В эпоху средневековья зарождается новый вид судебного процесса который получает название

Обновлено: 28.03.2024

Глава 3. Общая сравнительная характеристика судебных процессов средневековья и новейшего времени……………………………………….

Список используемых источников………………………………………….

Введение

Средневековье эта та эпоха в истории человечества, в которой зародились основные принципы будущих правовых систем. Это была своего рода «колыбельная» для будущих судебных процессов. Именно это и является одной из главных задач моего исследования: выяснить степень влияния средневекового судебного процесса на современное судопроизводство. Но помимо этой задачи передо мной стоит еще одна: провести сравнительный анализ судебного процесса в государствах средневековой Европы. Это поможет нам понять различия и сходства между видами судебного процесса того времени и современности.

Но помимо этих задач также стоит выделить и саму цель исследования: обобщение собранных к настоящему времени данных о судебном процессе Средневековой Европе в сравнительно-историческом плане. Если рассматривать цель более углубленно, то можно выделить более мелки аспекты этой цели, например такие как установление источников судебного процесса того или иного государства, структуру и общие принципы судопроизводства в средневековой Европе.

Сама тема актуальна и на данный момент. Ведь до сих пор в судебном процессе, стран, на территории бывшей средневековой Европы, присутствуют некоторые пережитки с прошлого тысячелетия. Но также следует понимать что это исследование дает нам возможность больше разобраться в судебных процессах того времени. И, следовательно, мы сможем позволить себе сравнивать судебный процесс в двух эпохах одновременно, но в более детальном рассмотрении.

Предметом же моего исследования является совокупность процессуальных действий, сопровождающих гражданское и уголовное судопроизводство в странах средневековой Европы. Именно эти аспекты необходимо задействовать чтобы в дальнейшем у нас появилась возможность анализировать проделанную работу.

Объектом же моего исследования являются такие составляющие судебного процесса как: судебные разбирательства, учреждения судебной власти, различные правовые акты, используемые в то время и являющимся «основанием» для преобразования и становления судопроизводства в средневековой Европе, а также различные правовые обычаи, используемые в системе судебного процесса.

Методами, с помощью которых я буду раскрывать мою тему, в первую очередь является анализирование определенной информации, полученной в ходе исследования данной тематики, а также более подробное описание каких-либо аспектов данной темы. И безусловно в каждой работе должна присутствовать определенная систематизация информации изложенной по определенному порядку, чаще всего это представляется в виде хронологии событий.

Источниками для моего исследования стали различные учебные пособия и учебники, содержащие в себе информацию по данной тематике. Так же используются текст нормативных актов того времен, он анализируется и предоставляется с интересующих нас сторон. Задействованы также и различные статьи из электронных журналов, каким-либо образом повлиявших на выполнение этой работы. Следовательно, главной проблемой, при написании этой работы, стала для меня систематизация полученной информации.

Глава 1. Общая характеристика судебных процессов средневековой Европы

Заключение

Список используемых источников

1.Черниловский З. Всеобщая история государства и права

2. Сажина Тагунов История государства и права зарубежных стран

3. История государства и права зарубежных стран Крашенникова Жидков

4.История государства и права зарубежных стран Вениосова, Сажина

5.История государства и права зарубежных стран Ильинский

6. История государства права и судопроизводства зарубежных стран М,Н.Прудников

7. Всеобщая история права и государства В.Г.Графский

8. Салическая правда

9. Данилов В.А. Заметки о средневековой инквизиции Выписки из семи книг по истории на тему инквизиции Объем - ок. 22 стандартных стр

10. Ольга Тогоева Суд инквизиции (статья) Постнаука

11. История государства и права зарубежных стран: для бакалавров

12. Ольга Тогоева Средневековые ведовские процессы Постнаука

14. Я. Павловский "Очерки истории католической Церкви", Резекне, 1994 г., глава "Инквизиция".

16. Прецедентное право. Автор, И.Ю.Богдановская/Издатель Наука, 1993/стр. 235

18. Судебные системы западных государств. / Под ред.В.А. Тумановой. - М., 1991.стр 90-124

19. О.А. Омельченко Всеобщая история государства и права учебник издание третье, исправленное

20. Радутная Н.В., Зачем нужен суд присяжных, М., «Российская правовая академия», 1995 г., с. 7-8.

21. Пахомов Юрий Всеволодович средневековая Германия

22. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.,1993.

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Судебные процессы Средневековой Европы»

по дисциплине: «Истрия государства и права зарубежных стран»

Основные замечания:________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ Отметка о допуске курсовой работы к защите:___________________________ Дата:_______________2016 Подпись научного руководителя: ____________/_____________________ Студент: ____________________ (подпись) Грак Полина Олеговна Курс1, группа 1539 Факультет ЮридическийСпециальность Международное право Научный руководитель: Милашевская Мария Михайловна

Содержание

Глава 1. Общая характеристика судебных процессов средневековой Европы………………………………………………………………………….5

1.1 Средневековое понятие о судебных процессах……………………………5

1.2 История становления средневековых европейских судебных процессов..7

Глава 2. Особенности судебных процессов в государствах средневековой Европы………………………………………………………13

2.1 Судебный процесс в средневековой Англии……………………………13

2.2 Судебный процесс в средневековой Германии…………………………17

Глава 3. Общая сравнительная характеристика судебных процессов средневековья и новейшего времени……………………………………….

Список используемых источников………………………………………….

Введение

Средневековье эта та эпоха в истории человечества, в которой зародились основные принципы будущих правовых систем. Это была своего рода «колыбельная» для будущих судебных процессов. Именно это и является одной из главных задач моего исследования: выяснить степень влияния средневекового судебного процесса на современное судопроизводство. Но помимо этой задачи передо мной стоит еще одна: провести сравнительный анализ судебного процесса в государствах средневековой Европы. Это поможет нам понять различия и сходства между видами судебного процесса того времени и современности.

Но помимо этих задач также стоит выделить и саму цель исследования: обобщение собранных к настоящему времени данных о судебном процессе Средневековой Европе в сравнительно-историческом плане. Если рассматривать цель более углубленно, то можно выделить более мелки аспекты этой цели, например такие как установление источников судебного процесса того или иного государства, структуру и общие принципы судопроизводства в средневековой Европе.

Сама тема актуальна и на данный момент. Ведь до сих пор в судебном процессе, стран, на территории бывшей средневековой Европы, присутствуют некоторые пережитки с прошлого тысячелетия. Но также следует понимать что это исследование дает нам возможность больше разобраться в судебных процессах того времени. И, следовательно, мы сможем позволить себе сравнивать судебный процесс в двух эпохах одновременно, но в более детальном рассмотрении.

Предметом же моего исследования является совокупность процессуальных действий, сопровождающих гражданское и уголовное судопроизводство в странах средневековой Европы. Именно эти аспекты необходимо задействовать чтобы в дальнейшем у нас появилась возможность анализировать проделанную работу.

Объектом же моего исследования являются такие составляющие судебного процесса как: судебные разбирательства, учреждения судебной власти, различные правовые акты, используемые в то время и являющимся «основанием» для преобразования и становления судопроизводства в средневековой Европе, а также различные правовые обычаи, используемые в системе судебного процесса.

Методами, с помощью которых я буду раскрывать мою тему, в первую очередь является анализирование определенной информации, полученной в ходе исследования данной тематики, а также более подробное описание каких-либо аспектов данной темы. И безусловно в каждой работе должна присутствовать определенная систематизация информации изложенной по определенному порядку, чаще всего это представляется в виде хронологии событий.

Источниками для моего исследования стали различные учебные пособия и учебники, содержащие в себе информацию по данной тематике. Так же используются текст нормативных актов того времен, он анализируется и предоставляется с интересующих нас сторон. Задействованы также и различные статьи из электронных журналов, каким-либо образом повлиявших на выполнение этой работы. Следовательно, главной проблемой, при написании этой работы, стала для меня систематизация полученной информации.

Глава 1. Общая характеристика судебных процессов средневековой Европы

Для России, с ее чрезвычайно богатой, удивительно интересной и трагической историей, проблема свободы личности всегда была стержнем общественного развития. Действующая Конституция Российской Федерации впервые за многолетнюю историю признает высшей ценностью права и свободы человека. Это - единственная высшая ценность, все остальные общественные ценности по отношению к ней занимают иной уровень, и не могут ей противоречить.

К сожалению, существует традиция неразрывно связывать права человека с западным обществом и образом жизни. Считается, что они явления того же порядка, что и рыночная экономика, частная собственность и частное предпринимательство, соответствующие им модели демократии и парламентаризма. При таком подходе конституирование и стремление обеспечить права человека в нашей стране выглядят лишь как идущие в одном ряду с другими реформами (прежде всего экономическими) по переходу на демократический путь развития. Поэтому они иногда воспринимаются как попытка привить нашему общественному организму нечто «чуждое», «не наше» и в национальном, и в социально-экономическом плане. «Обществу социальной справедливости» противопоставляется «общество свободы», одним из слагаемых которого являются права человека. Между тем во всем цивилизованном мире речь идет об абсолютной ценности прав человека, подчинении государства и общества интересам граждан.

Формирование в нашей стране полноценного правового государства с развитой рыночной экономикой невозможно без предоставления его гражданам и юридическим лицам широких прав и свобод, основанных на нормах Конституции. Поэтому в Конституции Российской Федерации 1993 года, впервые за многовековую историю России, сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Конституционное закрепление обязанности Российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека есть выражение сущности нового конституционного строя России, строя, в котором учредительная власть принадлежит народу.

Декларирование прав человека направлено, таким образом, на то, чтобы именно они стали главной целью функционирования власти и существования общества. Однако предоставление прав и свобод человека и гражданина еще не является гарантией соблюдения оных.

Среди юридических мер обеспечения прав и свобод, защита прав и свобод человека и гражданина занимает доминирующее место. К их числу, в первую очередь, относятся: конституционно-судебные механизмы (деятельность Конституционного Суда Российской Федерации ч. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации); судебная защита (деятельность судов общей юрисдикции по защите прав и свобод человека ст. 46 Конституции Российской Федерации); действия органов исполнительной власти по защите прав человека (ст. ст. 2 и 18 Конституции); законодательная деятельность представительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов (ст. ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации); юрисдикционная роль института Президента в России, как конституционного гаранта прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Однако именно суды, судебная власть, могут и должны обеспечивать (и обеспечивают) максимальную защиту прав и свобод человека и гражданина в этот сложный период перехода всего нашего общества от авторитарного общества к демократическому, который, к тому же, сопровождается резким сломом старых командно-административных экономических отношений и восстановлением рыночных.

Одним из важнейших достижений демократического правосудия стал открытый судебный процесс - в противовес тайному процессу тоталитаризма.

Эволюция и виды судебных процессов средневековья

Средние века - период спада в истории политических и правовых учений по сравнению с Античным миром. Перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты св. писания и каноны церкви, - все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин. Но и в период средневековья политико-правовая идеология была далека от застоя. Выведение на первый план проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождало споры о сущности, целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически это вело к постановке и решению проблем государственного суверенитета. Споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человека. В наиболее радикальных теориях той эпохи уже провозглашались свобода совести и невмешательство церкви в государственные дела.

В средние века человек был настолько подчинен церкви и государству, что только от дуализма духовной и светской властей что-то выигрывала его свобода: борьба церкви за политическую власть компрометировала идею неограниченности прав светских правителей, и, наоборот, отстаивание суверенности светских властей сеяло идеи хоть какого-то выхода из-под духовного диктата церкви.

В целом политико-правовая идеология средневековья мало сделала для развития идей свободы и равенства людей. Общества стран Западной Европы были организованы как монархическо-церковные сословные иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой статус, тесно привязывающий членов даже и высших ступеней феодальной пирамиды к своему месту в сословной структуре. Республиканский воздух городов делал свободным от крепостнического гнета, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных обязанностей и ограничений. Идеи свободы и равенства были перенесены более всего в сферу религиозных исканий, где мечты о преодолении чуждой народу власти церкви и государства принимали форму идей непосредственной власти бога.

Демократические тенденции раннего христианства нашли развитие в идеологии ряда еретических движений средних веков. Применяя к государству и праву тексты священного писания о равенстве верующих перед богом, радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом и их право участвовать в решении не только церковных, но и государственных дел.

С усилением государственной власти преступление стало рассматриваться уже не как "обида", нанесенная частному лишу, а как посягательство против всего общества, против установленного в государстве правопорядка. В процессе постепенно утверждается публичное начало, когда установление и наказание виновного принимает на себя государство. В этой форме процесса, который носил название розыскного или инквизиционного (от слова inquisitio - следствие, розыск) и который характерен для государств средневековья: в одном лице объединялись функции обвинителя и судьи; следствие и судебное разбирательство проводились письменно, негласно, тайно; обвиняемый был бесправен, широко применялась пытка; господствовала система формальных доказательств, при которой значение, сила каждого из них предопределялась заранее законодателем, лучшим доказательством считалось признание обвиняемого.

Многие историки, решившие писать о судебных процессах Средневековья, не расшифровывают сущность различных юридических систем (или процедур) того времени.

Необходимо сказать, что отнюдь не все суды того времени были инквизиционными. В католическом мире существовала судебная триада : были суды светские ( иначе - ленные, майоратные, находившиеся в подчинении крупного феодала - землевладельца ), епископальные ( находились в ведении крупного католического иерея - епископа) и инквизиционные ( подчинялись Генеральному инквизитору страны, а через него - Папе Римскому ). Все эти суды имели совершенно различные процессуальные процедуры и методы добывания и предъявления доказательств.

Важно подчеркнуть, что самую разумную организацию процесса демонстрировали именно инквизиционные суды. Можно отметить, что у многих людей выработалась твердая уверенность в том, что всякий суд, где нет "презумпции невиновности" - инквизиционный. И на этом основании современные люди a - priori полагают, что все суды Средневековья были инквизиционными.

Это совсем не так. Суд над Жанной д'Арк не был инквизиционным, точно также , как не был инквизиционным процесс над Жилем де Рэ. Хотя инквизитор Бретани Жан Блоэн и заседал в составе объединенного трибунала, процесс был организован по нормам суда майоратного, т. е. светского.

Традиция приводить к присяге на Библии лицо , дающее показания, восходит именно к майоратному судопроизводству. Инквизиторы никогда этого не делали; Святой Трибунал требовал от обвиняемого чтения молитв (обычно это были "Отче наш" , "Богородица Дева . ", "Символ веры"). Светские суды требовали формальной клятвы на Библии, которая сводилась к формуле "говорить правду , только правду и ничего кроме правды" ( т. н. латинская формула juramentum de calumnia ).

Следует также заметить, что инквизиторы не отказывали обвиняемому в адвокатской защите и зачастую даже прямо предлагали воспользоваться услугами адвоката. Епископальные суды, напротив, были противниками такой практики.

Тем не менее, важно понимать, что все судебные установления того времени базировались на иных принципах: не существовало состязательности сторон в ее нынешнем виде, иначе трактовалась гласность суда, иначе решались вопросы подсудности.

Инквизиционный процесс

Эпоха Средневековья ознаменовалась внедрением инквизиционных начал в правосудие. Инквизиционный процесс проводился тайно, с использованием формальных доказательств и физических пыток, в судах заседали легисты, толковавшие факты в соответствии с нормами канонического права. Судьи всеми правдами и неправдами добивались признания обвиняемого, являвшегося в те времена решающим доказательством по делу.

Схоластическая в своей основе философия и уголовное законодательство той эпохи были пропитаны авторитарным духом и сословными предрассудками, основанными на признании социального неравенства; и государство, и его органы обладали значительными привилегиями, процветали коррупция и подкуп среди государственных чиновников, не исключая и судей. В те времена нельзя было и помышлять о равном и справедливом для всех правосудии, ибо сама цивилизованность находилась на грани разложения, охватившего сферу как права, так и нравственности.

Процессуальной основой тайного процесса служил Указ Торквемады, который появился 27 октября 1488 года и заключал в себе пятнадцать статей.

В Указе напрямую говорится о том, что инквизиционный процесс должен быть тайным.

«Свидетельские показания следует заслушивать в присутствии возможно меньшего числа лиц, чтобы тайна не была нарушена». Эта мера является душою всей системы. Без тайны инквизиция не была бы столь ужасной, и в ней не торжествовали бы произвол, суеверие, фанатизм, страсти судей и их подчиненных. Без тайны процессы святого трибунала были бы такими же, как и судебные дела, возбуждаемые иногда епископами или их генеральными викариями против священников, находящихся в их ведомстве и обвиняемых в каком-либо преступлении. Без тайны почти все подсудимые избегли бы диффамации юридической или фактической, которою они клеймятся при секретном судопроизводстве. Без тайны сами инквизиторы пользовались бы в свете, как и остальные люди, всеми преимуществами, которые предоставляет людям общество, а не внушали бы страх как шпионы и гонители, что является их обычным уделом и служит поводом к осторожности при разговорах в их присутствии.

Седьмая статья Указа предписывает, чтобы деловые бумаги и документы инквизиции хранились в том самом месте, где инквизиторы имеют свое пребывание, и чтобы они были заперты в сундуке, ключ от которого доверяется секретарю суда, который не может выпустить его из своих рук под угрозой потери своей должности. Эти деловые бумаги не что иное, как сами процессы. Если бы инквизиция вела процессы согласно установленным правилам и формам, какой сундук мог бы содержать судебные дела стольких тысяч жертв? Это обстоятельство требует особого внимания, потому что оно доказывает (по крайней мере до некоторой степени), как коротки были процессы этого трибунала. Процессы были написаны на четвертушках, и тем не менее большинство не содержало даже восьмидесяти страниц. Донос, протокол о взятии под стражу, сознание обвиняемого, обвинительный акт прокурора, словесная защита заключенного и приговор. Таково состояние большинства этих якобы уголовных дел. В некоторых встречаются в подтверждение доноса свидетельские показания; больше и не требовалось, чтобы располагать жизнью, честью и имуществом часто знаменитых людей и полезных граждан.

Инквизиционный процесс до крайности отягощал положение обвиняемых, которых в ту пору предавали смерти, предъявляя обвинения в ереси, а на самом деле часто действуя по политическим и своекорыстным мотивам. Ярким примером изуверских ухищрений инквизиционного процесса с его надругательством над человеческим достоинством является дело ордена тамплиеров, процесс по которому во Франции длился пять лет — с 14 октября 1307 по 1312 г. Этот процесс так и не доказал главного: были ли члены ордена действительно виновны в тех проступках, которые им приписывали? В Средневековье сам способ отправления правосудия был связан напрямую с государственным строем. В деспотических государствах, где отсутствуют законы, сам судья был своеобразным творцом и толкователем и законов и справедливости.

Итак, в XII-XIII вв. в странах Западной Европы на смену состязательному процессу приходит инквизиционный. Частное возбуждение уголовных дел заменяется государственным преследованием. Инквизиционный розыскной процесс был тайным и с применением пыток. Оценка свидетельских показаний велась по теории формальных доказательств. Защита не допускалась. Признание обвиняемого считалось царицей доказательств.

Некоторые особенности были присущи английскому процессу. Например, от обвиняемого не требовали доказательств невиновности, ему не вручалась копия обвинительного акта и об инкриминированном ему преступлении он узнавал в ходе следствия. Предварительное следствие проводилось возбудившей дело стороной с помощью адвокатов. Присяжные производили оценку доказательств, которые представляли суду стороны. По окончании следствия судья резюмировал его результаты перед присяжными, которые затем в отдельной комнате выносили вердикт (виновен – или невиновен). После этого судья выносил приговор.

При определении наказания наблюдалась свобода судейского усмотрения. В английском уголовном праве доказанное намерение совершить преступление влекло за собой такое же наказание, как и совершение его. Судьи Англии руководствовались правилом: злой умысел равносилен злому делу.

Средневековое общество не знало равного для всех суда. Для каждого сословия существовали свое правосудие и специальные суды. Духовное лицо было подсудно церковному суду, горожанин – городскому трибуналу. Свободные люди обращались в областной суд под председательством графа. Но постепенно общественные суды замещались частными: держатель судился в сеньориальном суде под председательством управителя, благородный человек – в феодальном суде, состоящем из равных ему.

Обычным правом были выработаны некоторые формы, общие для светских судов. Основа средневекового судопроизводства была противоположна принципам римского права, продолжающим действовать в церковных судах. Римский суд производился судьей во имя и в интересах общества: судья прежде, чем вынести приговор, был должен выяснить обстоятельства дела, собрав все доказательства.

Средневековый суд производила группа лиц, председатель руководил судом и произносил приговор.

Средневековый суд

Средневековый суд действовал не в интересах общества, а оказывал услугу сторонам. Уголовный процесс имел характер тяжбы обвинителя и обвиняемого.

Средневековый суд не имел цели выяснить существо тяжбы, расследовать истинную историю преступления. Он решал исключительно на основании предоставленных сторонами доказательств. Он был обязан судить не в соответствии со справедливостью и разумом, а согласно установленным обычаем формам. Это был суд строго формальный: судьи только следили за соблюдением правил и объявляли, кто одержал победу. Судопроизводство состояло из сакраментальных действий, сопровождаемых определенными словами и следующих как сцены драмы одно за другим.

Истец просил назначить день суда. В назначенный день он излагал свою жалобу и подтверждал ее клятвой. Ответчик повторял клятву и приносил присягу. Свидетели клялись в свою очередь. Затем следовал вызов, поединок и приговор. Достаточно было одного противного правилам слова или движения, чтобы тяжущийся был осужден.

Готовые работы на аналогичную тему

В уголовном процессе клятва двух свидетелей влекла осуждение обвиняемого. Обвиняемый мог дать принести присягу первому свидетелю, но, когда второй опускался на колени и протягивал руку для клятвы, он был должен объявить, что отвергает его как лжесвидетеля.

На разрешение судебного процесса могли повлиять:

  • Присяга;
  • Доказательство;
  • Божий суд;
  • Поединок.

Доказательство есть римская форма, клятва – варварская.

Доказательства требуют внимания со стороны судей. Дворяне считали оскорбительным допускать обсуждение собственных показаний, поэтому суд обычно предпочитал предоставлять решение ордалии (Божьему суду) или судебному поединку.

Ордалия

Ордалия — это варварский институт, впоследствии принятый церковью. Этот способ применялся к сторонам, которые не могли сражаться, к женщинам или к крестьянам. Многие применявшиеся в IX веке испытания (испытание крестом, водой, куском хлеба) позднее вышли из употребления. В XI и XII веках обычно применялось испытание огнем, имевшее две разные формы: ответчик брал в руку раскаленное железо или погружал ее в котел с кипятком. Руку завязывали и через несколько дней открывали; если она не имела повреждений, испытываемый выигрывал дело.

Поединок в средневековом суде

Для мужчин дворянского происхождения исходом процесса являлся поединок. Ответчик (или обвиняемый) вместо оправданий вызывал на бой истца или свидетеля. Тяжба превращалась в поединок: роль суда ограничивалась лишь тем, чтобы определить условия битвы и объявить результат.

Судебный поединок, как и все судопроизводство, состоял из сакраментальных действий: вызов посредством вручения залога битвы, выбор дня и «бранного поля», присяга, бой, признание побежденного. Выбор оружия определялся до подробностей: в рыцарских судах – доспехи, меч и щит, в недворянских судах – дубина и щит.

К поединку прибегали не только в случае преступлений, но и в тяжбах о наследстве или собственности. Он применялся даже для разрешения вопросов права. В Германии в X веке Оттон I заставил биться бойцов, чтобы решить, исключает ли из наследства сын внучатых племянников. В XIII веке Альфонс Кастильский прибег к судебному поединку, дабы решить, следует ли ввести в королевстве римское право.

В дворянских судах дуэль была средством уничтожения приговора. Средневековый суд в принципе не знал апелляции: любой приговор был неотменим; но осужденный мог объявить приговор ложным, вызвав тех, кто его произнес. Если он побеждал в сражении, приговор отменялся. Также судебный поединок мог служить и для отвода свидетеля.

Наказание в средневековом суде

Формальное судопроизводство применялось к сомнительным случаям, когда ответчик отрицал проступок, в котором выдвинуто обвинение; осуждение в достигалось с большим трудом и риском для обвинителя и свидетелей. Когда же преступник был захвачен на месте преступления, суд был краток: свидетельства схвативших достаточны для осуждения; короток суд и тогда, когда преступник признавался, в особенности если это бродяга или чужой. Поэтому для судьи большим соблазном было доведение преступника до признаний путем пытки. Так «допрос» стал в конце XV века всеобщим обычаем. Судопроизводство путем следствия, послужившее образцом для английского жюри и для церковной инквизиции, являлось до конца XIII века исключительным способом.

Средневековая казнь

Наказание строго определялось обычаем. Убийцу обезглавливали, вора вешали, душегубца сажали на кол и потом вешали. Женщин вместо повешения зарывали живыми в землю. Если преступник уже умер, судья приказывал казнить труп, если сбежал – его изображение. С самоубийцей поступали, как с убийцей самого себя. Животное, убившее человека, вешали или зарывали живым.

У каждого государства в средневековой Европе были свои отличительные, индивидуальные черты в их судебной системе, но помимо этого, межу их системами было нечто общее, что объединяло их.

После падения Западной Римской империи, государства нынешней Западной Европы были вынуждены начинать свое развитие фактически заново, начиная с самого нуля. Это произошло из-за того что они придерживались античному политико-правовому порядку, который поддерживала Римская империя, а с ее падением они были вынуждены отступиться от них, и начинать свое собственное становление как суверенных государств.

Как известно главной характерной чертой для Римской империи было процветание рабовладельческого строя, но после ее падения на смену ему приходит феодальный строй.(4 стр 99) [№4 стр 99 ]

Во времена средневековья, политико-правовая жизнь государств была переполнена событиями и нововведениями.

Так во франкском государстве уже в конце 5 века начиналось развитие права таким, каким мы его представляем сегодня. А именно, начиналась запись обычного права германских племен. И все это происходило на относительно раннем этапе становления франкского государства. Несмотря на то, что франкское государством по форме правления считалось раннефеодальной монархией, оно также заключало в себе сразу несколько видов общественных отношений, таких как: рабовладельческие, родоплеменные, общинные и феодальные. Впоследствии этого начинания, нам стали известны «Варварские правды», которые, в свою очередь, включали в себя: Салическую, Аллеманнскую, Бургундская, Рипуарская и др. Но самая первая из ныне нам известных это «Салическая правда».

В этом сборнике древнегерманских обычаев, помимо всего прочего, описывается также и судебный процесс того времени. Оттуда мы узнаем, что «салическая правда» констатировала, что судебный процесс того времени был состязательным, также он был гласным, устным и обладал конкретным формализмом. Инициатором возбуждения дела был, как правило, истец. Но и истец, и ответчик имели, по сути, одинаковые права.

Если же ответчик не являлся на суд, то он обязывался выплатить штраф, в размере 15 солидов. Но это касалось не только ответчика, если истец не являлся на судебное заседание и его «не задержит какое-либо законное препятствие» (8 ст 1) [№8 ст 1] , к законным препятствием относилась болезнь, смерть родственников, пожар в доме. Иначе, он должен был выплатить штраф в пользу ответчика также в размере 15 солидов.

Существовала особое правило вызова ответчика на суд: истец, в сопровождении свидетелей должен был прийти в дом ответчика и лично объявить ему о вызове на суд. Если же самого ответчика не окажется на месте, например, он будет находиться вне дома по своим личным делам, то следовало оповестить кого-либо из домашних истца, чтобы уже они, по возвращению истца, могли известить его о вызове на суд. Но существовало также исключение, когда истец просто не мог быть вызван на суд. Это допускалось тогда, когда истец был занят исполнением королевской службы.

Прочитав текст «Салической правды» можно выявить несколько основных правонарушений и разделить их на четыре вида:

· преступления против личности – убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

· преступление против собственности – кража, поджог, грабеж;

· нарушение предписаний короля;

· преступление против порядка отправления правосудия – неявка на суд, лжесвидетельство (2 стр 97) [№2 стр 97] .

Основным наказанием за правонарушение был штраф, но также встречаются такие виды наказания как: изгнание из общины, объявление вне закона.

Тем не менее, происходит постепенное изжитие некоторых признаков первобытнообщинного строя и из уголовного франкского права. Например, вместо обычая кровной мести вводилась система композиций, которая значительно упрощала систему наказаний. С этим нововведение в выигрыше оставалась как потерпевшая сторона, так и само государство. Если же человек был не в состоянии выплатить, требуемый от него штраф, он мог обратиться за помощью к своим родственникам. Но очень часто эти родственники заблаговременно просто разрывали семейные связи. В связи с этим фактом можно предположить, что уже на том этапе происходило постепенное ослабление, а впоследствии, и распада родовых отношений. (11 стр 229) [ №11 стр 229 ]

Следует также заметить, что никакого досудебного разбирательства не было, то есть судья, вынося свое решение, основывался лишь на доказательствах, предоставляемые сторонами судебного процесса.

В качестве доказательств на судебных процессах «Салическая правда» признавала:

· клятвы на святых мощах, на Евангелии;

· соприсяжничество– соприсяжниками, или «свидетелями доброй славы», являлись двенадцать его родственников, друзей или соседей;

· ордалии(«божьего суда») (2 стр 97) [№2 стр 97]

Следует привести несколько примеров ордалии или же по-другому «божьего суда». Например, существовали ордалии с котелком и кипящей водой в нем, то есть подозреваемый должен был опустить свою руку в котелок с кипящей водой, и если же после этого оказывалась обожженной, то он автоматически из обвиняемого становился виновным. Также существовали такие ордалии как испытания хлебом и сыром. Идея основывалась на том, что обвиняемый должен был проглотить несколько кусочков хлеба и сыра, причем, совершенно не пережевывая их. Если обвиняемый проглатывал их, не подавившись, то с него снимались все обвинения, если же этого не происходило, он признавался виновным в этом преступлении.

Интересен тот факт, что существовало особое испытание для женщин, доказывающих свою верность. Это испытание заключалось в том, что женщина, для доказательства своей верности, должна была пройти через огонь так, чтобы на ее теле не осталось никаких следов от огня.

Салическая правда фактически стала основой для будущих сборников. Будущие сборники такие как: Аламаннская и Баварская, Саксонская и Тюрингская заключали в себе новые нормы, соответствующие новой эпохи с уже утвердившейся феодальной частной собственности, и социальной иерархии.

Примерно такую же структуру судебного процесса переняли государства, образовавшиеся после распада франкской империи. В 843 году внуками Карла Великого был заключен Верденский договор, разделивший великую империю. И в дальнейшем, на территории бывшей империи образовались такие государства как: Франция, Германия, Италия.

В средневековой Франции, являющейся страной «образцового Средневековья», судебная власть в период IX–XIII вв. еще не отделилась от административной(10). [№10] А судебный процесс еще не пережил пережитки оставшиеся от франкского судебного процесса, и все также носил больше обвинительный характер. Также лидирующие позиции в судебном процессе удерживал суд равных, то есть человек мог судиться лишь с равным себе по социальному статусу.

В этот период распространился метод пыток, самые распространенные были пыткой водой и пытки железом. Иным вариантом доказать свою невиновность был судебный поединок, нормы которого регулировали правовые обычаи. Вступать в судебный поединок требовалось лично, исключение составляли лишь дети, женщины и старики старше шестидесяти лет, им давалось право выдвинуть вместо себя, специализирующихся на этом, бойцов. Если в судебном разбирательстве присутствовали свидетели, то их количество должно было быть не менее двух. Как бы в противовес франкскому сопряжничеству, запрещалось свидетельство родственников обвиняемого или подвластных ему лиц. (6 стр 127) [ №6 стр 127 ]

Особое место в средневековом судебном процессе следует отдать инквизиционному процессу.

Прежде всего нужно заметить, что этот вид суда образовывался постепенно, начиная еще с раннего средневековья, но на тот момент он находился только в стадии «созревания» идеи. И только в конце XIII века возникла такой вид уголовного судопроизводства как «инквизиция». Но также следует заметить, что такой вид судебного процесса как инквизиционный суд пришел к нам на смену другой , судебной процедуре– обвинительной, сохранившейся еще со времен франков, и распространившейся на всей территории Европы. (10 стр 1)

В период инквизиции, судьей считался сам Господь, а судьи были лишь посредниками, то есть изъявителями Божьей воли. А средством доказания своей невиновности считались ордалии, но на деле это скорее было средством доказания виновности.

Существовали различные виды испытаний для обвиняемого: каленого железа, горячей и холодной воды, хлеба и сыра. Считалось, что, если эти испытания обвиняемый проходил без сильного вреда, то сам Бог признал этого человека невиновным, и позволил ему жить.

Инквизиция – институт Римско-католической церкви для розыска и наказания еретиков и других врагов Католической церкви.(13 гл 1) Еретиками считали всех тех людей которые пропагандировали свои религиозные взгляды, отличные от тех что пропагандировала Римско-католическая церковь. И не желали менять свои взгляды даже после указаний что его взгляды на религию не являются истинной и праведной верой. То есть он заблуждаются в своей вере и нуждается в направлении на «путь истинный». Различали три вида еретиков:

· а) Еретики, отказавшиеся от ереси раскаявшиеся и вернувшиеся в Церковь, подвергались только церковным карам - покаянию.

· б) Еретики, в обращении которых были обоснованные сомнения - пожизненно заключались в тюрьму.

· в) Еретики, упорствующие в ереси или отказавшиеся от нее, опять вернувшиеся к ней, передавались государственным властям.(14) []

Еретики рассматривались как политические преступники, так как они предвали Церковь, а, в связи с их тесной связью, и государство. Однако, следует отличать церковную инквизицию от испанской инквизиции, которая была преимущественно политическим учреждением, верховным государственным судом. Главною целью этих судов было служить политическому абсолютизму (15). []

Именно в XIII веке были образованы первые суды церковной Инквизиции. Но до XVвека их положения было весьма шатким, после же, они весьма крепко зафиксировали свои позиции в судопроизводстве средневековой Европы.

Уже в 15 веке в средневековой Европе, а быстрее всего во Франции, начались серьезные изменения в судебной системе. А именно, происходило постепенное отстранение феодальной знати от участия и влияния в судопроизводстве.

Но, разумеется, эти изменения прои сходили не без определенного катализатора, коим в данном случае послужили сразу несколько причин:

· Усиление королевской администрации;

· Образование высших судов;

· Распространение римского права и писаных сборников обычного права.( 1 стр 186) []

В этом преобразовании судебной системы немаловажную роль сыграли именно высшие суды, набирающие все большое распространение. В таких государствах как Англия и Франция они получили роль судов первой инстанции и, посредством разъездных судей, ревизионного органа.

При правлении Людовика IX, парламент, по сути, становится высшим судом. Он делился на несколько следственных палат и большой палаты. Первоначально его созывали лишь ежегодно, но в связи с все большим накоплением неотложных дел он становится постоянным учреждением.

Высшие суды стремительно и повсеместно начали наполняться квалифицированными специалистами в юридической сфере. Это профессия резко становится все более популярной и авторитетной. Сдерживающей силой для них была княжеская юстиция ограничивающая суд феодальных курий, собрание вассалов при дворе сеньора, по всем важнейших делам, и не допускала проявления самосуда.

Но в некоторых частях Германии существовали суды, именуемые как «судами фемов», которые придерживались антикрестьянского направления. Их возможности были ничем не ограничены, и поэтому им было подвластно повсеместное преследование своей цели. Вопреки ожиданиям, государство никак не препятствовало самосуду на который шел «суд фемов». Поэтому его существование было весьма долгим, до XVI-XVII вв. (№1 стр 186) []

Примерно в это же время В Англии происходит образование суда присяжных заседателей. Присяжные обязывались во всех ситуациях выносить свое решение. Именно за ними было последнее слово, они фактически были судьями для обвиняемого. Конечный результат этого образования можно было увидеть уже в XV веке.

Следует предварительно отметить, что развитие судопроизводства в Англии, в отличии от континентальных государств, сразу начала развиваться в совершенно другую сторону, нежели, например, Франция.

Так же начало проводиться предварительное следствие, сначала оно носила неофициальный характер, нотем не менее оно имело место быть в судебном процессе. Более или менее разделенное на два акта, следствие– предварительное и судебное– появляется и начинает признаваться законом лишь к XVI веку. (1 стр 187) []

В XIII веке выходят из использования ордалии, но в инквизиционном суде они еще продолжают применяться до XVII века.

Церковь посчитала разумным добывать письменные или же устные признания, ведь они считали что признание– это «царица доказательства». Из-за этого пытки стали еще более распространенными, ведь без подручных средств, таких как пытка, заставить человека в чем-то признаться весьма затруднительно, особенно если этот человек обладает высокими моральными качествами.

Подводя итог к этой главе, хочется отметить, что каждое государство в средневековой Европе обладает своими особенностями и изъянами. Но именно в период средневековья зарождается, то право, которое мы можем видеть теперь. Оно развивается в двух направлениях, нюансы которых будут разбираться в следующей главе.

Глава 2. Особенности судебных процессов в государствах средневековой Европы.

Судебные поединки в Средневековье

Судебный поединок — это способ решения судебной тяжбы с помощью старой-доброй драки , так что прав оказывался тот, кто выигрывал в сражении. Разумеется, люди тех лет понимали, что это не самый объективный способ установить виновного, но в условиях Древнего Мира и Средневековья быстрые и простые решения ценились больше, чем сейчас.

В общем, простой мордобой, где можно было уповать на физическую силу и богов, казался компромиссным и удачным решением. Судебный поединок назначался в случае следующих преступлений: убийство, измена, ересь, дезертирство, «лишение свободы», лжесвидетельство / мошенничество и изнасилование.

Сразу же стоит оговориться: хотя судебный поединок и дуэль похожи, они имеют серьезное различие. Дуэли проходили вдали от людских глаз, без извещения правительства и, так или иначе, по согласию обеих сторон. Судебная же битва проводилась при максимальном скоплении народа, и ответчик привлекался по решению суда; никаких претензий после ее завершения предъявлять было уже нельзя, как нельзя было противиться божьей воле.

Судебный поединок

Судебные поединки у разных народов

Судебные поединки практиковались как минимум у викингов, германцев, британцев, французов и на Руси. Везде были локальные различия, но в целом правила были схожи. После принесения клятв о честности оба сражающихся должны были сойтись в драке при скоплении сограждан и должностных лиц. Все происходило на поле диаметром около 18 метров и, кроме того, между полем и зрителями должно было оставаться некоторое расстояние. Делалось это не для безопасности обывателей, а для того, чтобы колдуны или ведьмы, если они окажутся в толпе, не смогли повлиять не исход боя. Считалось, что мощные чары мгновенно работают только вблизи.

Похожее по теме. Суд в Средние века Об особенностях судопроизводства в Средневековье, о судебных поединках и ордалиях, ведовских процессах и инквизиции, о способах установления вины, о ремесле палач

Оружие было регламентировано: к примеру, в Швабии сражались строго со щитом и мечом, а во Франконии со щитом и булавой, в то время как в Новгороде дрались рогатин ами или дубин ами . Проигрывал, кстати, не только тот, кто погиб или вырубился, но и тот, кто трижды коснулся земли оружием или рукой. Кроме того, защитная экипировка тоже обговаривалась в законах: как правило, сражаться полагалось в кожаной броне или доспехах из стеганой ткани.

Женщинам также не запрещалось участвовать в судебных поединках, но там правила были еще подробнее и жестче. Сражающейся давали фору, если она билась с мужчиной: он начинал драку, стоя по пояс в яме, и не имел права из нее выбраться. Битва считалась выигранной, если мужчине получалось затащить противницу в яму или же если ей удавалось вытащить его из ямы. Кроме очевидного окончания драки в виде убийства, конечно.

По итогам такого поединка побежденному мужчине отрубали голову, а женщине — руку.


Более цивилизованная версия судебного поединка существовала в Древнем Риме. Там подсудимый и сторона обвинения был и обязаны выступать в суде сами, без всяких прокуроров и адвокатов. Как правило, победа больше зависела от красноречия сторон, а не правоты как таковой. Лучшим началом карьеры для молодого римлянина была победа в суде, поэтому достигнув совершеннолетия многие юнцы тут же рвались обвинить кого бы ты ни было по любой причине . Римляне считали это благим делом и любили, когда « породистые щенки травят нарушителей закона » .

Похожие публикации

Средневековая Франция

За тысячелетие Средневековья (с V по XV в.), включая поворотный период его истории между XI и XIV в., Франция превратилась в великое государство, каким она является сегодня. Открыть Идеалы династии Мин

Минская империя — государство под властью династии Мин, правившей в Китае после отделения Китая от монгольской империи Юань с 1368 года по 1644 год. Открыть

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: