В какой стране глава государства осуществляет исполнительную власть

Обновлено: 28.03.2024

Вопрос о том, входит ли Президент РФ в систему органов исполнительной власти является дискуссионным. Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст. ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точке зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий "над всеми ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения, законодательная власть принадлежит парламенту, судебная - судам, исполнительная - Правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти - президентской.
Действительно, Президент РФ обладает весьма обширными полномочиями, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента вне обозначенных в Конституции РФ властей, противоречит закрепленному принципу разделения властей. Более корректной представляется третья точка зрения, согласно которой Президент РФ, формально являясь главой государства, входит в то же время в систему исполнительной власти и его можно рассматривать как главу исполнительной власти . В соответствии с этой точкой зрения, Конституция определяет статус федерального Президента как "фактического главы исполнительной власти" .
Президент РФ осуществляет руководство государственной администрацией как через правительство, так и непосредственно. В области исполнительной власти он наделен широкими полномочиями, которые распространяются на всю сферу государственного управления. В соответствии с Конституцией (ст. ст. 80-90) и федеральными законами он определяет внутреннюю и внешнюю политику страны, создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы. Президент назначает (с согласия Государственной думы) и смещает Председателя Правительства, единолично назначает и смещает всех членов Правительства. Он может председательствовать на заседаниях Правительства, которое только ему подотчетно и подконтрольно. Президент вправе отменять акты Правительства РФ. Председатель Правительства обязан систематически информировать Президента о работе Правительства. Президент напрямую руководит целым рядом ведомств государственной администрации: более чем 1/4 часть федеральных органов исполнительной власти (16 из 58) находится в непосредственном подчинении Президенту РФ 3.
Таким образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства или Правительство РФ в целом. Указания Президента по всем вопросам государственного управления обязательны для Правительства. Самостоятельность и независимость Правительства РФ в руководстве государственной администрацией допустима лишь в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики

Это всё формально, а на самом деле есть еще ньюансы мешающие делать президенту все, что он считает нужным. На пример "Президент вправе отменять акты Правительства РФ" но на самом деле это статья 33, где сказано: "Отмена Президентом Российской Федерации актов Правительства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации В СЛУЧАЕ ИХ ПРОТИВОРЕЧИЯ КОНСТИТУЦИИ Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. " То есть грубо говоря правительство написало закон "Усыплять тяжело-больных людей с целью экономии средств на их содержание" и президент не согласен с ним, то он не имеет право отклонять этот закон, в случае его НЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КОНСТИТУЦИИ, законам и указам. И это только один пример. Да, у президента много полномочий, но это не значит, что он ими может пользоваться.

Мишустин глава исполнительной власти а Путин тогда кто в исполнительной власти? Помощник Мишустина? Президент у нас по конституции не орган власти. Он имеет согласительные функции - координирует три ветви власти - судебную исполнительную и законодательную. ПРЕЗИДЕНТ ЭТО КООРДИНАТОР! У него нет властных полномочий - приказать никому не может - он может только уговаривать власти, а они могут его не слушаться, что часто и бывает.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой [1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание

Структура исполнительной власти

  • органы исполнительной власти;
  • государственные служащие;
  • юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Признаки исполнительной власти

  • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции исполнительной власти

  • подзаконодательное регулирование;
  • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • административное правоприменение;
  • осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
  • охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  • информационное обеспечение органов государственной власти

В различных государствах

Империя Инков



В Империи инков была своеобразная структура исполнительной власти: наличие диархии, секретариата, института заместителей, ревизоров, комиссаров, управленцев различных уровней.

Примечания

  1. ↑ Но при этом, исполнительная власть подзаконна, то есть зависит от законов.

Ссылки

См. также

  • Государственная власть
  • Теория государства и права

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Исполнительная власть" в других словарях:

Исполнительная власть — (руководитель администрации)(executive) Ветвь власти, проводящая политику в жизнь. Существует три типа исполнительной власти. Авторитарная власть имеет разные формы, в зависимости от условий, в которых она возникла и развивалась, но для всех ее… … Политология. Словарь.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполненияпринимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ независима от законодательной власти, которая… … Финансовый словарь

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ власть, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных… … Современная энциклопедия

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная… … Большой Энциклопедический словарь

Исполнительная власть — ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая… … Энциклопедия юриста

Исполнительная власть — (англ. the executive power) в соответствии с принципом разделения властей правоприменительная публичная власть, главная функция которой исполнение принимаемых органом законодательной власти законов в целях практической организации и руководства… … Энциклопедия права

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с принципом разделения властей правоприменительная власть, на которую возлагаются функции исполнения принимаемых законодательной властью (парламентом) законов. И.в. обычно принадлежит главе государства и правительству. И.в.… … Юридическая энциклопедия

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного… … Юридический словарь

исполнительная власть — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN executive аuthority … Справочник технического переводчика

Страны по формам государственного правления. По данным на 2006. Президентские республики, полная власть президента Президентские республики, исполнительная власть президента зависит от парламента Смешанные республики (полу-президентские, парламентско-президентские, президентско-парламентские) Парламентские республики Парламентарные конституционные монархии, в которых монарх не обладает реальной властью Конституционные монархии, в которых монарх обладает реальной властью, часто (но не всегда) при слабом парламенте Абсолютные монархии Республики, в которых ведущая роль одной партии закреплена конституцией Государства, где не существует основного закона по правительству, или военные диктатуры Государства, не подходящие ни к одному из выше приведенных определению

Правительство (син. кабинет; кабинет министров; совет министров) — коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих.

Правительство возглавляет глава правительства, который в разных странах именуется по разному, например, «председатель правительства», «председатель совета министров», «премьер-министр».

Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство и другие органы государственного управления выпускают подзаконные акты, которые имеют, как правило, силу закона. В ряде стран правительство обладает правом законодательной инициативы: глава правительства может обращаться к законодательному органу страны с инициативой принять, изменить или отменить какой-либо закон.

Содержание

Формы государственного правления

Форма организации государственной власти, системы высших государственных органов. Выделяют следующие формы государственного правления:

Структура правительства

Структура и роли участников (членов правительства и структур, составляющих правительство) зависят от формы государственного управления, а также исторически сложившеся структуры управления в различных странах.

Как правило, под руководством правительства находятся государственный аппарат и контроль за исполнительно-распорядительной деятельностью в стране, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

Правительство может иметь различные названия: Правительство (Россия), Кабинет министров (Украина), Кабинет (Великобритания), Государственный совет (Китай), Совет народных комиссаров и Совет Министров (СССР), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия) и др. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства входящих в состав федерации государственных образований.

В некоторых странах (Бразилия, Мексика, США и др.) выделенный коллегиальный орган в форме правительства отсутствует, а министры (руководители органов государственного управления), каждый в отдельности, подчинены президенту (руководителю страны).

Правительство, как правило, состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (королём, президентом) или премьер-министром (председателем правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров).

Коалиционное правительство — правительство, созданное из представителей нескольких парламентских партий, которое, как правило, функционирует на основе коалиционного договора.

Принципы формирования правительства

Порядок формирования органов исполнительной власти в разных странах неодинаков. В странах с парламентской формой правления правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах в парламент партии или коалиции партий. Если ни одна из партий не набрала большинства, то становятся необходимыми коалиционные переговоры между партиями, по итогам которых либо формируется правительство большинство или меньшинство, либо (при неуспехе переговоров) проводятся новые парламентские выборы.

В Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 г. структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства и утверждается Президентом. Конституция РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом создавать (помимо центрального аппарата) свои территориальные органы в субъектах Федерации.

Функции правительства

Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами, управляет государственным аппаратом, осуществляет законодательную деятельность(как правило принятие подзаконных актов), выполнение бюджета, участие во внешней политике. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные.

Власть

Под правительством также часто понимают государственную власть в целом, либо как совокупность нескольких ветвей государственной власти, включая исполнительную, законодательную и судебную, либо совокупность по территориальному принципу — муниципальный, региональный, федеральный уровни власти. Такое толкование тесно связано с понятием «суверен» — человек или группа лиц, обладающий верховной властью в государстве, а также с практикой Вестминстерской системы, когда исполнительная и законодательная (а в некоторых вопросах и судебная) власть де-факто принадлежит членам парламента, который является суверенным. См. например Федеральное правительство США.

единоличный (т. е. представленный одной персоной) орган государственной власти. Вместе с тем - высшее должностное лицо государства зачастую одновременно и верховный главнокомандующий вооруженными силами государства.

Статус президента обусловлен его предназначением. Могут быть следующие варианты: а) президент - глава исполнительной власти; б) президент - глава государства; в) президент - глава государства и глава исполнительной власти; г) президент - глава государства, глава исполнительной власти и глава правительства.

В качестве главы исполнительной власти президент включается в систему органов исполнительной власти, он - высшее звено данной системы. В некоторых зарубежных странах, а также республиках в составе РФ президент, помимо того что он объявлен главой исполнительной власти, является также и председателем правительства.

В качестве главы государства президент стоит несколько особняком от законодательной, исполнительной и судебной властей, поскольку он должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие других ветвей власти. Многие исследователи делают вывод, что президент как глава государства представляет собой отдельную ветвь государственной власти - президентскую власть. Причем она (именно как власть главы государства) несколько возвышается над другими властями. В реальной жизни президент - глава государства - больше тяготеет, конечно, к исполнительной власти, осуществляя определенные полномочия, типичные для этой власти, и официально либо фактически руководя центральными органами исполнительной власти государства, а то и всей системой этих органов на территории страны.

Роль президента зависит от того, какая форма правления избрана в государстве. В президентской республике - налицо сильная или даже суперсильная президентская власть, включая: руководство внутренней и внешней политикой: формирование правительства и определение направлении его работы, назначение иных высших должностных лиц системы исполнительной власти, представление парламенту, его палатам кандидатур для назначения на ряд высших должностей и судей высших судов государства: представление в парламент законопроектов, подписание и обнародование законов, право вето и право роспуска парламента: собственное правотворчество президента: обеспечение безопасности и обороноспособности государства. в том числе функции верховного главнокомандующего и руководителя совета безопасности, назначение высшего военного командования и др. В парламентарной республике президент не обладает реальной сильной властью, в большей мере осуществляет представительские функции, а если и назначает ряд высших должностных лиц или подписывает акты, то скорее в порядке формальной и заранее подготовленной процедуры.

Чаще всего президенты избираются населением путем прямых выборов. Однако могут быть также: косвенные выборы президента - коллегией выборщиков, которые избираются населением (например, США);

выборы специальной избирательной коллегией (собранием), состоящей наряду с членами парламента также и из представителей территорий, на которые делится государство, делегируемых их законодательными собраниями или органами управления (например. Президент ФРГ избирается Федеральным собранием, которое состоит из депутатов бундестага и представителей земель ФРГ, избираемых их законодательными органами, Президент Италии - избирательной коллегией, в которую наряду с депутатами обеих палат парламента входят представители органов управления областей).

Как правило, для президентов устанавливается более высокий возрастной ценз. Например, в США и России президентом можно стать лишь по достижении 35, в ФРГ - 40, в Италии - 50 лет. В некоторых странах устанавливается и верхний возрастной предел, но, как правило, не более 65 лет. Срок полномочий президента в различных странах неодинаков, обычно предпочтение отдается 4, 5, 6 или 7 годам. В некоторых странах президент избирается лишь на один срок без права переизбрания. Однако чаще разрешается избрание на два срока вообще (например, США) или же на два срока подряд (например, Россия). В последнем случае после некоторого перерыва можно снова баллотироваться на пост президента.

Только в некоторых странах предусмотрен пост вице-президента (США, Индия, Бразилия, Коста-Рика, Колумбия). В России этот пост существовал с 1991 по 1993 г. Вице-президент выполняет поручения президента, а также замещает его в случае невозможности осуществления полномочий. В других странах функции президента в случае его кончины, отставки, невозможности выполнять обязанности по состоянию здоровья или при отрешении от должности возлагаются на премьер-министра или на председателя парламента, или на председателя верхней палаты парламента (может устанавливаться определенная очередность замещения президента, когда при невозможности выполнения функций президента данным лицом это делает следующее, указанное в перечне).

П. г. обладает личной неприкосновенностью. Прежде чем привлечь президента к ответственности за конкретное правонарушение, необходимо решить вопрос о его дальнейшем пребывании на посту президента. Для этого предусматривается такая мера конституционной ответственности президента, как отрешение его от должности. Основанием для этого может быть совершение президентом государственной измены, иного тяжкого преступления или умышленного нарушения конституции либо иного закона государства. В основном в мире применяются два процессуальных способа решения вопроса: возбуждение обвинения в отношении президента парламентом и разрешение дела по существу судом - конституционным (например, ФРГ, Италия, Болгария) или иным высшим (например, Финляндия, Португалия и др.); возбуждение обвинения нижней палатой парламента и принятие решения верхней палатой (например, Россия, США).

В республиках в составе РФ решение об отрешении от должности президента в основном принимает парламент на основании решения (заключения) конституционного суда (палаты). В некоторых республиках (Ингушетия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Калмыкия) для этих целей предусмотрен референдум. Например, в Ингушетии Президент отрешается от должности в случае совершения преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда республики. Производство по делу об отрешении возбуждается парламентом республики, который тремя четвертями голосов от списочного состава депутатов выносит вопрос об отрешении президента от должности на референдум. В Адыгее парламент (Государственный Совет) выдвигает обвинение против Президента в умышленном нарушении Конституции, законов республики или данной им присяги и обращается с запросом в Конституционную Палату республики. При подтверждении ею обвинений Государственный Совет назначает референдум о доверии Президенту. Президент считается отрешенным от должности, если за недоверие проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Это напоминает правила, действующие в некоторых зарубежных странах (например, Австрия, Исландия), где предложение парламента о смещении президента с должности также голосуется на референдуме. Но там, если предложение не поддержано, парламент распускается.(С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Если исходит из буквального толкования ст. 11 Конституции РФ, то в РФ существует три ветви власти и Президент РФ.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации в силу ст. 94 Конституции РФ .
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 110 Конституции РФ.
Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Что касается Презмдента РФ, то Президент Российской Федерации является главой государства (ст. 80 Конституции) .

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
1)Президент Российской Федерации,
2)Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) ,
3)Правительство Российской Федерации,
4)суды Российской Федерации.

Хотя в универе нам читали лекции о том, что Президент РФ исполнительная власть.

законодательная - потому что законы придуманные думой он должен утвердить и тогда они станут законами.

Он возглавляет исполнительною власть, а к органу власти не может относиться потому, что он один, выполняет функции, данные лично ему по Конституции.

Ильдар, Президент РФ не относится ни к одной ветви власти, коих в РФ три, никакой ветви "государственная" нет. Есть государственные исполнительные органы власти, , региональные исполнительные, местные органы власти. Не слушайте никаких умников и умниц, глаголющих "Президент РФ - это исполнительная власть"

1.Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

(В России парламентская форма правления
Парламентская республика основана на выделении статуса главы государства вне законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В подобных государствах, глава государства не обладает реальными властными полномочиями и, в основном, выполняет представительские и координирующие функции. Причем такой глава государства может обладать «спящими» полномочиями, которые могут быть реализованы при правительственных кризисах или в случае войны.)

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

(то есть президент не входит ни в одну ветвь государственной власти, которые наделены ВЛАСТНЫМИ полномочиями)

1. Государственную власть в РФ осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ.

3. Разграничение полномочий . осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

(То есть президент осуществляет СВОЮ власть в РАМКАХ своих ПОЛНОМОЧИЙ, которые не являются ВЛАСТНЫМИ. Властными полномочия являются тогда, когда президент является главой исполнительной власти. Президент РФ не является главой исполнительной власти. По конституции у президента РФ есть полномочия для координирования властей (уговаривает власти, но не имеет права приказывать) и полномочия представительские, то есть представляет страну внутри страны и зарубежом - является лицом страны, ОБЯЗАН подписывать ВСЕ законы, назначения, увольнения, награждения - абсолютно ВСЕ документы, которые ложатся ему на стол)

Президент не относится ни к какой ветви власти, так как Президент это отдельная и первая ветвь власти

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: