В государстве а была реформирована судебная система это пример деятельности
Обновлено: 28.03.2024
Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании Двух или более ошибочных цифр) — 0 Баллов.___________________ ________________________________________________
21. Как автор определяет понятие «политическая система»? Объясните понятия «интрасоциетальная» и «экст- расоциетальная », использованные автором.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе должны быть следующие Элементы:
1) Дан ответ на вопрос: «совокупность тех взаимОдействий, посредством которых ценности автори-
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Тарным способом приносятся в общество»;
2) Объяснены два понятия:
— «интрасоциетальная» — часть окружения политической системы, которая охватывает «множества типов поведения, отношений, идей, таких, как экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения», которые являются функциональными сегментами общества;
— «экстрасоциетальная» — часть окружения политической системы, которая охватывает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу
Дан ответ на вопрос и объяснены два понятия
Дан ответ на вопрос и объяснено одно понятие. ИЛИ Объяснены два понятия
Дан ответ на вопрос. ИЛИ Объяснено одно понятие. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
22. Какая функция политической системы указана в тексте? Назовите еще две любые функции политической системы.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе должны быть следующие Элементы:
1) указана функция политической системы по тексту — регулирование поведения членов общества (регулятивная);
2) приведены две дополнительные функции политической системы, допустим:
— воспитательная (политическая социализация) и пр.
Могут быть приведены иные функции политической системы
Указана функция политической системы по тексту, приведены две дополнительные функции
Указана функция политической системы по тексту, приведена одна дополнительная функция
Указана функция политической системы по тексту. ИЛИ Приведены одна-две дополнительные функции. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
23. Автор утверждает, что в мире, где постоянно формируются новые политические системы, существует немало примеров того, когда меняющиеся экономика, культура или социальная структура могут оказывать воздействие на политическую жизнь. Используя знания обществоведческого курса и факты социальной жизни, приведите три соответствующих примера.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать Три примера, допустим:
1) изменения экономики: частная собственность и развитие рыночной экономики являются предпосылкой формирования гражданского общества;
2) изменения культуры: изменения в сознании представителей дворянства в России XIX в. расшатывало систему крепостного права; ценность патриотизма лежала в основе победы советских людей в Великой Отечественной войне;
3) изменения социальной структуры: появление буржуазии на исторической арене привело к созданию политических партий.
Могут быть приведены иные уместные примеры
Приведены три примера
Приведены два примера
Приведен один пример
Приведены рассуждения общего характера. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
24. Объясните, что автор называет «стрессом» политической системы. Используя текст и знания обществоведческого курса, предположите, как политическая система может предупредить стрессы, вызванные интра — социетальным и экстрасоциетальным окружением (выскажите три предположения).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:
1) Объяснение, например: стресс — это кризис политической системы;
2) Предположения, допустим:
— для смягчения или предотвращения экономического кризиса можно проводить экономические реформы, стабилизационную политику и пр. (интрасоциетальное окружение);
— для предотвращения социального взрыва можно пойти на диалог с лидерами оппозиции, начать проведение социальных реформ и пр. (интрасоциетальное окружение);
— для противостояния агрессии можно ввести чрезвычайное положение и пр. (экстрасоциетальное
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Может быть дано иное уместное объяснение, высказаны иные предположения
Дано объяснение, высказаны три предположения
Дано объяснение, высказаны два предположения
Дано объяснение, высказано одно предположение. ИЛИ Высказаны три предположения
Дано объяснение. ИЛИ Высказаны одно-два предположения. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие ♦ правоотношение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об объектах правоотношения, и одно предложение, содержащее информацию о субъектах правоотношения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:
1) Смысл понятия, например: Правоотношение — это общественное отношение, которое регулиру — ется нормами права;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) Одно предложение с информацией об объектах правоотношения, опирающейся на знание курса, например: К объектам правоотношения относят материальные блага (например, вещи, деньги, ценности) и нематериальные блага (например, жизнь, здоровье, честь и достоинство человека);
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об объектах правоотношения.)
3) Одно предложение с опорой на знание курса, содержащее информацию о субъектах правоотно — шения, например: Субъектами правоотношения являются участники правоотношений, которые имеют субъективные права и юридические обязанности;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о субъектах правоотношения с опорой на знание курса.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предло — жение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составле — но(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
26. Назовите любые три «провала» (несовершенства, несостоятельности) рынка и приведите примеры экономической политики государства, противостоящей им.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе могут быть названы Любые три «провала» (несовершенства, несостоятельно — сти) рынка и приведены Примеры экономической политики государства, противостоящей им, до — пустим:
1) безработица — проведение государством политики занятости, создания новых рабочих мест и пр.;
2) проблема создания общественных благ — государство берет на себя их создание (национальная оборона, пожарная охрана, бесплатное образование и здравоохранение и пр.);
3) проблема отрицательных внешних эффектов — вмешательство государства в случаях отрицательных внешних эффектов (контроль за созданием очистных сооружений и пр.);
4) тенденция к монополизации — поддержка конкуренции и антимонопольная государственная политика;
5) имущественное неравенство — социальная политика государства и т. д.
Могут быть названы другие «провалы», приведены другие примеры
Правильно названы три «провала» рынка, приведены три примера экономической политики государства, противостоящей им
Правильно названы два-три «провала» рынка, приведены два примера
Правильно названы один-три «провала» рынка, приведен один пример
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильно названы один—три «провала» рынка. ИЛИ Приведены только один—три примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
27. В государстве А была проведена реформа, в результате которой произошел переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Какие изменения были внесены в закон о выборах (укажите четыре изменения)?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе должны быть указаны следующие Изменения:
— для проведения выборов введено деление страны на избирательные округа в соответствии с количеством мест в представительном органе;
— введены изменения, связанные с регистрацией кандидатов в депутаты (от регистрации партий к регистрации граждан);
— новый порядок подсчета голосов (победитель определяется большинством голосов в избирательном округе);
— возможность проведения второго тура выборов и пр.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Указаны четыре изменения закона о выборах
Указаны три изменения закона о выборах
Указаны два изменения закона о выборах
Указано одно изменение закона о выборах. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Культура как явление общественной жизни». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
__________________ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)_____________________ При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1) Человек — творец культуры. Понятие «культура»:
1. «вторая природа» — созданная человеком среда обитания;
2. форма общественного сознания;
3. совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества;
4. творческая деятельность, осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества.
2) Основные функции культуры:
3. регулятивная (нормативная);
5. функция социализации.
3) Материальная и духовная культура, их взаимосвязь и взаимодействие.
4) Субкультура и контркультура.
5) Виды современной культуры:
6) Структура (компоненты) культуры:
6. политические, правовые идеи.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут Быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах____________________________________________________________
Отсутствие любых двух из 1, 2 и 6 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Структура предложенного плана
Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу
Корректность формулировок пунктов плана
Три или более пункта, Любые два из которых де — тализированы в подпунктах
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
Два пункта детализированы в подпунктах.
Три пункта, Любой один из которых детализирован в подпунктах
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
Три или более пункта, Любые два из которых де — тализированы в подпунктах
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу
План по своей структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов
Формулировки пунктов плана кор — ректны и позволяют раскрыть со — держание темы по существу
Три или более пункта, Любые один-два из кото — рых детализированы в подпунктах
Три или более пункта, Любые один-два из кото — рых детализированы в подпунктах
В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы
Два пункта, Любой один из которых детализирован в подпунктах
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла
План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы
Максимальный балл
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
«Каждая эпоха, приобретая новые идеи, приобретает новые глаза» (Г. Гейне).
♦Предприниматель — это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой» (П. Друкер).
Социология, социальная психология
«Неравенство прав увеличивает общественные раздоры» (П. Буаст).
«Государства более не могут стремиться к укреплению своей безопасности за счет друг друга; ее можно добиться только путем совместных усилий» (У. Пальме).
«Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» (Цицерон).
Критерии оценивания см. на стр. 277—278.
Часть 1
Задания 1—3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4—9, 11, 13—20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании Двух или более ошибочных цифр) — 0 Баллов.__________________
15. Учёные до сих пор не знают всех деталей физических процессов, связанных с землетрясениями, тем не менее в последние десятилетия сейсмологические службы различных государств всё чаще заранее предупреждают власти о необходимости эвакуации населения. Это проявление функции науки
Прогностической
2) мировоззренческой
3) производственной
4) познавательной
16. В государстве А. была реформирована судебная система. Это пример деятельности
2) социально-преобразовательной
3) прогностической
4) материально-практической
17. Какая из перечисленных ситуаций характеризует гуманитаризацию образования?
1) Некоторые школы приняли участие в эксперименте по использованию электронных учебников.
2) Увеличение количества часов на изучение социальных предметов.
3) Усилен контроль за качеством издаваемой учебной литературы.
4) Введены новые образовательные стандарты.
18. За последние несколько лет Болгария столкнулась с резким сокращением численности граждан трудоспособного возраста, обусловленным старением населения. Проявлением какой глобальной проблемы является данный факт?
1) экологической
2) продовольственной
Демографической
4) проблемы Север — Юг
19. В ходе дискуссии А. сделал вывод о некомпетентности своего оппонента, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных характеристик вызвала критику А.?
1) высокий уровень социальной мобильности
2) преобладание семей нуклеарного типа
3) сословная структура общества
4) рост количества крупных промышленных центров
20. Учёные страны Z обобщили данные исследования литературных предпочтений молодёжи. Они использовали различные методы. Что из перечисленного относится к эмпирическим методам научного познания?
1) выявление закономерностей, обоснование результатов
2) выдвижение гипотезы
Интервьюирование, наблюдение
4) формулирование выводов
21. Какой признак свойствен индустриальному обществу?
1) натуральный характер хозяйства
2) цеховая организация промышленного производства
3) слабая развитость рыночных отношений
4) переход от ручного труда к машинному
Общество: строение и развитие
Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
Революцией
Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют
1) социальной стратификацией
Общественным прогрессом
3) культурной революцией
4) социальной адаптацией
Что из перечисленного ниже иллюстрирует эволюционные явления в общественной жизни?
1) скачкообразные перемены
2) революционные преобразования
Постепенные изменения
4) цикличность социального развития
Общество, в отличие от природы
1) развивается закономерно
2) подвержено изменениям
Творит культуру
4) является динамической системой
Революция и реформа являются
1) социальными институтами
2) формами общественных преобразований
3) элементами общества как системы
4) видами социальных связей
Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
Революцией
9.Природа, в отличие от общества
1) испытывает влияние человеческой деятельности
2) является средой обитания человека
3) изменяется в направлении от низшего к высшему
Способна развиваться независимо от человека
10. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются
Реформами
Совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, сложившихся исторически». Какому понятию соответствует данное определение?
Общество
Совокупность исторически сложившихся форм жизнедеятельности людей, в которой реализуются их общие потребности». Какому понятию соответствует данное определение?
Общество
13. «Группа людей, объединившаяся для совместной деятельности и имеющая общие интересы и ценности».
Какому понятию соответствует данное определение?
Общество
Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения».
Какому понятию соответствует данное определение?
Общество
С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер
1) отказа от смертной казни за совершение преступлений
Успехов в освоении космического пространства
3) сглаживания социального неравенства в обществе
4) формирования гражданского общества
16.Какое из приведённых ниже понятий объединяет, обобщает три других?
1) поступательное развитие
Общественный прогресс
17.Что из приведённого ниже характеризует общество как систему?
1) обособление от природы
2) постоянное развитие
3) сохранение связи с природой
Наличие сфер и институтов
18. Индустриальное и информационное общества объединяет общий признак –
1) широкое распространение социальных сетей
2) создание единых мировых финансовых центров
3) преобладание крупной промышленности и транспорта
Признание ценности индивидуальной свободы и частной собственности
Развитие общества, для которого характерен переход от менее совершенных форм организации к более совершенным, — это
1) социальная стратификация
Общественный прогресс
3) социальная адаптация
4) общественная мобильность
Реформа – форма общественных изменений, которая отличается
1) радикализмом, сломом старых общественных структур
2) инициативой снизу, стихийными действиями народных масс
3) стремительностью, качественным обновлением всей системы общественных отношений
Тем, что проводится по инициативе властей, затрагивая отдельные сферы общества
21. Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1) строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен — зиккуратов
Развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3) возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4) составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей
22. Общество как динамическую систему отличает признак:
1) наличие определенных социальных институтов и подсистем.
2) обособление от природной среды, утрачивание связи с ней.
Возникновение новых социальных институтов и отмирание старых.
4) вхождение природы и общества в единый материальный мир.
Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
Революцией
Результатом конструктивного взаимодействия общества и природы может стать
Преодоление экологического кризиса
2) углубление экономического кризиса
3) смягчение демографической ситуации
4) проблема «Севера» и «Юга»
Примером влияния природы на развитие общества является
1) демографическая проблема
1) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику.
2) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела.
3) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
4) Жители посёлка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров.
4. Исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения важнейших социальных потребностей называется
1) этнической общностью 2) социальным институтом
3) политической партией 4) общественным движением
5. Результатом конструктивного взаимодействия общества и природы может стать
1) преодоление экологического кризиса 2) углубление экономического кризиса
3) смягчение демографической ситуации 4) проблема «Севера» и «Юга»
6. «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения». Какому понятию соответствует данное определение? 1) культура 2) цивилизация 3) общество 4) формация
7. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются
1) революцией 2) прогрессом ) эволюцией 4) реформами
8. Что из перечисленного ниже иллюстрирует эволюционные явления в общественной жизни?
1) скачкообразные перемены 2) революционные преобразования 3) постепенные изменения
4) цикличность социального развития
9. Традиционное общество, в отличие от индустриального общества,
1) поддерживает высокий авторитет научного знания
2) основывается на приоритете личных интересов над коллективными
3) характеризуется связью всех сфер общественной жизни
4) имеет сословный тип социальной стратификации
10. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
2) Большинство населения занято в сфере услуг. 3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
11. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы 2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
3) способность к самоорганизации и саморазвитию 4) выделение из материального мира
5) постоянные изменения 6) возможность деградации отдельных элементов
12. Запишите слово, пропущенное в схеме.
13. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой он указан.
1) экологический кризис
2) угроза новой мировой войны
3) рост наркомании
4) распространение СПИДа
5) угроза XXI века
14. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «аграрное общество».
3) фабрика 4)религия 5)большая семья 6)сфера услуг
15. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) аграрно-сырьевой тип хозяйства
Б) появление массовой культуры
В) развитие глобальных компьютерных сетей
Г) создание конвейера
Д) ведущая роль науки в производстве
16.. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный прогресс — одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.
Прогресс как понятие можно применять как к_____(Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два____(Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один — уровень__________(Е) в обществе».
Список терминов:
2) современное общество
7) социальная система
1. В ходе дискуссии А. сделал вывод о некомпетентности своего оппонента, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных характеристик вызвала критику А.?
1) высокий уровень социальной мобильности 2) преобладание семей нуклеарного типа
3) сословная структура общества 4) рост количества крупных промышленных центров
2. В стране Z в результате массовых народных выступлений произошла смена политического режима. Данный процесс называется
1) регрессом 2) революцией 3) реформой 4) реакцией
3. Арабский историк писал о нашествии монголов: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества. » И в самом деле, вторгаясь в богатые, цветущие страны, монгольские всадники вытаптывали возделанные поля, разрушали и сжигали селения и города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей — прежде всего ремесленников, женщин и детей — превращали в рабов. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером? 1) стагнация 2) эволюция 3) модернизация 4) деградация
4. Что из перечисленного характеризует общество как динамичную систему?
1) наличие социальных институтов 2) смена исторических эпох и периодов
3) авторитет институтов семьи и государства 4) существование социальных групп
5. Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1) строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен — зиккуратов
2) развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3) возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4) составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей
6. «Группа людей, объединившаяся для совместной деятельности и имеющая общие интересы и ценности». Какому понятию соответствует данное определение?
1) формация 2) культура 3) цивилизация 4) общество
7. Природа, в отличие от общества
1) испытывает влияние человеческой деятельности 2) является средой обитания человека
3) изменяется в направлении от низшего к высшему 4) способна развиваться независимо от человека
8. Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют
1) социальной стратификацией 2) общественным прогрессом 3) культурной революцией
4) социальной адаптацией
9. Усиление взаимосвязи государств и народов в современном мире выступает проявлением тенденции
1) глобализации 2) модернизации 3) информатизации 4) демократизации
10. Найдите в приведённом ниже списке черты общества индустриального типа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) механизация и автоматизация производства и управления
2) определяющая роль урбанизации в социальной жизни
3) высокий уровень социальной мобильности
4) господство церкви и армии в политической сфере общества
5) господство сельского натурального хозяйства
6) серийное производство товаров массового потребления
11. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) новые интеллектуальные технологии
12. Запишите слово, пропущенное в таблице
ТИП ОБЩЕСТВА
ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) cословное деление; 2) воспроизводство социального идеала; 3) коллективистские ценности;
4) традиционное общество; 5) сельская община; 6) сращивание власти и собственности;
7) низкая социальная мобильность.
14. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «постиндустриальное общество».
2) промышленная революция
15. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
A) сословная структура общества
Б) серийное производство товаров массового потребления
B) низкая социальная мобильность
Г) ведущая роль информации в жизни общества
16. . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму
организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие — о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».
Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.
Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путём применения юридических мер воздействия.
В целом в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.
- охрана государственного и общественного строя (конституционный контроль);
- укрепление законности и правопорядка;
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
- борьба с преступностью.
↑ Система правоохранительных органов, виды.
1) судебные;
2) прокуратура;
3) органы безопасности;
4) органы внутренних дел;
5) таможенные органы;
6) органы юстиции.
7) нотариат и адвокатура
- Органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, специализированные суды)
- Органы выявления и расследования преступлений: (Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел, Полиция, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков)
- Органы юридической помощи: (Нотариат, Адвокатура)
- Органы обеспечения правопорядка и безопасности: (Прокуратура Российской Федерации, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба охраны, Федеральная служба безопасности, Налоговые службы, Федеральная таможенная служба, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов)
Правоохранительные органы РФ
- осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
- разрешение конфликтов и споров на основании закона;
- защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
- надзор за исполнением законов органами исполнительной власти РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, должностными лицами;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание.
- возбуждение уголовного дела;
- проведение расследования по делам о преступлениях, отнесённых уголовно-процессуальным законодательством к её компетенции;
- действия прокурора, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступления (дача указаний о возбуждении уголовного дела; направление дела с обвинительным заключением в суд, поддержание государственного обвинения в суде).
- Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ.
- Проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ.
- Организационно-правовое обеспечение судебной реформы.
- Государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения, леса, воздушные и морские суда и др.) и сделок с ней.
- Регулирование сферы правового обслуживания.
- Осуществление контроля за исполнением законодательства
- по защите прав и свобод человека и гражданина;
- по защите объектов, независимо от форм собственности;
- по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
- по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
- по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений
- Осуществление борьбы с преступностью: оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя РФ.
- Осуществление разведывательной деятельности в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.
- Обеспечение защиты государственной границы на суше, море, реках, иных водоёмах, в пунктах пропуска через государственную границу.
- Организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации.
- Обеспечение сохранности государственных секретов в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов спецсвязи.
- Обеспечение высших органов государственной власти достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, международных отношений
- Осуществление учёта налогоплательщиков.
- Осуществление проверки соблюдения налогового законодательства.
- Применение налоговых санкций за нарушение налогового законодательства
- Обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды.
- Пополнение доходной части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей.
- Стимулирование отечественной экономики: защита интересов национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов
- Охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений.
- Охрана всех форм собственности.
- Предупреждение правонарушений посредством:
- Оказание юридической помощи гражданам и организациям.
- Содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности посредством:
- Предоставления консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
- представление интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов;
- представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
- выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях
↑ Судебная власть. Принципы правосудия.
Принципы правосудия:
– законности;
– осуществления правосудия только судом;
– независимости судей;
– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– обеспечения права на судебную защиту;
– участия граждан в осуществлении правосудия;
– гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
– защиты законных интересов личности;
– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
– родного (национального) языка судопроизводства
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.
К исключительным полномочиям судебной власти относятся:
осуществление правосудия;
конституционный контроль;
контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке;
санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования;
разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.
Судебная власть реализуется специальным государственным органом – судом.
↑ Судебная система РФ
Судебная система РФ — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ
- осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:
- осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
- разрешение конфликтов и споров на основании закона;
- защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
- применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния
- Федеральные суды
- Суды субъектов РФ
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- кассационные суды общей юрисдикции,апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации специализированные арбитражные суды
- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Федеральные суды — органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды
Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот- ветствующего судебного района.
Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
Высшими судами в РФ является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.
↑ Судьи, их полномочия, компетенции.
Судьи
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Россий- ской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Срок полномочий судей федеральных судов
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.
Несменяемость судьи
1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
Неприкосновенность судьи
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)
Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ на срок не более чем 5 лет.
Компетенции мирового судьи:
1) Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.
2) Дела по имущественным спорампри цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления.
3) Дела об административных правонарушения, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды — суды по делам несовершеннолетних).
Широкое вовлечение в политику граждан, обеспечение их прав и свобод, высокий уровень жизни, важная роль среднего класса, парламентский способ выражения воли народа, выборность и подотчетность законодательных органов власти снизу доверху
Ограниченное политическое участие неправительственных партий и движений, а также урезанные властные полномочия нижестоящих органов власти, жесткий контроль за поведением всех граждан
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Демократический режим, равенство прав, политический плюрализм, свобода мнений, разделение властей, развитость местного самоуправления.
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к формам государства.
1) светское государство; 2) унитарное государство; 3) федерация; 4) правовое государство; 5) ограниченная монархия; 6) президентская республика.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.
2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.
3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.
4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.
5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.
5. Выберите верные суждения об особенностях демократичес-кого политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) При демократическом режиме гласность является принципом организации и деятельности государственного аппарата.
2) При демократическом режиме власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.
3) При демократическом режиме деятельность оппозиционных партий запрещена.
4) В отличие от политических режимов других типов при демократическом режиме существует право власти на взимание налогов и сборов.
5) При демократическом режиме в отличие от политических режимов других типов существует право власти на легальное применение силы.
6. Выберите верные суждения о политическом режиме и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политический режим характеризуется методами и способами осуществления власти.
2) Ученые выделяют такие режимы, как монархический, социалистический, дуалистический.
3) Разновидностью демократического режима является либерально-демократический, или либеральный режим.
4) Политический режим - это способ функционирования политической системы общества.
5) Политическая культура граждан не оказывает влияния на характер политического режима.
7. Установите соответствие между основными характеристиками демократии и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Автор статьи
Читайте также:
- Государственная пошлина за регистрацию сервитута
- В чем суть права на равный доступ к государственной службе
- Где должна находиться папка документов по борьбе за живучесть судна на судах
- Характеристика судебного пристава по оупдс на повышения звания образец заполнения
- Уступка права взыскания судебных расходов