В период зарождения государственности человек полагал что политико правовые институты созданы

Обновлено: 19.04.2024

При изучении данной темы необходимо исходить из того факта, что цивилизации ревнего Востока (Египет, Индия, Палестина, Китай) – это самый ранний тип общества, пришедший на смену первобытному. Государственные образования возникли здесь в конце IV -начале III тыс. до н.э. Исходя из этого следует выделить основные характеристики древневосточного государства и права.

Как можно доказать, что политическая мысль зародилась в русле религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя?

Каковы основные сюжеты политико-правовой мысли в эпоху зарождения государственно-правовых систем?

Что доказывает, что происхождение власти у мыслителей Древнего Востока трактуется как порождение сверхъестественной силы?

Каков характер верховной власти в древнекитайских мифах?

Чем вызван вывод мыслителей Древнего Востока о вечности земных законов?

Сформулируйте основные положения идеологии брахманизма и буддизма. Исходя из понятия дхарма (божественно предустановленные закон, долг, обычай, правило), проанализируйте такие источники политико-правовой мысли Древней Индии как “Законы Ману” (II в. до н.э.) и «Артхашастра» Каутильи (IV-III вв. до н.э.).

Необходимо обратить особое внимание на следующее положение “Артхашастры”: “Существуют четыре вида узаконивания дхармы – царский указ, священный закон (дхармашастры), судебное решение и обычай. Высшей силой в случае, если священный закон не согласуется с дхармой, обладает царский указ”. При отсутствии разногласий религиозному закону отдавалось предпочтение перед всеми другими.

На конкретных примерах, используя первоисточник, докажите, что юридическая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной, т.к. ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия.

Раскройте положение Мо–цзы о договорном происхождении государства и управления: «Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба. Только сын неба может создавать единый образец справедливости в поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок».

Какие цели преследовала эта теория?

Прокомментируйте высказывание Конфуция: « Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться о наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится. ».

При рассмотрении легизма следует исходить из того факта, что концепция управления легистов характеризуется низкой оценкой качеств своего народа и уверенностью, что только насилием можно призвать народ к порядку. В этой концепции отрицаются какие-либо права подданных по закону, обязательность закона для всех, в том числе тех, кто их издает. прокомментируйте тезис легистов: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими».

1.Политико-правовая мысль Древней Греции.

Если на Древнем Востоке основной формой государственной организации были восточные деспотии, то в Древней Греции -это полисы (города-государства), которые позднее объединяются в государственные союзы. По формам правления можно выделить: демократия (Афины, Абдеры), олигархия (Фивы, Мегары), Тирания (Сиракузы), аристократия (Спарта).

Древнегреческое общество формировалось как общество политическое. Поэтому право изначально рассматривалось как нечто неразрывно связанное с политической, государственной жизнью, но отличное от нее. Этим объясняется выдвижение на первый план проблем свободы, справедливости, закона, правомерности. В рассуждениях о государстве и праве античные мыслители не выходили за рамки полиса, служащего для них образцом и провозглашенного высшей формой общественной организации. политико-правовая теория рано обособилась как самостоятельная часть знания. Античная цивилизация основывалась на рабстве. Жизнь человека жестко регламентировалась законом и обычаем.

В истории политико-правовой мысли Древней Греции выделяют три периода: ранний (IX-VI вв. до н.э.), связанный с возникновением древнегреческой цивилизации; классический (V-первая половина IV в. до н.э.) – время расцвета философской и политико-правовой мысли; эллинизм (вторая половина IV – II вв. до н.э.) – время упадка древнегреческой государственности, подпадение под власть Македонии, а затем Рима.

Античная политико-правовая мысль развивалась как идеология свободы – фундаментальной ценности и главной цели теории и практики.

Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н.э., когда политическим центром древнегреческого общества стали Афины. Политико-правовая мысль получила развитие в этот период в трудах софистов – философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде, народном собрании. В центре внимания с тех пор оказались проблемы права и политики, морали. Софисты утверждали, что законы является высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон, по Протаргору, есть выражение согласованной «взаимной справедливости», договор граждан или народа.

Закон полиса противопоставляется природному праву как разумному началу. Писаный закон – это человеческое изобретение, которое отличает условность, зависимость от сменяющих друг друга законодателей.

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399 гг. до н.э.), считавший, что определяющим является закон. Он различал естественное право и закон полиса и считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Разумное, справедливое и законное тождественны.

Под влиянием Сократа сложилось мировоззрение Платона (427-347 гг. до н.э.) -одного из величайших мыслителей античности. Идеальное государство трактуется Платоном в диалоге «Государство» как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной жизни. Теория идей – сердцевина платоновской философии. Миру предметов и явлений Платон противопоставил мир идей или общих понятий, которые существуют за пределами неба.

Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему аналогичны в государстве три начала – совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия -правителей, воинов и производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

В диалоге «Политик» Платон рассматривает три формы правления: монархию, власть немногих и власть большинства. Каждая из них рассмотрена в двух вариантах – правильная и неправильная. В результате Платон выделил шесть форм: монархия, построенная на основе законов – царская власть; монархия при несоблюдении законов – тирания; законная власть немногих – аристократия; незаконная власть немногих – олигархия; демократия на основе законов; демократия, не соблюдающая законы. Среди законных форм демократия является наихудшей, т.к. не имеет должного управления. Среди неправильных форм – наихудшая – тирания.

В работе «Государство» Платон изложил проект идеального справедливого государства, во главе которого должны стоять философы – «аристократы духа», способные воплотить небесный мир идей в земной жизни. Особенность идеального государства – отсутствие имущественного расслоения, отсутствие бедных и богатых. На страже государства, законов должно быть соответствующим образом устроенное правосудие. Для убеждения истинного государства необходима религия. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совещаются начала демократии и монархии.

В диалоге «Законы» Платон выдвинул еще один проект лучшего государственного устройства, в котором деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Идеальным государственным устройством здесь выступила смешанная форма, в которой присутствуют начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Детальные и суровые законы должны жестко регламентировать публичную и частную жизнь людей. На страже законов стоит правосудие, которое не является самостоятельной властью, обособившейся государственной функцией.

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), который изложил свои взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития».

В отличие от Платона, Аристотель считал, что государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Люди последовательно создают семью, род или селение, государство, как высшую форму человеческого общежития, в котором полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Государство – продукт естественного развития: это высшая форма общения, достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Гражданин государства – это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. К правильным формам государства Аристотель относит монархическое правление, аристократию и политию, а к неправильным -тирания, олигархия и демократия. Самая правильная из них – полития (смешение олигархии и демократии), в которой правит большинство в интересах общей пользы.

Со своими учениками Аристотель описал, проанализировал и сопоставил более 150 конституций и проектов. Классификация форм государства проводится по двум критериям – по цели и по числу правящих лиц (правление одного, немногих и большинства).

Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Право отождествляется с политической справедливостью и делится на естественное и условное (установленное). Естественное право то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. К таковым относятся все общественные явления: семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. под условным правом Аристотель понимает установления государства (писаные законы, обычное право). Естественное право выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. По мнению Аристотеля, « закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов». Политическое правление – это правление закона, а не людей.

Политико-правовые идеи Платона и Аристотеля положены в основу западноевропейской политико-правовой теории.

2. Политические и правовые учения Древнего Рима.

В Древнем Риме особое значение приобрели учения о единстве государства и права, с чем связано появление государственно-правовых теорий и появление науки – юриспруденции, которая трактовалась римлянами как науке о праве и государстве. Римские юристы использовали положения древнегреческих авторов в разработке теории закона. Были исследованы такие проблемы как: соотношение закона и права ( Модестин, Юлиан, Цицерон, Цельс); отрасли права (Гай, Ульпиан, Папиниан, Павел).

Большой вклад в развитие политко-правовых идей внес Марк Туллий Цицерон (106 –43 гг. до н.э.) в своих диалогах и трактатах «О государстве», «О законах», «Оратор», «Об обязанностях».

Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа, согласованное правовое общение его свободных членов, «общий правопорядок». Государство порождено разумом, подражающим повелениям природы: « природа создала нас для того, чтобы мы разделяли между собой всю совокупность прав и пользовались ими все сообща» (диалог «О законах»).

Цицерон различает три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов (аристократии0 и народная власть (демократия). Предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия, т.к. «полновластие народа приводит к тиранической власти толпы». Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Право устанавливается природой в силу ее божественного начала. Закон устанавливается людьми. соответствие или несоответствие человеческих законов природе ( и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. Право народов рассматривается частью как положительное (установленное) право разных народов и частью как естественное право международного общения.

В трудах Цицерона политико-правовые идеи получили свое логическое завершение в качестве универсальнойидеологии государства.

П21 История правовых и политических учений: Учебное пособие. - М.: МГСУ «Союз», 2007. – 256 с.

В учебном пособии представлено краткое изложение основных вопросов курса истории правовых и политических учений с древнейших времен до наших дней. Политико-правовая мысль России дана в контексте мировой истории. Особенность издания состоит в том, что абсолютное большинство учений дополнено логическими схемами.

Пособие предназначено, прежде всего, для студентов юридических вузов, а также для всех интересующихся историей правовой и политической мысли.

Рецензенты: Прудников А. С., доктор юридических наук, профессор;

Прудников М. Н., доктор исторических наук, профессор;

Уткин А.И. , доктор исторических наук, профессор

© Пахомов В.Г., 2007

© Издательство МГСУ «Союз», 2007

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие представляет собой конспективный обзор лекций курса истории правовых и политических учений. Оно предусматривает последовательное изучение политико-юридических проблем с древнейших времен до наших дней. В его основе как региональный, страноведческий, так и портретный (индивидуальный и коллективный) метод: где и кем в наиболее развитой форме были представлены политико-правовые идеи.

Задача пособия чисто пропедевтическая – служить введением для начинающих изучать историю правовых и политических учений в качестве научной и учебной дисциплины, сообщить в сжатой форме самые предварительные сведения по данному предмету, показать закономерности развития политико-правовой идеологии, изложить историю наиболее влиятельных концепций государства и права.

История правовых и политических учений – это процесс закономерно возникающих и развивающихся на протяжении истории человечества политико-правовых идей. Все правовые и политические теории исходят в большей части из трех категорий: справедливости, власти и свободы. Первая из них наиболее полно выражается в праве; вторая – в государстве; третья – в положении личности. Следовательно, ее предметом является история теоретически оформленных в доктрины взглядов на государство, право, политику. Или – процесс развития представлений (теорий) о том, какова должна быть политическая (государственная) власть и ее деятельность, чтобы оказались реализованными принципы справедливости и свободы личности.

Политико-правовая доктрина состоит из трех частей: логико-теоретической, философской, религиозной или иной основы; теоретического содержания (система понятий и категорий, составляющих данную теорию государства и права); программы (оценка существующего государства и права, политические цели). К ее оценке применяется не гносеологический подход (истинности – неистинности), а социологический (способность выражать интересы конкретной социальной группы). Поэтому при их изучении важно выделить такие моменты как когда и где возникла данная доктрина, кто ее главные представители; какова связь доктрины с исторической обстановкой, с интересами социальных групп; каково теоретическое обоснование и содержание доктрины, какие идеи лежат в ее основе; как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах государства, содержании, основных принципах и источниках права; какие программные положения содержатся в данной доктрине, интересам какой социальной группы она соответствует? И, наконец, в чем ее новизна и каковы исторические судьбы политико-правовой теории?

Для понимания подлинного смысла взглядов конкретного мыслителя следует учитывать историческую ситуацию, а не судить «с точки зрения теперешних условий» (Аристотель) или общих отвлеченных идей.

Курс укладывается в русло общепринятой периодизации исторического процесса, где для каждой эпохи характерны свои политико-правовые учения и теории. Трудно сказать, какие из них истинные. Будущее покажет. Тем более, что еще Гуго Гроций предостерегал о том, что «нет такой философской школы, которой была бы доступна вся истина, хотя и нет такой, которая не содержала бы частичной истины». Каждому предстоит самому разобраться, что есть истина, а что нет. История политических и правовых учений дает ориентиры для таких оценок, служит фундаментом знаний юриста - профессионала.

Раздел I. ДРЕВНИЙ МИР

Древний Восток

Правовая мысль в период зарождения государственности

История правовых и политических учений представляет собой процесс развития политико-правовой составляющей общественного сознания. Его теоретическая часть включает в себя учения, концепции, доктрины. Исходной точкой их генезиса являются идеи и мысли. Мысль отражает реальность: материю, субъект, то есть для появления мысли нужен предмет. И, следовательно, политико-правовая мысль не могла возникнуть ранее, чем появились правовые институты: государство, право, власть. К тому же политико-правовая теория, как и любая другая область знаний, не рождается вооруженной аргументами, фактами, знаниями, своей логикой и методами как Афина Паллада из головы Зевса. Сначала зарождаются проблески политико-юридических знаний, по мере того как вызревают учреждения, нормы, политические институты.

Такое состояние имело место несколько тысяч лет назад. Самый ранний тип общества, пришедший на смену первобытному, сложился в цивилизациях Древнего Востока - Египте, Индии, Палестине, Китае. Государственные образования возникли здесь в конце IV – начале III тысячелетий до н.э. Политическая мысль зародилась в русле религиозно – мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя. В то время человеческая мысль была не отдифференцирована в отрасли, находилась в синкретическом состоянии. Наук в строгом смысле этого слова не было, лишь мысли, знания в форме броуновского движения.

Каковы основные сюжеты политико-правовой мысли в эпоху зарождения государственно-правовых систем?

История политических и правовых учений- это процесс закономерности возникающих и развивающихся на протяжении истории человеческих идей, учений о государстве и праве.

Предмет ИППУ- это идеи, мысли теоретически оформленные в доктрины, учения идеологов различных классов, социальных групп о государстве, праве, условия и факты их возникновения, развития и смены.

Политико-правовая доктрина-это система взглядов на возникновение, развитие, содержание и функции

государства и права.

Политико-правовая доктрина состоит из 3 оснований:

1) Логико-теоретическое основание (это мировоззренческая база мыслителя)

2)Основания теоретического содержания (категории и основании, которые описывают доктрину)

3) Программные положения (оценка существующего государства и права, политические цели)

Политико-правовые мысли в период зарождения государственности.

Политико-правовые взгляды в эпоху зарождения государственности:

Божественное происхождение и божественная легитимация всех существующих юридических институтов, правителей, власти, законов.

В мифах говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые после научили людей искусству управления и передали власть земным правителям.

2) Земные порядки - это часть общего, космического порядка установленные Богами.Люди не отличают себя от природы, они часть природы, их социум от нее не отделим. Космос в отличие от хаоса упорядочен, согласно мифам, усилиями богов. Земные же порядки – часть общемирового, космического порядка.

3) Земные законы – это отражение вечных божественных законов.

В древности изменения нарастали медленно, незаметно. Сознание человека их не улавливало, все казалось неизменным и вечным. Человек представление о справедливости и правде всегда связывал с именем Бога. Бог – гарант справедливых законов.

Политико-правовая концепция Дж. Локка. Проект конституционной монархии в учении.

Основная работа«Два трактата о правлении»

До государства люди пребывали в естественном состоянии-состоянии равенства и свободы.

Свобода распоряжаться своей личстью и и своими делами приводит к появлению собственности,она связанна с личностью и с его делами.

Причины возникновении государства:

1)Нет гарантии частной собственности и нет необратимости наказания.

2)Нет органа, который проводил бы толкование естественного права, естественного закона.

3)Нет органа, который приводил бы к исполнению.

И тогда для гарантии естественных прав и законов, люди отказались от самостоятельного их обеспечения и заключили общественное соглашение. Гарантом стало государство.

Государство-совокупность людей, соединяющихся в одно целое под эгидой и же установленного общего закона и создавшихся судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты и наказывать преступников. Оно имело право издавать законы, использовать силы общества для их применения, ведать отношениями с другими государствами.

Правитель становится тираном, так как много привилегий.

Правитель изъят из-под действия закона, а по Локку ни один человек не может быть изъят из-под действия законов этого общества.

Абсолютная монархия- всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав, над ней нет законов.

Для того, что бы он не превратился в тирана,нужен:

1)Единые, постоянные, обязательные законы.

2)Необходимо разделение властей.

Локк разделяет 2 власти:

1.Исполнительная власть(Кабинет; Правительство во главе с монархом) законодательной властью не обладает.

Функции Монарха :Законодательная инициатива, вето, право роспуска парламента, не может препятствовать созыву парламента.

2.Высшаязаконодательная власть(Парламент)

Требования: не должен заседать долго, иначе велик соблазн создать выгодные для себя законы.

Локк был категорически против абсолютно-монорхического устройства власти.

Он понмал,что идеальных форм не бывает и появление деспотической власти всегда возможно, и тогда народное восстание будет совершенно правомерным.

Обоснование демократической формы правления софистами.

В основе обоснования демократии лежит мысль Пратогора,согласно которому люди первоначально отличались от животного только умением пользоваться огнем. Постепенно люди овладели ремеслами, но жили порознь и гибли от диких животных. Жить вместе они не умели: едва собравшись, начинали раздоры,так как Дике(справедливость) понимали по разному.И тогда боги дали людям стыд и правду(закон),а закон это совместное установление граждан(договор). И никакое государство не устоит, если политикой будут заниматься немногие. Справедливость требует того, что в управлении государства должны участвовать все граждане.

Человек беспомощен только до образования государства. Все люди равны и государство обеспечивает причастность всех к справедливости, добродетели, мудрости политической жизни. Всему этому можно научиться.

Софисты противопоставляли писаные законы естественным. Писаные законы - искусственное изобретение, они несправедливы, от них (человеческих законов) неравенство, а не от природы. Справедливо то, что пригодно сильнейшему.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Оглавление

1 ВОПРОС Предмет истории политико-правовых учений. Политико-правовые мысли в период зарождения государственности. 3

2 ВОПРОС Обоснование демократической формы правления софистами. 3

3 ВОПРОС Политико-правовые взгляды Платона: 4

4 ВОПРОС Учение Аристотеля о происхождении, сущности и классификации форм государства. 5

5 ВОПРОС. Цицерон о государстве и праве. 6

6 ВОПРОС Правовые воззрения римских юристов. 7

7 ВОПРОС Политические идеалы раннего христианства. 8

8 ВОПРОС Теократические теории Ионна Златоуста и Аврелия Августина. 9

9 ВОПРОС Фома Аквинский о видах законов и праве народа на оказание сопротивления тиранической власти. 11

10 ВОПРОС Политико-правовые идеи в средневековых ересях 13

11. Политико-правовая концепция ислама. 14

12. Политико-правовая доктрина Н.Макиавелли 15

13. Политические и правовые идеи реформации 16

14. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси о добровольном рабстве. 17

15. Теория государственного суверенитета Жана Бодена 18

16. Социальные и политико-правовые идеи Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. 20

17. Политико-правовые идеи нестяжателей и иосифлян. 21

18. Учение о верховной власти в теории Филофея “Москва-третий Рим”. 23

19. Пересветов о государстве и праве. 24

20. Политико-правовые взгляды Ивана IV (Грозного) и Андрея Курбского 25

21. Политико-правовая концепция И.Т. Тимофеева 26

22. Теории естественного права и договорного происхождения государства Гуго Гроция 27

23. Обоснование демократии в учении Б. Спинозы. 29

24. Гоббс о государстве и праве. 30

25. Правовые и политические воззрения социал-демократов. Ф. Лассаль. 32

26. Политико-правовая концепция Дж.Локка. Проект конституционной монархии. 33

27. «Великие социалисты-утописты» о праве и государстве. Сен-Симон. 33

28. Ш. Монтескье о происхождении, формах государства и разделении властей. 35

30. М.Робеспьер о революционном и конституционном правительствах. 38

31. Политические и правовые идеи германского Просвещения. 39

32. Ч.Беккариа: обоснование запрета смертной казни. 41

33. Политическая концепция Симеона Полоцкого 42

1 ВОПРОС Предмет истории политико-правовых учений. Политико-правовые мысли в период зарождения государственности.

История политических и правовых учений — это процесс закономерности возникающих и развивающихся на протяжении истории человеческих идей, учений о государстве и праве.

Предмет ИППУ - это идеи, мысли теоретически оформленные в доктрины, учения идеологов различных классов, социальных групп о государстве, праве, условия и факты их возникновения, развития и смены.

Политико-правовая доктрина -это система взглядов на возникновение, развитие, содержание и функции государства и права.

Политико-правовая доктрина состоит из 3 оснований:

1) Логико-теоретическое основание (это мировоззренческая база мыслителя)

2)Основания теоретического содержания (категории и основании, которые описывают доктрину)

3) Программные положения (оценка существующего государства и права, политические цели)

Политико-правовые мысли в период зарождения государственности.

Политико-правовые взгляды в эпоху зарождения государственности:

Божественное происхождение и божественная легитимация всех существующих юридических институтов, правителей, власти, законов.

В мифах говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые после научили людей искусству управления и передали власть земным правителям.

2) Земные порядки - это часть общего, космического порядка установленные Богами. Люди не отличают себя от природы, они часть природы, их социум от нее не отделим. Космос в отличие от хаоса упорядочен, согласно мифам, усилиями богов. Земные же порядки – часть общемирового, космического порядка.

В древности изменения нарастали медленно, незаметно. Сознание человека их не улавливало, все казалось неизменным и вечным. Человек представление о справедливости и правде всегда связывал с именем Бога. Бог – гарант справедливых законов.

В мире существует множество теорий, раскрывающих процесс возникновения и развития государства. Это вполне объяснимо, так как в основе каждой из них лежат взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей, которые, в свою очередь, опираясь на разнообразные экономические, политические, финансовые и иные интересы, оказывают прямое или косвенное влияние на процессе возникновения, становления и развития государства.

К наиболее известным теориям относятся следующие.

Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи, в которой власть монарха представляет собой продолжение власти отца над членами его семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться правителю. Эта теория получила свое обоснование в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.) и была развита английским мыслителем XVIII в. Р. Фильмером, русским социологом Н. К. Михайловским и др. Представители патриархальной теории считали, что государство возникает в результате соединения родов в племена, затем союзы племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате объединения семьи в государство становится государственной.

Патриархальная концепция в определенной степени отражала важнейшие моменты перехода человечества от социально-организованной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе. В частности, в городах-полисах, объединение семей было определяющим в возникновении государства. Однако эта теория преувеличивала их роль, что было неверным в историческом и теоретическом плане. Идеалистически трактовала отношения правящих и подданных, отрицала качественное отличие государства и государственной власти от семьи и отцовской власти. К недостаткам патриархальной теории относят также архаический характер представлений о государственной власти, которые могут использоваться для оправдания различных форм деспотической и тиранической власти.

Теорию договорного происхождения государства отличают абстрактность представлений о первобытном обществе, его состоянии, человеке как изолированном субъекте процесса создания государства, а также антиисторизм в вопросах о времени и месте возникновения государства, о его сущности как выразителе интересов всех членов общества – и бедных, и богатых и облеченных властью, и не имеющих ее.

Договорная теория была значительным шагом вперед в познании сущности и назначения государства. Во-первых, она порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти и рассматривала государство как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Во-вторых, данная теория ставила вопрос о социальном назначении государства – человеку гарантировались его права и свободы. В-третьих, в теории прослеживается идея о том, что государство, как первый созданный людьми общественно-политический институт, можно совершенствовать и приспосабливать к изменяющимся условиям. В-четвертых, договорная теория обосновывала естественное право народа на свержение неугодной власти через революционное восстание. В-пятых, она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности государственно-властных структур народу.

Марксистская (классовая) теория происхождения государства (XIX в.) опиралась на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства. Основные положения этой теории изложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и других марксистов.

К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и существование государства с возникновением и существованием классов. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал, что на определенном этапе развития человечества в результате разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности происходит раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. Для разрешения этих противоречий необходима новая сила, – государство. Государство стало необходимостью именно в результате этого раскола. Экономически господствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить себе неимущих. В. И. Ленин рассматривал государство как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий»; как «орган классового господства, орган угнетения одного класса другим…».

Государство присуще лишь классовому обществу, поэтому с уничтожением классов государство отмирает. Таким образом, марксистская теория акцентирует внимание на классовой природе государства, его способности выступать в качестве аппарата, орудия насилия и подчинения в руках экономически господствующего класса, который с помощью государства становится и политически господствующим классом. Подобная абсолютизация роли классов и экономического фактора в процессе возникновения государства является ошибочной, так как в ряде регионов мира государство зарождалось и сформировалось до возникновения классов и под влиянием самых различных факторов. Однако это никак не умаляет значения марксистской теории, отличающейся четкостью и ясностью исходных положений и сыгравшей значительную роль в понимании происхождения государства.

Теория насилия (завоевания) являлась одной из распространенных на Западе в конце XIX – начале XX в. Ее сторонниками были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверждали, что причиной возникновения государства стало внутреннее и внешнее насилие. При этом Е. Дюринг развивал идею о том, что внутреннее насилие одной части первобытного общества над другой приводит к возникновению государства, собственности и классов государство становится органом управления побежденными.

Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешнего насилия. Они отмечали, что война и завоевание – мать государства. По Гумпловичу, государство возникает в результате порабощения более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения. К. Каутский считал, что государство появляется как аппарат принуждения победившего племени над побежденными. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного – класс эксплуатируемых. Теперь государство может защищать завоеванные племена от возможных посягательств со стороны других сильных племен. В ходе общественного развития смягчаются формы и методы властвования, и государство, как считали авторы теории внешнего насилия, превращается в орган защиты всего населения и обеспечения всеобщего блага.

В целом теория насилия носит абстрактный характер. Она не раскрывает основных причин происхождения государства, но выявляя отдельные, вторичные его формы, придает им универсальный характер. Вместе с тем, насилие, завоевание, не являясь первопричиной образования государства, оказали значительное влияние на процесс его возникновения.

Психологическая теория. Ее представители и разработчики Г. Гард, Л. И. Петражицкий, Н. М. Коркунов видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться. Они утверждали, что в результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения – государство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмотря на то, что теория объясняет многие проблемы, чего не в состоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская теории, тем не менее абсолютно неверно объяснять причины возникновения государства только психологическими факторами.

Расовая теории. Ее автором был французский писатель Ж. Гобино (XIX в.). Он поделил все человеческие расы на «высшие», призванные господствовать, и «низшие», которые обязаны подчиняться «высшим» расам. В основе подобного разграничения лежат физические, психические, умственные и другие различия между расами. Государство выступает орудием господства «лучших» рас над огромными массами. В период своего создания эта теория оправдывала и обосновывала колониальные войны.

Ирригационная теория. Автор этой теории К. Витторогень на основе изучения строительства ирригационных сооружений в древности (Египет, Междуречье) пришел к выводу, что общество в отдельных регионах не могло развиваться без организации строительства систем оросительных каналов, на строительство которых привлекались большое количество людей. Организовать такие работы может только постоянно действующая организация власти, т. е. государство.

Однако государство возникло не только в местностях, где проводились эти работы, и поэтому данная теория носит локальный характер.

Инцестная (половая) теория. Суть ее заключалась во введении запрета на инцест, т. е. кровосмешение. Это требовало наличия особой группы людей, специализировавшейся на поддержании запрета, а в дальнейшем выполнявшей и другие общественные функций, что и привело к возникновению государства; эту теорию выдвинул в XIX веке французский этнограф и социолог К. Леви-Строс.

Органическая теория. Одним из ее разработчиков был английский ученый философ Г. Спенсер (XIX в.). Согласно этой теории государство приравнивалось к человеческому организму и являлось продуктом действия сил природы, создающим его наряду с обществом и человеком.

Современные ученые сходятся во мнении, что практически невозможно выделить ведущий фактор возникновения государства. Существуют только общие предпосылки: экономические, психологические, демографические и др. У одних государств доминировали одни, у других – другие, и изучение этих процессов идет все интенсивнее по мере накопления информации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: