В чем сущность политики государства и права

Обновлено: 24.04.2024

Сущность — содержание любого предмета, явления. Сущность государства как общественного явления представляет собой множество взаимосвязанных внутренних и внешних элементов и отношений, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства — значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Главное, надо понять, что сущность государства в направленности власти, ее принадлежности.

В разные исторические периоды сущность государства понималась то, как социальная, то, как юридическая, то, как классовая. Некоторые авторы (марксисты) считают, что можно выделить всего два направления в понимании сущности государства: либеральное и классовое. Под либеральным - понимается все, что не является классовым, а относится к общечеловеческому, нравственному, юридическому и другому началу.

Социальная и нравственная сущность государства – (это самое распространенное мнение о его сущности) присутствовала в учениях философов разных эпох, а также весьма популярна и сейчас. Сущность этой концепции состоит в том, что государство носитель общечеловеческого, общесоциального начала, является выразителем интересов всего общества, его примирителем.

Так, например, Аристотель, Г. Гроций считали, что сущностью (целью) государства является устроение лучшей жизни для всех, это сосредоточение умственных и нравственных интересов граждан, достижение социального блага. Цицерон писал, что государство – это союз людей, объединенных общей пользой. Т. Гоббс думал, что государство служит для достижения общей безопасности. Гегель учил о нравственной природе государства (государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух). Руссо и Лассаль утверждали, что государство необходимо для утверждения общей свободы. Мыслители 20-века Ростоу, Берно, Хекшнер считали, что государство должно служить обществу, создавать в рамках закона различные социальные блага для всех членов общества с учетом возможностей каждого.

Юридическая и территориальная сущность государства. Представители этого направления признавали государство как организацию властвования на основе права на определенной территории (Еллинек, Коркунов, Гумплович, Трубецкой, Шершеневич и другие)

Классовую сущность государства развивали в своих учениях К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин Сущность государства в диктатуре (господстве) одного класса над другим, общество не имеет единой цели, оно расколото.

В современном понимании государство представляет собой сложную многофункциональную целостность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы. Оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности, — защиту безопасности, сохранение мир, преодоление социальных противоречий, охрана прав и свобод человека, охрану окружающей среды и др.

Таким образом, под сущностью государства понимается обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия (народовластие, экономическая свобода, свобода личности).

Высшее общественное предназначение государства — гарантия нормальной, безопасной жизнедеятельности общества, создание таких условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются посредством экономических и духовных факторов.

Государство как политическая сила обеспечивает организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства (подданства). Наличие гражданства (подданства) имеет для человека принципиальное значение, так как определяет политический и социальный статус, права и свободы, а во многом материальное и моральное благополучие. Государство также определяет положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы и т. п.

Государство обладает таким свойством, как принудительность. Принадлежность к тому или иному государству меньше зависит от человека, но больше от государства, воли и объективных обстоятельств, в которых находится личность. Государство располагает рядом исключительных прав, присущих только ему. Во-первых, правом на навязывание своей воли населению с помощью аппарата власти — армии, служб охраны порядка и безопасности. Во-вторых, правом на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер, т. е. правом на нормирование жизни всего общества. В-третьих, правом на взимание налогов, обязательных для населения, а также взносов и сборов, отличающихся от налогов большей добровольностью и нерегулярностью.

Существенным признаком государства признается территория. Органическая теория государства выводит его основу из земли. Так, на развитие Российского государства повлияли такие геополитические факторы, как равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных географических границ, наличие практически неисчерпаемых ресурсов, сочетание леса и степи и пр. Эти обстоятельства влияли на структуру хозяйства, образ жизни, расселение населения и социальные отношения в обществе, определяли специфику российской государственности.

Для государства принципиальное значение имеют границы, которые являются не только географической, но и политической категорией. Каждое государство, прежде всего на этапе своего возникновения и формирования, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социальнополитическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами.

Государство как политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяются три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, имеющие в различных странах разное оформление и названия. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, а также государственной бюрократии, играющей вспомогательную, служебную роль.

Дифференциация государственных структур и их специализация решающим образом определяются функциями, которые выполняет государство. Если государство берет на себя роль силы, регулирующей экономику, то для этого создаются соответствующие органы. Осуществление государством социальных функций связано с образованием государственных служб социального обеспечения, страхования, по трудоустройству и т. п.

1) Понятие и признаки государства. Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в котором существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, отличающих одно государство от другого. Вместе с тем государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства: государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

Можно выделить два рода признаков государства: во-первых, признаки, отличающие государство от догосударственного состояния общества. К ним относятся:

1. публичная власть как форма политической власти, что означает наличие у нее особого аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь народ и имеющего свою публичную и материальную базу;

2. территория (определяет принадлежность данного общества определенной части земли, поверхности планеты, воздушного пространства, границы территории, их режим, внутригосударственную административнотерриториальную организацию) и население (характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу, гражданство);

3. налоги и сборы (для содержания публичной власти стали необходимыми средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан — налогов и податей);

Во – вторых, признаки, отличающие любое государство от других общественных объединений и организаций в обществе. К ним относятся:

4. суверенитет (означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики, как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии ненарушения суверенитета других государств);

5. всеобщность законов и обязательность их исполнения - (система юридических норм) (при помощи них обеспечивается, общеобязательность велений государства, его способность делать свои веления обязанностями для населения всей страны).

6. всеобщность власти (то есть распространение ее в масштабе всей страны)

7. монополия на легальное принуждение (только государство и только оно может легально принуждать граждан к чему – либо, наказывая за непослушание лишением собственности, свободы и даже жизни)

Философия политики и государства, философия права – наиважнейшие разделы социальной философии. Государство, право и политика составляют основу не только социальной, но и духовной жизни человека. На этих трех основаниях держатся наши представления об обществе, о смысле общественной жизни, о самих себе. Поистине проблемы политики, государства и права имеют не только политологическое, но и мировоззренческое значение.

Понимание природы политики (государства, власти и др. политологических явлений) – проблема архитрудная. Над разгадкой тайны политики трудились многие мыслители (Платон, Аристотель, Макиавелли, Руссо, Гегель, Маркс, Вебер, Ленин и др.). Но познание политики продолжается. Политика – феномен огромного общественного масштаба, затрагивающий судьбы миллионов людей. Она всегда будет волновать людей. Изучением политики занимается политология, синтезирующая знания о политике, исследующая политическую структуры и организацию общества, проблемы внутренней и внешней политики. Политика – это управление обществом с использованием совокупности идей, института власти, государства, политический партий и общественных организаций, отражающих интересы социальных групп и общества в целом. Зачем же нужна философия политики? Философия политики ставит акцент на осмыслении всего политического бытия – его мировоззренческих, теоретических, ценностных и социально-практических аспектов. Современная философия политики – это компетентное ориентирование в высокомобильном, сверхсложном политическом мире, в его идеях, концепциях, системах, стратегия и технологиях, типах политических практик, в методологических и мировоззренческих основах политических наук, самой политологии как общей теории политики, политических идеологиях. Философия политики стремится понять не только замыслы политиков, но и человеческие результаты их деятельности. Известно, благими политическими намерениями вымощена дорога в ад. XX век прошел под знаком политики, а результаты ее трагичны – две мировые войны, революции во многих странах, геноцид народов, локальные войны и т. д., то есть то, что связано с неисчислимыми человеческими жертвами.

Важность философии политики ощущается в самой России, которая не только подвергается интенсивной экспансии западных политических идей, идеологий и политических практик. Россия сама находится в процессе политического формотворчества. Сегодня важно постижение политической традиции России, советского опыта и политического опыта других народов. Философия политики становится остро потребной, когда речь идет о перерешении политической судьбы народов или всего мира.

Каждая эпоха в развитии человечества или отдельных обществ дает нам определенное, подчас особое видение государства. Различные концепции государства – необходимые звенья в миросозерцании каждой эпохи. Они обусловлены определенной социальной философией, представлениями о человеке и его природе, тенденциями общественного развития.

Существуют три современных точки зрения на государство:

1. Марксистская точка зрениясчитает государство аппаратом насилия одного класса над другим. Государство не может удовлетворять одинаково потребности всех социальных групп. Государство есть сила, обеспечивающая политическую власть экономически господствующему классу.

2. Либеральная точка зрения.Согласно следующей точке зрения, государство выражает общие интересы нации и гражданского общества. Государство – социальная организация, обладающая властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющая своей целью решение общих проблем общества, обеспечение общего блага при сохранении общественного (правового) порядка.

3. Точка зрения отмирания национального государствав силу интернационального развития техносферы, промышленных систем, господства мировой технократии. Собственно говоря, эта точка зрения реанимирует марксистскую идею «отмирания государства», но уже на современной технократической основе.

Чтобы выработать правильный взгляд на государство, на его структуру и предназначение, нужна положительная социальная философия. В тоже время понять сущность и природу государства – это понять сущность и природу права. «Государство» и «право» – понятия нераздельные. Всякий акт государства (в лице его власти) есть правовой акт. Право – часть системы управления обществом, средство политики и социального регулирования.

Наличие права, или закона – главный признак государства. Право возникает вместе с государством в виде совокупности законов, норм-регуляторов социального поведения граждан. Право исключительно связано с формой государства, с его устройством, с его властными и управленческими механизмами. Но вместе с тем право – это и мнение народа относительно его прав, обязанностей и справедливости. Право покрывает ту часть социального порядка, которая связана с государством, правопорядком. За его пределами остается обширная часть социального порядка, регулируемого обычаями, нравами, моралью. Часто связь права и государства подчеркивается односторонне, а именно через «государственный аппарат, способный принуждать к соблюдению права». Внушается мысль, что право без аппарата принуждения ничто. Однако право с его специфическими свойствами (нормативность, обязательность, определенность предписаний и др.) способно оказывать прямое и непосредственное влияние на все сферы деятельности людей.

К основным функциям права следует отнести: 1) социально-интегративную (сплочение социальных групп, слоев, классов, наций и народностей, всего общества); 2) регулятивную (наделение субъектов правоотношений суммой прав и обязанностей по отношению к друг другу, нормативное воздействие на людей); 3) охранительную (необходимость защиты общественных отношений, охраны интересов граждан, социальной группы, всего общества; установление запретов и санкций за правонарушения); 4) социально-коммуникативную (связанную с получением, хранением и переработкой правовой информации, информированием граждан о законных путях достижения необходимых результатов); 5) воспитательную (формирование законопослушных граждан).

Следует признать, что философам и правоведам не удалось соединить все эти функции в единой стройной теории права. Да и сама наука о праве в целом являет собой совокупность противоречивых и часто несовместимых концепций, взглядов и подходов.

Позитивистская традиция изучения права(Л. Остин, К. Бергбом, К. Кельзен и др.) обращает внимание на форму права, нормативную систему права, на формально-логические методы его изучения. Ходячее позитивистское определение: право – совокупность действующих в государстве принудительных норм. Европейская социологическая школа права(О. Эрлих, Ж. Гурвич и др.) подчеркивает социальную обусловленность права, его связь с моралью, религией, т. е. с «живым правом», которое не содержит государственно-принудительных санкций; эта школа поставила вопросы о социальных закономерностях и тенденциях развития права, социолого-правовые проблемы групп и классов. На это направление оказали сильнейшее влияние социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ж. Карбонье, Р. Дарендорф, Л. Фридман и др. Американская реалистическая (инструментальная) школа права(Р. Паунд, О. Холмс и др.) стремится изучать право в «действии». Реалисты и прагматики считают, что в праве, правовом мышлении господствуют не логика и рациональные системы, а эмоции и интуиция, что реальная ценность права в его действии. «Реалисты» отрицают застывшее право традиционного позитивизма. Причем, они договариваются до того, что право – простая спекуляция, фикция до тех пор, пока официальное лицо (судья или кто-то другой) не вынесет своего решения. Психологическая концепция права(Л. Петражицкий) считает, что только эмоции и переживания» (в основном, моральные) определяют наше отношение к другим людям и внешнему миру. Правовые нормы не более чем этические переживания.

Главная идея социальной философии заключается в том, что право как социальный феномен не может быть понят только из самого права, равно как и политика из самой политики. Действительное познание этих явлений осуществимо только с привлечением всех сторон бытия того или иного общества, культуры общества. Философия противостоит любому несистемному, «атомарному» подходу к социальным объектам.

Существует множество определений государства, являющихся по сути попытками уяснить саму сущность государств, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной сущности, доминирования той или определенной социальной группы, чьи интересы, прежде всего, выражает государство. Также имеются различные подходы к анализу сущности государства как определенного явления в истории общественной мысли.

В настоящее время используются пять основных подходов к анализу сущности государства: теологический, арифметический (классический), юридический, социологический, информационно-кибернетический.

Государство располагает рядом исключительных прав, присущих только ему. К ним относятся право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер.

Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой. Социальное назначение государства раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить. Цель его - действовать во имя всеобщего блага.

Изучая государство, важно понимать, что современное государство является государством социальным, соединяющим все социальные группы населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Социальное государство имеет ряд присущих только ему особенностей, а такая характеристика говорит о выполнении им специальных, социальных функций, направленных на защиту интересов различных малозащищенных и малообеспеченных группах населения.

Современное государство немыслимо без эффективных механизмов обеспечения компромисса между властью и народом. Именно этим компромиссом определяется взаимоотношения государства и права, являющееся мерилом демократичности и цивилизованности.

Право является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества. Роль права объективно необходима также для обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов демократии.

Объективной закономерностью современного мира является всемерное возрастание роли и значения права и законности во всех основных сферах общественной жизни.

Проблема сущности права имеет несколько теоретических аспектов: гносеологический (познавательный), классово-волевой и динамический.

Существует достаточно много теорий сущности государства и права. Теории сущности государства: расовая теория, теория элит, технократическая теория, плюралистическая демократия, теория всеобщего благоденствия, теория правового государства, теория технократического государства, теория конвенгерции. Из теорий сущности права можно выделить нормативистскую, социологическую, теорию солидаризма, либертарную и этическую теории.

Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата.

36. Воззрения Фомы Аквинского на сущность государства

36. Воззрения Фомы Аквинского на сущность государства Фома Аквинский (1224–1274) считается крупнейшим схоластом своего времени. Наибольшее раздражение у него вызывало учение Аверроэса о «двойственной истине», предполагавшее относительность суждений. Церковные постулаты

73. Воззрения Канта на сущность государства

73. Воззрения Канта на сущность государства Кант считал, что государственность порождается и оправдывается требованиями категорического императива. Осуществление права как общеобязательного возможно лишь через его наделение принудительной силой, а это обеспечивает

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 3.1. Сущность государства

§ 3.1. Сущность государства Сущность государства как общественного явления представляет собой "многогранный стержень", который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей

Глава I Возникновение права и государства

Глава I Возникновение права и государства Предварительные понятия Условимся в определении понятия права как социального явления. Право есть система норм, вынуждаемых к исполнению общественной властью в Интересах господствующих классов и закрепляющих в пользу

Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА

Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА Сущность права. Общесоциальное и классовое в праве. Право как динамическая система. Содержание права. Право — мера (масштаб) поведения личности. Объективное и субъективное в праве. Понятие права.

ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства

ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства 1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти

§ 4. Сущность государства

§ 4. Сущность государства Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

3.2 Сущность государства

3.2 Сущность государства Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА Форма государства – организация государственной власти, включающая форму правления, внутреннее территориальное устройство и политический режим.Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА)

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право — институционное образование.5. Право —


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1.1. Место теории государства и права в системе наук. Предмет теории государства и права

Теория государства и права относится к юридическим наукам, входящим в группу общественных, гуманитарных наук, в систему которых входят философия, социология, политология и др. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они становятся объектом изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин, всей юридической науки (правоведения, юриспруденции) в целом как науки о государстве и праве. Это представляет собой общее правило для всех отраслей юридической науки. В то же время различные самостоятельные юридические науки, в том числе и теория государства и права, отличаются друг от друга предметом, обусловливающим их содержание, назначение, специфику подхода к изучению одного и того же объекта. Каждая наука имеет свой предмет исследования или изучения, под которым понимается познаваемая ею сторона объективной действительности.

Поэтому рассмотрение вопроса о предмете теории государства и права неразрывно связано с выяснением ее характерных черт, особенностей и места в системе юриспруденции. Теория государства и права занимает важное место в системе правоведения. Эта наука представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права по отношению к отраслевым юридическим наукам выступает как общая теоретическая и методологическая основа для юридической науки в целом. Именно этим определяется ведущая, методологическая роль общей теории государства и права по отношению к историко-правовым, специально-отраслевым и другим юридическим наукам, ее приоритетное место в юриспруденции как теоретической основы всей правовой науки. Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения. С другой стороны, она может успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.

В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права. Тесно соприкасается теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве: она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретике и многообразии. Тесно связана теория государства и права и с диалектико-материалистической философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой использование законов и приемов материалистической диалектики при философском осмыслении общества. Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы. В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т. д. [1]

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на ее положения и выводы, касающиеся производственных отношений и экономических законов и регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право — важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Предметом теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции [2] . Таким образом, теория государства и права изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, а также иные понятия, которые определяют юриспруденцию в целом (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т. д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что основные ее объекты — государство и право — исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Можно выделить основные черты теории государства и права как науки, вытекающие из специфики ее предмета и указывающие на ее отличия от других наук, предметом исследования которых также является право и государство:

а) теория государства и права — наука теоретическая. Теория — это система знаний о внутренней природе явлений [3] ;

б) теория государства и права — наука общественная, или гуманитарная. Это наука о закономерностях поведения и деятельности людей в государственно-правовой сфере;

в) в системе правоведения теория права и государства является фундаментальной, обобщающей наукой общетеоретического и общенаучного характера и значения;

г) теория государства и права — наука юридическая, политико-правовая. Политико-правовой характер отражен в самом названии: государство относится к политическим явлениям, а право — к юридическим. Соответственно, политическая и юридическая действительность — объект изучения теории государства и права.

Следует также отметить, что от науки теории государства и права следует отличать одноименную учебную дисциплину. Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. Учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов определенного профиля. Учебная дисциплина ничего не изучает, поэтому не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построения, методике изложения научных сведений.

1.2. Методология теории государства и права

Методология — это учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, научных приемов, применяемых для получения истинных и объективно отражающих действительность знаний. Под методами науки и учебной дисциплины понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

Система методов теории государства и права включает в себя следующие методы.

1. Общенаучные методы познания.

• Диалектика — метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Требованиями этого метода является:

— изучение права и государства в неразрывной связи с экономикой, политикой, культурой и другими факторами, которые их обусловливают;

— изучение права и государства в развитии, конкретно-исторически;

— изучение права и государства в связи с общественной практикой.

• Анализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

• Синтез — соединение элементов в одно целое. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

• Индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

• Дедукция — умозаключение от общего к частному (фактам).

• Аналогия — сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения.

• Абстрагирование — отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях их обобщения и получения целостного знания о предметах и явлениях.

• Моделирование — построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

2. Специальные методы познания.

• Системный — в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в общую теоретическую картину.

• Сравнительный — позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, этапы и тенденции их развития.

• Функциональный — позволяет проникнуть в сущность явлений посредством изучения функций конкретного общественного явления.

• Статистический — состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества.

• Математический — состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов.

• Конкретно-социологические — состоят в исследовании права и государства на основе фактических данных. К ним относятся:

— опрос — метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого;

— анкетирование — техническое средство конкретного социологического исследования, состоящее в составлении, распространении и изучении анкет;

— интервьюирование — способ проведения социологических опросов как целенаправленная беседа интервьюера и опрашиваемого;

— наблюдение — целенаправленное (визуальное или иное) восприятие, обусловленное определенными задачами.

3. Частнонаучные методы познания.

• Сравнительное правоведение — это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т. д.

• Правовой эксперимент — это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в массовом масштабе.

• Правовое прогнозирование — это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений.

• Формально-юридический — метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т. д.) [4] .

Методологическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы.

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии и исторической взаимосвязи.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания. Она подразумевает выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в любом исследовании, в том числе в теории государства и права. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, поскольку при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития [5] .

С точки зрения либертарной трактовки (академик РАН В. С. Нерсесянц) предмета и метода юридической науки (юриспруденции, общей теории права и государства), в специфике предмета юридической науки выражена и специфика ее юридического метода. Соответственно, можно говорить о единстве предмета и метода юридической науки, которое состоит в следующем: «специфическое понятийно-юридическое знание (то есть юридико-теоретическое, понятийно-правовое знание о праве и государстве) — это одновременно и предмет научно-юридического познания права и государства, и метод их юридического познания (тип, форма, результат юридического метода познания данных объектов)» [6] . Под последними имеются в виду право и государство. При этом дуализм объекта не противоречит единству предмета общей теории права и государства и выступает в качестве двух необходимых его компонентов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: