В какой системе конституционной юстиции отсутствуют специализированные конституционные суды

Обновлено: 19.04.2024

Доброе утро. Студенты 1 курса по специальности "Судебная экспертиза". Лекция на сегодня, 15 мая 2020. Удачи всем, здоровья.

Конституционная юстиция — специально учреждаемые государством органы, призванные обеспечить конституционную законность (правовую охрану конституции).

Словосочетание «конституционная юстиция» объединяет в себе несколько понятий: «конституция, конституционный» (от лат. constitution - устройство, установление, сложение) и «юстиция» (от лат. justitia - «правосудие», «справедливость»), и может трактоваться как «правосудие, относящееся к устройству» (в данном случае государства). Данный термин употребляется для обозначения системы судебных учреждений или специализированных судов, а также как синоним процессуального порядка рассмотрения споров, то есть конституционное судопроизводство.

Раскрытие сущности конституционно-уставной юстиции, возможно при помощи исследования трех модельных параметров, к которым относятся: 1) юрисдикция данного вида юстиции и условия ее осуществления, включая организацию, структуру и судейский состав органов конституционно-уставной юстиции (институциональный аспект); 2) предметная область и правовая природа споров, а также применимые конституционными (уставными) судами правовые нормы (материальный аспект); 3) соответствующий процессуальный порядок рассмотрения споров и процессуальное право (процессуальный аспект).

Цели и задачи конституционной (уставной) юстиции не могут быть отличными от целей и задач правосудия и полностью совпадают с ними .

Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей целью выявление и пресечение, вплоть до отмены действия несогласованных с конституцией законов и иных нормативно-правовых актов. Конституционный контроль предполагает, что соответствующие органы (должностные лица), обнаружив нарушающий конституцию акт, правомочны своей властью отменить его.

Конституционный надзор – деятельность уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов с последующим уведомлением об этом органов их принявших или собирающихся это сделать

Объектами конституционного контроля (надзора) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти – правительственные декреты, указы главы гос-ва.

Мировой конституционной практике известны ДВЕ основные модели конституционной юстиции — американская и европейская. Американская модель основана на прерогативе высшего судебного органа общей юрисдикции (Верховного суда) выносить решения о неконституционности законов. При этом суд может объявить неконституционным любой закон, подлежащий применению в конкретном деле. Такая система конституционного контроля действует в США, Канаде, Японии, Австралии, Индии, Швейцарии, Скандинавских странах и др. Европейская модель основана на том, что специально учрежденные конституционные суды рассматривают дела о конституционности закона вне связи с конкретным делом, рассматриваемым судом. Такая модель конституционной юстиции характерна для РФ. При этом органы конституционного контроля в РФ, как и в ряде других стран (Германия, Турция, Украина и др.), включены в судебную систему. В иных странах (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) такие органы не входят в судебную систему. Механизм конституционного контроля РФ образуют Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов РФ. В то же время органы конституционного контроля субъектов РФ не образуют с федеральным Конституционным Судом единую систему. Объединение этих органов в рамках конституционной юстиции страны обусловлено характером осуществляемых ими задач: а) охрана демократической Конституции и б) конституционная защита ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, всего конституционного строя.

Встречаются и квазисудебные органы, напр. Конституционный Совет во Франции, а так же редко социалистическая и исламская модели.

3 вопрос. Порядок формирования органов конституционного контроля. Статус судей. (Данный вопрос я вам расскажу в ходе занятия на платформе ZOOM ).

• предварительный (когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до их вступления в силу) и последующий (спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу). Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу прекращают действовать, либо запрещаются к публикации (и, следовательно, не вступают в силу), либо, наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами и другими органами государства. Решение специализированного органа конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.

• конкретный и абстрактный конституционный контроль. В первом случае решение выносится в связи с конкретным делом, во втором оно не связано с таким делом.

• обязательный и факультативный контроль (обязательному, подлежат определенные виды законов, например все органические законы во Франции до их подписания президентом; факультативный осуществляется только в случае инициативы, заявленной управомоченным субъектом).

• решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).

• с точки зрения применения решения органа конституционного контроля различают – решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия.

• по субъекту осуществления: внутренний (проводится самим органом издавшим акт) и внешний (иным органом).

• по содержанию: формальный (проверяет конституционность процедуры принятия акта) и материальный (проверяет конституционность содержания).

Орган конституционного контроля (надзора) может либо признать оспариваемый акт неконституционным полностью или частично, либо признать соответствующим основному закону.

Важное место в судебной системе современной России занимают Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов Федерации. В научной литературе их называют судами консти­туционной юстиции.Конституционный Суд России действует на феде­ральном уровне, а конституционные и уставные суды — только на уровне субъектов Федерации. Соответственно Конституционный Суд РФ дейст­вует на основе Конституции РФ и Федерального конституционного зако­на (1994 г.), а конституционные и уставные суды — на основе Основных законов — конституций и уставов субъектов Федерации.

В отличие от других видов судов суды конституционной юстиции ра­ботают автономно друг от друга и единой системы судов конституцион­ной юстиции не образуют.

На федеральном уровне Конституционный Суд РФ является одним из важнейших органов, осуществляющих судебную власть. Впервые он был образован в 1991 г. и является сравнительно новым для России судебным органом.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Формируется он Пре­зидентом РФ и Советом Федерации. Президент представляет Совету Фе­дерации кандидатуры для назначения на должность судей, а Совет Феде­рации после обсуждения их утверждает.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин России, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Естественно, требу­ется безупречная репутация кандидата.

Конституционный Суд РФ наделен весьма широкими полномочиями.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде РФон разрешает дела о соответствии КонституцииРоссии: а) феде­ральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также любых нормативных актов субъектов Федерации, издан­ных по вопросам, относящимся к исключительному ведению органов власти Российской Федерации и их совместному ведению с органами го­сударственной власти субъектов Федерации; в) договоров между органа­ми власти Российской Федерации и субъектов Федерации, а также дого­воров между различными субъектами Федерации и г) международных до­говоров России, не вступивших в силу.

Конституционный Суд РФ разрешает также споры о компетенции,ко­торые возникают между различными федеральными органами государст­венной власти; между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации; а также между высшими органами государствен­ной власти субъектов Федерации.

Наряду с этим Конституционный Суд РФ наделен полномочиями про­верять конституционность закона,«примененного или подлежащего при­менению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным за­коном» (п. 4 ст. 125). Проверка конституционности законов проводится по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод или по запросам судов, применяющих тот или иной конкретный закон.

Кроме того, Конституционный Суд РФ обладает исключительным правом толкования Конституции РФ.Толкование проводится по запросам Президента РФ, каждой из палат Федерального Собрания, Правительст­ва РФ и органов законодательной власти субъектов Федерации.

Наконец, Конституционный Суд РФ управомочен по запросу Совета Федерации давать заключение о соблюдении установленного порядка выдви­жения обвинения Президента Россиив государственной измене или совер­шении иного тяжкого преступления.

Традиционной формой конституционного производства в Конститу­ционном Суде РФ являются пленарные заседания. На них могут быть рассмотрены практически любые вопросы, относящиеся к его компетен­ции. Однако многие из них, кроме тех, которые должны рассматриваться согласно Закону о Конституционном Суде РФ (ст. 21) только на его пле­нарных заседаниях, рассматриваются также на заседаниях палат Консти­туционного Суда РФ.

По каждому из рассматриваемых вопросов Конституционный Суд РФ принимает решение. Оно может быть оформлено в виде постановле­ния, при разрешении дела о соответствии рассматриваемых актов Кон­ституции РФ; заключения при рассмотрении вопросов о соблюдении по­рядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; или определения, которое 316

принимается по всем иным вопросам, относящимся к компетенции Кон­ституционного Суда РФ.

Все решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей терри­тории Российской Федерации для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граж­дан, должностных лиц, общественных объединений.

Нормативные и иные акты или их положения, признанные неконсти­туционными, немедленно утрачивают юридическую силу, а международ­ные договоры Российской Федерации, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

1. Суд присяжных применяется в рамках
а) гражданского судопроизводства
б) арбитражного судопроизводства
в) уголовного судопроизводства
г) конституционного судопроизводства
2. Принципы формирования Федерального Собрания РФ и его компетенции определяет право
а) конституционное б) административное
в) гражданское г) международное гуманитарное
3. Верны ли следующие суждения о нормах конституционного права?
А. Гарантом территориальной целостности страны, соблюдения нрав и свобод личности является Президент РФ.
Б. Президент РФ избирается посредством демократических выборов на срок полномочий четыре года.
а) верно только А б) верно только Б
в) верны оба суждения г) оба суждения неверны
4. Конституционный суд – это…
а) орган, обычно использующий состязательную и гласную процедуру рассмотрения дел.
б) орган, в котором состязательная и гласная процедура рассмотрения дел почти отсутствует или носит весьма условный характер.
в) орган, использующий негласную процедуру дел.
г) орган, в котором отсутствует состязательность в рассмотрении дел.
5. Конституционность акта — это …
а) его закрепление в Конституции;
б) его противоречие Конституции;
в) его не противоречие Конституции;
г) его подтверждение судебными представителями.
6. Конституционное судопроизводство – это …
а) написание конституции;
б) утверждение законов;
в) выбор судей;
г) порядок рассмотрения и разрешения дел в конституционных судах.
7. Под понятием «конституционная юстиция» подразумевается:
а) совокупность конституционных судов и их деятельность по осуществлению конституционного правосудия;
б) только деятельность конституционных судов;
в) совокупность конституционных судов;
г) правосудие вообще.
8. При принятии решений конституционный суд руководствуется:
а) только нормами конституции,
б) учитывает только нормы международного права,
в) учитывает позиции Европейского Суда по правам человека,
г) все вышеперечисленное.
9. Верховенство конституции означает то, что…
а) конституция наряду с другими правовыми документами обеспечивает защиту прав и свобод человека.
б) в системе правовых нормативных актов и других источников права конституция имеет высшую юридическую силу.
в) ее одобряет верховная власть.
г) конституция правовой документ.
10. Общеполитический конституционный контроль, осуществляет:
а) глава государства, парламент, правительство;
б) специальные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы);
в) народ;
г) судебные органы.
11. Конституционный Суд состоит из:
а) одной палаты;
б) двух палат;
в) трех палат;
г) четырех палат.
12. Правовая позиция конституционного суда — это…
а) конституция;
б) позиция, которую выбирает конституционных суд, рассматривая конституционность/неконституционность документов;
в) отношение суда к содержанию конституционной нормы в результате ее интерпретация.
г) отношение суда к конституции.
13. Конституционный Суд Российской Федерации:
а) не является высшим органом по осуществлению конституционного правосудия,
б) является высшим органом по осуществлению конституционного правосудия,
в) в определенных случаях не является высшим органом по осуществлению конституционного правосудия,
г) в определенных случаях является высшим органом по осуществлению конституционного правосудия.
14. Обязательность решений конституционного суда означает:
а) их непререкаемость, которая обусловлена их юридической силой.
б) возможность обжалования имеет только вышестоящие инстанции;
в) возможность обжалования имеет только Президент;
г) что, суд обязан решить все согласно конституции.
15. По юридической силе решения Конституционного Суда Российской Федерации приравниваются:
а) к решению Государственной Думы
б) к решению Президента
г) отношение суда к конституции

Конституционный суд Российской Федерации, который согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).

Порядок образования и деятельность Конституционного суда Российской Федерации закрепляется также Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" 1994 г. с изменениями 2001 г.

Целью деятельности Конституционного суда является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ на всей территории России.

Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ в индивидуальном порядке тайным голосованием сроком на 15 лет. Предложения о кандидатах на должности судей вносятся Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими органами, юридическими научными и учебными заведениями. Вторичное назначение на должность, согласно Конституции РФ, одного и того же лица не допускается. Кандидат на должность судьи Конституционного суда РФ должен быть гражданином России, не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Предельный возраст члена Конституционного Суда - 70 лет.

Судьи Конституционного суда РФ не могут быть членами парламента и иных представительных органов, сохранять за собой государственные и общественные должности, заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; они не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в кампании по выборам и заниматься любой политической деятельностью.

Все члены Конституционного суда равны в правах, обладают правом неприкосновенности, несменяемы, кроме случаев, указанных в законе.

Закон определяет и случаи досрочного прекращения полномочий судей. В частности, полномочия могут быть прекращены в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство этой должности, а также неучастия в заседаниях Конституционного суда или уклонение судьи от голосования свыше двух раз подряд без уважительной причины. Закон регламентирует и порядок выхода судьи Конституционного суда в отставку.

Полномочия Конституционного суда не ограничены определенным сроком (хотя судьи назначаются на определенный срок). Конституционный суд РФ финансируется за счет федерального бюджета, что гарантирует его независимость от любых других органов государства в организационном, финансовом и материально-техническом плане и дает возможность осуществлять конституционное судопроизводство в полном объеме.

Конституционному суду РФ принадлежит право самостоятельно и независимо осуществлять информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Конституционный суд РФ призван защищать Конституцию страны как ее основной закон; осуществлять конституционный контроль и защиту прав и свобод человека и гражданина. Являясь одним из высших федеральных органов судебной власти, Конституционный суд РФ подкрепляет и стабилизирует систему разделения властей, имея одной из сторон своей деятельности рассмотрение споров о компетенции как между федеральными ветвями власти, так и между органами власти Федерации и ее субъектов, и между государственными органами отдельных субъектов Федерации.

Кроме этих важных задач, одной из сторон деятельности Конституционного суда является толкование норм Конституции, что помогает государству, его органам, общественным организациям, гражданам наиболее точно реализовать конституционные требования.

Право Конституционного суда РФ объявлять законы недействительными подчеркивает особое правовое положение этого органа в системе государственных органов.

  • Конституционный суд РФ:
    • разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
      • федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ;
      • Конституций республик, уставов и других нормативных актов субъектов РФ по вопросам ведения, закрепленным в ст.ст. 71 и 72 Конституции;
      • договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
      • не вступивших в силу международных договоров РФ;
      • федеральными органами государственной власти;
      • органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • высшими государственными органами субъектов РФ;

      Конституционный суд РФ состоит из двух палат и пленарного заседания, в котором участвуют все члены суда. В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос компетенции Конституционного суда России. Палаты включают в себя соответственно десять и девять судей; порядок распределения судей по палатам определяется Регламентом Конституционного суда, причем персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.

      Участниками процесса в Конституционном суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики

      В пленарном заседании и в заседании палат принимаются решения Конституционного суда РФ, они подписываются всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
      Решения Конституционного суда называются постановлениями, определениями и заключениями; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу сразу после их провозглашения.

      Постановления и заключения Конституционного суда РФ подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти. Кроме того, все материалы о деятельности Конституционного суда РФ публикуются в специальном вестнике.

      Решения Конституционного суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Государственные органы и должностные лица обязаны привести законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией и с решением Конституционного суда.

      Особое место среди правоохранительных органов Российской Федерации занимает прокуратура. Несмотря на то, что в Конституции РФ статья, регулирующая и закрепляющая порядок организации и деятельности этого органа, входит в гл. 7, которая называется "Судебная власть", прокуратура не является органом этой ветви власти. Она представляет собой единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Во главе всех прокурорских органов стоит Генеральный прокурор, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации, по представлению Президента РФ (ст. 129 Конституции). Компетенция и порядок деятельности прокуратуры регулируется Федеральным законом "О Прокуратуре Российской Федерации" 1995 г., где главная ее задача определена как надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов в целях единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

      Кряжкова Ольга

      Поправки в Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ о КС), подписанные Президентом РФ (Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ, далее – Закон № 5-ФКЗ), представляют собой 17-й по счету случай изменения этого Закона и, на первый взгляд, выглядят самой крупной реформой за все время его существования. Из 117 статей, содержавшихся в прежней редакции ФКЗ о КС, в той или иной степени изменились 83, что составляет 70% от объема документа. Единственная оставшаяся в неприкосновенности часть – это гл. XI, регулирующая процедуру рассмотрения в КС дел по спорам о компетенции. Плюс к этому предлагаются три новые главы об особенностях производства по отдельным категориям дел и одна статья об официальном интернет-сайте Суда.

      Как указывалось в пояснительной записке, соответствующий законопроект был подготовлен в связи с «существенными изменениями» в ст. 125 Конституции РФ после реформы 2020 г.

      Напомню, что новой редакцией Конституции:

      • уменьшено общее число судей КС (до 11);
      • изменен порядок прекращения полномочий судей (теперь – Советом Федерации по представлению главы государства);
      • скорректирована структура руководства Суда (один заместитель председателя вместо двух);
      • трансформирована компетенция этого органа, что, с одной стороны, затруднило подачу жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а с другой – вменило Суду разрешение новых вопросов (например, проверку законопроектов по запросу президента).

      Адвокаты, юристы и ученые анализируют предлагаемые изменения в Основной Закон, касающиеся перераспределения полномочий органов власти, усиления роли парламента и иных вопросов

      Некоторые поправки в ФКЗ о КС напрямую с конституционным регулированием не связаны и направлены, как указали разработчики, на «совершенствование организационных основ деятельности» Суда.

      На самом деле глубина изменений не слишком большая. Принципиальные новеллы затрагивают устройство Конституционного Суда, правовое положение судьи и отдельные вопросы конституционного судопроизводства. А компетенция КС лишь конкретизируется.

      Рассмотрим подробнее, как изменится Суд после вступления поправок в силу, ни в коем случае не претендуя на то, что этот анализ будет исчерпывающе полным.

      Устройство КС

      Сокращенное до 11 общее число судей КС будет не нормативным, а максимально возможным. Рабочий состав – т.е. численность судей, при наличии которой Суд в целом правомочен функционировать, – снижается до 8 (ч. 2 ст. 4 ФКЗ о КС). Президент РФ должен будет инициировать заполнение вакантной должности, только если судей станет меньше 8 (ч. 4 ст. 9). Уменьшается и кворум в заседании. Суд сможет принимать решения, если в нем участвуют 6 судей (ч. 2 ст. 30). Эти положения вступят в силу с момента, когда в Конституционном Суде останется 11 судей (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). На данный момент их 12.

      После официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них

      Из Закона исключено положение о том, что председатель КС и его заместитель назначаются «из числа судей Конституционного Суда» (ч. 1 ст. 23 ФКЗ о КС). Это открывает возможность наделения нового лица руководящими полномочиями одним действием – одновременно с назначением его судьей. Кстати, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации впредь не смогут выдвигать предложения о кандидатуре судьи – это правомочны делать комитеты палат парламента (ч. 1 ст. 9 ФКЗ о КС).

      Тем временем роль председателя Суда в конституционном судопроизводстве продолжает усиливаться: при подготовке дела к слушанию судья-докладчик сможет требовать проведения проверок, исследований, представления письменного профессионального мнения не самостоятельно, а только по согласованию с ним (ч. 2 ст. 49 ФКЗ о КС).

      Секретариат, в свою очередь, получит новую возможность по уведомлению гражданина о недопустимости его обращения в связи с явной неисчерпанностью всех других внутригосударственных средств судебной защиты (п. 5 ч. 2 ст. 40). Если заявитель не будет с этим спорить, судьи окажутся «избавлены» от изучения значительного пласта обращений.

      Снижению нагрузки на судей будет способствовать и то, что определения КС не будут подлежать разъяснению (ч. 1 ст. 83).

      Наконец, у Суда больше не будет официального издания – «Вестника Конституционного Суда Российской Федерации», наличие которого, однако, является важным фактором самостоятельности этого органа государственной власти.

      Правовое положение судьи

      Хотя декларации о несменяемости и независимости судей КС в ФКЗ о КС остаются, судьи утрачивают одну из гарантий их статуса, а именно – право на публичное особое мнение (ч. 4 ст. 76). Для них также вводятся запреты критиковать «в какой бы то ни было форме» решения Суда (ч. 4 ст. 11) и обнародовать свое несогласие с решением (ч. 3 ст. 43, ч. 5 ст. 70).

      Указанные поправки в первоначальном тексте законопроекта отсутствовали – их внесли два парламентария после его принятия в первом чтении. Именно эти новшества вызвали острую реакцию юристов, продиктованную неприятием тенденций отступления от принципа открытости Суда и лишения судей свободы слова.

      Подчеркну, что даже однократное нарушение названного запрета сможет расцениваться как совершение действий, не совместимых с должностью судьи, и стать поводом для принудительного прекращения судейских полномочий Конституционным Судом либо Советом Федерации по представлению президента (п. 7 ч. 1, ч. 3, 5 и 6 ст. 18 ФКЗ о КС).

      Судью также возможно будет отстранить от участия в рассмотрении дела по новому, широко сформулированному основанию: если «имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи» (п. 3 ч. 1 ст. 56).

      Процедуры конституционного судопроизводства

      В обновленных правилах процедуры в КС первостепенного внимания заслуживают, на мой взгляд, три момента, которые в совокупности могут привести к увеличению длительности разбирательства и усилению его непрозрачности.

      Первый – отмена процессуальных сроков для Суда: в частности, трех месяцев на решение вопроса о принятии обращения к рассмотрению после регистрации (ч. 1 ст. 42 ФКЗ о КС) и месяца для назначения дела к слушанию (ст. 47).

      Второй момент – практически беспредельное право Суда назначить разбирательство по делу в письменном режиме: решение о производстве без слушания будет принято, «если с учетом характера поставленного вопроса и обстоятельств дела отсутствует явная необходимость в устном представлении позиции заявителя и другой стороны при ее наличии» (ч. 1 ст. 47.1). При этом стороны и иные участники процесса не смогут знакомиться с протоколом и стенограммой заседания при рассмотрении дела без слушания (ч. 4 ст. 59).

      Третий – правомерность оглашения решения КС не в полном объеме, без мотивировки (ч. 1 ст. 77).

      Конкретизация компетенции КС

      Конституционные поправки 2020 г. дополнили компетенцию Конституционного Суда новыми аспектами:

      • предварительным нормоконтролем законопроектов, федеральных конституционных и федеральных законов, законов субъектов Федерации;
      • вопросами об исполнимости решений международных (межгосударственных) судов, иностранных или международных третейских судов (арбитражей), если эти решения противоречат «основам публичного правопорядка Российской Федерации»;
      • участием Суда в процедурах снятия неприкосновенности с бывшего президента.

      Все это отражено в новой редакции ФКЗ о КС в виде обновленного перечня полномочий КС (ст. 3) и раскрывается подробнее в третьем разделе с точки зрения используемых процедур (гл. XIII.2 и XVII). Например, проясняется критерий проверки в делах о блокировании исполнения решений межгосударственных и иностранных судов и арбитражей: таковым выступает их соответствие основам конституционного строя РФ (ст. 104.7).

      Будущее покажет, насколько часто в практике Суда будут возникать новые аспекты компетенции. Поскольку чаще всего КС рассматривает жалобы граждан и организаций, более насущным представляется уточнение о том, что понимать под «исчерпанием всех других внутригосударственных средств судебной защиты», при условии чего Конституционный Суд теперь сможет принять жалобу к рассмотрению. По общему правилу исчерпание – это обращение в максимально высокую кассационную инстанцию (п. 3 ст. 97 ФКЗ о КС), а в течение 6 месяцев со дня вступления в силу поправок – в любую кассацию (ч. 4 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). Таким образом, требования к жалобам ужесточатся немедленно, и никакого реального переходного периода для адаптации граждан к новым правилам доступа к Суду не предполагается.

      В заключение отмечу, что какими бы разнонаправленными ни были поправки в ФКЗ о КС, в результате проведенного анализа вырисовывается следующий образ обновленного Суда: малочисленный, при необходимости подвергаемый быстрым кадровым заменам, подконтрольный председателю в плане судопроизводства, демонстрирующий только единодушие, закрытый от внешнего наблюдателя и труднодоступный для граждан.

      Насколько действительность совпадет с первыми впечатлениями от законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля образца 2020 г., покажет только практика.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: