В гражданском и уголовном процессе какие суды различают

Обновлено: 28.03.2024

В новом постановлении Пленум Верховного суда разъяснил, кто может обратиться с гражданским иском, а кого привлекут в качестве ответчика, призвал учитывать аморальное поведение потерпевших и не стесняться в этом случае снижать размер компенсации. Также Пленум определил правила подсудности гражданских исков, решения по которым отменила апелляция, и призвал наказывать судей, которые необоснованно отказывают в подобных исках.

Впервые Пленум ВС представил разъяснения на тему гражданских исков в июне. Ко «второму чтению» документ претерпел значительные изменения, рассказала судья-докладчик Светлана Шмотикова. При этом за три месяца рабочая группа ВС и госорганы не смогли прийти к единому мнению по некоторым спорным положениям.

Источник: Постановление Пленума ВС «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу».

1. Про истца

Пленум ВС обращает внимание судов на то, что право подать гражданский иск в рамках уголовного дела есть как у физических, так и у юридических лиц. При этом граждане могут заявить дополнительное требование (о возмещении морального вреда).

Государственные и муниципальные предприятия тоже могут подать иск. А могут не подавать, и тогда за них это сделает прокурор. Гособвинитель также вправе подать иск в интересах несовершеннолетнего потерпевшего, если это не сделают его представители.

При этом Генпрокуратуре отказали в поправке, которой предусматривалось право публично-правовых образований (например, субъектов РФ) обращаться с гражданским иском самостоятельно, от своего лица.

По общему правилу, в качестве гражданского ответчика выступает обвиняемый по уголовному делу. Если закон возлагает обязанность возмещения вреда на кого-то еще, его и нужно привлечь – конкретное физическое или юридическое лицо.

Например, по искам о преступлениях, связанных с причинением вреда работником организации при исполнении трудовых обязанностей, суд должен привлечь ответчиком работодателя (юрлицо). А владелец автомобиля должен быть привлечен в качестве ответчика по делу о причинении вреда в результате ДТП.

Ко второму чтению Пленум разъяснил, что быть ответчиком по гражданскому иску должны и те, кто неправомерно завладел чужим имуществом – даже если уничтожили или повредили это имущество уже другие люди. На этой поправке настаивали в правовом управлении президента и в Генпрокуратуре, рассказала Шмотикова.

В качестве представителя юридического лица, признанного гражданским истцом по уголовному делу, допускаются адвокаты и другие лица с соответствующими полномочиями.

Полномочия представителя должны быть подтверждены ордером, если интересы юридического лица представляет адвокат, либо доверенностью, оформленной надлежащим образом.

Документы понадобятся и в тех случаях, когда представителем юрлица в суде является его руководитель. Он должен подтвердить статус руководителя и факт наделения такими полномочиями.

Если в рамках уголовного дела решить гражданский иск не удалось, или в случае отмены решения в этой части в апелляции - подсудность определяется по правилам ГПК.

Пленум ВС подчеркивает: характер и размер причиненного преступлением имущественного вреда доказывает государственный обвинитель.

Иной имущественный вред, причиненный непосредственно преступлением, но выходящий за рамки предъявленного подсудимому обвинения – например, расходы на погребение случае смерти потерпевшего – вправе доказывать сам гражданский истец с помощью необходимых документов.

6. Решение вслед за приговором

Пленум не исключает возможности обсуждать во время судебного заседания по уголовному делу и во время прений сторон вопросы, касающиеся предъявленного по делу гражданского иска, даже если уголовное дело рассматривается в особом порядке.

Суд при постановлении обвинительного приговора может принять решение об удовлетворении гражданского иска. Это возможно, если требования вытекают из обвинения, с которым согласился обвиняемый, и нет других препятствий для разрешения иска судом по существу.

7. В одном процессе

Пленум ВС предписывает судам принимать «исчерпывающие меры» для разрешения гражданского иска по существу сразу при постановлении обвинительного приговора.

Судам не следует необоснованно передавать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Если суду нужно время, чтобы произвести расчеты суммы компенсации по иску, то следует отложить заседание, а не передавать иск для отдельного рассмотрения в гражданском процессе.

8. Иск – в гражданский процесс

В то же время, суды должны оставлять без рассмотрения некоторые требования имущественного характера, связанные с преступлением – регрессные иски, требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, о признании гражданско-правового договора недействительным или о возмещении вреда в случае смерти кормильца. Такие споры должны рассматриваться в порядке гражданского производства, подчеркнул ВС.

9. Признание еще не значит удовлетворение

Если гражданский ответчик признал иск, то это еще не значит, что суд должен «автоматически» удовлетворить его. Судья должен разбираться в обстоятельствах дела, изучать доказательства и только после этого выносить решение по гражданскому иску.

«Наличие имущественного и морального вреда, причиненного преступлением, характер этого вреда и размер подлежащих удовлетворению требований суд устанавливает на основе совокупности всех исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательств», – подчеркивает Верховный суд.

10. Солидарно и в долевом порядке

Если преступников было несколько, то по гражданскому иску их можно обязать возместить вред как солидарно (в равных долях), так и в долевом порядке.

В случае удовлетворения гражданского иска, предъявленного к нескольким подсудимым, в резолютивной части приговора суд должен указать, какие конкретно суммы подлежат взысканию с них солидарно и какие – в долевом порядке.

11. Плата за замки

Верховный суд подчеркивает, что ответчики должны возмещать вред не только имуществу, которое указано в обвинении. Следует учитывать еще и повреждение устройств сигнализации или видеонаблюдения, взлом замка, повреждение двери или окна при проникновении в помещение, повреждение автомобиля с целью его угона. В общем, оплатить придется все действия, которые входили в способ совершения преступления.

Если вред, причиненный преступлением, был застрахован, то ответчик должен возместить только ту часть расходов истца, которую не покрыла страховая компания.

12. Моральный вред

Пленум подчеркивает: при определении размера компенсации морального вреда суды должны учитывать сразу несколько факторов:

  • характер причиненных потерпевшему физических или нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями;
  • степень вины подсудимого, его материальное положение;
  • другие конкретные обстоятельства дела, влияющие на решение суда по предъявленному иску.

Во всех случаях при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Если суд обнаружит в действиях самого потерпевшего признаки противоправного или аморального поведения, он может учесть это и снизить размер компенсации морального вреда.

13. Частные определения для судей

Пленум рекомендует судам апелляционной и кассационной инстанций реагировать на каждый случай «необоснованного отказа потерпевшему и гражданскому истцу в правосудии по гражданскому иску».

В необходимых случаях (например, при необоснованной передаче вопроса о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства) апелляционным и кассационным судьям предписывают выносить частные определения в адрес нижестоящих судов.

Судом первой инстанцииназывают суд, уполномоченный на непосредственное (по существу) исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесения по нему име­нем Российской Федерации соответствующего судебного акта – решения или приговора.

По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. По уголовным делам это вопрос о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления и о применении или неприменении наказания.

В качестве суда первой инстанции в отношении гражданских и уголовных дел могут выступать почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий. Однако в уголовном судопроизводстве, в отличие от судопроизводства в гражданско-правовой сфере с 1 января 2013 г. не является судом первой инстанции Верховный Суд РФ.

В системе арбитражных судов первой инстанцией, т.е. принимающей по существу первое решение по делу, являются арбитражные суды субъектов РФ.

Суд второй (апелляционной) инстанции — это суд, рассмат­ривающий дело по апелляционной жалобе или представлению прокурора на приговоры и иные решения суда первой инстанции, постановления судьи, не вступившие в законную силу.

Кассационная инстанция – суд (орган суда), проверяющий по жалобам (представлениям) управомоченных лиц законность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также решений суда апелляционной и нижестоящей кассационной инстанции.

Надзорной (исключительной) инстанцией является Пре­зидиум Верховного Суда РФ, рассматривающий в особом порядке отнесенные к его компетенции решения нижестоящих судебных инстанций.

Еще одной формой пересмотра вступивших в законную силу решений судов является возобновление производства по делуввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Здесь еще обратим внимание на содержание таких терминов, как «вышестоящая инстанция», «вышестоящий суд» и «высшая судебная инстанция». Первыми двумя принято называть суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень в иерархии судов. Так, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ч. 2 ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

«Суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, - отмечается в ч. 2 ст. 36 данного Закона, - считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Верховный Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, считается вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу».

Что касается созвучного первым двум терминам словосочетания «высшая судебная инстанция», то оно является синонимом статуса Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, которые Конституцией РФ относятся к высшим органам судебной системы России (ст. 126, 127).

4. Правозащитные и правоохранительные аспекты в деятельности судов

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Право на судебную защиту, будучи одним из конституционных прав, служит одновременно гарантией для всех иных прав и свобод, в чем состоит его особая черта и ценность. Конституция РФ в ст.18 прямо указывает, что права и свободы граждан обеспечиваются правосудием. Обратиться за судебной защитой своих нарушенных прав и свобод вправе каждый, находящийся под юрисдикцией Российской Федерации. Эта принципиальная позиция была подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г.[25], где сказано, что право на судебную защиту является личным неотчуждаемым правом каждого человека вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, должно гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами РФ.

Усиленную правозащитную нагрузку несут правозащитные позиции Конституционного Суда РФ. Такой вывод следует из ч.4 ст.125 Конституции РФ, которая предусматривает право граждан обжаловать нарушение своих прав и свобод в данный конституционный судебный орган; такая жалоба актуализирует проверку конституционности примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона; неконституционные акты или их отдельные положения утрачивают силу (ч.6 ст.125), что способствует обеспечению конституционности правозащитного пространства России.

Таким образом, защита прав граждан реализуется КС РФ посредством рассмотрения их жалоб о на­рушении конституционных прав и свобод. Специфика данного рода деятельности заключается в том, что орган конституци­онного правосудия предпринимает опре­деленные действия только тогда, когда кон­ституционные права человека нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, о чем долж­но быть сообщено суду в виде жалобы. За­щита прав граждан может осуществляться также и по обращениям иных субъектов, а именно: судебных органов, Уполномочен­ного по правам человека Российской Феде­рации, Генерального прокурора Российской Федерации. Таким образом, защита прав граждан как вид публичной деятельности имеет место только с момента возникнове­ния нарушения конституционного права.

Конституционный Суд Российской Федерации, принимая к про­изводству дела в порядке конкретного нор­моконтроля в связи с применением оспари­ваемой нормы в отношении определенного лица, никак не ограничен целью защиты кон­ституционных прав только этого субъекта, как это предусмотрено, к примеру, в граж­данском судопроизводстве, где решение мо­жет касаться только участвующих в деле лиц. Последствия решений, принятых в порядке судебного конституционного контроля, зна­чительно шире по объему затрагиваемых общественных отношений. Путем принятия решения по конкретному делу орган консти­туционного правосудия не только защищает нарушенное конституционное право или ре­шает иной конституционно-правовой спор, но и выполняет превентивную функцию, суть которой составляет предупреждение право­нарушений в будущем, т.е. правоохрану. Конституционный Суд Российской Федерации посредством правовых позиций, сформулированных в ре­шениях, предостерегает и законодателей, и правоприменителей от будущих ошибок, обозначая конституционно-правовую трак­товку положений нормативных правовых ак­тов или практики их применения. Поэтому очевидным является тот факт, что наряду с правозащитной деятельностью Конституци­онным Судом Российской Федерации осу­ществляется и правоохранительная.

Следует выделить ст. 46 ГПК РФ «Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц»:

«В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные частью второй статьи 45 настоящего Кодекса».

Субъектом, выполняющим дополнительную правозащитную нагрузку, выступает суд с участием присяжных заседателей, о котором упоминает ч. 2 ст. 47 Конституции РФ. Праву обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных в предусмотренных законом случаях Конституция РФ придает настолько важное правозащитное значение, что запрещает ограничивать его даже в условиях чрезвычайного положения (ч.3 ст.56 Конституции РФ). Участие граждан в отправлении правосудия нацеливает именно на правозащитное понимание суда с участием присяжных заседателей с учетом установленного законом процессуального механизма.

Возрождение, становление и совершенствование в России института суда с участием присяжных заседателей служит образцом не только признания, уважения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, но и нацеленности государства на их эффективную защиту через судебные процедуры с участием граждан.

Широкая возможность осуществления правозащитной деятельности предусмотрена полномочиями суда в ходе досудебного производства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решения о производстве органами предварительного расследования процессуальных действий или принятии процессуальных решений, ограничивающих конституционные права граждан. А в соответствии с ч. 3 ст. 29 УПК РФ суд правомочен в ходе судебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателям в случаях и в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ.

Вместе с тем, как уже ранее отмечалось, понятия защиты права и охраны прав, свобод и законных интересов взаимосвязаны. Это выражается в том, что на практике правозащитные отношения порождают возникновение правоотношений правоохранительного характера. Так, в деятельности суда это может происходить следующим образом: вышестоящая судебная инстанция, проверяя доводы, изложенные в жалобе стороны по поводу неправомерного поведения судьи в ходе процесса, может отменить несправедливый и незаконный обвинительный приговор. Рассматривая жалобу лица в порядке уголовного судопроизводства суд вправе вынести решение не только о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным, но и о его обязанности устранить допущенное нарушение (ч. 5 ст. 125 УПК РФ).

Правоохранительный характер имеют и судебные решения, которые обязательны для исполнения. Так, злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению влечет за собой уголовную ответственность по ст. 315 УК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК РФ если суд при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым. При этом, суд использует не только свои властные полномочия по применению мер государственного принуждения, но и реализует предупредительные (профилактические) функции, что является элементами правоохранительной деятельности.

Правоохранительная и правозащитная деятель­ность судов представляет собой форму ак­тивно-властного отношения органа судебной власти к нарушениям прав и свобод граждан, их причинам и последствиям в целях способствования их реализации и восстановления, а также предупреждения подобных правонарушений со стороны должностных лиц различных органов и организаций.

В заключение еще раз отметим, что и за­щитная, и охранительная виды деятельности суда при всех различиях имеют много общих черт и характеристик, таких как: предмет де­ятельности, властность ее осуществления, правовая опосредованность, процессуаль­ная упорядоченность и др.

Судебной системойназывается совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи и взаимосвязанных осуществлением правосудия. Судебная система Российской Федерации состоит из Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции (в том числе, военных) и арбитражных судов. Собственная судебная система субъектов РФ представлена конституционными (уставными) судами и мировыми судьями. Гражданин РФ имеет право обращаться в суд за защитой своих прав с 14 лет.

Суды, наделенные однородными полномочиями, составляют судебную инстанцию. В российском гражданском и уголовном процессе различают суды первой, второй (кассационной) и исключительной (надзорной) инстанции. В арбитражном процессе с 1995 г. также введена апелляционная инстанция.

1. Суд первой инстанции управомочен рассматривать дела по существу.

Апелляционная инстанция также рассматривает не вступившие в силу решения суда первой инстанции. Однако, выступая в качестве апелляционной инстанции, суд проверяет существо решения нижестоящего суда, заново проводя исследование имеющихся и новых доказательств. После апелляционного рассмотрения дела суд либо утверждает обжалованное решение, либо отменяет его и выносит новое, т.е. пересматривает решение суда первой инстанции в целом.

3. В качестве надзорной инстанции суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной и нижестоящих надзорных инстанций, уже вступивших в законную силу.

Конституционный Суд РФ является судом высшего звена, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В состав Конституционного Суда входят 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента. В составе Конституционного Суда образуются две палаты (из 10 и из 9 судей). В компетенции Конституционного Суда РФ находятся вопросы:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституций, уставов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также не вступивших в законную силу международных договоров РФ;

2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и ее субъектов, между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) проверка конституционности законов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Решения Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения.

В компетенцию судов общей юрисдикции входит основная масса уголовных, гражданских, административных дел. Низшим звеном в системе является мировой суд. Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 УПК РФ; 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; 5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; 8) дела об определении порядка пользования имуществом; 9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Основным звеном системы является районный (городской) суд. Они рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, проверяют законность и обоснованность приговоров и решений мировых судей, а также рассматривают дела об административных правонарушениях.

Средним звеном в системе судов общей компетенции являются верховные суды субъектов федерации. В составе данных судов действуют президиум и две коллегии – по уголовным и по гражданским делам. В качестве первой инстанции суды среднего звена рассматривают уголовные дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, о преступлениях против государственной власти и некоторые другие. Эти суды выступают в качестве кассационной и надзорной инстанции в отношении судов основного звена. В суде среднего звена может быть образована коллегия судей-профессионалов, коллегия судьи и 12 присяжных заседателей, коллегия судьи и двух народных заседателей.

В систему судов общей юрисдикции входят и военные суды, создаваемые по территориальному принципу. Они рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также некоторые гражданские дела. Эти специализированные суды состоят из военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов (основное звено), судов военных округов, флотов, видов и групп войск (среднее звено). Высшей инстанцией является Верховный Суд, в составе которого образуется Военная коллегия.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом (суд высшего звена) по делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд РФ работает в составе Пленума Верховного Суда, Президиума, судебных коллегий по гражданским делам и по уголовным делам, Военной и Кассационной коллегий.

Третьим направлением деятельности федеральных судов является арбитраж. Арбитражные суды разрешают экономические споры между хозяйствующими субъектами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Основным звеном системы являются арбитражные суды субъектов РФ, рассматривающие большинство дел в первой инстанции. Федеральные арбитражные суды 10 округов Российской Федерации рассматривают в качестве кассационной инстанции законность решений арбитражных судов как судов первой инстанции. Высший Арбитражный Суд РФ является надзорной инстанцией для всех арбитражных судов, он обобщает судебную практику, дает разъяснения по вопросам применения арбитражного законодательства. Председатели Верховного и Высшего Арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Заместители председателя и судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента, основанному на представлении председателей судов и заключении квалификационной коллегии судей этих судов. Судьи остальных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного или Высшего Арбитражного судов, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными органами власти соответствующих субъектов РФ.

Суды, входящие в судебную систему, наделяются различными судебными полномочиями и выполняют различные процессуальные функции.

Судебные полномочия - компетенция суда.

Процессуальные функции - определенное направление деятельности суда по осуществлению правосудия (рассмотрение дела по существу, проверка законности и обоснованности ранее принятого решения и т.п.).

С учетом компетенции суды общей юрисдикции (в том числе и военные) и арбитражные суды подразделяются на звенья.

Звено судебной системы – это суды, наделенные законом однородными полномочиями (например, суды полномочные рассматривать дела только по существу, суды, рассматривающие дела по существу и в апелляционном порядке, суды, рассматривающие дела по существу, в кассационном и в надзорном порядке) и занимающие одинаковое организационное место в судебной системе.

Система судов общей включает следующие звенья:

· первое (низшее) – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего района, → рассматривают судебные дела только по существу;

· второе (основное) – районные, городские (в городах без районного деления)→ рассматривают определенные дела по существу и в апелляционном порядке;

· третье звено (среднее) – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов → рассматривают дела и по существу и проверяют законность и обоснованность судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;

· Высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами является Верховный Суд РФ, который → осуществляет судебный надзор за деятельностью федеральных судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные дела, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Военные суды включают первое (основное) звено – гарнизонные военные суды и второе (среднее) звено – окружные (флотские) военные суды. Вышестоящей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (ст. 10 Закона о военных судах).

Арбитражные суды Российской Федерации включают:

· первое (низшее, основное) звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов → рассматривает подведомственные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью только по существу;

. В районах арбитражные суды не образуются.

· второе звено – арбитражные апелляционные суды создаются на определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ → проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу;

Наименование этих судов дано в указанном законе с использованием имен числительных (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.). По состоянию на 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации образован 21 арбитражный апелляционный суд.

· третье звено – арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), создаются на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ, объединенных в соответствующий федеральный арбитражный округ → проверка законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 10 арбитражных судов округов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный.

· Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам округов является Судебная коллегий по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Она рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда РФ и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

По характеру выполняемых процессуальных функций суды судебной системы Российской Федерации подразделяютсяна: суды первой инстанции; суды второй (апелляционной) инстанции, суды кассационной инстанции; суд надзорной инстанции.

Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, президиум), выполняющие строго определенную процессуальную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением гражданского, уголовного дела по существу, либо по проверке законности и обоснованности ранее принятого по делу судебного постановления в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Суд первой инстанции - суд, который рассматривает дело по существу и выносит по нему первичное решение. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).

В качестве суда первой инстанции выступают все суды общей юрисдикции (мировые судьи, районные суды, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, гарнизонные военный суды, окружные (флотские) военные суды, Судебные коллегии Верховного Суда РФ), в пределах своих полномочий (подсудности).

В системе арбитражных судов в качестве судами первой инстанции являются арбитражные суды субъектов РФ, Суд по интеллектуальным правам и Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Суд второй инстанции – суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, апелляционная коллегия), которые по апелляционной жалобе участников судебного разбирательства или представлению прокурора, проверяет законность и обоснованность судебных постановлений суда первой инстанции не вступивших в законную силу.

Апелляционное рассмотрение дела - пересмотр вышестоящим судом (апелляционной инстанцией) решения нижестоящего суда, с участие сторон, с новым исследованием ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств с вынесением, в том числе, и нового судебного решения.

Судами апелляционной инстанции в системе федеральных судов общей юрисдикции являются:

районный суд → рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;

судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривают апелляционные жалобы, представления на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ → рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции дела, подсудные Верховному Суду РФ, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебными коллегиями Верховного Суда РФ,

В системе арбитражных судов апелляционной инстанции являются арбитражные апелляционные суды. Эти суды рассматривают апелляционные жалобы на решения арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу, отнесенных к юрисдикции данного апелляционного арбитражного суда.

В кассационном порядке суд проверяетзаконность и обоснованность судебного постановления нижестоящего суда, вступившего в законную силу.

Судами кассационной инстанции в системе судов общей юрисдикции являются:

президиум верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, которые → рассматривают дела по кассационным жалобам, представлениям на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов и на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей;

президиум окружного (флотского) военного суда→ рассматривает кассационные жалобы, представления на апелляционные решения окружных (флотских) военных судов и на вступившие в законную силу судебные постановления гарнизонных военных судов;

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам и Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ → проверяют законность и обоснованность судебных постановлений, вынесших президиумами верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов; на апелляционные постановления верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу судебные постановления районных судов, гарнизонных военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа окружного (флотского) военного суда.

К кассационной инстанции в системе арбитражных судов относятся: а) арбитражные суды округов проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов субъектов, вступивших в законную силу, а также постановления арбитражных апелляционных судов; б) Суд по интеллектуальным правам → проверят в качестве кассационной инстанции, рассмотренные им дела по первой инстанции и дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции и арбитражными апелляционными судами.

Надзорная инстанция – суд, наделенный полномочиями по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями

. В качестве суда надзорной инстанции для судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» выступает только Президиум Верховного Суда РФ.

Виды решений, которые могут быть обжалованы в Президиум Верховного Суда РФ, определены в ст. 391.1 ГПК РФ и ст. 412.1 УПК РФ.

Суды, рассматривающие дела в апелляционном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Например, районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ст.21 Закона о судебной системе РФ).

Суды, рассматривающие дело в кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решение по делу

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 31 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ».

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2914 г. «О Верховном Суде Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья рассматривает по первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: