыми федеральными законами;

· право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

· которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

· которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

Некоторые уточнения о разграничении объектов соб­ственности предусмотрены ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому к федеральным природным ресурсам могут от­носиться:

• земельные участки и другие природные объекты, предостав­ляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государст­венной власти;

• земельные участки, занятые федеральными энергетически­ми, транспортными и космическими системами, объектами ядер­ной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

• земельные участки, водные и иные природные объекты фе­деральных государственных природных заповедников, нацио­нальных природных парков, государственных природных заказ­ников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

• виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

• виды животных, ценные в хозяйственном отношении и от­несенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под дейст­вие международных договоров;

• месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосу­дарственное значение;

• водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;

• иные природные ресурсы по взаимной договоренности феде­ральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Исключительно к федеральной собственности отнесены при­родные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует п. «н» ст. 71 Конституции РФ.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональ­ной и местной собственности применительно к особо охраняе­мым природным территориям решены ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охра­няемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государст­венных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных мест­ностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняе­мым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального зна­чения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объяв­ляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

В состав муниципальной собствен­ности входят муниципальные земли и другие природные ресур­сы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют Муниципальной собственностью ОМС. Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объ­екты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в арен­ду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия ис­пользования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с за­коном могут также в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Состав муниципальной собственности на землю определяется ст. 19 ЗК РФ. В муниципальной собственности находятся земель­ные участки:

• которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

• право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

• которые приобретены по основаниям, установленным граж­данским законодательством.

В собственности муниципальных органов могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К такого рода территориям Федеральный закон от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп.) относит лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Статья 9 Конституции установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключениями.

Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частности собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

советское время, когда земля и другие природные объекты, находились в государственной собственности. Земельные участки предоставлялись гражданам и юридическим лицам на безвозмездной основе.

Этот порядок имел ряд достоинств и определенные недостатки. Он не стимулировал рациональное бережное пользование государственными землями.

С началом земельной реформы в Российской Федерации было введено платное пользование земельными фондами, не зависимо от форм собственности и иных прав на земельные участки и ресурсы. Этот принцип применяется до настоящего времени. Формами платы являются земельный налог (до введения в действие, налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В настоящее время еще действуют правила начисления и внесения платежей за землю, которые предусмотрены Законом РФ от 10 октября 1991 г. «О плате за землю»58.

Районные и городские органы Росземкадастра принимают участие в составлении списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю и осуществляют совместно с другими федеральными органами исполнительной власти контроль за целевым использованием средств от внесенной платы. В списки включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании (исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления, кроме земель лесного фонда, земельный налог за которые уплачивается в составе платы за пользование лесами.

Закон РФ «О плате за землю» устанавливает большой перечень лиц (физических и юридических) и объектов, которые освобождены от уплаты земельного налога (ст. 12). Этот перечень постоянно обновляется и дополняется.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья взимается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Федерации и доля централизации земельного налога и- арендной платы в федеральный бюджет применяются согласно Приложению 1 к названному Закону.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ (в том числе минимальные ставки земельного налога на один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий).

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 к названному Закону.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в. двукратном размере.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы - существенное условие договора арендьґ земельного участка. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или в муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). При этом размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на следующие цели:

финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их пользование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; инженерное и социальное обустройство территории.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: