В случае национализации объектов капиталовложений государство обязано

Обновлено: 27.03.2024

В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС -- Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства (гл. IV). В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.

Более действенный способ защиты иностранных инвестиций--это страхование. Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА -- заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами в гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков, Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства.

В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по Страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков.

Функции координации вопросов, связанных с действием настоящей Конвенции, со стороны органов Содружества Независимых Государств осуществляет Межгосударственный экономический комитет Экономического союза.

Согласно Конвенции, инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством Сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны - реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.

16 апреля 2007 года бывший президент России Владимир Путин подписал указ о неучастии в ряде соглашений, принятых в рамках СНГ: о межгосударственном рынке ценных бумаг, в конвенции о защите прав инвестора, в протоколе к соглашению о помощи беженцам и в соглашении об обеспечении населения лекарствами и медтехникой, производящихся предприятиями стран СНГ.

Особенно интересен выход из соглашения по защите прав инвестора. Это соглашение, точнее «Конвенция о защите прав инвестора», была подписана 28 марта 1997 года на основе Договора о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года. Эта конвенция устанавливала правовые основы инвестирования на территории подписавших ее стран, в частности, устанавливала что координацию вопросов, связанных с этой конвенцией осуществляет Межгосударственный экономический комитет Экономического Союза. Документ подписали: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Однако практически сразу же, Россия стала заключать двухсторонние межправительственные соглашения о защите прав инвесторов. Подписаны такие двухсторонние соглашения с Узбекистаном, Казахстаном, Украиной, Таджикистаном, Арменией. Предполагается подписание аналогичного соглашения с Кыргызстаном и Азербайджаном. Причем, это были независимые друг от друга соглашения, и двухсторонние документы не ссылались на соглашение в рамках СНГ.

По существу, уже с конца 90-х годов существовало две системы защиты прав инвесторов: основанная на соглашении в рамках СНГ, и основанная на двухсторонних соглашениях. Для чего создавался такой параллелизм, который подрывал основы Содружества Независимых Государств, трудно сказать. Но, к настоящему моменту становится очевидно, что выжила система двухсторонних отношений.

В этом вопросе сильнее всего внимание привлекает пункт о запрещении национализации и реквизиции инвестиций без адекватной компенсации, отмена которого может сильнее всего ударить по интересам инвесторов в России. Но нужно обратить внимание на два существенных момента. Во-первых, только две страны из СНГ делали масштабные инвестиции в России. Это Казахстан (около 8 млрд долларов инвестиций), и Беларусь (совместная программа развития дизельного автомобилестроения, стоимостью 35 млрд рублей, или 1,3 млрд долларов).

В любом случае принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования. Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального, может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.

В законодательстве большинства государств есть «дедушкина» (стабилизационная) оговорка о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства. В законодательстве Армении, Молдовы, Казахстана закреплено положение о том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения. В российском законодательстве 4дедушкина» оговорка сформулирована несколько иначе: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения вследствие изменения законодательства сам должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.

Принимающие государства, как правило, устанавливают возможность ограничения допуска иностранного капитала: запрещение допуска иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики; введение особого контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных ресурсов; обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранными инвесторами предприятиях; установление специального фискального режима; определение концессионной политики.

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Проведение национализации -- это право каждого суверенного государства. Условия и основания проведения национализации устанавливаются во внутригосударственном праве. С точки зрения правовой природы национализация представляет собой акт суверенной государственной власти, социально-экономическую меру общего характера, а не наказание отдельных лиц. В современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности. Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции в административном порядке.

Ответы на копр по инвестициям [09.10.08]


Вопрос / ответ:
1. В случае национализации объектов капиталовложений государство в соответствии с законодательством РФ обязано:
- полностью возместить убытки, причиненные субъектам инвестиционной деятельности.

2. По объектам вложения различают следующие инвестиции:
- реальные
-финансовые

3. Какие инвестиции обеспечивают более высокий уровень рентабельности:
- реальные

4. Финансовые активы, как объект финансирования инвестиций, включают в себя:
- свободно обращающиеся на рынках ценные бумаги
- банковские инструменты, не являющиеся объектом свободной купли-продажи.

5. Торговые и прочие кредиты по своей сути:
- не могут считаться инвестициями

6. К основным целям инвестиций в ту или иную сферу экономики следует отнести:
- рост акционерного капитала и, соответственно, доходов акционеров
- максимизацию прибыли

7. Текущая или настоящая стоимость привилегированной акции (рыночная цена) определяется как отношение:
- годового дивиденда к требуемой ставке дохода инвестора

8. Конвертируемые облигации могут обладать правом конверсии в:
- обыкновенные акции

9. В зависимости от уровня риска различают:
- агрессивный инвестиционный портфель
- умеренный инвестиционный портфель, когда уровень инвестиционного риска идентичен среднерыночному
- консервативный инвестиционный портфель ( с низким уровнем риска)

10. Какие финансовые инструменты включает в себя инвестиционный портфель:
- акции
- долгосрочные облигации предприятия
- государственные краткосрочные и долгосрочные облигации

11. Рынок капитала включает в себя:
- рынок ссудного капитала
- рынок долевых ценных бумаг

12. Укажите наиболее правильное определение понятия «рынок капитала»:
- рынок, на котором обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства

13. Реальные инвестиции оформляются как правило, в виде:
- инвестиционного проекта

14. Инвестиции в расширение действующего производства предполагают:
- расширение закупки сырья и материалов у традиционных поставщиков
- доукомплектование штаба работников

15. Для каких инвестиций характерна ситуация, при которой инвестор вынужден внедрять налоги:
- осуществляемых в соответствии с требованиями закона

16. По функциональному признаку цели управления инвестиционным проектом делятся на:
- технические, организационные, социальные, экономические

17. Все математические модели, используемые в управлении инвестиционным проектами, делятся на:
- детерминированные и стохастические

18. В чем заключается второй этап реализации инвестиционного проекта:
- осуществление капитальных вложений
- заключение договора с поставщиками

19. Учетная доходность ARR представляет собой отношение:
- среднегодовой ожидаемой чистой прибыли к среднегодовому объему инвестиции

20. Бюджетная эффективность инвестиции – это:
- разница между совокупными доходами бюджетов и совокупными бюджетными расходами
- сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов

21. Социальная эффективность инвестиций учитывает главным образом:
- социальные последствия осуществления капиталовложений для предприятия, отрасли, региона

22. К притокам денежных средств от инвестиционной деятельности относятся:
- все доходы (за вычетом налогов) от реализации имущества и НМА.
- доходы от возврата в конце проекта оборотных активов
- уменьшение оборотного капитала на всех шагах расчетного периода

23. Коэффициент финансовой устойчивости определяется как отношение:
- собственных средств предприятия и субсидий к заемным

24. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала определяется как отношение:
- выручки от продаж к средней ( за период) стоимости собственного капитала

25. Укажите источники проектного финансирования:
- капитал крупных финансово-промышленных групп
- финансовые ресурсы банков

26. Укажите источники финансирования предприятий малого бизнеса путем развития системы франчайзинга:
- финансовые ресурсы крупных предприятий, имеющих известную торговую марку и признание в деловом мире

27. Бюджетное финансирование инвестиционных проектов осуществляется, как правило, в рамках:
- федеральной инвестиционной программы
- программы конкурсного распределения инвестиционных ресурсов

28. Доля государственного бюджетного финансирования в общей структуре источников финансирования инвестиционных проектов:
- имеет тенденцию ежегодного снижения

29. Амортизационные отчисления предназначены только для:
- возмещения выбывающих основных средств

30. Среди форм проектного финансирования наибольшее распространение получило финансирование:
- с полным регрессом на заемщика

31. В зависимости от формы собственности различают следующие виды инвестиций:
- частные, государственные (в т.ч. смешанные)
- иностранные

32. Первичный рынок бумаг – это:
- рынок, обслуживающий эмиссию ценных бумаг и их первичное размещение

33. Укажите схемы, которые относятся к схемам управления проектами:
- «основная схема»
- «схема расширенного управления»

34. «Функциональная» структура управления инвестиционным проектом основана на:
- дифференциации управленческого труда по отдельным функциям

35. Какой проектный документ является основным при рассмотрении плана сооружения объекта:
- технико-экономическое обоснование проекта

36. индекс рентабельности или доход на единицу затрат PI определяется как отношение:
- настоящей стоимости денежных поступлений к сумме затрат на инвестицию

37. Бюджетный эффект – это:
- разница между доходами соответствующего бюджета и расходами по осуществлению конкретного проекта

38. Оценка социальных результатов проекта предполагает:
- соответствие инвестиционного проекта социальным нормам и стандартам

39. Коэффициент оборачиваемости активов определяется как отношение:
- выручки от продаж к средней (за период) стоимости активов

40. Под инвестиционным климатом следует понимать:
- политические, экономические и финансовые условия, способствующие притоку инвестиций

41. Ожидаемая норма прибыли для привилегированной акции, как требуемой ставки доходы инвестора, определяется как отношение:
- годового дивиденда к текущей стоимости привилегированной акции

42. Укажите важнейшие сферы государственного бюджетного финансирования:
- развитие производственной и социальной инфраструктуры в регионах
- охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения

Чтобы полностью ознакомиться с ответами на тест, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Из России уходят зарубежные компании, а это значит, что закрываются производства, сокращаются рабочие места. «Единая Россия» внесла на рассмотрение в нижнюю палату Парламента РФ законопроект о национализации.

Что это значит, каковы плюсы и минусы процедуры, расскажем в статье. Сначала разберемся с термином.

Понятие национализации

Что такое национализация? Если кратко, то это переход частной собственности в статус государственной. Может проводиться как с выплатой компенсаций, так и без них.

Гражданский кодекс России определяет этот термин как обращение имущества, принадлежащего юридическим и физическим лицам, в государственное.

Некоторые особенности:

  • Национализация – это переход в государственную собственность с компенсацией бывшему владельцу, а экспроприация – переход без выплаты средств владельцам. Но традиция использования слова «национализация» (далее – Н.) означает любой переход к государству, то есть включает в себя и экспроприацию.
  • Чаще подобные меры инициируют правительства развивающихся стран, чтобы обеспечить приток капитала в бюджет.
  • Не стоит путать национализация с государственно-частным партнерством. ГЧП – это когда государство и бизнес объединяются для реализации какого-либо масштабного и социально-значимого проекта. В рамках объединения стороны распределяют затраты, задачи и риски – все для того, чтобы будущий проект оказался максимально жизнеспособным и экономически эффективным.

Национализация в истории

Первый в истории масштабный опыт Н. – советский. Она объединила ряд этапов, законодательно отраженных в Декрете о земле (позднее конкретизированном «Положением о социалистическом землеустройстве…» от 14.02.1919 г.), декрете ВЦИК «О национализации банков» от 14 декабря 1917 года. Государству перешел морской и речной торговый флот, железные дороги и железнодорожный транспорт, была установлена государственная монополия на внешнюю и внутреннюю торговлю.

С 28 июня 1918 года Н. стала массовой: к осени 1918 года под контроль государства перешло свыше 9,5 тысяч предприятий, весной 1919 крупные промышленные предприятия были почти полностью переведены из частной собственности. Летом 1919 года массовая Н. коснулась средних и малых предприятий. В итоге общее число национализированных предприятий превысило 37 тысяч.

Советский Союз – не единственная страна, применившая Н. В Канаде крупная североамериканская энергетическая компания Kinder Morgan попыталась расширить нефтепровод, который шел от внутренних районов Канады к побережью. Расширение трубопровода было предназначено для увеличения экспорта нефти в страны Азии, где ожидался рост потребления. Но потенциальное воздействие строительства трубопровода на окружающую среду вызвало множество задержек в регулировании и вызвало протесты по всей Канаде.

Компания столкнулась с препятствиями и задержками на региональном уровне. Правительство Канады купило трубопровод, фактически национализировав его, чтобы ускорить и обеспечить его строительство. Ожидалось, что строительство трубопровода принесет пользу канадской экономике в долгосрочной перспективе и, следовательно, представляло интерес для правительства. Проект весьма спорный, но является хорошим примером своего рода Н.

Правительство США в 1984 году национализировало Continental Illinois Bank and Trust, признанный банкротом, и через 10 лет продало его Bank of America.

А вот пример обратного процесса. Россия в 1990-х годах пережила приватизацию — это когда государственные и муниципальные предприятия переходят в руки частных собственников.

Многие предприятия после национализации раннего советского периода успешно продолжают работу, одно из них – Уралтрансмаш, выпускающий, в том числе трамваи

Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями – вы сможете подобрать подходящий для себя вариант. Высокая ставка до 9% годовых убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!

Цели национализации

Политические – когда отношения между двумя странами ухудшаются, правительства обеих стран может принять решение о Н. предприятий, принадлежащих другой стране, чтобы обоюдно сократить национальный доход.

Предотвращение иностранного господства в экономике – наблюдается, когда правительство одной страны проводит Н. компаний другой страны на своей территории, чтобы сократить зависимость от иностранного капитала и минимизировать вероятность воздействия на экономику извне.

Потребность в большом капитале – компания хочет привлечь капитал для развития и может предложить государству национализировать бизнес или его часть, вложив в него необходимые средства.

Как происходит национализация

Разные страны проводят процесс Н. по-разному. Так, в России большевики единого акта о Н. не принимали, и она была юридически выражена в нескольких декретах, принятых с конца 1917 и в течение 1918 года, посвященных разным видам имущества (земле, недвижимости в городах, имуществу в банковской сфере, промышленному имуществу).

В чем выгода

Н. бывает целесообразной, особенно при растущих рисках безработицы или оттока иностранного капитала.

  • Обеспечивает стабильную поставку основных услуг.

Когда основные услуги, такие как водоснабжение, принадлежат частным лицам, это может создавать риски для граждан. Н. в таких случаях обеспечивает эффективность поставок.

  • Защищает стратегически важные отрасли .

Н. стратегически важного бизнеса связана с тем, что может быть опасно допускать, чтобы он находился в руках частного лица или иностранного инвестора.

  • Обеспечивает интересы всего общества .

Исходя из того, что целью правительства является обеспечение интересов общества, Н. предприятий, как правило, приносит больше пользы обществу в целом, чем когда эти предприятия принадлежали частным лицам, а еще обеспечивает удовлетворение общественных интересов и корректирует дисбаланс в средствах производства.

Одно из основных преимуществ Н. в том, что приобретение частных и иностранных компаний может приводить к значительному сокращению частной монополии.

Когда бизнес национализируется, может быть мобилизован крупный капитал для обеспечения крупномасштабных инвестиций.

За что критикуют

  • Низкая производительность и неэффективность национализированных предприятий .

Государственные предприятия нередко управляются неэффективно, что снижает их выручку.

Когда правительство берет на себя управление частным бизнесом, частная инициатива уменьшается, что также связано с отсутствием конкуренции.

В компаниях, принадлежащих и управляемых государством, нередко высок уровень коррупции.

Менеджмент, ориентированный на политику, а не экономику, может привести к нерациональному распределению ресурсов.

Например, государство контролирует весь нефтяной сектор, и частный сектор не может выйти на рынок, внедрить инновации. Это может привести к росту цен, снижению конкурентоспособности на этом участке по сравнению с зарубежными производителями.

Правительство США в 1984 г. национализировало Continental Illinois Bank and Trust, на фото его главный офис в Чикаго

Последствия и итоги национализации

В краткосрочной перспективе Н. может обеспечить приток доходов в государственный бюджет, но способна также сделать отрасль неконкурентоспособной и неустойчивой в долгосрочной перспективе. Зарубежные компании, начиная бизнес в другой стране, знают об этих рисках, о вероятности потери инвестиций и бизнеса в случае политической напряженности.

Основной результат Н. – государственные институты начинают получать доход от предприятия. Они же несут ответственность по обязательствам компании. Национализированные предприятия обычно не берут займы на внутреннем рынке кроме краткосрочных. Если они приносят прибыль, средства часто используются для финансирования других государственных расходов, таких как социальные программы или исследования, внедрение результатов которых способствует развитию государства.

Деньги, спрятанные под подушкой, обесцениваются. Сберегите средства от инфляции и заставьте накопления работать на вас. Откройте вклад в Совкомбанке со ставкой до 9% годовых. Гибкие условия сыграют вам на руку:

  • вы можете открыть вклад дистанционно;
  • управлять им не выходя из дома;
  • увеличить ставку, пользуясь картой «Халва».

Дополнительную сохранность средств обеспечивает государственная Система страхования вкладов.


В своем высказывании он назвал тему очень чувствительной, однако заметил, что из 25 тысяч иностранных компаний, которые находятся в России, заявили об уходе или находятся на стадии принятия решений только около 150.

По его словам, действия российских властей должны успокоить иностранный бизнес, поскольку всегда находится решение. В случае с Renault компания получила опцион на обратный выкуп в течение шести лет, другие компании продали бизнес своему топ-менеджменту или российским бизнесменам. Случаев, когда «хлопнул дверью и ушел», пока не было.

В ходе своего выступления в Госдуме, по итогам которого было утверждено решение о назначении, Мантуров заявил о необходимости отказа от рыночной промышленной политики ради достижения технологического суверенитета. По его мнению, в скором времени российское оборудование вытеснит иностранные разработки.

Вместе с тем он признал, что в ближайшей перспективе российскую обрабатывающую промышленность ждет спад. Даже при ощутимом росте производства в оборонном секторе совокупное падение по итогам года составит около шести процентов.

Оказался вдруг. Россия видит в Китае союзника в борьбе с Западом. Но готов ли Пекин помочь обойти санкции?

Оказался вдруг. Россия видит в Китае союзника в борьбе с Западом. Но готов ли Пекин помочь обойти санкции?

На Западе объявили о дефолте по госдолгу России. Почему российский Минфин его отрицает?

Ранее эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования предположили, что Россия далека от пика кризиса, вызванного западными санкциями, что введены в ответ на действия российских войск на территории Украины. По их мнению, пик будет достигнут в третьем и четвертом кварталах этого года, а дальнейшая ситуация будет зависеть от реакции на кризисные явления.

Цифры, приведенные Мантуровым, отличаются от тех, которыми оперировал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Накануне, 14 июля, в своем поручении правительству республики подготовить условия для релокации покидающих российский рынок западных компаний и привлечения инвестиций он заметил, что из 1,4 тысячи работавших в России производителей решение об уходе приняли уже около 700.

СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России

1 апреля был опубликован новый закон о защите и поощрении капиталовложений. Его главное нововведение – стабилизационная оговорка. Инвесторы получают возможность реализовывать инвестиционные проекты, основываясь на гарантии государства не применять акты, которые могут ухудшить их положение. Об основных нюансах нового инструмента поддержки инвестиций рассказали советник Олег Ушаков и младший юрист Дмитрий Кабанов из практики банковского и финансового права, рынков капитала АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

История вопроса

Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.

Тема на слуху уже не первый год. В марте 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. В том же году Минфин России разработал и направил в РСПП проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». В октябре 2018 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов анонсировал проект закона на совещании глав регионов в Казани. Предполагалось, что принятие такого закона улучшит инвестиционный климат и придаст импульс развитию экономики страны.

В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. В инвестиционных соглашениях предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».

Позднее, в сентябре 2019 года вице-премьер Д. Козак представил свой проект закона «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в России», довольно сильно отличающийся от законопроекта Минфина России.

Спустя примерно месяц после внесения в Государственную Думу в первом чтении была принята минфиновская версия законопроекта, получившего наименование «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако после этого законопроект опять «увяз» в обсуждениях, поскольку многих не устраивал предмет его регулирования (в частности, законопроект серьезно затрагивал концессионные соглашения и соглашения ГЧП/МЧП, унифицировал формы государственной поддержки и т.д.).

В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.

Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона

Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?

Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).

Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).

Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация – за федеральные, субъекты РФ – за региональные, муниципалитеты – за местные.

В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.

Требования к ОРП

В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:

а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;

б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.

Таким образом, например, для целей «стабилизации» налога на прибыль инвесторы могут либо создать отдельную проектную компанию, либо вести отдельный учет прибыли, поступающей от инвестиционного проекта.

Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.

Требования к инвестиционным проектам

Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:

  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.

Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.

Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:

  1. игорный бизнес;
  2. производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
  3. добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
  4. оптовая и розничная торговля;
  5. деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
  6. строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.

Также закон предусматривает минимальные «пороги» инвестиций для заключения СЗПК: чем больше уровень капиталовложений, тем более широкий круг актов может стабилизироваться.

Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:

Акты, подлежащие «стабилизации»

1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин

Не менее 10 миллиардов рублей

2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ

3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке

4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:

1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ

2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке

- не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

- не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;

- не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;

- не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.

5. Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…».

Следует отметить, что выше в таблице перечислены акты (решения), подлежащие стабилизации в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…». Помимо этого, акты законодательства, подлежащие стабилизации, содержатся в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 5 НК РФ, положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр соглашений сведений о заключении СЗПК, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого СЗПК (т.е. в отношении инвестиционного проекта). Конкретный перечень таких актов зависит от того, какие публичные субъекты являются сторонами СЗПК.

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки

Объем капиталовложений ОРП

До 5 млрд. рублей

От 5 до 10 млрд. рублей

От 10 млрд. рублей

Процедура заключения СЗПК

Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.

Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.

До 1 апреля 2021 года СЗПК может заключаться на бумажном носителе; при этом его обязательной стороной должна быть Российская Федерация. К указанной дате должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения». Соответственно, после 1 апреля 2021 года соглашения о защите и поощрении капиталовложений будут заключаться в электронном виде, а подписываться - усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом соглашение в любом случае вступает в силу с даты его регистрации Федеральным казначейством.

Ответственность сторон и расторжение договора

Закон предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства. В остальных случаях, по сути, единственным негативным последствием незавершения проекта (или просрочки в его реализации) является возможность публичной стороны расторгнуть договор, по общему правилу, в судебном порядке; при этом взимание каких-либо штрафов с ОРП не предполагается. Допускается также расторжение СЗПК во внесудебном порядке при наступлении любого из следующих условий: если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или если принято решение о ликвидации ОРП.

Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.

Ответственность публично-правовых образований

Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также, например, в случае нарушения сроков и (или) объемов предоставления «обещанных» субсидий и бюджетных инвестиций.

Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.

Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).

Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.

Меры государственной поддержки

Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:

  1. на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
  2. на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:

  • 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
  • 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.

Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.

Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры государственной поддержки, не предусмотренные ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.

Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Авторы:


Олег Ушаков
советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: