В государстве а была реформирована судебная система это пример деятельности

Обновлено: 28.03.2024

Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются сле­дующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (од­ной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выпол­нение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании Двух или более ошибочных цифр) — 0 Баллов.___________________ ________________________________________________

21. Как автор определяет понятие «политическая система»? Объясните понятия «интрасоциетальная» и «экст- расоциетальная », использованные автором.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие Элементы:

1) Дан ответ на вопрос: «совокупность тех взаимОдействий, посредством которых ценности автори-

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Тарным способом приносятся в общество»;

2) Объяснены два понятия:

— «интрасоциетальная» — часть окружения политической системы, которая охватывает «множест­ва типов поведения, отношений, идей, таких, как экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения», которые являются функциональными сегментами общества;

— «экстрасоциетальная» — часть окружения политической системы, которая охватывает все систе­мы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу

Дан ответ на вопрос и объяснены два понятия

Дан ответ на вопрос и объяснено одно понятие. ИЛИ Объяснены два понятия

Дан ответ на вопрос. ИЛИ Объяснено одно понятие. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

22. Какая функция политической системы указана в тексте? Назовите еще две любые функции политической системы.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие Элементы:

1) указана функция политической системы по тексту — регулирование поведения членов общества (регулятивная);

2) приведены две дополнительные функции политической системы, допустим:

— воспитательная (политическая социализация) и пр.

Могут быть приведены иные функции политической системы

Указана функция политической системы по тексту, приведены две дополнительные функции

Указана функция политической системы по тексту, приведена одна дополнительная функция

Указана функция политической системы по тексту. ИЛИ Приведены одна-две дополнительные функции. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

23. Автор утверждает, что в мире, где постоянно формируются новые политические системы, существует не­мало примеров того, когда меняющиеся экономика, культура или социальная структура могут оказывать воздействие на политическую жизнь. Используя знания обществоведческого курса и факты социальной жизни, приведите три соответствующих примера.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать Три примера, допустим:

1) изменения экономики: частная собственность и развитие рыночной экономики являются предпо­сылкой формирования гражданского общества;

2) изменения культуры: изменения в сознании представителей дворянства в России XIX в. расша­тывало систему крепостного права; ценность патриотизма лежала в основе победы советских людей в Великой Отечественной войне;

3) изменения социальной структуры: появление буржуазии на исторической арене привело к созда­нию политических партий.

Могут быть приведены иные уместные примеры

Приведены три примера

Приведены два примера

Приведен один пример

Приведены рассуждения общего характера. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

24. Объясните, что автор называет «стрессом» политической системы. Используя текст и знания обществовед­ческого курса, предположите, как политическая система может предупредить стрессы, вызванные интра — социетальным и экстрасоциетальным окружением (выскажите три предположения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:

1) Объяснение, например: стресс — это кризис политической системы;

2) Предположения, допустим:

— для смягчения или предотвращения экономического кризиса можно проводить экономические реформы, стабилизационную политику и пр. (интрасоциетальное окружение);

— для предотвращения социального взрыва можно пойти на диалог с лидерами оппозиции, начать проведение социальных реформ и пр. (интрасоциетальное окружение);

— для противостояния агрессии можно ввести чрезвычайное положение и пр. (экстрасоциетальное

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Может быть дано иное уместное объяснение, высказаны иные предположения

Дано объяснение, высказаны три предположения

Дано объяснение, высказаны два предположения

Дано объяснение, высказано одно предположение. ИЛИ Высказаны три предположения

Дано объяснение. ИЛИ Высказаны одно-два предположения. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие ♦ правоотношение»? Привлекая знания обществоведче­ского курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об объектах право­отношения, и одно предложение, содержащее информацию о субъектах правоотношения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:

1) Смысл понятия, например: Правоотношение — это общественное отношение, которое регулиру — ется нормами права;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) Одно предложение с информацией об объектах правоотношения, опирающейся на знание курса, например: К объектам правоотношения относят материальные блага (например, вещи, деньги, ценности) и нематериальные блага (например, жизнь, здоровье, честь и достоинство человека);

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об объектах право­отношения.)

3) Одно предложение с опорой на знание курса, содержащее информацию о субъектах правоотно — шения, например: Субъектами правоотношения являются участники правоотношений, которые имеют субъективные права и юридические обязанности;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о субъектах право­отношения с опорой на знание курса.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предло­жения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предло — жение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требова­нием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные не­точности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составле — но(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других эле­ментов ответа. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

26. Назовите любые три «провала» (несовершенства, несостоятельности) рынка и приведите примеры экономи­ческой политики государства, противостоящей им.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе могут быть названы Любые три «провала» (несовершенства, несостоятельно — сти) рынка и приведены Примеры экономической политики государства, противостоящей им, до — пустим:

1) безработица — проведение государством политики занятости, создания новых рабочих мест и пр.;

2) проблема создания общественных благ — государство берет на себя их создание (национальная оборона, пожарная охрана, бесплатное образование и здравоохранение и пр.);

3) проблема отрицательных внешних эффектов — вмешательство государства в случаях отрица­тельных внешних эффектов (контроль за созданием очистных сооружений и пр.);

4) тенденция к монополизации — поддержка конкуренции и антимонопольная государственная политика;

5) имущественное неравенство — социальная политика государства и т. д.

Могут быть названы другие «провалы», приведены другие примеры

Правильно названы три «провала» рынка, приведены три примера экономической политики госу­дарства, противостоящей им

Правильно названы два-три «провала» рынка, приведены два примера

Правильно названы один-три «провала» рынка, приведен один пример

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильно названы один—три «провала» рынка. ИЛИ Приведены только один—три примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

27. В государстве А была проведена реформа, в результате которой произошел переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Какие изменения были внесены в закон о выборах (укажите че­тыре изменения)?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть указаны следующие Изменения:

— для проведения выборов введено деление страны на избирательные округа в соответствии с коли­чеством мест в представительном органе;

— введены изменения, связанные с регистрацией кандидатов в депутаты (от регистрации партий к регистрации граждан);

— новый порядок подсчета голосов (победитель определяется большинством голосов в избиратель­ном округе);

— возможность проведения второго тура выборов и пр.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Указаны четыре изменения закона о выборах

Указаны три изменения закона о выборах

Указаны два изменения закона о выборах

Указано одно изменение закона о выборах. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не со­ответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Культура как явление общественной жизни». Со­ставьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

__________________ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)_____________________ При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без ко­торых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики те­мы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1) Человек — творец культуры. Понятие «культура»:

1. «вторая природа» — созданная человеком среда обитания;

2. форма общественного сознания;

3. совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества;

4. творческая деятельность, осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества.

2) Основные функции культуры:

3. регулятивная (нормативная);

5. функция социализации.

3) Материальная и духовная культура, их взаимосвязь и взаимодействие.

4) Субкультура и контркультура.

5) Виды современной культуры:

6) Структура (компоненты) культуры:

6. политические, правовые идеи.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут Быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах____________________________________________________________

Отсутствие любых двух из 1, 2 и 6 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Три или более пункта, Любые два из которых де — тализированы в подпунк­тах

Формулировки пунктов плана кор­ректны и позволяют раскрыть со­держание темы по существу

Два пункта детализирова­ны в подпунктах.

Три пункта, Любой один из которых детализирован в подпунктах

Формулировки пунктов плана кор­ректны и позволяют раскрыть со­держание темы по существу

Три или более пункта, Любые два из которых де — тализированы в подпунк­тах

Формулировки пунктов плана по­зволяют в целом раскрыть содержа­ние темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

План по своей структуре является простым и со­держит не менее трёх пунктов

Формулировки пунктов плана кор — ректны и позволяют раскрыть со — держание темы по существу

Три или более пункта, Любые один-два из кото — рых детализированы в подпунктах

Три или более пункта, Любые один-два из кото — рых детализированы в подпунктах

В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибоч­ные позиции, искажающие отдель­ные аспекты раскрытия темы

Два пункта, Любой один из которых детализирован в подпунктах

Формулировки пунктов плана кор­ректны и позволяют раскрыть со­держание темы по существу

Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана по­зволяют в целом раскрыть содержа­ние темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обо­значив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изло­жении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргумента­ции приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Каждая эпоха, приобретая новые идеи, приобретает новые глаза» (Г. Гейне).

♦Предприниматель — это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой» (П. Друкер).

Социология, социаль­ная психология

«Неравенство прав увеличивает общественные раздоры» (П. Буаст).

«Государства более не могут стремиться к укреплению своей безопас­ности за счет друг друга; ее можно добиться только путем совместных усилий» (У. Пальме).

«Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами за­кона» (Цицерон).

Критерии оценивания см. на стр. 277—278.

Часть 1

Задания 1—3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4—9, 11, 13—20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются сле­дующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (од­ной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выпол­нение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании Двух или более ошибочных цифр) — 0 Баллов.__________________

15. Учёные до сих пор не знают всех де­та­лей фи­зи­че­ских процессов, свя­зан­ных с землетрясениями, тем не менее в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия сей­смо­ло­ги­че­ские служ­бы раз­лич­ных го­су­дарств всё чаще за­ра­нее пре­ду­пре­жда­ют вла­сти о не­об­хо­ди­мо­сти эва­ку­а­ции населения. Это про­яв­ле­ние функ­ции науки

Прогностической

2) мировоззренческой

3) производственной

4) познавательной

16. В го­су­дар­стве А. была ре­фор­ми­ро­ва­на су­деб­ная система. Это при­мер деятельности

2) социально-преобразовательной

3) прогностической

4) материально-практической

17. Какая из пе­ре­чис­лен­ных си­ту­а­ций ха­рак­те­ри­зу­ет гу­ма­ни­та­ри­за­цию образования?

1) Некоторые школы при­ня­ли уча­стие в экс­пе­ри­мен­те по ис­поль­зо­ва­нию элек­трон­ных учебников.

2) Увеличение ко­ли­че­ства часов на изу­че­ние со­ци­аль­ных предметов.

3) Усилен кон­троль за ка­че­ством из­да­ва­е­мой учеб­ной литературы.

4) Введены новые об­ра­зо­ва­тель­ные стандарты.

18. За по­след­ние не­сколь­ко лет Бол­га­рия столк­ну­лась с рез­ким со­кра­ще­ни­ем чис­лен­но­сти граж­дан тру­до­спо­соб­но­го возраста, обу­слов­лен­ным ста­ре­ни­ем населения. Про­яв­ле­ни­ем какой гло­баль­ной про­бле­мы яв­ля­ет­ся дан­ный факт?

1) экологической

2) продовольственной

Демографической

4) про­бле­мы Север — Юг

19. В ходе дис­кус­сии А. сде­лал вывод о не­ком­пе­тент­но­сти сво­е­го оппонента, по­сколь­ку тот, ха­рак­те­ри­зуя ин­ду­стри­аль­ное общество, на­звал особенность, при­су­щую тра­ди­ци­он­но­му обществу. Какая из на­зван­ных ха­рак­те­ри­стик вы­зва­ла кри­ти­ку А.?

1) высокий уро­вень со­ци­аль­ной мобильности

2) преобладание семей нук­ле­ар­но­го типа

3) сословная струк­ту­ра общества

4) рост ко­ли­че­ства круп­ных про­мыш­лен­ных центров

20. Учёные стра­ны Z обоб­щи­ли дан­ные ис­сле­до­ва­ния ли­те­ра­тур­ных пред­по­чте­ний молодёжи. Они ис­поль­зо­ва­ли раз­лич­ные методы. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к эм­пи­ри­че­ским ме­то­дам на­уч­но­го познания?

1) выявление закономерностей, обос­но­ва­ние результатов

2) выдвижение гипотезы

Интервьюирование, наблюдение

4) формулирование выводов

21. Какой при­знак свой­ствен ин­ду­стри­аль­но­му обществу?

1) на­ту­раль­ный ха­рак­тер хозяйства

2) це­хо­вая ор­га­ни­за­ция про­мыш­лен­но­го производства

3) сла­бая раз­ви­тость ры­ноч­ных отношений

4) пе­ре­ход от руч­но­го труда к машинному

Общество: строение и развитие

Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

Революцией

Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют

1) социальной стратификацией

Общественным прогрессом

3) культурной революцией

4) социальной адаптацией

Что из перечисленного ниже иллюстрирует эволюционные явления в общественной жизни?

1) скачкообразные перемены

2) революционные преобразования

Постепенные изменения

4) цикличность социального развития

Общество, в отличие от природы

1) развивается закономерно

2) подвержено изменениям

Творит культуру

4) является динамической системой

Революция и реформа являются

1) социальными институтами

2) формами общественных преобразований

3) элементами общества как системы

4) видами социальных связей

Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

Революцией

9.Природа, в отличие от общества

1) испытывает влияние человеческой деятельности

2) является средой обитания человека

3) изменяется в направлении от низшего к высшему

Способна развиваться независимо от человека

10. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются

Реформами

Совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, сложившихся исторически». Какому понятию соответствует данное определение?




Общество

Совокупность исторически сложившихся форм жизнедеятельности людей, в которой реализуются их общие потребности». Какому понятию соответствует данное определение?

Общество

13. «Группа людей, объ­еди­нив­ша­я­ся для сов­мест­ной деятельности и име­ю­щая общие ин­те­ре­сы и ценности».

Какому по­ня­тию соответствует дан­ное определение?

Общество

Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения».

Какому понятию соответствует данное определение?

Общество

С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер

1) отказа от смертной казни за совершение преступлений

Успехов в освоении космического пространства

3) сглаживания социального неравенства в обществе

4) формирования гражданского общества

16.Какое из приведённых ниже понятий объединяет, обобщает три других?

1) поступательное развитие

Общественный прогресс

17.Что из приведённого ниже характеризует общество как систему?

1) обособление от природы

2) постоянное развитие

3) сохранение связи с природой

Наличие сфер и институтов

18. Индустриальное и информационное общества объединяет общий признак –

1) широкое распространение социальных сетей

2) создание единых мировых финансовых центров

3) преобладание крупной промышленности и транспорта

Признание ценности индивидуальной свободы и частной собственности

Развитие общества, для которого характерен переход от менее совершенных форм организации к более совершенным, — это

1) социальная стратификация

Общественный прогресс

3) социальная адаптация

4) общественная мобильность

Реформа – форма общественных изменений, которая отличается

1) радикализмом, сломом старых общественных структур

2) инициативой снизу, стихийными действиями народных масс

3) стремительностью, качественным обновлением всей системы общественных отношений

Тем, что проводится по инициативе властей, затрагивая отдельные сферы общества

21. Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:

1) строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен — зиккуратов

Развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата

3) возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках

4) составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей

22. Общество как динамическую систему отличает признак:

1) наличие определенных социальных институтов и подсистем.

2) обособление от природной среды, утрачивание связи с ней.

Возникновение новых социальных институтов и отмирание старых.

4) вхождение природы и общества в единый материальный мир.

Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

Революцией

Результатом конструктивного взаимодействия общества и природы может стать

Преодоление экологического кризиса

2) углубление экономического кризиса

3) смягчение демографической ситуации

4) проблема «Севера» и «Юга»

Примером влияния природы на развитие общества является

1) демографическая проблема




1) Чтобы про­кор­мить млад­ших сест­ру и брата, 11-лет­ний под­ро­сток устро­ил­ся ра­бо­тать на ткац­кую фаб­ри­ку.

2) В уни­вер­си­те­те от­крыл­ся фа­куль­тет под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов бан­ков­ско­го дела.

3) Ра­бо­чие за­во­да вышли на за­ба­стов­ку с тре­бо­ва­ни­ем вве­де­ния вось­ми­ча­со­во­го ра­бо­че­го дня.

4) Жи­те­ли посёлка на встре­че с гла­вой ад­ми­ни­стра­ции пред­ло­жи­ли от­крыть ма­га­зин по про­да­же ком­пью­те­ров.

4. Ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся устой­чи­вая форма ор­га­ни­за­ции сов­мест­ной де­я­тель­но­сти людей для удо­вле­тво­ре­ния важ­ней­ших со­ци­аль­ных по­треб­но­стей на­зы­ва­ет­ся

1) эт­ни­че­ской общ­но­стью 2) со­ци­аль­ным ин­сти­ту­том

3) по­ли­ти­че­ской пар­ти­ей 4) об­ще­ствен­ным дви­же­ни­ем

5. Ре­зуль­та­том кон­струк­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия об­ще­ства и при­ро­ды может стать

1) пре­одо­ле­ние эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са 2) углуб­ле­ние эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са

3) смяг­че­ние де­мо­гра­фи­че­ской си­ту­а­ции 4) про­бле­ма «Се­ве­ра» и «Юга»

6. «Обосо­бив­ша­я­ся от при­ро­ды, но тесно с ней свя­зан­ная часть ма­те­ри­аль­но­го мира, вклю­ча­ю­щая в себя спо­со­бы вза­и­мо­дей­ствия людей и формы их объ­еди­не­ния». Ка­ко­му по­ня­тию со­от­вет­ству­ет дан­ное опре­де­ле­ние? 1) куль­ту­ра 2) ци­ви­ли­за­ция 3) об­ще­ство 4) фор­ма­ция

7. Пре­об­ра­зо­ва­ния су­ще­ствен­ных сто­рон об­ще­ствен­ной жизни, осу­ществ­ля­е­мые вла­стью, на­зы­ва­ют­ся

1) ре­во­лю­ци­ей 2) про­грес­сом ) эво­лю­ци­ей 4) ре­фор­ма­ми

8. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже ил­лю­стри­ру­ет эво­лю­ци­он­ные яв­ле­ния в об­ще­ствен­ной жизни?

1) скач­ко­об­раз­ные пе­ре­ме­ны 2) ре­во­лю­ци­он­ные пре­об­ра­зо­ва­ния 3) по­сте­пен­ные из­ме­не­ния

4) цик­лич­ность со­ци­аль­но­го раз­ви­тия

9. Тра­ди­ци­он­ное об­ще­ство, в от­ли­чие от ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства,

1) под­дер­жи­ва­ет вы­со­кий ав­то­ри­тет на­уч­но­го зна­ния

2) ос­но­вы­ва­ет­ся на при­о­ри­те­те лич­ных ин­те­ре­сов над кол­лек­тив­ны­ми

3) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся свя­зью всех сфер об­ще­ствен­ной жизни

4) имеет со­слов­ный тип со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

10. В стра­не Z ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся важ­ней­шим фак­то­ром про­из­вод­ства. Какие иные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют­ся пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми нор­ма­ми.

2) Боль­шин­ство на­се­ле­ния за­ня­то в сфере услуг. 3) Пре­об­ла­да­ют экс­тен­сив­ные ме­то­ды ве­де­ния хо­зяй­ства.

4) Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют наукоёмкие, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щие тех­но­ло­гии.

5) Про­ис­хо­дит ши­ро­кое внед­ре­ние ком­пью­тер­ной тех­ни­ки в раз­лич­ные об­ла­сти жизни.

6) При­род­ные фак­то­ры ока­зы­ва­ют вли­я­ние на раз­ви­тие об­ще­ства.

11. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке черты об­ще­ства как ди­на­мич­ной си­сте­мы и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) обособ­ле­ние от при­ро­ды 2) от­сут­ствие вза­и­мо­свя­зи под­си­стем и об­ще­ственных ин­сти­ту­тов

3) спо­соб­ность к са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­раз­ви­тию 4) вы­де­ле­ние из ма­те­ри­аль­но­го мира

5) по­сто­ян­ные из­ме­не­ния 6) воз­мож­ность де­гра­да­ции от­дель­ных эле­мен­тов

12. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

http://soc.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/get_file?id=15898

13. Най­ди­те тер­мин, ко­то­рый яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных тер­ми­нов пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой он ука­зан.

1) эко­ло­ги­че­ский кри­зис

2) угро­за новой ми­ро­вой войны

3) рост нар­ко­ма­нии

4) рас­про­стра­не­ние СПИДа

5) угро­за XXI века

14. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «аг­рар­ное об­ще­ство».

3) фаб­ри­ка 4)религия 5)большая семья 6)сфера услуг

15. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми фак­та­ми и ис­то­ри­че­ски­ми ти­па­ми об­ществ: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) аг­рар­но-сы­рье­вой тип хо­зяй­ства

Б) по­яв­ле­ние мас­со­вой куль­ту­ры

В) раз­ви­тие гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей

Г) со­зда­ние кон­вей­е­ра

Д) ве­ду­щая роль науки в про­из­вод­стве

16.. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Со­ци­аль­ный про­гресс — одна из форм ______(А) об­ще­ства, свя­зан­ная с пе­ре­хо­дом к более вы­со­ко­му уров­ню раз­ви­тия ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры.

Про­гресс как по­ня­тие можно при­ме­нять как к_____(Б) в целом, так и к от­дель­ным её эле­мен­там. От­но­ше­ние ис­сле­до­ва­те­лей к ________(В) со­ци­аль­но­го про­грес­са не­од­но­знач­но. В ряде слу­ча­ев про­ис­хо­дит за­стой­ное, по­пят­ное раз­ви­тие об­ще­ства. Можно также го­во­рить о ________(Г), дви­же­нии по кругу.

Для опре­де­ле­ния уров­ня про­грес­сив­но­сти того или иного об­ще­ства тра­ди­ци­он­но ис­поль­зо­ва­лись два____(Д): уро­вень про­из­во­ди­тель­но­сти труда и сте­пень сво­бо­ды лич­но­сти в об­ще­стве. Со­вре­мен­ная наука вы­дви­га­ет ещё один — уро­вень__________(Е) в об­ще­стве».

Спи­сок тер­ми­нов:

2) со­вре­мен­ное об­ще­ство

7) со­ци­аль­ная си­сте­ма

1. В ходе дис­кус­сии А. сде­лал вывод о не­ком­пе­тент­но­сти сво­е­го оп­по­нен­та, по­сколь­ку тот, ха­рак­те­ри­зуя ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство, на­звал осо­бен­ность, при­су­щую тра­ди­ци­он­но­му об­ще­ству. Какая из на­зван­ных ха­рак­те­ри­стик вы­зва­ла кри­ти­ку А.?

1) вы­со­кий уро­вень со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти 2) пре­об­ла­да­ние семей нук­ле­ар­но­го типа

3) со­слов­ная струк­ту­ра об­ще­ства 4) рост ко­ли­че­ства круп­ных про­мыш­лен­ных цен­тров

2. В стра­не Z в ре­зуль­та­те мас­со­вых на­род­ных вы­ступ­ле­ний про­изо­шла смена по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма. Дан­ный про­цесс на­зы­ва­ет­ся

1) ре­грес­сом 2) ре­во­лю­ци­ей 3) ре­фор­мой 4) ре­ак­ци­ей

3. Араб­ский ис­то­рик писал о на­ше­ствии мон­го­лов: «Не было от со­тво­ре­ния мира ка­та­стро­фы более ужас­ной для че­ло­ве­че­ства. » И в самом деле, втор­га­ясь в бо­га­тые, цве­ту­щие стра­ны, мон­голь­ские всад­ни­ки вы­тап­ты­ва­ли воз­де­лан­ные поля, раз­ру­ша­ли и сжи­га­ли се­ле­ния и го­ро­да. Всех, кто ока­зы­вал со­про­тив­ле­ние, ис­треб­ля­ли, массы людей — пре­жде всего ре­мес­лен­ни­ков, жен­щин и детей — пре­вра­ща­ли в рабов. Какая форма об­ще­ствен­ных из­ме­не­ний может быть про­ил­лю­стри­ро­ва­на дан­ным при­ме­ром? 1) стаг­на­ция 2) эво­лю­ция 3) мо­дер­ни­за­ция 4) де­гра­да­ция

4. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет об­ще­ство как ди­на­мич­ную си­сте­му?

1) на­ли­чие со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов 2) смена ис­то­ри­че­ских эпох и пе­ри­о­дов

3) ав­то­ри­тет ин­сти­ту­тов семьи и го­су­дар­ства 4) су­ще­ство­ва­ние со­ци­аль­ных групп

5. Вли­я­ние при­род­ных фак­то­ров на раз­ви­тие об­ще­ства может ил­лю­стри­ро­вать при­мер:

1) стро­и­тель­ство в древ­ней Ме­со­по­та­мии сту­пен­ча­тых башен — зик­ку­ра­тов

2) раз­ви­тие ир­ри­га­ци­он­но­го зем­ле­де­лия и го­род­ских цен­тров в до­ли­не Тигра и Ев­фра­та

3) воз­ник­но­ве­ние у шу­ме­ров древ­ней­шей пись­мен­но­сти в форме кли­но­пи­си на гли­ня­ных таб­лич­ках

4) со­став­ле­ние ва­ви­лон­ским царем Хам­му­ра­пи древ­ней­ше­го пись­мен­но­го свода за­ко­нов, за­щи­ща­ю­ще­го соб­ствен­ность и за­креп­ля­ю­ще­го пра­во­вое не­ра­вен­ство жи­те­лей

6. «Груп­па людей, объ­еди­нив­ша­я­ся для сов­мест­ной де­я­тель­но­сти и име­ю­щая общие ин­те­ре­сы и цен­но­сти». Ка­ко­му по­ня­тию со­от­вет­ству­ет дан­ное опре­де­ле­ние?

1) фор­ма­ция 2) куль­ту­ра 3) ци­ви­ли­за­ция 4) об­ще­ство

7. При­ро­да, в от­ли­чие от об­ще­ства

1) ис­пы­ты­ва­ет вли­я­ние че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти 2) яв­ля­ет­ся сре­дой оби­та­ния че­ло­ве­ка

3) из­ме­ня­ет­ся в на­прав­ле­нии от низ­ше­го к выс­ше­му 4) спо­соб­на раз­ви­вать­ся не­за­ви­си­мо от че­ло­ве­ка

8. На­прав­ле­ние раз­ви­тия об­ще­ства, для ко­то­ро­го ха­рак­те­рен пе­ре­ход от низ­ше­го к выс­ше­му, от менее со­вер­шен­но­го к более со­вер­шен­но­му, на­зы­ва­ют

1) со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ци­ей 2) об­ще­ствен­ным про­грес­сом 3) куль­тур­ной ре­во­лю­ци­ей

4) со­ци­аль­ной адап­та­ци­ей

9. Уси­ле­ние вза­и­мо­свя­зи го­су­дарств и на­ро­дов в со­вре­мен­ном мире вы­сту­па­ет про­яв­ле­ни­ем тен­ден­ции

1) гло­ба­ли­за­ции 2) мо­дер­ни­за­ции 3) ин­фор­ма­ти­за­ции 4) де­мо­кра­ти­за­ции

10. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты об­ще­ства ин­ду­стри­аль­но­го типа и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ме­ха­ни­за­ция и ав­то­ма­ти­за­ция про­из­вод­ства и управ­ле­ния

2) опре­де­ля­ю­щая роль ур­ба­ни­за­ции в со­ци­аль­ной жизни

3) вы­со­кий уро­вень со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти

4) гос­под­ство церк­ви и армии в по­ли­ти­че­ской сфере об­ще­ства

5) гос­под­ство сель­ско­го на­ту­раль­но­го хо­зяй­ства

6) се­рий­ное про­из­вод­ство то­ва­ров мас­со­во­го по­треб­ле­ния

11. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, при­су­щие пост­ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) раз­ви­тие сферы услуг

2) рост чис­лен­но­сти ра­бо­че­го клас­са

3) от­сут­ствие со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

4) ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий

5) новые ин­тел­лек­ту­аль­ные тех­но­ло­гии

12. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це

ТИП ОБ­ЩЕ­СТВА

ОС­НОВ­НОЙ ФАК­ТОР ПРО­ИЗ­ВОД­СТВА

13. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) cослов­ное де­ле­ние; 2) вос­про­из­вод­ство со­ци­аль­но­го иде­а­ла; 3) кол­лек­ти­вист­ские цен­но­сти;

4) тра­ди­ци­он­ное об­ще­ство; 5) сель­ская об­щи­на; 6) сра­щи­ва­ние вла­сти и соб­ствен­но­сти;

7) низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность.

14. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство».

2) про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция

15. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и типом об­ще­ства: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A) со­слов­ная струк­ту­ра об­ще­ства

Б) се­рий­ное про­из­вод­ство то­ва­ров мас­со­во­го по­треб­ле­ния

B) низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность

Г) ве­ду­щая роль ин­фор­ма­ции в жизни об­ще­ства

16. . Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«А. Кон­дор­се, как и дру­гие фран­цуз­ские про­све­ти­те­ли, счи­тал ис­точ­ни­ком со­вер­шен­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ства раз­ви­тие_______ (А). Со­ци­а­лист-уто­пист Сен-Симон счи­тал, что________ (Б) долж­но при­нять такую форму

ор­га­ни­за­ции, ко­то­рая при­ве­ла бы к осу­ществ­ле­нию прин­ци­па: все люди долж­ны от­но­сить­ся друг к другу как бра­тья. Не­мец­кий фи­ло­соф Ф. В. Шел­линг писал, что сто­рон­ни­ки и про­тив­ни­ки веры в со­вер­шен­ство­ва­ние че­ло­ве­че­ства за­пу­та­лись в спо­рах о кри­те­ри­ях________ (В). Одни рас­суж­да­ют о со­вер­шен­ство­ва­нии че­ло­ве­че­ства в об­ла­сти________ (Г), дру­гие — о раз­ви­тии науки и_________ (Д). Шел­линг пред­ла­гал своё ре­ше­ние про­бле­мы: кри­те­ри­ем в уста­нов­ле­нии ис­то­ри­че­ско­го про­грес­са че­ло­ве­че­ства может слу­жить толь­ко по­сте­пен­ное при­бли­же­ние его к______ (Е) го­су­дар­ству».

Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путём применения юридических мер воздействия.
В целом в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.

  • охрана государственного и общественного строя (конституционный контроль);
  • укрепление законности и правопорядка;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
  • борьба с преступностью.

↑ Система правоохранительных органов, виды.

1) судебные;
2) прокуратура;
3) органы безопасности;
4) органы внутренних дел;
5) таможенные органы;
6) органы юстиции.
7) нотариат и адвокатура

  • Органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, специализированные суды)
  • Органы выявления и расследования преступлений: (Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел, Полиция, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков)
  • Органы юридической помощи: (Нотариат, Адвокатура)
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности: (Прокуратура Российской Федерации, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба охраны, Федеральная служба безопасности, Налоговые службы, Федеральная таможенная служба, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов)

Правоохранительные органы РФ

  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • надзор за исполнением законов органами исполнительной власти РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, должностными лицами;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание.
  • возбуждение уголовного дела;
  • проведение расследования по делам о преступлениях, отнесённых уголовно-процессуальным законодательством к её компетенции;
  • действия прокурора, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступления (дача указаний о возбуждении уголовного дела; направление дела с обвинительным заключением в суд, поддержание государственного обвинения в суде).
  • Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ.
  • Проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ.
  • Организационно-правовое обеспечение судебной реформы.
  • Государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения, леса, воздушные и морские суда и др.) и сделок с ней.
  • Регулирование сферы правового обслуживания.
  • Осуществление контроля за исполнением законодательства
  • по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • по защите объектов, независимо от форм собственности;
  • по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
  • по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
  • по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений
  • Осуществление борьбы с преступностью: оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя РФ.
  • Осуществление разведывательной деятельности в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.
  • Обеспечение защиты государственной границы на суше, море, реках, иных водоёмах, в пунктах пропуска через государственную границу.
  • Организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации.
  • Обеспечение сохранности государственных секретов в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов спецсвязи.
  • Обеспечение высших органов государственной власти достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, международных отношений
  • Осуществление учёта налогоплательщиков.
  • Осуществление проверки соблюдения налогового законодательства.
  • Применение налоговых санкций за нарушение налогового законодательства
  • Обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды.
  • Пополнение доходной части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей.
  • Стимулирование отечественной экономики: защита интересов национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов
  • Охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений.
  • Охрана всех форм собственности.
  • Предупреждение правонарушений посредством:
  • Оказание юридической помощи гражданам и организациям.
  • Содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности посредством:
  • Предоставления консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представление интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов;
  • представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
  • выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях

↑ Судебная власть. Принципы правосудия.

Принципы правосудия:
– законности;
– осуществления правосудия только судом;
– независимости судей;
– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– обеспечения права на судебную защиту;
– участия граждан в осуществлении правосудия;
– гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
– защиты законных интересов личности;
– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
– родного (национального) языка судопроизводства

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся:
осуществление правосудия;
конституционный контроль;
контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке;
санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования;
разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Судебная власть реализуется специальным государственным органом – судом.

↑ Судебная система РФ

Судебная система РФ — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ

  • осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:
  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния
  1. Федеральные суды
  2. Суды субъектов РФ
  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • кассационные суды общей юрисдикции,апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации специализированные арбитражные суды
  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды — органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды

Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот- ветствующего судебного района.

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Высшими судами в РФ является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.

↑ Судьи, их полномочия, компетенции.

Судьи
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Россий- ской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Срок полномочий судей федеральных судов
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

Несменяемость судьи
1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Неприкосновенность судьи
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ на срок не более чем 5 лет.

Компетенции мирового судьи:
1) Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.
2) Дела по имущественным спорампри цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления.
3) Дела об административных правонарушения, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды — суды по делам несовершеннолетних).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Широкое вовлечение в политику граждан, обеспечение их прав и свобод, высокий уровень жизни, важная роль среднего класса, пар­ламентский способ выражения воли народа, выборность и подотчетность законодательных органов власти снизу доверху

Ограниченное политическое уча­стие неправительственных партий и движений, а также урезанные властные полномочия нижестоя­щих органов власти, жесткий кон­троль за поведением всех граждан

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое яв­ляется обобщающим для всех остальных представлен­ных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Демократический режим, равенство прав, политиче­ский плюрализм, свобода мнений, разделение властей, развитость местного самоуправления.

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением двух, относятся к формам государства.

1) светское государство; 2) унитарное государство; 3) федерация; 4) правовое государство; 5) ограничен­ная монархия; 6) президентская республика.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о соотношении свободы, не­обходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в дея­тельности человека.

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в опре­деленных ситуациях.

4) Неограниченная свобода является безусловным бла­гом для человека и общества.

5) Готовность человека оценивать свои действия с точ­ки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

5. Выберите верные суждения об особенностях демократи­чес-кого политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При демократическом режиме гласность является принципом организации и деятельности государст­венного аппарата.

2) При демократическом режиме власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

3) При демократическом режиме деятельность оппози­ционных партий запрещена.

4) В отличие от политических режимов других типов при демократическом режиме существует право вла­сти на взимание налогов и сборов.

5) При демократическом режиме в отличие от полити­ческих режимов других типов существует право вла­сти на легальное применение силы.

6. Выберите верные суждения о политическом режиме и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политический режим характеризуется методами и способами осуществления власти.

2) Ученые выделяют такие режимы, как монархиче­ский, социалистический, дуалистический.

3) Разновидностью демократического режима является либерально-демократический, или либеральный ре­жим.

4) Политический режим - это способ функциониро­вания политической системы общества.

5) Политическая культура граждан не оказывает влия­ния на характер политического режима.

7. Установите соответствие между основными характери­стиками демократии и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: