В чем видит достоевский истинное наказание преступника что важнее суд суда или суд совести

Обновлено: 23.04.2024

1. Основное содержание романа.
2. Нравственное метание Раскольникова.
3. Теория сверхчеловека.
4. Главное наказание преступления.

Время создания Ф. М. Достоевским «Преступления и наказания» стало периодом тяжелого одиночества и трудных решений. Уходят дорогие ему люди — жена Мария Дмитриевна, брат Михаил Михайлович, единомышленник и сотрудник, поэт и критик Аполлон Григорьев. «И вот я остался один, и стало мне просто страшно, — пишет он другу. — Вся жизнь переломилась разом надвое. Стало все вокруг меня холодно и пустынно».

Когда роман создавался, писатель проживал в районе Сенной площади в Столярном переулке, места мрачного, пустынного и печального. В котором и явился ему образ бедного студента Раскольникова. Жарким душным вечером, когда солнце бросает косые лучи на пыльную мостовую Петербурга из своей крохотной бедной каморки «под самою кровлей высокого пятиэтажного дома выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников». Так начинается великий роман. А дальше, на предельном ритме, без передышки, в полубезумном исступлении начинается основное действие — Раскольников мчится в бреду по улицам и переулкам, заходит в подъезды и поднимается к мостам, и даже во сне не находит покоя, продолжая напряженно мыслить и в исступлении метаться по зараженному горячкой городу.

В начале романа читателю дается понять о некоем деле, которое герой замыслил еще месяц назад и которое скоро должна осуществиться. А еще раньше герой вынужден оставить старухе-процентщице практически самое ценное, что у него есть, — подарок сестры, небольшое колечко. В кабаке, прокуренном и зараженном пороком, Раскольников слышит разговор о никчемности старухи, и болезненная идея окончательно сформировывается в его голове: «За одну жизнь, — продолжает студент, — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Убей старуху, возьми ее деньги, обреченные в монастырь, возьми не себе — для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость».

А еще раньше, где-то полгода назад, когда Раскольников выпускался из университета, написал он статью «О преступлении», где было рассмотрено «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Здесь же была высказана героем преступная по своей природе мысль о том, что часть людей, сильных духом, имеет право на совершение преступления для определенных нужд: «. что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных) то есть на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». И дальше он разъясняет свои слова: «Первые склонны к послушанию, смирению, благоговению пред законом. Вторые — во имя нового, лучшего могут преступить закон и для своей идеи, если потребуется, дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Такое преступление нарушение закона в глазах необыкновенного человека — не преступление». Эта идея и состояние героя о совершения преступления помогают осознать весь трагизм его внутреннего мира и истинные причины, толкнувшие его на преступление.

Переосмысление теории начинается в грязном трактире, где герой встречается с пьяненьким Мармеладовым, несущим полуистину, полубред о родной дочери, ужасной ценой спасающей семью от разорения: «Катерину Ивановну облегчает, средства посильные доставляет, Мармеладову последние тридцать копеек вынесла — на полуштоф. Ко всему-то подлец человек привыкает». И тут — яркая вспышка мысли у главного героя: «Ну а коли я соврал, — воскликнул он вдруг невольно, — коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть человеческий, то значит, что остальное все — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть. ».

Следующий удар, ставший ступенью ко внутреннему бунту героя, — письмо от матери, где сообщается о сестре Дунечке, всходящей на Голгофу, не отдающей нравственную свободу в обмен на комфорт и спокойное жизненное существование. И в воспаленном мозгу Раскольникова вновь всплывает образ Сонечки: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Наконец, встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. Она тоже жертва. Жертва неведомых стихий, управляющих безвольным и податливым человеческим существом, спокойно и глупо оправдывающимся перед самим собой: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год. куда-то. к черту; должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! Славные, право, у них эти словечки: они такие успокоительные, научные. Но ведь Сонечка то, уж попала в этот процент, так легче ли ей оттого, что туг закон, необходимость, судьба? И можно ли принять такую судьбу покорно и безропотно? А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет! не в тот, так в другой. ».

Не собственная нужда или страх за родственников толкают Раскольникова на преступление. Нужда всеобщая, вселенская терзает главного героя, не дает ему успокоиться или забыться. Он жертва безумного, нелепого, жестокого мира, оставаться в котором не имеет ни желания, ни сил. А чтобы отрешиться от него, стать выше, возвыситься над прочими, по теории им же выведенной, необходимо стать «собственно человеком». Именно эти мысли и толкают Раскольникова на преступление.

С момента убийства процентщицы до самого признания проходит месяц. Тяжкий месяц раздумий и борьбы с самим собой.

Душевная борьба, ставшая для преступника самым страшным наказанием, приходит еще до совершения убийства. Уверенный в истинности своей идеи, герой не уверен в том, что сможет совершить преступление, то есть довести свою теорию до конца. Начинается хождение души по мукам, терзания и неуверенность в себе.

Благодаря странной случайности Раскольникову удается совершить идеальное преступление, лишенное каких бы то Ни было материальных улик. Тем важнее становится для убийцы нравственная сторона. Он постоянно анализирует свои действия, размышляя над тем, является ли он истинным человеком. И тем страшнее открытие — совершенное им преступление бессмысленно, безрезультативно, то есть сам создатель теории не является сверхчеловеком: «Те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг». К этому Раскольников приходит уже будучи на каторге.

Но главная ошибка, как в теории, так и в преступлении, заключалась в том, что он до конца был уверен: человек, даже самый жалкий и бесполезный, не вошь. И если не было бы такого убеждения у него, убил бы он не только старуху, но и Мармеладова, Ра-зумихина, Порфирьева, Соню. Не смог герой преодолеть и тяги к людям, порвать с ними навсегда, а ведь без этого бессмысленно и его возвышение над ними. Убийство, совершенное им, проложило между героем и близкими ему людьми непреодолимую грань: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Образовалось два мира: страшный мир преступника и светлый — его бывшего окружения.

Апофеозом нравственных мучений стало ужасное видение гибнущего мира — бессмысленного скопища разобщенных человеческих единиц. Наказание Раскольникова не физическое, а нравственное, в том, что он оказался непригоден самому себе. Он неспособен быть верным собственному идеалу, выношенному в тяжких муках.

Главный герой оказался жестоко наказанным. Но через это наказание грядет его очищение, а следовательно, и перерождение героя.

Похожие сочинения

«В чем я виноват перед ними. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала. смотреть целиком

Ф. М. Достоевский — «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» — это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа. смотреть целиком

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” — это роман Достоевского. смотреть целиком

«Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом способствуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности. смотреть целиком

1. Вступление. Сны героев в системе художественных средств писателя. 2. Основная часть. Сны и грезы Раскольникова в романе «Преступление и наказание». - Первый сон героя и его значение, символика. Полярность образов. - Образ лошади и его значение в сюжете. смотреть целиком

«Треснули основы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли, стерлись определения и гра­ницы добра и зла. Разложение — главная видимая мысль романа»,— писал Достоевский в черновых на­бросках к одному из своих последних романов «Подро­сток». смотреть целиком

Дворянский сын с замашками разночинца, Разумихин сочетает в себе весельчака и труженика, забияку и заботливую няньку, донкихота и глубокого психолога. Он полон энергии и душевного здоровья, об окружающих людях он судит разносторонне и объективно, охотно. смотреть целиком

Совесть — это великая сила, поедающая человека изнутри, которая может наказать гораздо сильнее суда. Чувство вины терзает человека до такой степени, что многие не выдерживают и сходят с ума, а у некоторых доходит до самоубийства. Ведь совесть не успокоиться, если вы сделали что-то плохое. Но это ещё зависит от человека, и смотря какой поступок, и как он его совершил. Люди иногда бывают настолько наглыми, что не осознают то, что они совершили.

Многие авторы художественной литературы обращались к теме совести.

Проблему совести затронул Ф. М. Достоевский в своём романе «Преступление и наказание». Раскольников не столько боялся наказания за убийство, сколько терзаний совести. Он убил старуху-процентщицу и её сестру, а также ограбил хозяйку дома, но из-за мук совести Родион не мог воспользоваться всеми богатствами, которые украл. Ведь ему казалось, что деньги и другие богатства до сих пор в крови старухи. Внутренние терзания Раскольникова проявляются в его поведении: в участке он ведёт себя очень странно, а когда услышал, как полицейские говорили об убийстве старухи-процентщицы. Тем самым давая следователю подкреплять свои доводы об убийце. Раскольникова настолько замучила совесть, что он не мог видеться с сестрой и матерью, ибо ему было стыдно смотреть им в глаза. Ему казалось, что родные возненавидят его, узнав о преступлении, который совершил Родион. В этом примере автор показывает то, что никакой суд не сможет наказать человека страшнее совести. Ведь угрызения совести — самое сильное и страшное наказание.

Проблему совести использовал А. Н. Островский в своём произведении «Гроза». Катерина — главная героиня произведения, является супругой купца Тихона. У неё довольно сложные отношения со свекровью, она всё время упрекает Катерину. Тихон не заступается за свою жену, так как не может ступить и шагу без разрешения матери, двумя словами — «маменькин сынок». Это не единственная проблема Катерины, она понимает, что у Бориса есть к ней чувства. Но она также понимает являясь женой Тихона, она не может встречаться с другим мужчиной. Варвара — сестра Тихона, даёт ключ от калитки Катерине, чтобы она смогла бегать к своему возлюбленному по ночам. Из-за мук совести главная героиня решается признаться в измене Тихону, но догадываясь о том, что свекровь не даст ему простить его супругу, она идёт к Борису. Его же отправляют в Сибирь на три года по делам. Борис не решается взять с собой Катерину, ибо боится ослушаться дядю, от которого он в будущем получит наследство. Девушка не может вернуться домой, ибо совесть ей не позволит ступить на порог дома. Она видит лишь один вариант избавиться от этих мук — в могиле. Катерина надеяться искупить свои грехи на том свете. В этом примере автор показывает то, что совесть живёт внутри многих из нас, от неё нельзя убежать либо спрятаться. Совесть — это некие внутренние часы в человеке, которые позволяют ему взвешивать свои действия.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

О чем думает человек, когда произносит слово "закон"? Наверное, что это некая черта или барьер, через который он не сможет просто так переступить. Но тут же встают другие вопросы: "Какой именно человек обязательно посчитает закон для себя преградой ? Что помешает ему совершить нечто противозаконное?". Как по мне, именно совестливый человек ни коим образом не сможет совершить что-либо страшное, допустим, преступление, за которое может получить серьёзное наказние.

Совесть — это важный и все-таки главный двигатель человека в жизни. То, что мы совершаем, чаще всего управляется наличием или отсутствием в каждом из нас такой человеческой способности, как совесть. Это чувство, чувство совести, руководит не просто каким-то определенным количеством людей, но практически всем миром, каждым человеком, которому станет совестно совершить то или иное действие, далеко отошедшее от всего положительного, не просто не приносящее пользу, но и способное причинить вред. Таким образом, не остаётся сомнений, что совесть сильнее закона, переступить через который бывает совершенно не сложно нравственно падшим людям. Только совесть из-за своей способности морально "съедать" человека имеет возможность остановить порой совсем уже гиблых людей от совершения иногда непоправимых ошибок. Попытаюсь подтвердить свою точку зрения примером из литературы.

В качестве примера хочу привести роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Главный герой — Родион Раскольников — является ярким примером человека, показавшего, что всё-таки совесть сильнее обычного закона. Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Сделать это он хочет не просто так, а чтобы проверить собственную теорию о разделении людей на две категории: одни — никчёмные, другие — те, кто имеет власть над этими людьми, являются вершителями судеб. Родион Раскольников долго, на протяжении месяца, думает: совершать ли ему это преступление ? Мысли об убийстве человека тревожат его, отдаляют от реального мира. Через отношения к собственной семье мы видим, что в главном герое все ещё есть чувства любви, сожаления и, главное, совести. Совестливый Раскольников даже в мыслях боится проговаривать прямо, да уж тем более произнести вслух для самого себя, зачем он приходит к старухе в первый раз, как начинается повествование в романе. А приходит он с той целью, чтобы разведать обстановку, в которой произойдёт страшное преступление. Человека с тонкой душевной организацией изначально не так волнует закон, ведь он всё-таки смог переступит через него. В первую очередь его мучает совесть. Даже после совершения такого ужасного действия, после жестокого убийства ни одной вредной и безумной старухи-процентщицы, но и ещё её беременной сестры, случайно оказавшейся дома, мысль о том, что он совершил, не отпускает Раскольникова. Главный герой несколько раз падает в обморок, у него начинается лихорадка, то есть ухудшается физическое состояние. Совесть настолько мучает Родиона Раскольников, что душевные проблемы заставляют его испытывать серьёзные физические страдания. Несмотря на то, что совесть не останавливает Раскольникова от того, чтобы сделать такую роковую ошибку, она всё же не оставляет его просто так. Это чувство доводит главного героя до тяжёлого положения, и только после признания в совершённом убийстве Родион Раскольников освобождается, становясь на путь истинный, что и подтверждает превосходство совести над законом.

Подводя итог, хочу сказать, что, безусловно, закон имеет силу, и пойти против него сможет не каждый. Но что действительно сильнее, так это совесть, являющаяся законом всех законов и имеющая возможность замучить, заставить раскаяться или же вовсе не совершать то, что впоследствии может оказаться серьёзным проступком.

Требование 1. Количество слов – 517. ЗАЧЕТ.

Требование 2. Самостоятельность работы – ЗАЧЕТ

К1 – соответствие теме. ЗАЧЕТ

Есть ответ на вопрос, заявленный в теме.

К2 – аргументация. ЗАЧЕТ

Аргумент соответствует теме и содержанию работы.

К3 – композиция. ЗАЧЕТ

Трехчастная структура текста соответствует логике рассуждения по выбранной теме, но

Есть логические недочеты: 1) «Несмотря на то, что совесть не останавливает Раскольникова от того, чтобы сделать такую роковую ошибку, она всё же не оставляет его просто так» - повтор мысли, подобная мысль была высказана выше.

К4 – качество речи. ЗАЧЕТ

Мысли сформулированы понятно, словарный запас достаточный.

К5 – грамотность. ЗАЧЕТ

Имеются речевые ошибки: 1) «Как по мне, именно совестливый человек» - неуместная для стиля фраза как по мне, лучше сказать мне кажется или я думаю. 2) «Это чувство, чувство совести» - ненужный повтор слов. 3) «действие, далеко отошедшее от всего положительного» - действие может отойти? Оно может не соответствовать, быть далеким от добра / хорошего / доброго. Слово положительный тоже не имеет ничего общего со стилем сочинения. 4) «Таким образом, не остаётся сомнений…» - такая вводная конструкция должна подытоживать значительные умозаключения, она используется в общем выводе, а в микровыводах лучше брать слова следовательно, значит, итак, выходит и проч. 5) недочет «как начинается повествование в романе» - ненужная фраза. 6) «после совершения такого ужасного действия, после жестокого убийства» - неоправданный повтор мысли. 7) «сделать такую роковую ошибку» - речевая несочетаемость, ошибку не делают, а совершают.

Есть грамматические ошибки: 1) «не просто не приносящее пользу, но и…» - неверное употребление первой части двойного союза не только – но и. 2) «кто имеет власть над этими людьми» - указательное местоимение не показывает, какие именно эти люди, лучше использовать местоимение теми или числит. первыми. 3) «являются вершителями судеб» - предложение без подлежащего, лучше вписать его в ряд однородных придаточных. 4) «ни одной вредной и безумной старухи-процентщицы, но и ещё» - неправильное употребление связывающих слов при однородных членах: нужно либо союзом не только – но и, либо противопоставлением с частицей не – а. 5) «не совершать то» - отрицательный глагол требует управления в родительном падеже.

Есть пунктуационные ошибки: 1) «думает: совершать ли» придаточное предложение не может присоединяться двоеточием, здесь нужна запятая. 2) «дома, мысль о том» - начало другой мысли, лучше поставить точку.

Есть орфографические ошибки: 1) «после жестокого убийства ни одной вредной и безумной старухи» - требуется отрицательная частица не.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» получил свое название не просто так. Наказание Раскольникова не сводится к отбыванию на каторге, ведь и само преступление, и наказание за него гораздо глубже, чем обычное убийство и расплата за него по закону. Герой призван искупить свое вину душевными терзаниями, которые на протяжении всего произведения ведут его к искуплению вины и поиску новой жизни.

Внутренние переживания и отчуждение

После того, как совершено фактическое преступление – убийство старухи-процентщицы – наказание начинается сразу же. Заключается оно во внутренних переживаниях героя. Несмотря на то, что совесть его остается спокойной до самой каторги, его состояние мечется из одного края в другой. Он то готов пойти и сдаться полиции, то радуется, что подозрения отводятся от него.

Сразу же после совершения убийства Раскольников осознает, что жизнь уже не будет прежней. Он больше не сможет чувствовать себя наравне со всеми. Мучительное чувство отчужденности, разъединенности со всем человечеством одолевает героя. Даже самые близкие и любимые люди – мать и сестра, теперь мучительны для него. Он видит их любовь, но не способен принять ее, ведь он – убийца. Раскольников сознательно отрезает себя от мира любимых людей, сам наказывая себя за свое преступление.

Разрушение теории

Теория Раскольникова начинает рушиться, причиняя ему не меньшую боль, чем отчужденность. Герой осознает, что если бы он убил старуху от голода, а не из философских убеждений, ему было бы гораздо легче и проще принять свое злодеяние. Эту мысль подтверждает сходство героя с Лужиным и Свидригайловым. Замечая схожие черты с ненавистными ему людьми, Раскольников понимает, что теория его оказывается совершенно не той, какой он видел ее до убийства. Если раньше он думал, что с помощью свершения правосудия спасет мир, поможет обездоленным, оградит униженных от таких, как эти герои, то сейчас он понимает, что теория только максимально сближает его с этими ненавистными личностями.

По прошествии нескольких дней Раскольников уже не в состоянии объяснить даже самому себе, зачем он совершил это убийство. В исповеди Сонечке он заявляет, что убил не старушку, а себя. В этом и заключается наказание Раскольникова – убив «вошь», он убивает сам себя, свою идею, свое спокойствие. Все, что было дорого Раскольникову убито вместе с процентщицей и ее сестрой, и никогда больше Раскольников не сможет жить нормальной жизнью.

Совокупность мучений

Все в совокупности влияет на героя уничтожающим образом. Муки совести, разочарование в теории, понимание, что убийство совершенно бессмысленно, страх быть разоблаченным и в то же время страх навсегда остаться один на один со своим преступлением – вот в чем состоит наказание Раскольникова. Вместе эти факторы заставляют героя мучаться, метаться в дебрях своей души, терзаться сомнениями, предавать своих близких и самого себя. Человеческие чувства сами наказали своего хозяина, который решил поставить над собой эксперимент, обернувшийся страшным преступлением и не менее страшным наказанием.

Таким образом, наказание Раскольникова кроется не просто в законе. За убийство, за свою страшную теорию, за попытку превознестись над другими, клетка собственного разума и чувств закрывает Раскольникова от всего мира.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Наказание Раскольникова», увидеть в нем не просто отбывание срока на каторге, а настоящие терзания преступника.

Главный герой романа – Родион Раскольников, бедный студент. Он хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому убил старуху – процентщицу. Родион уверен, что с её смерть многим станет легче жить. Поначалу студент абсолютно уверен, что поступил правильно. Однако потом он анализирует свои действия, задумывается верно ли он поступил или нет, его начинают мучить муки совести. Он морально истощен, очень устал от тягостных дум, поэтому сильно заболевает. Родион переживал, что совершил преступление, оставив улики, однако вроде бы пока никаких доказательств его причастности к этому нет. Его внутренние метания сказываются на внешнем поведении: в участке он ведет себя очень странно, чем почти выдал себя. Так еще и услышав разговор об убийстве старухи, свалился в обморок, чем подкрепил догадки следователя, что он виновен в содеянном. Со временем он осознает, что нельзя сделать мир лучше или помочь другим, совершив злодеяние. Ведь жестокость порождает новую жестокость, и так до бесконечности. Соня Мармеладова, которой он рассказывает о том, что совершил, советует ему пойти к следователю и сознаться. Она убеждает его, что нужно облегчить свою совесть, тогда и на душе станет лучше, тогда он сможет отпустить эту ситуацию, у него появится возможность поменяться к лучшему. Конечно, ему придется понести наказание за свое преступление, но оно того стоит. Необходимо сделать этот шаг, чтобы начать жить дальше. В итоге Родион приходит в полицию и рассказывает правду, его отправляют на каторгу в Сибирь, а Соня едет за ним.

Автор спрашивает нас: “А смог ли Родион пройти проверку совестью?”. Скорее всего – да. Ведь он сознался и заплатил сполна. Однако сам он бы не смог прийти к верному решению, его подтолкнула Соня, а так же Разумихин, который проводил много времени с матерью и сестрой Родиона, тем самым дав студенту время для размышлений наедине с собой. И мы понимаем, что совесть нас мучает тогда, когда человек не одинок, а находится в обществе, которое помогает осознать верно или неверно он поступил. Это произведение является доказательством того, что за все свои действия в этом мире нужно платить. Совесть не может молчать, она всегда подсказывает, что правильно, а что нет.

Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?

Как раскрывается проблема совести в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

Главный герой этого произведения, Родион Раскольников решил убить вредную и алчную старуху-процентщицу, от которой всем окружающим было только горе. Убивает её Раскольников не из алчности, а руководимый такой мыслью, что миру станет лучше без неё. То есть решил сам творить судьбу людей, и в результате пришёл к мысли, что сильной и властной личности всё позволено ради благородной идеи.

Потом Раскольников понял, что сам нарушил этим убийством нравственный закон, который есть в каждом человеке с самого момента его рождения. В результате чего стал испытывать сильные нравственные муки.

Под конец главный герой пришёл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошёл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению.

Достоевский представил нам величайший роман времени «Перступление и наказание». Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы.

Раскольников, главный герой романа, совершает тяжелое преступление, убивает старуху-процентщицу. Но он, как считает, делает это из высоких побуждений. Так он хотел убить зло, развращающее людей. Но он ошибся. Убив человека, нельзя убить все злое на земле. Он пошел неверным путем.

Позже Раскольников осознает это, он чувствует укоры совести. В итоге он встает на верный путь раскаяния в конце романа.

Такой я вижу проблему совести в романе «Преступление и наказание».

Совесть ярко проявляет себя во второй половине этой книги, когда в душе главного героя наступает диссонанс. Родион не может понять, прав он или нет, хорошо или плохо он сделал, убив жадную старуху для помощи семье Мармеладовых. Тем более что он пошел на убийство не только и не столько из-за Сони и ее отца, но и также в подтверждение собственной философии.

Родион пытается осознать, правильно ли было убить старуху-ростовщика, и как теперь быть дальше.

Постепенно его начинает мучать совесть, и это доходит до той ступени, что Родион сам приходит в полицию и признается.

В каком-то смысле можно сказать, что его совесть — это Соня, добрая и спокойная девушка, всем сердцем любящая его.

Изначально у главного героя романа Федора Достоевского Раскольникова не возникало мыслей о совести о том, что он идет против Бога, себя, других. Он разделил людей на плохих и хороших. Вот старуха процентщица для него была ужасно плохой и алчной женщиной, которая обирала всех до нитки, поэтому и решился он ее убить. Однако потом, после совершенного преступления Родиона просто замучили угрызения совести о том, что он совершил. Он ужасно мучается, все переосмыляет, сознается в содеянном и становится на другой путь, многое меняется в его сознании. Автор — гуманист объясняет читателям, что не все люди потеряны, даже убийцы.

Начиная писать сочинение по тематике проблема совести в Преступлении и наказании стоит обратить внимание. Во-первых, на аргументы, почему именно Раскольников убил процентщицу. Во-вторых, какие выводы он сделал после содеянного. И если говорить кратко, то Раскольников делил людей на два типа — хорошие, плохие. У него не было среднего контингента. Именно по этой причине, топором он прибил старуху. Но понял, что был не прав — это не решение проблем. Также это неправильно — кого-то лишать жизни. Но было уже поздно. И единственное, что парень мог сделать — это сдаться и каяться в содеянном. Именно так он и поступил.


В романе Достоевского «Преступление и наказание», проблема совести раскрывается после того, как Раскольников дал оценку своему поступку, это один из кульминационных моментов романа, где главный герой признается об убийстве Соне, после чего абсолютно меняется его мировоззрение, он понимает, что нельзя делить людей «на плохих и хороши» и уж тем более, никоим образом, нельзя вершить самосуд, какой бы плохой человек не был.

Главный герой, Родион Раскольников, является бедным студентом с тяжёлым характером, но в тоже время он довольно умён. Его постоянно преследует мысль о том, что: почему же некоторые люди считают себя лучше остальных, почему им позволено больше чем остальным, почему они сильнее, почему они могут совершать какие-то поступки и не спрашивать ни у кого мнения. Раскольников в итоге приходит к выводу о том, что просто у этих «некоторых» людей просто больше смелости, вот они и пользуются всеми возможностями этого мира. И он решил, что такие «сверхлюди» могут убить других бесполезных людей (слабых, никчёмных, трусливых). И эта идея его долго глодала. В итоге Раскольников решился на преступление — на убийство старушки-процентщицы. В итоге он зарубил её топором и под руку попалась ещё и Алёна — сестра старухи.

Совершив убийство, он скрылся. Но после в нём взыграла совесть. Он не мог нормально спать, он даже днём не мог отдохнуть из-за навязчивых мыслей. Его идея о «сверхчеловевке», стала для него мучением. Раскольникова начали терзать ужасные сомнения в правильности его поступка: он начал понимать, что не должен был всего этого совершать. Позже он встречает Соню — милую, добрую и милосердную девушку, которая также мучается угрызениями от того, что подрабатывает проституткой. Раскольников рассказал всё ей о своём страшном поступке и она подтолкнула его к тому, что надо признаться и тогда станет легче. В итоге Раскольников сдался полиции, его сослали на каторгу, но в душе ему действительно стало легче. Раскольников всё осознал, он понял, что «сверхчеловек» — это придуманная им история, что люди не должны убивать. Человек должен оставаться человеком всегда. Он покаялся и хотя бы ссылкой решил искупить свою вину.

Пример 2

Достоевский был глубоко верующим человеком, которого очень интересовала тема греха и покаяния. Именно поэтому его главные герои часто проходят путь от грехопадения до духовного очищения. Но шанс спастись есть не у каждого, лишь у тех, кто совестлив. Муки совести всегда страшны, их нельзя заглушить, они сводят с ума или помогают воскреснуть, стать лучше.

Раскольников и Свидригайлов. Два героя-двойника. Каким будет борьба каждого из них с собственной совестью? И есть ли она у них вообще?

В начале романа Раскольников одержим безумной идеей о том, что он имеет полное право избавить мир от гадкой, ненужной старухи-процентщицы. Он не только хочет отомстить за всех униженных бедняков, он хочет возвыситься над теми, кто терпит несправедливость всю жизнь. Раскольников замышляет жестокое убийство, а его совесть молчит. Он крадет топор, звонит в дверь. Совесть молчит. Убивает, пытается найти ценные вещи в доме. Совесть нема. И тут происходит то, что наконец вытащит Раскольникова из его безумного состояния душевной глухоты. Появляется Лизавета. Для меня именно она становится символом совести главного героя. Убив безобидную и беззлобную сестру старухи, Раскольников больше не может себя оправдывать. С каждым днем муки совести становятся тяжелее. Это настоящий душевный ад, через который Раскольникову помогает пройти Соня, чтобы он осознал аморальность своей теории. В финале романа он признает, что никаким счастьем нельзя оправдать пролитую кровь, что сделать мир лучше можно только с помощью добра.

Свидригайлов тоже знаком с совестью. Сначала это кажется невероятным. Мать и сестра Раскольникова отзываются о нем, как о злом развратнике. Разве у такого может быть совесть? Мы узнаем о загадочной смерти супруги Аркадия Ивановича. Слухи о том, что ее отравили, витают вокруг вдовца. Неужели он тоже сумел оправдать убийство жены? Наверное, нет. Что же движет убийцей и насильником, когда он помогает сиротам Мармеладова? Снова они, муки совести? Думаю, да. Но Свидригайлову не суждено очиститься и стать лучше, потому что он не покаялся. Нет покаяния — нет прощения. А значит, муки совести будут душить вечно. Свидригайлов пошел по другому пути. А может быть ему не повезло. Раскольникову помогла воскреснуть Соня, Аркадий Иванович остался один на один со своей совестью, Дуня ему отказала. Не справился. Убил себя.

Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: