В каком возрасте в спарте мальчики поступали на иждивение государства

Обновлено: 24.04.2024

О воспитании детей в древнем Лакедемоне (сами спартанцы именно так называли свою страну) существует множество мифов и просто баек. Вот подлинная цитата с одного сетевого ресурса: «Половину всех младенцев Спарты оставляли умирать». Ровно половину, не больше и не меньше. Этим мифом мы обязаны Плутарху, который в «Жизнеописании Ликурга» писал: «Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, — он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали отцу, но слабых и уродливых детей кидали в «апофеты», пропасть возле Тайгета».

Ущелье в горах Тайгет хорошо известно современным археологам, там проводились раскопки и детских костей в этом месте (за долгие века существования Спарты их должно было скопиться изрядное количество, даже если в пропасть бросали только явных калек) не обнаружено. А вот останки взрослых людей там находили. Спартанцы бросали со скалы, нависающей над этим ущельем, пленных и преступников. В точности как это делали римляне, используя для той же цели знаменитую Тарпейскую скалу.

Эфиальт в фильме «300». В Спарте гипомейонам не доверяли оружие и доспех.

Эфиальт в фильме «300». В Спарте гипомейонам не доверяли оружие и доспех.

Кроме того, есть свидетельства существования в Спарте особой прослойки гипомейонов, в которую входили физически и умственно неполноценные граждане Спарты. Они считались неполноправными, но при этом оставались спартиатами, не переходя в низшее сословие периэков, не говоря уже об илотах. Если бы спартанцы убивали всех слабых и уродливых детей, такая прослойка в спартанском обществе просто не могла бы возникнуть.

Современные реконструкторы в спартанских доспехах.

Современные реконструкторы в спартанских доспехах.

Есть и другие легенды об обращении спартанцев со своими детьми. Например, их якобы купали в вине — чтобы выявить таким образом склонных к эпилепсии. Скорее всего, речь идёт либо о некоем религиозном обычае, либо о гигиенической процедуре обтирания младенцев антисептиком, в качестве которого использовалось вино или винный уксус. Но эпилепсию таким образом, тем более у младенцев, выявить заведомо невозможно.

Кадр из фильма «300». В семилетнем возрасте дети Спарты покидали отчий дом.

Кадр из фильма «300». В семилетнем возрасте дети Спарты покидали отчий дом.

Большинство подобных мифов базируется на каких-то реальных фактах. К примеру, иногда пишут, что спартанские дети должны были спать на крапиве, что вырабатывало у них стойкость и мужество. На самом деле в военных лагерях, куда детей отправляли в возрасте семи лет (эта практика называлась «агогэ», то есть «увод»), дети спали на соломенных подстилках. Но при этом самим детям разрешалось использовать собственноручно собранную траву для смягчения своего ложа. Этой травой и была крапива, которую обдавали кипятком, чтобы она не обжигала кожу. То есть сон на крапиве был послаблением, а не испытанием.

Похлёбка из чечевицы со свиной кровью — основное блюдо спартанской кухни.

Похлёбка из чечевицы со свиной кровью — основное блюдо спартанской кухни.

Часто пишут, что спартанских детей специально кормили впроголодь, чтобы они добывали мясо охотой или же воровством, вырабатывая таким образом полезные для будущего воина навыки. Что касается охоты, то спартанской молодёжи она действительно разрешалась. Но вот кормили детей сытно, ведь Спарте требовались сильные воины, а не заморыши. Другое дело, что еда в военной школе была однообразной и невкусной, так что любая дополнительная добыча была редким лакомством.

Гоплитодром — соревнование в беге со щитом. Роспись на вазе IV в. до н.э.

Гоплитодром — соревнование в беге со щитом. Роспись на вазе IV в. до н.э.

Ещё один миф — что спартанских детей поощряли драться между собой, а во время праздников им бросали куски сыра, чтобы они отнимали их друг у друга. В реальности учителя будущих спартанских воинов всеми способами поощряли в своих воспитанниках дух соперничества. Но вот драки вне учебных площадок жестоко карались, поскольку подрывали дисциплину, необходимую гоплиту, который будет стоять в строю фаланги. В праздничные дни устраивались разнообразные соревнования и юношам, победившим в них, в самом деле перепадали сыры и прочие вкусные продукты, которых в обычное время они не получали.

Урок письма в античной школе.

Урок письма в античной школе.

Подготовка спартанских детей и юношей действительно была суровой, но не жестокой. У них развивали инициативу, а также умение мыслить быстро и оригинально, для чего на каждом уроке любому ученику могли задать самый неожиданный вопрос, на который требовался немедленный ответ. Кроме чисто воинских дисциплин, юношей Спарты учили читать, писать и считать, а также музыке — игре на флейте, поскольку воин должен был быть гармонично развитой личностью. Но соседи не слишком любили спартанцев, а сами они не оставили подробных записей о своём быте и обычаях. Поэтому историки вынуждены искать истину среди разных баек, которые о спартанцах сочинили их недоброжелатели.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк и подпишитесь на мой канал. Также заходите на мой канал на ютубе там я несколько раз в неделю рассказываю об интересных страницах истории древнего мира и древнего Рима.

Мальчики, в Спарте находились под пристальным вниманием практически с момента рождения. Вскоре после того, как женщина рожала, младенца отводили на Герусию, совет старейших спартанцев, где его осматривали.

  • Если младенец во время этого осмотра, казался больным, или физически неполноценным, то новорожденный был бесполезен для спартанской армии.

Хотя вы, вероятно, слышали мифы о том, что этих младенцев бросали в пропасть скорее всего, их оставляли в пустыне или на близлежащих холмах.

Мальчики, прошедшие тест возвращались в свои семьи, где их воспитывали в строгости. Детей приучали не боятся темноты и одиночества.

Когда они плакали или жаловались, родители и воспитатели их попросту игнорировали.

Жизнь спартанских мальчиков была довольно суровой первые шесть лет их жизни. Но это были лучшие годы их жизни по сравнению с тем, как с ними обращалось государство, которое владело ими, как только им исполнялось семь лет.

Именно в этом возрасте начиналась настоящая военная подготовка. В семь лет ребенка мужского пола зачисляли в Агогэ (система гражданского воспитания), под руководством Пайдонома, спартанский термин, который переводится как мальчик-пастух.

Ему поручалось надзирать за воспитанием юных спартанцев.

Агогэ была разделена на три части:

  • Пайдесы - состоявшие из мальчиков в возрасте от 7 до 17 лет.
  • Пайдиски - в возрасте от 17 до 19 лет.
  • Гебонты - в возрасте от 20 до 29 лет.

Но их обучали танцам, гимнастике, и метанию копья, чтобы они были сильными и здоровыми матерями.

Спартанские солдаты воздерживались от выпивки, поэтому спартанских детей с раннего возраста учили, что пьянство предназначено только для рабов.

Обувь не давали, пока они не поступили на официальную военную службу, детей заставляли ходить босиком, даже по снегу.

Хотя жизнь молодых спартанцев была довольно жесткой, им разрешалось жениться, однако, поскольку мужчины были преданы государству и военной службе, они были вынуждены жить в казармах.

В отличие от своих афинских коллег по государству, жители Спарты
не были озабочены философией, искусством или чем-то еще,
кроме как стать величайшим воином.

Художественное изображение спартанских юношей 19 века, занимающихся спортом, в то время как молодые девушки дразнят их.

Художественное изображение спартанских юношей 19 века, занимающихся спортом, в то время как молодые девушки дразнят их.

Спартанских мальчиков также намеренно не докармливали, чтобы побудить воровать еду, если их ловили, то жестоко наказывали, не за воровство, а за то, что они не были достаточно умны, чтобы избежать наказания.

В древней Спарте существовала классовая система, которая поддерживала жизнь общества.

Три основных класса состояли из Спартиатов на вершине общества, за ними следовали Периэки и в самом низу - Илоты.

  • Спартиаты были коренными спартанцами, служившие в армии и имели полные политические и юридические права.
  • Периэки, которые часто были иностранцами, занимающиеся торговлей и производством оружия для армии. Периэки тоже служили в армии, как и все остальные, однако они не были воинами.
  • Самым низким классом были Илоты, которые работали в качестве слуг и фермеров и выполняли рутинную работу.

Они были выходцами из города, который спартанцы называли Гелос.

Спартанцы вторглись в эту деревню, уничтожили ее жителей.
и взяли многих в плен, в итоге илоты стали рабами Спарты.

  • На самом деле, в Спарте время от времени разрешалось убивать любого илота, даже если он был свободен.

Благодаря Илотам, которые были слугами, спартанские женщины были свободны от большинства домашних обязанностей.

Если они не были матерями, женщины участвовали в состязаниях, где их оценивали по пению, танцам, метанию копья, борьбе. Согласно спартанским произведениям искусства и рисункам, девушки участвовали в этих состязаниях обнаженными.

  • Считается, что они также участвовали в Гимнопедии, ежегодном фестивале, во время которого обнаженные юноши демонстрировали свои атлетические и боевые навыки с помощью военных танцев.

Спартанцы должны были быть совершены, как в обществе, так и на поле боя. Их цивилизация работала как военная единица, готовя мужчин и женщин к тому, чтобы они были лучшими в любых испытаниях.

Доброго времени суток!
Спартанское воспитание — довольно известное выражение. А знаете ли вы, что вокруг Спарты никогда не было стен, потому что считалось, что местные воины смогут отбить любую атаку. Спартанцев боялись, это были сильные и мужественные воины, которые с детства воспитывались в суровых условиях.
Система воспитания мальчиков в древней Спарте (VIII – IV вв. до н.э.) носила название «агогэ», что значило «унесение», слабые не выживали. После рождения сына отец был обязан отнести его к старейшинам. Те осматривали его на наличие увечий, уродств или признаков болезни. Если что-то подобное находили, то отцу приказывали выбросить ребенка в яму, где его оставляли умирать, если он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу, чтобы тот кормил его. Вместе с ребенком отцу полагался земельный участок.


В наши дни ученые утверждают, что это преувеличение и детей не скидывали в яму, но это лишь догадки.

Младенцы в Спарте спали в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков никогда не надевали. После седьмого дня рождения, детей забирали в специальные казармы, где они жили под присмотром надзирателя.


Воспитание сводилось к тому, что любой спор мальчики должны были решать на кулаках, а у надзирателя был кнут, которым он регулярно пользовался в отношении провинившихся.


Мальчики получали минимум необходимых вещей, дети ходили босыми, так как обувь считалась роскошью, стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась.Еды давали ровно столько, сколько нужно, чтобы ребенок не умер от голода. С другой стороны никто не запрещал воровать, но при этом попасться на краже было позором. Если поймали, жестокого избиения и лишения даже малейшего пайка не избежать.


Так же устраивались своего рода кулачные бои: на алтарь богини Артемиды клали кусок сыра. Голодные дети сходились и начинали драться за сыр. Зрители подзадоривали участников драки при помощи плетей. Иногда детей забивали на смерть. Но людям нравилась эта забава, все смеялись и веселились, наблюдая за детскими драками.


Кормили в Спарте очень своеобразно.Один путешественник, побывавший в Спарте, описывал местный обед: «Теперь я понимаю, почему они не бояться смерти». Он упомянул некий черный бульон. Это было мясо, которое варилось в смеси крови, уксусу и соли. Обедали спартанцы в одной палатке. Черный бульон — основное блюдо, всем доставалось по одному небольшому кусочку мяса.


Если хочешь больше — иди на охоту. Например, убив оленя, спартанец должен был разделить его на всех, но себе мог взять дополнительную порцию, чтобы отнести домой. Это был единственный случай, когда спартанец имел право поесть дома…


Часто после ужина помощник надзирателя начинал задавать детям различные каверзные вопросы. Например, «кто лучший человек в городе?» Дети должны были хорошо продумать ответ, чтобы его сочли умным, но на это давалось минимум времени. Если кто-то не справлялся, его били по рукам.


В Спарте проводился ежегодный фестиваль под названием Diamastigosis — это ничто иное, как публичное избиение мальчиков до полусмерти. Интересно то, что участвовать в нём было огромной честью. Дети сами хотели чтобы их избили. Они мечтали доказать, что смогут выдержать намного больше, чем о них думают.


По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.


Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко.



Спартанец — это воин. А значит он не может быть философом, фермером, ремесленником или торговцем,«образование делает тебя слабее» — считалось в Спарте, но читать и писать при этом каждый спартанец должен был уметь. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.


Умереть от старости — для спартанца огромный стыд и позор. Таких людей хоронили в безымянных могилах. Чтобы получить надгробие с именем, нужно было умереть в бою. Тогда тебя похоронят со всеми почестями.








Интересно, что воспитание по-спартански для девочек мало отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались в домашних условиях, но приоритетным направлением для них была также физическая и военная подготовка. По достижении определенного возраста они могли наравне с мужчинами принимать участие в военных акциях.

В Древней Спарте воспитание было основано на культе физического здоровья, физической силы. Спартанские девочки воспитывались в дисциплине. Важно было, чтобы девочки были здоровыми. Кроме этого девочкам преподавали музыку, гимнастику, танцы и учили пению. Девочки принимали участие в спортивных соревнованиях. Благодаря прогрессивному для того времени законодательству, созданному Ликургом в 7 веке до н.э. женщины в Спарте имели высокое социальное положение. Именно к этому вело воспитание девочек в Спарте. что и говорить, если ради знаменитой спартанке Елены Прекрасной разыгралась Троянская война.

Принцип воспитания девочек в Спарте был таков: двух-трех летняя спартанка должна была впитывать с молоком матери, что она должна стать "быстрой как лань, а не ленивой как свинья". Детей, как девочек так и мальчиков, наказывали розгами, а тех у кого не было следов от них высмеивали сверстники, считая их неженками.

Понять, какой идеал воспитания спартанской девочки можно по образу Аталанты. Она была атлетом, которая одерживала победу над мужчинами. Внутреннее мужество у нее сочеталось с внешней женственностью и красотой. Она была единственной женщиной, кто вместе с Аргонавтами, отправилась за золотым руном в Колхиду.

спартанские девочки на соревнованиях

Как я уже писал в ответе про спартанское воспитание мальчиков, воспитание детей в Древней Спарте - VIII-IV вв. до н.э. носило очень жёсткий характер.

В отличии от мальчиков, которых в 7 лет разлучали с семьёй, спартанские девочки воспитывались матерью.

Уже в 2-ух, 3-ёх летнем возрасте девочкам внушалась мысль, что они должны быть быстры, а не ленивы, и порка за малейшую праздность была обычным наказанием. Кроме заботы о доме, малышки по несколько часов на день занимались физическими упражнениями. Спартанские девочки должны были уметь:

-стойко переносить капризы погоды - они, как и мальчики ходили обнажёнными;

-мужественно переносить побои и даже гордиться множеством шрамов от розг;

-быстро бегать, без промаха метать копьё или диск;

-в совершенстве владеть приёмами кулачного боя;

-лаконично выразить свою мысль;

-играть на флейте, соблазнительно петь и танцевать;

-читать и писать.

Повзрослев, довольно часто девушки объединившись в отряды, устраивали соревнования с юношами, на которых лишь иногда представительницы прекрасного пола прикрывали свои тела лёгкими хитонами.

Достигнув 20-ти летнего возраста спартанские девушки принимали участие в брачных игрищах, устраиваемых в честь богини Геры, на которых состязались с молодыми спартанскими воинами в метании камней и беге. Также молодые женщины устраивали между собой поединки в борьбе, а юноши тем временем присматривали себе среди них невесту.

Наиболее известной полулегендарной спартанкой была прекрасная Елена, из-за которой и началась Троянская война. Скорее всего, каноны женской красоты в Древней Греции значительно отличались от сегодняшних, так как судя по всему спартанские женщины были больше похожи на современных женщин метательниц молота, чем на изящных и нежных созданий. Кстати, женщинам в Спарте, было запрещено пользоваться любыми средствами макияжа.

Однако взрослые спартанки обладали значительными юридическим правами, так как им позволялось не только иметь собственных рабов, но и владеть землёй.

Полноправные спартанцы считались равными между собой, их образ жизни от рождения до смерти жестко регламентировался. Младенец после рождения осматривала специальная комиссия. Если оно имело явные физические недостатки, было инвалидом, то подлежало отрицательных ном умерщвления.

С 7 лет мальчики воспитывались в гимнасиях, под наблюдением наставников-педагогов. Они содержались в суровых условиях, чтобы из них выросли выносливые воины, умеющие безоговорочно подчиняется-ваться. Дети спали на непокрытых сухом очеретник, ходили босые, купались в холодных ручьях. Ночью юноши устраивали засид-ки на дорогах и «охотились» на илотов. Так их приучали к войов-ничости и жестокости. Девушки же регулярно занимались гимнастич-ными упражнениями, чтобы стать здоровыми матерями.

Обучению грамоте и другим наукам не оказывалось большое значение. Вместе с детьми спартанцев в агелах воспитывались выход-цы из низших слоев общества, в частности мофакы - дети от из-смешанных браков (между спартанцем и илоткою). Главная цель обуче-ния и воспитания - подготовка будущего воина. Достигнув 14-лет-него возраста, подростки подвергались испытаниям (агонам) - жор-сток избиению перед алтарем Артемиды.

Совместное воспитание мальчиков с девочками имело своим результатом ранние браки. Жених, следуя древних обычаев, воровал невесту. Впрочем, это делалось по взаимному согласию своих и ее родите-лей. Спрятав невесту в своих знакомых, будущий муж секретности но посещал ее, пострижен и одетую в мужское платье. Когда он снимал с нее пояс - символ целомудрия, невеста становилась де-факто его женой, но вступала в дом мужа после ве-солью. Невесты приносили жертвы Зевсу и его жене. Приданое невесте не принадлежал. При заключении брака, кроме воли родителей, учитывалась и мнение должностных лиц.

С 20 до 60 лет спартанец считался военнообязанным и должен был систематически, почти ежедневно совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. К ЗО лет он не имел политических прав, ему надлежало во всем следовать советам своего опекуна, наставника.

Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму бороды и усы. К ЗО лет спартанец должен был женит-ся, иначе он ежегодно во время религиозного праздника подлежал побит-ю со стороны женщин. Тем, кто имел трех, четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись различные льготы.

Социальный статус женщин в Спарте был сравнительно высоким. Они не знгалы многих забот по хозяйству, илоты доставляли им продукты, детей воспитывало государство. Мужчины часто погибали в воен-нах. Жены и вдовы из знатных семей имели значительное материальное обеспечение. В их руках в IV в. до н. е. сосредоточилось около двух пятых, а в III в. до н. н.э. - более половины богатств С: парты.

Единство спартанцев обеспечивалось совместными трапезами (сис-сети), во время которых простые граждане и. цари ели за общим столом и занимались групповыми атлетическими упражнениями. Каждый вносил ежемесячно натуральный взнос в общину. Тот, кто не мог этого сделать, считался «таким, опустившийся», и лишался по-литических прав. Любая роскошь осуждалась. Свой дом спарта-нец мог строить только при помощи топора, пилы и молотка.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартанцев имело преимущественно целью подготовить членов военного сообщества. По утверждению Плутарха, новорожденных спартанцев осматривали старейшины (эфоры). Судьба нездоровых новорожденных неизвестна. Плутарх говорит, будто их казнили. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартанцы воспитывались в семье под присмотром нянь, которые славились своим умением на всю Элладу.

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подрастающих спартанцев. Такое воспитание было довольно длинным во времени и делилось на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети попадали к воспитателю пайдонома. Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были очень насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонком соломенном настиле.

В 12-летнем возрасте воспитания становилось еще более жестоким. Во все времена года верхней одеждой подростков был легкий плащ. Их приучали к короткосливья. Произвольное намек на красноречие преследовался. Применимы были и наказания, но они носили, скорее, символический характер. Например, того, кто провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, которые имели некоторые гражданские права. При инициации подростка жестоко испытывали. Эйрены были помощниками пайдонома в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартанцев. На втором этапе испытания до минимального обучения грамоте добавляли музыку и пение, которые преподавались более углубленно.

Приемы воспитания становились еще более жестокими. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Тот, кто вловився на краже, очень били, но не за то, что украл, а за то, что попался.

В 20 лет эйрены получал военное снаряжение и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращалась военная подготовка. К запреты не относили, например, никак и ни в чем не ограниченную половую жизнь. Но резко осуждалось и преследовалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартанцы могли воочию убедиться, насколько непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек-спартанок мало отличалось от мужского. Оно состояло преимущественно из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. В таком же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же свободным, как и у юношей, было сексуальное поведение.

На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание были малоплодовитою ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. А вообще, не весь педагогический опыт Спарты забыл.

Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали наследоваться и в другие эпохи.

Жизнь граждан Спарты от рождения и до смерти полностью контролировало государство, поэтому и воспитание в Спарте находился целиком в компетенции государства. По Плутарху, автором системы спартанского воспитания царь Ликург, которого относят к величайшим греческих законодателей античной эпохи.

Плутарх утверждает, что судьба новорожденных в Спарте зависела от их жизнеспособности: их осматривали старейшины, и жизнь сохраняли только здоровым детям, тех же, кто рождался больным и слабым, относили на гору Тайгетос и сбрасывали в пропасть. Не все современные историки соглашаются с этими данными. Очевидно одно: такие дети были исключены из общей системы воспитания.

В семилетнем возрасте мальчиков забирали из семьи * й и селили укрытых полувоенных заведениях вроде казарм - агелах. Основное внимание при воспитании уделялось физической и идеологической подготовке молодежи. Наук в Спарте учили только поверхностно, ровно настолько, сколько требовала жизненная необходимость: детей учили читать и писать. Уделяли внимание обучению музыки, поскольку считалось, что музыка предназначена збадьорюваты дух и разум человека, помогать ему действовать.

В возрасте двенадцати лет подросток-спартанец получал наставника, который занимался подростком.

Питание молодых спартанцев было чрезвычайно ограниченным. Разрешалось и даже поощрялось стремление прокормиться самостоятельно любыми путями, в том числе и кражами пищи. Если подросток попадался, его жестокая наказывали, но не за то что воровал, а за то, что не был достаточно осторожным и позволил себя поймать.

Ежегодно объявлялся период, когда илоты были вне закона - подростки спартанцы могли убивать рабов. Молодые спартанцы организовывали отряды, и ночами совершали рейды по селам илотов. Так развивались организационные способности и навыки действовать ночью.

Важнейшими качествами спартанцы считали активность и мужество, безоговорочное выполнение военных приказов. Учителя ставили целью привить детям идеалы служения родине и своему народу. По словам Плутарха, Ликург приучал сограждан к тому, чтобы они не хотели и не умели жить отдельно, а находились в неразрывной связи с обществом и полностью принадлежали родине, почти забывая о себе. Идеалы военной достоинства и патриотизм были провозглашены высшими нравственными ценностями. Таким образом, с юного спартанца воспитывали мужественного и выносливого воина, преданного своей стране, сильного духом и лишенного недостатков - страха, пассивности, несдержанности в поведении, неумеренности в желаниях и наклонностях. Воспитатели были изобретательными в достижении этой цели. Среди других человеческих пороков, в Спарте строго осуждалось пьянство, и уже через Ликурга было введено своеобразные "уроки трезвости", когда воспитанникам показывали пьяных рабов, чтобы вызвать у них отвращение и уберечь от этой недопустимой склонности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: