В каких случаях государственные органы выступают в качестве субъектов трудового права

Обновлено: 19.04.2024

Все моменты, касающиеся отношений между наемными сотрудниками и лицами, предоставляющими им работу, организации трудового процесса, гарантий обеспечения прав, свобод и обязанностей обеих сторон, декларируются в контексте трудового права.

Рассмотрим, какие именно функции возложены на трудовое право в системе правоустанавливающих отношений в нашем государстве, какие цели преследует и какие задачи помогают выполнению поставленных целей.

Трудовое право как система

Установление в правовом поле норм регулирования нюансов производственных отношений в процессе наемной работы и производства составляет правовую систему в трудовой сфере. В РФ принципы трудового права закреплены в Трудовом Кодексе, в который периодически вносятся изменения и дополнения. Поскольку эта ветвь права существует как целостное динамическое образование, ей присущи все характеристики системного объекта:

  • элементы;
  • структура (связи между элементами);
  • цель функционирования;
  • сами функции;
  • задачи, ставящиеся перед системой.

Поэтому, анализируя эту правовую отрасль, нужно рассмотреть все ее системные параметры.

СПРАВКА! Трудовое право выступает одним из самых молодых направлений правоохранительного поля. Как самостоятельная сфера оно выделилось на рубеже 19 и 20 столетий, что можно связать с интенсивным развитием в этот период наемного труда. Одним из «отцов-основателей» этой правовой отрасли был ученый Л.С.Таль. Сегодня есть тенденция к более мелкому «дроблению» трудовой сферы права, к выделению из нее самостоятельных областей, например, «право соцобеспечения», «право наемного труда для публичных служебных функций» и др.

Какой предмет рассматривает трудовое право

Предметом рассмотрения трудового права выступают все формы трудовых отношений и некоторые другие, напрямую объединяемые с трудовыми (так декларирует ст.1 ТК РФ).

В качестве таковых рассматриваются 2 основные формы взаимодействия сторон.

  1. Индивидуальные отношения в производственном процессе (ИТО).
  2. Общественные отношения, имеющие касательство к трудовым, в основном, сферах:
    • организации процесса труда;
    • руководства трудом;
    • особенностей трудоустройства;
    • обеспечения нужного уровня квалификации сотрудников (дополнительная спецподготовка, перепрофилирование, профобучение и т.п.);
    • обязанности по возмещению ущерба, причиненного той или иной стороной производственных отношений;
    • возможностей разрешения трудовых конфликтов;
    • требований к полномочиям сторон;
    • социального партнерства;
    • надзора государственных органов за выполнением правовых норм.

Цели, поставленные перед трудовым правом

Цели каждой отрасли права отображают как государственные, так и народные интересы. Целеполагание динамичной системы, каковой является сфера труда, может меняться вследствие внесения качественных изменений в ее содержание. В настоящий момент актуальны цели, заявленные на момент 7 ноября 2015 года (они регламентированы в самой первой статье ТК РФ).

  1. Гарантирование государством обеспечения гражданам страны свободного права трудиться.
  2. Действия, направленные на создание благоприятных и эффективных для обеих сторон условий труда.
  3. Охрана интересов и обеспечение выполнения полномочий сотрудников и работодателей как действующих сторон процесса труда.

Задачи трудового права – на благо общества

Обеспечение соблюдения правовых трудовых норм призвано способствовать правопорядку в трудовой сфере, что благотворно влияет на общество. Задачи каждой правовой отрасли отражают часть социальных задач в целом, будучи направлены на достижение задекларированных целей. Они приведены в тексте ТК (ч.2 ст.1) и декларируют:

  • формирование оптимальных факторов для консенсуса интересов собственников производства, руководителей и наемных сотрудников, а также пользы для державы;
  • способствование возрастанию производительности труда;
  • содействие росту качественности труда;
  • меры содействия эффективности производства;
  • участие в улучшении финансового и культурного благополучия работающих граждан;
  • упрочение трудовой дисциплины.

Функции, обеспечиваемые трудовым правом

Функции правовой отрасли – это те направления, по которым декларируемые в конкретной сфере нормы призваны воздействовать на различные стороны внешней среды.

В трудовой отрасли права речь идет о влиянии производственных факторов на человеческое сознание и поведение в процессе наемного сотрудничества, максимально обеспечивающим решение вышеприведенных задач.

  1. Регулятивная функция – главная в сфере труда. Все граждане согласно Основному закону РФ имеют свободное и ничем не ограничиваемое право на труд, и в качестве его обеспечения и функционирует эта конкретная отрасль.
  2. Социальная функция (следует из регулятивной). В ТК РФ декларируются нормы, содействующие разрешению многих социальных задач:
    • влияние на занятость населения;
    • прерогатива человеческих свобод и прав в трудовых процессах;
    • создание безопасных условий для труда;
    • предоставление возможности заниматься госслужбой и др.
  3. Защитная функция. Она призвана гарантировать всем сторонам трудового процесса возможность выступить за свои интересы, права и свободы, связанные с занятостью, всеми дозволенными законом способами. Нормы, касающиеся этой функции, рассматривают:
    • порядок преодоления споров и конфликтов в трудовых ситуациях;
    • обеспечение гарантированных прав и восстановление их в случае попрания;
    • установление соответствующего уровня трудовых условий и др.
  4. Хозяйственная функция (иначе называемая производственной) предназначена для работодателей как стороны трудового процесса, нормы в рамках этой функции действуют именно в их пользу:
    • стимулирование эффективности производственного процесса;
    • требования трудовой дисциплины;
    • полномочия в отношении наемного персонала;
    • разные формы ответственности сотрудников;
    • рачительное использование ресурсов и пр.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Защитная и производственная функции являются специфичными именно в отношении трудового права, остальные функции можно отнести к общеюридическим и социальным.

  • положения о стимулировании сотрудников;
  • система премирования и депремирования;
  • дисциплинарный кодекс ответственности персонала.

ВАЖНО! В разные периоды развития нашего государства все эти функции проявляются по-разному и имеют различный приоритет. Например, последняя функция, столь активно проявляющаяся в обновлении норм трудового права в 80е годы, в настоящее время не столь актуальна вследствие все большего преобладания рыночных отношений. Кризис современной экономики обусловил снижающееся значение и воспитательной функции.

Перечисление функций трудового права нельзя определить как закрытое. Еще раз напоминая о том, что данная правовая отрасль является живой, развивающейся системой, важно не забывать, что в процессе практического применения нормы трудового права могут обеспечивать выполнение и других дополнительных функций.

ТК РФ Статья 20. Стороны трудовых отношений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Для целей настоящего Кодекса работодателями - физическими лицами признаются:

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее - работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

В случаях, предусмотренных частями восьмой - десятой настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы.

По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 6 ТК РФ

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле абзаца четвертого части первой статьи 6 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2013 г. N 7-П

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Государственные органы как субъекты трудового права

Субъектами трудового права являются Федеральная инспекция труда и специализированные государственные службы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет Федеральная инспекция труда (ст.353 ТК) – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение гос. надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы ТП, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

2. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы ТП, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Она осуществляет надзор за санитарным состоянием производственных помещений, рабочих мест, производственных столовых, буфетов, общежитий и т.п.; проверяет соблюдение гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил всеми должностными лицами администрации всех производств. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека действует на основании Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ».

4. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»).

5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере (Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»).

6. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»).

7. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Знания о сторонах трудовых отношений полезны не только специалистам в области права, но и обычным гражданам, которые собираются подписать договор с работодателем. Обладая необходимой информацией, они смогут обнаружить потенциальные проблемы перед заключением соглашения или защитить свои интересы. Знания о правилах помогут и работодателям: они подпишут договоры, не нарушая закон.

Понятие субъекта

Субъекты трудового права — это лица, на которых распространяется действие норм трудового законодательства, обладающие определенным набором прав и обязанностей, способные своими действиями реализовывать и выполнять их. Каждый из них обладает набором признаков.

  1. Правоспособность. Под ней подразумевается возможность иметь трудовые права и нести обязанности.
  2. Дееспособность. Она предполагает возможность самостоятельными действиями осуществлять трудовые права или выполнять обязательства.
  3. Властные полномочия. Они относится не ко всем участникам трудовых отношений. Речь идет о ситуациях, когда работодатель, учреждение или организация издает указания, обязательные для исполнения другими лицами.

Трудовые правоотношения отличаются одновременным появлением у их субъектов дееспособности и правоспособности.

Следует отличать трудовые и гражданско-правовые отношения. Последние возможны в случаях, когда заключается договор на оказание услуг или выполнение работ.

Такие ситуации не предполагают появления у сторон специального статуса, предусмотренного ТК РФ.

Виды участников трудовых правоотношений

Участников трудовых правоотношений нередко ограничивают сторонами работника и работодателя. Перечень таких субъектов гораздо шире, чем круг лиц, установленный в ст. 20 ТК РФ. Стороны договора являются лишь наиболее распространенными участниками трудовых отношений. Их можно назвать основными субъектами. Наряду с ними существует множество дополнительных участников:

  • органы власти, осуществляющие контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • профсоюзные организации;
  • комиссии по трудовым спорам;
  • структуры, действующие в рамках социального партнерства в трудовой сфере.

Деятельность перечисленных субъектов носит производный характер и связана с отдельными процедурами, предусмотренными законом. По этой причине их можно отнести к дополнительной категории.

Работник как участник трудовых отношений

Согласно ст. 20 ТК РФ, работниками могут быть только физические лица. На момент заключения трудового договора соискателю должно быть не менее 16-ти лет. Из этого правила есть несколько исключений, установленных ст. 63 ТК РФ:

  • Договор может заключить 15-летний подросток, если работа относится к категории легкого труда, не связанного со вредом для здоровья.
  • С согласия законного представителя или органа опеки и попечительства соглашение может быть заключено с 14-летним работником. При этом осуществлять безопасный и легкий труд он может лишь в свободное от учебы время.
  • В отдельных случаях возможно привлечение работников младше 14-ти лет. Речь идет о различных творческих коллективах. Соглашение подписывается с законным представителем или опекуном на основании разрешения, выданного органом опеки и попечительства.

В момент подписания договора у физлица появляется статус работника, предусмотренный ст. 21 ТК РФ.

ВАЖНО! Споры могут вызывать ситуации, когда компания направляет своих сотрудников на работу в другую организацию. Такие случаи именуются арендой персонала и регулируются главой 53.1 ТК РФ.

Юрлицо, предоставляющее трудовые ресурсы, не может считаться работником, поскольку непосредственные трудовые функции осуществляются гражданами.

Работодатель как участник трудовых правоотношений

Статус работодателя определен в ст. 22 ТК РФ. Помимо прав и обязанностей, закон наделяет его рядом властных полномочий. Примером служит возможность принимать локальные акты, которым обязаны подчиняться работники. В число наиболее распространенных входят правила внутреннего трудового распорядка. В отличие от работников, работодателями могут выступать не только физические лица.

Организации

  • наличие закрепленного на законном праве имущества;
  • ответственность по обязательствам в рамках принадлежащей собственности;
  • правосубъектность, появляющаяся в момент госрегистрации и оканчивающаяся при ликвидации или прекращении деятельности в результате реорганизации.

Заключая трудовой договор, гражданину следует убедиться в наличии у работодателя статуса юридического лица. Для этого он может потребовать документы компании (устав, свидетельство о регистрации, выписку из госреестра и решение о назначении руководителя). Альтернативой служат онлайн-сервисы, позволяющие выяснить сведения о компании по регистрационным номерам (ОГРН или ИНН). Если выяснится факт ее ликвидации, трудовой договор будет считаться незаключенным.

Как правило, соглашения с работниками подписывает руководитель компании, но своим приказом он может наделить этими полномочиями другого сотрудника. В последнем случае необходимо запросить текст этого документа.

Единственное исключение, при котором организация может не обладать статусом юрлица, составляют профсоюзы. Речь идет о ситуациях, когда они представляют интересы работников в переговорах или во время конфликтов.

Индивидуальные предприниматели

Статус таких граждан в трудовом праве во многом схож с организациями. ИП подлежат регистрации, которая подтверждается свидетельством. Данные об этом статусе также можно уточнить на специальных онлайн-порталах.

Физические лица, не являющиеся ИП

В ряде случаев работодателями могут выступать обычные граждане. Такая возможность предусмотрена, если им требуется помощь при ведении домашнего хозяйства или личное обслуживание. Примером выступает привлечение домработниц или нянь.

В отличие от ИП, обычные физлица не могут издавать локальных актов, обязательных для исполнения работниками.

В ситуациях, когда уход необходим недееспособному гражданину, от его имени договор может заключить опекун.

Разобравшись с правилами ТК РФ, регулирующими статус участников трудовых правоотношений, потенциальные стороны соглашения получат полную информацию о требованиях к работнику и о способах проверить ряд документов работодателя. Это существенно снизит риски нарушить закон и позволит повысить взаимное доверие сторон.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: