В чем состоит сущность государственной политики в области занятости кратко

Обновлено: 18.04.2024

Государственная политика занятости – это система мер воздействия государства на рынок труда с целью обеспечения полной занятости населения страны.

Теоретические аспекты государственной политики занятости

Государство является активным участником экономической жизни. Оно выступает не только в качестве производителя, собственника имущества и потребителя, но и в качестве работодателя. Кроме того, его полномочия позволяют создавать в национальной экономике условия, благоприятные для найма людей на работу. Это все осуществляется в рамках реализуемой государством политики занятости.

Государственная политика занятости представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, которые предпринимаются государством в форме оказания воздействия на рынок труда ради достижения определенных целей. Как правило, основная цель государства в данной области общественных отношений заключается в обеспечении максимально полной занятости населения.

Политика занятости реализуется государством в двух формах: в активной и в пассивной. Активная форма государственной политики занятости предполагает:

  • создание новых рабочих мест в общественном секторе;
  • стимулирование инвестиций и поддержку малого и среднего предпринимательства;
  • организацию переподготовки и повышения квалификации работников;
  • исполнение роли посредника на рынке труда через службы занятости и др.

Пассивная форма государственной политики занятости предполагает оказание социальной помощи тем лицам, которые оказались безработными и вышли на рынок труда. В данном случае социальная помощь заключается в выплате пособий по безработице и иных социальных выплат, а также в предоставлении бесплатного медицинского обслуживания.

Основы государственной политики занятости в России

В Российской Федерации государственная политика занятости разрабатывается и реализуется, прежде всего, на основе Закона «О занятости населения» № 1032-1, который был принят 19 апреля 1991 года. Согласно данному законодательному акту, Российская Федерация проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными направлениями государственной политики занятости в Российской Федерации выступают:

  • обеспечение защиты отечественного рынка труда;
  • всестороннее развитие трудовых ресурсов;
  • обеспечение всем гражданам равных возможностей в реализации права на добровольный труд;
  • предотвращение массовой и уменьшение длительной безработицы;
  • поддержку трудовой инициативы граждан, содействие развитию их трудовых способностей;
  • содействие занятости молодежи, инвалидов, предпенсионеров, одиноких и многодетных родителей, беженцев и др.

Государственная политика занятости в Российской Федерации также предусматривает гарантию государства своим гражданам на защиту от безработицы. Данная гарантия реализуется органами государственной власти России через осуществление следующих мероприятий:

  • организация бесплатной профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан по направлению службы занятости;
  • компенсация безработным гражданам расходов, которые были вызваны направлением на работу в другую местность по рекомендации службы занятости;
  • выплата безработным гражданам пособия по безработице;
  • предоставление безработным гражданам возможности заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Субъекты государственной политики занятости в России

Ключевые приоритеты, цели и задачи государственной политики занятости в Российской Федерации, а также способы их реализации определяются Президентом и Правительством.

На сегодняшний момент государственную политику занятости в Российской Федерации реализует целая группа органов государственной власти, которые организационно представляют собой Государственную службу занятости. Она включает в себя следующих субъектов:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Федеральная служба по труду и занятости;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ, которые уполномочены на содействие занятости населения и на осуществление социальных выплат безработным гражданам;
  • государственные учреждения центры занятости населения.

Центры занятости населения – это наиболее приближенные к гражданам государственные учреждения. Их количество по стране приближается к 2 тысячам. Они оказывают содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в найме требуемого персонала. Преимущественно это происходит через информирование о текущем состоянии рынка труда и организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

Кроме того, они осуществляют психологическую поддержку и социальную адаптацию безработных граждан. Им предоставляется возможность пройти профессиональное обучение, трудоустроиться на временную или общественную работу, переселиться для трудоустройства в другую местность, заняться предпринимательской деятельностью или стать самозанятым.

Стоит отметить, что в разработке государственной политики занятости населения в России вправе принимать участие профессиональные союзы и иные органы, которые уполномочены на представление интересов и защиту прав работников. Речь идет, прежде всего, про содействие обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций.

Кроме того, законодательством предусматривается, что из представителей профсоюзов, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных лиц могут создаваться координационные комитеты содействия занятости населения. Цель их деятельности заключается в выработке согласованных решений по разработке и реализации государственной политики занятости.

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения

1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации);

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции, политику в сфере образования;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

создание условий для мобильности трудовых ресурсов между субъектами Российской Федерации, в том числе для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;

создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.

Рынок труда России основан по принципу «право на свободный прием и увольнение». У работников нет заинтересованности в производительном труде. Установлен размер минимальной заработной платы, ниже которого предприятия не могут оплачивать труд работников. Государство регулирует зарплату военным, врачам, учителям школ, воспитателям детских садов, работникам бюджетной сферы. Появилась чрезмерная дифференциация оплаты труда, задержки с выплатой зарплаты.

Развитие рынка труда сдерживают:

1) депрессия производства, вызванная экономическим кризисом;

2) наличие скрытой безработицы;

3) миграция рабочей силы на Север.

В России преобладает сеть государственных учебных заведений, готовящих кадры для всех отраслей экономики. Это хорошая база для развития внешнего рынка труда. Развитие малого предпринимательства, передача социальных объектов в собственность муниципальных органов самоуправления тоже стимулирует формирование внешнего рынка труда. Формированию внутреннего рынка труда России способствует наличие частных учебных заведений. Доминирующим является внешний рынок труда.

4.1 Сущность и цели государственной политики занятости, ее принципы и основные направления

4.2 Сущность, причины безработицы и ее виды. Пути минимизации безработицы

Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является важной задачей Правительства. Для этого проводится государственная политика занятости.

Занятость как экономическая категория представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, в получение дохода.

Государственная политика занятости заключается в обеспечении полной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи.

Под эффективной понимают такую занятость, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого человека на основе роста общественной производительности труда.

Целью государственной политики занятости является поддержка полной и эффективной занятости, повышение уровня жизни, создание условий для развития человека, для непрерывного его образования от дошкольных учреждений до повышения квалификации.

При формировании политики занятости государство следующими принципами:

1) добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к труду;

2) ответственность государства за создание равных стартовых условий для реализации прав граждан на труд;

3) учет и обеспечение долговременных национальных интересов;

4) учет национальных, культурных традиций, отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах;

5) приоритетное внимание содействию занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы;

6) необходимость комплексного подхода к решению проблем занятости, включающего в себя координацию усилий государственных органов, профсоюзов, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан.

Основные направления государственной политики содействия занятости определены в ст. 5 «Закона о занятости населения РФ»:

1) развитие трудовых ресурсов;

2) обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

3) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

4) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

5) обеспечение социальной защиты в области занятости населения;

6) предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;

7) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;

8) международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая трудовую деятельность граждан РФ за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ.

Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный.

Существует два основных варианта политики занятости: активный и пассивный.

Активная политика занятости предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой используются различные модели политики занятости, которые условно можно разделить на три группы: европейская модель, американская модель, скандинавская модель.

Европейская модель – предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда, и как следствие рост доходов работающих. Такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

Американская модель – ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

Скандинавская модель - основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.

Важным способом смягчения обстановки на рынках труда является частичная занятость.

Помимо рассмотренных видов занятости существует занятость в неформальном секторе экономики. Занятость в неформальном секторе экономики не учитывается статистикой, не поддерживается правительством, не поддается налогообложению, на нее не распространяется система социальной защиты, трудовое законодательство и т.д.

Негативными сторонами занятости в неформальном секторе являются:

- экономические и правовые трудности работников;

- низкий технический и управленческий уровень работы;

- работа в неприспособленных помещениях или на улице;

- постоянная угроза штрафов милиции (или поборов рэкета);

- отсутствие мер социального страхования и социальной защиты;

- высокий риск финансовых потерь при различных сделках.

Положительными сторонами занятости в неформальном секторе являются:

- уменьшение безработицы в формальном секторе;

- деятельность в неформальном секторе является начальной ступенью для организации более крупной деятельности в формальном секторе, с последующей организацией новых рабочих мест.

Государственная политика в области занятости должна предусматривать достижение трех основных целей:

- трудоустройство, подготовка и переподготовка трудовых ресурсов;

- правовое регулирование, развитие гибкого рынка труда, стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников;

- социальная поддержка безработных, скорейшее вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто ее ищет.

К методам воздействия государства на занятость можно отнести:

- административные: законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договора;

- экономические: финансовая политика, монетарная политика, фискальная политика.

Политика регулирования рынка труда государством, как составная часть экономической политики, предусматривает достижение трех основных целей:

- стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников;

Государственная политика в сфере занятости населения – это специальное направление внутренней политики государства, которое опосредует комплекс законотворческих, организационных, финансовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение занятости трудоспособного населения, на получение им дохода от предпринимательской деятельности или заработка от трудовой деятельности.

Для современных государств выработка эффективной государственной политики в сфере занятости осложняется следующими объективными проблемами:

  • сокращение потребности производства в рабочей силе;
  • отмирание определенных видов профессиональной деятельности и появление запроса на новые специальности;
  • рост безработицы и др.

Значение государственной политики в сфере занятости населения

Традиционно занятость определяют как законную трудовую или предпринимательскую деятельность населения, которая позволяет ему удовлетворять личные и социальные потребности, принося доход, заработок.

Приведенное определение не в полной мере отражает социально-экономическую сущность рассматриваемой категории. Занятость решает следующие задачи:

  • обеспечивает производство материальных и нематериальных благ для удовлетворения нужд населения в продукте и для его экспорта;
  • обеспечивает развитие экономических, в том числе предпринимательских отношений;
  • обеспечивает потребности конкретного физического лица за счет получаемого им дохода, заработка, а также потребности нетрудоспособных членов его семьи;
  • обеспечивает налоговые поступления в бюджет и др.

Таким образом, государство, которое нацелено на социально-экономическое развитие, обязано создавать благоприятные условия для реализации трудовых и предпринимательских прав граждан, то есть для занятости трудоспособного населения, поскольку именно через этот инструмент обеспечивается экономическое благополучие общества, его развитие.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание государственной политики в сфере занятости населения

Государственная политика в сфере занятости населения не предполагает точечного воздействия на рынок труда, а представляет собой комплекс мероприятий инвестиционного, кредитного, финансового, социального, законотворческого и иного характера. Усилия государства по обеспечению занятости направлены на:

  • оптимизацию производительных сил;
  • повышение мобильности трудоспособного населения;
  • содействие в развитии и поддержку внедрения гибких режимов трудовой деятельности;
  • разработку и реализацию инновационных технологий трудовой деятельности и пр.

Иными словами, усилия государства в сфере занятости направлены на сохранение имеющихся рабочих мест и создание среды для их увеличения посредством развития экономики.

К числу приоритетных задач государственной политики в области занятости населения относятся:

  • формирование благоприятной среды для увеличения доходов населения муниципальной территории, региональной территории, государства в целом;
  • обеспечение баланса спроса и предложения на отечественном рынке труда, то есть обеспечения оптимальной занятости российского населения;
  • формирование благоприятной среды для развития трудовых ресурсов, то есть стимулирования населения к постоянному профессиональному развитию, саморазвитию и, как следствие, обеспечению конкурентоспособности трудовых ресурсов.

Государственная политика в сфере занятости населения реализуется активными мерами организационного, социального, правового и иного характера для достижения главной цели - сокращения уровня безработицы до ее минимального естественного состояния.

Содержание государственной политики в области занятости должно обуславливаться как стратегическими задачами социально-экономического развития государства в целом, отдельных регионов, муниципалитетов, так и оперативными антикризисными мерами, которые позволят нуждающимся слоям населения сгладить негативные аспекты безработицы.

Мероприятия государственной политики в сфере занятости населения

Государственная политика занятости населения реализуется посредством активных действий должностных лиц и органов публичного управления в экономической, социальной и иных областях публичного управления. К числу основных мероприятий государственной политики по обеспечению занятости российского населения относятся:

  • стимулирование российского населения, в том числе на уровне муниципалитетов и регионов, к реализации своих предпринимательских прав, в том числе посредством разработки и реализации целевых программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также инновационного производства и развития непроизводственных сфер;
  • реализация мероприятий по стимулированию профессионального развития, получения дополнительного образования, изменения профессиональной квалификации, в том числе в системе государственного и муниципального управления;
  • формирование рабочих мест для реализации трудовых прав лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Усилия государства по обеспечению занятости могут находить выражение в пассивной политике, то есть в системе государственных мероприятий, целью которых является нивелирование последствий безработицы. К числу государственных мероприятий по указанному направлению в сфере занятости относятся:

  • социально-финансовые мероприятия, которые направлены на поддержку физических лиц, признанных в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов безработными;
  • мероприятия по сохранению рабочих мест, в том числе по их перепрофилированию и др.

Приоритетную роль в обеспечении занятости населения играют активные мероприятия, поскольку они позволяют создать условия для самостоятельного обеспечения своих потребностей населением, а также для эффективного развития экономики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: