В чем состоят особенности государства как субъекта права

Обновлено: 24.04.2024

Вопрос 1. Признаки, пути создания и особенности правосубъектности государств.
Государства – являются первичными субъектами международного публичного права (МПП).

Основные признаки современного государства как субъекта международного права:

1. Суверенитет - верховенство государственной власти на своей территории и независимость в международных отношениях.

2. Территория - часть земного шара в пределах государственных границ, находящаяся под государственной юрисдикцией.

3. Население – граждане и другие лица, находящиеся на территории государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.

4. Публичная власть – система политических институтов (государственный аппарат), обеспечивающих суверенитет, целостность территории, защиту населения и представляющих государство в международных отношениях.
В международном праве государственный суверенитет неотделим от публичной власти, которая должна быть законной и/или легитимной.

Государства имеют право:

- защищать свою территориальную целостность и неприкосновенность границ.

Государства обязаны:

- воздерживаться от вмешательства во внутренние дела других государств, и от применения силы или угрозы силой в международных отношениях;

- сотрудничать с другими государствами, мирно разрешать международные споры, добросовестно выполнять международные договоры.

Пути создания государств:

1. Исторический – по мере достижения человеческими сообществами необходимого уровня экономического развития. Так возникли первые государства.

2. В результате освобождение от колониальной зависимости.
В 1945-1990 получило независимость 96 государств - бывших колоний. Например, Индия в 1947 получила независимость от Великобритании, Ангола в 1975 - от Португалии.

Например, в 1964 Танганьика и Султанат Занзибар объединились в Объединенную Республику Танзанию. В 1990 Народно Демократическая Республика Йемен и Йеменская Арабская Республика объединились в Республику Йемен, а ФРГ присоединила ГДР.

В 1917 распалась Российская империя, в 1918 - Австро-Венгерская империя, в 1922 - Османская империя. В 1971 Бангладеш отделилась от Пакистана. В 1991-2008 Югославия распалась на Сербию, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Словению, Македонию, Черногорию и частично признанную Республику Косово.

В 1991 произошла крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века – распад СССР на 15 государств: РФ, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Грузию, Армению, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению и Киргизию, и на 6 непризнанных или частично признанных государств: Абхазию, Южную Осетию, ПМР, НКР, ЛНР и ДНР.

В 2011 Республика Южный Судна, отделившаяся от Республики Судана, была признана другими государствами и стала членом ООН.

Государства, как правило, обладают общей, т.е. полной и постоянной правосубъектностью, но из каждого правила есть исключения.

1. Государства, имеющие статус постоянного военного нейтралитета,
т.е. добровольно отказавшиеся от участия в международной военной деятельности. Например, Швейцария с 1815, Австрия с 1955, Мальта с 1981, Туркмения с 1995.

2. Государства - члены конфедерации,
поскольку их международная правосубъектность может быть ограничена договором о создании конфедерации. Примеры конфедераций: Речь Посполитая в 1569 —1795, 13 первых штатов США в 1777-1787, Швейцарская Конфедерация в 1291—1848, Босния и Герцеговина с 1995 по настоящее время.

3. Части федеративного государства,
могут обладать ограниченной правосубъектностью в пределах, установленным федеральным законодательством. Например, Штаты в США, Земли в ФРГ, субъекты (республик, края, области и др.) в РФ. Республик в составе СССР имели право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций. Украинская ССР и Белорусская ССР были самостоятельными членами ООН.

Вопрос 2. Признание и его юридические последствия. Виды признания.

Международное признание - это политико-правовой акт, который устанавливает объем отношений между новыми и уже существующими субъектами международного права.

Юридическое значение признания - с момента признания новый субъект международного права получает реальную возможность участвовать в международном сотрудничестве и приобретать международные права и обязанности.

Институт международного признания - это обособленная группа правовых норм, регулирующих отношения, возникающие между новым и уже существующими субъектами международного права.

Основные теории института признания:

«Конститутивная» - предусматривает, что признание нового государства является условием его правосубъектности, т.е. зависит от решения других государств.

«Декларативная» - предусматривает, что правосубъектность нового государства не зависит от признания, которое только подтверждает свершившийся факт, поскольку правосубъектность возникла ранее в силу самого факта появления государства.

Источники института признания:

В современном международном праве нет норм, устанавливающих форму, сроки и основания признания. Институт признания чрезмерно политизирован, поскольку в основе решения о признании или непризнании лежат экономические, политические и военные интересы государств, что, в принципе, одно и тоже, поскольку «война – это продолжение политики иными средствами», а «политика - это самое концентрированное выражение экономики».

1. Путем совершения конклюдентных действий.
Например, путем установления дипломатических отношений, заключения международного договора и т.п.

2. Специальным заявлением, дипломатической нотой,
приветствуя создание нового государства и выражая ему поддержку и одобрение. Непризнание также может выражаться в официальном правительственном заявлении.

Виды признания (по объему):

1. Де-юре (de jure) - полное официальное признание,
влечет за собой установление всесторонних (прежде всего дипломатических и консульских) отношений между государствами.

2. Де-факто (de fakto) – признание, ограниченное отдельными отношениями
(торговыми, политическими, экономическими) без официального признания и установления дипломатических отношений.

3. Ad hoc - для частного случая,
когда возникает необходимость установления разовых контактов между сторонами, которые категорически не желают признавать друг друга.

Например, в 1973 Парижские соглашения об окончания войны во Вьетнаме подписали представители Демократической Республики Вьетнам, Республики Вьетнам, США и Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам («Вьетконга»), законность существования которого США и Республика Вьетнам до этого не признавали.

В сентябре 2014 представители Украины вынуждены были подписать Минские соглашения о прекращении боевых действий на Донбассе с представителями непризнанных Луганской и Донецкой Народных Республик.

Виды признания (по объекту):

Непризнание правительства может заменятся разрывом дипломатических отношений и ранее заключенных договоров. Например, СССР в 1939-1979 не признавал правительство Испании, а в 1973-1990 - правительство Чили. (Коротко о событиях в Чили, предшествующих разрыву дипломатических отношений, можно прочитать здесь - Другие 9/11 )
3. Признание правительств в эмиграции (изгнании);

Например, во время Второй мировой войны правительства Норвегии, Бельгии, Польши, Чехословакии, Греции, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии и Югославии, после оккупации их стран войсками нацистской Германии, эвакуировались в Великобританию и были признаны государствами антигитлеровской коалиции в качестве законных правительств, представляющих народы, борющиеся за освобождение.

4. Признание организации представителем народа, борющегося за свою свободу и независимость.
Например, в годы Второй мировой войны созданный в Лондоне французским генералом Шарлем де Голлем (будущим Президентом Франции) комитет национального освобождения «Сражающаяся Франция», был признан правительствами государств антигитлеровской коалиции органом руководства французов, боровшихся против немецкой оккупации. При этом на части французской территории, не оккупированной гитлеровской Германией, существовало Французское государство, возглавляемое героем Первой мировой войны маршалом Петеном, который провозгласил политику сотрудничества (коллаборации) с нацистами. С легкой руки Петена коллаборационистами во всем мире стали называть тех, кто предал интересы своей страны и своего народа. После освобождения Франции Петен, несмотря на былые заслуги, был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением.

Вопрос 3. Правопреемство и его виды. Конвенции.
Международное правопреемство - это переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории.

Институт международного правопреемства – это обособленная группа правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при переходе прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории.

Основные теории правопреемства:

1. "Tabula rasa" (Табула раса, лат. «чистая доска») - предусматривает, что новое государство не связано международными договорами государства-предшественника, за исключением договоров о государственных границах.

2. "Универсального правопреемства" - предусматривает, что международные праве и обязанности переходят от предшественника к преемнику в полном объёме.

Это два полярных подхода. Существует большое количество промежуточных теорий.

В рамках института международного правопреемства также существует теория и практика противоположного явления – правопродолжательства.

Континуитет (правопродолжательство) - непрерывность государства, как субъекта международного права и его международных прав и обязанностей, когда государство берет (переносит) на себя все международные права и обязанности ранее существовавшего государства. Например, Россия является правопродолжателем СССР.

Основные источники института правопреемства:

- Конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, 1983г.

- Статьи о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств, 2000г., одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

- Европейская конвенция о гражданстве, 1997.

Случаи правопреемства:

Социальная революция – это быстрое коренное преобразование общества, направленное на устранение препятствий общественному развитию и установление нового более прогрессивного экономического и политического устройства общества.

Например, буржуазные революции: Английская (1642-1688), Великая французская революция (1789-1799) и др., открывшие путь для развития капитализма и переходу от ручного труда к машинному. Социалистические революции: Октябрьская революция в России (1917), Китайская (1949), Кубинская(1959) и др., пытавшиеся создать общество, основанное на принципах социальной справедливости.

Не путать с переворотом – антиконституционным силовым переходом власти от одной политической группы к другой не затрагивающим основы экономической и политической системы.

Основные объекты правопреемства:

4. Гражданство физических лиц.

Особенности правопреемства гражданства физических лиц:

- лицо, имевшее гражданство государства предшественника, должно иметь право на гражданство одного из новых государств;

- государство обязано без неоправданной задержки принять необходимое законодательство, касающееся гражданства.

Для тех, у кого хватило сил дочитать – видеоклип на самую первую песню группы "Тату"


Посвящена агрессии НАТО против Югославии в 1999, когда Россия не смогла помочь дружественному народу и государству.

В системе международных отношений одним из субъектов является государство. Оно выступает, с одной стороны, субъектом международных отношений, а с другой стороны, субъектом национального права.

При этом государство может выступать и в тех и в других отношениях как субъект публично-правовых отношений (в силу властной природы) либо как субъект частноправовых отношений (независимость, равноправие сторон, свобода воли, неприкосновенность частной собственности).

Как субъект публично-правовых отношений в области международного права к наиболее важным признакам государства относятся: суверенитет, территория, население, власть. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по форме устройства (унитарные, федерации, конфедерации.

Главные особенности государства:

- обладают правом полного государственного суверенитета

- совпадает правоспособность и дееспособность

- универсальная правосубъектность (ничем не ограничены в рамках международного публичного права)

Однако государство часто становится участником частноправовых отношений.

В области трансграничных частноправовых отношений также государство может выступать субъектом (аренда или покупка земли для дипломатической миссии либо иных нужд, фрахт иностранного судна, договор подряда с иностранной организацией, наследник, хранение денег в иностранных банках). С развитием и усложнением международных экономических связей, с процессом интернационализации и тенденций к глобализации экономической жизни происходит значительное увеличение роли государства в управлении экономическими процессами, а вместе с тем увеличивается непосредственное участие государства в международных частноправовых отношениях. Появляются новые формы участия государства (облигационные займы за рубежом, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции.

Они на втором месте среди субъектов МЧП. Только в том случае, когда выступает с одной стороны государство, а с другой – юридические лица или физические лица и когда государство добровольно отказываются от своего иммунитета.

Однако государство на территории иностранного государства, совершая сделки, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т.е. его юрисдикции (иммунитет от иностранной юрисдикции). Это особенность правового положения государства как участника международных частноправовых отношений.

Государство на территории иностранного государства должно соблюдать законодательство государства, на территории которого осуществляется его деятельность. Это прямо вытекает из Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. Неподчинение государства юрисдикции иностранного государства не означает, что иностранное государство отказывается от своей юрисдикции. Это означает, что иностранное государство в отношении другого государства не может применить принудительные меры (по принудительному применению закона, по принудительному привлечению к суду и т.д.).

Иммунитетвключает в себя лишь неприменение принудительных мер по осуществлению законов, административных распоряжений, судебных распоряжений и решений. Иммунитет распространяется на государство, его правительственные органы, а также иные учреждения, но только в той мере, в которой они правомочны осуществлять государственную власть.

- право государство на частичное освобождение от юрисдикции другого государства (право на неприменении к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства)

- частичный отказ государства от осуществления своей территориальной юрисдикции (отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и другими органами в отношении иностранного государства).

Далеко не всегда государство обладает правом на иммунитет. Вопрос об иммунитете возникает только в связи с иностранной территориальной юрисдикцией.

Эти три конвенции (Брюссельская, Европейская, ООН) по-разному определяют объем иммунитетата, условия его пользования, но все подтверждают право государство на иммунитет от иностранной юрисдикции в качестве общепризнанного начала как в МПП, так и в МЧП.

РФ признает право иностранного государства на иммунитет от юрисдикции российских правоприменительных органов, но пределы отказа от территориальной юрисдикции, условия отказа и последствия должны быть урегулированы в специальном законе.

Иммунитет государства состоит из нескольких элементов(содержание иммунитета):

1) судебный иммунитет – юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства.

Это означает, что ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществлять свою юрисдикцию по отношению к другому государству. В то же время ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции, а ответчиком только с согласия)

2) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска

Суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по принудительному предварительному обеспенчению иска.

3) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения

В отношении государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо меры по исполнению иностранного судебного решения любыми органами этого или другого государства. Даже если государство приняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть выполнено им тоько добровольно.

4) иммунитет собственности государства

Он означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности на территории иностранного государства. Вышеназванные иммунитеты прямо направлены на обеспечение этого иммунитета. Иммунитет собственности однако действует независимо от судебного разбирательства, и даже, если находится во владении лица, которое не обладает иммунитетом. Если имущество находится во владении государства, то никакие органы иностранного государства не могут проверить правомерность факта его принадлежности.

5) иммунитет от применения иностранного права (иммунитет сделок с участием государства)

Он чаще всего возникает именно по поводу обязательств, вытекающих из сделок. Сделки с участием государства должны регулироваться правом этого государства, если стороны не договорились о применении иностранного для государства права. Это связано со ст.1204 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

Волова еще называет иммунитет от различных юрисдикционных действий. Здесь есть риск юридических лиц и физических лиц неудовлетворения долгов государством (швейцарская фирма «Нога» пыталась отобрать судно, хотела наложить арест, но не вышло).

Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами *(104), и выступает участником разнообразных рыночных операций. Стремление освободить российское государство от хозяйственной деятельности, выраженное в экономических программах последних лет и заявлениях правительственных деятелей, ответственных за развитие экономики, может ограничить сферы и интенсивность участия государства в имущественном обороте, но не изменит его общего правового статуса как особого субъекта гражданского права. Это необходимо как для отечественных рыночных отношений, так и для международных экономических связей, в которых современные государства активно участвуют и являются гарантом их развития.

ГК определяет основы гражданско-правового статуса государства в гл. 5. Нормы по этому вопросу содержатся и в других главах ГК, а также в ряде федеральных законов, прежде всего, в Бюджетном кодексе, определяющем порядок распоряжения финансовыми ресурсами государства.

Россия - федеративное государство, и ГК признает субъектами гражданского права наряду с Российской Федерацией ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и округа), а также муниципальные образования (городские и сельские поселения). В совокупности их принято именовать в литературе обобщенным термином "государственные образования".

Конституционно-правовой статус отдельных государственных образований имеет принципиальные различия. Российская Федерация является суверенным, международно признанным государством, в то время как ее субъекты и муниципальные образования не обладают суверенитетом, входят в ее состав, в силу собственных законов могут иметь различный объем полномочий и систему органов. Однако с точки зрения гражданского законодательства как субъекты гражданского права они в принципе равны: ГК устанавливает в гл. 5 для всех государственных образований общие правила выступления в имущественном обороте *(105).

Согласно ст. 124 ГК государственные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками таких отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы гражданского законодательства, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Эти важные формулировки ГК означают, что государственные образования являются собственниками, могут совершать гражданско-правовые сделки всех видов, быть носителями иных гражданских прав и несут ответственность по своим обязательствам, а также могут защищать свои права согласно нормам гражданского законодательства. Специфика государственных образований проявляется прежде всего в особом порядке их возникновения и прекращения *(106), а также в структуре органов, представляющих их в имущественных отношениях. Кроме того, государственные образования не могут быть носителями ряда гражданских прав, субъектами которых являются, в силу своих физиологических свойств, граждане.

Для выступления в имущественном обороте государство в соответствии с основными началами гражданского права должно обладать правоспособностью, т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей. ГК прямо не говорит о наличии у государства этого качества, однако из смысла и назначения его норм, прежде всего ст. 125, следует, что государство правоспособностью обладает. Выяснения требует, однако, вопрос об объеме такой правоспособности. В литературе она оценивается по-разному: как общая, специальная, целевая *(107). Большого практического значения этот спор не имеет, ибо очевидно, что государственные образования должны обладать гражданской правоспособностью во всех сферах имущественного оборота, представляющих для них интерес, кроме тех, которые связаны с физиологическими качествами граждан (физических лиц).

Будучи субъектом гражданского права и носителем права собственности, государственные образования могут использовать все предоставляемые гражданским законодательством способы возникновения и защиты гражданских прав (см. § 3 гл. 2 Учебника). Этот правовой аспект выражен в некоторых нормах ГК недостаточно четко. Так, в ст. 153 ГК сделками названы только действия граждан и юридических лиц, а в п. 1 ст. 1064 ГК говорится о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина и юридического лица, и не называются государственные образования. Пробел восполняет ст. 124 ГК, согласно которой к государству применимы нормы, относящиеся к юридическим лицам.

Свою правоспособность государственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. От имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях практически выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Круг органов других государственных образований, представляющих их в гражданско-правовых отношениях, определен в законах субъектов РФ, а также в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. Согласно Закону г. Москвы 1995 г. от имени г. Москвы выступает Мэр города, который своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности (ст. 52). Органы местного самоуправления и их компетенция определены в гл. 6 Закона г. Москвы.

Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства, что прямо допускается п. 3 ст. 125 ГК; это значит, что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственных образований могут по специальному поручению выступать государственные органы, юридические лица и граждане. Осуществление некоторых гражданско-правовых операций государство возлагает на специализированные организации, прежде всего банки. Такие представители получили наименование агентов государства *(108).

Реализация полномочий Российской Федерации как собственника в отношении находящихся в федеральной собственности акций в открытых акционерных обществах, в том числе "золотой акции", осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. *(109). Согласно Положению права акционера от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое выдает необходимые письменные директивы своим представителям в органах названных АО. В этих случаях также используется гражданско-правовой институт представительства.

В ряде статей ГК в качестве представляющего государственные образования органа называется казна (ст. 214, 215, 1069-1071), причем определение ее правового статуса не дается. Согласно действующему ныне законодательству Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ и является органом, обеспечивающим исполнение государственного бюджета и его кассовое обслуживание *(110). Таким образом, казна имеет специальные статус и задачи; поэтому в гражданско-правовых отношениях с третьими лицами от имени государства должны выступать Министерство финансов РФ и его нижестоящие органы, как это и имеет место на практике.

Государство – это политико-правовая орга­низация общества, обеспечивающая его единство и территориаль­ную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Государство – это органи­зация, являющаяся субъектом права. РФ и субъекты РФ могут быть участниками финансовых, земельных, имущественных и иных правовых отношений.

Гос-во выступает как субъект права:

1) Как субъект законотворчества. Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты права;

2) Как субъект правоприменения;

3) Как субъект в правоотношениях:

а) в межгосударственных, международных отношениях;

i) Участие государства во внешнеторговом обороте заключается в выступлении его в качестве заемщика, кредитора, гаранта, эмитента ценных бумаг при заключении сделок, другой стороной которых является иностранный субъект гражданского права: международная организация, иностранное государство, юридическое или физическое лицо.

ii) Особенности участия государства во внешнеэкономической деятельности:

(1) Органы, уполномоченные действовать от имени государства, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства, которые должны иметь для этого специальные полномочия;

(2) За государством как субъектом внешнеэкономической деятельности признается иммунитет. Иммунитет основывается на том, что государство обладает суверенитетом, который не позволяет предпринимать в его отношении какие-либо принудительные меры. Государство вправе дать согласие на применение к нему принудительных мер, которое должно быть явно выражено дипломатическим или иным путем, а также отказаться от иммунитета при заключении международных договоров.

б) в государственно-правовых отношениях, например в отношениях между Федерацией и ее субъектами, при принятии в российское гражданство, награждении государственными наградами;

в) в уголовно-правовых отношениях. Как известно, судебные решения выносятся от имени государства;

г) в гражданско-правовых отношениях не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом, например по поводу федеральной собственности, при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в отношении права собственности на бесхозяйно имущество, на клады и т.д.

д) Допускается участие государства в любых сделках, кроме тех, которые на него не рассчитаны: оно не может быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и т. п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, является государство:

i) приватизация госимущества;

ii) финансирование и кредитование капитального строительства предприятий;

iii) краткосрочная финансовая поддержка для перестройки производства;

iv) выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции для федеральных нужд;

v) сделки по использованию природных ресурсов, в т. ч. соглашения о разделе продукции;

vi) эмиссия и обращение государственных ценных бумаг.

е) является собственником предприятий промышленности, транспорта, связи и др. Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество.

i) опосредованное участие государства осуществляется путем создания государством юридических лиц, действующих от своего имени и приобретающих себе права и обязанности для достижения целей, установленных для них государством в учредительных документах. Несмотря на формальную самостоятельность таких юридических лиц как субъектов гражданского права, государство, оставаясь собственником их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы их управления.

4) Государство является субъектом юридической ответственности, например, вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т. ч. издания акта, несоответствующего законодательству, подлежит возмещению из соответствующей казны.

5) Осуществление субъективного права и исполне­ние обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения. Если же в этом воз­никает необходимость, то заинтересованная сторона обращает­ся в компетентный государственный орган (например, в суд), который, рассмотрев юридическое дело, выносит властное ре­шение (акт применения права), где точно определяются субъек­тивные права и обязанности сторон

Особенности правоспособности государства:

1) правоспособность государства является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;

2) некоторые элементы правоспособности могут принадлежать только государству такие как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;

3) некоторые элементы правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

Особенности дееспособности государства:

1) государство участвует в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности. Непосредственное участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих не как юридические лица, а как законные представители государства, от его имени и в пределах их компетенции. От имени государства, например, в гражданском обороте согласно ст. 124 ГК могут выступать как исполнительные, так и представительные органы РФ, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. Согласно п. 3 ст. 125 ГК в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государственные, муниципальные органы, юридические и физические лица;

2) государство участвует в гражданском обороте не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: