В каких странах есть конституционный суд

Обновлено: 22.04.2024

Конституционный суд Российской Федерации, который согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).

Порядок образования и деятельность Конституционного суда Российской Федерации закрепляется также Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" 1994 г. с изменениями 2001 г.

Целью деятельности Конституционного суда является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ на всей территории России.

Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ в индивидуальном порядке тайным голосованием сроком на 15 лет. Предложения о кандидатах на должности судей вносятся Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими органами, юридическими научными и учебными заведениями. Вторичное назначение на должность, согласно Конституции РФ, одного и того же лица не допускается. Кандидат на должность судьи Конституционного суда РФ должен быть гражданином России, не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Предельный возраст члена Конституционного Суда - 70 лет.

Судьи Конституционного суда РФ не могут быть членами парламента и иных представительных органов, сохранять за собой государственные и общественные должности, заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; они не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в кампании по выборам и заниматься любой политической деятельностью.

Все члены Конституционного суда равны в правах, обладают правом неприкосновенности, несменяемы, кроме случаев, указанных в законе.

Закон определяет и случаи досрочного прекращения полномочий судей. В частности, полномочия могут быть прекращены в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство этой должности, а также неучастия в заседаниях Конституционного суда или уклонение судьи от голосования свыше двух раз подряд без уважительной причины. Закон регламентирует и порядок выхода судьи Конституционного суда в отставку.

Полномочия Конституционного суда не ограничены определенным сроком (хотя судьи назначаются на определенный срок). Конституционный суд РФ финансируется за счет федерального бюджета, что гарантирует его независимость от любых других органов государства в организационном, финансовом и материально-техническом плане и дает возможность осуществлять конституционное судопроизводство в полном объеме.

Конституционному суду РФ принадлежит право самостоятельно и независимо осуществлять информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Конституционный суд РФ призван защищать Конституцию страны как ее основной закон; осуществлять конституционный контроль и защиту прав и свобод человека и гражданина. Являясь одним из высших федеральных органов судебной власти, Конституционный суд РФ подкрепляет и стабилизирует систему разделения властей, имея одной из сторон своей деятельности рассмотрение споров о компетенции как между федеральными ветвями власти, так и между органами власти Федерации и ее субъектов, и между государственными органами отдельных субъектов Федерации.

Кроме этих важных задач, одной из сторон деятельности Конституционного суда является толкование норм Конституции, что помогает государству, его органам, общественным организациям, гражданам наиболее точно реализовать конституционные требования.

Право Конституционного суда РФ объявлять законы недействительными подчеркивает особое правовое положение этого органа в системе государственных органов.

  • Конституционный суд РФ:
    • разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
      • федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ;
      • Конституций республик, уставов и других нормативных актов субъектов РФ по вопросам ведения, закрепленным в ст.ст. 71 и 72 Конституции;
      • договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
      • не вступивших в силу международных договоров РФ;
      • федеральными органами государственной власти;
      • органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • высшими государственными органами субъектов РФ;

      Конституционный суд РФ состоит из двух палат и пленарного заседания, в котором участвуют все члены суда. В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос компетенции Конституционного суда России. Палаты включают в себя соответственно десять и девять судей; порядок распределения судей по палатам определяется Регламентом Конституционного суда, причем персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.

      Участниками процесса в Конституционном суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики

      В пленарном заседании и в заседании палат принимаются решения Конституционного суда РФ, они подписываются всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
      Решения Конституционного суда называются постановлениями, определениями и заключениями; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу сразу после их провозглашения.

      Постановления и заключения Конституционного суда РФ подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти. Кроме того, все материалы о деятельности Конституционного суда РФ публикуются в специальном вестнике.

      Решения Конституционного суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Государственные органы и должностные лица обязаны привести законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией и с решением Конституционного суда.

      Особое место среди правоохранительных органов Российской Федерации занимает прокуратура. Несмотря на то, что в Конституции РФ статья, регулирующая и закрепляющая порядок организации и деятельности этого органа, входит в гл. 7, которая называется "Судебная власть", прокуратура не является органом этой ветви власти. Она представляет собой единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Во главе всех прокурорских органов стоит Генеральный прокурор, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации, по представлению Президента РФ (ст. 129 Конституции). Компетенция и порядок деятельности прокуратуры регулируется Федеральным законом "О Прокуратуре Российской Федерации" 1995 г., где главная ее задача определена как надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов в целях единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

      в ряде стран особый судебный орган. главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. К.с. - важнейший институт современной демократической государственности. обеспечивающий верховенство конституции и укрепление законности и правопорядка в целом,стабильность политической системы и защиту прав и свобод человека (см. Конституционная жалоба).

      Впервые К.с. учрежден в Австрии в 1920 г. по предложению Кельзена, что положило начало так называемой европейской модели конституционного контроля. С тех пор К.с. получил широкое распространение в Западной и Восточной Европе, а также был воспринят некоторыми странами Азии, Африки и Аме\'-рики.

      К.с. не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ и другие бывшие союзные республики СССР, Турция, Чехия, Португалия) К.с. считается судом особой категории и входит, соответственно, в судебную систему, в других Германия, Италия, Румыния, Болгария, Монголия) - особым органом контроля, не относящимся к судебной власти.

      Полномочия и порядок формирования К.с. обычно подробно определяются в конституции государства, что объясняется исключительной ролью К.с. в обеспечении стабильности конституционного порядка и верховенства конституции.\'

      Почти во всех странах решения, вынесенные К.с., являются окончательными и имеют общеобязательную силу.

      Энциклопедия юриста . 2005 .

      Смотреть что такое "КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД" в других словарях:

      Конституционный суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

      Конституционный Суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе… … Википедия

      Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть через конституционное судопроизводство. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации… … Политология. Словарь.

      Конституционный суд РФ — 23 июля 1994 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года О Конституционном Суде Российской Федерации . Согласно действующей редакции закона Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) судебный орган… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в РФ является высшим судебным органом конститу ционного контроля, осуществляющим судебную власть в форме конституцион ного судопроизводства. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ осуществляет судебнуювласть путем: рассмотрения в заседаниях дел о… … Финансовый словарь

      КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства,… … Современная энциклопедия

      КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в некоторых государствах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов. Иногда функции Конституционного суда возлагаются на верховный суд государства (напр., в … Большой Энциклопедический словарь

      Конституционный суд — КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Конституционный Суд РФ — Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Источник: Федеральный конституционный закон от… … Официальная терминология

      КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ) он считается судом особой… … Юридический словарь

      КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных… … Юридический словарь

      Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить неконституционный закон или иное правовое положение.

      История

      Впервые конституционный суд появился в Австрии (Конституционный суд Австрии) в 1920 году, его концепцию разработал австрийский юрист Ганс Кельзен.

      После Второй мировой войны Конституционный суд был создан в ФРГ (Конституционный суд ФРГ), затем при учреждении Пятой республики в 1958 — во Франции (Конституционный совет Франции, с рядом судебных функций, но ограниченными полномочиями), в 1980 в Бельгии при федерализации страны (Конституционный суд Бельгии, первоначально называвшийся Арбитражным, но изначально имевший конституционные полномочия). В 1986 Конституционный трибунал был создан в Польше, а в начале 1990-х — практически во всех восточноевропейских государствах (в том числе в России — Конституционный суд России).

      В ряде государств нет конституционных судов, а полномочиями определять конституционность законов (и отменять те из них, что противоречат Конституции) обладает Верховный суд (например, в США, см. также Швейцарский Верховный суд).

      В Советском Союзе Законом СССР «О конституционном надзоре в СССР» от 23 декабря 1989 г. № 973-I функции конституционного надзора возлагались на законодательные органы — Советы народных депутатов. При Верховном Совете был образован Комитет конституционного надзора. Такие же комитеты были созданы и при Верховных Советах союзных и автономных республик.

      См. также

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Конституционный Суд" в других словарях:

      Конституционный суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

      Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть через конституционное судопроизводство. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации… … Политология. Словарь.

      Конституционный суд РФ — 23 июля 1994 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года О Конституционном Суде Российской Федерации . Согласно действующей редакции закона Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) судебный орган… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в РФ является высшим судебным органом конститу ционного контроля, осуществляющим судебную власть в форме конституцион ного судопроизводства. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ осуществляет судебнуювласть путем: рассмотрения в заседаниях дел о… … Финансовый словарь

      КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства,… … Современная энциклопедия

      КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в некоторых государствах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов. Иногда функции Конституционного суда возлагаются на верховный суд государства (напр., в … Большой Энциклопедический словарь

      Конституционный суд — КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Конституционный Суд РФ — Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Источник: Федеральный конституционный закон от… … Официальная терминология

      КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ) он считается судом особой… … Юридический словарь

      КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных… … Юридический словарь


      Список высших судов содержит перечень главных судебных инстанций государств мира, которые возглавляют национальную судебную систему или являются самостоятельными высшими судами вне общей иерархии. Высшие суды непризнанных или частично признанных государств приводятся в самостоятельном разделе.

      В конституционном праве классически выделяются следующие модели построения судебной системы [1] [2] [3] :

      • моносистемная — в государстве действует единая система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, который одновременно осуществляет все виды судопроизводства (уголовное, гражданское, административное и конституционное); при этом специализированные суды не создаются.
      • полисистемная — в государстве помимо судов общей юрисдикции существует целая система самостоятельных специализированных судов, имеющих собственную компетенцию, которая не пересекается с компетенцией общих судов. Как правило отдельно создаются конституционные, административные, экономические, избирательные и другие суды.

      Суды общей юрисдикции — суды, осуществляющие правосудие как правило по гражданским и уголовным делам, также могут рассматривать административные дела.

      В качестве специализированных судов на практике чаще всего отдельно формируются конституционные и административные суды, также возможно создание иных судов с особой отраслевой юрисдикцией.

      Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм актов различного уровня нормам конституции. В большинстве стран имеет статус суда sui generis и не входит в общую судебную систему, а является независимым специализированным органом вне разделения властей. В таких странах как Китай, Вьетнам, КНДР, Лаос, Куба, Нидерланды и Финляндия институт судебного конституционного контроля вообще отсутствует [4] [5] .

      Административный суд — специализированный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения жалоб граждан на решения и действия органов государственного управления или их должностных лиц. В станах, которые копируют модель французского Государственного совета, такой орган одновременно является и органом исполнительной власти, и высшим судом административной юстиции [6] . Противоположной является модель построения административных судов в Германии и в странах, перенявших её опыт, где подобное учреждение считается только органом правосудия [7] .

      Самостоятельную систему в некоторых странах образуют экономические (арбитражные) суды, которые разрешают коммерческие споры между различными хозяйствующими субъектами. В странах Латинской Америки хорошо развита система специальных избирательных судов (трибуналов) для разрешения вопросов, связанных с выборами и референдумами. В некоторых странах отдельно организованы главные военные, трудовые и счётные суды [комм. 1] , а также высшие государственные трибуналы для привлечения к ответственности высших должностных лиц. В ряде мусульманских стран государством сформирована система шариатских судов.

      Мировой опыт дает различные модели структуры конституционных судов и организационно-правовых форм их деятельности. Наблюдается тенденция ко все большему совпадению организационной структуры конституционных судов различных стран в силу единства принципов конституционного судопроизводства в правовом демократическом государстве.

      Существует две основные модели структуризации конституционных судов:

      1) конституционный суд выступает как единая судебная коллегия, рассматривающая дела с участием всех судей;

      2) конституционный суд состоит из специальных структурных подразделений - коллегий (палат, сенатов, секций судей и др.).

      Наличие коллегий позволяет повысить оперативность в работе конституционного суда и так решить насущные для большинства конституционных судов проблемы, вызванные нарастающим потоком дел, невозможностью в связи с этим соблюдения установленных законом процессуальных сроков рассмотрения, медлительностью в прохождении дел.

      Пленарные заседания конституционного суда - ведущая организационно-правовая форма его деятельности. Это обусловлено тем, что в полном составе суд рассматривает наиболее важные и сложные категории дел. Коллегии в ряде случаев обязаны передавать дела на рассмотрение пленума. Если в структуре конституционного суда предусмотрены коллегии, то считается, что заседание коллегии тоже есть деятельность конституционного суда: каждая коллегия выступает как конституционный суд.

      Это подтверждается правилом, согласно которому решения, принятые в пленарных заседаниях коллегий, юридически равнозначны: они выносятся от имени государства и являются решениями конституционного суда.

      Наличие коллегий не подрывает статус конституционного суда как единого органа конституционного правосудия. Заседания коллегий и пленарные заседания - организационно-правовые формы осуществления конституционным судом своей единой компетенции.

      Коллегии конституционного суда, как правило, равноправны. Порядок формирования коллегий, предусматривающий, в частности, периодическое изменение их состава, позволяет избегать влияния каких-либо интересов и пристрастий на распределение судей между коллегиями.

      Коллегии для подготовки дел могут создавать свои собственные подразделения (секции и др.).

      К определению компетенции пленума и коллегий конституционного суда может быть два подхода. Первый: пленум уполномочен рассматривать широкий круг дел, объем компетенции коллегий определяется по остаточному принципу - они рассматривают дела, отнесенные к ведению конституционного суда, но не входящие в компетенцию пленума. Однако перечень полномочий пленума конституционного суда может и не быть закрытым, исчерпывающим. К распределению компетенции между пленумом и коллегиями может быть и иной подход: основной круг дел рассматривают коллегии, пленум же рассматривает дела, не входящие в компетенцию коллегий.

      При любом подходе обязательно соблюдается правило о единстве правовой позиции при рассмотрении дел в пленуме и в коллегиях. Так, палаты Конституционного Суда Испании при осуществлении своей юрисдикции не вправе отступать от предшествующей конституционной доктрины, принятой Судом. Если палата считает необходимым такое отступление, то вопрос передается на решение пленума.

      Распределение дел между коллегиями осуществляется в порядке очередности либо специализации по решению пленума. Как правило, по предложению председателя конституционный суд и его коллегии (палаты, сенаты) работают непрерывно либо сессионно.

      Конституционные суды в качестве единой коллегии, рассматривающей дела в пленарных заседаниях, действуют в Австрии, Болгарии, Италии и других государствах.

      В Конституционном Суде Австрии нет деления на палаты. Суд работает сессионно - четыре сессии ежегодно по три-четыре недели (в марте, июне, сентябре и декабре). В необходимых случаях могут созываться чрезвычайные сессии. Правда, в последнее время вследствие увеличения числа рассматриваемых дел все шире применяется практика принятия решений Председателем, его заместителем и четырьмя судьями.

      Конституционный Суд Италии рассматривает и решает дела в пленарных заседаниях. Председатель назначает судью-докладчика и утверждает повестку дня, он же председательствует на заседаниях. Для проведения заседания требуется наличие не менее 11 судей из 15.

      Конституционные суды действуют как в полном составе в пленарных заседаниях, так и в составе коллегий в Венгрии, Германии, Грузии, Испании, Польше, России, Украине.

      Конституционный Суд Испании осуществляет свою деятельность в заседаниях пленума или палат. В состав пленума входят все члены Конституционного Суда. В состав каждой палаты включаются по шесть членов, назначаемых пленумом. Пленум и палаты учреждают секции, состоящие из председательствующего и двух членов. Палаты рассматривают дела, связанные с нарушением конституционных прав. Если при этом палата сочтет, что закон следует признать неконституционным, она передает дело на рассмотрение пленума, который может объявить закон неконституционным в новом решении. Секции палат решают вопросы о принятии заявлений к рассмотрению менее значимые дела, чем рассматриваемые палатой.

      Федеральный конституционный суд Германии состоит из двух сенатов. Трое из восьми судей каждого сената избираются из числа федеральных судей одной из высших магистратур (Федеральная судебная палата, Федеральные - административный, финансовый, трудовой, социальный - суды), где они должны проработать не менее трех лет, пятеро остальных судей избираются из числа лиц, имеющих необходимую квалификацию (это, как правило, университетские профессора, политические деятели). Таким образом, каждый судья изначально избирается в определенный сенат. Сенаты действуют независимо друг от друга, один из них возглавляется Председателем Суда, другой - его заместителем.

      В случае если мнение одного сената расходится с правовой позицией, выраженной в решении другого сената, вопрос передается в пленарное заседание. Оно созывается Председателем не реже двух раз в год - весной и осенью. Кроме того, Председатель созывает пленарное заседание по требованию заместителя Председателя, одной из палат или трех судей с указанием предмета обсуждения. Существует важное правило: пленум Федерального Конституционного Суда правомочен принимать решения, если от каждого сената присутствуют две трети входящих в него судей.

      Каждый сенат образует в своем составе три палаты, состоящие из трех судей, причем состав палат не должен оставаться неизменным более трех лет. Палаты решают вопросы о принятии обращений к рассмотрению. Решения об отклонении обращения принимаются единогласно, при отсутствии единогласия решение принимается сенатом. Закон довольно подробно разграничивает компетенцию между сенатами (один рассматривает конституционность актов, другой - конституционность действий субъектов права).

      Конституционный Суд Грузии состоит из пленума (девять членов) и двух коллегий. Заседания пленума ведет Председатель Конституционного Суда. В состав коллегии входят по четыре члена Суда. Заседания коллегий ведут заместители Председателя Конституционного Суда. Состав коллегий по представлению Председателя утверждает пленум. Члены Суда, назначенные Президентом, Парламентом и Верховным Судом Грузии, должны быть по возможности равномерно распределены в коллегиях. Состав коллегий должен быть обновлен в десятидневный срок после избрания нового Председателя Конституционного Суда.

      В конституционных судах могут созываться рабочие заседания, совещания судей, а также создаваться временные и постоянные комиссии из числа судей для подготовки вопросов внутренней жизни и других целей, определяемых законом о конституционном суде. В состав комиссий могут включаться специалисты, сотрудники аппарата Конституционного Суда.

      Аналогично решает вопросы, отнесенные к его компетенции Конституционный суд Республики Беларусь. В ст. 2-3 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» говорится, что рассмотрение дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: