В каком году судебные функции были выведены из ведения палаты лордов британского парламента

Обновлено: 28.03.2024

Пала́та ло́рдов (англ. House of Lords ; полное наименование — Почте́нные Ло́рды духо́вные и све́тские Соединённого короле́вства Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии, собра́вшиеся в парла́менте) — верхняя палата Парламента Великобритании.

Содержание

История

Палата лордов возникла в XIV веке и на тот момент состояла исключительно из крупных феодалов — пэров (англ. peers ), титулы которых изначально могли передаваться только по наследству, но своё название она получила лишь в 1544 году, когда уже имела значительно больше власти, чем избираемая Палата общин. В 1649 верхняя палата была упразднена революционным правительством, пришедшим к власти в период Английской гражданской войны, но восстановлена в 1660 году. Начиная с XIX века полномочия верхней палаты постепенно ограничивались, и в настоящее время она слабее, чем избираемая часть.

Реформы XX—XXI века

В XX веке был проведён ряд реформ, направленных на демократизацию, повышение легитимности Палаты лордов и укрепление её взаимоотношений с правительством. Так, Акт о Парламенте 1911 года существенно ослабил роль Палаты, заменив её абсолютное вето в отношении решений Палаты общин отлагательным. Акт 1958 года произвёл двойную реформу: учредил институт пожизненного пэрства и расширил тем самым состав Палаты, включив в неё новую категорию лордов — пожизненных пэров, среди которых могли быть и пэрессы, что впервые сделало возможным членство женщин в Палате. Акт о пэрах 1963 года распространил право женщин быть членами Палаты лордов на наследственных пэров. Акт о Палате лордов, принятый в 1999 году, наоборот, значительно сократил численность Палаты, лишив права членства в ней большинство наследственных пэров. В 2005 году был принят Акт о конституционной реформе [1] , лишивший верхнюю палату судебных полномочий и учредивший выборную должность лорда-спикера.

Организация деятельности

Состав

Британское парламентское право не накладывает каких-либо ограничений на численный состав верхней палаты. В настоящее время Палата лордов насчитывает 775 членов [2] и включает лордов духовных и светских.

Лорды духовные



Лорды духовные (англ. Lords Spiritual ) представлены духовенством англиканской церкви. В настоящее время Палата насчитывает 24 духовных лорда. Среди них — 5 важнейших прелатов церкви: Архиепископ Кентерберийский, Архиепископ Йоркский, Епископ Лондона, Епископ Дурхэма, и Епископ Винчестерский, а также 20 диоцезианских епископов. Церковь Шотландии не представлена духовными лордами; будучи пресвитерианской, она не предполагает архиепископов и епископов. Церковь Ирландии была представлена в Палате лордов с 1801 года, после того, как Ирландия вошла в состав Соединённого королевства. Из иерархов Ирландской церкви могли заседать четверо (один архиепископ и три епископа), ротируя своих представителей в конце каждой парламентской сессии (длящейся обычно один год). Церковь Ирландии, однако, прекратила существование в 1871 году. Аналогичная ситуация сложилась в отношении церкви Уэльса, переставшей существовать в 1920 году. Таким образом, в настоящее время духовные лорды представляют только англиканскую церковь.

Ранее духовные лорды составляли большинство в Палате лордов. С 1539 года в результате «Роспуска монастырей» в состав Палаты входили только архиепископы и епископы. В 1642 году в период английской гражданской войны духовные лорды были полностью исключены, но возвращены в соответствии с Актом о церкви 1661 года. Многие духовные лорды были исключены по Манчестерскому акту о епископате 1847 и позднейшим актам.

Лорды светские



Светские лорды (англ. Lords Temporal ) образуют самую многочисленную группу в Палате со времён «Роспуска монастырей». Среди них различают наследственных и пожизненных пэров.

До реформы 1999 года все светские лорды — их насчитывалось порядка 700 человек, — были, за некоторым исключением [3] , наследственными пэрами (англ. hereditary peers ) по праву рождения и носили титулы графа, маркиза, герцога, виконта или барона. Акт о Палате лордов 1999 года установил, что отныне наследственные пэры должны избираться, и сократил их число до 92 человек. Из них 2 пэра осталось ввиду наследуемых церемониальных должностей, 15 — выбираются всей Палатой, а остальные 75 — политическими партиями, членами которых они являются, при этом число избираемых партией пэров отражает количество занимаемых ей парламентских мест.

Крупнейшей группой светских лордов и всей Палаты в целом являются пожизненные пэры (англ. life peers ). Согласно Акту о пожизненных пэрах 1958 года пожизненное пэрство присваивается монархом по представлению премьер-министра за выдающиеся заслуги перед государством и без права передачи титула по наследству. Такой титул получают, как правило, премьер-министры, спикеры и депутаты Палаты общин после отставки, а также дипломаты, выдающиеся политические и общественные деятели.

Отдельную группу в верхней палате составляют независимые, или беспартийные пэры (англ. crossbenchers ), которые избираются Комиссией по назначениям в Палату лордов (англ. Lords Appointments Commission ), учреждённой с этой целью в 2000 году. Среди независимых членов Палаты есть как пожизненные, так и наследственные пэры.

До 2005 года в Палату лордов входили и так называемые судебные лорды (англ. Lords of Appeal in Ordinary ), или лорды-юристы (англ. Law Lords ), назначаемые монархом по представлению премьер-министра для осуществления судебных полномочий в связи с тем, что Палата лордов играла роль высшей апелляционной инстанции. Актом о конституционной реформе 2005 года, вступившим в силу лишь в 2009 году, был учрежден Верховный суд (англ. Supreme Court ), состоящий из 12 судей, на который отныне возлагалась эта функция. Первыми судьями были назначены действующие судебные лорды.

Требования к кандидатам

Нельзя заседать в палате лордов лицам младше 21 года, а также не являющимся гражданами Содружества или Ирландии. Раньше ограничения касательно гражданства были строже: по Акту о престолонаследии 1701 года, и до вступления в силу Акта о британском гражданстве 1948 года, лордами могли стать только лица, родившиеся в Великобритании.

Также на членство налагаются ограничения, связанные с банкротством. Лицо не может заседать в верхней палате, если указано в ордере ограничений по банкротству (применимо только для Англии и Уэльса), или если это лицо осуждённый банкрот (в Северной Ирландии), или если его поместье секвестировано (в Шотландии). Финальное ограничение — если лицо признано виновным в государственной измене и полностью не искупило вину, за исключением получения виновным лицом полной амнистии. Следует заметить, что отбывающий срок по прочим статьям не дисквалифицирован.

Дополнительные требования применяются к Lords of Appeal in Ordinary. Нельзя назначить лицо Lord of Appeal in Ordinary, если оно не посещало «высшее судебное учреждение» два года, или не было практикующим барристером 15 лет. Термин «высшее судебное учреждение» включает в себя Апелляционный суд Англии и Уэльса, или Сессионный суд (Шотландии), или Апелляционный суд Северной Ирландии.

Раньше женщины не могли заседать в палате лордов, даже если они были по праву пэрами. Только с 1958 допустили женщин по Закону о пожизненном пэрстве. Наследуемые пэрессы, однако, продолжали исключаться до Закона о пэрстве 1963. После принятия Закона о палате лордов 1999, наследуемые пэрессы смогли проходить в верхнюю палату. Все женщины палаты лордов — светские леди; англиканская церковь сейчас не позволяет рукоположение женщин-епископов, хотя эту проблему обсуждают и многие ожидают женщин-епископесс в ближайшем будущем.

Структура

Должностные лица

Лорд-спикер

Должность лорда-спикера была задумана в 2003 году после принятия решения о разделении обязанностей лорда-канцлера (первоначально должность лорда-канцлера должна была быть упразднена). Специальный комитет палаты лордов изучил вопрос о новой должности председателя палаты, включая и вопрос о ее наименовании. По рекомендации комитета должность получила название "лорд-спикер", в том числе и потому, что данное название уже использовалось ранее в регламентах и справочниках. Лорд-спикер палаты лордов избирается членами палаты и должен быть политически беспристрастным. До июля 2006 г. роль председателя палаты лордов осуществлял лорд-канцлер. Согласно акту о конституционной реформе 2005 года позиция "спикера палаты лордов" (именно так название определено в акте) стала отдельной должностью, позволяя тем самым занять эту должность кому-то другому кроме лорда-канцлера. Лорд-канцлер продолжал исполнять обязанности спикера палаты лордов в переходный период - с момента принятия закона и до вступления закона в силу. Первым лордом-спикером была баронесса Хелен Валери Хэйман. Текущий лорд-спикер - баронесса Фрэнсис Д'Соуза - вступила в должность 1 сентября 2011г.

Лидер

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Комитеты

В палате постоянно действуют специализированные комитеты. На сегодняшний день их 5 (Комитет по делам Европейского Союза, Комитет по экономической политике и др.).

Политические партии

В настоящее время политическая структура Палаты лордов выглядит следующим образом [2] :

Принадлежность Пожизненные пэры Наследственные пэры [4] Духовные лорды Итого
Лейбористская партия 236 4 - 240
Консервативная партия 170 48 - 218
Либерально-демократическая партия 87 4 - 91
Кроссбенчеры 152 32 - 184
Прочие партии / вне партий 29 2 - 31
Духовные лорды - - 24 24
Всего 674 90 24 788

Полномочия

Законодательный процесс



Законодательная власть лордов существенно уступает возможностям палаты Общин.

Согласно Законам о Парламенте 1911 года, право лордов отвергать билль, прошедший палату общин, было существенно ограничено. Некоторые типы биллей могут быть представлены на Королевское Утверждение без согласия палаты лордов. Палата лордов не может задержать денежный билль (который, по мнению спикера палаты общин, затрагивает сугубо национальное налогообложение или общественные фонды) больше чем на один месяц. Другие публичные билли нельзя задержать больше чем две парламентские ассамблеи, или один календарный год. Это касается только публичных биллей, пришедших из палаты общин, и не имеет силы продолжить срок парламента дольше пяти лет.

По традиции, установившейся ранее Законов о Парламенте, палата лордов также воздерживается от финансовых биллей. Палата лордов не может инициировать билль, касающийся налогов или поставок, или исправлять билль, касающийся налогообложения, или положение или билль о Доверии (палата общин, однако, часто передаёт свои привилегии и позволяет верхней палате делать поправки с финансовыми последствиями).

Кроме того, лорды не имеют возможности противодействовать законодательным инициативам победившей на выборах партии. Конституционное соглашение, известное как Salisbury Convention, определяет, что палата лордов не пытается оппонировать законам, внесённым в исполнение предвыборного манифеста текущего кабинета — который традиционно формируется партией или коалицией, имеющей большинство в Палате общин.

Судебные функции

Судебные функции палаты лордов происходят от древней роли Curia Regis как органа, который рассматривал петиции по теме Короля.

Юрисдикция палаты лордов включает, в гражданских и уголовных делах, апелляцию судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Для Шотландии апелляции возможны только в гражданских делах; шотландский Высший уголовный суд является верховным судом по уголовным делам. Палата лордов не является единственной последней инстанцией Великобритании; в некоторых случаях, эти функции выполняет Судебный комитет Тайного совета. Однако юрисдикция Тайного совета в Великобритании уже, чем у палаты лордов; он рассматривает апелляции церковных и морских судов, разделение полномочий (соответствие законов, принимаемых местными парламентами Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, конституции Соединённого королевства), импичмент согласно House of Commons Disqualification Act 1975, и некоторые меньшие дела.

C 1876 года, судебные функции выполнялись не полной Палатой, а специально назначаемой монархом группой из 12 «лордов-законников» — пожизненных пэров с юридическим опытом, коллективно называемых «Апелляционный комитет Палаты лордов» или «Палата лордов, Судебный комитет».

Лорды-законники не обязаны заседать в полном составе; с Второй мировой войны для каждого рассматриваемого дела формировался отдельный Апелляционный комитет, который обычно состоит из пяти членов (но не менее четырёх), выбираемых Старшим лордом (Senior Lord). Апелляционный комитет, собранный слушать важное дело, может насчитывать до 9 членов, включая Старшего лорда и его заместителя. Хотя Апелляционные комитеты заседают в отдельных комитетских комнатах, окончательное решение оглашается в зале заседаний палаты лордов и от имени полной Палаты. Дальнейшие апелляции не рассматриваются Палатой лордов, если только дело не касается законов ЕС, в каковом случае апелляцию подают в Суд Европейских сообществ.

Отдельная судебная функция — в которой может участвовать вся палата — попытка импичмента. Импичменты организуются палатой общин, и рассматриваются палатой лордов; признание требует большинства голосов. Импичменты давно не случаются; последний был относительно Henry Dundas, 1st Viscount Melville в 1806.

Палата лордов раньше также была судом над пэрами, обвинёнными в государственной измене. В таких случаях председательствует не лорд-канцлер, а Lord High Steward, назначаемый специально для суда. Если парламент не был на сессии, то пэров судят Судом Lord High Steward. Но это верно для светских лордов; если обвиняемый пэр—духовный, то используется Церковный суд. В 1948 г. право пэров на отдельный суд было отменено.

Акт о конституционной реформе 2005 г. привёл к созданию в 2009 г. отдельного Верховного суда Великобритании, которому передали судебные функции палаты лордов, а также функции Судебного комитета Тайного совета по вопросам деволюции (рассмотрения местного законодательства Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии). Также была реформирована должность лорда-канцлера, устранив ему возможность быть одновременно правительственным министром и судьёй. Частично это мотивировано тем, что исторически сложившаяся связь законодательной, исполнительной и судебной власти противоречит требованиям Европейской конвенции по правам человека (судья скорее всего не будет честен в этом случае), и вообще современной теории о разделении ветвей власти.

Отношения с правительством

В отличие от палаты общин, палата лордов не контролирует срок премьер-министра или правительства. Только нижняя палата может принудить премьера к отставке или вызвать выборы передавая вотум недоверия или withdrawing supply. Этим ограничивается слишком пристальное внимание к правительству.

Большинство министров кабинета происходят из палаты общин. В частности, все премьеры после 1902 были членами нижней палаты. (Алек Дуглас-Хьюм, ставший премьером в 1963, будучи графом и членом палаты лордов, вскоре после этого отказался от пэрства и был выбран в палату общин). Главные должности кабинета (кроме Лорд канцлера и Лидера палаты лордов) не были заполнены пэрами с 1982. Однако, палата лордов остаётся источником для младших министров.

В 2005 г. английский Парламент принял Акт о конституционной реформе, который существенно изменил структуру судебной системы Англии: вместо суда Палаты лордов был учрежден Верховный суд, к которому перешли все судебные функции бывшей высшей апелляционной инстанции. Вместе с тем суд Палаты лордов являлся самым влиятельным английским судом как в плане осуществления правосудия, так и развития прецедентного права на протяжении нескольких сотен лет. Представленная ниже заметка носит историко-правовой характер и раскрывает специфику суда Палаты лордов как одной из «визитных карточек» английского права.

Известно, что еще в XIII веке английский Парламент выполнял некоторые судебные функции, а впоследствии был создан Высокий суд Парламента (High Court of Parliament). Судебные функции Парламента проистекали из принципа, что каждый подданный имеет право подать жалобу королю, который олицетворяет высшую справедливость, высший источник права, а Парламент – королевский суд1. Именно по этой причине в Высоком суде Парламента рассматривались жалобы на решения судов общего права и суда Лорда-канцлера. Со времен эпохи Тюдоров (1485г.) судебные функции английского Парламента стала выполнять исключительно Палата лордов2.

В качестве суда первой инстанции Палата лордов рассматривала дела по обвинению своих членов в государственной измене и тяжком уголовном преступлении (фелонии), а также дела по обвинению высших сановников в должностных преступлениях. Обвинения в этих случаях возбуждались нижней палатой — Палатой общин, и вся процедура называлась «импичментом»3.

Первоначально судебные функции могли осуществлять все пэры Палаты лордов, отсутствие юридического образования которых зачастую приводило к принятию некомпетентных решений. А.К. Романов пишет по этому поводу: «Дело дошло до того, что в 1834 г. было зафиксировано решение Палаты лордов, принятое вообще без участия судей»4. Поэтому в 1844г. в деле O’Connell Лорд-канцлер проигнорировал мнения пэров, не являвшихся юристами, что впоследствии приняло характер конвенциональной нормы (convention) – при разрешении дел в Палате лордов принимают участие лишь пэры с юридическим образованием5. В настоящее время на заседаниях суда Палаты лордов может присутствовать любой пэр, не являющийся ординарным апелляционным лордом, но он не имеет права голоса6.

С 1873 по 1876гг. апелляционная юрисдикция суда Палаты лордов была упразднена – у Парламента имелось намерение заменить ее Верховным судом, который был создан в результате судебной реформы 1873-75гг. Однако в 1876г. был принят Акт об апелляционной юрисдикции, который восстановил апелляционную юрисдикцию Палаты лордов и «установил, что суд Палаты лордов как апелляционной инстанции имеет следующий состав: 1) Лорд-канцлер; 2) «ординарные лорды по апелляции»; 3) лорды, ранее занимавшие судебные должности»7.

Своеобразие Палаты лордов заключается в том, что она олицетворяет собой не только судебную, но и законодательную и исполнительную ветви государственной власти, что во многом придает решениям данного суда особый авторитет в глазах английских юристов. Двенадцать ординарных апелляционных лордов (Lords of Appeal in Ordinary или law lords – лорды-судьи или лорды-юристы), выполняющих судебные функции Палаты, принимают участие в законотворческом процессе, но только в отношении биллей, связанных с реформой права, принятием новых консолидированных и кодифицированных актов и других правовых вопросов.

Н.А. Алексеев отмечает, что ординарные лорды по апелляциям «являются активными участниками законодательного процесса при рассмотрении вопросов, связанных с устройством судебной системы, уголовного и гражданского права, системы исполнения наказаний и других сугубо правовых вопросов, где их профессиональные советы практически всегда принимаются большинством Палаты. Следует также подчеркнуть, что присутствие в Палате Лордов правовых Лордов, занимающихся реальной судебной практикой, позволяет значительно повысить качество законодательной работы, в связи с чем многие правовые законопроекты вносятся в первую очередь в верхнюю палату Парламента и только после этого поступают на утверждение Палаты Общин. Они также являются связующим звеном между судами и законодательным органом, которое особенно полезно, когда Палата обсуждает вопросы законодательства или призывает к принятию законодательных актов, возникающих, прямо или косвенно, из судебных решений»8.

Лорд-канцлер (Lord High Chancellor), формально юридически возглавляющий суд Палаты лордов, является членом Кабинета министров, спикером Палаты лордов и руководителем Департамента Лорда-канцлера, который осуществляет функции по организационному обеспечению деятельности судов9 и играет ведущую роль в процедуре назначения английских судей на должность. Распоряжения самого Лорда-канцлера обладают обязательной юридической силой для нижестоящих судов – их несоблюдение может повлечь за собой отмену судебного решения или приговора10.

Такое сосредоточение в руках Лорда-канцлера судебных (официальная глава судебной власти, ведущая фигура в назначении судей на должность), законотворческих (спикер Палаты лордов) и исполнительных (министр правительства) функций представляет, по мнению исследователей, особую угрозу принципу разделения властей в Англии.

Так, Н.Н. Полянский писал: «Вопреки принципу разделения властей, который когда-то Монтескье «открыл» в Англии, Лорд-канцлер: 1) участвует в осуществлении законодательной власти, поскольку он член Палаты лордов; 2) принимает участие и в проведении партийной политики, и в осуществлении административной власти, поскольку он как член кабинета министров часто выступает в Палате лордов с защитой проводимой кабинетом политики; 3) осуществляет судебную власть в качестве председателя Апелляционного суда, судебной комиссии Тайного Совета, Высокого суда и его канцлерского отделения»11.

Тем не менее, следует отметить, что Лорд-канцлер лишь номинально числится в составе суда Палаты лордов и практически не принимает участия в деятельности по рассмотрению апелляций. «Лорд-канцлер, будучи сильно загруженным обязанностями в Палате и в правительстве, крайне редко участвует в отправлении судебной функции палаты» – отмечает в своем исследовании, посвященном Палате лордов, Н.А. Алексеев12.

Поэтому в отношении фигуры Лорда-канцлера более обоснованно говорить о смешении законотворческой и исполнительной функций, что, к сожеланию, не является лишь специфическим недостатком должности Лорда-канцлера, но применимо ко всему британскому правительству, члены которого являются депутатами Палаты общин и реже – Палаты лордов, ко всей политической системе Великобритании, в которой правящая партия всегда должна контролировать большинство в Палате общин, что, естественно, накладывает тень на независимость ведущей палаты Парламента от государственной администрации.

Апелляционное производство в суде Палаты лордов фактически ведется только теми лордами, которые специально назначены Королевой в качестве ординарных апелляционных лордов (Lords of Appeal in Ordinary), статус которых на 1 октября 2002г. имели 12 членов Палаты лордов13. Двенадцать ординарных лордов по апелляциям (правовых лордов или лордов-юристов – law lords) являются пожизненными пэрами. Данный титул на основании Акта об апелляционной юрисдикции (1876) жалуется им Королевой при назначении на должность. В соответствии с Актом о пенсионном обеспечении судей и выходе в отставку (1993) по достижении 70 лет они утрачивают свой статус ординарных апелляционных лордов и переходят в разряд лордов, именуемых иными апелляционными лордами (Other Lords of Appeal), за которыми сохраняется право участвовать в рассмотрении апелляций на судебные решения и которых на 1 октября 2002г. насчитывалось 13 человек14.

Помимо Лорда-канцлера и двенадцати ординарных апелляционных лордов в состав суда Палаты лордов входят бывшие ординарные апелляционные лорды, бывшие Лорд-канцлеры, а также пэры, занимающие высокие юридические посты, будучи одновременно носителями пэрских титулов, пожалованных им за какие-то заслуги, но не в соответствии с Актами об апелляционной юрисдикции. Как отмечает Н.А. Алексеев, «…в прямые обязанности этих пэров не входит участие в отправлении Палатой Лордов правосудия, поскольку они не были специально назначены для выполнения этой функции. Но, тем не менее, это остается их правом. На практике участие таких пэров в судебной работе является редкостью, поскольку, в отличие от ординарных Лордов по апелляциям, они не получают за свою судейскую работу в Палате Лордов, жалований»15.

Второй характерной чертой суда Палаты лордов является то, что в отличие от всех других английских судов суд Палаты лордов является высшей апелляционной судебной инстанцией не только Англии и Уэльса, но и Северной Ирландии, а по гражданским делам – и Шотландии. Именно поэтому в состав суда Палаты лордов входят два представителя шотландского корпуса судей и один представитель судебного сообщества Северной Ирландии16.

Третьей и скорее исторической особенностью являлась абсолютная, ничем не ограниченная юрисдикция суда Палаты лордов, – так как сам Парламент являлся единственным носителем суверенитета в стране. Из принципа верховенства Парламента следовало, что Палата лордов была вправе отменить или изменить решение любого английского суда, а ее решение всегда являлось окончательным и не подлежащим обжалованию в какой-либо иной суд.

На современном этапе это положение верно лишь с определенными и вполне существенными оговорками. Во-первых, с 1 января 1973г., когда на территории Великобритании вступил в свою силу Акт о Европейских Сообществах (1972), суд Палаты лордов в отношении категории дел с «европейским элементом» перестал являться высшей апелляционной инстанцией Великобритании. Это означает, что решения суда Европейских Сообществ по вопросам четырех европейских свобод, валютного и антимонопольного законодательства и некоторых других правовых вопросов имеют преимущественную юридическую силу перед решениями суда Палаты лордов, а решения самого суда Палаты лордов по вопросам права Европейского Союза могут быть обжалованы в суд Европейских Сообществ. Во-вторых, на основании Акта о правах человека (1998) суд Палаты лордов не вправе выносить решения, которые бы противоречили Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), а также решениям Европейского суда по правам человека. Таким образом, на современном этапе юрисдикция суда Палаты лордов ограничена параметрами права Европейского Союза и Европейской конвенцией (1950).

Четвертой и, возможно, самой важной особенностью суда Палаты лордов является не связанность этого суда своими прошлыми судебными решениями, вынесенными по аналогичным делам.

В 1966 г. Лорд-канцлер Гардинер от имени других ординарных апелляционных лордов Палаты сделал заявление по вопросам практики (Practice Statement), суть которого сводилась к тому, что Палата лордов не признавала себя более обязанной следовать своим прежним решениям, вынесенным по аналогичным делам:

«Лорды рассматривают применение прецедента как незыблемую основу, опираясь на которую они принимают решение о том, что есть закон и как его использовать в каждом конкретном случае. Это гарантирует по крайней мере определенную степень уверенности гражданам при ведении ими своих дел, а также служит базой для упорядоченного развития правовых норм. В то же время лорды признают, что слишком строгое следование прецеденту может привести к несправедливости в отдельном конкретном случае, а также чрезмерно ограничить развитие права. Поэтому они предлагают изменить существующую практику и, рассматривая прежние решения Палаты как связывающие в принципе, отступать от прежнего решения в том случае, если это необходимо. В этой связи лорды будут помнить о той опасности, которую таят действия, имеющие обратную силу и чреватые нарушением стабильности отношений, касающихся уже заключенных торговых сделок, сделок с собственностью и финансовых договоренностей. Они будут также помнить о том, что уголовное право особенно нуждается в сохранении стабильности. Настоящее заявление не имеет целью повлиять на применение прецедентов где-либо, кроме как в Палате лордов»17.

Данное заявление явилось окончательным уходом высшего суда Англии от принципа stare decisis (stare rationibus decidendis) (буквально – «стоять на решенном»), согласно которому любой английский суд обязан следовать своим прошлым решениям, вынесенным по аналогичным к рассматриваемому делам18. Данный принцип обеспечивает предсказуемость судебных решений и стабильность правовой системы в целом, но в то же время приводит к стагнации, застыванию прецедентного права, потому как многие устаревшие, неправильные прецеденты могут быть изменены только законодателем, у которого крайне редко находится для этого время19.

Изменение данного принципа Палатой лордов указывает на довольно-таки тривиальный факт – на зависимость права от изменения социально-экономических условий жизнедеятельности общества. Так, Р. Давид пишет: «Сейчас общественное развитие требует большей гибкости в силу ускоренного темпа трансформации, которой подвержено общество»20. Индийский ученый С. Диами совершенно правильно отмечает: «Прецедентное право – это система, которая плохо уживается в обществе, где происходят быстрые социальные изменения. Его методы непригодны в чрезвычайных условиях»21. В XX веке темп социально-экономических изменений, несомненно, существенно повысился, и потому Палата лордов была вынуждена пойти на изменения принципа stare decisis.

Принимая во внимание тот факт, что решения же самой Палаты лордов связывают все звенья английской судебной системы можно констатировать то, что заявление Лорда-канцлера документально закрепило действовавшее уже несколько веков положение судей Палаты лордов как de facto правотворцев и правоприменителей одновременно. Более того, через три года после заявления Лорда-канцлера Актом об апелляционной юрисдикции (1969) английский Парламент хотя и косвенно, но подтвердил возможность суда Палаты лордов отклоняться от принципа stare decisis. Акт 1969г. ввел процедуру прыжка, когда апелляция из Высокого суда направляется, минуя Апелляционный суд, в суд Палаты лордов. Это допустимо в тех судебных процессах, в которых Апелляционный суд по вопросам права связан прецедентом Палаты лордов. «При наличии специального, выдаваемого судьей, сертификата Палата лордов может дать разрешение на прямую апелляцию. Это положение сильно проиграло в случае, если бы не было возможности отвергнуть решение по делу, указанному в сертификате» – отмечает Р. Кросс24.


С 31 июля британская Палата лордов потеряла полномочия верховного суда. С октября рассматривать апелляции граждан страны на высшем уровне будет новый, специально созданный судебный орган, сообщает BBC News.

Великобритания оставалась одним из немногих современных демократических государств, в которых законодательный орган - верхняя палата парламента - исполнял также и судебные функции. Помимо апелляций со всего Соединенного Королевства, Палата лордов также могла рассматривать уголовные дела из Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Создание Верховного суда страны стало одним из элементов судебной реформы, предложенной правительством Гордона Брауна.

На протяжении сотен лет апелляции рассматривали пэры, которые могли не быть не только судьями, но даже и юристами. Этот порядок изменился в 1870-х годах, когда в верхней палате британского парламента появились 12 судебных лордов - профессиональных судей, которых пожаловали пэрством. С тех пор судебные дела стали разбирать только они; при этом судьи-лорды могли принимать участие и в законодательной работе Палаты, однако пользовались этим правом редко.

Когда новый Верховный суд Соединенного Королевства начнет свою работу, его первыми судьями станут бывшие судебные лорды. Изменится порядок назначения на должности в высшем судебном органе: если раньше королева назначала судебных лордов по представлению премьер-министра, то теперь рекомендовать на должность судей будет специальная комиссия.

Последним делом, которое было рассмотрено в Палате лордов, стала нашумевшая в Великобритании история Дебби Перди (Debbie Purdy). 46-летняя британка, страдающая от рассеянного склероза, пыталась выяснить у правосудия, будет ли ее супруг подвергнут уголовному преследованию, если поможет ей уйти из жизни в швейцарской клинике. Судебные лорды постановили уточнить британский закон об эвтаназии и установить, в каких случаях должно возбуждаться уголовное дело.

Палата лордов - верхняя палата парламента Великобритании. Точное время образования Палаты лордов в английской правовой литературе не указывается. Известно лишь, что в XI, XII и XIII веках при короле созывались советы в качестве вспомогательного органа.

Палата лордов - верхняя палата парламента Великобритании. Точное время образования Палаты лордов в английской правовой литературе не указывается. Известно лишь, что в XI , XII и XIII веках при короле созывались советы в качестве вспомогательного органа. Первоначально эти советы включали наиболее влиятельных баронов английского королевства и представителей церкви, призванных давать советы королю по поводу налогового обложения и при издании некоторых законов. Если бароны регулярно заседали в этой палате, то они получали право передавать свое место после смерти своим наследникам; постепенно палата стала состоять из сыновей своих отцов, а не из вассалов короля. В течение XIII века король стал приглашать в этот орган и некоторых буржуа и дворян. Советы при короле были признаны "королевскими советами" в 1295 году в качестве "трех сословий королевства".

В XIV веке бароны и представители церкви стали собираться отдельно от дворян и буржуа, образовав, таким образом, две Палаты парламента – Палату общин и Палату лордов. Формально Палаты были равноправны, но быстро утвердилось правило, вводившее в обязанность Палаты общин устанавливать налоговые поступления в государственную казну. Несмотря на это, Палата лордов оставалась могущественной частью парламента. Она отсутствовала только во время английской революции, когда была упразднена (1649-1660).

С 1399 года Палате лордов принадлежали функции высшей судебной инстанции королевства. С 1876 года судебные функции выполнялись апелляционным комитетом палаты, состоящим из 12 лордов-судей, - пожизненных пэров с юридическим опытом.

Более того, до избирательной реформы 1832 года члены этой Палаты в значительной мере контролировали избрание Палаты общин, поскольку значительная часть избирательных округов была "нарезана" очень неравнозначно, некоторые из них имели всего лишь по несколько избирателей. Избирательные реформы 1832 года, 1867 года и начала XX века постепенно восстановили реальную власть Палаты общин, которая стала формироваться численно увеличивавшимся избирательным корпусом.

Палата лордов, в которой доминировали консерваторы, постоянно противопоставляла себя выборной нижней Палате. Когда в 1909 году она отвергла предложенный государственный бюджет, правительство либералов провело через парламент закон, ограничивающий полномочия Палаты лордов (Акт о парламенте 1911 года).

"Парламентский акт 1911 года" давал право Палате общин принимать бюджет и другие законы, касающиеся "денежных счетов" государства, без одобрения Палаты лордов.

Кроме того, депутаты получили право проводить без согласия лордов любой другой закон, если он будет представлен на трех подряд сессиях парламента, с интервалом в два года между вторым чтением первой сессии и окончательным принятием закона в палате общин. Лорды тем самым лишились возможности блокировать закон, которой часто пользовались в XIX веке, однако в их руках остался не менее важный рычаг влияния на Палату общин – двухгодичное отлагательное, или, как его еще принято называть, "суспансивное" вето ( suspensive veto ).

В 1949 году был принят "Акт о парламенте", еще более ограничивающий полномочия Палаты лордов. Парламентский акт 1949 года уменьшил требуемое для прохождения закона количество парламентских сессий с трех до двух и сократил интервал между вторым чтением первой сессии и окончательным принятием закона с двух лет до одного года.

Дальнейшие изменения проходили в русле все большей демократизации верхней палаты. В 1958 году был принят "Акт о пожизненном пэрстве", который впервые за всю историю страны разрешал пожизненным пэрам, которых монарх назначал по представлению британского премьер-министра, заседать в Палате лордов наряду с наследственными пэрами. Ранее лорды сами решали, кто из пожизненных пэров может заседать в Палате. Кроме того, с 1958 года в Палате лордов могли заседать женщины, получившие пожизненное пэрство.

В 1963 году "Акт о пэрстве" не только разрешил уже наследственным пэрам-женщинам заседать в палате, но дал право наследственным пэрам временно отказываться от своего звания для того, чтобы баллотироваться на выборах в Палату общин от той или иной политической партии. Однако отказавшийся не лишался титула пэра: как и раньше, титул переходил к его потомкам, которые могли воспользоваться им по своему усмотрению.

Несмотря на все реформы, политический состав Палаты лордов оставался крайне консервативным. В подавляющем большинстве лорды пренебрегали своими служебными обязанностями, не являясь на заседания Палаты; у лордов отсутствовал какой-либо интерес к общим проблемам государства и общества.

Лейбористы, придя к власти в 1997 году, решили сделать из Палаты лордов более полезный политически и эффективный орган, чем он был раньше. В их предвыборной программе говорилось: "Палата лордов должна быть реформирована. Право наследственных пэров заседать и голосовать в палате будет законодательно отменено. Это станет первым шагом в деле реформирования Палаты лордов, которая должна больше соответствовать требованиям представительной демократии. Система назначений пожизненных пэров также должна быть пересмотрена".

В соответствии со своими предвыборными обещаниями в 1999 году лейбористы провели закон, получивший название "Акт о Палате лордов".

На 1 января 1999 года Палата лордов имела списочный состав в 1206 членов. Она включала светских лордов, в состав которых входили наследственные пэры и пэрессы (герцоги, маркизы, бароны, графы и виконты) в общем числе 788 человек, или две трети состава Палаты; пожизненные пэры (т.е. занимавшие свои должности в соответствии с Законом 1958 года) - около 360 человек; лорды по апелляции, назначаемые пожизненно по предложению лорд-канцлера, - 11 человек; кроме того, в Палате могли заседать еще 11 ушедших на покой таких же "юридических" лордов. Духовные лорды численностью 26 человек включали архиепископов Кентерберийского и Йоркского, а также 24 старших по возрасту епископов Англиканской церкви.

Реформа коснулась наследственных пэров; согласно статье 1 "Акта о Палате лордов": "Никто не может быть членом Палаты лордов на основании принципа наследования". В результате из 788 наследственных пэров только 90 и два должностных лица - Обер-церемониймейстер, глава геральдической палаты ( Earl Marchal ), и Лорд обер-гофмейстер (лорд-камергер - Lord Great Chamberlain ) - могут заседать в Палате. Они избираются (75 "обычных" пэров и 15 – занимающих различные должности) всеми наследственными пэрами.

Полномочия Палаты лордов в результате реформы не изменились. По-прежнему Палата лордов являлась высшей судебной инстанцией страны, обладала законодательными полномочиями в качестве верхней Палаты парламента (с ограничениями, закрепленными в Актах о парламенте 1911 и 1949 годов).

Названная реформа стала лишь первым этапом реформирования Палаты лордов. В результате второго этапа, который лейбористы запланировали провести в течение 10 лет, прежняя палата исчезнет, а ей на смену придет новая палата (о ее названии еще не принято решение) из 600 депутатов. Из этого числа 120 депутатов должно избираться путем всеобщих выборов по партийным спискам, еще 120 - назначаться специальной независимой комиссией, остальные (т.е. 360 членов) будут назначаться лидерами политических партий пропорционально результатам выборов в Палату общин. Кроме того, в верхней палате должно быть не менее 30% мужчин и не менее 30% женщин. У палаты не будет права вето в отношении решений Палаты общин.

В 2005 году лейбористским правительством Тони Блэра был принят "Акт о конституционной реформе", предусматривающий создание Верховного суда, которому передавались судебные функции Палаты лордов и Судебного комитета Тайного совета (органа советников королевы Великобритании). Также документ устранил должность лорд-канцлера как главы судебной ветви власти.

Реформа была мотивирована стремлением к большей прозрачности в вопросе назначения судей и окончательной независимости судебной ветви власти.

Верховный суд Великобритании начал работу 1 октября 2009 года. В его первый состав вошли действующие члены апелляционного комитета Палаты лордов, который возглавил бывший глава судебной системы страны в составе палаты, главный лорд-судья Англии и Уэльса лорд Филлипс.

В марте 2007 года депутаты Палаты общин проголосовали за выборный принцип формирования Палаты лордов и окончательное исключение оставшихся в ее составе после реформы 1999 года наследственных пэров. Однако сама Палата лордов через неделю проголосовала за сохранение полностью назначаемого состава палаты.

В сентябре 2009 года премьер-министр Великобритании Гордон Браун, выступая с программной речью на конференции Лейбористской партии, заявил о намерении в течение ближайшего года завершить реформу Палаты лордов, полностью ликвидировав принцип наследования пэрства, а также наделить избирателей правом отзывать из парламента своего депутата за ненадлежащее поведение.

Один из старейших институтов Соединенного Королевства - палата лордов лишилась своей ключевой функции и данной короной привилегии - служить высшим судом страны.


Один из старейших институтов Соединенного Королевства - палата лордов лишилась своей ключевой функции и данной короной привилегии - служить высшим судом страны. Отныне эти функции будет выполнять созданный недавним решением парламента Верховный суд. На свое первое заседание он соберется уже в октябре. Лишение палаты лордов одной из ее исторических привилегий стало продолжением политики нынешнего лейбористского правительства на демонтаж верхней палаты парламента. Придерживающиеся социалистических взглядов на общество, лейбористы с подозрением относятся к неизбираемой палате лордов, где заседают люди, носящие аристократические титулы.

Палата лордов непрерывно исполняла роль высшего суда королевства в течение последних 610 лет. От ее имени решения принимали 12 лордов-судей, которые олицетворяли 12 христианских апостолов. Согласно традиции в их состав избирались лорды, которые дольше других были членами палаты. Лорды-судьи носили историческое звание лорды апелляционных исков на постоянной службе. Существовала и особая традиция, сопровождавшая их деятельность, которая включала громкий клич секретаря палаты: "Освободить лавку", что означало начало заседания апелляционного суда. Оно сопровождалось торжественной процессией лордов-судей во внутренних помещениях палаты.

Сейчас верховый суд покидает палату лордов и перебирается в другое здание, расположенное напротив лондонского Вестминстерского дворца. "Жаль, что работа апелляционного суда страны лишается своих исторических традиций, своего драматизма", - заявил глава суда Николас Филипс. Одновременно он сообщил, что 11 из нынешних лордов-судей войдут в состав нового Верховного суда королевства, передает ИТАР-ТАСС.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: