В чем заключается сущность одного из основных признаков правового государства ограниченность

Обновлено: 23.04.2024

Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно остается государством, что означает следующее. Правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нем или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. Назовем основополагающие признаки государства, в том числе и правового:

  • обладает публичной властью;
  • имеет специальный аппарат управления и принуждения;
  • располагает разветвленной системой юридических средств: издание нормативных правовых актов, обеспечение их реализации путем воспитания, поощрения, убеждения и принуждения;
  • обладает суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам и их организациям как внутри страны, так и за ее пределами.

Наряду с общими признаками, правовому государству присущи и специфические признаки. Рассмотрим некоторые из них.

Одним из основополагающих признаков правового государства является верховенство права и закона.

Принцип верховенства права означает соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) с формально-регулятивными ценностями права (нормативность, равенство всех перед законом и др.), с легитимностью публичной власти. Государство является не единственным источником формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа, выраженное через референдумы, либо положения, сформулированные в ходе общественной практики. Верховенство права означает, что оно возникло ранее государства.

В соответствии с принципом верховенства закона, ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один коллектив не освобождаются от обязанности подчиняться закону. В данном контексте закон понимается не в расширительном смысле, а в прямом - как акт представительной власти. Внешним выражением реализации данного принципа является такой баланс в системе нормативных правовых актов государства, при котором приоритетное место занимают акты законодательных органов. Отечественная история содержит факты, показывающие, что в СССР данный баланс не соблюдался. Так, до 1988 года было принято 85 законов (включая изменения, дополнения, отмены). Основное количество правовых норм содержалось в подзаконных актах. Демократические преобразования в Российской Федерации сказались в том числе в резком увеличении количества законодательных актов. Так, в период с 1989 года до принятия Конституции РФ 1993 г. принято 636 законов, а с 1993 года по август 2001 года - 1579 законов.

Принцип разделения властей - это принцип, исходящий из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимо друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду.

Суть этой теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в одних руках или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними группами во вред другим. Еще древнегреческий философ Полибий (200-129 гг. до н.э.), восхищаясь Римской республикой, писал, что власть в ней поделена таким образом, чтобы ни одна из ее составных частей не перевешивает другую.

Английский философ-материалист Дж. Локк (1632-1704 гг.) разрабатывал принцип взаимосвязи и взаимодействия властей, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой. Он полагал, что верховное место занимает власть законодательная, остальные власти занимают по отношению к ней подчиненное положение, но оказывают на нее активное воздействие.

Шарль Монтескье в работе «О духе законов» разрабатывает систему взаимных сдержек и противовесов властей. Он полагает, что для того, чтобы создать стабильный механизм государственного управления, надо научиться «комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить в действие, подбавлять балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую».

Принцип разделения властей - необходимый атрибут правового демократического государства. Осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает (через разделение труда и компетенции) предпосылки к эффективной деятельности государственных органов. Законодательная, исполнительная и судебная власти имеют свое предназначение (функции) и наделяются соответствующей компетенцией; власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой; но действовать обособленно она также не в состоянии. Власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм», функционируя для блага народа.

Организационно-правовое выражение принципа разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Элементами такой системы являются: срочность полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль над законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судей.

В Конституции Российской Федерации (ст. 10) записано, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

Согласно Конституции России, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство РФ, а судебную - федеральные суды. Президент РФ, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции России, обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Особо важно подчеркнуть взаимодействие властей. Так, обособление функции принятия законов Федеральным Собранием РФ сочетается с правом Президента РФ отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для повторного принятия. Кроме того, глава государства может издавать указы, которые не должны противоречить законам.

При этом Правительство РФ может издавать постановления в соответствии и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и указов Президента РФ.

Принцип независимости суда сформулирован в ч. 1 ст. 120 Конституции России: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

В странах, где верховенство закона является конституционным принципом, ни одно из судебных решений не должно иметь преимущества перед законом и всякий раз, когда возникает коллизия между требованиями закона и выводами, содержащимися в судебном решении, приоритет отдается закону.

Чтобы обеспечить верховенство закона, в правовом государстве устанавливается судебный или квазисудебный контроль, который реализуется в рамках конституционной юстиции. Конституционные суды независимы и организационно обособленны от законодательной и исполнительной властей. Как правило, конституционному суду подведомственны споры, связанные с нарушением конституции. Так, в России Конституционный суд Российской Федерации осуществляет традиционную компетенцию - контроль за соответствием Конституции законов, международных соглашений и договоров. Кроме того, он рассматривает споры о компетенции и толкует Конституцию России. Задачей любого судьи является восстановление нарушенного права, что необходимо связано с возмещением ущерба, причиненного пострадавшей стороне. Поэтому судебные решения имеют для общества двоякую ценность: и как способ установления истины и справедливости, и как средство защиты населения.

Между судебной практикой и законом существует тесная взаимосвязь. Суды являются правоприменительной инстанцией, а, следовательно, закон получает движение благодаря усилиям судебной власти. Однако судебная власть не подменяет законодательную власть, хотя и служит для нее одной из наиболее важных стабилизирующих опор.

Основополагающим признаком правового государства является нерушимость прав и свобод человека и гражданина. Конституция России (ч. 2 ст. 17) закрепила этот принцип следующим образом: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Эти положения развиты в ст. 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Понятие, признаки, институты гражданского общества

Политические характеристики гражданского общества концентрируются в понятии правового государства. Данные понятия сочетаются как форма и содержание.

Гражданское общество, в представлении Гегеля, изложенном в «Философии права», представляет собой связь (обобщение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внесений порядок (полицию). Правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд. Основным признаком гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами.

Существование гражданского общества обеспечивается многопартийностью, широкой сетью общественных объединений, союзов, самодеятельных коллективов, различными формами местного самоуправления. Велика роль независимых и объективных средств массовой информации.

В духовной жизни признаком гражданского общества является приоритет общечеловеческих ценностей: последовательная ориентация на свободу, равенство перед законом, социальную справедливость.

Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период в развитии государства и права. Ему соответствует современное представительное государство, которому присущи следующие черты:

  1. государство суверенно, т.е. обладает верховной властью и монополией принуждения;
  2. государство выступает от имени всего населения и притязает на то, что выражает интересы граждан всей страны;
  3. в структуре государственных органов появляются общенациональные представительные учреждения парламентского типа, наделенные правом принятия законов;
  4. государство имеет управленческий аппарат, состоящий из профессиональных служащих, постоянную армию;
  5. государство собирает налоги, при этом утверждение налогов требует согласия представительного органа;
  6. официально признается юридическое равенство граждан, их права и свободы.

Всякое государство организовано как вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. В отличие от государства, гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе.

Нельзя недооценивать значение права в системе взаимоотношений государства и гражданского общества. Государственные органы и должности возникают и действуют на основе права. Жизнь и деятельность членов гражданского общества обусловлены не правом, а доброй волей членов общества. Создание и объединение ячеек гражданского общества может регулироваться законом, но в основе их создания лежит добрая воля их участников.

Семья - основная единица гражданского общества и на ней особенно очевидно взаимодействие права и гражданского общества: добровольный союз приобретает правовые формы по воле его участников.

Государственные органы могут действовать лишь в пределах их компетенции, а граждане имеют правоспособность, дающую широкие возможности действовать в любых сферах общественной и частной жизни.

Отношения между членами гражданского общества строятся на основе равенства, свободы, координации. Основой для этих связей может быть договор, соглашение. Государственные органы связаны отношениями субординации, каждый из них подчинен вышестоящему органу.

Гражданам разрешено все, что не запрещено законом.

Органам государства разрешено только то, что вытекает из компетенции или предписано нормативным правовым актом.

Публично-правовые нормы и отношения охраняются от нарушений преимущественно штрафными, карательными санкциями (административными, уголовными, дисциплинарными). Нарушения частноправовых норм и отношений влекут, в первую очередь, правовосстановительную ответственность (гражданскую).

Понятие и сущность «Правового государства», как словосочетания на первый взгляд, может показаться вполне некорректным и даже избыточным, так как обязательным признаком правового государства является правовое наличие. Но в данное понятия закладывается другой, более масштабный смысл, чем просто наличие в государстве права.

Родоначальником в теории правового государства считают философа английского происхождения Джио Локк, который в свое время показал свою концепцию «Двух трактов о правлении».

Сущность правового государства кроется в первенстве права над самой властью, в органичении действия власти стоящим над ней законом, в безусловном подчинении власти, граждан, а также всех общественных субъектов действующему праву.

Признаки правового государства

У правового государства есть свои определенные признаки, такие как:

  • государство самоограничивает себя законом, а именно в первую очередь конституцией, через которую не может преступить никто, это имеет отношение и к самому государству;
  • все равны перед законом;
  • ответственность государства перед гражданами и наоборот, ответственность самих граждан перед государством. Человеку дается гарантия свободы и права, защита от любого произвола власти. В то же время власть государственного характера защищает общество от покушений на него любого гражданина или другого социального субъекта;
  • государство располагает конституцией стабильного характера, а также законодательной системой.

Законодательная стабильность представляет собой важное условие осуществления права, формирования уважения относительно закона со стороны граждан. В случае, если законодательство подвергается постоянным, но что еще хуже, непрогнозируемым изменениям, то к нему уровень доверия и уважения падает как граждан, так и властных структур.

Фундаментальные правовые положения

Базовые, еще называющиеся фундаментальными правовые положения (например, занимающиеся вопросами государственного строительства, собственности) должны быть незыблемыми и устойчивыми. Только в таком случае может появиться доверие к власти, закону, которая привлечет в свое время своей стабильностью и предсказуемостью. В правовом и устойчивом отношении общество, где чтят законы, чаще всего, не происходит бегства капиталов за границу, начинается эра стабильности, что означает процветание общества.

Для такого общества являются характерными:

  • верховенство обязательного характера законов, а также конституции над всеми другими правовыми документами, а тем более над указами и распоряжениями властей;
  • наличие наиболее эффективной правоохранительной системы органов (прокуратуры, судов, следствия, арбитража, конституционного суда), которая будет подчиняться только закону, отлаженному механизму, способному обеспечить защиту, а также выполнение права;
  • наличие общества гражданского характера и развитого правового сознания граждан, и должностных лиц, их уважения относительно закона, признания верховенства со стороны общества.

Тем не менее исполнение этих достаточно высоких требований не может сегодня в полной мере обеспечить ни одно государство мира. Так как о государстве правового характера можно говорить лишь как неком идеале, которым хочется стать и к которому нужно стремиться.

Процесс формирования государства правового характера, особенно достижения приоритета права относительно власти, шел достаточно долго и болезненно. Традиции попрания закона, в первую очередь самой властью, из очень давнего времени («Прав тот, кто имеет больше прав», «Закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло»). Правовые истоки нигилизма, неуважения к закону коренятся в суверенитете, а также силе самой власти, при этом объясняются тем, что право создается самой властью. Сама ограничительная проблема власти долго выглядела достаточно противоречивой. Потребовалось очень большое количество времени, можно сказать столетия, в течении которого происходило постепенное формирование устойчивого правосознания, а также убежденности граждан в необходимости верховенства закона, как важной меры стабильности и процветания общества. Разработка документов конституционной направленности, введение правления конституционного характера, верховный статус и его признание принятых законов позволили постепенно продолжить пусть к укреплению и созданию правового государства.

Пути достижения правового государства

Во-первых, это улучшение уже существующего законодательства путем кодификации, модификации и систематизации. Данная проблема очень актуальна для стран, которые меняют господствующую идеологию, переходящих из одной социальной системы координат в другую, например для России. Прежнее законодательство советского времени во много было построено на закреплении юридически командно-административных методов руководства обществом. Помимо этого, имело множество несоответствий одних нормативно-правовых актов другим. Достаточно большое количество ведомственных и правительственных документов по своему духу и букве не соответствуют законам, а наоборот противоречат, а иногда и вовсе корректируют их в своих ведомственных интересах.

Работа по улучшению законодательства не может осуществляться одномоментно. Деятельность, которая изменяется, делает необходимым постоянное совершенствование законодательства путем создание широкого круга новых документов законодательства, целью которых является обеспечение правовых основ рыночного гражданского общества.

Весомое значение для процесса формирования устойчивого стремления граждан к соблюдению законов имеет также их легитимность, что означает признание со стороны всего общества. В случае, если же происходит неприятие обществом тех или иных законов и правовых норм, при всей их полезности и необходимости, это приводит к отторжению их гражданами, невыполнению, а в конце концов сводит на нет все попытки по созданию правового государства.

Во-вторых, выполнение строго существующего законодательства, создание наиболее эффективного механизма, а в последствии и его соблюдение. Требуется добиваться неотвратимости наступления ответственности любого субъекта общественного характера за нарушение им законодательной деятельности. Государство обязуется постоянно повышать свою рабочую эффективность правоохранительных органов, а для этого — укреплять авторитет, обеспечивать их подчинение только закону.

Значимую роль в процессе создания правового государства играет независимость судей и направление правовой нормы. Многим странам, стоить отметить, что Россия тут не являются исключением, в данном вопросе до идеала далеко.

В-третьих, устойчивое формирование правового сознания должностных лиц и граждан, всего общества. Создать разумные законы это лишь малая доля трудов, их нужно четко сформулировать, прописать различные обязанности права и обязанности. В самом обществе должны быть четко сформулированы отношения устойчивого характера, а также привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона, как гаранта и основы гражданского благополучия.

Права и обязанности граждан

В цивилизованной стране гражданы обязаны знать свои обязанности и права, действующее правовое поле, за рамки которого выходить просто нельзя. У граждан должно войти в привычку соблюдение законодательства, которое на данный момент действует.

О том, насколько высока степень уважения к закону говорит соблюдение и гражданами, и самими властями элементарных норм права, обычный пример правила дорожного движения.

Нужен постоянно осуществляющий свою работу в государственном масштабе юридический всеобуч, причем формирование уважения к закону в мнении общества должно происходить уже в детском возрасте. Основная проблема формирования уважения к закону у граждан и должностных лиц является вполне решимой, в том числе благодаря электронным СМИ. Тем не менее, практика показывает, что процесс становления правового государства исторически очень далек от своего завершения.

Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

  1. Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.
  2. Верховенством правового закона.
  3. Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.

Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Наиболее ранним сохранившимся до наших дней определением государства как правового сообщества можно считать определение Цицерона. В свое работе «О государстве» он утверждал, что государство – это дело народа как некоего соединения многих индивидов, которые связаны между собой полным согласием в правовых вопросах, а также общностью интересов. Позднее идеи государства как некоего правового сообщества получали теоретическое обоснование уже в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Луи Монтескье, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо. Так, Локк в своем труде о государстве обосновал законность сопротивления любому произволу власти.

На совершенно новую стадию обоснование идеала правового государства вывел в своей теории основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804). Согласно сформулированному им определению государства, оно представляет собой объединение огромного числа индивидов, которые подчинены правовым законам. Хоть он еще не использовал понятие «правовое государство», но применял довольно схожие по смыслу термины «правовое гражданское общество», «гражданско-правовое состояние», «прочное в правовом отношении государственное устройство». Особенность его определения состояла в том, что конститутивным признаком государства называлось верховенство правового закона.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

Роберт фон Моль ввел в научный оборот понятие «правовое государство», и оно прочно закрепилось в немецкой юридической литературе первой трети девятнадцатого столетия.

Впоследствии данное понятие получило обширное распространение, в частности, в дореволюционной России. В числе сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и прочие. В России имелись прочные и многолетние связи с немецкими университетами, и из-за этого немецкая терминология применялась без перевода, потому теоретиков правового государства сначала именовали «рехтштатистами».

В англоязычной литературе понятие «правовое государство» не применяется. Схожим с ним можно назвать понятие «Rule of Law» (господство, правление права), использованное в данном смысле впервые Альбером Венн Дейси (профессор Оксфордского университета, годы жизни 1835-1922) в труде «Основы конституционного права» (от 1855 года).

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

  1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
  2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
  3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
  4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
  5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
  6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
  7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
  8. Прямое действие актуальной конституции.
  9. Возвышение суда.

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.


Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!

Итоговое тестирование по теме органы местного самоуправления. В тесте охватываются вопросы тесно связанные с разделами государство, народ, качество, субъект. Здание предназначено для выявления усвоенных знаний у студентам по учебным дисциплине юриспруденция. Всего в тесте 15 вопросов, на которые требуется дать правильный ответ. Специалисты нашей компании, уже отметили верные ответы, поэтому с подготовкой к предстоящему зачету у вас не должно возникнуть проблем. Если же у вас остались какие-то вопросы, то вы можете написать нам в чат или позвонить на горячую линию. Консультация проводиться бесплатно.

Тестовый вопрос: Какими характерными чертами и принципами, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, должно обладать демократическое государство?

Выберите правильный ответ:

[неверно] принцип политического единства общеобязательной воли и принцип большинства;

[неверно] непосредственное политическое волеизъявление народа на свободных демократических выборах и референдуме;

[неверно] свобода и гласность политического процесса;

Тестовый вопрос: В чем заключается сущность одного из основных признаков правового государства – ограниченность государственной власти?

Выберите правильный ответ:

[неверно] государство объективно ограничено экономическими и социальными факторами;

[неверно] некомпетентность органов государственного управления;

[неверно] ограниченность государства геополитическими факторами;

[ верно ] нет верного варианта ответа.

Тестовый вопрос: Гражданство предполагает:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] правовую связь лица с конкретным государством;

[неверно] взаимные права и обязанности гражданина и государства;

[неверно] право государства избавляться от преступников путем лишения их гражданства и высылки за рубеж;

[неверно] обязанность государства защищать гражданина за границей.

Тестовый вопрос: Основные принципы правового государства:

Выберите правильный ответ:

[неверно] легитимность публичной власти, разделение властей;

[неверно] взаимная ответственность государства и личности;

[неверно] тенденция сближения права и морали;

Тестовый вопрос: В основе организации власти конституционного государства выступает:

Выберите правильный ответ:

[неверно] вынужденное подавление властью индивида, как отдельной личности;

[неверно] вынужденное подавление властью совокупного человека - народа;

[ верно ] обеспечение участия граждан в организации власти в правовом государстве;

[неверно] только а) и в).

Тестовый вопрос: Может ли в правовом государстве отдельная личность (ассоциации индивидов, народ) выступать в качестве объектов и субъектов власти одновременно?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] да, могут выступать;

[неверно] нет, они выступают только в качестве объектов власти;

[неверно] нет, они выступают только в качестве субъектов власти;

[неверно] они не являются ни субъектами, ни объектами власти.

Тестовый вопрос: В какой форме отдельная личность (ассоциации индивидов, народ), выступая в качестве субъектов власти, могут участвовать в ее осуществлении?

Выберите правильный ответ:

[неверно] выборы, референдумы, собрания и сходы граждан;

[неверно] институты народных и присяжных заседателей;

[неверно] народную инициативу, петиции и институт конституционной жалобы нет;

Тестовый вопрос: Какие формы народовластия различают в зависимости от степени участия народа в осуществлении государственной власти?

Выберите правильный ответ:

[неверно] непосредственная и опосредованная демократия;

[ верно ] непосредственная и представительная демократия;

[неверно] личная и представительная демократия;

Тестовый вопрос: В чем заключается смысл предусмотренного Конституцией Российской Федерации положения о запрете присвоения власти в Российской Федерации?

Выберите правильный ответ:

[неверно] органам государственной власти запрещается самовольно расширять границы своих властных полномочий;

[ верно ] органы и должностные лица государства получают не саму власть, а право на власть при условии соблюдения определенных процедур;

[неверно] запрет на передачу власти по наследству;

[неверно] нет верного варианта ответа.

Тестовый вопрос: В Российской Федерации предусмотрено следующее разделение государственной власти:

Выберите правильный ответ:

[неверно] на федеральную, региональную и местную;

[неверно] на законотворческую, инициативную и контрольную;

[ верно ] на судебную, исполнительную, законодательную;

[неверно] нет верного варианта ответа.

Тестовый вопрос: В Российской Федерации признается следующее соотношение между ветвями власти:

Выберите правильный ответ:

[неверно] органы исполнительной власти довлеют над судебной и законодательной властью;

[неверно] органы судебной власти довлеют над законодательной и исполнительной властью;

[неверно] органы законодательной власти довлеют над судебной и исполнительной властью;

[ верно ] органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Тестовый вопрос: Верно ли утверждение, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] да, верно;

[неверно] нет, они наряду с федеральными органами и органами субъектов Федерации составляют систему органов государственной власти;

[неверно] данный вопрос законодательно не урегулирован.

Тестовый вопрос: Какой принцип положен в основу создания и функционирования местного самоуправления, как формы осуществления народом своей власти по месту жительства?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] самоорганизации;

Тестовый вопрос: Какое понимание вкладывается в тезис о том, что Российская Федерация – светское государство?

Выберите правильный ответ:

[неверно] признается право высших органов власти организовывать и проводить светские приемы;

[ верно ] признается факт, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

[неверно] провозглашается принцип отказа от идеологической направленности политики государства;

[неверно] нет верного варианта ответа.

Тестовый вопрос: Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] в соответствии с Федеральным законом;

[неверно] в соответствии с Указом Президента РФ;

[неверно] в соответствии с Инструкцией МВД РФ;

[неверно] в соответствии с международным правом.


⚑ Успей сделать заказ со скидкой!

Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!

Сущность правового государства заключается в преобладании права над властью и ограничении последней законодательными нормами. Здесь должно быть полное подчинение граждан и всех остальных субъектов действующему праву. Кроме того, в таком государстве существует такой принцип: разрешено все, что не запрещено законом. Иными словами, права человека как личности никем не могут быть ущемлены и считаются наивысшей ценностью.

 сущность правового государства

Определение

Подчинение властных структур закону, который един для всех, и соблюдение интересов и свобод граждан включается в понятие и сущность правового государства. В нем нет и не может быть произвола со стороны различных органов и лиц, потому что все подчинены закону и не должны преступать его. Права и свободы, интересы человека здесь стоят на первом месте.

Данное государство создается для того, чтобы обеспечивать защиту всех людей от незаконных действий со стороны других лиц. Для личности в правовом государстве предусмотрены такие условия, благодаря которым она сможет развиваться в любом направлении (учиться и проживать в любом месте, работать или заниматься предпринимательством). Гражданин здесь не может быть ограничен в своей свободе, кроме как в случаях, указанных в законе.

Поэтому люди, которые задаются вопросом о том, в чем сущность правового государства, должны знать, что их права и интересы здесь стоят на первом месте и охраняются законом.

в чем сущность правового государства

Из истории

Идея преобладания права в жизни общества имеет давние и глубокие корни. Еще древние мыслители, такие как Платон и Аристотель, говорили об этом. Тем не менее создателем теории о правовом государстве считается Джон Локк, который и написал об этом в своих трактатах. После революции в 1917 году больше всего стали воспевать диктатуру пролетариата. Тем не менее многие советские юристы считали возможным сделать Россию правовым государством, хотя власть с этим была полностью не согласна. В 1937 году в стране происходили массовые репрессии, арестовывали и расстреливали даже родственников и близких осужденных, которые впоследствии были реабилитированы. И только с принятием Конституции в 1993 году Россия была признана правовым государством, где права людей признаны высшей ценностью.

понятие и сущность правового государства

Значение

Сущность правового государства заключается в преобладании закона над властью. Это необходимо для того, чтобы люди, занимающие высокие должности и обладающие особыми полномочиями, не злоупотребляли ими. Права человека как личности и гражданина никогда и никем не должны быть ущемлены. Каждый имеет право пойти учиться куда хочет и выбрать себе профессию, место жительства, самостоятельно устроиться на работу. Кроме тех случаев, когда лицо преступило закон и отбывает наказание. Вот в этом случае права последнего будут ущемлены на определенный период времени.

Сущность правового государства заключается еще и во взаимодействии власти и общества. В этом случае каждый гражданин сможет обратиться в суд за защитой своих интересов, а также в любой другой орган, который правомочен помочь ему в решении спорных вопросов. Здесь существует такой принцип - разделение властей на несколько ветвей:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Каждая из трех должна осуществляться в соответствии с Конституцией и не противоречить ей, а также с применением положений федеральных законов и других правовых актов. Также здесь следует отметить, что любой гражданин и другой субъект должны соблюдать установленные нормы и не нарушать права других лиц.

Принципы

Представляют собой основополагающие начала, благодаря которым правовое государство полностью себя реализует. К таким принципам относятся:

  • верховенство закона в обществе - и это относится ко всем сферам жизнедеятельности; соблюдение Конституции и принятых на основании нее нормативных актов; и охрана ее прав, чести и интересов;
  • разделение власти на отдельные ветви, благодаря чему происходит их взаимодействие и соблюдается закон;
  • взаимодействие человека и государства; в данном случае для личности создаются все условия, она может развиваться, работать, учиться, участвовать в выборах, но также на нее накладываются определенные обязательства: уплата налогов и других сборов, соблюдение нормативных актов.

Сущность правового государства заключается прежде всего не в количестве законов, а в уважении к ним со стороны граждан. Полная реализация всех прав личности требует развития культуры, демократии и экономических условий. Но здесь всегда необходимо помнить о том, что человек должен уважать права и интересы других лиц, в этом заключается вся сущность. Принципы правового государства направлены на то, чтобы создать комфортные условия для жизни всех граждан и защитить их от незаконного и необоснованного давления со стороны властных структур.

обществознание в чем сущность правового государства

Признаки

Каким образом человек может определить, что он проживает в правовом государстве? Только по наличию отличительных особенностей, характерных только для него. Сущность и признаки правового государства:

  • верховенство закона, который один для всех, и каждый человек, даже занимающий очень высокий государственный пост, должен ему починяться, перед ним все равны, и даже лица, осужденные за злодеяния и находящиеся в местах заключения, также его соблюдают;
  • взаимная ответственность государства и личности - все люди отвечают за нарушение созданных правовых норм и несут за это определенную ответственность, она зависит от тяжести совершенного проступка или деяния;
  • разделение властей на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную, каждая из них действует самостоятельно, но тем не менее они переплетаются между собой на рабочем уровне (принятие законов и исполнение их, суд при принятии решения руководствуется принятыми нормами);
  • гарантированное соблюдение прав человека и гражданина, что закреплено в Конституции и является обязательным для исполнения (тайное голосование на выборах или неприкосновенность частной жизни и жилья).

Важно

Многие из граждан задаются вопросом о том, в чем сущность правового государства и каков ее главный смысл? Здесь нужно понять только главное, что права всех граждан закреплены в нормативных актах, которые считаются едиными для всех. Деятельность различных учреждений, предприятий, организаций также осуществляется только на основании закона - это является важной и отличительной чертой правового государства.

в чем сущность правового государства кратко

Из обществознания

Властные структуры всех демократических стран склонны к злоупотреблению вверенными им полномочиями. Поэтому они должны быть ограничены законом и не нарушать права других лиц и граждан, о чем и говорит такая наука, как обществознание. В чем сущность правового государства? Именно в соблюдении законов, которые приняты на территории всей страны и считаются действующими. В противном случае государство нельзя считать правовым. Также права и свобода личности здесь может быть ограничена только в тех случаях, когда на это указывает закон.

Сущность идеи правового государства

Здесь организация и деятельность всех органов власти должны быть подчинены закону. Полностью исключается произвол, т. е. нет диктатуры большинства и деспотии. Идея здесь имеет свои цели, которые направлены на ограничение власти и подчинение ее правовым нормам. Правовое государство не стремится к тому, чтобы понизить авторитет руководителей учреждений и предприятий, а просто предписывает для них особые правила управления рабочим процессом. Права и интересы личности здесь всегда стоят на первом месте.

Правовое государство охраняет и защищает всех граждан, независимо от социального и материального положения. Если человек нарушил закон, то он должен быть привлечен к тому виду ответственности, которая в данном случае предусмотрена. Давление на личность, нарушение ее прав и свобод в правом государстве не допускается.

сущность и признаки правового государства

Характеристика

Правовое государство представляет собой такую организацию власти, где она полностью подчиняется принятому и действующему закону. Никто не вправе нарушать его. Кроме того, чиновник, занимающий высокую должность, не может злоупотреблять вверенными ему полномочиями. В противном случае такой служащий подлежит привлечению к ответственности и снятию с должности, что является отличительной и характерной чертой правового государства.

Все граждане в стране живут по принятому закону, который закрепляет их права и свободы. Россия является такой страной. Основной закон - Конституция - гласит о том, что наше государство является правовым и демократическим с республиканской формой правления. Также в ней закреплены основные принципы, благодаря которым люди живут свободной жизнью и соблюдают установленные нормы.

В правовом государстве власть не может вмешиваться в частную жизнь граждан, если они не нарушают закон. Каждый человек здесь имеет право на свою собственность, тайну телефонных переговоров и переписку. Никто не может быть изолирован от общества без справедливого решения судебного органа.

Поэтому при ответе на вопрос, в чем сущность правового государства, кратко можно сказать о том, что это соблюдение всех принятых и опубликованных актов, которые не противоречат Конституции и не ущемляют права личности и ее интересы.

сущность принципы правового государства

Выполнимость

Все законы должны быть понятными и доступными для прочтения хотя бы грамотному юристу. Кроме того, основные нормы должны быть зафиксированы в специальных сборниках - кодексах. Только в этом случае граждане будут знать о существующих положениях и соблюдать их. Законы, которые были приняты, но не опубликованы в специальных источниках, не могут считаться официальными и обязательными для исполнения на территории государства. Органы власти должны в обязательном порядке следить за этим.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: