В каком году угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления ссср

Обновлено: 28.04.2024

ВОЗДУШНЫЕ ПИРАТЫ СТРАНЫ СОВЕТОВ

Сергей Дроздов/ Борисполь, Киевская обл.

Продолжение. Начало в «АиВ», № 2'2009.

Усиление мер безопасности возымело свое действие – за последующие 2,5 года попыток угона зафиксировано не было. Но наступило 23 апреля 1973 г., и в кабину экипажа Ту-104 (борт СССР-42505), следовавшего из Ленинграда в Москву, стюардесса принесла 4 тетрадных листочка, переданных одним из пассажиров. Там содержались различные требования, в том числе приказ изменить курс и лететь в Швецию. В случае невыполнения угонщик обещал взорвать самолет двухкилограммовой бомбой, которую пронес на себе. Ознакомившись с посланием, экипаж во главе с Вячеславом Янченко понял, что имеет дело с не совсем здоровым человеком, и это существенно увеличивает степень опасности. Позже выяснили, что записавшийся в террористы Иван Бидюк действительно состоял на учете в психоневрологическом диспансере.

Топлива до Стокгольма все равно не хватало, поэтому было принято решение постараться отвлечь угонщика и выполнить посадку в Пулково. На переговоры отправился бортмеханик Викентий Грязнов, который успешно справлялся со своей трудной миссией, пока его нервный собеседник не заметил, что самолет заходит на посадку в ленинградском аэропорту. Он незамедлительно привел в действие адскую машину, погиб сам и унес жизнь Грязнова. Взрывом вырвало кусок фюзеляжа вместе с передней дверью. Как вспоминает В. Янченко, экипаж работоспособности не утратил. «Я пошевелил штурвал, почувствовал, что самолет управляется, и продолжал снижение. Ценой неимоверных усилий нам все-таки удалось поднять нос машины, и посадка вышла относительно мягкой. Самолет помчался по полосе, мы выпустили тормозной парашют. Скорость падала, и носовая часть, как и положено, стала опускаться, чтобы встать на переднее колесо. Но не встала. Она опускалась все ниже. Передняя стойка, как говорят летчики, не встала на замок. У нас не было переднего колеса! На борту – 10 тонн топлива.. Если носовая часть с пилотской кабиной начнет скользить по бетону, по самолету ударит дополнительный сноп искр, а затем кабина начнет разрушаться. Поэтому, выждав до последнего момента, педалями я направил машину с бетонки на боковую полосу безопасности. Резкий толчок, и самолет замер, уткнувшись носом в землю. Соприкосновение с землей было ощу тимым. Ни криков, ни истерики, ни обмороков не было. Пассажиры двинулись к двери, поскольку понимали, что покидать горевший внутри самолет следует без малейшего промедления. Конечно, возникла некоторая толкотня в узком проходе между рядами кресел. Но никто друг друга не сбивал, никто ни по кому не шел, не рвался вперед за счет других».

За проявленное мужество и героизм В. Янченко и В. Грязнов (посмертно) указом от 6 июня 1973 г. были удостоены звания Героя Советского Союза. Остальных членов экипажа наградили орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Самолет пришлось списать.

Этот случай подтолкнул к введению в аэропортах обязательного досмотра всех пассажиров, массового внедрения специальных технических средств, например, металлоискателей. Однако проведение этих мероприятий заняло какое-то время, а захваты воздушных судов продолжали происходить один за другим. 19 мая 1973 г. экипаж Ту-104 (борт СССР-42379), следовавшего по маршруту Москва-Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Чита, подал сигнал о захвате своего корабля. В статье «Гром среди ясного неба», опубликованной в «Комсомольской правде» от 8 октября 1991 г., приведен фрагмент радиообмена «земли» с этим бортом.

Командир корабля: «Из кабины поступило требование прекратить снижение и изменить курс. (Пауза). Словом, сейчас зайдут и скажут, куда лететь».

Диспетчер: «Ваша высота? Ваша высота?»

Командир: «Шесть тысяч шестьсот. »

На этом связь оборвалась, а через 2 минуты отметка самолета исчезла с экрана РЛС. Прибывшие на место происшествия поисковые бригады обнаружили обломки лайнера и человеческие тела, разбросанные на площади в несколько сотен квадратных километров! По свидетельству работавшего в тайге очевидца, он услышал в вышине громкий хлопок, а затем увидел падающий и разваливающийся на части самолет, из которого вываливались люди. При дальнейшем расследовании специалисты установили, что причиной катастрофы, унесшей жизни 81 человека, стал взрыв на борту. Среди погибших был обнаружен труп Чингиза Рзаева с пулевым отверстием в области сердца (со спины). Нашли и тело милиционера Ежикова. сопровождавшего тот рейс, а затем – и его пистолет, в обойме которого не хватало двух патронов. В результате родилась официальная версия, согласно которой милиционер выстрелил из табельного оружия в спину угонщика, требовавшего развернуть самолет в сторону КНР, после чего тот успел привести в действие самодельное взрывное устройство. Следствие выяснило, что Рзаев трудился на производстве, связанном со взрывными работами, где и соорудил бомбу.




В Советском Союзе была предпринята лишь одна попытка угона Як-12




26 июля 1973 г. в вильнюсском аэропорту была пресечена попытка угона Ил-14






После этих событий прошло чуть более двух месяцев, и 25 июля рабочий одного авиаремонтного завода А. Петров, угрожая огнестрельным оружием, угнал в Турцию Ан-2, который выполнял рейс Ростов-на-Дону-Сальск. Самолет, пролетев около 900 км, пересек Краснодарский край, прошел вдоль всего советского Кавказского побережья и благополучно приземлился в Трабзоне. Причем, нет никаких сведений о попытках его перехватить. В конечном итоге, угонщик – очередная «жертва коммунистического режима» – получил политическое убежище в Канаде. Самолет и пассажиры были незамедлительно возвращены в СССР. А на следующий день после этого захвата в вильнюсском аэропорту была пресечена попытка угона Ил-14, следовавшего по маршруту Вильнюс-Паланга, при этом один человек получил ранение.

Затем в угонах наступила более чем двухлетняя пауза. Прервал ее случай, который на захват воздушного судна не тянет – скорее это хулиганство или просто злая шутка. 26 января 1976 г. в туалете Ил-62, выполнявшего рейс Фрунзе-Москва, была обнаружена анонимная записка с требованием лететь в Израиль, а в довесок – несколько пиропатронов. Более активных действий «шутник» не предпринимал, рейс завершился благополучно, а сразу вычислить его среди пассажиров не удалось. Однако компетентные органы отнеслись к инциденту со всей серьезностью. Сотрудники КГБ провели кропотливую и тонкую работу, в результате которой 1 марта горе-террорист был задержан.

Не удалось достичь желаемого и участнику следующего события, хотя самолет он благополучно угнал. 23 сентября 1976 г. второй пилот Ан-2, бывший военный летчик В.И. Засимов при отсутствии на борту своего командира и пассажиров улетел в Иран. Но остаться за кордоном он не смог. Шахское правительство не искало повода лишний раз поссориться с СССР, и через 2 дня самолет вместе с летчиком возвратили на родину, где его поступок «оценили» в 12 лет тюрьмы. В том же году, 4 июля, был предотвращен угон в Иран еще одного Ан-2, который выполнял рейс Грозный-Элиста.

В 1977 г. отечественные воздушные пираты все же «прорубили окно» в Скандинавию. 25 мая (по другим данным, 22 мая) ранее судимый В.В. Сосновский под угрозой взрыва угнал в Швецию (аэродром в Стокгольме) Ан-24 (СССР-46806), выполнявший рейс Рига-Даугавпилс. Там он получил политическое убежище, а в придачу – 4 года шведской тюрьмы. Самолет вместе с 18 пассажирами вскоре был возвращен в СССР.




Ан-24 СССР-46806 перед самой посадкой в Стокгольме. Май 1977 г.




Шведский истребитель Saab Draken сопровождает угнанный Ан-24 СССР-46806 на подходе к стокгольмскому аэропорту

Не прошел и месяц, как 17 июня была предпринята попытка угона Як-40, следовавшего по маршруту Рига-Таллинн, на борту которого находились 26 пассажиров и 3 члена экипажа. Угрожая взорвать самолет, угонщик требовал лететь в Швецию. Тем не менее, самолет посадили в Латвии, на аэродроме Вентспилс. Воздушного пирата задержали, взрывного устройства при нем не обнаружили.

10 июля того же года двое угонщиков (19 лет и 22 года), сбежавших с «химии» в районе Петрозаводска, сами того не ожидая, «освоили» другую скандинавскую страну – Финляндию. По паспортам своих друзей они купили билеты на рейс № 8710 Петрозаводск-Ленинград, который выполнял Ту-134 (СССР-65639) Ленинградского управления гражданской авиации (УГА). В воздухе, напугав бортпроводниц гранатой Ф-1, они потребовали лететь в Швецию. В итоге вместо одного часа самолет находился в воздухе три, что вызвало беспокойство среди не ведавших о происходящем пассажиров. Они пытались вызвать в салон кого-нибудь из стюардесс, но вместо очаровательной девушки появился парень с гранатой в руке и сообщил, мол, терять ему нечего, летим в Швецию. Но из-за нехватки топлива самолет уже в сумерках приземлился в аэропорту финской столицы, о чем на борту сразу же узнали, разглядев через иллюминаторы светящуюся надпись «Helsinki».

Около пяти часов 70 пассажиров томились в душном салоне. Вдруг кто-то увидел, что экипаж выбрался из самолета и уходит прочь от него! Несмотря на угрозы угонщиков, несколько пассажиров бросилось открывать заднюю дверь, но первый же выпрыгнувший беглец сломал ногу, и остальные предпочли не рисковать, рассевшись по своим местам. В салоне снова настало тревожное ожидание. Финские власти начали с угонщиками долгие переговоры, в результате которых удалось освободить почти всех пассажиров – в заложниках остались лишь трое мужчин. На вторые сутки «террористы» притомились и попросту уснули. Последние заложники беспрепятственно ушли из самолета, а вместо них на борт поднялись финские полицейские. Вот так неторопливые сыны страны Суоми взяли угонщиков измором, избежав штурма, пальбы и кровопролития. Через несколько дней незадачливых пиратов передали советским властям, а уж на родине их приговорили к 8 и 15 годам лишения свободы.

19 октября и 6 ноября того же года были предприняты еще две неудавшиеся попытки угона самолетов из советской Прибалтики. В первом случае удалось пресечь захват Ан-2 на аэродроме в Тарту. Во втором один из пассажиров Ан-24 (рейс Паланга-Вильнюс), угрожая муляжом гранаты, вознамерился лететь в Швейцарию, но самолет все же приземлился в Вильнюсе, где угонщик был обезврежен.

Следующий известный случай относится к 21 февраля 1978 г., когда 17-летний пассажир Ту-134 (рейс Ленинград-Мурманск) потребовал лететь в норвежскую столицу Осло. Для убедительности он показал коробку из-под духов «Красная Москва», перемотанную изолентой, в которой якобы находилась бомба. Экипажу и наземным службам удалось убедить юношу, что самолет приземлился для дозаправки в финской Котке (помогла наступившая темнота), хотя на самом деле это был аэропорт Петрозаводска. Когда молодой человек увидел вместо финских пограничников советских солдат, то спрятался в туалете самолета, и чтобы извлечь его оттуда, пришлось использовать шашку с «Черемухой». Одурманенный угонщик уронил на пол свою коробку, в которой оказалось настоящее взрывное устройство. .Не сработало оно по счастливой случайности – отошел контакт батарейки. За чрезмерную любовь к пиротехнике несовершеннолетний террорист получил 6 лет лишения свободы.

9 апреля того же года угонщик, захвативший следовавший из Риги в Таллинн Як-40 с 14 пассажирами на борту, начал стрелять в бронированную дверь кабины экипажа из малокалиберного пистолета, когда понял, что его требование лететь в Швецию не выполняется. 11 пуль выпустил он, однако спортивное оружие оказалось слабоватым против брони, и в конечном итоге самолет приземлился на территории СССР в Пярну, где возмутителя спокойствия ждал «теплый прием». Никто на борту не пострадал.

Не прошло и месяца, как 1 мая террорист снова пронес на борт самолета спортивный пистолет и гранату (по одной из версий – учебную). Угрожая ими, он попытался прорваться в кабину экипажа Ил-18, выполнявшего полет по маршруту Ашхабад-Минеральные Воды, чтобы «скорректировать» его курс в сторону Ирана, но был убит наповал вторым пилотом (по другой версии – бортмехаником).








Командир Ту-104 (СССР-42505) Вячеслав Янченко (слева) и погибший бортмеханик этого самолета Викентий Грязнов. На фото справа погибший на борту Ту-104 (СССР-42379) милиционер Владимир Ежиков




15 октября через несколько минут после взлета Ан-24, отправившегося из Симферополя в Одессу, один пассажир выстрелом из пистолета Марголина заявил о своих намерениях угнать самолет. Однако экипаж произвел экстренную посадку в аэропорту вылета, где очередной воздушный пират попал в руки представителей советских силовых ведомств.

Не добились желаемого и угонщики двух других Ан-24. Один из них 9 ноября пытался заставить экипаж взлетевшего из Грозного самолета следовать не в Баку, а в Турцию. Когда стало очевидно, что машина садится в аэропорту Махачкала, он предпочел застрелиться, но перед этим успел ранить бортмеханика. На борту самолета находились 42 пассажира. После посадки во внутренней обшивке лайнера обнаружили 3 пробоины, и еще одну – сквозную. На следующий день в Турцию «захотелось» пассажиру рейса Сухуми-Батуми. Самолет все же приземлился в столице Аджарии, где угонщик был задержан.

6 января 1979 г. удалось предотвратить попытку захвата Ту-134, которая была предпринята по чисто политическим мотивам. В аэропорту Пулково были задержаны трое мужчин и две женщины, пытавшиеся пронести на борт самолета огнестрельное оружие и взрывчатку, приобретенные у «черных археологов». Как показало следствие, они намеревались потребовать освобождения четырех диссидентов и беспрепятственный вылет в Норвегию. В конечном итоге почти все они выехали из СССР, но после отбытия длительных сроков тюремного заключения.

В следующем месяце произошла первая попытка угона воздушного судна с советской регистрацией за пределами СССР. 27 февраля 3 человека захватили в стокгольмском аэропорту Ту-154, выполнявший рейс Осло-Стокгольм-Москва. Местные спецслужбы провели очень удачную операцию и обезвредили угонщиков без ущерба для пассажиров и самолета.

1 апреля «шуточку» отпустили два юноши 19-ти и 16-ти лет от роду. Угрожая самодельным взрывным устройством, они хотели за-хватить Як-40, который вылетел из Симферополя в Кутаиси. Инцидент завершился экстренной посадкой в Симферополе и задержанием террористов-допризывников. Их бомба была муляжом.

Следующая попытка угона оказалась вовсе нешуточной и снова привела к кровопролитию. 14 сентября захватить Ил-18, следовавший по маршруту Анадырь-Магадан-Хабаровск, попытался военнослужащий внутренних войск. Он входил в состав конвоя, который возвращался из командировки. Угрожая табельным пистолетом Макарова, угонщик потребовал следовать в США. Остальной состав конвоя оказал сопротивление, и в завязавшейся перестрелке сначала погиб старший наряда, а затем и сам угонщик. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Отдельно стоит выделить первый случай, когда угонщикам предоставили летательный аппарат, выполняя часть их требований. Произошел он 14 мая 1979 г. в Новокузнецке, когда двое преступников захватили заложников в «Икарусе», при этом одного из них убили, и потребовали самолет для вылета в Японию. После переговоров сошлись на вертолете Ми-8, который должен был перебросить их в более крупный аэропорт. Во время посадки в винтокрылую машину один из угонщиков был убит сотрудниками милиции, а второй – задержан.

Итак, в 1970-е гг. в Советском Союзе количество инцидентов, связанных с угоном воздушных судов, оказалось, как минимум, в 2,5 раза большим, чем за все предыдущие годы. В ряде случаев пираты добились желаемого и оказались за рубежами СССР. Они активно использовали не только огнестрельное оружие, но и различные взрывные устройства или их муляжи. Иногда при захвате самолетов звучали политические мотивы. Большинство стран-членов IKAO в то время весьма мягко относилось к людям, стремившимся таким способом вырваться из СССР, и советские государственные органы стали добиваться заключения двусторонних международных договоров, предусматривавших обязательную выдачу лиц, совершивших преступления такого рода. Поэтому воздушные пираты требовали лететь в страны, с которыми подобных соглашений не существовало либо вообще не поддерживались дипломатические отношения. Советские власти предприняли и целый ряд мер по усилению авиационной безопасности, а с 3 января 1973 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления. В уголовных кодексах союзных республик за такое преступление теперь предусматривалось наказание в виде лишения свободы сроком от 3 до 10 лет, а с применением насилия или угроз, а также при других отягчающих обстоятельствах – до 15 лет или смертной казни. Совместными усилиями МГА, МВД и КГБ был разработан план «Набат», четко регламентировавший порядок действий различных служб в случае захвата летательного аппарата. Большое внимание стало уделяться оперативно-розыскной деятельности, направленной на предотвращение угонов воздушных судов, что позволило сохранить жизни многим пассажирам и авиаторам. Для борьбы с терроризмом, в т.ч. с воздушным, 29 июля 1974 г. по распоряжению председателя КГБ Ю.В. Андропова была создана группа «А» – первое в СССР спецподразделение такого рода.

В советское время компартией велась активная пропаганда среди населения, что в СССР в отличие от западных капиталистических стран не было бандитизма, тем более на авиатранспорте, поэтому все случаи захвата или угона самолетов "воздушными пиратами", как гражданских, так и военных, сразу же засекречивали, а при обезвреживании угонщиков награды вручали якобы за задержание опасного преступника в Парке Горького.

Практически всегда требованием захватчиков был вылет лайнера за пределы СССР в какую-либо капстрану в надежде получить там политическое убежище либо выкуп в валюте за пассажиров. Иногда угонщиками выступали представители заигравшейся и вконец обнаглевшей "золотой молодежи" или даже школьники.

Ели верить статистике, то в период существования СССР было совершено 110 попыток угона воздушных судов, 24 из которых окончились удачно для захватчиков. Большая часть из них (62 инцидента) пришлась уже на период перестройки и политической нестабильности.

До начала 70-х на внутренних авиарейсах в СССР не было никаких досмотров, и зайти в салон самолета было не сложнее, чем в поезд: купил билет, зашел на борт, на входе проверили билет и все. Этим и пользовались первые авиаугонщики, пронося на борт обрезы и взрывчатку.

Рассказываем вам о 5 самых громких случаях воздушного пиратства в СССР, о которых за редким исключением долгие годы молчали советские газеты, ведь ничто не должно было омрачать веру советских людей в светлое коммунистическое будущее.

1. Угон Ан-24 в Турцию

15 октября 1970 года произошел первый успешный случай угона самолёта в СССР, получивший широкую общественную огласку и поссоривший СССР с Турцией. В тот день литовцы Пранас Бразинскас и его 13-летний сын Альгирдас пронесли на борт обрезы и захватили Ан-24, летевший из приграничного Батуми в Краснодар с 46 пассажирами на борту, потребовав лететь в Турцию.

Молоденькая стюардесса Надя Курченко попыталась остановить преступников, но получила пулю в сердце. Экипаж был вынужден подчиниться угонщиков и посадил лайнер в турецком Трабзоне, где угонщики попросили политическое убежище. Турецкие власти отказались выдать преступников СССР. Бразинскасы были осуждены, но через 4 года их амнистировали, и они переехали в США.

Имя отважной стюардессы активно использовали в СССР для пропаганды против запада и перебежчиков, ее именем называли улицы и школы.

2. Захват Ту-104 в Ленинграде

23 апреля 1973 года Ту-104 выполнял обычный рейс из Ленинграда в Москву. После взлета один из пассажиров, угрожая "адской машиной, потребовал повернуть лайнер в направлении Стокгольма. Пилоты решили вернуться в Ленинграда. Пока штурман отвлекал угонщика, летчики готовили к посадке самолет. Однако при посадке, когда лайнер выпустил шасси, злодей понял, что его обманули и успел активировать заряд.

Поврежденный самолет благодаря неимоверным усилиям летчиков смог вполне благополучно приземлиться, никто из пассажиров не пострадал.

3. Штурм Як-40 в Быково

2 ноября 1973 года Як-40 выполнял рейс из Быково в Брянск. На борту среди пассажиров оказались 4 студента техникума в возрасте от 16 до 20 лет, которые незадолго до посадки достали обрезы, и проникнув в кабину, приказали вернуть лайнер в Москву, Негодяи потребовали выкуп 5 млн. долларов за свободу заложников и беспрепятственный перелет в Швецию после дозаправки.

После посадки в Быково было принято решение взять захватчиков штурмом - впервые в советской истории. Штурм прошел вполне успешно, налетчиков задержали, а пассажиры были освобождены.

После данного случая в аэропортах СССР был усилен досмотр пассажиров, а угон самолета вынесен в Уголовном кодексе как отдельное преступление.

4. Захват Ту-134 грузинской "золотой молодежью"

18 ноября 1983 года представители грузинской "золотой молодежи", которые были детьми высокопоставленных и обеспеченных родителей, воспользовавшись знакомством с одним из сотрудников службы досмотра аэропорта, под видом молодоженов пронесли без проверки на борт оружие и захватили Ту-134, летевший маршрутом Тбилиси-Батуми, пытаясь таким образом сбежать на Запад.

На подлете к Батуми молодчики достали оружие и потребовали лететь в Турцию, однако пилоты смогли скрыться за бронированной дверью в кабину и, воспользовавшись темнотой и ненастной погодой, приземлили самолет в Тбилиси.

5. Захват Ту-154 музыкантами Овечкиными

8 марта 1988 года члены известного в СССР джазового ансамбля семьи Овечкиных "Семь Симеонов" вместе с матерью и малолетними детьми по пути из Иркутска на подходе к Ленинграду захватили Ту-154, потребовав лететь в Лондон.

Но пилоты обманули Овечкиных, посадив самолет якобы для дозаправки на военном аэродроме Вещево в Ленобласти под видом Финляндии.

В результате неудачного штурма лайнер загорелся, нескольким пассажирам не удалось выбраться.

Позднее по мотивам событий в 1999 году был снят художественный фильм "Мама".

Нравится? Поддержи канал:

☑️ Подпишись и получай в ленте Дзена новые статьи!

👍 Жми палец вверх , сделай репост для друзей в соцсетях!

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Попытки перелететь через "железный занавес". Угоны гражданских самолетов из СССР

С оветский Союз по угонам самолетов в мировой статистике был на ведущих ролях.
До 1991 года включительно, в СССР произошло около 110 угонов, в том числе 24 удачных. Наибольшее число угонов, включая неудачные попытки, произошло в 1990 (33) и 1991 (16) годах. Именно при угоне самолета в 1973 году состоялся самый крупный теракт времен СССР (по числу жертв). Далее самые первые и самые интересные угоны.

Угон самолета

8 января 1954 года состоялась одна из первых попыток захвата самолета. Самолёт с 5 пассажирами и 4 членами экипажа на борту Ли-2 (Эстонской объединённой авиационной эскадрильи) выполнял рейс «Ленинград—Таллин». В кабину ворвались вооружённые пистолетами мужчина и женщина, потребовав лететь в Финляндию. Воспользовавшись отвлечением захватчиков, бортмеханик Тимофей Ромашкин бросился на них, после чего с помощью пилотов те были обезоружены и скручены, а самолёт вернулся в Таллин. На следующий день бортмеханик скончался от полученных ран.

Ли-2

5 сентября 1958 года еще одна попытка захвата Avia 14 (СССР-Л2048) Эстонской объединённой авиационной эскадрильи. Самолёт с 11 пассажирами и 6 членами экипажа на борту выполнял рейс «Ленинград—Таллин», когда один из пассажиров через стюардессу передал командиру записку, в которой требовал встречи для переговоров, на что экипаж заперся в кабине. Тогда угонщик стал взрывать в самолёте небольшие заряды, вызвав пожар.

После посадки в Йыхви экипаж и остальные 10 пассажиров эвакуировались, а вот террорист побоялся выходить. В результате лайнер сгорел вместе с оставшимся в нём террористом.

В 60-х самолеты угоняли ежегодно и почти всегда с человеческими жертвами. В 61 году самолет двое террористов пытались угнать самолет даже в новогоднюю ночь. Попытка не удалась, террористов обезвредили на борту силами экипажа, но погиб один человек.

3 августа 1966 года была попытка захвата Ан-2, выполнявшего рейс «Поти—Батуми», тремя вооружёнными преступниками. С помощью манёвров в воздухе пилоты смогли сбить угонщиков с ног, после чего последние были обезоружены остальными пассажирами, а после посадки в Батуми арестованы. Пилоты были награждены орденами Красного Знамени. Вы представляете нечто подобное в наши дни? А в то время это была инструкция сбить террориста с ног пируэтами в воздухе.

Газеты угоны не освещали. Сначала террористов независимо от числа жертв, почти всегда приговаривали к расстрелам, а вот к 80-м стали жалеть и давать даже смешные сроки.

13 марта 1967 года в Туапсе бывший пилот гражданской авиации, а в прошлом и военный лётчик Павел Скрылёв, забравшись в пустой Ан-2 (СССР-04959) вылетел на нём в сторону Турции. Однако над нейтральными водами он был сбит советским истребителем МиГ-17. Это единственный известный случай уничтожения пассажирского самолёта при попытке угона из СССР.

Угон самолета

В 1970 году был совершен первый удачный угон. 15 октября отец и сын Бразинскасы угнали в Турцию самолёт Ан-24Б (СССР-46256), выполнявшего рейс Батуми—Сухуми. При захвате экипаж получил огнестрельные ранения, в результате чего погибла стюардесса Надежда Курченко. Первый успешный угон советского пассажирского самолёта.

Первый удачный угон самолета из СССР

В 1973-м году в Чите произошла катастрофа когда экипаж для предотвращения захвата судна применил оружие. Пуля случайно попала в топливный бак и самолет взорвался.

С 3 января 1973 года в Советском Союзе угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления.

23 апреля 1973 года была попытка захвата Ту-104Б (СССР-42505), выполнявшего рейс Ленинград— Москва, одним угонщиком. Угрожая бомбой, пассажир Иван Бидюк требовал лететь в Швецию, но экипаж принял решение вернуться в Ленинград. При посадке террорист взорвал бомбу, в результате чего погиб он сам и отвлекавший его бортмеханик Викентий Грязнов, а самолёт получил критические повреждения, но экипаж сумел его посадить. Члены экипажа были представлены к государственным наградам (командир и погибший бортмеханик были удостоены звания Герой Советского Союза).

КРУПНЕЙШИЙ ТЕРАКТ В СССР состоялся 18 мая 1973 года при попытке захвата Ту-104А (СССР-42379), выполнявшего рейс Иркутск—Чита. Авиалайнер был взорван и все пассажиры погибли. Чингис Юнус-оглы Рзаев, пронеся на борт бомбу, требовал изменить курс в сторону КНР, на что сопровождающий рейс милиционер Ёжиков выстрелил ему в спину, после чего произошел взрыв бомбы. Взрыв мощностью почти 6 кг в тротиловом эквиваленте разорвал авиалайнер на части, при этом погибли все 72 пассажира и 9 членов экипажа.

2 ноября 1973 года самолёт Як-40 (CCCP-87607) с 28 пассажирами и 3 членами экипажа на борту выполнял рейс Москва—Брянск, когда был захвачен группой из четырёх мужчин, вооружённых огнестрельным оружием. После возврата в Москву и посадки в аэропорту Внуково угонщики отпустили часть пассажиров, а за оставшихся потребовали выкуп — полтора миллиона долларов и беспрепятственный полёт до Швеции. Самолёт был освобождён в результате штурма отрядом милиционеров, при этом погибли 2 угонщика. Первый случай штурма захваченного самолёта на территории СССР.

штурм самолета

23 сентября 1976 года, бывший военный лётчик В.И. Зосимов, угнал пустой Ан-2 в Иран. Под давлением СССР, пилота и самолёт через два дня вернули на родину.

8 марта 1988 года состоялся наверное самый знаменитый советский угон самолета — захват Ту-154Б-2 (СССР-85413), выполнявшего рейс Курган—Ленинград, семьёй Овечкиных (11 человек), пронёсших на борт огнестрельное оружие и взрывчатку.

ее3f

Угонщики потребовали следовать в Великобританию, на что экипаж произвёл посадку на аэродроме Вещево, выдав его за посадку в Финляндии. В ходе последовавшего штурма милицейскими отрядами некоторые Овечкины застрелились, перед этим взорвав бомбу. Всего погибли 9 человек: 5 угонщиков, стюардесса Тамара Жаркая и 3 пассажира; самолёт сгорел.

побег Овечкиных


Самолет Ту-154, который разрушился после пожара.

ее3f

24 декабря 1990 года состоялся курьезный угон, если так можно сказать. Ил-86 с 351 пассажиром на борту выполнял рейс Москва—Сочи, когда пассажир Джугелия угрожая бомбой потребовал, чтобы после дозаправки в Сочи самолёт направился в Лондон. В Сочи самолёт был освобождён спецназом, а проверка показала, что бомбой оказались завёрнутые в пакет произведения Ленина.

Было и две попытки угнать советские самолеты за границей. 27 февраля 1979 года самолет Ту-154 Аэрофлота, совершавший рейс из Осло в Москву с посадкой в Стокгольм-Арланда был захвачен тремя террористами. Террористы были арестованы в Стокгольме. Другой наш самолет пытались угнать в Африке.

8 января 1954 года вошло в историю советской гражданской авиации как дата первой попытки захвата воздушного судна. Тогда двум вооруженным преступникам угнать Ли-2 не позволил бортмеханик Тимофей Ромашкин.

Самолет Ли-2 совершал рейс Минск — Таллин — Ленинград. На борту находились 5 пассажиров и груз. Вскоре после взлета из аэропорта столицы ЭССР и набора высоты Тимофей Ромашкин, выполнявший функции бортпроводника, разнес прессу. Вслед за ним в кабину пилотов ворвались вооруженные мужчина и женщина. Они потребовали выключить рацию и включить автопилот. Когда первые требования захватчиков были выполнены, женщина передала сообщнику пистолет и начала связывать одного из летчиков. Действовать нужно было быстро и решительно. Финляндия находилась всего в нескольких десятках километров. Тимофей Ромашкин улучил момент и сбил с ног террористку. После этого он бросился на ее сообщника. Захватчик открыл огонь, и четыре пули попали в Тимофея Ромашкина. В этот же момент на захватчиков набросились остальные летчики и скрутили их. Самолет развернули и посадили в Таллине. Тимофея Ромашкина передали медикам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1954 года ему за мужество и самоотверженность, проявленные при задержании бандитов, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Правда, в печать эта новость сразу не прошла. В марте того года весь Советский Союз жил выборами в Верховный Совет СССР. Сообщать в такое время об указе о присвоении звания и о ЧП в гражданском самолете было не с руки.

Всего же с 1954 по 1991 годы случились около сотни воздушных ЧП. Долгое время все подобные происшествия были засекречены. Лишь в конце 80-х годов прошлого века об угонах стали говорить открыто.

Из ревности

Второй угон пассажирского самолета произошел летом 1954 года.

В Новосибирске к очередному ночному рейсу готовился пассажирский самолет Ил-12. Полностью заправленная машина стояла и ждала своей очереди на загрузку. До вылета оставалось чуть больше часа. Командир и штурман уточняли метеорологические условия на диспетчерском пункте, а второй пилот занимался вопросами загрузки в службе перевозок. На борту оставался один бортмеханик Владимир Поляков.

Свободного времени было много, и он решил сбегать домой. До коммуналки всего пару минут бегом от аэровокзала. С супругой у Полякова были напряженные отношения. Дело шло чуть ли не к разводу. Даже проживали отдельно: он в общежитии, а супруга в коммуналке. Поднабравшись храбрости слитым из бачка противообледенительной системы спиртом, бортмеханик пошел к своей зазнобе. И застал ее с соседом. Что на самом деле происходило в комнате коммуналки — неизвестно. Поляков приревновал и закатил скандал. Подвыпившего горе-супруга сосед выставил за дверь.

Четыре часа Поляков пытался выйти на таран, но никак не мог прицелиться в нужное окно. Он выписывал над Новосибирском невероятные виражи. Такие, что повторить их согласились бы немногие летчики-каскадеры даже на специальных легкомоторных самолетах для авиашоу. Например, бортмеханик сумел пролететь между диспетчерской вышкой и ангаром, заложив подряд несколько крутых виражей. Постепенно трезвея, Поляков стал осторожничать. К этому времени он провел в воздухе почти 4 часа. На перехват Ил-12 даже высылали группу истребителей. Они немного покружили рядом и вернулись обратно. Ветеран войны знал, что его не будут сбивать над городом, и за его территорию не вылетал. Вскоре Поляков посадил самолет и сдался властям. Ему грозила высшая мера наказания. От расстрела его спас конструктор самолета Сергей Ильюшин. Бортмеханик в ту ночь совершил просто невозможное, показав, на что способен самолет. Тем самым он доказал превосходные летные качества машины, надежность и безопасность. Авиаконструктор добился того, что В. Поляков провел в тюрьме всего три года.

Приказано уничтожить

13 марта 1967 года над Черным морем был уничтожен угнанный Ан-2. Произошло это в понедельник. Самолет высадил в аэропорту Туапсе пассажиров из Краснодара. Экипаж сдал машину технику и ушел в здание аэропорта. Топлива в баках оставалось лишь на обратный рейс, запланированный через полчаса. Вдруг с летного поля послышался шум двигателей. Пилоты выскочили на поле и не увидели своего самолета. Они тут же сообщили в пограничную службу.

Поднятые по тревоге истребители засекли над Черным морем нарушителя, летевшего в сторону Турции. Вскоре был дан приказ уничтожить Ан-2. Его в нейтральных водах из бортовых орудий сбил летчик Миг-17, так как ракеты с радиолокационным наведением не могли захватить такую низколетящую цель.

В результате расследования было установлено, что угон совершил бывший военный летчик Павел Скрылев. У него не задалась карьера гражданского летчика. Получив очередной отказ в «Аэрофлоте», он принял решение бежать из СССР. Причем сделал это, скорее всего, спонтанно. Скрылев увидел на аэродроме одинокий Ан-2 и тут же решил на нем улететь. Он перемахнул через невысокий забор, сорвал устройство блокировки газа и завел мотор. Для угона ему потребовалось чуть меньше минуты.

Уничтожение Ан-2 над Черным морем — единственный известный в СССР случай, когда захваченное воздушное судно было сбито при попытке покинуть пределы страны.

Когда в Советском Союзе появился Ту-104 — второй в мире серийный пассажирский лайнер с реактивными двигателями, то это стало сенсацией мирового уровня. Тогда пассажирская реактивная авиация еще только делала первые шаги. Весьма прожорливые по современным меркам турбореактивные двигатели Ту-104, тем не менее позволяли ему летать на расстояния до 2000 км и преодолевать их всего за 2,5 часа.

В Советском Союзе в те времена был «железный занавес», и посещение заграницы было на много порядков более сложным делом, чем сейчас.

Ту-104 — один из первых в мире (а если быть точным, то второй) серийных реактивных пассажирских лайнеров.

Ту-104 — один из первых в мире (а если быть точным, то второй) серийных реактивных пассажирских лайнеров.

Эти два обстоятельства, а также постоянное наличие кретинов, у которых течет крыша, существенно повлияли на появление такой угрозы, как угоны самолетов. Самолеты «Ту» вскоре стали самыми угоняемыми самолетами в СССР. Следует оговориться, в данном случае я пишу про угоны гражданских пассажирских самолетов, а не военных.

Угон военных самолетов штука банальная, там как правило один пилот, как правило угоняет новую и секретную технику с целью передать ее каким-нибудь «западным или другим партнерам». И делает он это тоже обычно просто: садится за штурвал и улетает в нужном ему направлении. Что же касается угонов пассажирских самолетов, то почти всегда их угоняли с целью улететь за границу. Более того делали это люди, которые не умеют пилотировать самолет, но зато умеют делать взрывные устройства. Впрочем, не будем забегать вперед.

Вообще вот вам небольшой спойлер — угонять самолет в Советском Союзе не очень хорошая идея. Вот правда, это ОЧЕНЬ плохая идея, и дело тут не в этической стороне вопроса, а просто в крайне малой вероятности успеха такого предприятия. Статистика показывает, что советские пилоты скорее убьют угонщика, сам самолет и себя, чем станут выполнять его требования куда-то лететь. До конца я не смог найти достоверное объяснение, почему они делали именно так, и для себя решил обойтись формулировкой «потому что это были советские люди и время было совсем другое», так как случаев чтобы кто-то принуждал или хотя бы инструктировал, чтобы они себя так вели, я не нашел. Впрочем, бывало всякое, и обо всем по порядку.

Ил-14 в Йыхви

Все началось 5 сентября 1958 года. Ближнемагистральный пассажирский самолет Ил-14 (не реактивный вовсе) совершал перелёт из Москвы в Таллин с промежуточной посадкой в Ленинграде.

Ил-14 авиакомпании «Аэрофлот» Именно такой пытались угнать над Йыхви.

Ил-14 авиакомпании «Аэрофлот» Именно такой пытались угнать над Йыхви.

На борту находилось 11 пассажиров. Когда самолет набрал высоту 900 метров один из пассажиров передал стюардессе записку с угрозами и требованием, чтобы командир воздушного судна вышел в салон для «разговора с группой заинтересованных пассажиров». Удачи, братан!

Стюардесса отдала записку командиру. Тот, ознакомившись с ее содержанием, запер дверь и достал пистолет(!). Через пару минут из салона раздались хлопки и начались попытки террориста проникнуть в кабину. Тогда экипаж связался с диспетчером и доложил о нападении, а также о намерении совершить посадку на ближайшем аэродроме — Йыхви. Экипаж отстреливался через дверь от террориста, и выполнил «горку». Террорист в долгу не остался и поджег самолет. Командир экипажа, производя резкое снижение с 900 метров, на горящем самолете произвел посадку. После остановки экипаж покинул кабину через астролюк (небольшое застекленное отверстие в верхней части фюзеляжа самолета ), а пассажиры через дверь.

В результате Ил-14 сгорел дотла вместе со своим захватчиком. Кстати, какие требования были у него, так никто и не спросил.

Ан-24Б в Турции

Пожалуй, первый и один из немногих успешных угонов самолета в СССР. 15 октября 1970 года.

Ан-24 такой самолет Бразинскасы угнали в Турцию

Ан-24 такой самолет Бразинскасы угнали в Турцию

Отец и сын Бразинскасы приобрели билеты на Ан-24, выполнявший рейс «Батуми — Сухуми», и сели на передние места, перед дверью в кабину пилотов. Когда самолет набрал высоту, они вломились в кабину, убив бортпроводницу, которая пыталась их остановить. После этого террористы продолжили стрелять. Всего они сделали 24 выстрела, ранив командира экипажа, штурмана и бортмеханика. В итоге экипаж-таки посадил самолет в Турции, как того и требовали террористы в аэропорту города Трабзон.

После приземления в Турции отца и сына Бразинскасов арестовали, однако выдать СССР отказались. Отсидев 2 года в турецкой тюрьме, они были освобождены по амнистии, а потом и вовсе перебрались в США на постоянное место жительства (сначала нелегально, а потом и вполне официально). Получив американские документы, Бразинскасы написали книгу, в которой пытались оправдать захват и угон самолета «борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации». Такое позорное поведение США при предоставлении убежища террористам вызвало даже некоторый международный резонанс.

Кстати, в 2002 году младший из угонщиков(сын) во время семейной ссоры убил старейшего (своего отца) и был приговорен к 16 годам тюрьмы.

Ту-104 в Ленинграде

Вот мы наконец добрались до Ту-104. Вообще надо сказать, что этому самолету в принципе не очень-то везло. Первоначально у него были проблемы с аэродинамикой, но даже после их устранения, он считался не самым надежным самолетом. И похоже еще одной чертой было то, что он просто притягивал как магнит всяких поехавших, решивших рискнуть несколькими десятками жизней ради непонятно чего.

Тот самый Ту-104Б 42505

Тот самый Ту-104Б 42505

Так 23 апреля 1973 года Ту-104Б (Бортовой номер 42505) выполнял рейс из Ленинграда в Москву. Через несколько минут после взлета к стюардессе подошел один из пассажиров и вручил ей письмо, которое потребовал передать экипажу. Письмо было написано на 4 (. ) листах суть которого сводилась к тому что он требует лететь в Швецию, аэропорт Стокгольма, в противном случае угрожает взорвать самолет при помощи 2 кило взрывчатки, применяемой в шахтах.

«Да, мой господин», — сказал экипаж и полетел в Швецию где-то в параллельной вселенной, возможно совмещенной с воспаленными фантазиями самого террориста. А в нашей КВС тут же развернул самолет и запросил посадку в Ленинграде. Также он передал бортмеханику табельное оружие, чтобы тот попытался обезвредить преступника. Однако, несмотря на всю свою шизофрению, толкнувшую его на угон самолета, террорист догадался сделать бомбу с механизмом обратного действия. Поэтому просто застрелить его было нельзя, ибо в таком случае произошел бы взрыв.

Чтобы не выдать преступнику, что самолет не летит туда, куда он хочет, пилоты кренили самолет так, чтобы с его стороны ничего не было видно, а при посадке не выпускали шасси вплоть до высоты в 150 метров.

К сожалению, дальше скрывать это было уже невозможно, так как самолет не мог за это время долететь до Швеции, и террорист понял что его обманули. В этот момент бортмеханик попытался обезвредить злодея и воспрепятствовать отпусканию обратного механизма. Он даже успел сломать ему кости гортани одной рукой (. ), однако взрыв все-таки произошел.

Взрывом пробило перегородку кабины, а также вырвало входную дверь. Оторванной балкой пола заклинило рули высоты, а также была повреждена гидросистема. Последнее привело к тому, что передняя стойка шасси не успела зафиксироваться. Также авиалайнер начал опускать нос, но неимоверными усилиями пилотов все-таки сел на ВПП аэропорта Пулково. Незафиксированная передняя стойка сложилась, и фюзеляж носом опустился на полосу и заскользил по бетону.

Ту-104Б 42505 сразу после посадки

Ту-104Б 42505 сразу после посадки

В результате взрыва погибли только сам террорист и бортмеханик. За проявленное мужество и героизм бортмеханику Викентию Григорьевичу Грязнову было присвоено звание героя Советского Союза посмертно.

Личность террориста была установлена сразу же: им оказался 47-летний житель Днепропетровской области Иван Бидюк, — не затравленный диссидент, для которого важно было любой ценой вырваться на Запад, а тяжелый психически больной, к тому же с уголовным прошлым, отбывший наказание в виде пяти лет лишения свободы за то, что на почве ревности изрезал жену ножом и нанес ей тяжкие телесные повреждения. Угрюмый, неприятный человек, с манией сутяжничества. Идею бегства в другую страну, где поймут его, непонятого на Родине борца за справедливость, Бидюк вынашивал давно, еще в пятидесятых годах.

Ту-104 под Читой

Не прошло и месяца с момента предыдущей попытки угона Ту-104, а у очередного гражданина уже съехала крыша и он пошел захватывать самолет.

И, да, снова Ту-104

И, да, снова Ту-104

18 мая 1973 года Ту-104А (бортовой номер 42379) выполнял рейс Москва-Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Чита. И все шло хорошо, пока в Иркустке не сел Чингис Юнус-Оглы Рзаев.

Он родился в Кировабаде, окончил школу в Тбилиси. А После выпускного бала Рзаев предпринял попытку поступить в МГИМО на «дипломата». В приемной комиссии его документы даже не стали рассматривать, поскольку он не только не знал ни одного иностранного языка, не только плохо разговаривал по-русски, но и окончил школу с двойками.

Но о дипломатической карьере Рзаев по-прежнему мечтал. О своей мечте он постоянно говорил всем знакомым. Поэтому, когда за несколько дней до катастрофы сказал своему приятелю, что летит в Китай на дипломатическую работу, тот только пожал плечами. «Здесь меня не понимают, — заявил тогда Рзаев, — а вот в Китае поняли бы. Там бы я быстро стал дипломатом».

Тут следует уточнить, что после всего этого треша, который с угонами самолетов, их стали сопровождать сотрудники МВД в штатском.

Когда самолет уже подлетал к Чите, Рзаев показал одной из бортпроводниц сверток, который лежал у него на коленях, сказал, что это взрывчатка и потребовал лететь в Китай. В результате завязавшейся драки милиционер был ранен ножом в живот, и выстрелил террористу под левую лопатку, точно в сердце. Однако, тот успел активировать взрывное устройство в результате самолет разрушился в воздухе пассажиры и экипаж погибли.

После того, как на смену Ту-104 пришли Ту-134 и Ту-154, угонщики стали выбирать их. Но об этом я расскажу вам завтра во второй части.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: