В чем заключается ораторское искусство адвоката плевако

Обновлено: 24.04.2024

Выдающегося русского адвоката Федора Никифоровича Плевако знала вся Россия, а журнал "Право" за 1908 год сравнил его с Пушкиным: "Плевако был гениальным русским оратором. В этой области он был для нас тем же, чем был Пушкин для русской поэзии. Как после Пушкина стало трудно быть русским поэтом, так после Плевако стало трудно быть русским оратором".

Народная молва превратила слово "Плевако" в символ высочайшего профессионализма. И если кому-то требовался хороший адвокат, то говорили "найду себе Плеваку", связывая с этим словом-именем представление о защитнике, на мастерство которого можно было надеяться в полной мере.

Вся Россия прошла перед адвокатом Плевако в судебных процессах. Рабочие и крестьяне, промышленники и финансисты, поместное дворянство и князья, духовники и военные, студенты и революционеры – все верили в силу его могучего слова и необыкновенность его личности.

Свое первое дело Плевако проиграл. Тем не менее, из подробного отчета о деле в "Московских ведомостях" его имя получило известность, и через несколько дней у Плевако появился первый клиент - неказистый мужичок с делом о 2000 рублях. Это дело Плевако выиграл и, заработав солидную для себя сумму в 200 рублей, обзавелся самой необходимой в то время вещью - собственным фраком.

Признание пришло к нему быстро. Свободные, вдохновенные судебные речи Плевако воспринимались слушателями как чудо. Его доводы одинаково действовали как на образованную, так и на малограмотную публику, на судей-профессионалов и не разбиравшихся в юриспруденции присяжных заседателей.

О покоряющей силе плевакинского слова писал А.П. Чехов: "Плевако подходит к пюпитру, полминуты в упор глядит на присяжных и начинает говорить. Речь его ровна, мягка, искренна. Образных выражений, хороших мыслей и других красот многое множество. Дикция лезет в самую душу, из глаз глядит огонь. Сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно. "

Остроумие, находчивость, мгновенная реакция на реплики противника, к месту проявленный сарказм - все эти качества ярко демонстрировал выдающийся оратор.

Хрестоматийным примером стало дело о старушке, укравшей жестяной чайник стоимостью 50 копеек. На суде прокурор, зная, что защищать старушку будет Плевако, решил заранее парализовать воздействие его предстоящей речи и сам высказал все, что можно было использовать для смягчения приговора: старая больная женщина, горькая нужда, кража незначительная, обвиняемая вызывает жалость, а не негодование. И все же собственность, подчеркнул прокурор, является священной, и, если позволить посягать на нее, страна погибнет.

Выслушав речь прокурора, Плевако поднялся и сказал: "Много бед и испытаний пришлось претерпеть России более чем за тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь. старушка украла чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно". Гениальный экспромт Плевако спас женщину от тюрьмы, суд ее оправдал.

По свидетельству современников, главная сила его речей заключалась в воздействии на чувства слушателей, его умении "увидеть" присяжных и судей и заставить их следовать за собой, вызвать у них восторг или слезы, подтверждая тем самым правильность выражения Горация: "Плачь сам, если хочешь, чтобы я плакал".

Не удивительно, что страстные, картинно-образные выступления Плевако не только триумфально спасали, но и убивали. Показательным в этом отношении стало дело управляющего московской гостиницей "Черногория" некоего Фролова, привлеченного к уголовной ответственности за самоуправство.

Одна девушка приехала в Москву из провинции и остановилась в этой гостинице, заняв отдельную комнату на третьем этаже. Было уже за полночь, когда подвыпивший Фролов решил нанести ей "визит". На требование впустить его проснувшаяся от стука девушка ответила отказом, после чего по приказу Фролова полотеры начали ломать дверь. В тот момент, когда дверь затрещала, девушка в одной сорочке при 25-градусном морозе выпрыгнула из окна. На ее счастье, во дворе было много снега, и она до смерти не расшиблась, хотя и сломала руку.

При рассмотрении дела в суде обвинительная сторона "наивно" отказывалась понять, чего так испугалась девушка и почему выбросилась из окна с риском для жизни.

Недоумение прокурора разрешил Плевако, защищавший интересы пострадавшей. Его речь была краткой и свелась к проведению такой параллели: "В далекой Сибири, - сказал Плевако, - в дремучей тайге водится зверек, которого судьба наградила белой как снег шубкой. Это горностай. Когда он спасается от врага, готового его растерзать, а на пути встречается грязная лужа, которую нет времени миновать, он предпочитает отдаться врагу, чем замарать свою белоснежную шубку. И мне понятно, почему потерпевшая выскочила в окно". Не добавив больше ни слова, Плевако сел. Впрочем, большего от него и не требовалось. Судьи приговорили Фролова к расстрелу.

Почти сорок лет отдал правозащитной деятельности Федор Плевако. Прекрасные образцы его судебного ораторского искусства вошли в золотой фонд русской культуры и стали ее историческим духовным наследием.

Фёдор Никифорович Плевако - крупнейший дореволюционный русский адвокат, имя которого хорошо известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Родился 13 (25) апреля 1842 года в городе Троицк Оренбургской губернии. Юридическое образование Ф. Н. Плевако получил в Московском университете. Вскоре после введения Судебных уставов 1864 года вступил в адвокатуру и состоял присяжным поверенным при Московской судебной палате. Постепенно, от процесса к процессу, он своими умными, проникновенными речами завоевал широкое признание и славу выдающегося судебного

оратора. Всегда тщательно готовился к делу, хорошо знал все его обстоятельства, умел глубоко анализировать доказательства и показать суду внутренний смысл тех или иных явлений. Речи его отличались большой психологической глубиной, доходчивостью и простотой. Самые сложные человеческие отношения, неразрешимые подчас житейские ситуации освещал он в доступной, понятной для слушателей форме, с особой внутренней теплотой. По выражению Анатолия Фёдоровича Кони, это был ". человек, у которого ораторское искусство переходило в вдохновение".

В судебных речах он не ограничивался освещением только юридической стороны рассматриваемого дела. В ряде судебных выступлений Ф. Н. Плевако затрагивал большие социальные вопросы, которые находились в поле зрения и волновали передовую общественность.

Плевако никогда не рассчитывал только на свой талант, В основе его успеха лежало большое трудолюбие, настойчивая работа над словом и мыслью.

А. Ф. Кони так характеризовал талант Плевако: ". сквозь внешнее обличие защитника выступал трибун, для которого дело было лишь поводом и которому мешала ограда конкретного случая, стеснявшая взмах его крыльев, со всей присущей им силой".

Содержание речи, ее тон и направление Плевако, как никто из дореволюционных судебных ораторов, увязывает с настроением слушателей, к которым она обращена. Он большой мастер понимать и проникать в настроение судебной аудитории, умело затрагивая нужные струны.

Но не только присяжные поддавались обаянию большого таланта Плевако, и коронные судьи нередко оказывались в плеву его большого, сильного и тонкого психологического воздействия.

Сравнения и образы Плевако очень сильны, убедительны, глубоко запоминающиеся. Образные сравнения еще более увеличивают впечатление его эффектных речей.

Именно его речи славятся огромным количеством ссылок на библейские тексты, постоянное изучение которых наделило Плевако острым чувством слова и очень меткой и спокойной речью. Судебным речам Плевако были присущи обоснованность, спокойность тона, глубокий анализ фактов и событий. Не зря именно Плевако получил следующие определения: «великий оратор», «гений слова», «старшой богатырь», «митрополит адвокатуры» и др. Он пользовался безграничным уважением и у интеллигенции, и у простого народа.

После смерти Плевако опубликовано около 60 его речей, составляющих два тома.

Ораторское искусство Плевако

Мы знаем, что судебное красноречие зародилось в Древней Греции, и театральность, которая до сегодняшнего дня органична данному виду публичности, тоже берет начало в судах присяжных древних греческих полисов.

Театральность древних судов была продиктована тем, что каждый из обвиняемых должен был лично (без помощи адвоката), пользуясь всеми возможными средствами, буквально «выпросить» у присяжных оправдательный приговор. Древнегреческий суд не имел адвокатов и прокуроров (в роли обвинителя выступал потерпевший), зато имел целую армию присяжных, зачастую председательствующую одновременно.

Актерское мастерство обвиняемого, давление на сострадание его несчастьям, представление в качестве аргумента в споре плачущих родственников, часто спасало преступников от справедливого возмездия. Если говорить актерским языком, это были своего рода судебные театрализованные представления. Если же говорить о современных адвокатах и прокурорах – это (с точки зрения актерских технологий) мастера художественного слова.

В качестве примера можно привести знаменитого русского адвоката Федора Николаевича Плевако. Его речи являлись замечательной смесью актерского мастерства и литературных достоинств.

Для публичных выступлений Плевако была характерна образность речи, парадоксальность приспособлений («приспособление» — термин из актерского искусства), наглядность сравнений и примеров, понимание психологии восприятия публики.

Актеры и чтецы прекрасно знают, как сложно добиться живого отклика зрительного зала. Чтецы и мастера художественного слова, так же, как адвокаты и прокуроры, обращаются непосредственно к своей аудитории. Адвокаты и прокуроры действуют по законам художественного слова, работая со своей аудиторией, так, как это делает хороший чтец, вне зависимости от того, являются ли их аудиторией присяжные или только судья.

Чуть выше мы уже упоминали о таком понятии в актерском творчестве, как приспособление. Давайте попробуем разобраться, что это такое. Приспособление подразумевает, что выступающий меняет манеру поведения, в зависимости от того, кто перед ним сидит, от обстоятельств и от задач, которые он перед собой ставит.

Если перед адвокатом многоопытный судья, то и вербальная и невербальная сторона его выступления будет подчинена данному обстоятельству и будет отличаться от тех случаев, когда он выступает перед присяжными заседателями. Мало того, зная состав присяжных, хороший адвокат корректирует манеру своей речи.

Все эти тонкости хорошо видны на примерах описанных выступлений Федора Плевако, который в течение своей судебной практики интуитивно (или осознанно – достоверно мы этого не знаем) использовал актерские технологии в своей работе.

Благодаря его речам было оправдано огромное количество людей. Не это ли показатель работы адвоката? В этом человеке гармонично сосуществовали ораторское мастерство и адвокатская точность. Выразительность и рациональность его речей сделала их примером для подражания.
Анализ судебной речи Ф.Н. Плевако показал, что его язык ораторской прозы прост, доступен, богат художественными образами, может служить образцом речевого поведения для современных судебных ораторов. Вдумчивое, медленное прочтение текстов Ф.Н. Плевако было бы весьма поучительным не только для специалистов - юристов, но и для тех, кто устное публичное слово считает своим профессиональным долгом.

Содержание работы

Введение
1. Жизненный путь Ф.Н. Плевако.
2. Особенности ораторского искусства Ф.Н. Плевако. Отзывы современников адвоката.
3. Адвокатские речи Ф.Н. Плевако по делам с политическим окрасом.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по риторике.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Бакалавриат: 080100.62 «Экономика»

по риторике на тему: «Судебные речи Ф.Н. Плевако

как образец ораторского искусства»

студентка 1 курса очной формы

обучения группы 21209
Сафина Эмилиана Павловна

старший преподаватель кафедры

филологии и теории коммуникации,

1. Жизненный путь Ф.Н. Плевако.

2. Особенности ораторского искусства Ф.Н. Плевако. Отзывы современников адвоката.

3. Адвокатские речи Ф.Н. Плевако по делам с политическим окрасом.

Ф.Н. Плевако известен нам как блестящий адвокат и оратор, на примере которого можно объяснить, насколько важны слова, произнесенные ритором. Ведь всего одна неаккуратная фраза может коренным образом изменить ход всего дела. Это особенно важно для юриспруденции.

В наши дни речи Ф.Н. Плевако являются не только образцом судебного красноречия, но и наглядным пособием для всех, кто связан с деятельностью российской юстиции. В современном мире важна лаконичность и точность речи оратора. Судебные речи Ф.Н. Плевако служат своеобразным пособием по мастерству ораторской речи. Как для адвоката, так и для обычного студента.

Насколько непредсказуемы были защитительные находки Плевако, видно из двух его выступлений, о который в свое время ходили легенды: в защиту священника, отрешенного от сана за воровство, и старушки, укравшей жестяной чайник.

Об адвокате писали многие его современники. Среди которых такие мастера слова как А.Ф. Кони, А.В. Амфитеатров и многие другие. Плевако получил славу великолепного оратора еще при жизни.

В своей работе я уделяю внимание делам Плевако, которые связаны с политикой. Однако данные дела не являются известными в адвокатской практике оратора. Свой выбор я обуславливаю историческим периодом, в который жил и работал Плевако. В данный период нагнеталась политическая атмосфера в стране, и чувствовались предпосылки коренного перелома строя в России. Также Плевако пробовал себя в роли политика, что удалось ему менее успешно, чем адвокатская деятельность.

Из множества книг и цитат о Федоре Никифоровиче Плевако я выбрала те, которые, на мой взгляд, наиболее лучшим образом отражают его личность.

Данная работа несет мой собственный взгляд о вкладе Плевако в ораторское искусство.

1. Жизненный путь Ф.Н. Плевако

Родился Федор Никифорович в 1842 году в г. Троицке Оренбургской губернии (ныне Челябинская область). Его родителями были член Троицкой таможни народный советник Василий Иванович Плевак из украинских дворян и крепостная Екатерина Степановна. У них было четверо детей (двое из них умерли младенцами), однако брак не узаконили. Будущий «гений слова», как незаконнорожденный, получил отчество и фамилию (Никифоров) по имени крестного отца. Позднее, в университет он поступал с отцовской фамилией Плевак, а по окончании университета добавил к ней букву «о», причем называл себя с ударением на этой букве: Плевако.

С 1849 до 1851г. Федор учился в приходской и уездной школах в Троицке, а летом 1851г. семья Плевако переселилась в Москву, где Федор Никифорович и проживет всю жизнь. С осени 1851 г. он начал учиться в Московском коммерческом училище на Остоженке, которое считалось тогда образцовым. Даже особы царской фамилии по приезде в Москву удостаивали его своим посещением, проверяли знания учеников. Федор и его старший брат Дормидонт учились отлично, их имена к концу первого же года учебы были занесены на «золотую доску».

В 1853 г. Василию Плеваку объявили, что его сыновья исключаются из училища как незаконнорожденные. Это унижение Федор Никифорович запомнил на всю жизнь. Много лет спустя он написал в автобиографии: «Нас объявили недостойными той самой школы, которая хвалила нас за успехи и выставляла на показ исключительную способность одного из нас по математике. Прости их Боже! Вот уж и впрямь не ведали, что творили эти узколобые лбы, совершая человеческое жертвоприношение».

Осенью 1853 г., благодаря долгим отцовским хлопотам, Федор и Дормидонт были приняты в 1-ю Московскую гимназию на Пречистенке - сразу в 3 класс. За время учебы в гимназии Федор похоронил отца и не дожившего до 20 лет брата. Весной 1859 г. он окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Будучи студентом, он перевел на русский язык «Курс римского гражданского права» выдающегося немецкого юриста Георга Фридриха Пухты.

В 1864 г. Плевако окончил университет с дипломом кандидата прав, но не сразу определился с призванием адвоката: больше полугода он служил на общественных началах стажером в Московском окружном суде, ожидая подходящей вакансии. Когда же, согласно «Положении.» 19 октября 1865 г. о введении в действие Судебных уставов 1864 г., с весны 1866 г. начала формироваться в России присяжная адвокатура, Плевако одним из первых записался помощником к присяжному поверенному М.И. Доброхотову.

В звании помощника он успел проявить себя как одареннейший адвокат. Выделялось дело Алексея Маруева 30 января 1868 г., которое слушали в Московском окружном суде. Маруев обвинялся в двух подлогах. Защищал его Плевако. Федор Никифорович проиграл это дело (его подзащитный был признан виновным и сослан в Сибирь), но защитительная речь Плевако – первая из сохранившихся речей – уже показала его силу, особенно в анализе свидетельских показаний.

19 сентября 1870 г. Плевако был принят в присяжные поверенные округа Московской судебной палаты, и с этого времени началось его блистательное восхождение к вершинам адвокатской славы. Однако уже через два года его карьера едва не оборвалась из-за случая с неким «тайным юридическим обществом», где молодых студентов знакомили с революционными идеями. Среди лидеров данной организации был и Плевако. За членами этого общества установили строгий контроль. В итоге таких данных изыскать не удалось. Дело о «тайном юридическом обществе» было закрыть. Его предполагаемые «действительные члены» избежали репрессий. Но Плевако с этого времени, вплоть до 1905г., подчеркнуто сторонился «политики».

Царский манифест 17 октября 1905 г. внушил Плевако иллюзию близости гражданских свобод в России. Он устремился в политику: попросил Василия Алексеевича Маклакова «записать» его в Конституционно-демократическую партию. Тот отказался, резонно посчитав, что «Плевако и политическая партия, партийная дисциплина – понятия несовместимые»

Тогда Плевако вступил в партию октябристов. От них он был избран в III Государственную думу, где с наивностью политика - дилетанта призывал думцев заменить «песни о свободе песнями свободных рабочих, воздвигающих здание права о свободы» (эта речь 20 ноября 1907 г. была первой и последней его думской речью). Как явствует из воспоминаний Н.П.Карабчевского, Плевако обдумывал даже проект «видоизменения царского титула, чтобы подчеркнуть, что Николай II уже не абсолютный русский царь Божией милостью, а ограниченный монарх», но не рискнул заявить об этом с думской трибуны. Думский (оказалось, предсмертный) вираж карьеры Плевако озадачил и огорчил его коллег по адвокатуре, учеников, друзей как «недоразумение».

Итак, в сфере политики Плевако не стал сколько-нибудь заметной величиной. В сфере права же он воистину велик - как адвокат и судебный оратор, блиставший на процессах главным образом по уголовным (отчасти и по гражданским) делам.

Федор Никифорович Плевако умер 23 декабря 1908 г., на 67-м году жизни, в Москве. Похоронили москвичи «своего Златоуста» при громадном стечении народа всех слоев и состояний на кладбище Скорбященском монастыря. В 30-е годы останки Плевако были перезахоронены на Ваганьковском кладбище.

2. Особенности ораторского искусства Ф.Н. Плевако. Отзывы современников адвоката.

«Человек мистического мировоззрения, Плевако умел влиять на суд и присяжных мистическими же средствами. Иногда он на них сильно срывался (в Петербурге, напр.), но, попадая в подходящую среду, творил ими чудеса. Никто искуснее Плевако не "фехтовал текстами". С годами мистическое настроение захватывало знаменитого адвоката все глубже и глубже, стало для него искреннею потребностью. Это отозвалось и на его красноречии. Если следить за хронологией речей Плевако, легко заметить одну особенность: чем позже по годам речь, тем реже Плевако "защищает", - все чаще просит извинить и простить, все слабее опирается на право, все крепче нажимает струны милосердия и сострадания. Его клиенты начинают почти сплошь сходить со скамьи подсудимых не столько оправданные, сколько помилованные. Присяжные отпускают их не потому, что убедились в их невинности, но потому, что пожалели: выплакал им пощаду защитник. Их не обелили, но отверзли им милосердия двери - к покаянию. Клиентам Плевако, - в это время все больше директорам банков и разным крупным предпринимателям, - эти аппеляции из области права в область религиозного отпущения грехов "по душам" весьма помогали. Но оратору, который по делу о скандале на заседании уполномоченных московского Кредитного общества (1896, дело Семенковича) предпочитал вместо речи по существу цитировать апостола Павла, конечно, было уже поздно помышлять о гражданской роли и метаморфозе в трибуна. И, действительно, роль не удалась и метаморфоза не совершилась», - писал журналист А.В. Амфитеатров.

По выражению А. Ф. Кони, это был ". человек, у которого ораторское искусство переходило в вдохновение" [Архив Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, ф. 1^4, оп. 1, Eg ар 216, стр. 2.].

Особенностью речей Плевако была неподдельная заразительная искренность, эмоциональность и ораторская изобретательность. По авторитетному мнению Кони, «в Плевако сквозь внешнее обличие защитника выступал трибун», который, однако, идеально владел трояким призванием защиты: «убедить, растрогать, умилостивить». «Он был мастером красивых образов, каскадов громких фраз, ловких адвокатских трюков, остроумных выходок, неожиданно приходивших ему в голову и нередко спасавших клиентов от грозившей кары».

Сам адвокат объяснял свой успех так: «Между положением прокурора и защитника - громадная разница, - говорил он на процессе Мамонтова. - За прокурором стоит молчаливый, холодный, незыблемый закон, а за спиной защитника - живые люди. Они полагаются на своих защитников, взбираются к ним на плечи и … страшно поскользнуться с такою ношей!»

В судебных речах он не ограничивался освещением только юридической стороны рассматриваемого дела. В ряде судебных выступлений Ф. Н. Плевако затрагивал большие социальные вопросы, которые находились в поле зрения и волновали передовую общественность.

Необходимо отметить, что Плевако мастерски использовал в своей речи выразительные средства. Такие как: антитеза, сравнение, различные очень красочные обращения. Не только присяжные поддавались обаянию большого таланта Плевако, и коронные судьи нередко оказывались в плеву его большого, сильного и тонкого психологического воздействия.

Амфитеатров писал: « «Сам плачет, а мы все рыдаем», - этот иронический стих мог бы послужить совсем не ироническим эпиграфом к собранию речей Плевако. И плакал он тогда не по-актерски, не притворно, не показной чувствительности ради, не "для присяжных", но совершенно - в этот момент - искреннею, из буйного сердца вылившеюся слезою. Речи по делу игуменьи Митрофании (1873, с нее, как известно, началась всероссийская слава Плевако), речь по делу Булах (1881, обвинялась в "причинении с корыстной целью расстройства умственных способностей" богатой купчихе Мазуриной), речи по делам о тяжких семейных и любовных драмах (Лукашевича, Прасковьи Качки, Лебедева, Ильяшенко, князя Грузинского и пр.) сохранились как свидетельства мощной способности Плевако "бить по сердцам с неведомою силою". Первые две из названных трудно читать без волнения даже теперь - в обесцвеченной печатной передаче и тридцать лет спустя»!

Сравнения и образы Плевако очень сильны, убедительны, глубоко запоминающиеся. Образные сравнения еще более увеличивают впечатление его эффектных речей.

Говоря о Плевако, В. В. Вересаев в одном из своих воспоминаний передает следующий рассказ о нем:

"Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, которыми он умел зажечь слушателя. Поэтому речи его на бумаге и в отдаленной мере не передают их потрясающей силы».

Рассказывая об одном случае из адвокатской практики Плевако, Вересаев пишет:

"Прокуроры знали силу Плевако. Старушка украла жестяной чайник, стоимостью дешевле 50 копеек. Она была потомственная почетная гражданка и, как лицо привилегированного сословия, подлежала суду присяжных. По наряду ли или так, по прихоти, защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна. Все наше гражданское благоустройство держится на собственности, если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет.

5 января 1908 года скончался самый знаменитый судебный оратор и адвокат Федор Плевако. В России его имя стало нарицательным и обозначало профессионализм высочайшего уровня. Вот еще несколько фактов о гении-ораторе

5 января скончался оратор Федор Плевако

1. «Найду себе Плевако»

Именно эту фразу произносили в России, когда кто-то нуждался в услугах хорошего адвоката. С этим именем у людей появлялись ассоциации с народным защитником, на которого можно было положиться в полной мере. Почему же Федор Плевако был так убедителен в своих речах в суде? Почему выигрывал даже, казалось бы, самые сложные и запутанные процессы?

2. Чем пленяли речи Плевако

Все дело не только в правильности его речи, но и в построении высказываний, организации текста, композиции и эмоциональной окраске. Не зря в журнале «Право» за 1908 год его сравнивали с Пушкиным: "Плевако был гениальным русским оратором. В этой области он был для нас тем же, чем был Пушкин для русской поэзии. Как после Пушкина стало трудно быть русским поэтом, так после Плевако стало трудно быть русским оратором".

Ходченко Валерий. Федор Никифорович Плевако

3. Парадокс, но первое дело он проиграл

Несмотря на то, что первое дело Плевако было проиграно, его имя стало известным. Однако, его первая судебная речь отличалась мастерством и показывала талант оратора. Он никогда не высказывался резко и напористо, наоборот, обоснованность высказываний, спокойный тон и доказательства пленяли слушателей как образованных, так и неразбирающихся в ораторском искусстве людей.

4. Чехов о Плевако

О нем еще при жизни писали и высказывались многие писатели. Один из них – Чехов. Вот что писатель заметил о таланте оратора и силе его слова: "Плевако подходит к пюпитру, полминуты в упор глядит на присяжных и начинает говорить. Речь его ровна, мягка, искренна. Образных выражений, хороших мыслей и других красот многое множество. Дикция лезет в самую душу, из глаз глядит огонь. Сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно. "

Фото Плевако

5. «Дело о старушке».

Речи Плевако и его судебные дела изучаются на многих ораторских курсах. Дело о старушке, укравшей чайник, уже стало традиционным и хрестоматийным примером. Так, уже на суде прокурор знал, что защищать старушку будет Плевако и решил действовать с хитростью: сам привел доводы в защиту старушки. Прокурор сказал все смягчающие обстоятельства преступления: старая женщина, бедность, нужда, незначительность кражи…Но все же он подчеркнул, что собственность является священной, и, если посягать на нее, то страна погибнет. Что на это ответил Плевако? "Много бед и испытаний пришлось претерпеть России более чем за тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь. старушка украла чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно". Именно этот гениальный ответ Плевако, его сравнение с историей России, спас женщину от тюрьмы, и суд ее оправдал.

6. Самым главным отличием Плевако от других ораторов и адвокатов состояло в том, что он мог воздействовать на чувства слушателей, «видеть» присяжных, вызвать у них слезы, смех, порой иронические усмешки.

Две жизни адвоката Плевако. Документальный фильм. Режиссер Стенин М., 2012 год

Возрастная категория сайта 18 +

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: