В россии первые суда двигавшиеся по рекам против течения создал кто

Обновлено: 19.04.2024


Пароходы. Именно они открыли новую страницу в историю российского водного транспорта. Каким же был первый пароход, какое название он носил, в каком году был спущен на воду?

Первый российский пароход носил имя императрицы и назывался «Елизавета».

Он отправился в свой первый рейс 3 ноября 1815 года с пристани Санкт -Петербурга в Кронштадт. Это был период правления Александра I.

Построено судно было на литейно-механическом заводе Берда.

Шотландец Чарльз Берд приехал в Россию в 1786 году. В 1792 году он получил право на строительство в Петербурге завода. Именно на нём свершилась настоящая техническая революция в гражданском судостроении. В качестве двигателя на пароходе применили паровую машину Уатта, мощность которой составила четыре лошадиные силы. На пароходе установили шестилопастные бортовые колеса шириной 120 и диаметром 240 см.

Какие судна до этого производили гражданские перевозки? По водам Финского залива ходили только гребные и парусные суда . На них даже в безветренную погоду на путь до Кронштадта уходило около суток.

«Елизавета», на борту которой было тринадцать пассажиров, развила скорость в пять узлов и благополучно завершила рейс за 3 часа 20 минут.

  • длина - 18,3 м, ширина – 4,57, осадка судна – 6,1 м.
  • паровой котел на одну топку работал на дровах, от нее шла дымовая труба из кирпича, которую позднее заменили на металлическую.
  • труба могла служить основой для паруса, ее высота составляла 7,62 м. скорость могла доходить до 5,8 узла (почти 11 км/ч).

Пароход «Елизавета» совершал рейс о Санкт-Петербурга до Кронштадта один раз в день.

Берг продолжать совершенствовать судно, и уже в 1816 год убыл спущен на воду второй пароход уже с мощностью 16 лошадиных сил.

Через 5 лет на линии Санкт-Петербург – Кронштадт курсировало уже четыре парохода Берда. Два из них имели паровые машины в 35 лошадиных сил, один – 25, и еще один – 12. К 20-летнему юбилею первого рейса «Елизаветы» в России насчитывалось пятьдесят два парохода.

С июня 1817 года пароходы Берда занимались уже и грузовыми перевозками. Так парусники постепенно были вытеснены пароходами.

Именно благодаря Чарльзу Берду Россия стала четвертой страной в мире по пароходостроению. За заслуги перед Россией Берд был пожалован дворянским титулом и получил множество наград, в том числе орден Святого Владимира 3-й степени.

Интересен следующий факт. В России имя Берда на десятилетия стало символом успеха. На вопрос «Как дела?» петербуржцы отвечали: «Как у Берда. Только труба пониже да дым пожиже».

Пароходы, в основе конструкции которых лежал принцип, заложенный Бердом, строились в России вплоть до 1959 года.


Пароходы. Именно они открыли новую страницу в историю российского водного транспорта. Каким же был первый пароход, какое название он носил, в каком году был спущен на воду?

Первый российский пароход носил имя императрицы и назывался «Елизавета».

Он отправился в свой первый рейс 3 ноября 1815 года с пристани Санкт -Петербурга в Кронштадт. Это был период правления Александра I.

Построено судно было на литейно-механическом заводе Берда.

Шотландец Чарльз Берд приехал в Россию в 1786 году. В 1792 году он получил право на строительство в Петербурге завода. Именно на нём свершилась настоящая техническая революция в гражданском судостроении. В качестве двигателя на пароходе применили паровую машину Уатта, мощность которой составила четыре лошадиные силы. На пароходе установили шестилопастные бортовые колеса шириной 120 и диаметром 240 см.

Какие судна до этого производили гражданские перевозки? По водам Финского залива ходили только гребные и парусные суда . На них даже в безветренную погоду на путь до Кронштадта уходило около суток.

«Елизавета», на борту которой было тринадцать пассажиров, развила скорость в пять узлов и благополучно завершила рейс за 3 часа 20 минут.

  • длина - 18,3 м, ширина – 4,57, осадка судна – 6,1 м.
  • паровой котел на одну топку работал на дровах, от нее шла дымовая труба из кирпича, которую позднее заменили на металлическую.
  • труба могла служить основой для паруса, ее высота составляла 7,62 м. скорость могла доходить до 5,8 узла (почти 11 км/ч).

Пароход «Елизавета» совершал рейс о Санкт-Петербурга до Кронштадта один раз в день.

Берг продолжать совершенствовать судно, и уже в 1816 год убыл спущен на воду второй пароход уже с мощностью 16 лошадиных сил.

Через 5 лет на линии Санкт-Петербург – Кронштадт курсировало уже четыре парохода Берда. Два из них имели паровые машины в 35 лошадиных сил, один – 25, и еще один – 12. К 20-летнему юбилею первого рейса «Елизаветы» в России насчитывалось пятьдесят два парохода.

С июня 1817 года пароходы Берда занимались уже и грузовыми перевозками. Так парусники постепенно были вытеснены пароходами.

Именно благодаря Чарльзу Берду Россия стала четвертой страной в мире по пароходостроению. За заслуги перед Россией Берд был пожалован дворянским титулом и получил множество наград, в том числе орден Святого Владимира 3-й степени.

Интересен следующий факт. В России имя Берда на десятилетия стало символом успеха. На вопрос «Как дела?» петербуржцы отвечали: «Как у Берда. Только труба пониже да дым пожиже».

Пароходы, в основе конструкции которых лежал принцип, заложенный Бердом, строились в России вплоть до 1959 года.


Пароходы. Именно они открыли новую страницу в историю российского водного транспорта. Каким же был первый пароход, какое название он носил, в каком году был спущен на воду?

Первый российский пароход носил имя императрицы и назывался «Елизавета».

Он отправился в свой первый рейс 3 ноября 1815 года с пристани Санкт -Петербурга в Кронштадт. Это был период правления Александра I.

Построено судно было на литейно-механическом заводе Берда.

Шотландец Чарльз Берд приехал в Россию в 1786 году. В 1792 году он получил право на строительство в Петербурге завода. Именно на нём свершилась настоящая техническая революция в гражданском судостроении. В качестве двигателя на пароходе применили паровую машину Уатта, мощность которой составила четыре лошадиные силы. На пароходе установили шестилопастные бортовые колеса шириной 120 и диаметром 240 см.

Какие судна до этого производили гражданские перевозки? По водам Финского залива ходили только гребные и парусные суда . На них даже в безветренную погоду на путь до Кронштадта уходило около суток.

«Елизавета», на борту которой было тринадцать пассажиров, развила скорость в пять узлов и благополучно завершила рейс за 3 часа 20 минут.

  • длина - 18,3 м, ширина – 4,57, осадка судна – 6,1 м.
  • паровой котел на одну топку работал на дровах, от нее шла дымовая труба из кирпича, которую позднее заменили на металлическую.
  • труба могла служить основой для паруса, ее высота составляла 7,62 м. скорость могла доходить до 5,8 узла (почти 11 км/ч).

Пароход «Елизавета» совершал рейс о Санкт-Петербурга до Кронштадта один раз в день.

Берг продолжать совершенствовать судно, и уже в 1816 год убыл спущен на воду второй пароход уже с мощностью 16 лошадиных сил.

Через 5 лет на линии Санкт-Петербург – Кронштадт курсировало уже четыре парохода Берда. Два из них имели паровые машины в 35 лошадиных сил, один – 25, и еще один – 12. К 20-летнему юбилею первого рейса «Елизаветы» в России насчитывалось пятьдесят два парохода.

С июня 1817 года пароходы Берда занимались уже и грузовыми перевозками. Так парусники постепенно были вытеснены пароходами.

Именно благодаря Чарльзу Берду Россия стала четвертой страной в мире по пароходостроению. За заслуги перед Россией Берд был пожалован дворянским титулом и получил множество наград, в том числе орден Святого Владимира 3-й степени.

Интересен следующий факт. В России имя Берда на десятилетия стало символом успеха. На вопрос «Как дела?» петербуржцы отвечали: «Как у Берда. Только труба пониже да дым пожиже».

Пароходы, в основе конструкции которых лежал принцип, заложенный Бердом, строились в России вплоть до 1959 года.

Первый русский военный пароход

Говоря о первом русском военном пароходе, необходимо напомнить, что первый российский пароход был спущен на воду в 1815 году. И первопроходцем в этом новом деле стал Чарльз (Карл Николаевич) Берд (1766-1843 гг.) русский инженер шотландского происхождения. Первоначально он организовал завод, который изготавливал оборудование для сахарных заводов и паровые машины. Именно на заводе Берда и был изготовлен первый корабль с паровым двигателем, который так и был назван «пароход Берда».

Для того чтобы начать изготовление пароходов, надо было получить государственную привилегию, а вот с ней возникли проблемы. Дело в том, что первоначально в 1813 году эту привилегию Александр I выдал американскому изобретателю Роберту Фултону. В Америке он смог построить пароход, а в России за три года не смог сделать ничего. В результате контракт достался Берду. В то время все пароходы называли на английский манер стимботами или пироскафами. И вот в 1815 году на воду был спущен пироскаф «Елизавета».

Первый русский военный пароход

Новый флот России

Первый паровой корабль получил Балтийский флот, а ещё через два года – Черноморский флот. Корабли эти были не боевые, а вспомогательные, правда, с паровыми машинами и гребными колёсами. Задачи перед ними ставились простые: грузоперевозки и буксировка парусных судов военного флота.

Первый боевой паровой корабль создавался на Николаевской верфи. Закладка его произошла 29 марта 1823 года, а в 1825 году Черноморский флот пополнился первым пароходом, вооружённым 14 пушками, то есть он был приспособлен к боевым действиям.

Первый русский военный пароход

Николаевская верфь прославилась и тем, что здесь в апреле 1914 года был спущен на воду последний корабль императорского флота «Император Александр Третий». Его боевая история могла бы закончиться на французской базе в Бизерте (Тунис), куда была отправлена русская эскадра. Однако совсем недавно корабль напомнил о себе. Российскому военно-историческому обществу удалось разыскать за границей, доставить на Родину, бережно отреставрировать и передать Черноморскому флоту Андреевский флаг с корабля «Император Александр III». Это был последний флаг русского флота в Бизерте, и он стал символом преемственности. Принял его лично Президент Российской Федерации.

У истоков создания парового военного флота на Чёрном море стоял вице-адмирал Алексей Самуилович Грейг. Это был опытный моряк, совершивший неоднократно дальние плавания и принимавший участие в боевых действиях. Адмирал Грейг поручил строительство боевого корабля одному из самых опытных корабелов полковнику Илье Степановичу Разумову. Илья Степанович обладал богатым судостроительным опытом, полученным на верфях Петербурга, в Англии и Голландии.

Первый русский военный пароход


Портрет адмирала А.С. Грейга

Боевое крещение

Пароход получил название «Метеор» и уже через два года принял участие в боевых действиях. В 1828 году началась очередная Русско-турецкая война. Перед кораблями Черноморского флота была поставлена задача захвата турецких крепостей на побережье Кавказа. Основной крепостью турок на побережье была Анапа. В апреле 1828 года к крепости подошли семь линейных кораблей и четыре фрегата русского флота. Было большое количество и вспомогательных кораблей.

В составе русской эскадры был и боевой пароход «Метеор». В начавшейся десантной операции большую помощь оказал именно «Метеор». Большое количество отмелей и постоянный ветер с гор мешали парусному флоту проводить операции. Пароход, имевший небольшую осадку и свободу передвижения (не зависел от ветра), легко маневрировал и меткими выстрелами поражал противника. Через месяц Анапа стала русским морским портом.

На этом участие «Метеора» в боевых действиях не закончилось. На следующий год он участвовал в штурме турецких крепостей в Болгарии, в том числе и Варны. В 1828 году произошла капитуляция Варны, и русский император Николай I возвращался в Одессу на линейном корабле «Императрица Мария», а сопровождал его для непредвиденных обстоятельств пароход «Метеор».

Первый русский военный пароход


Машинно-котельное отделение парохода «Метеор», продольный разрез

Так пароход «Метеор» с успехом вписал первую страницу в военную историю парового флота в России.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи


Первый русский пароход

В 2015 г. исполняется 200 лет первому созданному в России пароходу.

Первый рейс первого русского парохода состоялся 3 ноября 1815 г. Но у этого события была длинная предыстория.

Парохо́дом называется судно, оснащённое поршневой паровой машиной в качестве двигателя. В качестве энергоносителя в паровых машинах пароходов использовался уголь, позже – нефтепродукты (мазут). В настоящее время пароходы не строятся, но некоторые ещё находятся в эксплуатации. Например, в России старейшее пассажирское судно пароход «Н. В. Гоголь», созданное в 1911 г., находилось в эксплуатации до 2014 г. Сейчас этот пароход находится в городе Северодвинске Архангельской области.


Пароход "Н.В. Гоголь"

Предыстория

Ещё в I в. н.э. Герон Александрийский предлагал использовать энергию пара для придания телу движения. Он описал примитивную безлопастную центробежную паровую турбину – «эолипил». В XVI-XVII вв. были созданы устройства, совершавшие полезную работу за счёт действия пара. В 1680 г. французский изобретатель Дени Папен сообщил об изобретении им парового котла с предохранительным клапаном («Папинов котёл»). Это изобретение приблизило создание паровой машины, но саму машину он не построил.

В 1736 г. английский инженер Джонатан Халс спроектировал судно с колесом на корме, приводимым в движение паровой машиной Ньюкомена. Судно прошло испытание на реке Эйвон, но не сохранилось доказательств этого и результатов испытания.

Первое достоверное испытание парохода произошло 15 июля 1783 г. во Франции. Маркиз Клод Жоффруа д’Аббан продемонстрировал свой «Пироскаф» – судно, приводимое в движение горизонтальной одноцилиндровой паровой машиной двойного действия, которая вращала два гребных колеса, расположенных по бортам. Демонстрация произошла на реке Сона, судно прошло около 365 м за 15 мин. (0,8 узла), после чего двигатель сломался.


Модель «Пироскафа», сделанная автором в 1784 г.

Название «пироскаф» во Франции и некоторых других странах долгое время использовалось для определения парового судна, парохода. Так же назывался пароход и в России. Во Франции этот термин сохранился до сих пор.


Пароход Фитча 1790 г.

Первый пароход, который успешно использовался, был создан Робертом Фултоном в 1807 г. Он совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани со скоростью около 5 узлов (9 км/ч).

Устройство парохода

У пароходов гребной винт устанавливается на одном валу с паровой машиной. У пароходов с турбиной гребной винт приводится в основном через редуктор или через электрическую передачу.


Опытное судно Чарлза Парсонса «Турбиния» (в музее)

В 1894 г. Чарльз Парсонс построил опытное судно «Турбиния» с приводом от паровой турбины. Испытания были успешными: судно развило рекордную скорость в 60 км/ч. С тех пор паровые турбины стали устанавливаться на многих быстроходных судах.

Самые известные пароходы в истории


Крупнейшим деревянным пароходом всех времён была «Амазонка» (Англия), созданная в 1851 г. Длина её корпуса составляла 91 м. Судно погибло при пожаре в 1852 г.


14 апреля 1912 г. «Титаник», являвшийся крупнейшим в мире пассажирским пароходом того времени, во время своего первого путешествия столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул в течение 2 часов 40 минут.


Самым старым в мире пароходом, всё ещё находящимся в эксплуатации, является норвежский колёсный пароход «Скибладнер», построенный в 1856 г. Он ходит по озеру Мьёса.

Пароходы в России

Первый пароход в России был построен на заводе Чарльза Берда в 1815 г. Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.

Чарльз (Карл Николаевич) Берд (1766-1843) – русский инженер и бизнесмен шотландского происхождения, первый строитель пароходов на Неве.


Мемориальная доска, установленная на заводе Берда

Он родился в Шотландии и приехал в Россию в 1786 г. Был энергичным и образованным инженером. Сумел организовать завод, который со временем превратился в одно из лучших литейно-механических предприятий. На нём изготавливали печи для сахарных заводов, коленчатые валы, лопасти и паровые машины. На этом заводе и был сооружён первый в России пароход, получивший название «пароход Берда». Со временем завод вошёл в состав «Адмиралтейских верфей».

Привилегию на постройку пароходов Берд получил с большим трудом. Сначала она была предоставлена императором Александром I в 1813 г. американскому изобретателю паровой машины Роберту Фултону. Но он не выполнил основного условия договора – в течение 3 лет не ввёл в строй ни одного судна. Этот контракт и достался Берду.

В те годы пароходы называли на английский манер «стимбот» или «пироскаф». Так вот первый русский пироскаф «Елизавета» был построен в 1815 г. на заводе Чарльза Берда и спущен на воду при большом стечении народа и в присутствии членов царской семьи в пруду Таврического дворца. Корабль продемонстрировал хорошие ходовые качества.

Как выглядел первый русский пароход?


Первый русский пароход "Елизавета"

Пароход имел длину 18,3 м, ширину 4,57 м и осадку 0,61 м. В трюме судна была установлена балансирная паровая машина Джеймса Уатта мощностью в 4 л. с. и частотой вращения вала 40 об./мин. Машина приводила в действие бортовые колёса диаметром 2,4 м и шириной 1,2 м, имевшие по шесть лопастей. Однотопочный паровой котёл отапливался дровами.

Над палубой судна возвышалась кирпичная дымовая труба, которую последствии заменили на металлическую высотой 7,62 м. Труба могла нести на себе парус при попутном ветре. Скорость парохода 10,7 км/час (5,8 узла).

Первый регулярный рейс «Елизаветы» состоялся 3 ноября 1815 г. по маршруту Санкт-Петербург – Кронштадт. В пути пароход провёл 3 часа 15 минут, средняя скорость составила 9,3 км/час. Обратный рейс из-за ухудшения погоды занял 5 часов 22 минуты.


А вот впервые назвал паровое судно «пароходом» в 1815 г. Пётр Иванович Рикорд (1776-1855) – российский адмирал, путешественник, учёный, дипломат, писатель, кораблестроитель, государственный и общественный деятель. Он же и описал подробно этот первый рейс и само судно в журнале 1815 г.

Ещё немного о Чарльзе Берде и пароходах в Российской империи

Пароходы Берда занимались пассажирскими и грузовыми перевозками. Использование пароходов было намного удобнее и быстрее, чем парусных судов, поэтому почти все перевозки оказались в руках Берда. В 1816 г. был спущен на воду второй пароход улучшенной конструкции с машинной мощностью 16 л. с. С 1817 г. регулярные пассажирские рейсы стали совершаться по два раза в день.


Д. Доу «Портрет В.А. Всеволожского» (1820-е годы)

Исключительная императорская привилегия принадлежала Берду до 1843 г.: только этот завод занимался строительством и эксплуатацией паровых судов в России.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: