В каком качестве по мнению правдина должна предстать перед судом простакова

Обновлено: 27.04.2024


Господин Правдин делает доброе дело, помогая несчастным крестьянам:

". Ты сам, батюшка, других посмышленее, так сколько трудисся! Вот и теперь, сюда шедши, я видела, что к тебе несут какой-то пакет. "

". злонравие в благоучрежденном* государстве терпимо быть не может. " (*благоучрежденный - то есть содержащийся в добром порядке)

Господин Правдин - умный, проницательный человек. Он ясно видит, что помещик Простаков - дурак, а его жена - злая фурия:

". Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. "

Правдин является справедливым человеком. Он считает нужным наказать семью Простаковых за их "варварство":

". Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры. "

В конце пьесы Правдин лишает Простаковых права управлять имением, а недоросля Митрофана отправляет на службу. Таким образом Правдин восстанавливает справедливость:

". Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. "

Критика об образе Правдина в комедии "Недоросль"

"В последнем действии Правдин берет под опеку поместье Простаковых, то есть именем правительства лишает их права самим управлять поместьем.

Вообще говоря, Правдин вовсе не похож на обычного чиновника второй половины XVIII века. Он предпринимает объезд губернии и проявляет такую общественную активность, которую на самом деле никогда бы не потерпела власть. Не потерпели бы действий Правдина и помещики. Вся "экспедиция" Правдина - совершенно нереальный мотив в построении комедии. <. >На самом деле помещичьи владения брались в опеку лишь в редчайших случаях. Крестьяне не имели права жаловаться на своего хозяина.

Развязка "Недоросля" изображает не то, что в действительности делала власть, а то, что она должна была бы делать, но не делала."

Это был цитатный образ и характеристика господина Правдина в комедии "Недоросль" Фонвизина: описание героя в цитатах.

На Севере былины называли старинами, старинками. Старины - слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа. БЫЛИНЫ — народно-эпические песни героического или историко-бытового содержания. Термин «былина» не народного происхождения, а введен в научный оборот в 30-х годах XIX столетия любителем народной поэзии Сахаровым и с тех пор прочно установился в науке. В народном употреблении былины называются «ста́ринами» , «старѝнами» , «старинками» , «старинушками» так же, как и близкие к былинам, но в науке отличаемые от них исторические песни.
В былинах много исторически достоверных примет. Былины - это песни, в которых поется о том, что произошло в давнем времени. Былины, как мифы, не имеют авторов. Они создавались народом, исполнялись народными сказителями по памяти, как сохранилось от предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя. орошая сохранность былин в народной памяти на Севере России объясняется особо благоприятными условиями. Отдаленность края от культурных и политических центров, спокойствие размеренной крестьянской и рыбачьей жизни, не знавшей в тех местностях крепостного права, слабое распространение образования и печатной книги, мирные промыслы (рыбная ловля, плетение сетей и лаптей) — все это способствовало запоминанию спокойных, часто очень длинных старин. ранимая северным крестьянством, т. н. сказителями, былина, однако, не крестьянского происхождения. Свидетельство исторических документов, указания в самых текстах былин, особенности их художественной формы говорят о том, что крестьянство усвоило их от профессиональных певцов сказителей, скоморохов. Скоморохи же в свою очередь заимствовали сюжеты и, может быть, некоторые элементы поэтики у более ранних профессиональных слагателей эпоса — дружинных певцов древнейшего периода русской истории. Ярким показателем богато развитого дружинного песнотворчества в древнее время является знаменитое Слово о Полку Игореве.

2. A.A. Блок передаёт состояние природы ночью, в часы полнолуния. Какие чувства в это время суток испытывает лирический персонаж

Какое доброе дело нужно совершить чтобы доказать что я человек ребят помогите пожалуйста срочно дам 20 баллов

Характеристика Правдина

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» одним из второстепенных героев является государственный чиновник Правдин. Несмотря на то, что этот образ не занимает много места в произведении, его роль очень велика. При помощи характеристики Правдина автор демонстрирует, что при любых обстоятельствах можно и нужно оставаться честным, справедливым и принципиальным человеком. Только благодаря таким служащим, которые превыше всего чтут закон и порядок, честно выполняют свои обязанности, государство способно обрести настоящую силу и величие.


Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — не указано, известна только фамилия — Правдин.

Возраст — не указан, мужчина зрелого возраста.

Род занятий — помещик, государственный чиновник, занимается общественной работой.

Семья — не указано.

Социальное положение — дворянин, помещик.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семейств воспитание, привито понятие о чести.

Образование — качественное образование, характерное для просвещённых дворянских семейств.

Внешность — не указана.

Характер — спокойный, уравновешенный, твёрдый, честный, исполнительный.

Положительные черты — глубоко порядочный, рассудительный, честный, с обострённым чувством справедливости, отличный друг.

Отрицательные черты — отсутствуют.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание Правдина с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Правдина основан на том, что он является дворянином родом из Москвы, во владениях которого находятся несколько местных деревень.

«Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве».

Источник: Действие первое, явление 7

Помимо того, что Правдин — помещик, он состоит на государственной службе и является чиновником по общественной работе. В его задачи входит контроль и привлечение к наказанию помещиков, жестоких по отношению к крепостным крестьянам.

«Я определён членом в здешнем наместничестве».

Источник: Действие второе, явление 1

«Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно».

Источник: Действие второе, явление 1

Внешность

Черты характера и поступки

Портретная характеристика Правдина основана на том, что он является справедливым человеком с представлениями о совести и чести. Его работа доставляет ему удовольствие, так как позволяет бороться с жестокостью и самоуправством помещиков.

«…притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно. Ты знаешь образ мыслей нашего наместника. С какою ревностию помогает он страждущему человечеству! С каким усердием исполняет он тем самым человеколюбивые виды вышней власти! Мы в нашем краю сами испытали, что где наместник таков, каковым изображён наместник в Учреждении, там благосостояние обитателей верно и надёжно».

Источник: Действие второе, явление 1

Правдин — проницательный человек. Ему быстро становится известно о произволе г-жи Простаковой, и он не намерен закрывать глаза на её бесчинства.

«Я живу здесь уже три дня. Нашёл помещика дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».

Источник: Действие второе, явление 1

«Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже обо всём нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры».

Источник: Действие второе, явление 1

«Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди».

Источник: Действие пятое, явление 1

Правдин — строгий и неподкупный исполнитель закона. Он честно выполняет свою работу, защищая подневольных людей от насилия со стороны помещиков.

«Требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов.

Источник: Действие пятое, явление 3

Правдин не отступает от исполнения закона ни при каких обстоятельствах. Его не способны разжалобить лицемерные слёзы Простаковой, не соглашается он и на подкуп.

«Г-жа Простакова (Правдину) Батюшка, не погуби ты меня, что тебе прибыли? Не возможно ль как-нибудь указ поотменить? Все ли указы исполняются?
Правдин. Я от должности никак не отступлю». Источник: Действие пятое, явление 5

Правдин справедливо поступает и по отношению к учителям Митрофана. Честному Цыфиркину он выплачивает жалованье, в то время как жадному Кутейкину предлагает лично рассчитаться с Простаковой, которую тот очень боится.

«Правдин даёт также ему деньги.
Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете?
Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина». Источник: Действие пятое, явление 6

«Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре, да потрудись рассчесться с самой госпожою.
Кутейкин (выбегая) С самою! Ото всего отступаюсь». Источник: Действие пятое, явление 6

Правдин понимает, что корень всех бед Простаковой лежит в её неуёмной любви к Митрофану. Он укоряет сына за несправедливое обращение с матерью, ему претит грубое отношение к людям.

«Правдин (Митрофану) Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья.
Митрофан. Да она как будто неведомо…
Правдин. Грубиян!» Источник: Действие пятое, явление последнее

Правдин — не сухой и чёрствый исполнитель закона. Это думающий и чувствующий человек, считающий, что самым главным богатством является душа.

«Прямое достоинство в человеке есть душа».

Источник: Действие третье, явление 1

Правдин — просвещённый человек, который категорически против всякого рода предрассудков.

«…да как мудрёно истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды».

Источник: Действие пятое, явление 1

Воспитание

Правдин прекрасно воспитан. Не в его правилах читать чужие письма без разрешения адресата.

«Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны».

Источник: Действие первое, явление 7

Характеристика Правдина другими героями

Стародум

Стародум с глубоким уважением относится к Правдину, чьи личные качества ценит очень высоко и дорожит его дружбой.

«Правдин… выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Моё к вам душевное почтение…
Стародум. Оно мне драгоценно. Поверь мне.
Правдин. Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь её к другим, кроме таких…
Стародум. Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины, — перестаёт искренность». Источник: Действие третье, явление 1

Милон

Милон — друг Правдина. Он уважает его за благородное стремление облегчить участь подневольных людей, сделать их жизнь более справедливой.

«Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных».

Источник: Действие второе, явление 1

Простакова

Госпожа Простакова отмечает, что Правдин — деловой, занятой человеком, который много трудится.

«Ты сам, батюшка, сколько трудишься. Вот и теперь, сюда шедши, я видела, что к тебе несут какой-то пакет».

Источник: Действие четвёртое, явление 8

Речевая характеристика Правдина

Государственный чиновник Правдин в произведении выступает положительным героем. Это прекрасно образованный, всесторонне развитый человек, способный грамотно излагать собственные мысли.

Правдин является вежливым, воспитанным человеком: «Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны…», «Я прошу извинить меня, что вас оставлю».

Правдин изъясняет свои мысли, как правило, сложными предложениями, с использованием различных оборотов: «…притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно».

Речевая характеристика Правдина основана на его честности, порядочности и твёрдости в исполнении своих служебных обязанностей: «Я от должности никак не отступлю».

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Правдина вместе!

Биография

Правдин — дворянин родом из Москвы, помещик, владеющий несколькими деревнями в наместничестве. Будучи государственным чиновником, он получает от наместника задание объехать поместья и выявить нарушения со стороны помещиков, а именно жестокое поведение по отношению к крепостным крестьянам.

Оказавшись на месте, Правдин всего за три дня выясняет, кто является самым злостным нарушителем. Им оказывается жестокая и своенравная помещица, госпожа Простакова, привыкшая вымещать свой тяжёлый характер на подневольных ей людях.

Образ Правдина

Государственный чиновник Правдин, по замыслу Д. И. Фонвизина, является олицетворением честного, справедливого, деятельного представителя закона. Как и все герои произведения, он наделён «говорящей» фамилией, позволяющей понять его сущность. Этот персонаж превыше всего ценит истину и борется за справедливость, не поддаваясь ни на какие провокации.

Будучи одним из положительных героев, Правдин обладает качествами, которые писатель превыше всего ценит в людях. Чиновник прекрасно образован, воспитан, он понимает, какую большую ценность несёт в себе просвещение.

При всей строгости и твёрдости характера он является милосердным человеком, которому тяжело смотреть на страдания других людей. Правдин занимается общественной работой только потому, что видит в ней своё призвание — стоять на страже справедливости и облегчать участь несчастных и обездоленных.

Комедия «Недоросль» – гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, чьи имена в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов пьесы является мать недоросля Митрофанушки – госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает негативное отношение, а местами и насмешку читателей. Тем не менее, сам образ является тонко психологичным и требует подробного анализа.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как уже было сказано выше, Митрофан был единственной отрадой Простаковой. Чрезмерная любовь женщины вырастила из него «маменькина сынка». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать лет он все еще напоминает маленького ребенка, который капризничает и бегает гонять голубей вместо того, чтобы учиться. С одной стороны, чрезмерная забота и огораживание сына от каких-либо забот реального мира может быть связана с трагичной историей семьи самой Простаковой – один ребенок не восемнадцать. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, чтобы Митрофан оставался большим слабоумным ребенком.

Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).

В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Простакова как носитель устаревшей морали

В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.

Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой

В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.

По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.

Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своём сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: