В чем сущность способа буксировки судов

Обновлено: 24.04.2024

Буксировкой называют транспортировку несамоходных судов самоходными. Ее осуществляют буксиры — самоходные суда, предназначенные для буксировки несамоходного (буксируемого) судна. Караван буксирующих судов с буксируемыми называют буксирным, а буксирным составом — несамоходную часть каравана, т. е. буксируемые объекты.

Буксирный трос — стальной или пеньковый канат, трос из синтетического волокна, либо якорная цепь, при помощи которых осуществляется тяга судов.

Буксирная лебедка — специальная автоматическая лебедка, устанавливаемая на буксирном судне для регулирования длины буксирного троса в зависимости от его натяжения и условий плавания.

По району плавания различают буксировки:

морские дальние — между портами, расположенными на разных морях и океанах;

морские ближние — между портами одного морского бассейна;

рейдовые — связаны обычно с разгрузкой судов на открытых рейдах или вводом больших судов в порт;

портовые — осуществляются в пределах портовой акватории в целях транспортировки судов и портовых средств;

речные — осуществляются в реках;

канальные — передвижение судов по каналам.

По типу буксирного каравана различают буксировки:

простую, когда одно буксирующее судно ведет одно буксируемое;

сложную, когда одно или несколько буксирующих судов ведут одно или несколько буксируемых.

Буксировку производят в зависимости от условий специальные буксирные суда, грузовые, грузо-пассажирские и ледокольные суда. В зависимости от условий плавания и объектов буксировки последняя осуществляется на длинном и коротком тросах и вплотную лагом.

Особым видом буксировки является вождение судов методом толкания, который применяют на реках, небольших водоемах и при соответствующей гидрометеорологической обстановке в морских условиях.

В зависимости от назначения буксиры подразделяются на океанские, морские и портовые.

Океанские буксиры, предназначенные для дальних океанских буксировок больших судов и плавучих сооружений без ограничения района плавания, имеют мощность от 1200 до 4000л. с, скорость порожнем — 17 узлов, экономическую — до 11 узлов, запасы топлива —д о 25 суток, что обеспечивает им радиус действия до 12 000 миль.

Некоторые океанские буксиры специально оборудуются для аварийно-спасательных работ и носят название океанских спасателей. Такие суда имеют противопожарные, водоотливные и ремонтные средства", а также иногда водолазное, электросварочное и другое оборудование.

Морские буксиры, предназначенные для буксировок в пределах одного морского бассейна, имеют мощность силовых установок от 500 до 2200 л. с. Запасы топлива значительно меньше, чем у океанских буксиров. Мореходные качества морских буксиров должны удовлетворять условиям района их работы. Некоторые морские буксиры переоборудуют как морские спасатели.

Портовые буксиры, имеющие мощность 200—600 л. с, подразделяют на рейдовые и внутрипортовые; они обладают мореходными качествами, соответствующими району плавания. Портовые буксиры обеспечивают транспортировку плавсредств в гаванях и на рейдах.

Особо важные характеристики мореходности буксиров — остойчивость и непотопляемость. Большое эксплуатационное значение имеет характеристика, называемая тягой на гаке.

При кантовке больших судов в портах наиболее опасным является положение буксирного троса, перпендикулярное диаметральной плоскости буксирного судна, что может привести к потере буксиром остойчивости при рывке.

Для предупреждения опрокидывания буксиров принимают следующие конструктивные меры: надстройки, рубки, горловины, двери делают водонепроницаемыми; угол перекладки буксирного троса ограничивают путем смещения точки его приложения в корму; для смягчения рывков буксир оборудуют пружинными гаками, буксирными лебедками, гидравлическими амортизаторами; для быстрой отдачи троса применяют полуавтоматические и автоматические гаки.

К мерам предупреждения опрокидывания буксиров в процессе эксплуатации относят: согласованность действий капитанов буксирующего и буксируемого судов; применение длинного буксирного троса, смягчающего рывки; перекладку руля на малых ходах; выполнение маневров только при условии их безопасности.

Буксирное устройство состоит: из буксирного гака или буксирной лебедки, кормового буксирного клюза или полуклюза, кормовых кнехтов для крепления оттяжки, буксирного троса, кормовых отводных битенгов, буксирных арок, носовых битенгов, буксирных тросов, различных вспомогательных материалов и такелажа, проводников, вспомогательных концов, коушей, соединительных скоб, зажимов для стальных тросов и т. д.

Основной деталью буксирного устройства является буксирный гак. В настоящее время почти не применяют простые буксирные гаки, опасные с точки зрения опрокидывания буксира и работы с ними обслуживающего персонала. На буксирах средней и малой мощности наиболее распространен откидной полуавтоматический или автоматический буксирный гак. На буксирных судах мощностью свыше 500 л. с. гаки снабжаются амортизационными пружинами. Для отдачи буксира с полуавтоматического гака (рис. 187) необходимо откинуть вертикальный упор и ударить по хвостовой части горизонтальной защелки молотом. Отдача буксирного троса при наличии автоматического гака (рис. 188) производится непосредственно из ходовой рубки. На буксире должно быть не менее двух буксирных гаков.



Рис. 187.



Рис. 188.

Буксирные гаки крепят при помощи катающегося ролика к буксирной дуге, расположенной несколько позади миделя, вблизи точки, через которую проходит ось вращения буксира на циркуляции. Управляемость буксира будет наилучшей, если радиус кривизны буксирной дуги равен расстоянию ее от центра тяжести буксира.

Наличие буксирной лебедки значительно упрощает процесс буксировки. Натяжение буксирного троса на барабане автоматической лебедки остается постоянным. Если натяжение троса увеличивается, то он автоматически травится лебедкой. При ослаблении натяжения троса лебедка автоматически подбирает слабину до уравновешивания натяжения с заданным.

Буксиры часто подходят к судам и причалам лагом, кормой, носом. Для предотвращения поломок и повреждений судов и причальных сооружений буксиры оборудованы привальными брусьями, кранцами. В носовой и кормовой частях установлены большие мягкие горизонтальные кранцы. В качестве кранцев применяют автомобильные шины. При буксировке лагом используют швартовные тросы буксира либо специальный комплект тросов.

Перед буксировкой выполняются специальные расчеты, в результате которых определяют общее сопротивление буксируемого судна, сопротивления воды буксировке, застопоренных винтов, величину воздушного сопротивления, сопротивления буксирного троса в воде, рабочее натяжение тросов и т. д.


Важное

Ходовые испытания подлодки "Алроса" продолжились

Важное

На "Севмаше" внедряют еще один метод для ускорения производства подлодок

Важное

Источник рассказал о возможном увеличении количества атомных подлодок нового поколения

и других плавучих объектов - вид деятельности, осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием собственных или арендованных судов (специализированных судов-буксировщиков, ледоколов, грузовых судов), по принятой технологии буксировки, с целью доставки несамоходных или потерявших ход судов и иных плавучих объектов из порта (пункта) отправления в порт (пункт) назначения, а также для выполнения маневровых работ в портах и на подходах к ним. "

Буксирное устройство на буксире

Состав буксирного устройства

Буксирное устройство на буксире


Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плавсредства) или идти на буксире самому.

Буксирное устройство

Эксплуатация буксирного устройства

Буксирное устройство


1. Буксирное устройство обеспечивает надежную и удобную буксировку других судов или плавучих сооружений и безопасную работу самих буксирных судов. Буксирное устройство должно содержаться в полной исправности и.

Буксировка несамоходного объекта

Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке

Буксировка несамоходного объекта


Ответственным за буксировочную операцию назначается компетентный начальник буксировки или капитан буксирующего судна. До начала буксировки должна быть установлена система и организация командной связи.

Работа буксира при швартовке судна

Подача буксира на буксируемый объект

Работа буксира при швартовке судна


Эта операция может производиться несколькими способами.
В том случае,когда буксируемым объектом является судно,то операция может осуществляться двумя способами :если суда могут стать лагом.

Крепление буксирного кната

Крепление буксирного каната

Крепление буксирного кната


На транспортных судах выбор способа крепления буксирных тросов определяется в зависимости от размеров и особенностей устройства судов, наличия средств для крепления буксирных тросов, а при вынужденных.

Буксир Плутон

Подготовка процедур аварийной буксировки

Буксир Плутон


Назначение данного Руководства - оказание помощи капитанам судов в подготовке процедур для конкретного судна в принятии самых безопасных и эффективных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Буксир

Общие положения буксировки

Буксир


Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта.

Буксировка т/х Капитан Гриненко буксиром Александрия-1

Виды морских буксировок

Буксировка т/х Капитан Гриненко буксиром Александрия-1


Различают следующие вида буксировки:
аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;
плановая буксировка несамоходных судов и объектов.

Буксир буксирует балкер

Типы буксирных линий

Буксир буксирует балкер


Буксировка одного судна другим осуществляется посредством буксирной линии. Буксирная линия может быть однородной (буксирный трос) и комбинированной (синтетический трос + якорная цепь; стальной трос + якорная цепь.

Буксируемое судно

Управление судами при буксировке

Буксируемое судно


Управление судами при буксировке следует рассматривать с момента начала их движения. Особенности управления судами при буксировке необходимо делить на три момента: начало движения, непосредственно буксировка.

Буксировка платформы МЛСП Приразломная

Особые случаи буксировки

Буксировка платформы МЛСП Приразломная


Буксировка плавучих сооружений:
подготовка к буксировке по заранее составленному плану;
буксирная линия составная.

Буксировка МЛСП Приразломная

Теоретические основы морской буксировки

Буксировка МЛСП Приразломная


При плавании на тихой воде горизонтальная составляющая буксирного троса равна тому сопротивлению, которое вызывает буксируемое судно при данной скорости плавания. Это сопротивление и собственно сопротивление.

относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта, особенно крупнотоннажного судна, маневрирование в портах и узкостях в помощь буксировщику придаются один или два вспомогательных буксира.
Различают следующие вида буксировки: аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход; плановая буксировка несамоходных судов и объектов; вспомогательная (внутрипортовая) буксировка в гавани и на рейдах.

Буксировка судов во льдах ледоколами

Буксировка транспортного судна

Буксировка транспортного судна


В тяжелых ледовых условиях или при повреждении проводимых судов может возникнуть необходимость буксировки их ледоколом.
Подготовка проводимого судна к буксировке заключается в следующем .
Якоря убирают на палубу, что необходимо для продевания буксирного стропа.

Рекомендации по управлению судами при буксировке

Буксировка судна

Буксировка судна


Главное при управлении судами во время буксировки - это предотвращение резких рывков, чтобы свести к минимуму динамические нагрузки в буксирной линии.Для избежания рывков в начале движения, когда буксирный канат начинает обтягиваться, на буксировщике необходимо застопорить машину.

Способы подачи и крепления буксирной линии

Буксирная линия

Буксирная линия


На буксируемом судне самым простым способом является крепление буксирной линии за одну или две якорной цепи. При таком способе необходимо отклепать якорь или якоря от якорной цепи. В случае аварийной буксировки на небольшое расстояние буксирный конец можно закрепить за скобу якоря.

Буксировка судов морем

Буксировка объекта морем

Буксировка объекта морем


Буксировка - транспортировка несамоходных плавсредств самоходными.
Различают три способа буксировки:
в кильватер - в основном используется для морских буксировок;
лагом - для буксировок судов в портах.

Буксировка судов в порту

Буксировка судна в порту

Буксировка судна в порту


Для обеспечения проводки судна с буксирами необходимо одновременно учитывать значительное количество разнообразных параметров.
Начальные условия этого процесса включают:
тип судна, его водоизмещение, осадка и посадка.

Расчеты буксирных операций

Буксировка самоподъемной плавучей буровой установки Петр Годованец

Буксировка самоподъемной плавучей буровой установки Петр Годованец


Основные требования к буксировке. Буксировка несамоходных судов, плавучих объектов малого (до 1000 т) и среднего (5000 – 10 000 т) тоннажа может выполняться одним буксировщиком мощностью соответственно 2000 – 3000 л.с. и 5000 л.с. на одном буксирном тросе длиной 500 и 700 , диаметром от 41 до 52 мм.

Буксировка объекта морем

Буксировка - транспортировка несамоходных плавсредств самоходными.

Различают три способа буксировки:

в кильватер - в основном используется для морских буксировок;

лагом - для буксировок судов в портах;

толканием - для буксировок на реках и озерах.

1. Теоретические основы морской буксировки

Разработаны академиком А.Н.Крыловым. Основные положения теории буксировки сводятся к следующему:

при буксировке на волнении буксирующее и буксируемое суда участвуют в орбитальном движении частиц воды. При этом центры тяжести судов описывают примерно круговые траектории то сближаясь, то удаляясь друг от друга;

максимальное изменение расстояния между судами в результате их орбитального движения не превышает высоты волны;

буксирная линия должна быть устроена таким образом, чтобы позволять судам свободно совершать орбитальное движение, в противном случае в ней возникают инерционные силы в тысячи, а при буксировках крупнотоннажных судов в десятки тысяч килоньютонов, которые приводят к ее разрыву.

2. Типы буксирных линий

Все типы буксирных линий рассматриваются с точки зрения обеспечения свободного орбитального движения судов при буксировке на волнении, которое достигается:

упругим удлинением буксирного каната;

изменением формы буксирной линии за счет ее распрямления;

одновременным изменением формы и упругим удлинением;

изменением длины буксирного каната с помощью автоматической буксирной лебедки.

Буксирная линия характеризуется длиной, стрелкой провеса и расстоянием между судами. Длина и стрелка провеса определяют возможности буксирной линии по увеличению расстояния между судами за счет ее упругого удлинения и изменения формы.

В общем случае длина буксирной линии зависит от водоизмещения буксируемого объекта и составляет 250-300 м при буксировке малых судов водоизмещением менее 500 т. При буксировке более крупных судов длина буксирной линии может составлять 700 и более метров.

При океанской буксировке согласно рекомендациям ИМО минимальная требуемая длина главного буксирного троса должна быть определена по формуле:

Длина главного буксирного троса

где: BL - разрывная нагрузка буксирного троса согласно документам на него,

ВР - продолжительное тяговое усилие (сила тяги на гаке).

Стрелка провеса зависит от массы буксирной линии и горизонтальной составляющей силы натяжения буксирного троса. Чем больше масса и меньше натяжение, тем больше стрелка провеса.

Буксирные линии подразделяются на однородные и неоднородные.

Однородные состоят обычно из стального троса. Они обладают высокой надежностью, удобны в работе, достаточно тяжелые, что обеспечивает большую стрелку

провеса и следовательно ее хорошие аммортизационные качества за счет изменения формы. В то же время упругое удлинение стальных тросов незначительно.

Неоднородные или комбинированные состоят из различных участков, например: якорной цепи и стального троса, стального и синтетического троса.

Использование участка якорной цепи в буксирной линии повышает ее аммортизационные качества за счет изменения формы. Такие линии удобны в работе: можно изменять ее длину потравливая или подбирая брашпилем якорную цепь, обеспечивается простота и надежность крепления буксирной линии на буксируемом судне.

Вставка из синтетического троса позволяет обеспечить хорошие аммортизационные качества буксирной линии при небольшой стрелке провеса за счет большого упругого удлинения синтетических тросов.

Швартовка судна с помощью буксиров

Существуют следующие способы использования буксиров:

буксировка с помощью буксирных тросов;

буксировка способом «пуш-пул» (push-pull)- буксиры швартуются к борту таким образом,что могут изменять свое положение относительно буксируемого судна, тем самым изменяя направление тяги;

буксировка способом на укол.

а) – при отжимном ветре буксиры работают «пуш-пул»; б) – при прижимном ветре буксиры работают методом буксировки на тросах и «пуш-пул»; в) – при отжимном ветре с помощью буксира; г) – с помощью буксира «пуш-пул» и якоря

Способы швартовки судов

Руководство буксирными судами при швартовных операциях осуществляет капитан швартующегося судна или лоцман. Лоцман − только советчик капитана, его присутствие на мостике не снимает с капитана ответственности за выполнение швартовных операций.

Буксировка судна при помощи буксирных тросов

Буксировка судна при помощи буксирных тросов

Капитан и лоцман согласуют план швартовной операции, определяют виды основной и дополнительной связи с буксирными судами.

Работа буксиров способом «пуш-пул»

Работа буксиров способом пуш-пул

В зависимости от размеров швартуемого судна, особенностей расположения причала, погоды и других факторов, определяющих степень сложности маневрирования, может быть назначено необходимое количество буксирных судов.

Работа буксиров «пуш-пул» (на битенг)

Работа буксиров на битенг

На носу и корме швартовная команда готовит надежные тросы для использования их в качестве буксиров при вариантах работы на буксировку или толкание.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: