В какие сроки проводятся учебные тревоги по борьбе с пожарами на сухогрузных судах

Обновлено: 02.05.2024

Судовое расписание по тревогам, это основной документ по организации борьбы за живучесть судна, спасению экипажа и пассажиров.
В Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море – СОЛАС, в Главе III «Спасательные средства и устройства», в Правиле 8 и Правиле 37 «Расписание по тревогам и инструкции на случай чрезвычайной ситуации», приведены требования предъявляемые к Судовым расписаниям по тревогам.
Судовое расписание по тревогам обязательно должно быть на каждом судне.
Расписание должно быть составлено на рабочем языке судна, если иное не требуется государством флага судна. На пассажирских судах кроме того расписание должно быть составлено на английском языке.
Экземпляры Судового расписания по тревогам должны быть вывешены на видных местах по всему судну, в том числе в рулевой рубке, машинном отделении, а также в жилых помещениях. Обычно в жилой надстройке оно вывешивается в коридоре вблизи кают-компании, а также может вывешиваться в коридоре каждой палубы надстройки.
Рекомендуется иметь один экземпляр расписания по тревогам в папке «Аварийная», если она предусмотрена Судовой СУБ.
В Судовом расписании по тревогам должно быть ясно указано:
1. Описание сигнала общесудовой тревоги.
2. Содержание речевого объявления общесудовой тревоги, объявляемого по общесудовой громкоговорящей связи.
3. Каким образом будет дана команда по оставлению судна.
4. Конкретные действия каждого члена экипажа и пассажиров по сигналу общесудовая тревога.
5. Лица командного состава ответственные за поддержание спасательных и противопожарных средств в исправном состоянии и постоянной готовности к немедленному использованию. Как правило, должен быть указан помощник или помощники капитана и механики, отвечающие за техническое обслуживание и готовность к использованию пожарных насосов и других систем пожаротушения.
6. Заместители ответственных лиц, которые в аварийной ситуации, по каким-либо причинам, могут оказаться недееспособными. Для капитана указывается старший помощник капитана, для старшего механика указывается второй механик, для старшего электромеханика второй электромеханик, для командира аварийной партии следующий по званию помощник капитана, например, если командиром АП является старший помощник, то заместителем командира АП назначается второй помощник.
В каждом Судовом расписании по тревогам обязанности членов экипажа должны включать:
1. Герметизацию судна, включая закрытие противопожарных дверей, иллюминаторов, световых люков, вентиляционных лючков, водонепроницаемых дверей, клапанов, шпигатов и других подобных отверстий.
2. Пополнение снабжения в спасательных шлюпках и плотах, питьевой водой, теплыми одеялами, продовольствием, пиротехникой и другими предметами способствующими выживанию на спасательном средстве в зависимости от района плавания.
3. Доставку в спасательное средство переносных УКВ радиостанций, аварийного радиобуя – АРБ, радиолокационных ответчиков.
4. Подготовку к спуску на воду спасательных шлюпок и плотов, в том числе отдачу креплений, расчехление, разнос фалиней, вываливание за борт эвакуационного шторм-трапа, запуск двигателя, управление спускным устройством.
5. Общую подготовку других спасательных средств.
6. Сбор пассажиров к местам посадки в спасательные средства.
7. Использование средств связи.
8. Комплектование аварийной партии – АП по борьбе с пожаром.
9. Специальные обязанности, связанные с использованием противопожарного оборудования и систем, в том числе доставку к месту экипировки снаряжений пожарных, дыхательных аппаратов, переносных УКВ радиостанций для пожарных.
10. Подготовку аптечки первой помощи и средств эвакуации пострадавших.
На пассажирских судах в расписании по тревогам обязанности членов экипажа должны включать:
1. Предупреждение пассажиров.
2. Наблюдение, чтобы пассажиры были надлежащим образом одеты и чтобы на них были правильно одеты спасательные жилеты.
3. Сбор пассажиров на местах сбора и посадки в спасательные средства.
4. Обеспечение порядка в коридорах и на трапах, общее управление движением пассажиров.
5. Обеспечение подачи запаса одеял в спасательные шлюпки и плоты.
Судовое расписание по тревогам должно быть составлено до выхода судна в море. Если за время стоянки в порту сменился кто-либо из членов экипажа, то соответствующие изменения должны быть внесены в расписание.
На пассажирских судах форма Судового расписания по тревогам должна быть одобрена администрацией флага судна.
На грузовых судах форма Судового расписания может быть любая, главное, чтобы его содержание соответствовала вышеперечисленным требованиям Конвенции СОЛАС.
Как правило, на судне находящемся в эксплуатации, уже имеется составленное Судовое расписание по тревогам и помощнику капитана ответственному за его корректуру, необходимо вносить соответствующие изменения.
Обычно у помощника ответственного за составление Судового расписания по тревогам возникают трудности, когда необходимо составить расписание, как говорится «с чистого листа». Если под рукой не окажется подходящего образца, то необходимо для каждого вида тревоги составить свой алгоритм действий, с учетом перечисленных выше требований и имеющихся на судне конкретных спасательных и противопожарных средств и распределить обязанности между всеми членами экипажа, с учетом их физических возможностей. Если имеется возможность, то желательно выбирать в аварийную партию для одевания снаряжения пожарного и работе в дыхательном аппарате более молодых и физически крепких членов экипажа.
На судах под флагом России Судовое расписание по тревогам составляют старший помощник и старший механик, а затем обязательно утверждает капитан своей подписью. Без подписи капитана расписание по тревогам не действительно. С момента его подписание оно становится официальным судовым документом.
Следует обращать внимание на то, чтобы обязанности членов экипажа в Судовом расписании по тревогам соответствовали обязанностям, указанным в каютных карточках. Особенно в тех случаях, когда в судовое расписание вносятся изменения в обязанности. Многие забывают вносить соответствующие исправления и в каютные карточки.
Любые несоответствия в Судовом расписании по тревогам являются серьезным несоответствием требованиям Конвенции СОЛАС и могут привести к задержанию судна.

Действия экипажа. После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром командиры аварийных партий (групп) обязаны:
— прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств для тушения пожара;
— обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
— организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
— доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.
Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного (рис. 7.14).

снаряжение пожарного

Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.
Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
— прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
— изолировать очаг пожара от доступа воздуха:
— охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.
Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.
При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.
При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через филенки или иллюминаторы.
В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

— влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;
— возможность всплытия горящего груза под палубу;
— увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.
При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.
Для тушения наружного огня необходимо:
— по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;
— подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта (рис. 7.15);
— охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;
— вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;
— сбивать за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

Компания должна установить программы учений экипажа и учебных отработок действий в условиях аварийной ситуации. При этом в руководстве “Safety Management Manual” должен быть приведен сводный график обязательных учений, тревог, тренировок с указанием:

• требуемой их частоты;
• типовых программ учений;
• выполнения обязательных записей в судовом журнале;
• порядок донесений в Компанию.

Старший помощник капитана (старший механик) до отхода судна в рейс знакомит каждого прибывшего члена экипажа с особенностями спасения и борьбы за живучесть на данном судне. По их поручению один из опытных членов экипажа проводит вновь прибывшего по судну.

Программа ознакомления вновь прибывшего члена экипажа должна включать следующие пункты:

• общее расположение судна;
• сигналы судовых тревог, пути и места сбора, обязанности и действия по тревогам;
• расположение и использование коллективных и индивидуальных спасательных средств;
• расположение и использование средств борьбы за живучесть судна, включая противопожарные средства и системы;
• судовое оборудование, устройства и системы, которыми член экипажа должен уметь пользоваться или управлять.

Инструктаж вновь прибывших членов экипажа по вопросам охраны жизни на море и предотвращения загрязнения должен регистрироваться в специальном журнале.

Техническая учеба экипажей является необходимым условием эффективного повышения квалификации, которая включает:

safety

При приеме судна от завода строителя капитан организует изучение и прием судовыми офицерами корпуса, систем, механизмов, устройств и других технических средств, а также документации и имущества в соответствии со спецификациями.

Организация проведения учений судового экипажа

Учения должны проводиться по всем видам тревог, предусмотренным на судне. Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере, в одном учении по оставлению судна и в одном – по борьбе с пожаром.

Если в предыдущем месяце более 25 % членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.

При вводе судна в эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж, то такие учения должны быть проведены до отхода.

Учения по оставлению судна

Каждое учение по оставлению судна должно включать:

Учебная шлюпочная тревога

Учебная шлюпочная тревога

Каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде, по меньшей мере, один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна.

Дежурные шлюпки с расписанной на них командой один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае, это требование должно соблюдаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца.

Если на судне установлены морские эвакуационные системы, то в учения должны входить тренировки по процедурам развертывания
таких систем вплоть до непосредственного их использования.

Учения по борьбе с пожаром

Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать:

• прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
• пуск пожарного насоса с использованием, по меньшей мере, двух требуемых стволов, чтобы показать, что система находится в надлежащем рабочем состоянии;
• проверку снаряжения пожарного и другого личного спасательного снаряжения;
• проверку соответствующего оборудования связи;
• проверку работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения;
• проверку необходимых мер и устройств для последующего оставления судна.

Оборудование, используемое во время учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к эксплуатации, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные во время учений, должны быть устранены как можно скорее.

После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав в ходе учения должен внимательно наблюдать за действиями экипажа.

Результаты учения записываются старшим помощником капитана в плане учения (на листе замечаний). О проведении учения (особенно о спуске спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром дополнительно в пожарно-контрольном формуляре.

Вахтенный помощник фиксирует в судовом журнале действия экипажа в процессе проведения учений.

Если плановое учение не было проведено в установленные сроки, необходимо записать в судовом журнале причину отмены учения.

В Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море -СОЛАС/74 (International Convention for the Safety of Life at Sea – SOLAS/74), Глава III– «Спасательные средства и устройства», Часть В – «Требования к судам и спасательным средствам», Правило 3 – «Учения», в параграфе 3.5 «Учения по борьбе с пожаром», содержатся требования, предъявляемые к учебным тревогам по борьбе с пожаром.

Данные требования сводятся к следующему:

1. Судовые учения по борьбе с пожаром должны проводиться не реже одного раза в месяц.

2. Учения, насколько это практически возможно, должны проводиться так, как если бы действительно на судне был пожар.

3. Учения должны планироваться и проводиться с таким расчетом, чтобы периодически проигрывать сценарий тушения пожаров в разных помещениях судна и в различных условия.

4. Каждое учение должно планироваться и для него должен составляться конкретный сценарий.

5. Во время каждого учения по борьбе с пожаром, кроме всего прочего обязательно должны выполняться:

— прибытие членов экипажа к местам сбора и их подготовка к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;

— пуск пожарного насоса с подачей воды как минимум к двум подсоединенным к пожарной магистрали пожарным рукавам с подсоединенными стволами и проверка фактического напора в открытом пожарном стволе;

— проверка снаряжения пожарного, включаю индивидуальные дыхательные аппараты и другое личное спасательное снаряжение;

— проверка средств связи;

— проверка работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения;

— проверка необходимых мер и устройств, которые могут быть задействованы для последующего оставления судна.

6. После завершения учебной тревоги по борьбе с пожаром, все противопожарное оборудование, используемое вовремя учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к немедленному использованию, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные вовремя учений, должны быть устранены как можно быстрее.

7. После этого проводится разбор учебной тревоги, на котором рассматриваются действия всех участников и обращается внимание, как на то, что было сделано правильно, так и на недостатки. Всем желающим предоставляется право высказать свое мнение.

8. После этого делается запись в судовой журнал о проведенной тревоге.

9. Кроме записи в судовой журнал, как правило, необходимо заполнить форму о проведении учебной пожарной тревоги, так называемый Drill Report.

Кроме того во время проведения учебных тревог по борьбе с пожарами необходимо также проверять следующее:

— Запускать аварийный пожарный насос при разных вариантах посадки судна, чтобы удостовериться, что при любой осадке судна носом, насос способен подать требуемое количество воды в пожарную магистраль. На некоторых судах в балласте или при минимальном количестве балласта аварийный пожарный насос не в состоянии сразу подать воду в систему. Это необходимо знать и учитывать, особенно при предъявлении работоспособности насоса классификационному обществу и инспектору портового контроля.

— Запас воздуха в воздушных баллонах дыхательных аппаратов до начала работы в них должен обеспечить безопасную работу в них в течение не менее 30 минут.

— Во время проведения учебных тревог по тушению пожара опасных грузов, необходимо осуществлять их тушение в строго соответствии с процедурами, указанными в Аварийных карточках, содержащихся в Дополнении к Кодексу ММОГ (TheEmSGuide. Emergency Response Procedures for Ships Carrying Dangerous Goods. SupplementtotheIMDGCode). Необходимо иметь в виду, что некоторые опасные груз, при попадании на них забортной воды легко воспламеняются, а некоторые взрываются.

— Следует периодически проводить тренировки по приведению в действие систем объёмного пожаротушения для тушения пожара в машинном отделении и других помещениях судна, которые оборудованы ими.

— Проводить тренировки по приведению в действие быстрозапорных клапанов на топливных системах главного двигателя, вспомогательных дизель-генераторов и котлов.

— Проводить регулярные тренировки по запуску аварийного дизель-генератора, чтобы каждый член экипажа умел самостоятельно выполнить его запуск.

— Проводить регулярные тренировки по приведению в действие различных видов переносных пожарных огнетушителей и пенных аппликаторов.

— Проводить регулярные тренировки со всеми видами пожарных средств, которые указаны в судовым Наставлении по подготовке персонала к борьбе с пожаром. (FireSafetyTrainingManual), которое должно быть на каждом судне в соответствие с требованием Конвенции СОЛАС, Глава II, Правило 2/15.2.3.

В соответствие с требованиями Конвенции СОЛАС/74 (International Convention for the Safety of Life at Sea — SOLAS/74 ), Глава III – «Спасательные средства и устройства», Часть В – «Требования к судам и спасательным средствам», Правило 3 – «Учения», Параграф 3.4.6, дежурные шлюпки, с расписанной на них командой, насколько это целесообразно и практически возможно, должны один раз в месяц спускаться на воду и маневрировать на воде. В любом случае дежурная шлюпка должна спускаться на воду по меньшей мере один раз в 3 (три) месяца.

На практике, на большинстве грузовых судов, дежурные шлюпки спускают на воду с расписанной командой один раз в три месяца. Каждый месяц спускать не получается, потому что, то не позволяют этого сделать портовые власти, то условия стоянки, например сильное течение или волнение, то погодные условия, то эксплуатационные условия, например в период стоянки в порту или на рейде ведутся неотложные ремонтные работы, которые нет возможности отложить и т. д. и т. п.

Вот и наше судно стояло в выходные дни на якоре на рейде норвежского порта Танангер в ожидании погрузки рыбной муки из чилийского анчоуса, и команда не упустила отличную возможность провести учебную тревогу «Человек за бортом» со спуском дежурной шлюпки, а заодно, провести показательную тренировку по использованию гидрокостюма, включая прыжок в воду с высоты около 3,5 метров. Не переживайте, капитан никого не подвергал риску, так как он сам и прыгнул, тем самым продемонстрировав остальным членам команды, как это надо делать и как это выглядит со стороны. К сожалению, в последние 10 лет произошла значительная деградация профессионального уровня моряков и они боятся спускать шлюпки на воду, садиться в них и маневрировать на воде, особенно они боятся спускаться в шлюпках, которые спускаются на воду способом свободного падения ( free — fall lifeboat ), поэтому многое приходится выполнять самим капитанам, однако многие коллеги не заморачиваются и на некоторых судах шлюпки не спускаются годами, хотя записи разумеется в судовом журнале делаются и соответствующие формы о проведении тревог заполняются и отправляются судовладельцу.

сухогруз

На якоре на рейде норвежского порта Танангер, погожие сентябрьские выходные.

корабль

Грузовая марка и марки углубления (осадки) на миделе покрашены и хорошо различимы.

моряк

фото

Всё готово и сейчас сиганёт за борт.

фото

Не забываемые ощущения, особенно когда из гидрокостюма с фырканьем вырывается, находящийся в нём воздух.

фото

Необходимо находиться на спине, лицом к верху, так безопаснее, удобнее и практичнее. Помните, как забавно лежат на спине, брюшком к верху, одни из самых милых морских животных — дальневосточные каланы, так что моряки просто позаимствовали у этих смышленых животных такое положение. Лицо меньше заливается и забрызгивается водой, рот и нос максимально подняты над водой, намного меньше затрачивается усилий для передвижения по воде — греби себе руками, хоть поочередно, а хоть и одновременно двумя.

фото

Сигнальный свисток вещь необходимая, спасатели его естественно не услышат, а вот птиц всяких хищных отпугивать — в самый раз.

фото

Команда дежурной шлюпки отрабатывает маневр подхода к находящемуся в воде человеку (а в некоторых случаях, к сожалению, к телу).

фото

Команда дежурной шлюпки должна конечно иметь на голове головные уборы, в зависимости от погодных условий, однако, чтобы каски не мешали, капитан разрешил их не одевать. А моряки, знаете ли, любят всякие там послабления и отступления от правил, у них от этого, почти всегда, настроение улучшается.

фото

Так вот, не спеша и отбуксировали тело капитана к борту судна.

фото

Ну а дальше он сам поднимется по шторм-трапу на борт.

фото

Практические занятия и тревога закончены, разбор учений проведен и капитан имеет полное право, и с чистой совестью погонять на шлюпке по рейду.

фото

Такие дни очень положительно влияют на моряков, так как вносят разнообразие в их монотонные будни.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: