В какой период коррупция стала механизмом государственного управления

Обновлено: 24.04.2024

Побороть коррупцию можно только в том случае, если знать истинные причины её возникновения. Для этого необходимо обратиться к истории. В первую очередь стоит сказать, что коррупция в России не появилась из ниоткуда. Её происхождение напрямую связано с традициями общества в период становления государственности на Руси в IX-X вв. Это период, когда представители государственной власти жили и обеспечивались материально благодаря общинной норме, установленной в государстве. Эти нормы не были одинаковы для всех чиновников. Согласно указанию в "Русской правде", с целью установления единых норм по обеспечению всех чиновников, были прописаны размеры данного обеспечения общиной.

За нарушение или несоблюдение данных положений не предусматривалось никаких санкций в законодательстве.

Это стало причиной неисполнения правовых норм со стороны государственных чиновников и со стороны членов общины. Это порождало конфликты между сторонами.

Такое развитие общественных отношений требовало решения в российском государстве. В первую очередь необходимо было менять судебную систему. Решение последовало в 1497 г., когда был принят "Судебник", который стал писанием для того, чтобы вершить правосудие. Согласно этому законодательному акту было впервые запрещено получение материальных ценностей при ведении судебных дел и жалоб государственными чиновниками.

Посулы – это получение должностным лицом, который осуществляет правосудие или занимается разрешением спора, поборов, взяток, подношений и т.п.

Надо сказать, что данная статья не предусматривала санкций за получение посула, но за совершение такого правонарушения должностное лицо наказывалось главой государства на свой взгляд. Из чего можно сделать вывод, что коррупция в качестве правового явления, которое направлено против интересов правосудия, появилось на Руси в форме получения взятки.

Царь Иван IV Грозный ввёл Судную грамоту в 1561 г. Она определяла санкции за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления. В 1649 г. за взяточничество и другие формы корыстных побуждений была введена уголовная ответственность, согласно Соборного уложения. В десятой главе "О суде" данные виды преступлений интерпретировались как преступления, направленные против интересов правосудия.

При Петре I судебная система претерпевала существенные изменения, у том числе и уголовное законодательство России за проявление коррупции и взяточничество. Государя серьёзно волновали проблемы продажности государственных чиновников. Примечательно, что именно при Петре I коррупция возымела огромнейший размах, и царь принял решение жёстко с ней бороться.

Эпизодом, который хорошо описывает ситуацию, является тот момент, когда спустя многих лет следствия был разоблачён в своих коррупционных делах и повешен губернатор из Сибири Гагарин. Спустя ещё три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова, того самого, который разоблачил Гагарина.

Взяточничество и коррупция процветали в этот период ещё сильнее, чем прежде. Должностные лица быстро реагировали на ситуацию и принимали меры, которые помогали им по-прежнему получать выгоду от нахождения на государственной службе посредством наживи и использовании своего положения.

А. О. Ключевский рассказывая о периоде правлении Петра I, замечал: "При Петре I казнокрадство и взяточничество достигли размеров, небывалых прежде – разве только после".

История коррупции

Династия Романовых и весь период их правления в истории отмечен как время, когда коррупция представляла собой огромную статью дохода начиная от мелких государственных служащих и заканчивая сановниками.

После смерти Петра I за преступления, связанные с коррупцией в формах мздоимства, лихоимства, вымогательства и хищения, виновных больше не наказывали так жестоко. Об этом говорят многие исследователи.

В 1731 г. при Анне был арестован казанский губернатор Волынский за получение взятки размером 2500 руб. Он признался в преступлении и в качестве наказания был освобождён от занимаемой должности. Князья Иван и Алексей Долгорукие за хищение государево имущества были лишены всех чинов и сосланы в деревню.

При Екатерине II санкции за взяточничество также не были такими суровыми, как при Петре I.

В 1845 г. было принято "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных", которое предусматривало изменение и дополнение законодательства об ответственности за взяточничество и коррупцию. Новые нормы предусматривали в шестой главе пятого раздела уголовную ответственность за корыстные побуждения во время несения государственной службы, в том числе взяточничество.

За получение вознаграждения, которое не предусмотрено законодательством России, лицом органов государственной власти и управления, сопряжённое с нарушением обязанностей по службе, предусматривалась ответственность по ст. 402 Уложения. Определялось наказание в виде лишения свободы сроком от года до трёх лет или сечение розгами в количестве от 70 до 80 ударов и помещение в арестантские роты на срок от двух до пяти лет.

Смягчающим обстоятельством могло послужить раскаяние должностного лица, тогда наказание могло быть в виде строгого выговора суда или освобождение от должности.

Уложение было введено в действие в 1845 г. – это событие стало одним из самых знаковых в XIX в. касательно правового обеспечения и борьбы с преступностью в России. Указанный правовой документ подразумевал дифференцированную уголовную ответственность за любой вид и форму получения вознаграждения, которое не предусмотрено законодательством, должностными лицами государственных органов власти и управления. Наказание зависело от степени их опасности для общества и последствий, которые наступали после совершения конкретным лицом правового нарушения. Также принимались во внимание смягчающие обстоятельства.

Уложение, которое было принято о наказаниях уголовных и исправительных в 1866 г. в новой редакции в корне ничего не изменило, правовые нормы, регулирующие уголовную ответственность за взяточничество остались прежние.

Учёные-историки, которые занимаются изучением материалами статей, выходивших в XIX и начале XX вв., сходятся во мнении, что в качестве основного наказания за взяточничество в данный период времени применяли уголовную ответственность к представителям исполнительной власти, чьё положение не имело должностной ответственности.

В Судебной газете в 1895 г. был размещён материал об осуждении рядового московского жандармского дивизиона Б. за то, что ". находясь возле городского манежа и будучи обязан смотреть за порядком вообще и размещать извозчиков на указанных местах, он стал требовать от извозчиков, пользуясь своим служебным положением, по пять копеек за право стоять около манежа и в силу этого требования получил от одного извозчика семь копеек. Суд назначил ему наказание: отдачу в арестантские роты на один год с лишением всех особых прав и преимуществ воинского звания и исключением из воинской службы".

Стоит отметить, что самого большого размаха коррупция в России достигла во времена правления императора Николая II. В качестве примера можно вспомнить, как продавались и покупались высшие должности в правительстве. Активное участие в этом процессе принимал Распутин. Кроме того, история помнит случаи, когда за крупные взятки от промышленников формировались заказы в военной сфере. Здесь же можно упомянуть продажи планов военных наступлений в годы Первой мировой войны. Более того, беззастенчивый административный грабёж населения имел место быть в условиях военного времени.

В настоящее время в мире нет ни одного государства, в котором бы отсутствовала коррупция. На сегодняшний день и в России проблема коррупции является, бесспорно, актуальной.

Коррупция негативно влияет на все сферы жизни общества. В экономической сфере ведет к упадку развития экономики, финансовой системы, а также всей инфраструктуры российского государства. Коррупция рассматривается как отрицательное явление, препятствующее развитию бизнеса и сокращающее богатство страны.

В социальной сфере способствует снижению уровня жизни населения, что служит причиной раскола общества на богатых и бедных. Политическая коррупция подрывает престиж страны на международной арене, снижает доверие народа к власти. В нравственно — духовной жизни общества происходит преломление норм морали.

Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, необходимо знать ее корни и особенности ее происхождения.

Взятки появились еще в Древней Руси, об этом известно по уцелевшим записям. В IX веке Древнерусским государством была заимствована система, названная «кормлениями», представляющая собой, особый способ содержания должностных лиц за счет местного населения. Князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей. Население было обязано содержать их — «кормить» в течение всего периода службы, что естественно приводило к взяткам. В целом указанная система содержания должностных лиц являлась совершенно неэффективной.

В XV в. коррупция в России приобрела системный характер. Чиновник выполнял за подношение какое — то действие, напрямую связанное с его прямыми обязанностями, это явление было названо — «мздоимство».

Конечно же, возникшее негативное общественное явление порождало необходимость борьбы с ним со стороны государства. Уже в 1561 г. Иваном Грозным была введена Судная грамота, которая устанавливала санкции за получение взятки судебными чиновниками. Существенные изменения в области предотвращения коррупции были предприняты Петром Первым. В декабре 1714 г. был издан указ «О воспрещении взяток и посулов», который предусматривал смертную казнь за коррупцию.

Однако уже в период правления Екатерины II смертная казнь была отменена, вследствие чего усилился рост коррупции. В 1845 г. при непосредственной поддержке Александра III было принято «Уложение об уголовных и исправительных наказаниях», в котором были впервые введены новые нормы, устанавливающие ответственность за взяточничество, и предусматривающие лишение свободы в качестве наказания за данное противоправное деяние.

Наибольшего расцвета коррупция достигла в последние годы правления Николая II, когда продавались и покупались высшие должности в его правительстве. Попытки ужесточить борьбу с коррупцией в период 1911-1916 гг. были вызваны превращением коррупции в отлаженную мобилизованную оппозиционную политическую организации.

В период построения социалистического государства также не удалось избавиться от взяточников. Следует отметить, даже при тоталитарном режиме И.В. Сталина, коррупция не была полностью истреблена, хотя его правление было наименее коррумпированным. Свое масштабное распространение в СССР коррупция получила в 1970-1980 гг. Это негативное явление затронуло практически все государственные и партийные органы и учреждения.

Таким образом, на основании представленных исторических данных можно с уверенностью сделать вывод о том, что предпосылки для развития коррупции в современной России, зародились еще в глубокой древности и формировались на протяжении всего периода ее развития.

В настоящее время международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. По оценке Национального антикоррупционного комитета, объем коррупции в стране к 2010 в денежном выражении варьируется от 240 до 300 млрд. долларов.

Следует отметить, что за последние годы выросло число мер, принимаемых российским государством с целью устранения коррупции, но, к сожалению, до настоящего момента значительного эффекта в антикоррупционной деятельности добиться не удалось.

Начиная с 2004 года ежегодно 9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Целью учреждения Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении и борьбе с ней.

В резолюции отсутствуют обычные в таких случаях призывы широко отмечать эту дату и проводить соответствующие мероприятия. Однако это хороший способ вспомнить о проблеме и еще раз подумать о том, как бороться с этим злом.

Коррупция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. В большинстве Европейских стран коррупция относится к уголовным преступлениям.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №237-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; либо совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции указанным законом определена как деятельность федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Сотрудник органов внутренних дел, в соответствии со статьей 82.1. Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия сотрудника органов внутренних дел на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления сотрудником органов внутренних дел предпринимательской деятельности;

5) вхождения сотрудника органов внутренних дел в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором России или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения сотрудником органов внутренних дел, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельными категориями лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Кроме того, сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника органов внутренних дел личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других посетителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства появились профессиональные чиновники, которые по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминаниекак о борце с коррупцией, был Урукагина – шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине ХХIV века д.н.э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции – «Артхашастра» опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия) в IV веке д.н.э. В нем он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых», «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей», «Деньги не бог, а милуют», «В суд ногой – в карман рукой», «Когда говорят деньги, правда молчит» и т.д.

Однако, начиная с конца ХVIII века, на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 году, получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать все большее влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызвать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении ХIХ – ХХ веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

Во второй половине ХХ века коррупция все больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е годы сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями.

История борьбы с коррупцией в России

  • XIII – первое упоминание о мздоимстве (коррупции).
  • XV век – законодательное её ограничение. Время правления Ивана III.
  • XVI век – вводилась смертная казнь за взятки. Время правления Ивана IV.
  • XVII век – по Соборному Уложению 1649г. (Алексей Михайлович). Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция.
  • XVIII век – телесные наказания; расцвет коррупции.
  • С 1826г. при Николае I коррупция стала механизмом государственного управления.
  • С 1918г. – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества.
    • С 1922г. – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел.
    • С 1957г. – официально борьба приостановлена, т.к коррупция считалась редким явлением.

    9 декабря 2003 года в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.

    Конвенция 2003 года — первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию.

    Начиная с 2004 года ежегодно 9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Целью учреждения Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении и борьбе с ней.

    В резолюции отсутствуют обычные в таких случаях призывы широко отмечать эту дату и проводить соответствующие мероприятия. Однако это хороший способ вспомнить о проблеме и еще раз подумать о том, как бороться с этим злом.

    Коррупция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. В большинстве Европейских стран коррупция относится к уголовным преступлениям.

    Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

    Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №237-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; либо совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

    Противодействие коррупции указанным законом определена как деятельность федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

    Сотрудник органов внутренних дел, в соответствии со статьей 82.1. Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

    1) непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

    2) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

    3) участия сотрудника органов внутренних дел на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

    4) осуществления сотрудником органов внутренних дел предпринимательской деятельности;

    5) вхождения сотрудника органов внутренних дел в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором России или законодательством Российской Федерации;

    6) нарушения сотрудником органов внутренних дел, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельными категориями лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

    Кроме того, сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника органов внутренних дел личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

    Отделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений


    В статье рассмотрена история развития коррупции в России. В статье проанализирована история развития норм об ответственности за коррупцию начиная с 9–10 века и до настоящего времени.

    Ключевые слова: коррупция, злоупотребление должностными полномочиями, ответственность за коррупцию.

    В научной литературе справедливо указывается то, что корни коррупции в России необходимо искать в ее древней и средневековой истории. Корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей, судей и т. д.) [7, c. 157].

    Появление коррупции на Руси относится к IX-X вв. В данный период возникает такое понятие, как «кормление», в частности, государственные служащие того времени (наместники, посадники, воеводы и т. д.) не получали жалование от центральной власти, а содержались за счет населения, что, естественно, приводило к чудовищным взяткам и иным злоупотреблениям.

    При этом, в Русской Правде уже были установлены определенные нормы повинности должностных лиц, а также список таких лиц, и это уже свидетельствует о том, что государство начинает предпринимать попытки борьбы со злоупотреблениями [10, c. 246].

    В 1555 году система кормлений была официально отменена, на практике она в той или иной форме и продолжала существовать вплоть до XVIII века [5, c. 12].

    Так, первое законодательное ограничение коррупционных действий было введено при Иване III, путем установления запрета судьям брать «посулы» (взятки), а тех, кого уличали в этом, жестоко наказывали. А Иван Грозный в 1561 году ввел Судную грамоту, которая устанавливала санкции в виде смертной казни за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления [8, c. 89].

    Следует отметить, что коррупция как характерная черта российской власти, окончательно укрепила свои позиции в XVII– XVIII веках, когда бюрократия и волокита придали взяточничеству столь мощный импульс, без которого было немыслимо ни одно действие должностного лица [2, c. 46]. Именно в данный период была выявлена первая и основная причина мздоимства (взяточничества), а именно низкое жалование чиновников. Вместе с тем предпринятые в то время попытки, разрешить данную проблему, так и остались не реализованными.

    Между тем, уголовное право XVII века все же сделало заметный шаг в борьбе с коррупцией, в частности, уголовное законодательство приобретает более карательный характер, что было отражено в Уложении 1649 года. Впервые в Уложении дана определенная классификация преступлений — выделены специальные подгруппы преступлений — государственные (политические) и против порядка управления (XXI и XXII главы Уложения) [4, c. 57].

    Одним из первых, кто был удивлен масштабами коррупции в системе государственного управления, был Петр Первый. Так, Петр I принял «Табель о рангах», которым ввел совершенно иную систему градации государственных служащих, а установленная твердая сумма денежного вознаграждения за службу должна была искоренить взяточничество.

    Своими Указами «О воспрещении взяток и посулов» Петр ввел репрессивные меры для замеченных в совершении указанных действий, вплоть до смертной казни. Именно в период царствования Петра I впервые было представлено, что коррупция является ужасным злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. Петр решил ужесточить меры наказания и ввел смертную казнь за взяточничество [3, c.397].

    Учитывая распространенность взяточничества как наиболее опасной формы корыстного злоупотребления по службе, указом от 23 августа 1713 г. Петр I ввел, наряду с получением взятки, уголовную ответственность за дачу взятки. Но, ни новая система государственного аппарата, ни принятие специальных законов не привели к желаемому результату [6, c. 183].

    После смерти Петра I, низшие чины, вернулись к прежнему принципу о «непредусмотренных расходах» и фактически узаконили взятку. Только в период правления Екатерины II, чиновники всех уровней стали получать фиксированное денежное жалование, и соответственно все остальные доходы подпадали под категорию взятки. Это был еще один, пусть и не большой шаг, направленный на борьбу с взятками.

    В дальнейшем в период расцвета Российского государства с XVII по XIX века произошло развитие тотальной коррупции, которая стала одной из причин революции 1917 года, когда Российская Империя, существовавшая на протяжении веков, практически была уничтожена. Однако существовавшая разрешительная система и невозможность государственного аппарата управлять страной, всего лишь видоизменила коррупцию, расширив и дополнив ее новыми видами (составами).

    Экономические тенденции после революционного времени, связанные с уходом из сферы производства в область распределения и перераспределения, в период правления Советской власти, всего лишь усилили бюрократический аппарат. В результате этого в период правления И. В. Сталина образуется совершенно новый социальный слой — номенклатура. По мнению исследователей, модель сталинского квазисоциализма внешне казалась наименее коррумпированной [2, c. 46].

    Приход к власти Л. И. Брежнева поднимает номенклатуру до такого уровня, что она практически выходит из — под контроля, в связи с чем, происходит активное сращивание преступного мира с властью (номенклатурой) в целях использования власти в своих целях.

    В качестве причин коррупции выделялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь в области воспитания трудящихся, но никак не недостатки в самой системе органов государственной власти [9].

    Распад СССР и становление новой российской государственности происходило в экстремальных условиях гиперинфляции, безработицы и приватизации. Происходила криминализация общества на фоне бездействия правоохранительных органов и ожесточенной борьбы за власть. Именно в это время формируются следующие тенденции роста коррупции:

    1) происходит приватизация собственности, в результате которой ее владельцами становится или номенклатура, или те, кто имел с ними связи;

    2) в процесс приватизации были включены представители криминального мира, которые были связаны с представителями номенклатуры, многие из них затем сумели легализовать свой бизнес и криминальные нравы;

    3) произошел возврат к временам «кормлений». В условиях невыплаты зарплат люди разных стали использовать свою работу для получения дополнительных доходов;

    4) рост бюрократического аппарата, костяк которого составила прежняя номенклатура;

    5) в обществе формируется правовой нигилизм [1, c. 5].

    Итак, проведенный исторический анализ показал, что на протяжении всего времени, с момента зарождения Российское государство развивалось и существовало одновременно с коррупцией. Коррупция является наиболее распространенным явлением в период проведения масштабных государственных реформ.

    Положение с коррупцией в России в настоящее время во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который сопровождался ростом коррупции.

    Из числа наиболее важных факторов, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических традиций, следует отметить:

    1) стремительный переход к новой экономической системе, неподкрепленной правовой базой и правовой культурой;

    2) отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;

    3) распад не только партийной системы контроля, но и всей системы контролирующих органов;

    4) значительное ослабление контроля государства за соблюдением принимаемых нормативных актов.

    1. Гойман В. И. Правовой нигилизм: пути его преодоления.// Советская юстиция. 1990. № 9. С.4–5.
    2. Григорьева Т. В. Коррупция в России: История и современность.// Экономика. 2009. № 1. С.46–50.
    3. Демидова, Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М.: Наука, 1987. 446 с. С. 441–446; Каздым, А. А. История коррупции //Следователь. 2014. № 10. С. 39.
    4. Маньков А. Г. Уложение 1649 года. Кодекс феодального права России. СПб.: Печатное дело, 2012. 218 с.
    5. Меньшенина, Н. Н. Коррупция в Российской Федерации: генезис, формы, техно- логии, противодействие: М., Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 12.
    6. Мизерий А. И. История борьбы с коррупцией в России. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Право». 2002. № 1. С. 183.
    7. Пономарев Е. Г. Коррупция в России: истоки и условия преодоления.// Общество и право. 2012. № 4. С.174.
    8. Российское законодательство Х–ХХ веков./ Под общ. ред. А. И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1985. 201 с.
    9. Сатаров Г. А. и др. Россия и коррупция: кто кого?// Российская газета. 1998. 19 февраля.
    10. Якушев В. А. Правовое регулирование системы кормления в древнерусском государстве и на Руси в удельный период// Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». № 2 (4). 2015. С. 246–248.

    Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, период правления, Россия, III, IX-X, XXII, бюрократический аппарат, время, государственный аппарат, получение взятки, Российское государство.


    В статье рассмотрены понятие и сущность коррупции, исторические корни коррупционных преступлений, эволюция коррупции в России.

    Ключевые слова: российское законодательство, коррупция, коррупционные преступления, взяточничество, хищение бюджетных средств

    Коррупция — явление, которое неизменно сопровождает институты государственной власти еще со времен появления первых государств. Возникновение и увеличение «спроса» и «предложения» на рынке коррупционных услуг в качестве предпосылок имели наличие в системе государственных институтов лиц, наделенных правом принятия решений, властными полномочиями, в том числе относительно распределения и перераспределения финансовых и материальных ресурсов. На сегодняшний день проблема коррупции стоит особенно остро. В последнее время на фоне сложной общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупционных правонарушений. Как следствие, борьба с коррупцией как историческим наследием в ее самых негативных проявлениях, является актуальнейшей проблемой современности не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества в целом.

    В большинстве случаев термин коррупция применяется в отношении бюрократического аппарата и используется для обозначения взяточничества и хищения чиновниками бюджетных средств. Однако, понятие коррупции гораздо шире. Возникновение и существование коррупции, безусловно, связано с возможностью отдельных должностных лиц принимать решения и распоряжаться ресурсами от имени государства, поскольку данное условие порождает возможность использования своего положения в корыстных целях. Однако не всегда злоупотребление государственным чиновником своим должностным положением предполагает вступление им в какие-либо материальные отношения. Кроме того, нельзя утверждать, что субъектом коррупционных преступлений может быть только государственный чиновник. Как правило, таковыми могут оказаться и иные лица, не являющиеся государственными должностными лицами (например, так называемые «независимые» эксперты). Достаточно емкое представление о коррупции дают нам труды Никколо Макиавелли. При этом важно заметить, что многие его высказывания относительно коррупции не потеряли своей актуальности и сегодня. К примеру, он коррупцию сравнил с чахоткой, которую сначала трудно распознать, но легче лечить, а если она запущена, то «хотя ее легко распознать, но излечить трудно».[3, с.4]

    Будучи сложным социальным явлением, термин коррупция до сих пор не имеет всеобъемлющего общепризнанного канонического определения. Более того, существует предположение, что единого определения данному понятию дать невозможно. Вместе с тем существует немало определений данного понятия. Вероятно, наиболее лаконичное и точное из них: “злоупотребление публичной властью ради частной выгоды” (Joseph Senturia).

    В справочниках ООН под коррупцией понимается «злоупотребление государственной властью для получения личной выгоды». Однако в данном определении есть некоторая неточность. На сегодняшний день коррупция не ограничивается рамками отдельных государств и давно уже носит надгосударственный и наднациональный характер.

    Определение понятия коррупция представлено и в Федеральном Законе № 273-ФЗ от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции». В соответствии с п.1 ст.1 вышеупомянутого Закона коррупция:

    а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

    б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. [1]

    На наш взгляд, наиболее точно понятие коррупции характеризует ее определение как противоречащее законодательным и моральным установкам использование должностным лицом своих полномочий и предоставленных ему прав, а также обусловленных официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды.

    Для более полного раскрытия сущности коррупции как социально-правового явления, следует обратить особое внимание на исторические корни тех противоправных деяний, которые признаются коррупционными.

    Коррупционные преступления известны еще с глубокой древности. Подтверждением тому служат сочинения по искусству государственного управления в религиозных и юридических трудах древних цивилизаций Египта, Вавилона, Индии и Китая. Первые упоминания о коррупции в государственной службе относятся к XXIV в. до н. э. и были обнаружены в источниках Древнего Вавилона. Применительно к политике термин «коррупция», предполагается, первым применил Аристотель, определявший тиранию как коррупционированную форму монархии. [3,с.4]

    Наиболее вероятно, что исторические корни коррупции связаны с древним обычаем подносить подарки вождям либо жрецам, дабы получить их расположение. Еще в первобытно-общинном строе такие подношения признавались нормой.

    Появление коррупции в нашей стране относят к IX-Х вв. Именно в этот период происходит зарождение и становление государственности на Руси, а одновременно с ней возникает «легальная» коррупция через институт «кормления» направляемых князем наместников в провинциях. В русских летописях этого периода можно найти упоминания о мздоимстве. Однако особого размаха взяточничество на Руси достигло в период монголо-татарского ига. В тот период русские князья получали ярлык на правление от хана Золотой Орды и в целях получения его благосклонности приезжали с дарами. Дальнейшее развитие коррупционных отношений на Руси связывают с традицией «почести», т. е. подношения чиновникам за выполненную ими работу в знак уважения. В период становления Московского царства коррупция в системе государственного управления получает широкое распространение. Ввиду финансовых трудностей большинство чиновников в тот период не получали жалования и существовали за счет местного населения. Таким образом, через так называемую систему «кормления от дел» коррупция была включена непосредственно в государственный механизм и была частью государственной системы. Но уже в XVI века «система кормлений» была упразднена, а за взяточничество и иные злоупотребления по службе вводилась смертная казнь. Однако все попытки ограничения коррупции в Русском государстве не увенчались успехом, и к окончанию XVII века коррупция уже становится отличительной чертой государственной системы.

    Преодолению коррупционных преступлений особое внимание уделялось и во внутренней политике Петра I. Однако даже радикальные реформы, проведенные Петром I, не позволили побороть коррупционные правонарушения. В дальнейшем российские императоры продолжали борьбу с различными проявлениями коррупции. Но, несмотря на все усилия, происходит расширение круга коррупционных преступлений. Коррупция продолжала процветать на всех уровнях власти в течение всего периода существования Российской империи и, в конечном счете, стала одной из причин ее крушения в 1917 году. Однако смена формы правления и установление коммунистического режима также не способствовало решению проблемы коррупции, которую советская власть унаследовала от царского чиновничества. Громоздкий аппарат управления, тоталитарный политический режим, огромное количество запретов и ограничений, существовавшие в СССР, создавали благоприятные условия для коррупционных преступлений.

    Резкое возрастание коррупционных правонарушений происходит в перестроечный период, когда у чиновников появились широкие возможности для различного рода должностных злоупотреблений, и в первую очередь — расхищения бюджетных средств и общенародной собственности. На современном этапе развития России коррупция также остается одной из «кровоточащих ран» нашего государства. Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений правовой реформы в России, где это явление приняло устрашающие общегосударственные масштабы. [5, с.60] Согласно данным, полученным центром антикоррупционных исследований и инициатив «TransparencyInternational- Russia», Россия по итогам 2015 года получила 119 место в Индексе восприятия коррупции. Несмотря на то, что в сравнении с 2014 годом наша страна поднялась на 17 позиций, она продолжает оставаться в последней трети рейтинга.

    Проявление последствий коррупции имеет место во всех сферах государственной и общественной жизни. На современном этапе проблема коррупции выходит за рамки отдельных государств, и признается мировым сообществом одной из глобальных проблем современности. Более того, в условиях глобализации эта проблема приобретает новое качество, выражающееся в ее транснациональных формах и системности. Осознание данной проблемы стимулирует не только Россию, но и мировое сообщество в целом к поиску средств по ее сдерживанию. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. [4, с.22]

    Вместе с тем вопрос об эффективных правовых, организационных, технических методах и формах предупреждения и борьбы с коррупцией, как в рамках отдельных государств, так и в мире в целом по-прежнему остается открытым и актуальным на сегодняшний день. Самым сложным в борьбе с коррупцией является тот факт, что ее проявления настолько многогранны, что при любом законодательно закрепленном определении коррупции, часть этих проявлений останется за пределами действия закона. Именно поэтому так важно осознать, что до тех пор, пока «будет рука твоя распростерта к принятию»[2, с.29], не будет процветающего государства, сильной власти и благоденствующих граждан.

    1. Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» СПС «Консультант Плюс»
    2. Крюкова Н. И. Сущность коррупции, ее причины и влияние на правопорядок// Государственная власть и местное самоуправление. № 2. 2013. С.29
    3. Манько А. В. Коррупция в России. Особенности национальной болезни. — М.: Аграф,2012.- 256с.
    4. Муртазалиев А. М. Проблемы противодействия коррупции и концептуальные подходы к их решению // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С.22.
    5. Рамазанова Э. Т. Совершенствование законодательной техники как фактор противодействия коррупции // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 1. С.60–61.

    Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, Россия, мировое сообщество, национальная безопасность, Русь, государственная власть, государственная система, государственное управление, государственный чиновник, должностное положение.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: