В каких случаях суды республики казахстан рассматривают дела особого производства

Обновлено: 22.04.2024

1. К делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства, относятся дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) по заявлениям об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

6) о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации образования с особым режимом содержания;

7) о принудительной госпитализации лица с психическим, поведенческим расстройством (заболеванием), в том числе связанным с употреблением психоактивных веществ, в стационар организации, оказывающей медицинскую помощь в области психического здоровья;

8) о направлении гражданина на принудительное лечение от туберкулеза;

9) о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями;

10) о введении, досрочном завершении и продлении срока временного управления хлебоприемным предприятием;

11) о реструктуризации задолженности, реабилитации, банкротстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также их ликвидации без возбуждения процедуры банкротства;

12) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимое имущество;

13) об установлении неправильностей записей актов гражданского состояния;

14) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

15) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

16) по заявлениям о признании организации, осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан и (или) другого государства, экстремистской или террористической, в том числе об установлении изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, ввозимых, издаваемых, изготавливаемых и (или) распространяемых на территории Республики Казахстан, экстремистскими или террористическими;

17) по заявлениям о признании интернет-казино, продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, содержащей информацию, противоречащую законам Республики Казахстан, незаконными;

18) по заявлениям о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан.

19) о восстановлении утраченного судебного или исполнительного производства.

2. Законом может быть предусмотрено рассмотрение и других дел в порядке особого производства.

Сноска. Статья 302 с изменениями, внесенными законами РК от 27.12.2019 № 290-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 07.07.2020 № 361-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.01.2021 № 409-VI (вводится в действие с 01.01.2022); от 20.12.2021 № 84-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Правосудие в правовом государстве на сегодняшний день является своеобразным мерилом уровня законности, соблюдения принципов демократии, защищенности граждан. В Республике Казахстан процесс развития правосудия непрерывен. Роль и значение правильной и актуальной политики совершенствования правосудия неоценимы.

Основной целью правосудия является разрешение возникающих споров и конфликтов на основе принципов законности и справедливости.

Вместе с тем, граждане при обращении в суды за защитой нарушенных прав вправе рассчитывать на скорейшее рассмотрение их спора и восстановление нарушенного права.

Гражданское процессуальное законодательство предусматривает рассмотрение заявления граждан в приказном, упрощенном, исковом, особом исковом, особом производствах.

В настоящей статье хотелось бы раскрыть основные особенности рассмотрения дел в порядке особого производства.

Особое производство - вид гражданского судопроизводства, основным отличием которого от искового производства является отсутствие спора о праве, соответственно, нет и спорящих сторон, занимающих противоположные точки зрения на имеющийся предмет рассмотрения.

Особое производство можно охарактеризовать как неисковое, одностороннее производство.

В особом производстве рассматриваются дела, по которым необходимо в судебном порядке подтвердить наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или неимущественных прав граждан. Также в особом производстве рассматриваются дела, по которым заявителю необходимо подтвердить наличие или отсутствие бесспорного права, подтвердить правовой статус гражданина.

Подраздел 4 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан регламентирует перечень заявлений, подлежащих рассмотрению в порядке особого производства, порядок рассмотрения данных заявлений.

Так, в соответствии со статьей 302 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан к делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства, относятся дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) по заявлениям об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

6) о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования для детей с девиантным поведением или организации с особым режимом содержания;

7) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар;

8) о направлении гражданина на принудительное лечение от туберкулеза, алкоголизма, наркомании, токсикомании;

9) о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями;

10) о введении, досрочном завершении и продлении срока временного управления хлебоприемным предприятием или хлопкоперерабатывающей организацией;

11) о реабилитации и банкротстве;

12) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимое имущество;

13) об установлении неправильностей записей актов гражданского состояния;

14) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

15) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

16) по заявлениям о признании организации, осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан и (или) другого государства, экстремистской или террористической, в том числе об установлении изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, ввозимых, издаваемых, изготавливаемых и (или) распространяемых на территории Республики Казахстан, экстремистскими или террористическими;

17) по заявлениям о признании интернет-казино, продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, содержащей информацию, противоречащую законам Республики Казахстан, незаконными;

18) по заявлениям о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан.

Примечательно, что данный перечень не является исчерпывающим, законодатель в части 2 указанной статьи предусмотрел, что законом может быть предусмотрено рассмотрение и других дел в порядке особого производства.

Процедура рассмотрения дел особого производства регламентирована нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан и нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».

При рассмотрении дел особого производства суды руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Гражданским кодексом Республики Казахстан, Трудовым кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», Законом Республики Казахстан «О нотариате», Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях», Законом Республики Казахстан «О гражданстве в Республике Казахстан».

Указанный перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим, поскольку по делам особого производства в зависимости от предмета заявления, факта, который требует установления в суде, подлежат применению различные нормативные правовые и подзаконные акты, регулирующие вопросы конкретной категории права.

Дела особого производства рассматриваются по общим правилам судопроизводства, с особенностями, установленным Гражданским процессуальным законодательством.

При рассмотрении дел особого производства суду следует соблюдать общие правила искового производства, касающиеся стадий гражданского процесса (стадия принятия заявления к производству суду, проведение подготовки, проведение и назначении дела к судебному разбирательству), на них распространяются общие правила доказывания, ведения протоколов. Нормы, регулирующие проверку законности и обоснованности решений, также применимы к делам особого производства.

Вместе с тем, к делам особого производства не применимы общие правила судопроизводства, которые рассчитаны именно на споры о праве. К примеру, заявителем не может быть подано заявление об обеспечении иска, не предусмотрена возможность окончания дела путем утверждения мирового соглашения сторон, соглашения сторон об урегулирования спора (конфликта) в порядке медиации или соглашения об урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры.

Заявителем в особом производстве может выступать только те граждане и юридические лица, защита прав или охраняемых законом интересов которых может быть обеспечена путем разрешения дела в порядке особого производства. Заинтересованными лицами по делам особого производства являются граждане и организации, права и интересы которых могут быть затронуты в результате удовлетворения просьбы заявителя.

При этом, в случае, если при рассмотрении дела особого производства возникает подведомственный судебным органам спор о праве или суд сам приходит к выводу, что разрешение дела в порядке особого производства связано с необходимостью разрешения в судебном порядке спора о праве гражданском, заявление должно быть оставлено без рассмотрения в соответствии с подпунктом 13) статьи 279 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Заинтересованные лица не лишены права предъявления искового заявления на общих основаниях.

В делах особого производства возможен спор о факте, требующего судебного подтверждения, так как устанавливаемый судом факт не всегда является очевидным, имеются противоречивые доказательства его существования. Суд при рассмотрении дел особого производства должен убедиться в существовании или отсутствии фактов на основании предоставленных доказательств.

Основной особенностью рассмотрения дел в порядке особого производства является то, что интерес заявителя к делу заключается не в требовании защиты своего права, поскольку никто его прав не нарушает и не оспаривает, интерес состоит в том чтобы устранить препятствия к осуществлению своего права.

Правосудие в правовом государстве на сегодняшний день является своеобразным мерилом уровня законности, соблюдения принципов демократии, защищенности граждан. В Республике Казахстан процесс развития правосудия непрерывен. Роль и значение правильной и актуальной политики совершенствования правосудия неоценимы.

Основной целью правосудия является разрешение возникающих споров и конфликтов на основе принципов законности и справедливости.

Вместе с тем, граждане при обращении в суды за защитой нарушенных прав вправе рассчитывать на скорейшее рассмотрение их спора и восстановление нарушенного права.

Гражданское процессуальное законодательство предусматривает рассмотрение заявления граждан в приказном, упрощенном, исковом, особом исковом, особом производствах.

В настоящей статье хотелось бы раскрыть основные особенности рассмотрения дел в порядке особого производства.

Особое производство - вид гражданского судопроизводства, основным отличием которого от искового производства является отсутствие спора о праве, соответственно, нет и спорящих сторон, занимающих противоположные точки зрения на имеющийся предмет рассмотрения.

Особое производство можно охарактеризовать как неисковое, одностороннее производство.

В особом производстве рассматриваются дела, по которым необходимо в судебном порядке подтвердить наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или неимущественных прав граждан. Также в особом производстве рассматриваются дела, по которым заявителю необходимо подтвердить наличие или отсутствие бесспорного права, подтвердить правовой статус гражданина.

Подраздел 4 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан регламентирует перечень заявлений, подлежащих рассмотрению в порядке особого производства, порядок рассмотрения данных заявлений.

Так, в соответствии со статьей 302 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан к делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства, относятся дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) по заявлениям об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

6) о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования для детей с девиантным поведением или организации с особым режимом содержания;

7) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар;

8) о направлении гражданина на принудительное лечение от туберкулеза, алкоголизма, наркомании, токсикомании;

9) о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями;

10) о введении, досрочном завершении и продлении срока временного управления хлебоприемным предприятием или хлопкоперерабатывающей организацией;

11) о реабилитации и банкротстве;

12) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимое имущество;

13) об установлении неправильностей записей актов гражданского состояния;

14) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

15) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

16) по заявлениям о признании организации, осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан и (или) другого государства, экстремистской или террористической, в том числе об установлении изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, ввозимых, издаваемых, изготавливаемых и (или) распространяемых на территории Республики Казахстан, экстремистскими или террористическими;

17) по заявлениям о признании интернет-казино, продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, содержащей информацию, противоречащую законам Республики Казахстан, незаконными;

18) по заявлениям о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан.

Примечательно, что данный перечень не является исчерпывающим, законодатель в части 2 указанной статьи предусмотрел, что законом может быть предусмотрено рассмотрение и других дел в порядке особого производства.

Процедура рассмотрения дел особого производства регламентирована нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан и нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».

При рассмотрении дел особого производства суды руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Гражданским кодексом Республики Казахстан, Трудовым кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», Законом Республики Казахстан «О нотариате», Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях», Законом Республики Казахстан «О гражданстве в Республике Казахстан».

Указанный перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим, поскольку по делам особого производства в зависимости от предмета заявления, факта, который требует установления в суде, подлежат применению различные нормативные правовые и подзаконные акты, регулирующие вопросы конкретной категории права.

Дела особого производства рассматриваются по общим правилам судопроизводства, с особенностями, установленным Гражданским процессуальным законодательством.

При рассмотрении дел особого производства суду следует соблюдать общие правила искового производства, касающиеся стадий гражданского процесса (стадия принятия заявления к производству суду, проведение подготовки, проведение и назначении дела к судебному разбирательству), на них распространяются общие правила доказывания, ведения протоколов. Нормы, регулирующие проверку законности и обоснованности решений, также применимы к делам особого производства.

Вместе с тем, к делам особого производства не применимы общие правила судопроизводства, которые рассчитаны именно на споры о праве. К примеру, заявителем не может быть подано заявление об обеспечении иска, не предусмотрена возможность окончания дела путем утверждения мирового соглашения сторон, соглашения сторон об урегулирования спора (конфликта) в порядке медиации или соглашения об урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры.

Заявителем в особом производстве может выступать только те граждане и юридические лица, защита прав или охраняемых законом интересов которых может быть обеспечена путем разрешения дела в порядке особого производства. Заинтересованными лицами по делам особого производства являются граждане и организации, права и интересы которых могут быть затронуты в результате удовлетворения просьбы заявителя.

При этом, в случае, если при рассмотрении дела особого производства возникает подведомственный судебным органам спор о праве или суд сам приходит к выводу, что разрешение дела в порядке особого производства связано с необходимостью разрешения в судебном порядке спора о праве гражданском, заявление должно быть оставлено без рассмотрения в соответствии с подпунктом 13) статьи 279 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Заинтересованные лица не лишены права предъявления искового заявления на общих основаниях.

В делах особого производства возможен спор о факте, требующего судебного подтверждения, так как устанавливаемый судом факт не всегда является очевидным, имеются противоречивые доказательства его существования. Суд при рассмотрении дел особого производства должен убедиться в существовании или отсутствии фактов на основании предоставленных доказательств.

Основной особенностью рассмотрения дел в порядке особого производства является то, что интерес заявителя к делу заключается не в требовании защиты своего права, поскольку никто его прав не нарушает и не оспаривает, интерес состоит в том чтобы устранить препятствия к осуществлению своего права.

1. Дела особого производства рассматриваются судами по правилам искового производства с особенностями, установленными главами 31–49 настоящего Кодекса. Дела особого производства суд рассматривает с участием заявителя и заинтересованных лиц.

2. Если при подаче заявления или рассмотрении дела в особом производстве установлено наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, которым разъясняет сторонам и заинтересованным лицам их право на обращение в суд в порядке искового производства.

Глава 32. УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТОВ, ИМЕЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Лучшие юристы


Сәлеметсіздер ме. Алматы қаласында ТОО инвестиция деп бірнеше адамды алдап келісімшарт арқылы салғызып алған ақшаны қайтармай жүрсе. басшысы басқа елге кетіп қалған болса. Бұл істі 190 алаяктык деп тауып қылмыстық іс арқылы жүргізуге болады ма? Қылмыстық іс болып қозғалуы үшін қандай негіз керек?


Взыскание долгов с физических и юридических лиц.


2009 году июнье получил звание подполковника пожарной охране каком возрасте выходит на пенсию?


Адвокат коллегии адвокатов г.Нур-Султан Айдана Кусатаева

гражданские, уголовные, административные дела


Здравствуйте , я Рахматуллин Камиль . В 98 году суд вынес решение капитализции платежей по профзаболеванию сроком на один год на основании справки МСЭК, вопреки ст77 закона о банкротстве -до 70 летнего возраста но не менее чем за 10 лет . Предприятие обанкротилось в 2002 году .По нормативным документам мне положено возмещение в размере среднего заработка . За 25 лет я неоднократно прошел все возможные суды . Ничего не добился Суда нет ! Есть чиновник и его бредовые высказывания обретают силу закона через суд . Если я обращусь в Конституционный Суд который должен приступить к работе в РК.

,Могу ли я рассчитывать на возмещение вреда за все прошедшие годы, поскольку знаю на 100 %что решением суда нарушено моё Конституционное право на социальную защиту . Я обратится в суд в 98году , получил неправосудное решение , которое все эти дублировалось многими судами . Знаю что согласно ст 187 ГК РК возмещение за три года предшествующих заявлению о возмещении .


Сәлеметсіздер ме. Алматы қаласында ТОО инвестиция деп бірнеше адамды алдап келісімшарт арқылы салғызып алған ақшаны қайтармай жүрсе. басшысы басқа елге кетіп қалған болса. Бұл істі 190 алаяктык деп тауып қылмыстық іс арқылы жүргізуге болады ма? Қылмыстық іс болып қозғалуы үшін қандай негіз керек?


Взыскание долгов с физических и юридических лиц.


2009 году июнье получил звание подполковника пожарной охране каком возрасте выходит на пенсию?


Адвокат коллегии адвокатов г.Нур-Султан Айдана Кусатаева

гражданские, уголовные, административные дела


Здравствуйте , я Рахматуллин Камиль . В 98 году суд вынес решение капитализции платежей по профзаболеванию сроком на один год на основании справки МСЭК, вопреки ст77 закона о банкротстве -до 70 летнего возраста но не менее чем за 10 лет . Предприятие обанкротилось в 2002 году .По нормативным документам мне положено возмещение в размере среднего заработка . За 25 лет я неоднократно прошел все возможные суды . Ничего не добился Суда нет ! Есть чиновник и его бредовые высказывания обретают силу закона через суд . Если я обращусь в Конституционный Суд который должен приступить к работе в РК.

,Могу ли я рассчитывать на возмещение вреда за все прошедшие годы, поскольку знаю на 100 %что решением суда нарушено моё Конституционное право на социальную защиту . Я обратится в суд в 98году , получил неправосудное решение , которое все эти дублировалось многими судами . Знаю что согласно ст 187 ГК РК возмещение за три года предшествующих заявлению о возмещении .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: