В каком году суд милана официально признал сальери невиновным в убийстве моцарта

Обновлено: 23.04.2024

Великий композитор Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года, когда ему было всего 35 лет. Считалось, что отравил его из зависти Сальери. И только почти 2 века спустя, в 1997 году Миланский суд за отсутствием состава преступления оправдал Антонио Сальери.

А аргументы каковы? И кто виноват в том, что Сальери столько лет считался отравителем Моцарта? Оказывается, Пушкин.

Как-то напоминает бытовавшую ранее присказку: Кто будет делать - Пушкин, что ли? Или: А кто виноват - Пушкин?

Вот и здесь уже не в шутку, а вполне серьезно в устоявшемся негативе обвиняют Александра Сергеевича.

Здравствуйте, так ли это, и вообще, как все было, давайте в этой истории и разберемся.

Получается некий перекос

Пытаясь изучить информацию, чего вы только не найдете. И то, что Сальери был более известен, успешен, богат, занимал должности, награждался. Обучал тех, кто стали впоследствии великими композиторами. Моцарт на его фоне, считают, явно проигрывал.

Дело в том, что есть в любой истории настоящее и будущее. Так вот будущее все расставило на места.

Гений музыки - это Моцарт, Сальери тоже не забыт, однако, далеко не на первом месте. Недаром, - большое видится на расстояньи.

Считают так же, что если кто кому и завидовал, то это Моцарт Сальери, а не наоборот. Однако, даже шутки показывают, насколько один был гениальнее другого.

Бедным Моцарт не был и наградами не обделен

Композитор хорошо зарабатывал, давал концерты, брал заказы, богатых учеников.

Было время, когда его годовой доход составлял 10 000 флоринов, а многие представители высшего класса имели всего 500 флоринов, простые рабочие 25.

В письме к отцу Моцарт упоминает, что однажды за 1 только концерт ему предложили 1000 флоринов. Баснословные деньги.

Но композитор умел не только быстро и много зарабатывать, но и заработанное очень быстро спускать. Потом пришлось сильно потратиться на лечение жены. Поэтому были разные времена: то густо, то пусто.

Наверное, поэтому после похорон Моцарта пополз слушок, якобы он задолжал 30 тысяч флоринов. Его жена Констанца слух этот опровергла.

Тем более, что композитор в последние годы написал несколько выдающихся произведений, а премьера оперы «Волшебная флейта» увенчалась успехом, она состоялась за несколько месяцев до его кончины.

Был или не был отравлен Моцарт, узнать невозможно

Сам композитор считал, что его отравили, он сказал жене, что долго не протянет, потому что кто-то, наверное, дал ему яда. Сын, кстати, вспоминал: «Тело отца было странно распухшим, как у отравленного ртутью».

И как только стало известно о кончине композитора, в Вене можно было услышать пересуды, что маэстро убит, что его отравили.

В подозреваемые попал Сальери. Потеря близких, личные неурядицы, слухи, которые не прекращались, лишили его со временем душевного спокойствия.

Как считается, будучи психически больным, он признался в отравлении Моцарта. Потом, как бы очнувшись, все отрицал .

А затем опять признавался. Подтверждением стали "Разговорные тетради" Бетховена, ученика Сальери. Поскольку Бетховен был глухим, он общался через переписку в специальной тетради.

В одной из таких тетрадей сохранилась запись: "Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд".

Когда в конце прошлого века состоялся оправдательный для Сальери суд, более исторический, чем юридический, можно было подкрепить все исследованиями, однако никто не знает, где захоронен великий композитор.

Похоронен он в общей могиле, неизвестно где, сейчас на кладбище ему установлен памятник, но под памятником пусто, захоронения там нет.

Со временем, якобы нашли череп великого композитора, но 100% гарантии, что принадлежит он Моцарту, тоже нет.

И все-таки причем здесь Пушкин

К прижизненным бедам Антонио Сальери Александр Сергеевич никакого отношения не имеет. Все подозрения, обвинения, все страдания Сальери с великим поэтом никак не связаны.

Да, и по времени не сходится. Антонио Сальери умер в 1825 году, со дня смерти Моцарта он уже был 30 с лишним лет был под подозрением как отравитель гения.

Маленькие трагедии, в числе которых “Моцарт и Сальери”, написаны Пушкиным в Болдинскую осень 1830 года, так что опорочить Сальери он точно не мо г.

Он просто гениально изложил известную в те времена историю. И повредить подпорченной репутации никак уж не мог.


Речь пойдет о суде 1997 г. над итальянским композитором, придворным капельмейстером и педагогом Антонио Сальери (1750—1825), обвиненным еще при жизни в отравлении «из зависти» австрийского композитора, капельмейстера, скрипача-виртуоза В.А. Моцарта (1756—1791).

Больше 200 лет висело над музыкантом это несправедливое обвинение, муссируемое обществом, СМИ и деятелями культуры. У нас к этому делу приложил руку А.С. Пушкин, сочинивший в 1831 г. маленькую трагедию «Моцарт и Сальери», которая всеми интерпретаторами читалась не иначе как «Гений и злодейство».

За два века здравые головы не раз задумывались, а что это Сальери, имея несколько гениальных учеников — Бетховена, Шуберта, Листа, не отравил из зависти кого-нибудь и из них? И почему Констанца, вдова Моцарта, отдала отравителю Сальери в ученики своего младшего сына? И с чего это баловень судьбы, «первый композитор Вены», состоятельный и отменно здоровый Сальери завидовал спасавшемуся от кредиторов, не имевшему безоговорочного успеха, недужному Моцарту? И как Сальери мог завидовать гению австрийца, если в Моцарте такового никто не видел? Тогда гениями называли людей после их смерти, а не до.

Именно эти вопросы и стали стержнем суда над Сальери в Милане. К этому мы еще вернемся.

Вольфганг Амадей умер 5 декабря 1791 г. в 35 лет «от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью». Это диагноз официальный, был еще менингит, инфекционный эндокардит — воспаление внутренней оболочки сердца, инфлюэнца — грипп и др.
Последние дни больной провел прикованный к постели, с высокой температурой, в ознобе, с воспаленными и распухшими суставами, работая над «Реквиемом», заказанным ему «Черным человеком».

Не меньше загадок принесли и похороны Моцарта, о которых не было объявлено. 6 декабря (не на третий день, как было положено по монаршему указу) ближе к вечеру в часовенке собора св. Стефана (а не в самом храме, как можно было предположить) состоялась скромная панихида, на которой присутствовало несколько человек, после чего катафалк без сопровождения (не пошла даже вдова) вывез гроб на кладбище св. Марка. Захоронение проходило уже в темноте. Усопшего извлекли из гроба и положили в общую могилу с еще несколькими умершими. Креста над могилой не поставили, место захоронения никак не обозначили. До сих пор не знают, где последний приют великого музыканта. Это были похороны по т.н. третьему разряду. У Костанцы позднее спрашивали, почему она не похоронила мужа как должно, ведь в семье хватило бы денег и почему не поставили крест — вдова не смогла ответить ничего внятного. Венцы же вообще не заметили смерти композитора.

Конечно же, все это не могло не вызвать самых разных толков среди обывателей. Первым, как всегда, подняло шум газетное воронье — венские и берлинские журналисты. Рядом с умершим Моцартом раз-другой промелькнуло имя Сальери, затем их имена слепили в нераздельный ком, вменив одному роль жертвы, а другому — отравителя. Против сплетни возражали Бетховен, Россини и др. великие музыканты, но что их мнение против мнения толпы, основу которой составляют завистники, не упускающие возможности вгрызться в любого другого завистника.

Бедный Сальери! Скорее всего, под давлением слухов и собственных мыслей, из-за невозможности оправдаться капельмейстер к концу жизни помешался. По мнению музыковеда П. Бускароли, «в том психическом состоянии, в каком находился Сальери последние полтора года, обвинение легко могло превратиться в самообвинение». Что и произошло — несчастный в состоянии бреда признался секретарю Бетховена, что отравил Моцарта. После этого Антонио едва не совершил суицид, был помещен в клинику для душевнобольных. Опомнившись, Сальери открестился от своего признания, взывал то ли к людям, то ли к Богу, что он невиновен, и вскоре скончался.

Эти материалы попали на глаза Пушкину, дальнейшее — уже не история людей, а история вымышленных персонажей, которые своей выдуманной реальностью затмили земную. Не люди, не суд, а искусство доказало, что Моцарт — гений, а Сальери — злодей. Пушкин не единственный, кто запустил эту версию — просто его произведение оказалось конгениальным Моцартовским. Моцарту эта точка зрения никак не помогла, а вот Сальери убила. 150 лет венского капельмейстера если и вспоминали, то как Герострата, в связи с гибелью Моцарта, но 40 его опер и множество симфонических сочинений, прославивших Сальери при жизни, нигде не звучали.

Масса статей, романов, поэм, театральных постановок, кинокартин развивали тему отравления гения завистником, пока в 1960-х гг. в Зальцбурге моцартоведы вдруг не спохватились — а было ли отравление? Тут же нашлись компетентные историки, врачи и музыканты, подтвердившие невиновность Сальери. Но еще 30 лет над Антонио висело «подлое обвинение». В 1979 г. британский драматург П.Л. Шеффер сочинил пьесу «Амадей», по которой оскароносец М. Форман поставил в 1984 г. одноименную картину, в основу которых положена та же версия.

Когда в 1990 гг. на гастроли в Италию приехал английский театр с пьесой Шеффера, постановка повергла эмоциональную публику в шок. Миланская консерватория тут же инициировала судебный процесс, оспорив не столько трактовку Пушкиным, Шеффером, Форманом и др. истории смерти Моцарта, а сколько всеобщее и огульное обвинение великого итальянца А. Сальери в отравлении австрийского композитора.

В мае 1997 г. в Милане во Дворце юстиции состоялся судебный процесс с участием медиков-криминалистов, историков-архивистов и музыковедов.
Процедура суда была соблюдена полностью. Судебную коллегию возглавлял председатель Миланского апелляционного суда, сторону обвинения представлял известный в Италии прокурор, адвокатами А. Сальери выступили Д. Арно и Д. Спадзали, прославившиеся во время беспрецедентной антикоррупционной операции «Чистые руки» (1992—1993). Свидетелями защиты и обвинения выступили знаменитые врачи.

Были изучены сотни документов, в т.ч. и письма Моцарта и Сальери, среди которых было одно, где Антонио терзался угрызениями совести из-за великого греха.
Защитники смогли убедить суд в невиновности Сальери, озвучив аргументы, которые мы привели по ходу очерка. Было доказано, что письмо Сальери с саморазоблачением — подделка. Зато другое завещательное письмо Сальери, в котором «нет и намека на желание свести счеты с жизнью и нет ничего о некоем тяжком грехе», было признано подлинным.

В створ защиты легла версия П. Бускароли, что в легенде о причастности Сальери к смерти Моцарта в символическом виде отразились «месть и реванш, который в конце концов взяли немецкие музыканты над итальянцами, что держали их в подчинении в течение двух столетий». На эту же мельницу пришлось и мнение итальянского психиатра Ч. Ломброзо, утверждавшего в свое время, что «Моцарт страдал манией преследования, считая, что итальянские композиторы завидуют ему и желают его убить».

Не могла защита пропустить и таких фактов, как постоянное участие Сальери в постановке, дирижировании и продвижении опер и симфоний Моцарта.
Были приведены высказывания современников Сальери, в частности — богемского пианиста-виртуоза, ученика маэстро Антонио И. Мошелеса, по словам которого учитель перед смертью сказал ему: «Хотя я смертельно болен, я хочу заверить вас честным словом, что нет совершенно никаких оснований для этих абсурдных слухов. Вы знаете, о чем я: Моцарт, что я якобы отравил его. Но нет. Это — злобная клевета, одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мошелес, что старый Сальери на краю смерти сам вам это сказал».

Не установив ничего криминального со стороны Сальери и не усмотрев ничего необычного в похоронах Моцарта — типичных похоронах того времени небогатого человека, 18 мая суд оправдал Сальери «за отсутствием состава преступления».

Порвал ли вердикт суда нить посмертной судьбы двух композиторов? Почем знать. Лет через 200 посмотрим. Правда, к тому времени надо будет предать забвению Пушкина — возможно ли это?
А вот пишущая братия продолжила поиски «таинственного убийцы Моцарта». Уже прозвучали имена врачей, музыкантов, масонов…

7-го мая 1825-го года в Вене скончался Антонио Сальери. Он был похоронен 10 мая на Мацляйндорфском католическом кладбище. За гробом шёл весь персонал императорской капеллы во главе с её директором, графом Морицем фон Дитрихштейном, а также все присутствовавшие в Вене капельмейстеры и композиторы, толпа музыкантов и множество любителей музыки. Позже в 1874 году останки композитора были перезахоронены на Центральном кладбище Вены.

Ученик и последователь К. В. Глюка, автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом: среди его учеников — не только сын Моцарта Франц Ксавер, но и такие гении как Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист и множество других известнейших музыкантов XIX века, среди которых Джакомо Мейербер, Ян Непомук Гуммель, Игнац Мошелес и Карл Черни. В Вене на протяжении 36 лет (1788—1824) Сальери занимал пост придворного капельмейстера — один из самых важных музыкальных постов в Европе.

Несомненно, Сальери был гениальным композитором, но давняя сплетня, связывавшая его имя с именем Моцарта как предполагаемого убийцы, отравила его последние годы. Именно эта сплетня в конце концов спровоцировала у композитора нервный срыв. Позже Сальери был помещён в клинику для душевнобольных — как утверждала молва, после неудачной попытки самоубийства.

Так был ли Антонио Сальери причиной смерти Вольфганга Амадея Моцарта или это всего лишь легенда, родившаяся с лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина? Известно, что одна из "Маленьких трагедий" Пушкина была задумана под названием «Зависть», а позже была названа «Моцарт и Сальери». По сюжету, Сальери завидовал успеху и таланту Моцарта и поэтому его отравил. Но на самом деле поводов у Сальери завидовать Моцарту абсолютно не было. Скорее, наоборот.

Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным. Его оперы ставили гораздо чаще, чем произведения Моцарта. В 1774 г. в Вене скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого туда приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, но должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил всё-таки Сальери. В глазах императора Сальери имел куда больший вес.

Между двумя композиторами действительно существовало постоянное соперничество. Моцарт всегда пытался обогнать своего соперника, но ему это никак не удавалось. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.
Так, например, в феврале 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела большой успех у публики.

Сальери сознавал, что Моцарт был гением, относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим уважением; а возможно, Александр Сергеевич просто поверил слухам.

Версия Пушкина в России опровергалась постоянно с момента публикации его маленькой трагедии, — в 30-х годах XIX века спорили даже не о том, отравил ли Сальери Моцарта, а о том, имел ли право Пушкин клеветать на Сальери, действительно ли искусство, как говорил П. В. Анненков, «имеет другую мораль, чем общество». Известный музыкальный критик А. Д. Улыбышев в изданной им в 1843 году «Новой биографии Моцарта» писал: «Если уж так нужно верить слухам, которые ещё находят отголоски, то один из них отметился жутким действием — Сальери отравил Моцарта. К счастью для памяти итальянца, эта сказка лишена как оснований, так и правдоподобности, она так же абсурдна, как и ужасна».

Тем не менее «Маленькая трагедия» Пушкина про коварного Сальери и легкомысленного Моцарта в разное время вдохновляла и некоторых других литераторов, в том числе, предположительно, Питера Шеффера, автора пьесы «Амадей» (1979), по которой Милош Форман снял одноимённый фильм.

Как бы то ни было, в последние годы Моцарт и Сальери не походили на врагов. Известно, что Сальери во второй половине 80-х годов дирижировал несколькими произведениями Моцарта, он же в 1791 году стал первым исполнителем Симфонии № 40, а после своего назначения придворным капельмейстером в 1788 году прежде всего вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», которую считал лучшей его оперой.

Но, несмотря на это, легенда об отравлении Моцарта Сальери живёт до сих пор. Ещё во время жизни Антонио Сальери она послужила поводом для настоящей травли великого композитора, которая в конечном итоге послужила причиной его душевной болезни. После его кончины разговоры усилились благодаря просочившимся в печать слухам о том, что он перед смертью будто бы сам признался в отравлении Моцарта. Вот что писал об этом близкий к семье Моцарта композитор и музыкальный критик Сигизмунд Нейком: «Многие газеты повторяли, что Сальери на смертном одре признался в ужасном преступлении, — в том, что он был виновником преждевременной смерти Моцарта, но ни одна из этих газет не указала источник этого ужасного обвинения, которое сделало бы ненавистной память человека, в течение 58 лет пользовавшегося всеобщим уважением жителей Вены. Долгом всякого человека является сказать то, что ему лично известно, поскольку речь идёт об опровержении клеветы, которою хотят заклеймить память выдающегося человека».

Серьёзные исследователи обращают внимание на то, что сам факт исповеди Сальери никем и ничем не подтверждён, и лица, якобы слышавшие его признание, так и не были установлены. Наоборот, есть несколько фактов, опровергающих это. Например, два санитара, приставленные к Сальери в клинике, Дж. Розенберг и А. Порше, сделали 25 июня 1824 года письменное заявление, в котором «перед ликом Бога и перед всем человечеством» честью клялись в том, что ничего подобного никогда от Сальери не слышали, а заодно и в том, что «из-за его слабого здоровья никому, даже членам его семьи, не разрешалось навещать его».

А вот что писал по поводу смерти Моцарта тогда же, в 1824 году, главный врач Вены доктор Э. Гульднер фон Лобес: «Он заболел ревматической и воспалительной лихорадкой поздней осенью. Эти заболевания были в то время широко распространены и поразили многих. Его смерть привлекла всеобщее внимание, но ни малейшего подозрения в отравлении никому и в голову не пришло. Болезнь приняла свой обычный оборот и имела свою обычную продолжительность. Подобное заболевание атаковало в то время большое количество жителей Вены и для многих из них имело столь же фатальный исход при тех же симптомах, что и у Моцарта. Официальное обследование тела не выявило ровно ничего необычного».

Между тем, на родине композитора долгое время даже не подозревали о существовании этой легенды, пока в Италию на гастроли не приехал английский театр с пьесой Шеффера. Именно эта пьеса, вызвавшая негодование в Италии, побудила Миланскую консерваторию инициировать процесс над композитором — по обвинению в убийстве Моцарта. В мае 1997 года суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей), оправдал композитора «за отсутствием состава преступления».

В общем, в этом деле можно поставить точку. Судя по всем перечисленным фактам, и в том числе с юридической точки зрения Антонио Сальери невиновен! Но этот факт всегда будет подвергаться сомнению, прежде всего из-за творчества А. С. Пушкина, ведь «Маленькие трагедии» - одно из его самых известных произведений. А так как искусство Пушкина бессмертно, и он является гением русской литературы (в данном случае – злым гением, так уж получилось), то люди вечно будут читать трагедию "Моцарт и Сальери" и обсуждать её.

Каждый, кто слыхал о "Моцарте и Сальери" Пушкина знает, это история убийства, и что известный композитор Сальери убил знаменитого композитора Моцарта из зависти.

То есть, якобы, Сальери понял, что музыка Моцарта лучше, позавидовал, и убил Моцарта, чтобы тот больше такой хорошей музыки не писал, и чтобы другим было неповадно.


Если задуматься, это звучит несколько неправдоподобно. Убийство из зависти было бы бессмысленным, ведь Моцарт уже создал невероятное количество музыки. Да и Пушкин навряд-ли написал пьесу с незамысловатой идеей, что завидовать — плохо. Все это и так знают.


1. Почему же пушкинский Сальери убил?
Вкратце, Пушкинский Сальери дает свой ответ в двух первых строках трагедии:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше.

Бог несправедлив, утверждает Сальери. Тем самым, он отвергает и Бога, и его мораль. Этот вывод побуждает его взять правосудие в свои руки.

Как объясняет Сальери, несправедливость Бога в том, что "священный дар. бессмертный гений", достался Моцарту, а не ему, Сальери. Сальери доказывает, что он заслужил дар, и что Моцарт его не заслужил.

Доказательство заслуг Сальери опирается на три пункта: (1) его врожденная любовь к музыке, (2) его тяжелый труд изучения музыки, и (3) самоотверженность, жертвенное служение музыке.

Говоря о своей врожденной склонности, Сальери вспоминает

Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался — слёзы
Невольные и сладкие текли.

Чувствуется, что у него до сих пор текут слезы, когда он вспоминает об этом. Не случайно здесь речь идет о церкви. Сальери говорит здесь даже не столько о любви к музыке, сколько о своей врожденной святости.

Его тяжелые труды, предшествующие собственно композиции, описываются им как обременительные и неприятные

Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.

Я не думаю, чтобы Сальери (или Пушкин) так уж любил алгебру.
Сальери не получал удовольствия от учебы - это был тяжелый труд, который требовал самоотверженности и преданности идее.

Но и дальше было не легче.

Вкусив восторг и слёзы вдохновенья,
Я жёг мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рожденны,
Пылая, с лёгким дымом исчезали

Затем, когда он узнал музыку Глюка, он стал последователем этого композитора, продемонстрировав самоотвержение снова. .

Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного.

Мотив Сальери, по его словам, - восстановление справедливости, нарушенной самим Богом. Для начала рассмотрим случай, что это и был его истинный мотив. Для критики Сальери мы можем здесь опереться на слова Бога.

2. Точка зрения Бога известна, потому что треугольник Сальери ; Моцарт ; Бог подобен другому известному треугольнику: Каин ; Авель ; Бог.

"И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним."

Будучи земледельцем, Каин трудился в поте лица. В этом состояло Божье проклятье людям за грех Адама и Евы:
"за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб"
Именно так и жил Каин, отбывая наказание за грех родителей.

Авель нашел способ увильнуть от проклятья. Он был пастухом и кочевником — как все пастухи в библейские времена. Каин мог бы сказать, что Авель — "гуляка праздный" по сравнению с ним. Более того, у Каина были права первородства на все лучшее. Он тоже считал несправедливым, что Бог предпочел приношение Авеля. Бог понял это, но не стал объяснять, почему приношение Авеля ему был любезнее. Бог просто сказал: если делаешь доброе, тебе нечему огорчаться или унывать. Иначе - грех.

Тут есть несколько очень интересных моментов.
- Бог требует от Каина - и от всех людей - различать, если они делают доброе или не доброе. Плод с дерева познания добра и зла принес проклятье Бога, изгнание из рая. И теперь обязанность людей - различать добро и зло, совершать добрые поступки и не совершать злых поступков. Моральная ответственность пришла с изгнанием из рая.

- Сознание, что делаешь доброе, важнее знаков признания, даже признания от самого Бога. Так говорит Бог.

- Бог говорит, что выбор - за человеком. Его судба не предрешена. И поэтому человек ответственен за выбор.

- "если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит". Другими словами, если человек знает, что он не делает доброго, то и до зла недалеко. Что это может значить? Речь идет о мотивах, как я понимаю. Если человек работает для своего личного блага, за награду, это не засчитывается как деланье добра. То есть сам по себе труд - еще не заслуга.
Если мотивы не добрые, то зло может соблазнить человека. Например, он может прибегнуть к злу, чтобы добиваться преимуществ для себя.
Каин, как известно, не внял предупреждению Бога и убил Авеля. Он был проклят Богом за это.

Сальери трудился для успеха:

Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась;

Его критерием было не деланье добра, но признание. Он не руководился своим внутренним знанием добра и зла. Он не смог и устоять перед соблазном греха.
Он поступил как Каин.


А Моцарт? Он сам отвечает на этот вопрос у Пушкина:

Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.

Моцарт Пушкина занимался созданием прекрасного, пренебрегая пользой. В сущности это - то же деланье добра.


4. Заключение. Справедливость, о которой говорит Сальери, и которой жаждал Каин - награда за добросовестно потраченные усилия. Желание восстановить нарушенную справедливость повлекло убийство невинного и в случае с Каином, и в случае с Сальери. Можно также вспомнить, что справедливость, плата по труду, лежит в основе Марксизма и двигало кровавые революции.

Оплата по труду - это человеческая справедливость. Божья справедливость лежит в другой плоскости: она учитывает стремление к добру. По-видимому, верность самому себе и своей правде ценится Богом не меньше, чем покорное усердие, следование установленным правилам и самоотвержение. Каин не только не заслужил признания Бога своим трудом, он заслужил проклятье Бога за то, что выбрал зло вместо добра. Бог отрицает претензии Каина к нему. По тем же причинам, претензии Сальери можно считать необоснованными.

Сегодня наткнулся на интересную кое в чем книгу "Между Моцартом и Сальери (о поэтическом даре Набокова)" Федотова. Вполне возможно, Вам будет интересна последняя глава "И Моцарт, и Сальери" в связи с Вашим текстом. Ссылку, если Вы захотите, могу прислать. Некоторые сноски оказались даже более яркими, чем сама книга: еще бы, там цитируется "Третья книга" Н.Я. Мандельштам. Надо бы ее перечитать: я совсем забыл, что там тоже речь о дуализме Моцарта-Сальери. Кстати, "Третья книга" доступна в интернете.

Спасибо, Семен
Конечно, пришлите ссылки, пожалуйста.
Посмотрела Мандельштам. Там речь идет о том, что Моцарт сочинял легко, а Сальери - трудно, со ссылкой на Ахматову. Получается, что Пушкин - это и Сальери, потому что писал долго, и Моцарт, потому что писал гениально. По-моему, это - ерунда. Кому какое дело, как быстро человек сочиняет? Как будто это два равных композитора соревнуются в скорости написания музыки, квадратный метр в час. И что, если кто-то сочиняет быстро, его за это надо убивать? Чему тут завидовать? Я читала Ахматову о Пушкине. Я не нашла для себя ничего ценного в том, что она о нем пишет. Как-то наивно и слишком чувствительно. Мне досталось ее ПСС от мамы.

Ссылку сбросил в личку.

На счет Ахматовой - О. и Н. Мандельштам не все так просто, не спешите отбрасывать. В том, что они говорили, много глубины, надо внимательно прочесть во всем контексте. Надеюсь, последняя глава книги, ссылку на кот. я Вам послал, поможет в какой-то степени разобраться.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года. Он был талантливым и успешным композитором, учителем многих будущих "звезд" классической музыки, однако благодаря великому Пушкину в России его помнят исключительно как убийцу Моцарта, а на Западе многие и вовсе его не знают. Тем не менее, Александр Сергеевич был неправ.

В этом материале ко дню рождения композитора можно было бы кратко пересказать его биографию, какие талантливые произведения он писал, да и вообще, "каким он парнем был". Но не факт, что это лучший подарок для человека, чьи произведения не ставили на протяжении пары веков из-за основанного на слухах обвинения. Здесь будет рассказ всего об одном эпизоде, произошедшем спустя почти двести лет после смерти Сальери.

Встать, суд идет!

В 1997 году в Милане прошел процесс по делу об убийстве Моцарта с Сальери в качестве главного подозреваемого. Все было по-взрослому: судья – председатель апелляционного суда Милана Винсент Салафия, сторона обвинения – представительница суда по трудовым спорам Паола Аккардо, защита – председатель Уголовной палаты Джулиано Спаццали и адвокат Джованни Арно, свидетель со стороны обвинения – врач из Болоньи, специалист по Моцарту Джерардо Касалья, свидетель защиты – главный исследователь творчества Сальери из Зальцбурга Рудольф Ангермюллер.


В первую очередь, стоит разобраться, а кто вообще сказал, что Моцарта убили, и почему это сделал именно Сальери. Предпосылкой этой версии стало то, что за полгода до смерти Моцарта начала мучить навязчивая идея, что его отравили. Кроме того, адвокаты убедительно доказали, что источником слухов о своей виновности стал сам Сальери. В последние два года жизни его мучило серьезное психическое расстройство. "В здравом уме и твердой памяти" – редкое состояние для итальянца в тот период. И вот, свой очередной поток бреда композитор выдал личному секретарю Бетховена (кстати, тоже ученика Сальери). Итальянец заявил, что это он отравил Моцарта. Потом, придя в сознание и узнав о сказанном, Сальери не на шутку перепугался и стал отказываться от своих слов. До конца дней он повторял: "Во всем могу сознаться, но я не убивал Моцарта". Однако поток сплетен было уже не остановить.

Причем тут Пушкин

Пушкин же за основу "маленькой трагедии" о "злодее" Сальери взял другой слух. По легенде, учитель Моцарта присутствовал на премьере оперы своего ученика "Дон Жуан", и единственный из присутствующих освистал произведение, после чего в бешенстве покинул зал. Однако, доподлинно известно, что Сальери в тот день в Праге, где состоялась премьера, не был. Кроме того, опера была встречена пражским зрителем довольно холодно. Это к вопросу о "единственном, кто освистал".


Но история Александру Сергеевичу чем-то приглянулась. Уже после смерти поэта в его записках нашли описание этой истории с припиской: "Завистник, который мог освистать "Дон Жуана", мог отравить его творца". И вот уже: "Нет правды на земле. Но правды нет — и выше".

Есть, кстати, и еще более немыслимая версия о личных счетах Пушкина к Сальери. Последний сочинил оперу-пародию о России времен Петра I – глубоко уважаемого поэтом царя. Впрочем, опера была запрещена, а доказательств того, что Пушкин знал о ее существовании, нет.

Оправдан

Но вернемся в 1997 год к миланскому процессу. Ввиду отсутствия тела Моцарта, установить причину его смерти было невозможно. Хотя еще в 1960-х годах ведущие моцартоведы пришли к выводу, что никакого отравления не было. По их мнению, композитор, вероятнее всего, умер от ревматической болезни, мучившей его с детства. В то время в Вене от нее страдали многие. У большинства больных наблюдались те же симптомы, многие закончили так же, как Моцарт.


В общем, защиту Сальери адвокаты построили на отсутствии у него мотива преступления. Действительно, зачем преуспевающему, состоятельному музыканту сводить счеты с нуждающимся, не вылезающим из долгов композитором, гениальность которого еще не прошла проверку временем? Одним из самых сильных аргументов защиты было то обстоятельство, что помимо Моцарта Сальери учил и других будущих классиков - Бетховена, Шуберта, Листа. Однако, ни один из них не стал жертвой отравления, или удара тупым предметом в темном переулке. Но точку в этом процессе, пожалуй, поставил тот факт, что вдова Моцарта Констанца доверила обучение музыке своего сына – Вольфганга Амадея-младшего – именно Сальери. Стук молотка. Суд признал композитора невиновным за отсутствием состава преступления.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: