В каком году в казахстане впервые проходят судебные процессы с участием присяжных заседателей

Обновлено: 19.04.2024

В п. 2 ст. 75 Конституции РК закреплено положение о том, что уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, в случаях, предусмотренных законом.

Это означает, что участие присяжных может иметь место только при рассмотрении уголовных дел судом, а перечень преступлений, судебное рассмотрение по которым проводится с участием присяжных, определен уголовно – процессуальным законодательством.

В настоящий момент уголовные дела рассматриваются в составе 1 судьи и 10 присяжных заседателей ( при отборе присяжных избирается 12 человек, из которых двое присяжных являются запасными и принимают участие в рассмотрении дела, если выбывает присяжный из основного состава).

Присяжные находятся в зале судебного заседания, слушают происходящее в зале суда, могут задавать вопросы через председательствующего участникам процесса, для того, чтобы в дальнейшем в совещательной комнате ответить на три основных вопроса.

Суд с участием присяжных рассматривает вопрос о виновности или невиновности обвиняемого и назначении наказания при признании лица виновным.

С 1 января 2016 года судом с участием присяжных рассматриваются дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, а также по делам о таких преступлениях как, – похищение человека группой лиц, либо с целью эксплуатации, либо повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия ( 125 ч 3 УК), - торговля людьми если такие действия совершены преступной группой либо повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия ст.128 ч. 4 УК, - вовлечение несовершеннолетнего в совершение уголовных правонарушений лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность преступной группы ( ст. 132 ч. 5 УК), - торговля несовершеннолетними преступной группой; либо когда такие действия повлекли по неосторожности смерть потерпевшего либо иные тяжкие последствия ст.135 ч. 4 УК.

Наряду с этим закон предусматривает определенные ограничения рассмотрения дел с участием присяжных о преступлениях, за которые предусмотрена смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Исключение составляют дела:

- создание и руководство преступным сообществом, совершенные лицом, занимающим лидирующее положение среди руководителей организованных групп (преступных организаций) ст. 263 ч 5 УК

- контрабанда, наркотических средств, психотропных веществам , их аналогов, в особо крупном размере ст. 286 ч 4 УК

- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, преступной группой, а равно их сбыт в организациях образования либо заведомо несовершеннолетнему лицу - ст. 298 ч 4 УК, либо их хищение или вымогательство в особо крупном размере ст. 299 ч 4 УК, либо склонение к их употреблению если это повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия – ст. 299 ч 4 УК.

Когда речь идет о механизме защиты прав человека, мы среди многих институтов особо выделяем суд присяжных. Возможность рассмотрения уголовного дела судом присяжных относится к закрепленным Конституцией процессуальных гарантий судебной защиты прав и свобод обвиняемого, механизм которых устанавливается законом.

Суд присяжных – это гарантия прав человека, которая в полной мере отвечает таким принципам правосудия, как состязательность сторон, независимость судей, объективность, коллегиальность, презумпция невиновности. Введение этого института преодолевает недоверие общества к правосудию и тем самым укрепляет судебную власть, является важным фактором, формирующим общественное правосознание.

Самым важным в деятельности суда присяжных является то, что им дано право отвечать на вопрос о виновности или невиновности обвиняемого и назначении наказания при признании лица виновным.

Процесс организации суда с участием присяжных начинается с направления председателями областных судов представлений в областные акиматы для составления списков кандидатов в присяжные, впоследствии такие лица путем случайной выборки будут участвовать в отборе присяжных по конкретному делу, затем в отборе 10 присяжных основного состава и 2 – запасного, по процедуре, предусмотренной Уголовно - процессуальным кодексом.

Источником первичных ежегодных списков кандидатов в присяжные являются списки избирателей, постоянно проживающих в административно – территориальной единице. Эти лица, если они достигли 25 лет, включаются в список кандидатов.

Вместе с тем, к кандидатам в присяжные предъявляются и другие требования, которые на данном этапе составления списков не проверяются, ( язык, судимость, госслужба, заболевание) однако несоответствие этим требованиям выясняется, в лучшем случае, во время отбора и жеребьевки в суде, в худшем - по завершению судебного процесса, что уже ставит под сомнение приговор суда с участием присяжных.

Так, например, в 2012 году в г. Алматы по результатам прокурорской проверки было выявлено, что списки кандидатов в присяжные заседатели были сформированы районными акиматами в августе 2011 года, и эти списки не отвечали требованиям закона. В одном из районов города в этом списке значилось 7 306 граждан, из которых 40 лиц состояли на учете в центре психического здоровья, 6 – на учете в наркологическом диспансере.

По пояснениям сотрудников акимата района, эти лица были включены в список, поскольку по результатам обработок ( проверок) предварительных списков, на таких лиц не поступили сведения из центра психического здоровья и наркологического диспансера.

Сотрудники же наркологического диспансера и ЦПЗ пояснили, что списки проверялись в первой половине 2011 года, соответственно, такие лица могли попасть под наблюдение уже в 2012 году, тем более, что списки душевнобольных и наркоманов в южной столице пополняются ежедневно десятками человек.

Такие проверки списков кандидатов в присяжные не являются постоянными, что в отдельных случаях приводит к вынесению неправосудных приговоров.

Сегодня достижения в области использования электронной информации в Республике Казахстан должны полностью искоренить нарушения на стадии формирования списков кандидатов в присяжные заседатели.

Судебная практика показывает, что выяснение обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного, в ряде случаев послужило причиной отмены приговора, вынесенного судом присяжных.

Так, по одному из рассмотренных дел с участием присяжных в г. Алматы в 2016 году, приговор был отменен именно по тем основаниям, что при формировании коллегии присяжных один из кандидатов недостаточно владел языком судопроизводства и не мог в полной мере понимать суть происходящего в судебном процессе, оценивать происходящее в зале суда, самостоятельно в совещательной комнате отвечать на вопросы при заполнении вопросного листа, которое происходит тайно. Другой присяжный скрыл факт того, что его родной брат всего несколько лет назад был осужден к длительному сроку лишения свободы за умышленное убийство и ещё отбывал наказание, а сестра привлекалась к уголовной ответственности за хулиганство, в связи с чем, у присяжного было устойчивое предвзятое мнение в отношении работников судебных и правоохранительных органов.

Поэтому важно, чтобы на стадии отбора присяжных из числа кандидатов, все обстоятельства, препятствующие гражданину исполнять обязанности присяжного были установлены.

Для того, чтобы состоялось формирование коллегии присяжных, необходима явка не менее 25 кандидатов в присяжные. Если кандидатов явится менее 25, то суд может истребовать дополнительный список кандидатов.

После самоотводов явившихся кандидатов, должно остаться не менее 17 претендентов в присяжные. Если их осталось больше, то судья опускает все билеты с фамилиями оставшихся лиц в урну, перемешивает и достает такое количество билетов, чтобы осталось 17, называет фамилии тех, чьи билеты извлечены. Эти лица уже не участвуют в дальнейшем отборе.

Оставшиеся 17 билетов с фамилиями кандидатов передаются прокурору, подсудимому и его защитнику для того, чтобы они заявили отводы 5 кандидатам. ( Двум – прокурор, трем – подсудимый и его защитник). При этом никто не должен объяснять мотивы этого отвода.

В результате остается 12 билетов с фамилиями лиц, которые образуют коллегию присяжных. Эти билеты опускаются в урну, перемешиваются, судья по одному достает билеты, называет фамилию и номер, в том порядке, в котором достается билет. Первые десять - составят основной состав присяжных, 11 и 12 – запасной состав. Если выбывает кто – либо из присяжных, то его место в основном составе занимает одиннадцатый запасной присяжный, если выбывает еще один присяжный, то его место займет двенадцатый.

Часть 4 ст 647 УПК устанавливает запрет присяжным отлучаться из зала судебного заседания во время слушания дела; вступать в контакт во время слушания дела по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего; собирать сведения в ходе разбирательства дела вне судебного заседания; разглашать сведения об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с его участием в закрытом судебном заседании, а также нарушать тайну совещательной комнат.

Для выполнения данных запретов требуется создание соответствующих бытовых условий для присяжных, которые бы позволили в течение всего времени находиться присяжным в помещении, исключающим возможность какого- либо влияния на них. К сожалению, такие условия присяжным еще не обеспечены, и это иногда порождает конфликтные ситуации.

Так, по одному уголовному делу, рассмотренному в 2016 году СМУС г. Алматы с участием суда присяжных, в протесте прокурора ставился вопрос о непроцессуальном контакте присяжного и адвоката подсудимого, поскольку они в одно и то же время находились в помещении туалетной комнаты в здании другого суда, расположенного рядом с судом, где рассматривалось дело. Судом данные доводы не были приняты во внимание, поскольку сам по себе этот факт не мог свидетельствовать о том, что между адвокатом и присяжным состоялась какая – либо беседа по рассматриваемому делу.

Но, поскольку такой факт имел место, вопрос о создании условий для присяжных остается актуальным, в ряде судов такие условия уже созданы.

После формирования коллегии присяжных, присяжный заседатель принимает присягу и начинается судебное следствие по конкретному делу. Присяжные заседатели находятся в зале судебного заседания и присутствуют при исследовании доказательств. Государственный обвинитель – прокурор, излагает сущность обвинения. Подсудимый излагает свою позицию по обвинению, допрашиваются свидетели, потерпевшие, специалисты, эксперты, осматриваются вещественные доказательства. Законом даже допускается с участием присяжных осмотр местности и помещения, если это необходимо для исследования доказательств по делу.

Присяжные должны внимательно наблюдать за тем , что происходит в зале суда, они могут делать заметки для себя и задавать вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам через председательствующего судью.

В ходе судебного разбирательства судья - председательствующий ведет процесс, формулирует вопросы, подлежащие затем разрешению в совещательной комнате, контролирует составление протокола, решает вопрос о допустимости или недопустимости доказательств, квалифицирует деяние.

Более широкие обязанности и полномочия председательствующего судьи в ходе судебного разбирательства ни в коей мере не влияют на независимость и самостоятельность присяжных при принятии решения в совещательной комнате. Сложившаяся судебная практика этому подтверждение.

Особенности производства в суде присяжных состоят не только в том, что вопрос о виновности гражданина в совершении преступления решается с участием простых граждан, но и в том, что уголовный процесс стал носить более состязательный характер.

Вместе с тем и при состязательном судебном разбирательстве судья не может быть пассивным наблюдателем судебного процесса. Он не только должен создавать сторонам условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела ( например, по ходатайству сторон вызывать необходимого свидетеля, запрашивать те или иных документы, назначать экспертизу), но и при необходимости задавать вопросы допрашиваемым в суде лицам и др. Принцип состязательности предполагает активность и самостоятельность профессионального судьи в выяснении юридических вопросов уголовного дела. Судья вправе признавать доказательства, полученные с существенным нарушением закона, юридически ничтожными, разъяснять участникам процесса их права и обязанности, разъяснять присяжным уголовный закон, подлежащий применению и т.д.

Принцип состязательности сторон предполагает состязательность не голословных мнений, а позиций, основанных на анализе исследованных в суде доказательств. Нельзя не учитывать тот факт, что адвокат находится в зависимости от мнения подзащитного, но даже при этом адвокат должен всегда помнить, что закон и нравственность в его профессии выше воли доверителя, что он служит интересам не только подзащитного, но и правосудия.

После судебного следствия участники процесса выступают в судебных прениях. В присутствии присяжных стороны выступают по вопросам доказанности вины. Без присяжных стороны высказывают свою позицию по квалификации, гражданскому иску и назначению наказания.

Без участия присяжных в зале суда с участием сторон формируются и обсуждаются вопросы, на которые будут даны ответы в совещательной комнате. По итогам обсуждения формируется вопросный лист, после чего приглашаются присяжные в зал суда и в присутствии всех участников процесса он оглашается. После этого судья и 10 присяжных удаляются в совещательную комнату для вынесения приговора или обвинительного или оправдательного.

В совещательной комнате присяжным путем тайного голосования предстоит ответить на три основных вопроса.

Вопрос 1) доказано ли, что само деяние имело место ( например, был обнаружен труп у подножия горы, подсудимого обвинили в том, что он специально толкнул потерпевшего с обрыва – присяжным предстоит ответить на вопрос имело ли место убийство, т.е. деяние, при котором потерпевшего столкнули с обрыва, а не такие обстоятельства, как, например, потерпевший шел по берегу и умер от сердечного приступа, или потерпевший упал с обрыва пытаясь сделать сэлфи). При этом ответить они должны только одним словом – «да» или «нет», или « да,доказано», «нет, не доказано». Объяснять причины своего ответа они не должны. Выдвигать другие версии они тоже не должны.

Вопрос 2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый ( отвечать на этот вопрос, присяжные будут только в том случае, если на первый вопрос они ответили положительно, т.е. что деяние доказано и потерпевшего столкнули с обрыва) При ответе на 2 вопрос присяжные должны ответить, соответственно, подсудимый ли толкнул потерпевшего с обрыва, или может кто – то другой толкнул его с обрыва). Объяснять причины своего ответа они также не должны. Выдвигать другие версии они тоже не должны. Ответ также должен быть либо « да, доказано», или « нет, не доказано».

Вопрос 3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния, отвечать на этот вопрос присяжные будут, если на первых два они ответили положительно.

Ответы на вопросы присяжные пишут на чистом листе бумаги и опускают в урну для голосования. Результаты голосования вносятся в опросный лист, который подписывается судьей и присяжными. Опросный лист приобщается к материалам дела.

Только в случае положительного ответа на все три вопроса, будет решаться вопрос о наказании лица, признанного виновным. Решение по мере наказания принимается открытым голосованием.

После подписания приговора судьей, присяжные и судья возвращаются в зал суда и судья провозглашает приговор.

За время выполнения обязанностей присяжного ему выплачивается заработная плата в размере половины однодневного заработка судьи за каждый день участия в суде.

И.Н. Федотова, судья Алматинского городского суда

В данной статье автор рассматривает вопросы истории появления суда присяжных в мире и проблемы становления, уточняет и дает понятие некоторым терминам, институту судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права, автор объясняет как суд присяжных рассматривает уголовные дела по обвинениям, как правило, в тяжких преступлениях в первой инстанции, и кто из граждан Республики Казахстан имеет право быть в числе суда присяжных, а кто не имеет права участвовать в суде в роли судьи присяжных заседателей. Также в статье дается сравнительно-правовой анализ деятельности института присяжных заседателей.

Институт присяжных в мире имеет многовековую историю и функционирует в течение более восьмисот лет. Еще в Древней Греции из числа афинских граждан избирались коллегии гелиастов, выносившие решения на основе внутреннего убеждения. Судебные органы скандинавских стран, норвежские, датские и исландские тинги, для которых были характерны элементы современного суда присяжных, в IX-X вв. были привнесены скандинавами в Нормандию, из которой через полтора столетия совершилось вторжение Вильгельма Завоевателя в Англию. Считается, что суды присяжных появились во Франции, где есть свидетельства появления определенного их подобия во времена правления Людовика Благочестивого в 829 году. Эти суды были занесены в Англию норманнами после вторжения в 1066 году и закрепились там, став неотъемлемой частью английской правовой системы уже к началу XII века. К XV веку суд присяжных окончательно сформировался как независимый и непредвзятый орган, выявляющий фактическую сторону дела. В конечном результате в Англии и родился современный суд присяжных. В 1877 г. в Великобритании палатой лордов по делу Джексона был выработан прецедент, закрепивший разграничение компетенции коронных судей и присяжных заседателей: жюри решает вопросы факта, судьи права.

Важное значение для деятельности суда присяжных имело решение, принятое во время слушания дела «Бушеля», в соответствии с которым присяжного заседателя не должно штрафовать или садить в тюрьму за оправдание обвиняемого. К началу XVIII века для суда присяжных стала характерной практика вынесения решения по судебному делу исключительно на основании предъявленных, на процессе доказательств, относящихся исключительно к рассматриваемому делу.

Во Франции суд присяжных был введен в период Великой французской буржуазной революции. Впоследствии Наполеон способствовал введению его и в завоеванных европейских странах, в частности в Бельгии, Голландии, Италии.

Классический вариант суда присяжных действовал во Франции до 1941г., затем был заменен судом смешанной коллегии марионеточным Правительством Виши во главе с диктатором Маршалом Петэном, который сотрудничал с фашисткой Германией.

В Германии классический суд присяжных был заменен уже в 1924г. расширенной коллегией суда состоящей из трех профессионалов и шести «присяжных» принимавших совместное решение по всем спорным вопросам.

В 1975г. был заменен на трех судей и девять заседателей (шеффенов), составляющих единую коллегию.

В Италии дела об опасных преступлениях рассматривали судебные коллегии, образованные из двух судей и шести непрофессионалов (народных судей). Аналогичные изменения произошли и во многих странах Европы.

Неудачно закончилась попытка образования суда присяжных в Японии. В этой стране уголовные дела об опасных преступлениях рассматривает судебная коллегия, состоящая из трех или пяти судей.

Шестая поправка к конституции США закрепила права обвиняемого во всех случаях уголовного преследования, требовать беспристрастного суда присяжных. Стороны имеют право настаивать на суде присяжных и при рассмотрении гражданских дел с ценой иска, превышающей двадцать долларов. По американским данным, в США судом присяжных рассматривается 80% дел от всех дел в мире разрешенных с такой формой народного участия. Тем не менее, и в США судом присяжных разрешается лишь 20% всех уголовных дел (или до 8% дел о наиболее опасных преступлениях).

В России суд присяжных был введен в ходе великой судебной реформы царя освободителя Александра II в 1864г. и действовал до установления в стране власти большевиков. В 1901-1912гг. в России присяжные заседатели признавали виновными 60-64% подсудимых (профессиональными судьями до 75%).

На сегодняшний день, обыватели, да и большинства юристов считают, что существуют две основные модели суда присяжных англо-саксонская (классическая) и континентальная. Это не совсем верно. Дело в том, что в теории и практике уголовного судопроизводства не существует континентальной модели суда присяжных, модели о которой очень много говорят после введения в Казахстане, так называемого «суда присяжных». Истории права известна только одна модель уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей, применяемая в двух типах уголовного процесса: англо-саксонском и континентальном процессах. Англо-саксонский тип уголовного процесса с участием присяжных подразумевает рассмотрение дела профессиональным судьей и коллегией присяжных заседателей, которая включает в себя до 12 человек, совместно. Но, несмотря на совместное рассмотрение, решение о виновности или невиновности человека, находящегося на скамье подсудимых принимается коллегией присяжных заседателей самостоятельно, без участия профессионального судьи. На основании вердикта присяжных профессиональный судья выносит оправдательный либо обвинительный приговор. Который, в последствие, может быть обжалован только по процессуальным основаниям, но не по существу.

При континентальном уголовном процессе с участием суда присяжных рассмотрение дела осуществляется коллегией, в составе двух трех профессиональных судей и трех семи присяжных заседателей, которые решают вопросы, как факта, так и права, то есть устанавливают не только виновность, либо невиновность подсудимого, но и определяют вид и меру наказания ему совместно.

В период усиления эволюционных процессов, изменения отношений собственности, перехода от общества внеэкономического принуждения к обществу естественных экономических отношений и создания гражданского общества активизируются поиски направлений преобразования юстиции, в том числе, и уголовной. Ориентиром в этих поисках является правовое государство, создание которого осуществляется в Республике Казахстан.

Основа правового государства суд, который должен гармонировать со строем и духом самого государства, и черты правового государства должны определять организацию деятельности суда. Из начала разделения властей вытекает требование независимости суда, из начала самодеятельности, которое обусловливает для правого государства другой существенный признак – народное представительство вытекает для суда принцип участия общественных элементов в отправлении правосудия, начало личной самостоятельности, развитие которого знаменует собою переход государства полицейского к государству правовому, освобождающему личную инициативу от полицейской опеки. Это начало преобразует тип процесса. Процесс из розыскного, в котором обвиняемый был лишь бесправным предметом исследования, а судья был в то же время и обвинителем, превращается в состязательный, построенный на активности равноправных сторон и оставляющих судье преимущественно функцию разрешения дела на основе представленных сторонами доказательствами.

В Казахстане суд с участием присяжных заседателей действует в составе двух-трех профессиональных судей и девяти присяжных. Участие в обсуждении и вынесении вердикта профессионального судьи.

В соответствии с частью 2 статьи 75 Конституции Республики Казахстан «Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей».

В Конституционном законе Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» также имеется норма о том, что «судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом».

Анализируя данные положения казахстанского законодательства, приходишь к выводу, что в нашем государстве может применяться лишь англо-саксонский (классический) тип судебного процесса, с участием присяжных заседателей. При континентальной модели, которая введена в Казахстане, вопрос о виновности и наказания подсудимого осуществляются профессиональным судьей и присяжными заседателями совместно, что противоречит Конституции Республики Казахстан. Дело в том, что континентальная модель предусматривает уголовный процесс с участием народных заседателей и профессионального судьи в одной коллегии (шеффены в Германии, ассизы во Франции и т.д.), но ни как с участием присяжных заседателей.

Деятельность таких судов, действительно, заслуживает внимания, поскольку присяжные заседатели, совместно с судьями, принимают решение о виновности или невиновности подсудимого и о назначении меры наказания. С одной стороны, представители общественности принимают участие в осуществлении правосудия и контроля над деятельностью суда, с другой – суд остается профессиональным.

Для того, чтобы лучше уяснить функционирование суда присяжных, необходимо выяснить статус самого присяжного заседателя.

Присяжный заседатель – это общественный судья из граждан, который методом случайной выборки включается в список коллегии присяжных заседателей для участия в рассмотрении конкретного уголовного дела.

Суд присяжных – такая организация судебного разбирательства дел, при которой суд четко подразделяется на две части: одну составляют судьи-профессионалы, а другую – непрофессионалы (присяжные). При рассмотрении уголовных дел первые наделены правом решать вопросы права (вопросы, требующие юридических познаний), в том числе о юридической квалификации содеянного подсудимым и мере наказания, а вторые – вопросы факта (об установлении или неустановлении виновности подсудимого в совершении преступления). Однако решения присяжных во всех случаях принимают (как правило) независимо от профессиональных судей.

В истории предшественницей современного суда присяжных была афинская гелиэя. Гелиэя (от греческого Helios – солнце) вела свое происхождение от народных собраний, проходивших лишь днем, при свете солнца, и осуществлявших в глубокой древности помимо политических и судебные функции. Гелиэя выполняла переходную роль между судом народного собрания и судом присяжных [1, с. 19]. В состав гелиэи включалось по общему списку 6000 присяжных судей – гелиастов, назначавшихся ежегодно по жребию. Судебному разбирательству предшествовала предварительная досудебная подготовка, в ходе которой осуществлялись изложение показаний свидетелей и протоколов допросов в письменном виде, арест обвиняемого. На предварительном слушании (следующем этапе) решался вопрос о правомерности обвинения, т.е. соблюдены ли процессуальные правила сбора доказательств, правомерно ли обвинение. Само судебное разбирательство состояло из речей сторон, в ходе которых предоставлялись доказательства как стороной защиты, так и стороной обвинения. Затем шло голосование судей. В случае обвинительного вердикта проводилось еще одно голосование о мере наказания. Само голосование происходило тайно, но по требованию защиты могло производиться и открыто[1, с. 94].

В Средние века суд присяжных был забыт. Он возродился в Англии, где суд присяжных по уголовным делам появился в XIII в., придя на смену обвинительному жюри. На протяжении многих веков этот институт совершенствовался на основе судебной практики и прецедентов.

Однако многие считают, что суды присяжных появились во Франции, где есть свидетельства их зарождения во времена правления Людовика Благочестивого в 829 г. н.э. Эти суды появились в Англии после вторжения норманнов в 1066 г. и стали неотъемлемой частью английской правовой системы к началу XII в. Английский юрист Р. Уолкер отмечает, что присяжные участвовали в судах англосаксонских королей еще до распространения в этой стране христианства, когда судебные дела разрешались посредством ордалий, т.е. обращения к сверхъестественным силам с вопросом о виновности или невиновности обвиняемого. Одним из способов ордалий была очистительная присяга. Обвиняемому предлагалось назвать 12 человек, которые могли бы клятвенно подтвердить его невиновность. В те времена к клятве относились серьезно, и найти 12 человек, согласных произнести ее при сомнении в невиновности подсудимого, было трудно. С распространением в Англии христианства в церемонии присяги стали участвовать священники.

Присягу давали лица, которые, исходя из известных им обстоятельств дела и личности обвиняемого, полагали его невиновным, и их совместная клятва служила оправдательным вердиктом. За неправильный же вердикт грозило суровое наказание. Таким образом, в то время это были, скорее, свидетели, нежели судьи в современном понимании – незаинтересованные в исходе дела, незнакомые с обвиняемым лица.

В 1215 г. на Латеранском соборе папа Иннокентий III запретил священникам участвовать в ордалиях, и этот способ судебного следствия в Англии был упразднен.

В июне того же года произошло еще одно событие, которое англичане торжественно называют краеугольным камнем храма свободы. Под давлением мятежных баронов король Иоанн Безземельный подписал Великую Хартию Вольностей. Спасая жизнь и личную свободу, король отказывался в пользу баронов от многого. Статья 39 Хартии гласила: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо [иным] способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его или по закону страны». Ее смысл состоял в ограждении баронов от королевского произвола. Отныне феодал мог быть лишен свободы и прав не иначе как судом равных ему по сословному положению. Таким образом, принцип суда равных получил в Хартии юридическое закрепление. В дальнейшем, по мере включения в политическую жизнь новых и новых слоев населения, этот принцип (преодолевая серьезное сопротивление) распространился на мелких дворян, зажиточных и средних крестьян – иоменов, на городской и торговый люд.

Примерно с начала XVI в. в английском процессе происходило разграничение функций свидетелей и присяжных: первые сообщали известные им сведения, а вторые постановляли вердикт – решали вопрос о виновности. Только в 1670 г. утратили силу правила, по которым присяжный мог быть наказан за свой вердикт [2, с.10].

Рассмотрение дела судом присяжных по английским обычаям рассматривалось как право обвиняемого, отрицающего свою вину, и обусловливалось его согласием.

При обвинении в преступлениях средней тяжести молчание подсудимого в ответ на вопрос, согласен ли он подвергнуться суду присяжных, приравнивалось к признанию им вины, что влекло обвинительный приговор без дальнейшего судебного разбирательства. При обвинении же в тяжком преступлении в случае несогласия обвиняемого предстать перед судом присяжных он подвергался особой процедуре: на грудь ему клали тяжелые железные брусья и давили на них, добиваясь согласия. В предвидении пытки, которой они могли подвергнуться после согласия на суд присяжных, иные обвиняемые предпочитали смерть под брусьями. Это влекло прекращение дела и избавляло от конфискации имущества. Процедура с брусьями была отменена в 1772 г., когда было предписано расценивать молчание обвиняемого во всех без исключения случаях как признание своей вины. Только в 1827 г. был принят Закон, содержащий противоположное правило, по которому «стоящий молча» предполагался отрицающим вину [3, с. 43].

В конце 1990-х годов в Казахстане развернулась широкая дискуссия о формах привлечения граждан к отправлению правосудия по уголовным делам. В ней принимали участие представители органов уголовной юстиции, политические и общественные деятели, известные юристы и ученые, представители НПО и правозащитных организаций. Ещё 6 июня 2001 г. Н.А. Назарбаевым на III съезде судей Республики Казахстан был поставлен вопрос о скорейшем введении в Казахстане института суда присяжных. «…В работе, направленной на повышение эффективности судебной системы, у нас есть еще немало недостатков. Поэтому всей судебной системе предстоит решить следующие приоритетные задачи… Реализовать на практике предусмотренный Конституцией принцип отправления правосудия с участием присяжных заседателей. Начать с тяжких преступлений, по которым предусматривается смертная казнь»[4, с 2].

Введение суда присяжных являлось одним из основных приоритетов правовой политики Республики Казахстан. В Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949 было указано: «Необходимо рассмотреть возможность осуществления уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей».

11 июня 2005 года на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан был внесен проект Закона Республики Казахстан «О присяжных заседателях», а также проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей». После многочисленных дискуссий и внесения более 30 поправок, пол года спустя проекты были утверждены.

Практически институт производства с участием присяжных заседателей введен Законом Республики Казахстан от 16 января 2006 года № 121-III «О присяжных заседателях», а также Законом Республики Казахстан от 16 января 2006 года № 122-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей». Оба закона вступили в силу с 1 января 2007 года. До принятия названных нормативных актов, институт присяжных заседателей в УПК вообще не упоминался.

Введение института присяжных заседателей вызвало широкий общественный резонанс. 18 апреля 2007 года было принято Нормативное Постановление Конституционного совета Республики Казахстан № 4 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 12, пунктов 2 и 8 статьи 62, пункта 1 статьи 76, подпунктов 3) и 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан».

Таким образом, признавая необходимость института присяжных заседателей в уголовно-процессуальном праве Республики Казахстан, что это способствует, решению следующих вопросов:

  • исключит инквизиционный характер суда;
  • деятельность судьи будет заключаться в юридической оценке фактов, наличие или отсутствие которых устанавливает суд присяжных;
  • вероятность того, что 10 присяжных вынесут более объективное решение по фактам, нежели один профессиональный судья, значительно выше;
  • дополнительный элемент обеспечения независимости судей, поскольку установление фактов производят присяжные заседатели, а суд только применяет правовые нормы к ним.И в этом случае невозможно будет влиять на судью, который будет связан с позицией присяжных заседателей, а равно как и на присяжных заседателей;
  • участие населения в судебной деятельности обеспечивает демократические ценности и самоуправление общественности в управлении государством;
  • защита граждан от притеснений со стороны судьи либо прокурора, поскольку вопросы виновности лица не отдаются на разрешение единолично судье;
  • реализация главного принципа в теории права – неприятие положения, когда в руки одного или нескольких судей вверяется неограниченная власть над жизнью и свободой граждан.Такое ограничение судебной власти может быть осуществлено судом присяжных.

Также следует особо подчеркнуть, что в судебной практике РК не отмечено ни одного случая отмены вышестоящей инстанцией приговоров суда с участием присяжных заседателей на основании ошибок в вопросе факта. Приговоры отменялись ввиду процессуальных нарушений, допущенных судьями.

Трудно разделить опасения о сплошном оправдании присяжными заседателями всех виновных, поскольку подсудность суда присяжных не будет настолько больше общего количества дел. Кроме того, у подсудимого остается выбор традиционного профессионального суда или суда присяжных в порядке ст. 634 УПК.

Следует упямянуть об опасениях о подкупе 10 присяжных заседателей также не состоятельны ввиду следующих обстоятельств – разовое привлечение в год по методу случайной выборки, подлинная независимость присяжных от судебной системы, сторон обвинения и защиты. С учетом двух и более запасных присяжных, 4 отводимых сторонами безмотивно, отводимых на стадии отбора и формирования коллегии их количество возрастает. Достаточно непрогнозируемая количественная и качественная неопределенность исключает какие-либо гарантии оправдательного вердикта для стороны защиты.

При подкупе одного или нескольких из них не исключена информированность остальных присяжных заседателей и соответственно сторон. Присяжным заседателям могут быть заявлены отводы сторонами обвинения и защиты ввиду их тенденциозности, пристрастности и необъективности в ходе слушания дела. Наконец, по указанному мотиву коллегию присяжных может распустить председательствующий судья.

С обретением независимости 16 декабря 1991 года Казахстан является полноправным членом мирового сообщества и развивается в соответствии с общепризнанными идеалами свободы, равенства и согласия. Конституция РК провозгласила Казахстан демократическим государством, высшими ценно­стями которого являются человек, его права и свободы. Демократия на современном этапе представляет собой важнейшую общечеловеческую ценность, и любые ее проявления придают импульс поступатель­ному развитию общества. Демократические процессы в своем большинстве находят отражение в участии народных масс при осуществлении государственной власти. В соответствии со ст. 3 Конститу­ции РК единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Статья 33 Конституции РК гласит, что граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Неотъемлемым элементом демократии в государстве является народное участие при отправлении правосудия, что подтверждает наличие механизма защиты прав, свобод и законных интересов человека. Данное явление нашло свое отражение в институте суда присяжных, представляющего собой оплот истинной демократии и важнейшую составляющую правового государства

Введение института присяжных заседателей связано, прежде всего, с необходимостью демократи­ческого преобразования в отправлении правосудия и формирования нового представления о правосудии. С момента принятия Конституции РК в стране начался необратимый процесс по введению в Казахстане института присяжных заседателей. Так, в соответствии с п.2 ст. 75 Конституции РК «в случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседа­телей». Данная норма была введена Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК», принятым 7 октября 1998 года. Статья 1 Конституционного закона РК от 25 декабря 2000 года « О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан» гласит: «Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренном законом». А в п.2 ст. 25 данного нормативного акта сказано, что «никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Такие действия преследуются по закону». Также Закон РК от 5 июля 2000 года « О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» в ст. 3 указывает среди перечня лиц, подлежащих государственной защите, и присяжных заседателей. В течение практически целого десятилетия, сопровождавшегося потоком дискуссий и споров о целесообразности народного участия в отправлении правосудия, была создана правовая основа для введения суда с участием присяжных заседателей. И наконец, 16 января 2006 года Президентом РК Н.А. Назарбаевым были подписаны Законы « О присяжных заседателях» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей». Фактически суд с участием присяжных начал функционировать с 1 января 2007 года. Частью судебной власти РК, как одной из ветвей государственной власти, стал суд с участием присяжных, представляющий собой суд народный, в котором пришли во взаимное согласие интересы государства по отправлению справедливого правосудия и чаяния народа в выражении своей воли и свободы.

Суд присяжных представляет собой такую форму судебного разбирательства, при которой в рассмотрении и разрешении дела участвуют судьи-профессионалы и присяжные заседатели. При этом профессиональные судьи решают вопросы права, то есть те, которые требуют юридической квалифика­ции, а присяжные заседатели рассматривают вопросы факта, определяющие виновность либо невинов­ность лица, совершившего преступление. Традиционно родиной суда присяжных считается Англия, где данный институт возник в XII веке, а затем получил дальнейшее распространение в странах континентальной Европы, США, Канаде, России и т.д. Возникновение института суда присяжных во многом было обусловлено политическими мотивами, так как народное участие в отправлении правосудия являлось средством борьбы с государственным механизмом и выражением воли народа. Де Токвилль в своем труде «Демократия в Америке» писал о суде присяжных следующее: "Когда англичане учредили суд присяжных, они представляли собой полуварварский народ. С тех пор они стали одной из самых просвещенных наций в мире, и их приверженность суду присяжных возрастала по мере развития у них просвещения. Однако рассмотрение суда присяжных только как судебного органа очень сузило бы его значение. Оказывая огромное влияние на ход судебного процесса, он еще большее влияние оказывает на судьбу самого общества. Таким образом, суд присяжных - это прежде всего политический институт. Чтобы оценить его, нужно встать именно на эту точку зрения". С такой позицией трудно не согласиться, поскольку мировой опыт подтверждает, что первопричиной создания института суда присяжных в ряде стран стала необходимость демократических преобразований на пути к поступательному развитию общества. Так, например, суд присяжных во Франции появился в результате Великой Французской Буржуазной революции 1789-1793 гг., в России после отмены крепостного права Указом Александра II от 19 февраля 1861 года для сохранения царского самодержавия был создан суд с народным участием. Казахстан, как неотъемлемая часть мирового сообщества, также нуждается в институте суда присяжных, способствующий демократизации системы правосудия и всей общественной жизни в целом. Суд присяжных призван повысить авторитет суда, выступающего гарантом законности и справедливости, и вернуть доверие народа в правосудие, что немаловажно при построении молодого демократического государства. При этом введение данного института будет способствовать повышению уровня правовой культуры, сознания, уважения к праву, нравственности, стремления к справедливости.

Судопроизводство с участием представителей народа не является новшеством для казахстанской системы правосудия и имело место еще во времена Казахского ханства. Земля казахов имеет свою богатую многовековую историю, присущие только ей правовые традиции и национальные особенности, в том числе и собственная судебная система и правосудие. Казахи, являясь кочевым народом, не сохранили официальных письменных законов и кодексов, но существовали нормы и традиции, которые в казахских степях имели силу закона. Особенно важны систематизированные правовые обычаи и нормы Касым хана и Есим хана, а также «Жеті Жаргы» («Семь установлений») хана Тауке. Правосудие осуществляли бии, обладавшие природным умом, красноречием и хорошим знанием обычного права и пользовавшиеся авторитетом среди населения. В казахском суде, возглавляемом биями, при рассмотрении наиболее сложных дел прибегали к народному участию при отправлении правосудия. Это подтверждает великий просветитель казахского народа Чокан Валиханов, который в своем труде «Записка о судебной реформе» писал, что «самую замечательную черту судов биев составляет следующий обычай: когда не было против обвиняемого явных улик, но имелось только сильное подозрение, то бии прибегали к посредничеству честных сородичей, которые под присягой обвиняли или оправдывали подсудимого. Число этих «присяжных» и круг для их выбора обуславливались важностью рассматриваемого дела». Традиционный суд присяжных появился на территории Казахстана после вхождения в состав Российской империи. В 1909 году был введен в Акмолинской и Тургайской областях, Кустанайском и Актюбинском уездах. Но наибольшее развитие отправление правосудия с участием народных масс получило в Казахстане в советский период, когда был введен институт народных заседателей. Однако рассмотрение уголовных дел с участием народных заседателей зачастую носило формальный характер, и сами народные заседатели выступали в качестве «кивал», зависимых от решения председательствующего судьи.

Несмотря на резкую критику в адрес народных заседателей уже в независимом Казахстане быль вновь введен суд с участием представителей народа. Необходимо подчеркнуть, что данное решение было принято в результате ожесточенных дискуссий казахстанских юристов и представителей обществен­ности, что объясняется достаточной сложностью института суда присяжных. Готов ли Казахстан к тому, чтобы доверить отправление правосудия представителям народа? Этот вопрос, в первую очередь, волновал умы законодателей, представителей правоохранительной службы. Но как говорят, неизбывна мечта человечества о справедливости. Верность идеалам и принципам торжества закона и независимого и беспристрастного суда стало отправной точкой для претворения в жизнь судопроизводства с народным участием. По словам Кайрата Мами, правосудие, отправляемое «судом равных», в демократическом обществе расценивается как жизненно необходимая социально - политическая подсистема, так как с ее помощью реализуются основные права и обязанности человека и гражданина страны, поддерживается их вера в торжество справедливости. На протяжении вот уже сотен лет суд с участием присяжных заседа­телей играет свою созидательную и цивилизаторскую роль в жизни человечества.

Мировая практика рассмотрения уголовных дел с народным участием показывает, что существуют различные формы и вариации суда присяжных, которые возникли в силу национальных особенностей и действующей правовой системы каждого государства. Наиболее приемлемой для Казахстана стала континентальная модель суда присяжных, что обусловлено принадлежностью к романо - германской правовой системе. При континентальной модели суда с участием присяжных заседателей рассмотрение дела осуществляется смешанной коллегией, состоящей из двух-трех профессиональных судей и трех -семи присяжных заседателей, которые решают вопросы, как факта, так и права, то есть устанавливают не только виновность, либо невиновность подсудимого, но и определяют вид и меру наказания ему совместно. На сегодняшний день казахстанский суд с участием присяжных представляет собой коллегию, состоящую из одного профессионального судьи и десяти присяжных заседателей, совместно выносящих решение о виновности либо невиновности лица.

Таким образом, суд с участием присяжных - суд справедливый и беспристрастный, где решение вместе с судьей-профессионалом выносят обыкновенные люди, не имеющие юридического образования, руководствующиеся только здравым смыслом и совестью, а не буквой закона, использующие свой жизненный опыт и стоящие на позициях справедливости и правды, несущие ответственность за судьбу тех, кто находится на скамье подсудимых. Суд присяжных заседателей является единственной формой участия народных масс в отправлении правосудия как одна из важнейших функций государства. Не это ли является подтверждением того, что наша страна встала на путь демократических преобразований и готова их реализовать в действительности. Еще Лорд Дэвлин говорил следующее о суде присяжных: «Каждая коллегия присяжных заседателей - это маленький парламент. Ни один тиран не может позволить себе передать решение о свободе человека в руки двенадцати своих соотечественников. Поэтому суд присяжных есть нечто большее, чем инструмент правосудия и механизм Конституции - это светоч, показывающий, что свобода жива».

Для Казахстана суд присяжных - выражение конституционной нормы о демократическом Казахстане, высшими ценностями которого являются человек, его права и свободы, элемент «народный» в системе государственного управления, соответствие мировым стандартам, способ воздействия на каждого члена общества с целью повышения уровня правовой культуры и сознания, мера, призванная сделать суд независимым и беспристрастным. История суда присяжных в Казахстане только началась и только время покажет, к чему он нас приведет. Как показывает исторический опыт, суд присяжных в ряде развитых стран доказывает свою действенность и для Казахстана при правильном применении и с использованием положительной мировой практики может послужить мощным двигателем демокра­тических процессов в жизни общества.

Институт суда присяжных заседателей функционирует в Республике Казахстан с 1 января 2007 года. Введение в правовое поле Казахстана судопроизводства с участием присяжных заседателей обусловлено, в первую очередь, необходимостью реализации конституционного положения, согласно которой «в случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей» (статья 75 Конституции Республики Казахстан).

Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Актюбинской области был образован Указом Президента РК 29.12.2009 года № 910 и начал свою деятельность с 01.01.2010 года. Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Актюбинской области образовался в январе 2010 года, в котором рассматриваются дела с участием присяжных заседателей. Закон «О присяжных заседателях» от 16 января 2006 года № 121 регулирует общественные отношения, связанные с участием присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве, определяет правовой статус, гарантии независимости, правовые, экономические и организационные основы обеспечения деятельности присяжных заседателей. С принятием данного закона народ, в лице присяжных заседателей, начал принимать участие в отправлении правосудия. Участие присяжных заседателей в отправлении правосудия является важнейшим элементом демократизации общества и призвано повысить доверие граждан к правосудию, укрепить независимость судебной ветви власти, поднять на качественно новый уровень социальную активность населения и их ответственность за судьбу человека и общества в целом.

Суд с участием присяжных заседателей рассматривает дела об особо тяжких преступлениях, за изъятьями предусмотренных в уголовном законе. А все дела об особо тяжких преступлениях относятся к подсудности Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Актюбинской области (СМУС), соответственно суды с участием присяжных заседателей – это прерогатива исключительно данного суда. Но это не значит, что все особо тяжкие преступления рассматриваются судом присяжных. Это зависит от волеизъявления обвиняемого, против которого ведется уголовное дело, именно он вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей. Участие присяжных в уголовном судопроизводстве, в первую очередь, способствует более полной реализации конституционных прав граждан, обвиняемых в совершении преступления, на судебную защиту их прав и интересов.

Особенности производства дел, подсудных судам с участием присяжных заседателей положительно сказываются на качестве отправления правосудия, предварительного следствия, государственного обвинения и защиты с точки зрения их всесторонности, объективности и полноты.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: