В чем состоит ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством

Обновлено: 19.04.2024

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (ст.ст. 41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации).

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст.ст. 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации).

В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Реалии сегодняшнего развития общества таковы, что правовые основы и социальная жизнь в России все еще далеки от совершенства. Поэтому одной из первоочередных задач в России есть создание правового общества.

Литература:

1. Коваленко А.И. Теория государства и права, Москва 1994г.

2. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность, Москва 1993г.


Если рассматривать, в чем состоит ответственность государства перед гражданином, то можно выделить основные критерии: защита от угроз внешних (военная агрессия, нарушение прав за границей, спады экономики) и внутренних (бандитизма, терроризма, спада условий жизни), помощь в развитии. Существуют и обратные обязанности — гражданина перед государством: растить детей, способных жить в обществе и развивать его, сохранять семью, платить налоги.

Существующие проблемы

Все больше людей интересуются, в чем состоит ответственность государства перед гражданином. К таким относят духовные и материальные блага. Уровень потребностей населения зависит от политической и экономической ситуации в стране.

в чем состоит ответственность государства перед гражданином

Рассматривая нарастающие проблемы общества, можно частично объяснить, в чем состоит ответственность государства перед гражданином. Требования возросли в связи с последними событиями в мире: присоединение Крыма к РФ, военные действия на Украине, спад доходов после введения санкций.

Изменения в глобальном масштабе влияют на потребности населения. В большинстве случаев это предопределяется курсом внешней политики правящей партии. В период внешней угрозы гражданам нужна уверенность в крепкой воле руководителя страны. Значение имеет и его имидж, поведение на мировых встречах.

Основные критерии

Попытаемся разобраться, в чем состоит ответственность государства перед гражданином. Основной критерий жизни в обществе — это сохранность условий для нормальной жизни населения. Они достигаются за счет поддержания некоторых показателей: рождаемость, средний доход семьи, влияние на смертность по различным причинам.

ответственность государства перед гражданином

Основными критериями являются те, на которые государство может повлиять непосредственно. Инструментами для этого выступает власть: законодательная, исполнительная, судебная, военные ведомства. Все институты и образования следуют одной цели: сохранить целостность государства.

Существует ответственность государства перед гражданином. Последнему гарантируются некоторые права Конституцией:

  • на достойную безопасную жизнь;
  • на владение собственностью, право распоряжаться ею по своему усмотрению;
  • на благоприятную окружающую среду (сохранение природных условий и наказание виновных в ее порче);
  • на защиту исторически значимых объектов и событий.

Размытые критерии

Ответственность государства перед гражданином заключается в готовности властей противостоять непредвиденным событиям, которые могут даже частично привести к беспорядкам. Мерами профилактики оздоровления сознания общества выступают следующие действия:

  • Повышение патриотизма подрастающего поколения.
  • Обеспечение образованием.
  • Снижение разрыва между доходами очень богатых и бедных.
  • Своевременная корректировка законов под сложившиеся условия. Это актуально, когда следование нормативным актам становится абсурдным действием.

Существует и взаимная ответственность государства и личности. Гражданин обязан предпринимать действия по сохранению здорового общества. К таким относятся: содействие правоохранительным органам, воспитание психически здоровых детей, уплата налогов и многое другое. Несогласных с нормами единства законов привлекают к ответственности.

Взаимная ответственность государства и личности является единственно возможным вариантом существования здорового и крепкого общества. Этим достигается законность всех происходящих действий в стране. Порядок начинается с ответственности каждого человека за поступки.

Мифические представления у человека

Ответственность государства перед каждым гражданином часто является размытым определением. Часто возникают противоречия, которые невозможно устранить. Большинство людей в обществе желают иметь доход выше среднего и ходить на «непыльную» работу. Однако кому-то нужно быть обслуживающим персоналом.

взаимная ответственность государства и личности

Задачей государства становится создать ряд условий для части общества, согласно которым с малолетства готовится рабочий класс. Как ни печально это звучит, но порядок держится на покорности. Проявление несогласия с таким устройством признается диверсионной деятельностью. Верхушка применяет все инструменты для устранения бунтующих личностей.

Взаимная ответственность гражданина и государства выполняет регулирующую функцию через самосознание человека, соблюдение принципов гуманности, честности. Хотя государственность далеко не всегда базируется на перечисленных качествах. Скорее эти требования предъявляются к индивидам.

Каждый человек влияет на происходящее?

Часто ответственность государства путают с желанием правящей верхушки материально обогатиться. Участие или неучастие в способствующих этому событиях непосредственно влияет на соблюдение принципов законности. Поэтому гражданин не вправе отделять свою личность от происходящего вокруг.

ответственность государства

Взаимная ответственность человека и государства заключается в обоюдном контроле за деятельностью всех структур общества. Здоровые отношения между всеми ветвями власти возможны только при активном участии населения. Проявление пассивности часто становится преступлением со стороны как граждан, так и государства.

Говорить о государстве как о некой отдельной составляющей некорректно. Общество влияет на действия власти, оно наделяет её полномочиями. Оно же их и забирает, когда руководство перестало вызывать чувство доверия.

Когда и какая наступает ответственность?

Обязанности каждого индивидуума определены четко в законодательных актах. И за этим ведется постоянный контроль, принимаются своевременные меры. Гораздо сложнее проконтролировать власть, чего не хватает в современном обществе РФ.

взаимная ответственность гражданина и государства

Если гражданин недовыполнил свои обязанности, его привлекают моментально согласно существующим кодексам. Однако государственные недоработки часто остаются безнаказанными. Это происходит из-за отсутствия инструментов у индивидуума.

Так, недостаточное обеспечение медикаментами в период острой необходимости не влечет за собой материальной компенсации гражданам без длительных судебных разбирательств. При этом проступки отдельной личности сразу караются Уголовным кодексом и полным возмещением нанесенного ущерба.

Аналогичные пробелы присутствуют в каждой отрасли деятельности в РФ. Здесь уместно говорить о неполном выполнении своих обязанностей со стороны государства.

Отождествление с материальными благами

Несомненно, правящая партия в демократическом обществе предопределяет, какова ответственность государства перед гражданином будет впоследствии. Право выбора часто неосознанно отождествляется со своим материальным благополучием. Что в корне меняет суть назначения данного механизма.

взаимная ответственность человека и государства

Выборная система должна быть способом проявления гражданской обязанности индивидуума, направленной на формирование бескорыстной правящей элиты. Но на деле каждая личность изначально рассматривает угодную партию как средство обогащения. Каждый проголосовавший приходит в избирательный участок в надежде на улучшение условий жизни после одной лишь подписи в бюллетене.

При таком подходе происходит подмена ценностей, а вместе с этим и понятие об обязанностях гражданина. Контроль и постоянное участие в делах государства являются необходимой мерой для построения равноправных взаимоотношений между всеми структурами власти и обществом.

Что должен соблюдать индивид в обществе?

Основные обязанности гражданина прописаны в Конституции РФ. Соблюдать её пункты обязано и государство, но в несколько ином виде. Каждый человек должен проявлять уважение к культурным ценностям отдельных ячеек общества.

какова ответственность государства перед гражданином

В обязанности входит не допускать посягательств на чужое имущество, свободу. Каждый человек обязан уплачивать налоги, бережно относиться к природным богатствам. Отдельный вопрос ставится по защите отечества, имиджа страны, охране культурного наследия.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Давайте вспомним

Подумаем

Как понимать слова «связанность государства правом»? Что выше — право или власть? Зачем соединять силу и справедливость? Зачем разделять единую власть?

На вопрос о сущности правового государства можно ответить таким образом: это государство, в котором господствует право.

Данный ответ будет правильным, но неполным. Полный ответ будет найден, если вспомнить статью 2 нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Вот почему учёные и юристы подчёркивают: характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:

во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина;

во-вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т. е. ограничена правом.

Понятие правового государства

Несмотря на особые признаки (о них мы ещё будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Ответ даёт всё та же статья 2 Конституции Российской Федерации: обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать права человека. Однако выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве. На юридическом языке это звучит так: «связанность государства правом». (Обрати внимание на это замечательное по своей точности выражение.) Но что это даёт?

Из истории (возможно, из средств массовой информации и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить её в надёжные рамки закона.

ДОКУМЕНТ

Вот в чём видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):«Характеризуя правовое государство… надо признать, что основной [его] признак… заключается в том, что в нём власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определённых формах и носит строго правовой характер».

Как ты понимаешь утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Какие границы имеет в виду автор?

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены — права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твёрдо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство всё ещё, пожалуй, остаётся идеалом для человечества, наука уже многое знает о нём и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших учёных Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон (427—347 до н. э.), например, размышляя о государстве и законе, пришёл к выводу, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. Обратимся к словам самого Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» — так довольно мрачно пророчествовал философ. Но чтобы люди не теряли надежды, добавлял: «Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Ученик Платона Аристотель (384—322 до н. э.) в данном вопросе был полностью на стороне учителя. «Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя», — жёстко, но справедливо заявлял он.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришёл к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Власть в правовом государстве

Замечательные идеи о правовом государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдёт позднее); в) осуществляется разделение властей.

Французский просветитель Ш. Монтескьё (1689—1755) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (она судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали») друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

МНЕНИЯ

М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся русский мыслитель и государственный деятель, в своём труде «Введение к уложению государственных законов» писал:«Законы существуют для пользы и безопасности людей…Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.Начало и источник сих сил в народе…»

Сравни мысль М. М. Сперанского с идеями Ш. Монтескьё. Сделай выводы.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категорический императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей.

В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (1828—1904), Б. А. Кистяковского (1868— 1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котлярев- ского (1873—1939) и многих других. О позициях, которые они отстаивали, свидетельствуют такие, например, высказывания С. А. Котляревского: «Принцип правового государства ставит перед законодателем… заповедь — уважение к правовой личности». И ещё одно: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня».

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Принципы (признаки) правового государства

Связать государство правом — значит построить его на основе определённых правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надёжный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

О принципе верховенства права юристы говорят знакомыми вам словами: всеобщая связанность законом. «Закон суров, но это закон», — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрёл новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти.

Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в Российской Федерации, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.


Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Российский парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.


Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обычно принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве. Исполнительная власть обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу).

Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Её исключительные полномочия (закреплённые законом права) — защищать право путём осуществления конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства (судебных заседаний) на основе строгого соблюдения Конституции и других законов.

Согласно Конституции Российской Федерации, судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конcтитуционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные аппеляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, например США, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение её в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства.

Внешне, казалось бы, всё просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее, цель. Становление правового государства — это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).

В Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию, с которым он выступил 12 декабря 2012 г., говорилось о необходимости создания специальной законодательной базы для административного судопроизводства. Важнейшая задача — сформировать в судах судебные составы, разрешающие споры граждан с органами власти всех уровней. Необходимо также подготовить комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в России.

На пути к правовому государству гражданам России предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п.

И ещё одна серьёзнейшая проблема российского общества — состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения страны плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни.

Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление — правовой нигилизм — скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность — в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка.

ФАКТЫ

Когда-то в СССР можно было услышать утверждение, что в стране «перепроизводство» юристов (т. е. специалистов по праву), что их девать некуда, поэтому многие не могут найти работу. А юридические факультеты, где готовят юристов, прозвали «факультетами ненужных вещей».В наши дни снова заговорили о «перепроизводстве» юристов. Однако существует устойчивая потребность в высококлассных специалистах этого профиля, причём повсюду — от парламента и правительства до отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли.

А как ты думаешь, о чём свидетельствуют эти факты?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

В КЛАССЕ И ДОМА

Раскрой смысл этого утверждения.

  • а) в правильно устроенном государстве нет единой власти;
  • б) соединение власти в руках одного органа означает « ужасный деспотизм »;
  • в) если судья будет не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

В. Гюго (1802—1885),
французский писатель

«Правовое государство — это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт».

Насколько мне известно, точного определения, что же такое "социальное государство", не существует. Но если попытаться понять, что же имеется в виду — можно прийти к выводу, этой статьёй наше государство обязуется выполнять функции по защите достоинства, жизни, здоровья, прав, имущества и … гражданина.

Правда пока, в реальной жизни, всё происходит с точностью до наоборот. Нынешние власти работают скорее над обратной задачей. Придумав “чеканную формулировку “люди — новая нефть”, г.президент, правительство и ЕРцы в ГД усиленно занимаются разработкой этого “ресурса”.

Вместо заботы о гражданах, власть наоборот, заставляет народ заботиться о себе, любимой. Каждый новый закон и каждое решение направлены на изъятие средств у населения в пользу власть предержащих. Эти выплаты пойдут, якобы, на нашу же пользу, но когда-нибудь потом, если захотим и если доживём конечно.

Мы терпим, платим, ждём. Но всё сильнее хочется, чтобы и государство, как-то начинало уже выполнять свои обязательства.

Возьмём конкретный пример. Правоохранительные органы. Содержатся они очень неплохо. И зарплаты, и пенсии, и льготы у полицаев значительно выше средних по стране. И пенсионный возраст им не подняли, и форму дают, и … Логично предположить, что общество вправе ожидать от них качественной работы и высоких результатов.

Полиция предназначена для защиты граждан Российской Федерации, в том числе, она должна осуществлять охрану имущества и объектов, выявлять и раскрывать преступления. Это их работа, но вот тут есть один интересный момент, логическая нестыковочка, посудите сами.

Когда гражданин, или организация, подряжается выполнить определённую работу — заключается договор (устный или письменный). В договоре есть несколько обязательных позиций — описание работы, требуемый результат и ответственность.

Государство “подрядилось” охранять честь, жизнь, здоровье и имущество граждан. Из практики мы знаем, что это ему удаётся не всегда — какую ответственность оно несёт за плохо выполненную работу?

В общем виде рассуждать сложно, упростим ситуацию — возьмём ещё более частный случай.

Совершено имущественное преступление — кража, или ограбление. Гражданин потерпел материальный ущерб. Кроме того человеку нанесён моральный вред, он не сможет пользоваться своим имуществом и от этого понесёт дополнительные потери, ещё он потратит много времени на взаимодействие с полицией. Какую компенсацию он получит?

В лучшем случае вернут неправедно изъятое имущество. Моральный ущерб и остальные потери ему точно не компенсируют. Это, повторю, лучший вариант из возможных и даже он несправедлив.

А если (что значительно более вероятно) звёзды сложатся менее удачно?

Допустим преступника поймали, но украденное уже не у него? Или сломано? Или вообще преступление раскрыть не удалось?

Полиция сработала плохо, государство не выполнило своих обязательств — кто за это будет наказан? Ответ парадоксален — законопослушный и уже пострадавший гражданин! Интересно “девки пляшут”.

Правителям хорошо, лишних телодвижений делать не надо, придумали формальные критерии оценки работы полиции и всё — “в Багдаде всё спокойно”.

Полицаям хорошо, зарплата выплачивается, премия тоже, зачем суетится? Главное отчёты красивые нарисовать.

Народу плохо, хотя и привыкли уже, знают, по “мелочам” лучше вообще к правоохранителям не обращаться, а уж если по крупному не повезёт — судьба-а-а, злодейка.

Вам не кажется, что это неправильно, несправедливо и вообще вредит народу, демотивирует полицию, тормозит развитие правоохранительной системы?

Мне представляется, выход из тупика есть. Необходимо гарантировать гражданам возмещение понесённого ущерба и материально заинтересовать работников полиции. Для этого предлагается:

  • прописать в законе норму о возмещении полицией ущерба причинённого преступниками, так как на государстве лежит обязанность по защите граждан;
  • размер возмещения должен включать и оплату морального ущерба, и компенсацию за время потраченное на взаимодействие с “органами”, и прочие потери;
  • выплаты производить из средств специально организованного фонда (счёта), распорядитель и администратор счёта — специальный отдел полиции, сроки - в течении недели после совершения преступления;
  • первоначально, средства на счёт, перечислить из бюджета в сумме, примерно равной стоимости ущерба граждан от преступлений за год (исходя из данных полиции);
  • если похищенное возвращено быстрее недели и в исправном состоянии — выплачивается 2 его стоимости, если за 7 суток не возвращено — 3, если преступление не раскрыто или имущество не возвращено владельцу — дополнительно, через 1 год, выплачивается ещё одна стоимость;
  • возмещение средств фонда должно производится за счёт правонарушителей, пойманный преступник облагается штрафом в пятикратном размере (от суммы ущерба гражданину), если выплату преступник произвести не может, он направляется на принудительные работы, до полной оплаты долга, если преступник не дожил до полной выплаты, долг переходит на родственников;
  • если объём фонда для выплаты компенсации сокращается более, чем на 30% — на его возмещения идут средства из премиального и зарплатного фондов, при этом премия полицаям не выплачивается, зарплата может сокращаться до МРОТ;
  • если объём компенсационного фонда превышает первоначальный более, чем в три раза — разница может быть выплачена работникам полиции в виде дополнительной премии.

Мне кажется, что предлагаемые меры позволят возместить гражданам ущерб, восстановят справедливость и мотивируют полицаев на качественное выполнение своих обязанностей.

Единственное, что может затруднить принятие данных мер — проблема проверки заявлений от пострадавших. Может возникнуть новый вид мошенничества.

Это серьёзная проблема, но решаемая.

Во - первых, попытка обмануть государство — это само по себе уголовно наказуемое деяние, мошенничество, соответственно и наказание за него не должно отличаться от прочих имущественных преступлений. Штраф, в пятикратном размере сам по себе должен сильно сократить количество желающих неправедно нажиться. Предположим, заявил какой-нибудь жулик о краже на 1 000 рублей, ожидаемая компенсация (учитывая, что украденное не найдут) — 4 000, если махинация раскрыта, выплатить данный гражданин должен будет 4 000*5=20 000 целковых, не очень-то выгодно. Данные обстоятельства должны сильно сократить количество желающих обмануть государство.

Во - вторых, к счастью, современная наука уже нашла способы определять ложь, разрабатываются новые методы выявления истины ( 1 , 2 , 3 , . ), законодательно закрепив необходимость проходить подобные тесты (можно сразу несколько), можно добиться почти 100% вероятности выявления истины.

Кстати, вместо использования сомнительной практики побеждать истину кошельком, то-есть, выигрывать процессы благодаря дорогим и бессовестным адвокатам, неплохо бы и в суде шире использовать достижения науки, что в огромной степени бы снизило социальную несправедливость и повысило бы доверие граждан к правоохранителям.

Итак, предлагаемые меры позволят:

  • защитить граждан и компенсировать потери и неудобства, вызванные неспособностью государства искоренить преступления против имущества;
  • повысят мотивацию правоохранительных органов;
  • позволят сократить количество проверок, отчётов и контролирующих органов, соответственно будут значительно сокращены соответствующие бюджетные расходы.

Понятно, что текущая власть, ни ЕР_ГД с г.Медведевым, ни г.Путин подобного закона не примут, но власть их когда-нибудь закончится.

В расчёте на адекватное правительство хотелось бы полезных и правильных законодательных инициатив. Соответственно, необходимо уже сейчас обсуждать изменения законодательства и меры для повышения доверия народа и достижения социальной справедливости.

Детали можно и нужно обсуждать, но общий принцип ответственности за безусловное выполнения взятых обязательств и результаты своей деятельности, мне кажется, сомнению не подлежит.

Если появится ответственность, то “эффективные манагеры” ни в правительстве, ни в ГД работать больше не смогут, да и г.президент вряд-ли будет так легко кидаться обещаниями и лгать про “достижения”. Как ваше мнение?

Нарушение конституционно-правовых норм влечёт ответственность, которую несут государственные органы и должностные лица. Эту ответственность не стоит путать с ответственностью за нарушение конституционно-правовых норм, предусмотренную для граждан и должностных лиц другими отраслями права.

Конституционно-правовая ответственность предусмотрена нормами самого конституционного права. Она не имеет ни репрессивного, ни материального характера. На гражданина, который не является должностным лицом, данная ответственность не распространяется. Конституционно-правовая ответственность выступает как реальная гарантия против злоупотребления властью.

Формами ответственности по конституционному праву являются:

Во-первых, ответственность Президента РФ перед Конституционным судом РФ, который вправе отменить издаваемые им нормативные акты, если они противоречат Конституции, а также перед Федеральным Собранием, которое вправе отстранить Президента РФ от должности согласно процедуре, предусмотренной ст. 93 Конституции РФ;

В-третьих, ответственность всех государственных органов за соответствие своих актов Конституции РФ, которую реализует Конституционный Суд РФ.

В настоящее время признаётся, что правонарушения могут совершать не только граждане и не только отдельные государственные органы и их должностные лица, но и государство в целом. Условия последовательного осуществления конституционных полномочий российского государства создаются в первую очередь в результате реализации его конституционно-правовой ответственности перед народом, обществом, человеком и гражданином. Так, в последние годы получила распространение ответственность государства перед гражданином за совершённые в прошлом массовые нарушения законности.

Ответственность государства перед гражданами вытекает из его конституционных обязанностей. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений обязано создать действующий механизм предотвращения нарушений, когда такие нарушения приобретают массовый характер. Ответственность государства перед народом состоит, в частности, в том, чтобы не допускать политические, экономические и другие условия, превращающие народ в толпу, когда он утрачивает качества политического субъекта властвования.

Другая форма ответственности государства связана с реализацией гражданами права обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Большое значение имеет такое средство, как возмещение государством ущерба, причинённого незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц, а также в других случаях, как например, если ущерб здоровью или имуществу причинён экологическим правонарушением. На основании Конституции РФ государство реализует свою конституционную обязанность по возмещению ущерба, причинённого незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

В большинстве случаев конституционная ответственность носит политический и моральный характер. Это вовсе не означает её неэффективности. Утрата профессиональным политиком репутации, например, может оказаться достаточным наказанием за антиконституционные действия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: