В чем состоит основное отличие правосудия от судебной власти

Обновлено: 28.03.2024

Профессор Мартинович под судебной властью понимала систему независимых судов, призванных от имени гос-ва осуществлять правосудие и разрешать судебные споры в судебных заседаниях.

Профессор Борико под судебной властью понимал систему независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению правовых споров и применению мер государственного принуждения к лицам, виновным в совершении преступления.

Символы судебной власти: герб, флаг, молоточек, мантия.

Само слово «правосудие» переводится с латинского как «справедливость» и обозначает «судить на основе права по закону, по совести».

В современном мире существуют две точки зрения насчет правосудия:

1. Самостоятельный вид государственной правоприменительной деятельности.

2. Основная функция судебной власти, которая заключается в рассмотрении и разрешении дела.

Правосудие и судебная власть близкие, но не идентичные понятия. Судебная власть более широкое понятие, которое включает в себя, кроме правосудия, и иную деятельность, например: прием граждан председателем суда, ведение архивного делопроизводства, анализ судебной практики, судебной статистики, и т.д.

Конституционные основы судебной власти (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, презумпция невиновности, право граждан и организаций на юридическую, в том числе, адвокатскую помощь).

Конституционные основы( принципы) судебной власти- основополагающие положения, руководящие идеи о том, как должна быть организована судебная власть в том или оном государстве.

· Принцип законности( Суд и судьи должны подчиняться закону)

· Осуществление правосудия только судом( Образование чрезвычайных судов запрещено

( 3-ки, 4-ки как в СССР))

· Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел судом.

Судья единолично рассматривает большинство дел, но есть исключения, когда дела рассматриваются коллегией судей.

В РБ предусмотрено 2 варианта коллегиального рассмотрения дел:

1.Один профессиональный судья + 2 народных заседателя = судебная коллегия по рассмотрению уголовных дел, о преступлениях в которых обвиняемый является несовершеннолетнимлицом. Уголовные дела за которые предусматривается наказание в виде лишения свыше 10 ЛЕТ.

2.Три и более профессиональных судьи. Пример: в суде кассационной инстанции дела рассматриваются в составе 3-х профессиональных судей. Дела в надзорной инстанции рассматриваются в составе 3-х и более профессиональных судей.

. Конституционное судопроизводство всегда осуществляется коллегиально, т к в составе Конституционного суда 12 судей и каждое дело рассматривается коллегиально.

· Язык судопроизводства. Рассматривание дел в суде может осуществляться на 2- х гос. языках РБ. Если какой-либо участник судопроизводства не владеет этими языками, то ему должны бесплатно предоставить переводчика.

· независимость судей и подчинение их только закону. Все судьи при осуществлении правосудия являются независимыми, в конституции и кодексе о судоустройстве и статусе судей предусматривается гарантия судебной независимости:

- особый порядок назначения судей на должность

- ответственность за нарушения порядка в судебном заседании

- надлежащие социальное и материальное обеспечение судей

- неприкосновенность судей

- тайна совещательной комнаты

Судьи назначаются Президентом РБ по представлению председателя Верховного Суда РБ – судьи общих судов, судьи Конст. суда РБ( 6 През. РБ, 6 Советом Республики)

· презумпция невиновности – никто не может быть признав виновным в совершении преступления, до тех пор пока его вина не будет установлена приговором суда.

· Осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон. Природа состязательности состоит в не совпадении интересов сторон.

· Гласность. Любой человек в праве присутствовать в судебном заседании( достигший 16 лет), но из этого правила есть исключение, когда судебное заседание является закрытым.

Категории дел закрытых судебных заседаний:

- дела о половых преступлениях.

- дела при которых может быть разглашена гос. тайна.

- дела при которых необходимо обеспечить безопасность кого-либо из участников.

- когда об этом ходатайствует( просит) сам участник процесса

· право граждан и организаций на юридическую, в том числе, адвокатскую помощь

· доступ к правосудию

6. Конституционные основы судебной власти (состязательность и равенство сторон в процессе, выборность и назначение судей, коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах, язык судопроизводства).

Конституционные принципы (основы) судебной власти (закреплены в конституции РБ)– это основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти. Традиционно в их перечень включены следующие конституционные положения:

1) принадлежность судебной власти только судам

2) независимость судей и подчинение их только закону

3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах

4) гласность рассмотрения дел в судах

5) Состязательность и равенство сторон в процессе

6) право граждан на судебную защиту

7) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь

8) презумпция невиновности

9) выборность и назначаемость судей

Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

Принцип выборности и назначаемости судей. 3 способа формирования судебного корпуса:

1) назначение судей населением и государственными органами власти

2) назначение высшими должностными лицами государства

РБ присущ третий способ назначения судей. 6 судей конституционного суда РБ назначаются советом республики и 6 президентом. Судьи районных, городских, межгорнизонных, военных и специальных судов области, минского городского, белорусского военного судов назначаются президентом по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя верховного суда РБ. Судьи хозяйственных судов области и города Минска и специальных хозяйственных судов назначаются президентом РБ по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя высшего хозяйственного суда РБ. Судьи верховного суда и высшего хозяйственного суда РБ назначаются президентом с согласия совета республики по представлению соответствующего председателя верховного суда и председателя высшего хозяйственного суда.

Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально – судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее 3 судей. Гражданские дела в суде 1 инстанции рассматриваются судьей, за исключением судебной коллегии по патентным делам верховного суда, которая рассматривает дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, не менее 3х судей. Дела в хозяйственных судах 1 инстанции рассматриваются единолично судьей, в вышестоящих инстанциях коллегиально, в составе не менее 3 судей. Конституционный суд все дела в коллегиальном составе.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

При характеристике правосудия нужно четко отличать его от судебной власти, так как они не являются тождественными понятиями, но соотносятся как целое и частное. Судебная власть более широкое понятие, поскольку правосудие является лишь одним из компонентов, составляющих ее содержание. Правосудие и судебная власть – близкие, но не идентичные понятия. Правосудие – главная и основная функция судебной власти, ее сердцевина, так как судебная власть реализуется, осуществляется посредством правосудия. Судебная власть – более широкое понятие, поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других многочисленных обязанностей и действий. В частности, внутриорганизационную деятельность суда, связанную с созданием нормальных условий для осуществления правосудия, организацию и проведение аналитической работы, прием граждан и рассмотрение их жалоб и заявлений, осуществление контроля за досудебным производством по уголовным делам ит.п. Иначе говоря, судебная власть охватывает всю сферу общественных отношений, связанных с организацией и деятельностью судей, устройством судебной системы и отправлением правосудия. В специальной литературе резонно подчеркивается, что судебная власть как отражение компетенции всей судебной системы должна трактоваться шире разработанного ранее в науке понятия правосудия и включать рассмотрение и разрешение судами любого вопроса, в том числе и на стадии исполнения
15. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти

Конституционные принципы судебной власти, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, — основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти. В юридической литературе зачастую ведется речь не о принципах судебной власти, а о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет все же говорить о конституционных принципах судебной власти, так как конституционные предписания относятся не только к осуществляемой судом функции правосудия, но и ко всей судебной власти в целом. В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти. Традиционно в их перечень включают следующие конституционные положения:

    • принадлежность судебной власти судам;
    • независимость судей и подчинение их только закону;
    • коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;
    • гласность рассмотрения дел в судах;
    • состязательность и равенство сторон в процессе;
    • право граждан на судебную защиту;
    • право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь;
    • презумпция невиновности;
    • выборность и назначение судей.

    Значение конституционных принципов судебной власти, во-первых, состоит в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве; во-вторых, они учитывают положительный опыт зарубежных государств и международного сообщества в области судоустройства; в-третьих, конституционные принципы являются гарантом стабильности функционирования судебной власти.

    Само слово «правосудие» ассоциируется со словом «справедливость» и означает: судить на основе права, судить правильно, по закону, по совести.

    Правосудие – самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом.

    Судебная деятельность осуществляется присущими ей методами путем рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел. Правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

    1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел.(гр процесс)

    2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса о виновности подсудимых.(уг процесс)

    + современное законодательство и практика его применения знают еще 3 способа отправления правосудия

    Судопроизводство в отличие от правосудия включает регулируемую законом не только деятельность суда, но и других участников процесса (органов дознания, предварительного следствия, прокуроров), а также действия потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков, обвиняемых (подсудимых), защитников представителей сторон, свидетелей, экспертов и т.д. Поэтому судопроизводство – более широкое понятие, чем понятие правосудия.

    Правосудие – не только деятельность суда первой инстанции, рассматривающего дело по существу, но и проверка вышестоящим судом законности и обоснованности как не вступивших, так и вступивших в законную силу судебных постановлений.

    Деятельность по осуществлению правосудия состоит из познавательно-удостоверительной и правоприменительной деятельности. Исследование обстоятельств дела и их отражение, фиксация в протоколе судебного заседания – познавательно-удостоверительная деятельность, применение норм права к конкретным жизненным случаям, фактам и отношениям, принятие властных решений, применение юридических санкций к правонарушителям, т.е. лицам, посягнувшим на правоохраняемые интересы – правоприменительная деятельность.

    Государственное принуждение применяется судом в трех формах:

    1) принуждение к исполнению гражданско-правовых обязанностей по гражданским делам и хозяйственным спорам;

    2) применение административных взысканий к лицам, допустившим административное правонарушение;

    3) применение наказания к виновным в совершении преступления.

    Обязательный отличительный признак правосудия – процессуальная форма, т.е. соблюдение при рассмотрении судебных дел предусмотренной законом юридической процедуры

    Правосудие – регулируемая законом деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях в установленном порядке юридических дел с применением в необходимых случаях от имени государства мер государственного воздействия (юридических санкций) к правонарушителям в целях охраны от посягательств прав и свобод граждан, защиты нарушенного либо оспариваемого права либо охраняемых законом интересов, а также нравственно-правового воспитания населения и предупреждения правонарушений.

    Словом, правосудие – это правоприменительная, правоустанавливающая, правоохранительная и правовоспитательная деятельность органов судебной власти – судов, осуществляемая в установленном законом порядке в целях восстановления права и справедливости.

    Правосудие и судебная власть – близкие, но не идентичные понятия. Правосудие – главная и основная функция судебной власти, ее сердцевина, так как судебная власть реализуется, осуществляется посредством правосудия. Судебная власть – более широкое понятие, поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других многочисленных функций. В частности, внутриорганизационную деятельность суда, организацию и проведение аналитической работы, прием граждан и рассмотрение их жалоб и заявлений, осуществление контроля за досудебным производством по уголовным делам. Судебная власть имеет свои символы, под которыми обычно понимают образы, выражающие определенную идею (флаг, герб, судейские мантии).

    Понятие, значение и система конституционных основ судебной власти

    Под конституционными основами судебной власти следует понимать закрепленные в Конституции Республики Беларусь или вытекающие из ее норм общие руководящие положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Основные конституционные положения:

    · судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам;

    · независимость судей и подчинение их только закону;

    · недопустимость совместительства для судей, кроме занятия преподавательской и научно-исследовательской работой;

    · осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов;

    · коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;

    · открытое рассмотрение дел во всех судах;

    · осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процесса;

    · право сторон на обжалование судебных постановлений (актов);

    · право граждан на судебную защиту;

    · право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь;

    · выборность и назначение судей.

    Судебная власть в РБ принадлежит судам. Право граждан и организаций на судебную защиту

    ст. 109 К. Республики Беларусь: судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. ст. 26 К.: «никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Только суд выносит свои решения именем государства. Ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

    Конституцией Республики Беларусь гарантируется защита прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

    Граждане Республики Беларусь имеют право на судебную защиту от покушений на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, а также от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц. Значение судебной защиты прав человека в том, что без нее все остальные юридические институты, методы, влияющие на реализацию прав, остаются недейственными.

    С 1994 года решения органов предварительного расследования о применении такой меры пресечения, как заключение под стражу, могут быть обжалованы в суд. Вместе с тем, процессуальные действия, связанные с прекращением уголовных дел, особенно по так называемым нереабилитирующим основаниям, длительное время не ставились под контроль суда. И, таким образом, органами расследования граждане фактически признавались виновными в совершении преступления, хотя такое признание – исключительно прерогатива суда.

    Прекратить производство по уголовному делу в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием обвиняемого или примирением с потерпевшим, а также в случае применения мер административного взыскания может только суд. Прекращение производства по уголовному делу по указанным основаниям не допускается, если обвиняемый или потерпевший возражают против этого.

    Суды иногда и сами нарушают права человека, т.е. игнорируют требования действующих процессуальных кодексов, допускают судебные ошибки. В этой связи особое значение приобретает контроль за законностью и обоснованностью решений со стороны как вышестоящих судов, так и общественности.


    Правосудие – это самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функций судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом.

    - вид государственной деятельности

    - главная и основная функция судебной деятельности

    - осуществляется только судом

    - осуществляется путем рассмотрения и разрешения некоторых юридических дел

    Способы отправления правосудия:

    -рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел

    - рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса виновности обвиняемого и т.д.

    - конституционное судопроизводство (функция конституционного контроля)

    - рассмотрение в судебных заседаниях хозяйственных споров

    Правосудие – деятельность суда по рассмотрению дела, судопроизводство – деятельность суда, прокурора, потерпевших и др. участников рассмотрения. Также это деятельность судов вышестоящих инстанций.

    Познавательно-удостоверительная деятельность: исследование и фиксирование доказательств. Правоприменительная деятельность: к установленным обстоятельствам применение определенных норм.

    Необязательным элементом правосудия является применение государственного принуждения. Принуждение: применение наказания по административным делам, по уголовным делам, принуждение к исполнению гражданско-правовых обязанностей (гражданские и хозяйственные дела).

    Процессуальная форма. Требования к порядку исследования доказательств, оформлению документов, стадийность и др. Эта форма гарантирует беспристрастность и независимость решения дел в судах.

    Правосудие – это регулируемая законом деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях в установленном порядке юридических дел с применением в необходимых случаях от имени государства мер государственного воздействия – юридических санкций – к правонарушителям в целях охраны от посягательств прав и свобод граждан, защиты нарушенного либо оспариваемого права либо охраняемых законом интересов, а также нравственно-правового воспитания населения и предупреждения правонарушения.

    Правосудие – главная функция судебной власти.

    Символы судебной власти.

    Ст. 15 Кодекса: на зданиях судов, служебных кабинетах судей, залах судебных заседаний флаг и герб.

    Судейская мантия. Сначала – только КС, теперь после принесения присяги судье вручается его мантия.

    Они подчеркивают торжественность и официальность обстановки. Независимость и беспристрастность суда.

    8.Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти.

    Приступая к изучению конституционных основ судебной власти следует, прежде всего, усвоить это понятие, а также не забывать в дальнейшем, что термины «основы», «начало», «принципы» - это синонимы. Важно также обратить внимание на систему принципов, на их взаимосвязь между собой. Каждый из принципов следует изучать по такой схеме: а) формулировка принципа; б) сущность и значение принципа.

    Действующее судоустройственное (Кодекс о судоустройстве) и процессуальное законодательство (ГПК, ХПК, УПК) Республики Беларусь формирует и закрепляет демократические основы (принципы) организации и деятельности правосудия, всей судебной системы. Причем большинство из них возведено в ранг конституционных положений. Их-то мы и называем конституционными основами судебной власти.

    Конституционные основы судебной власти – это закрепленные в Конституции Республики Беларусь и в законах страны главные, наиболее общие правовые положения, руководящие начала организации и деятельности суда, обеспечивающие достижения возложенных на него задач

    Анализируя конституционные основы (начала) судебной власти, необходимо назвать те конституционные положения, которые, безусловно, относятся к таковым:

    - судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам;

    - независимость судей при осуществлении правосудия и подчинение их только закону;

    - недопустимость совместительства для судей, кроме занятия преподавательской и научно-исследовательской работой;

    -.осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов;

    - коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;

    - открытое рассмотрение дел во всех судах;

    - осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе;

    - право сторон на обжалование судебных постановлений (актов);

    - право граждан на судебную защиту;

    - право граждан на юридическую, в том числе на адвокатскую, помощь;

    - выборность и назначение судей.

    Конституционные основы судебной власти нашли свое воплощение в содержании норм права, регулирующих построение и деятельность суда, - в судоустройстве, в конституционном судопроизводстве и процессуальном законодательстве (ГПК, ХПК, УПК, ПИКоАП).

    По вопросу о системе основ (начал) судебной власти в науке права до сих пор нет единого мнения. Представляется, что система конституционных основ судебной власти включает следующие положения:

    · принадлежность судебной власти только судам;

    · независимость судей и народных заседателей, подчинение их только закону;

    · законность при осуществлении правосудия;

    o равенство граждан и организаций перед законом и судом. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия;

    · участие граждан в осуществлении правосудия;

    · право граждан и организаций на судебную защиту;

    · право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь;

    · гласность при осуществлении правосудия;

    · коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;

    · обеспечение в судопроизводстве и делопроизводстве пользования государственными языками;

    · обязательность судебных постановлений и требований судьи;

    · назначение (выборность) судей.

    Все эти принципы находятся во взаимозависимости и вытекают один из другого, дополняют друг друга. Они действуют в пределах конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства.

    Содержание и значение отдельных конституционных основ судебной власти.

    Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что это функция предоставлена только судам. Это закреплено в ст.6.26 кодекса «о судоустройстве и статусе судей». Ни один другой орган или должностное лицо не обладает такими полномочиями.

    Принцип независимости судей и подчинение их только закону - в ст.110 и 112 конституции. Его содержание включает 2 относительно самостоятельных положения:

    1) при рассмотрении дел судьи ограждены от постороннего вмешательства или навязывания им тех или иных решений со стороны госорганов, должностных лиц, граждан и судей вышестоящих судов;

    2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с конституцией и иными НПА.

    Ст.25 кодекса «о судоустройстве и статусе судей» устанавливает систему гарантий этого принципа.

    Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально - судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья.

    Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст113 конституции и указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Закрытое судебное заседание проводиться в целях неразглашения охраняемых законом сведений и для обеспечения безопасности участников судебного процесса и по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними

    Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании.

    Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращения в суд за защитой своих прав и интересов. Ст. 60 конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную реализацию в ст.10 кодекса «о судоустройстве и статусе судей». При несогласии с решением суда гражданин в целях продолжения судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.

    Презумпция невиновности во всех видах правосудия. Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде. В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений, т.е. органам уголовного преследования запрещено перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности. Не устраненные сомнения трактуются в пользу невиновности.

    Принцип выборности и назначаемости судей. Существует 3 способа формирования судебного корпуса:

    а) назначение судей населением и государственными органами власти;

    б) назначение высшими должностными лицами государства;

    РБ присущ третий способ назначения судей. Шесть судей конституционного суда РБ назначаются советом республики и шесть президентом.

    Правосудие наиболее общим образом определяется как форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права и принятием общеобязательных решений, подкрепленных государственным принуждением. В данном контексте правосудие рассматривается с различных точек зрения: как «социально-правовой феномен государственной власти» и ее «императив», как «структурный элемент системы разделения властей» и т.д.

    Правосудие осуществляется в различных формах судопроизводства, а оно, в свою очередь, производится в процессуальном порядке, устанавливаемом в зависимости от вида дел, но не судов. Все суды в равной мере призваны обеспечивать своей деятельностью достижение правосудия.

    В литературе «судебная власть» обычно трактуется шире чем «правосудие», которое определяется как «форма осуществления судебной власти» или «процесс» ее осуществления.

    Правосудие – это осуществление судебной власти посредством различных форм судопроизводства. Но в понятие судопроизводства не могут включаться функции материально-технического, информационно-аналитического и иного обеспечения судебной деятельности.

    В связи с этим, сегодня возникает необходимость законодательно закрепить положение, содержащее четкое указание, что на суды не могут возлагаться никакие иные функции, кроме правосудия. Соответственно и реализация судебной власти должна определяться как деятельность судов, направленная на осуществление правосудия посредством различных форм судопроизводства.

    При характеристике правосудия нужно четко отличать его от судебной власти, т.к. они не являются тождественными понятиями. Судебная власть и правосудие соотносятся как целое и частное. Судебная власть более широкое понятие, поскольку правосудие является лишь одним из компонентов, составляющих ее содержание.

    ТЕМА 3. Конституционные основы (принципы) судебной власти

    3.1. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти.

    3.2. Содержание и значение отдельных конституционных основ судебной власти.

    3.3. Развитие конституционных основ судебной власти в законодательстве Республики Беларусь.

    Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти

    Конституционные принципы судебной власти (закреплены в конституции Республики Беларусь) – это основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

    В юридической литературе зачастую ведется речь не о принципах судебной власти, а о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет все же говорить о принципах судебной власти, т.к. конституционные предписания относятся не только к осуществлению судом функций правосудия, но и ко всей судебной власти в целом. В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти. Традиционно в их перечень включены следующие конституционные положения:

    1) принадлежность судебной власти только судам;

    2) независимость судей и подчинение их только закону;

    3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;

    4) гласность рассмотрения дел в судах;

    5) Состязательность и равенство сторон в процессе;

    6) право граждан на судебную защиту;

    7) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь;

    8) презумпция невиновности;

    9) выборность и назначаемость судей.

    Содержание и значение отдельных конституционных основ судебной власти

    Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что это функция предоставлена только судам. Ни один другой орган или должностное лицо не обладает такими полномочиями. Образование чрезвычайных судов запрещено. Содержание этого принципа формирует такие свойства судебной власти, как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти.

    Принцип независимости судей и подчинение их только закону .Его содержание включает 2 относительно самостоятельных положения:
    1) при рассмотрении дел судьи ограждены от постороннего вмешательства или навязывания им тех или иных решений со стороны госорганов, должностных лиц, граждан и судей вышестоящих судов
    2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с конституцией и иными НПА.

    Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально – судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее 3 судей. Гражданские дела в суде 1 инстанции рассматриваются судьей, за исключением судебной коллегии по патентным делам верховного суда, которая рассматривает дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, не менее 3-х судей. Дела в хозяйственных судах 1 инстанции рассматриваются единолично судьей, в вышестоящих инстанциях коллегиально, в составе не менее 3-х судей. Конституционный суд все дела в коллегиальном составе.

    Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст113 конституции и указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании.

    Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

    Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращения в суд за защитой своих прав и интересов. Ст.60 конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом. При несогласии с решением суда гражданин в целях продолжения судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.

    Право граждан на юридическую помощь. Каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица могут пользоваться помощью представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за государственный счет. Юридическую помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все госорганы и должностные лица, но эта функция возложена на правоохранительные органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юридическую помощь организациям и объединениям.

    Презумпция невиновности во всех видах правосудия. Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде. В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений, т.е. органам уголовного преследования запрещено перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности. Не устраненные сомнения трактуются в пользу невиновности.

    Принцип выборности и назначаемости судей. 3 способа формирования судебного корпуса:

    1) назначение судей населением и государственными органами власти;

    2) назначение высшими должностными лицами государств;

    Республике Беларусь присущ третий способ назначения судей. 6 судей конституционного суда Республики Беларусь назначаются советом республики и 6 президентом. Судьи районных, городских, минского городского суда, назначаются президентом по совместному представительству министра юстиции Республики Беларусь и председателя Верховного суда Республики Беларусь. Судьи хозяйственных судов области и города Минска и специальных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представительству министра юстиции Республики Беларусь и председателя высшего хозяйственного суда РБ. Судьи верховного суда и Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь назначаются президентом с согласия совета республики по представлению соответствующего председателя верховного суда и председателя высшего хозяйственного суда.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: