В какой из теорий демократии государственные должности замещались по жребию

Обновлено: 15.04.2024

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Лидер наиболее влиятельной оппозиционной партии входит в состав ___________ элиты:
государственно-властной
высшей
бюрократической
контр-
правящей
политической

2. С точки зрения ___________, господство элиты определяется невозможностью прямого участия масс в управленческих процессах.
В. Парето
А. Тойнби
Р. Михельса
Г. Моски
Й. Шумпетера

3. Наиболее общие функции политической элиты:
выработка политического курса
встречи с зарубежными лидерами
борьба с коррупцией
принятие политических решений
создание механизмов реализации политических целей
протекционизм крупным нефтяным компаниям

4. Источники бюрократической власти:
высокий общественный статус
коррупция
доступ к телу политика
административное нормирование
специализация чиновников
всенародное избрание

5. _______________, по мнению ______________, неизбежная тенденция в мире организаций, в том числе политических партий.
Р. Миллса
олигархия
Р. Михельса
плутократия
демократия
В. Ленина
В. Парето
Охлократия

6. Парето определял элиту как …
совокупность формальных и неформальных лидеров
олигархическую группировку
класс, который правит
совокупность лиц с наиболее высокими показателями и достижениями

7. Доступ в «политический класс», по мнению Г. Моски, открывают:
связи в высших кругах
происхождение
военная доблесть
богатство
генетический фактор
благоприятное стечение обстоятельста

8. В соответствии с трактовкой Г. Моски, правящий класс – это …
люди с наиболее высокими показателями
класс, монополизирующий власть
совокупность олигархических групп
совокупность всех политиков и чиновников

9. Укажите среди нижеперечисленных концепций современные теории элит:
ситуационные теории
ценностные теории
телеологические концепции
технократические концепции
концепции плюрализма элит
теория конституентов

10. Главы крупнейших парламентских фракций относятся к ________________ политической элите.
олигархической
средней
высшей
административной
законодательной
правящей

11. Отличительные признаки политической элиты:
высокий интеллект
непосредственное участие в принятии политических решений
осуществление властно-политических функций в обществе
владение искусством управления
замещение руководящей должности
богатство

12. Какая из нижеперечисленных функций не выполняется политическим лидером …
мобилизация масс на достижение политических целей
коммуникация власти и масс
политического целеполагания
принятие законов
выработка политических решений

13. По мнению ___________, обновление политического класса за счет наиболее способных к управлению представителей низших слоев характеризует ________________ тенденцию функционирования элиты.
К. Мангейма
плюралистическую
демократическую
аристократическую
либертаристскую
Г. Моски
В. Парето
Р. Михельса

14. Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы свойственно для …
организационно-управленческих трактовок
макиавеллистской школы
технократических концепций
функциональных теорий

15. По мнению Г. Моски, к вырождению правящего класса может привести _____________ тенденция в его развитии.
демократическая
авторитарная
автократическая
аристократическая
тираническая

16. Лидерство И. Сталина можно рассматривать как …
нейтральное
традиционное
харизматическое
рационально-легальное

17. Небольшой, относительно закрытый круг селектората характерен для _____________ системы рекрутирования элит.
номенклатурной
партократической
селективной
меритократической
антрепренерской
гильдейской

18. Критика жесткой элитарности общества с демократических позиций была высказана ____________ в рамках ______________.
Т. Вебленом
макиавеллистской школы
Г. Моской
теорий плюрализма элит
ценностных теорий
Б. Беллом
Р. Миллсом
леволиберальных концепций

19. Утверждение о том, что политическими лидерами становятся лица с определенными свойствами характера, является основополагающим для …
психологической концепции
теории конституентов
ситуационной теории
теории личностных черт
факторно-аналитической концепции

20. «Правящая элита» — это …
представители власти
лучшие представители общества
крупные предприниматели
лица с наивысшим коэффициентом интеллекта
работники в органах государственной власти
высший привилегированный слой, осуществляющий политико-властные функции

21. С точки зрения ______________, манипулятивный метод управления, включающий компромиссы и демагогию, присущ элите ____________.
В. Парето
Г. Моски
Р. Михельса
львов
мышей
лис
змей

22. С точки зрения ____________, элита служит защитником демократических ценностей и ограничителем идеологического иррационализма масс
концепции плюрализма элит
леволиберальных теорий
теории менеджеризации элит
ценностных теорий
теории демократического элитизма

23. Марксистский подход к исследованию бюрократии отличается тем, что рассматривает ее в качестве …
системы государственных органов
компетентного управления чиновников
системы должностных лиц
социального организма-паразита
партии профессиональных революционеров
локомотива истории

24. Согласно типологии К. Ходжкинстона, лидеры, действующие в интересах представляемых ими граждан, — это …
лидеры-поэты
лидеры-техники
лидеры-карьеристы
лидеры-политики

25. Наиболее распространенное определение коррупции …
злоупотребление должностными полномочиями в корыстных целях
дача взятки должностному лицу
мздоимство в особо крупных размерах
клептомания
должностные правонарушения
уголовные преступления чиновников

26. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства является свойством ___________ системы рекрутирования элиты
антрепренерской
номенклатурной
масонской
кастовой
аристократической
наследственной

27. По мнению _____________, все правящие классы стремятся стать _______________ если не по закону, то фактически.
В. Парето
Г. Моски
Р. Михельса
легитимными
наследственными
богатыми
господствующими
олигархическими

28. Личностные отношения между главой государства и чиновниками свойственны __________________ бюрократии.
харизматической
коррумпированной
патримониальной
традиционной
рациональной
сословной

29. По мнению В. Парето, революции происходят из-за …
гедонизма элиты
деградации высших страт общества
фаворитизма в среде элитных слоев
войн и стихийных бедствий
обнищания низших классов

30. Члены политической элиты:
Президент РФ
ректор университета
лидер крупной политической партии
директор завода
начальник департамента районной администрации
высшее должностное лицо субъекта РФ

31. Функция политического лидера — …
коммуникативная
организация политических партий
захват власти
защита интересов высших слоев
укрепление демократии
подчинение масс

32. Преимущественное применение лидером санкций и угроз — характерная черта _____________ стиля лидерства.
импульсивного
компульсивного
угрожающего
принуждающего
тиранического
авторитарного

33. Непосредственно осуществляет процесс управления и руководства государством ____________ политическая элита.
антрепренерская
меритократическая
правительственная
правящая
государственно-властная

34. ____________ утверждает, что лидерство формируется на основе соответствия имиджа лидера ожиданиям его последователей.
теория черт
ситуационная концепция
теория конституентов
психологическая теория

35. По мнению Г. Моски, главная причина властного могущества «правящего класса» — …
внутренняя организованность и сплоченность
владение недвижимостью
монополизация управленческих функций
владение репрессивным аппаратом
пренебрежительное отношение к управляемым

36. Бюрократизм – это …
профессиональное заболевание чиновников
дисфункции в работе госаппарата
власть аппарата управления
механизм государственного управления
неэффективная госслужба

37. Карьерные государственные служащие действуют в соответствии с принципом …
службы своим начальникам
подчинения специалистам
политического нейтралитета
административного нормирования
наследования своих должностей
делания карьеры

38. В состав экономической элиты современной России входят:
М. Фридман
К. Собчак
Р. Абрамович
С. Глазьев
Б. Грызлов
Е. Плющенко

39. Расположите в хронологическом порядке по убыванию основные этапы развития теории бюрократии
1 ) постнеклассические теории
2 ) системный подход
3 ) поведенческий подход
4 ) школа «человеческих отношений»
5 ) «классическая школа»
6 ) концепции В. Вильсона и М. Вебера

40. «Универсальным законом истории» Парето назвал …
неминуемую деградацию элиты
войну между элитой и контрэлитой
циркуляцию элит
приход к власти пролетариата
наличие класса управляемых и управляющих

41. ____________ заложил основы _____________ направления, рассматривающего элиту как группу управляющих, выполняющих определенные социальные обязанности
В. Парето
Р. Михельс
Г. Моска
М. Вебер
аристократического
функционального
менеджериального

42. Небольшое число институциональных фильтров свойственно для ___________ системы рекрутирования элит
гильдейской
демократической
антрепренерской
плюралистической
номенклатурной

43. В соответствии с типологией М. Херманн, лидеры, обладающие способностью убеждать других людей и внушать им свои идеи, называются …
торговцами
служителями
пожарниками
знаменосцами

44. Самый точный и надежный метод определения состава правящей элиты …
статусный
децизионный
репутационный
институциональный

45. __________ является основоположником ___________ направления в элитологии, поскольку делал акцент на индивидуальных качествах представителей элит
Г. Моска
Д. Бернхэм
В. Парето
Р. Миллс
структурно-функционального
партократическог
личностного
аристократического

Решение всех проблем политической жизни зависит от соответствия системы политических институтов любой страны политическим традициям ее населения. Какая из трех предложенных соответствует политическим традициям России:

Какие три типа политической культуры выделили в своей классификации Г. Алмонд и С. Верба.

Какая из перечисленных черт доминирует в современной политической культуре России:

Специфика политической культуры России, по мнению многих исследователей заключается:

+в симбиозе свободы и этатизма

в безграничной свободе

Полит. Лекция 7. Политическое участие

Самой распространенной и массовой формой политического участия является:

членство в партиях

+голосование на выборах

профессиональная политическая деятельность

Какой минимальный процент голосов для победы на выборах необходимо получить по мажоритарной системе абсолютного большинства:

Электорат – это:

люди, работающие на электростанциях

люди, баллотирующиеся на выборные должности

+люди, обладающие правом политического голоса

люди, уклоняющиеся т участия в выбора

Неконвенциональное участие сводится…

к участию в деятельности разрешенных законом партиях

к полному безразличию в политике

+к участию в неразрешенных митингах, шествиях, антиправительственных акциях

к участию в голосовании

Абсентеизм – это:

участие в ток-шоу

участие в выборах

+уклонение от участия в политической жизни;

Какую роль, в сумме факторов, представленных в социально-психологической модели голоса избирателя, играет партийная идентификация:

Тема 8. Геополитика

Что включает в себя Хартленд (Heartland):

+пространство России плюс Восточную Европу на Западе. Монголию и Тибет на Востоке

Турцию, Индию и Китай

Что такое геополитика:

часть политической системы

доктрина о влиянии геологии на политику

один из методов политического исследования

+наука о географической обусловленности различных политических процессов

Согласно концепции С. Хантингтона мир после окончания холодной войны и развала СССР будет определяться не идеологическим противостоянием, а …

конкуренцией и борьбой между США и Китаем

+столкновение различных цивилизаций

борьбой между центром и периферией

борьбой между Севером и Югом

Завершите один из геополитических постулатов – народ без пространства имеет право…

на пространство на Луне

на пространство в 6 соток

на пространство на необитаемом острове

+на пространство без народа

Автором первой глобальной геополитической концепции является…

4.Какая наука занимается сравнением стран для выявления сходств и различий их политических систем?
а) политическая социология
б) политическая демография
в) политическая философия
г) политическая антропология
д) политическая компаративистика+

5.Что такое категории политологии :
а) основные закономерности науки
б) актуальные проблемы науки
в) роль политологии в обществе
г) понятия науки+
д) методологические проблемы науки

6.К чему сводится неконвенциональное участие?
а) к участию в деятельности разрешенных законом партиях
б) к полному безразличию в политике
в) к участию в неразрешенных митингах, шествиях, антиправительственных акциях+
г) к участию в голосовании

7.Какой метод социологии наиболее часто используется прикладной политологией:
а) эксперимент
б) сравнение
в) опрос+
г) синтез
д) абстрагирование.

8.Что изучает влияние политических явлений и событий на общество и, наоборот, воздействие общества, социальных групп, индивидов на политику:
а) политическая экология
б) политическая социология+
в) политическая философия
г) политическая психология
д) сравнительная политология

9.В какой из теорий демократии использовался способ замещения государственные должности по жребию?
а) античной+
б) классической
в) Шумпетеровской
г) плюралистической

10.Прогностическая функция политологии заключается …
а) в разработке эффективных способов преобразования политической и иных сфер общества
б) в выработке способности рационально оценивать политические процессы
в) в магическом предсказании будущего
г) в разработке возможных альтернатив развития политических процессов+

11.Что из перечисленного не включено в политическую систему?
а) идеологический компонент
б) институциональный компонент
в) регулятивный компонент
г) экономический компонент+
д) функциональный компонент
е) коммуникативный компонент

12.Что такое электорат:
а) люди, работающие на электростанциях
б) люди, баллотирующиеся на выборные должности
в) люди, обладающие правом политического голоса+
г) люди, уклоняющиеся от участия в выбора

13.Кто является автором первой глобальной геополитической концепции?
а) Ф. Ратцель
б) Р. Челпен
в) К. Хаусхофен
г) X. Маккиндер+

14.Где существует двухпартийная система существует в:
а) Украина
б) России
в) Франции
г) США+
д) ФРГ

15.Что изучает влияние политических явлений и событий на общество и, наоборот, воздействие общества, социальных групп, индивидов на политику:
а) политическая экология
б) политическая социология+
в) политическая философия
г) политическая психология
д) сравнительная политология

16.Геополитика это:
а) часть политической системы
б) доктрина о влиянии геологии на политику
в) один из методов политического исследования
г) наука о географической обусловленности различных политических процессов+

17.В чем, по мнению многих исследователей, заключается специфика политической культуры России?
а) в симбиозе свободы и этатизма+
б) в этатизме
в) в безграничной свободе

18.Что является собственной (специфической) категорией политологии:
а) власть,
б) лидерство,
в) политический режим,+
г) социализация личности,
д) партия.

19. Почему для частного предпринимательства не представляют интереса ряд отраслей и сфер деловой активности:
а) из-за невыгодности+
б) из-за отсутствия средств
в) из-за лени
г) из-за страха

20.Теорию рационального выбора интересует:
а) интересы двух рациональных и эгоистических акторов
б) взаимодействие двух рациональных и эгоистических акторов+
в) цели двух рациональных и эгоистических акторов
г) поведение двух рациональных и эгоистических акторов

21.Кто написал работу «Экономическая теория демократии»?
а) Дж. Бькженен (Бьюкенен)
б) Т. Шеллинг
в) Р. Ауманн
г) П. Ордешук
д) Э. Даунс+

22.В каком году началась реформа властной вертикали в Российской Федерации:
а) в 1985
б) в 1996
в) в 2000+
г) в 2010

23.НЕ относятся к основным демократическим процедурам:
а) изучение общественного мнения
б) референдум
в) презумпция невиновности+
г) голосование

24.Какой из основных источников власти является определяющим в современном мире, по мнению О. Тоффлера:
а) сила
б) богатство
в) знание+

25.Как называется метод политологии, акцентирующий внимание на взаимодействии политических институтов:
а) исторический
б) компаративный
в) институциональный+
г) социологический
д) системный

26.Легитимность власти по М. Веберу это:
а) выборность власти
б) законность власти
в) признание власти+
г) божественность власти

27.В чем заключается сущность парламентской модели:
а) в приоритете между представительной (законодательной) власти и исполнительной
б) в приоритете исполнительной власти над представительной (законодательной)
в) в существовании в государстве парламента
г) в приоритете представительной (законодательной) власти над исполнительной+

28.Кто является основателем теории политических систем:
а) С. Липсет
б) Э. Гидденс
в) М. Вебер
г) Д. Истон+

29.Политология, ориентированная на выработку практических рекомендаций, называется:
а) фундаментальная
б) познавательная
в) функциональная
г) экспертная
д) прикладная+

30.Что такое политическая социализация?
а) процесс усвоения личностью образцов поведения, формирования гражданственности+
б) процесс политической дифференциации
в) формирование «гражданина мира»
г) политическая деятельность по регулированию социальных отношений

1. Выше сказано о различных видах совещательной, т. е. верховной, власти в государстве, об устройстве государственных должностей и о судебных установлениях, какое к какому государственному строю подходит; также о крушении и сохранении видов государственного строя, т. е. от чего то и другое зависит и какими причинами обусловливается. Вследствие того что существует несколько видов как демократии, так и остальных государственных устройств, целесообразно рассмотреть также и то, что по отношению к ним ранее было оставлено нами в стороне, и определить для каждого строя свойственное ему и наиболее полезное устройство.

2. Мы должны будем также рассмотреть и возможные соединения всех способов устройства названных выше установлений: соединениями их создаются скрещения различных видов государственного строя, так что получаются аристократии с олигархическим оттенком и политии – с демократическим. Под соединениями, которые надлежит рассмотреть, но которые по настоящее время еще не были рассмотрены, я разумею, например, следующие: если совещательный орган и выборы должностных лиц устроены олигархически, судебные же учреждения – аристократически; или если эти последние и совещательный орган – олигархически, а выборы должностных лиц – аристократически; или как-нибудь по-иному не все стороны государственного строя будут устроены в соответствии с его основным характером.

3. Какая демократия подходит к какому государству, равно как и для какого населения подходит какая олигархия и какое из остальных государственных устройств для каких государств оказывается полезным – об этом сказано раньше. При этом должно стать ясным не только какое из этих государственных устройств оказывается наилучшим для государств, но и каким образом следует устанавливать на практике и эти и остальные виды государственных устройств; вот об этом мы вкратце и поговорим теперь. Начнем прежде всего с рассмотрения демократии; вместе с тем выяснится и строй, противоположный ей, именно тот, который некоторые называют олигархией.

4. При такого рода исследовании мы должны принять в соображение все отличительные свойства демократии и все то, что признается неотъемлемыми принадлежностями демократического строя, так как из соединения всего этого и получаются отдельные виды демократии, и таких видов не один, а несколько, и притом различных. Многоразличие видов демократии объясняется двумя причинами; о первой из них мы говорили ранее; это то, что народ бывает различным (в состав народной массы входят земледельцы, с другой стороны – ремесленники и поденщики; если к первым присоединить вторых, а к третьим в свою очередь обоих первых, то различие получится не в том, что демократия станет лучшей или худшей, а в том, что она будет не одной и той же).

5. Вторая причина – та, о которой мы говорим теперь. А именно, те особенности, которые отличают демократию и которые считаются присущими этому строю, будучи так или иначе соединены, ведут к изменению демократии: в одном случае в демократию перейдет меньшее количество присущих ей особенностей, в другом – большее, а в третьем – все они. Полезно знать каждую из этих особенностей на тот случай, если бы кто-нибудь пожелал практически устроить новый вид демократии или внести в демократию те или иные исправления. Ведь те, кто создает тот или иной вид государственного строя, стремятся объединить в каждом из них все присущие ему особенности в соответствии с его основным началом, но они поступают в данном случае ошибочно, как на это было указано ранее, в рассуждении о крушении и сохранении государственных устройств. Теперь мы скажем о том, что требуется от различных государственных устройств, об их характере и целях.

7. Итак, одним из признаков демократического строя, по признанию всех сторонников демократии, является свобода. Второе начало – жить так, как каждому хочется; эта особенность, говорят, есть именно следствие свободы, тогда как следствие рабства – отсутствие возможности жить как хочется. Итак, это второй отличительный признак демократического строя. Отсюда уже возникло стремление не быть вообще в подчинении – лучше всего ни у кого, если же этого достигнуть нельзя, то по крайней мере хотя бы поочередно. И в данном случае это стремление совпадает с началом свободы, основанным на равноправии.

8. Исходя из этих основных положений и из такого начала, мы должны признать демократическими следующие установления: все должностные лица назначаются из всего состава граждан; все управляют каждым, в отдельности взятым, каждый – всеми, когда до него дойдет очередь; должности замещаются по жребию либо все, либо за исключением тех, которые требуют особого опыта и знания; занятие должностей не обусловлено никаким имущественным цензом или обусловлено цензом самым невысоким; никто не может занимать одну и ту же должность дважды, за исключением военных должностей; все должности либо те, где это представляется возможным, краткосрочны; судебная власть принадлежит всем, избираются судьи из всех граждан и судят по всем делам или по большей части их, именно по важнейшим и существеннейшим, как-то: по поводу отчетов должностных лиц, по поводу политических дел, по поводу частных договоров. Народное собрание осуществляет верховную власть во всех делах; ни одна должность такой верховной власти не имеет ни в каком деле или в крайнем случае имеет ее в самом ограниченном круге дел; или же в главнейших делах верховная власть принадлежит совету.

9. Совет – наиболее демократическое из правительственных учреждений там, где нет средств для вознаграждения всем гражданам; в противном случае это учреждение утрачивает свое значение, так как народ, получая вознаграждение, сосредоточивает в своих руках решение всех дел (об этом сказано было ранее, в предыдущем рассуждении). Следующей особенностью демократического строя является то, что все получают вознаграждение: народное собрание, суд, должностные лица, или же в крайнем случае должностные лица, суд, совет, обычные народные собрания, или из должностных лиц те, которые должны питаться совместно. И если олигархия характеризуется благородным происхождением, богатством и образованием, то признаками демократии должны считаться противоположные свойства, т. е. безродность, бедность и грубость.

10. Что касается должностей, то ни одна из них не должна быть пожизненной, а если какая-нибудь остается таковою по причине какого-нибудь давнишнего переворота, то следует лишить ее значения и замещать ее уже не путем выборов, а по жребию.

Это и есть общие признаки, характерные для демократии. На основании справедливости, как она понимается с демократической точки зрения, а именно наличие у всех равной по количеству доли, получается тот строй, который признается демократическим по преимуществу, и возникает демократическое государство. Ведь равенство состоит в том, чтобы неимущие ни в чем не имели большей власти, чем состоятельные, и чтобы верховная власть принадлежала не одним, но всем в равной степени (по количеству). Таким способом, думают они, в государстве осуществляются равенство и свобода.

11. Но здесь возникает вопрос: каким же образом это равенство может быть достигнуто? Следует ли имущественный ценз пятисот лиц распределить между тысячью, так чтобы эта тысяча могла уравняться в своих правах с пятьюстами? Или не следует устанавливать равенство таким способом, но, распределив таким же образом, взять затем поровну и из числа пятисот и из числа тысячи и передать в их руки выборы должностных лиц и суда? Будет ли такого рода государственное устройство самым справедливым, согласно демократической справедливости, или, скорее, справедливейшим будет государственный строй, считающийся только с народной массой? Ведь сторонники демократии утверждают, что справедливо то, что будет решено большинством, а сторонники олигархии считают справедливым решение, которое будет вынесено теми, кто владеет большей собственностью, потому что, по их мнению, выносить решения следует, руководствуясь размерами собственности.

12. Но и в том и в другом случае мы имеем дело с неравенством и несправедливостью: если признавать решения меньшинства, то получится тиранния (ведь коль скоро один человек будет обладать большей собственностью, чем остальные состоятельные люди, то, согласно олигархической справедливости, этот один только и должен властвовать); если же признавать решение численного большинства, то справедливость также будет нарушена при конфискации имущества богатых, находящихся в меньшинстве, как и сказано ранее. Итак, чтобы достигнуть такого равенства, которое нашло бы признание с точки зрения тех и других, следует искать его в тех определениях, какие дают и те и другие понятию справедливого. В самом деле, они утверждают, что постановления большинства граждан должны иметь решающую силу.

13. Пусть будет так, хотя бы и не с общей точки зрения. Но вследствие того что государство состоит из двух частей – богачей и бедняков, если оказались согласными решения тех и других или большинства тех и других, то это и будет иметь решающее значение; если же будут приняты противоположные постановления, то решающее значение должно иметь постановление большинства и тех, чей имущественный ценз выше. Например, первых – десять человек, вторых – двадцать; одно постановление принято шестью из числа богатых, другое – пятнадцатью из числа менее состоятельных; к беднякам присоединились четверо из числа богатых, к богачам – пятеро из числа бедных; на чьей стороне окажется после произведенного подсчета тех и других перевес имущественного ценза, постановление этой стороны и должно иметь решающее значение.

14. Если же получится равное число, то следует отнестись к такому затруднению так же, как к тому, какое бывает теперь, когда в народном собрании или в суде голоса делятся поровну; приходится решать дело либо жребием, либо каким-нибудь другим подобным способом. Хотя и весьма затруднительно найти истину в том, что касается равенства и справедливости, все же это легче, чем заставить согласиться с собой тех, кто имеет возможность опереться на какое-либо превосходство: ведь более слабые всегда стремятся к равенству и справедливости, а сильные нисколько об этом не заботятся.

1. В непосредственной связи с предыдущим стоит вопрос о распределении должностей. И по поводу этой части государственного устройства можно задать много разнообразных вопросов: сколько должно быть должностей, чем ведают должностные лица и каков срок их полномочий (ведь в одних государствах избирают должностных лиц на шестимесячный срок, в других – на еще более короткий, в третьих – на год, в четвертых – на более продолжительное время), должны ли быть должности пожизненными или долгосрочными, или ни то ни другое, но одни и те же лица должны занимать должности по несколько раз, или один и тот же человек не может дважды занимать должность, а лишь один раз?

2. Также относительно организации должностей следует обсудить, из кого, кем и каким образом должны быть замещаемы должности. Нужно суметь указать всевозможные решения этих разнообразных вопросов в теории и затем приложить эти решения на практике, сообразуясь с тем, какие должности для какого государственного строя полезны.

Не так легко дать определение и того, что, собственно, надлежит называть должностями. Для государственного общения потребны многие руководители; поэтому не всех их, назначаемых путем избрания и по жребию, следует считать должностными лицами; например прежде всего жрецов (их следует считать чем-то иным сравнительно с государственными должностными лицами), также хорегов и глашатаев; назначаются путем выборов и послы.

3. Государственные же поручения имеют в виду какое-нибудь определенное дело и касаются или всех граждан (так, например, стратег командует всеми выступающими в поход), или какой-либо части их (например, поручения, даваемые гинеконому или гедоному). Другие поручения имеют в виду государственное хозяйство (так зачастую назначаются путем избрания ситометры), а некоторые поручения носят подсобный характер, и для исполнения их ставят рабов, если имеются к тому средства. Должностными лицами в собственном смысле следует называть тех, которым предоставлено право для определенного круга дел иметь законосовещательную, решающую и распорядительскую власть, в особенности эту последнюю, потому что с понятием «распоряжаться» прежде всего связано представление о всякого рода власти. Однако такого рода различение не имеет, строго говоря, никакого практического значения (потому что никогда еще не случалось, чтобы должностные лица спорили о том, присвоено ли им само название должностных лиц); вопрос этот, однако, имеет некоторое значение с отвлеченной точки зрения.

4. Какие должности и сколько их потребно для существования государства? Какие должности не необходимы, но полезны для хорошо устроенного государства? Вот вопросы, решение которых имеет большое значение для всякого государства, в частности для государств небольших. Что касается больших государств, то в них можно и должно установить такой порядок, чтобы определенной должности соответствовал определенный круг деятельности; большое количество граждан дает возможность многим из них вступать в должности, так что на одни из должностей можно назначать одно и то же лицо лишь по истечении продолжительного времени, а на другие – всего один раз; да и всякое дело будет делаться лучше, когда о нем будет заботиться человек, занятый одним делом, а не многими.

5. В небольших государствах по необходимости приходится сосредоточивать в руках немногих граждан много должностей: вследствие малонаселенности не легко устроить так, чтобы многие занимали должности, да и где взять тех, которые станут их преемниками. Правда, и для небольших государств иной раз бывают нужны те же самые должности и законы, что и для больших; разница только в том, что в небольших государствах зачастую одни и те же должности приходится возлагать на одних и тех же лиц, в больших же государствах к этой мере приходится прибегать лишь по прошествии значительного промежутка времени. Поэтому в небольших государствах ничто не препятствует возлагать много поручений на одних и тех же лиц, так как эти поручения одно другому мешать не будут; да и вообще при малонаселенности государства неизбежно из должностей делать своего рода вертелы – светильники.

6. Итак, если мы сможем указать, какое количество должностей должно непременно существовать во всяком государстве и какие должности, хотя в них нет настоятельной необходимости, все же должны быть налицо, всякий, зная это, легче сообразит, какие именно должности легче всего свести в одну должность. Следует не упускать из виду и того, о каких делах в зависимости от местных условий должны иметь попечение многие должности и о каких делах повсюду должна иметь верховное попечение одна должность, например, нужно ли для наблюдения за порядком на городском рынке назначать одного агоранома, а для тех же целей в другом месте – другого агоранома или одного и того же во всем городе.

И еще вопрос: следует ли распределять должности в соответствии с характером подлежащих их ведению дел или же сообразуясь с людьми? Я имею в виду, например, следует ли одному должностному лицу наблюдать за общим благочинием, или нужно особое должностное лицо для наблюдения за благочинием детей и женщин.

7. Необходимо считаться, наконец, и с различием видов государственного устройства; в связи с этим следует задать себе вопрос: есть ли разница или нет в характере должностей в каждом из видов государственного устройства? Например, одни и те же ли должности являются главными в демократии, олигархии, аристократии, монархии безотносительно к тому, замещаются ли эти должности людьми равного и одинакового положения или же в одних государствах – людьми одного положения, в других – другого (например, в аристократиях должностными лицами являются люди образованные, в олигархиях – богатые, в демократиях – свободнорожденные). Или же некоторые должности оказываются различными в зависимости от различия видов государственного устройства, но только в одних случаях оказывается полезным, чтобы они были одинаковыми, а в других – разными, так как уместно придать одним и тем же должностям иногда широкий круг деятельности, иногда узкий.

8. Некоторые должности свойственны особенно тому или иному виду государственного строя. Например, должность пробулов не свойственна демократии, совет же – учреждение демократическое, ведь обязательно должно существовать такого рода учреждение, которое имело бы своей задачей предварительное рассмотрение проектов, поступающих на решение народного собрания, дабы последнее не тратило на обсуждение их слишком много времени. Если эту должность занимает небольшое число лиц, то это признак олигархии. Но небольшое число пробулов стоит в связи с самим характером этой должности; отсюда ясно, что она является характерной особенностью олигархического строя. А где имеются и пробулы и совет, там пробулы стоят выше членов совета, потому что член совета характерен для демократии, пробул – для олигархии.

9. Значение совета утрачивается в такого рода демократиях, где само народное собрание занимается всем; случается же это обыкновенно тогда, когда за участие в народном собрании выдается щедрое вознаграждение; в таком случае, имея досуг, собрания устраивают часто и сами выносят решения обо всех делах. Педономы, гинекономы и другие должностные лица, имеющие подобную область ведения, – все это должности, свойственные аристократии, а не демократии. Каким образом гинекономы могли бы, например, запрещать женам бедняков выходить из дому? Гинекономия, впрочем, не свойственна и олигархическому строю: ведь жены олигархов живут в роскоши. Однако сделанных нами замечаний вполне достаточно.

10. Теперь нужно постараться основательно обсудить вопрос о способах замещения должностей. Различие этих способов сказывается в трех отношениях; из соединения их неизбежно вытекает самое разнообразие всех способов. Во-первых, кто назначает на должности; во-вторых, из кого они замещаются; в-третьих, каким образом это происходит. В соответствии с этим существуют три разновидности: на должности назначают либо все граждане, либо некоторые из них и либо из всех, либо из некоторых определенных, например из граждан, удовлетворяющих имущественному цензу, или из родовитых, или из выдающихся своей добродетелью, или из отличающихся чем-либо другим подобным, например в Мегарах – из числа возвратившихся из изгнания и принявших участие в борьбе против демократии; притом либо путем избрания, либо посредством жребия.

11. В свою очередь эти способы можно соединять по два. Я имею в виду следующее: на одни должности назначают некоторые, на другие – все; одни должности замещаются из всех, другие – из некоторых; одни – путем выбора, другие – по жребию. При каждом из этих соединений опять-таки возможны четыре различных способа: либо все должности замещаются из всех путем выбора; либо все из всех по жребию, притом либо из всех вообще, либо из какой-то части всего населения, например по филам, демам, фратриям, до тех пор пока через должность не пройдут все граждане; либо постоянно из всех… либо в одном случае так, в другом – иначе. С другой стороны, если назначают некоторые граждане, то либо из числа всех путем выбора, либо из числа всех по жребию, либо из некоторых путем выбора, либо из некоторых по жребию, либо в одном случае так, в другом – иначе, т. е. либо путем выбора, либо по жребию. Таким образом, получается двенадцать способов, не считая тех, которые получаются из соединения по два.

12. Из указанных способов два отвечают демократическому строю – это когда все граждане назначают на должности из числа всех же граждан… путем выбора, или по жребию, или посредством соединения того и другого, так что одни из должностей замещаются путем выбора, другие – по жребию. А если не все граждане участвуют в назначении на должности – из числа всех ли или некоторых, по жребию ли или путем выбора, или посредством соединения того и другого – или если одни должности замещаются из всех граждан, другие – из некоторых, путем выбора ли или по жребию, или посредством соединения того и другого, т. е. так, что одни должности замещаются путем выбора, другие – по жребию, то такой способ соответствует строю политии. Если же в назначении на должности из числа всех участвуют некоторые и самое назначение производится путем выбора или по жребию, или посредством соединения того и другого – одних по жребию, других путем выбора, – то это будет способ, свойственный олигархии. И еще более свойственно олигархии замещать все должности одновременно путем выбора и по жребию.

13. Назначать на одни должности из числа всех, на другие – из некоторых – способ, свойственный скорее политии с аристократическим оттенком.

Олигархический способ – назначение на должности производится некоторыми из числа некоторых – безразлично, будет ли при этом применяться жребий (хотя жребий применяется реже, чем избрание), – или некоторые из некоторых обоими способами.

14. Аристократическому же строю свойствен тот способ, при котором в назначении на должности из числа всех или некоторых участвуют некоторые или все, причем назначение производится путем избрания.

Вот сколько есть способов назначения на должности, и вот как они распределяются в зависимости от того или иного государственного устройства. Теперь станет ясно, какие способы для какого государственного строя подходят; ясно и то, как должны замещаться должности, каков круг действий для каждой из них и какие есть должности. Под кругом действий должностного лица я разумею, например, то, что в область его ведения входят государственные доходы или военная охрана. Само собой разумеется, круг действий для должностей различен, и одно дело, например, должность стратега, другое – наблюдение за заключением торговых сделок.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: