В чем заключается отличие правовых от неправовых форм осуществления функций государства

Обновлено: 24.04.2024

Идеи социального равенства и справедливости немыслимы без принятия всем обществом определённых норм и правил, которые стали бы общеобязательными. Концепция правового государства – это система ценностей, которая должна была стать заменой религии и вывести человечество на новый уровень развития. Почему до настоящего момента дискуссия продолжается, и многие исследователи считают такую теорию несостоятельной?

Правовое государство – общественно-политическое устройство, важнейшими принципами которого являются законность и справедливость. Всё, что прямо не запрещено нормативными актами, разрешено и доступно для человека. Если какие-либо законы противоречат общепринятым нормам права и явно затрагивают интересы человека (например, налог на воздух или на бездетность), то включаются естественные механизмы по их отмене.

Неправовое государство – общественно-политическое устройство, при котором формально закреплённые нормы и правила не соблюдаются, отсутствует равенство субъектов перед законом, существует концепция «понятий», которые не зафиксированы в письменных источниках, но обязательны для исполнения. В общественно-политической жизни господствует неравенство, которое существует лишь умозрительно. Правитель принимает любые законы, без оглядки на историю и культуру народа.

Сравнение

Итак, в правовом государстве именно закон превалирует над чьими-либо желаниями и интересами. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перекроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают без оглядки на статус нарушителя.

Неправовое государство – это полный антипод: здесь не приходится говорить о равноправии, так как законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства.


В правовом государстве правила ведения бизнеса и политической игры открыты и понятны для всех. Действуют механизмы движения по социальной лестнице, для активации которых нужно полностью разделять и уважать общепринятые ценности. В неправовом государстве система работает иначе. Действуют неписанные правила, которые касаются и политики, и экономики. Так, чтобы организовать своё производство, открыть крупную торговую точку, необходимо платить должностным лицам, наделённым властью. За несоблюдение неписанных законов непременно наступает наказание.

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА – это способы практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед ним задач.

Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых формах отражается связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении свих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Выделяются 5 правовых форм осуществления функций государства – правотворческая, правоприменительная, правообеспечительная (правоохранительная, контрольно-надзорная и судебная), договорная, распорядительная.

1. Правотворческая форма реализации государственных функций представляет собой процесс создания или санкционирования соответствующих нормативных актов, (в целях установления, изменения или отмены действующих юридических норм). Без данной формы реализация функций государства практически невозможна.

2. Правоприменительная форма реализации государственных функций - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания применительных актов.

От уровня такой деятельности зависит, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах исполнительной власти, возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой эти органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

3. Правообеспечительная форма осуществления функций государства. Государство обязано охранять нормы права от нарушений, обеспечивать режим законности и правопорядок. В этом находит выражение третья правовая форма осуществления функций государства – правоохранительная, или правообеспечительная.

В юридической литературе чаще всего речь идет о правоохранительной форме деятельности.

Правоохранительная форма реализации функций государства - это деятельность, осуществляемая посредством властной оперативной работы государственных органов по: охране норм права от нарушений, защите прав и свобод граждан и их объединений, обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, охране законности и правопорядка. Она включает в себя принятие мер: по предупреждению правонарушений, расследованию всех обстоятельств дела и выяснению истины в каждом случае правонарушения.

Судебная форма - включает в себя принятие мер: по разрешению в установленном законом порядке конкретных дел о нарушении правовых норм, а также возможных правовых коллизий и споров, применению правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечению реализации их юридической ответственности, а равно восстановлению нарушенного права.

В этой связи можно несколько видоизменить обычную классификацию правовых форм осуществления функций государства, выделив вместо правоохранительной – правообеспечительную форму, включив в нее правоохранительную, контрольно-надзорную и судебную (осуществление правосудия).

4. Договорная форма реализации функций государства. Такая форма ранее обычно не рассматривалась. Однако ее роль в последнее время заметно повышается.

Тенденция к повышению роли договора, характерная для всего современного права, стала проявляться в последние годы во всевозрастающем объеме в современной России. Эта тенденция, в первую очередь, связана с коренной перестройкой экономической системы страны. Применение договорной формы объясняется тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения.

5. Распорядительная форма реализации функций государства. Это самостоятельная форма правовой деятельности государства, находящаяся как бы «на стыке» правотворчества и применения права. Правовая деятельность органов государства многообразна, и едва ли правильно сводить ее лишь к созданию права и его применению, которое представляет собой властную ин­дивидуализацию правовых норм, решение конкретных воп­росов жизни общества на основе общих нормативных уста­новлений. Между этими формами и лежит так называемая «промежуточная» форма, которая имеет важное и самостоятельное значение для оперативного руководства всеми государственными делами, особенно в сфере хозяйственного управления.

Характерной чертой распорядительных предписаний является то, что с их помощью обычно реализуются нормы компетенции издающего их органа.

Распорядительная форма была достаточно широко распространена в советский период. В условиях командно-административной системы любая бумага «сверху» рассматривалась как директива, хотя формально она и не была обязательной для исполнения.

В современных условиях значение такой формы, естественно, снижается. Однако в рамках государственного аппарата приобретают новое значение рекомендательные нормы права, которые исходят от вышестоящих органов и поэтому тоже воспринимаются как директивы.

От правовых форм функционирования государства отличаются неправовые формы - это такая деятельность, которая не связана с созданием, применением норм права и не порождает в результате юридических последствий.

В практическом функционировании механизма государства, в процессе осуществления его функций оба вида государственной деятельности органически взаимосвязаны. Правовые формы, немыслимы без известной чисто фактической, организационной деятельности, а в некоторых случаях неправовые формы даже являются основанием или предшествующим этапом для реализаций правовых форм деятельности.

Можно выделить такие неправовые формы реализации функций государства: 1) организационная, 2) экономическая, 3) политическая, 4) идеологическая, 5) информационная.

1. Организационная деятельность - это оперативная текущая работа по разрешению тех или иных конкретных политических, организационных и других задач в процессе выполнения различных функций государства и технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

В целом непосредственные организационные действия могут выражаться в: а) планировании;

б) проверках и инспектировании государственных органов, должностных лиц и негосударственных организаций;

в) инструктировании сотрудников;

г) привлечении негосударственных организаций и граждан к работе государственного аппарата;

д) организационном обеспечении управленческой деятельности (например, подготовка и проведение заседаний, совещаний, распределение функций и обязанностей между структурными подразделениями государственного органа, изучение, обобщение и распределение положительного опыта);

е) проверках исполнения.

2. Экономическая (хозяйственная) деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое стимулирование, кредитование, государственные заказы, экономическое обоснование, финансирование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения и сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

3. Политическая деятельность заключается в определении основ внутренней и внешней политики; связи и воздействия на различные организации, входящие в политическую систему; организация вертикали власти; разделение властей и т.п.

4. Идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-пропагандистская, разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение целей и содержания издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; взаимодействие со средствами массовой информации).

5. Этот перечень, по нашему мнению, необходимо дополнить информационной деятельностью. Сбор, обработка, хранение, распределение, анализ, передача, использование информации приобретают в современных условиях особое значение, являясь непременным условием успешной деятельности всех государственных органов, эффективности реализации всех функций государства (экономических, политических, социальных и др.). Принятию любых управленческих решений, в т.ч. нормативных и правоприменительных, предшествуют сбор, обработка и анализ соответствующей информации.

Если формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. То методы осуществления функций государства представляют собой средства, используемые при функционировании государства.

Методы осуществления функций государства: понятие и виды.

Что касается методов, то надо отметить, что долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие группы методов, с помощью которых государство реализует свои функции:

1) Метод нормативного правового регулирования.

2) Метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний.

3) Метод рекомендаций, т.е. ориентации на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно-полезную деятельность.

4) Метод договорного регулирования, приобретающий универсальное значение. В последнее время метод договорного регулирования получил широкое распространение не только в сфере частных, но и публичных интересов. Договоры применяются в отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д.

5) Методы надзора и контроля. В частности, государство осуществляет лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, а также деятельности некоммерческих организаций. Стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество и др. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечении законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами. В любом государстве действуют и специальные органы общественного контроля. В сфере финансового контроля за исполнением государственного бюджета наблюдает Счетная палата (в России, Австрии, Венгрии, Германии, Франции и др.). Другой орган государственного контроля в сфере соблюдения и защиты прав и свобод личности – уполномоченный по правам человека (в России).

6) Метод информационного влияния на общество. Государство через средства массовой информации оповещает население о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях, формирует общественное мнение, целенаправленно регулирует информационные потоки и т.д.

ВЫВОДЫ

Категория «функция государства» является одной из основных как для общей теории государства и отраслевых наук, так и для юридической практики. Между тем, научная разработка проблем, связанных с понятием, главными признаками и классификацией всех функций государства и форм их реализации, велась разрозненно и ей не уделялось должного внимания. Тогда как, будучи категориями подвижными, функции развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, и от правильного их выбора может зависеть как стабилизация условий развития общества, так и его кризисное состояние.

При выработке соответствующего понятия, а также классификации не учитывались все виды, однако анализ и систематизация различных точек зрения по этим вопросам позволили:

во-первых, предложить определение этого явления, которое учитывает особенности всех видов и их проявлений в отечественной теории государства;

во-вторых, произвести соотношение между функциями государства и формами их реализации, а также между правовыми и неправовыми формами;

в-третьих, предложить классификацию форм реализации функций государства.

Формы реализации функций государства определяются как способы его практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед государством задач.

Функциями государства являются основные направления деятельности в экономической, политической, социальной, культурной и экологической сферах. Формами осуществления этих функций являются различные способы деятельности государственных органов: правотворчество, правоприменение, организации и проч. Но для соответствующих органов эти способы становятся направлениями их деятельности, т.е. их функциями (например, правотворчество является основным направлением деятельности т.е. функцией законодательных органов). Следовательно, следует различать функции государства, функции его органов, причем вторые являются своеобразным «продолжением» первых и представляют собой формы (способы) их реализации. В результате ранжирования функций выделяются основные функции (функции-задачи) и функции-операции, являющиеся формами (средствами) достижения указанных целей.

Такой подход позволил установить, что граница между функциями и формами их реализации определяется уровнями управления, соподчинением государственных органов, осуществляющих соответствующую деятельность. При этом функции более низкого уровня являются формами реализации функций более высокого уровня.

Определено также, что правовые и неправовые формы взаимосвязаны и взаимопереходят друг в друга. Во-первых, неправовые формы являются предшествующим этапом в реализации правовых форм (например, подготовительные работы, проверки, сбор, анализ и обработка информации). Во-вторых, неправовые формы обеспечивают реализацию правовых форм (например, для реализации правоприменительных решений в определенных сферах деятельности необходимо финансирование). В-третьих, неправовые формы, хотя и называются неправовыми, тем не менее реализуются через право (например, такая неправовая форма как планирование может приобрести правовую форму, в виде закона о бюджете).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация различных функций государства происходит как в правовых, так и в неправовых формах, которые сочетаются между собой, взаимодействуют, взаимообеспечивают и дополняют друг друга. Отдельные функции государства обладают спецификой в отношении форм их осуществления: все функции осуществляются в одних и тех же формах, различие при реализации разных функций заключается в соотношении правовых и неправовых форм.

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА – это способы практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед ним задач.

Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых формах отражается связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении свих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Выделяются 5 правовых форм осуществления функций государства – правотворческая, правоприменительная, правообеспечительная (правоохранительная, контрольно-надзорная и судебная), договорная, распорядительная.

1. Правотворческая форма реализации государственных функций представляет собой процесс создания или санкционирования соответствующих нормативных актов, (в целях установления, изменения или отмены действующих юридических норм). Без данной формы реализация функций государства практически невозможна.

2. Правоприменительная форма реализации государственных функций- это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания применительных актов.

От уровня такой деятельности зависит, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах исполнительной власти, возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой эти органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

3. Правообеспечительная форма осуществления функций государства.Государство обязано охранять нормы права от нарушений, обеспечивать режим законности и правопорядок. В этом находит выражение третья правовая форма осуществления функций государства – правоохранительная, или правообеспечительная.

В юридической литературе чаще всего речь идет о правоохранительной форме деятельности.

Правоохранительная форма реализации функций государства - это деятельность, осуществляемая посредством властной оперативной работы государственных органов по: охране норм права от нарушений, защите прав и свобод граждан и их объединений, обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, охране законности и правопорядка. Она включает в себя принятие мер: по предупреждению правонарушений, расследованию всех обстоятельств дела и выяснению истины в каждом случае правонарушения.

Судебная форма - включает в себя принятие мер: по разрешению в установленном законом порядке конкретных дел о нарушении правовых норм, а также возможных правовых коллизий и споров, применению правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечению реализации их юридической ответственности, а равно восстановлению нарушенного права.

В этой связи можно несколько видоизменить обычную классификацию правовых форм осуществления функций государства, выделив вместо правоохранительной – правообеспечительную форму, включив в нее правоохранительную, контрольно-надзорную и судебную (осуществление правосудия).

4. Договорная форма реализации функций государства. Такая форма ранее обычно не рассматривалась. Однако ее роль в последнее время заметно повышается.

Тенденция к повышению роли договора, характерная для всего современного права, стала проявляться в последние годы во всевозрастающем объеме в современной России. Эта тенденция, в первую очередь, связана с коренной перестройкой экономической системы страны. Применение договорной формы объясняется тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения.

5. Распорядительная форма реализации функций государства. Это самостоятельная форма правовой деятельности государства, находящаяся как бы «на стыке» правотворчества и применения права. Правовая деятельность органов государства многообразна, и едва ли правильно сводить ее лишь к созданию права и его применению, которое представляет собой властную ин­дивидуализацию правовых норм, решение конкретных воп­росов жизни общества на основе общих нормативных уста­новлений. Между этими формами и лежит так называемая «промежуточная» форма, которая имеет важное и самостоятельное значение для оперативного руководства всеми государственными делами, особенно в сфере хозяйственного управления.

Характерной чертой распорядительных предписаний является то, что с их помощью обычно реализуются нормы компетенции издающего их органа.

Распорядительная форма была достаточно широко распространена в советский период. В условиях командно-административной системы любая бумага «сверху» рассматривалась как директива, хотя формально она и не была обязательной для исполнения.

В современных условиях значение такой формы, естественно, снижается. Однако в рамках государственного аппарата приобретают новое значение рекомендательные нормы права, которые исходят от вышестоящих органов и поэтому тоже воспринимаются как директивы.

От правовых форм функционирования государства отличаются неправовые формы - это такая деятельность, которая не связана с созданием, применением норм права и не порождает в результате юридических последствий.

В практическом функционировании механизма государства, в процессе осуществления его функций оба вида государственной деятельности органически взаимосвязаны. Правовые формы, немыслимы без известной чисто фактической, организационной деятельности, а в некоторых случаях неправовые формы даже являются основанием или предшествующим этапом для реализаций правовых форм деятельности.

Можно выделить такие неправовые формы реализации функций государства: 1) организационная, 2) экономическая, 3) политическая, 4) идеологическая, 5) информационная.

1. Организационная деятельность - это оперативная текущая работа по разрешению тех или иных конкретных политических, организационных и других задач в процессе выполнения различных функций государства и технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

2. Экономическая (хозяйственная) деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое стимулирование, кредитование, государственные заказы, экономическое обоснование, финансирование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения и сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

3. Политическая деятельность заключается в определении основ внутренней и внешней политики; связи и воздействия на различные организации, входящие в политическую систему; организация вертикали власти; разделение властей и т.п.

4. Идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-пропагандистская, разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение целей и содержания издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; взаимодействие со средствами массовой информации).

5. Этот перечень, по нашему мнению, необходимо дополнить информационной деятельностью. Сбор, обработка, хранение, распределение, анализ, передача, использование информации приобретают в современных условиях особое значение, являясь непременным условием успешной деятельности всех государственных органов, эффективности реализации всех функций государства (экономических, политических, социальных и др.). Принятию любых управленческих решений, в т.ч. нормативных и правоприменительных, предшествуют сбор, обработка и анализ соответствующей информации.

Если формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. То методы осуществления функций государства представляют собой средства, используемые при функционировании государства.

Методы осуществления функций государства: понятие и виды.

Что касается методов, то надо отметить, что долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и неправовые (организационные) формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами.

К правовым формам относятся:

1) правотворческая – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов путём принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая – текущая работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов,

планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная – оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучётом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая – повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют его функции.

Убеждать– значит поощрять субъектов к определённой деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

Принуждать – значит склонять людей к определённой деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

Рекомендовать – значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.

Поощрять – значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность – это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: