В чем состоит ценность правового государства кратко

Обновлено: 25.04.2024

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти - законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи - свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство" - это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Признаки:

- Верховенство закона во всех сферах жизни общества
- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Взаимная ответственность личности и государства.
- Реальность прав и свобод гражданина
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в обществе
- Приоритет международного права над национальным

Отличие правового государства от государства, как такового:

Правовое государство - это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

Законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства.

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон

«Государство – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».


Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.


В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит

Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

Государство – гарант правосудия

Правовое государство — это государство, конституционные полномочия которого юридически связаны и ограничены в его действиях по закону в целях защиты свободы отдельных лиц.

Верховенство права в этом случае является одним из важнейших требований политического сообщества и вместе с другими структурами служит для развития демократии.

Что такое правовое государство

Правовое поле государства

В государстве этого типа осуществление государственной власти допускается только на основе Конституции и законов, формально и фактически принятых для обеспечения человеческого достоинства, свободы, справедливости и правовой определённости.

Что является признаком правового государства

Важнейшими признаками являются:

  • гарантии основных прав человека;
  • гарантии правосудия;
  • гарантия юридической определённости;
  • институциональная умеренность действий государства посредством разделения властей;
  • правовое обязательство всех действий государства посредством верховенства закона;
  • проверка государственных актов независимыми судами, в частности, является ли государственное действие, препятствующее правам человека, законным и соответствующим ситуации.

История

Идея верховенства закона возникла в Англии как ответ на политическую неразбериху XVII века. И здесь конституционная гарантия индивидуальных прав и свободы возникала шаг за шагом. В XVII веке в конфликтах с королевской властью преобладали общие случаи защиты от произвольных арестов и других свобод и принцип разделения властей.

На континенте в восемнадцатом веке в ответ на всеобъемлющие претензии абсолютистских полицейских государства возникло требование о фундаментальной гарантии основных прав, свободы и равенства для всех граждан, что вылилось во Французскую революцию.

Немецкий философ

Тот факт, что государственное действие следовало сделать «в соответствии с общим законом», было следствием концепции права Иммануила Канта как рационального порядка сосуществования в свободе. В XIX веке Джереми Бентам и другие обратили внимание на функцию права для обеспечения правовой определённости. Другие выступали за судебный контроль над государственной властью, который восстановил бы закон, при его нарушении.

Термин «правовое государство» был введён в последние работы Канта после того, как в конце XVIII века были приняты американские и французские конституции. Подход Канта основан на превосходстве письменной конституции страны. Это превосходство должно создавать гарантии для реализации его центральной идеи: постоянная мирная жизнь как основное условие счастья народа и его процветания. Кант предположил, что конституционализм и конституционное правительство должны быть достаточными, чтобы гарантировать это счастье.

Это интересно: политические предпочтения — что это такое и какими они бывают?

В более типичных кантовских терминах, принципы основываются на законе и вечном мире. Проще говоря, политическая философия Канта, будучи по существу правовой доктриной, по определению опровергает оппозицию между нравственным воспитанием и игрой страстей как альтернативных оснований для общественной жизни.

Государство определяется как союз людей по закону. Правовое государство, составлено законами, которые необходимы априори, поскольку они вытекают из самой концепции права.

Этот принцип был сформирован в течение XIX века как антитеза к полицейскому государству и, по существу, он идентичен идее конституционного государства. Конечной целью являлась:

  • умеренность государственной власти;
  • предоставление фундаментальных прав человека;
  • самоопределение и судебная защита гражданина (правовая защита).

Муниципальное самоуправление, политическая децентрализация и федерализм также являются важными элементами этого понимания права, особенно в сочетании с принципом субсидиарности.

Главный вопрос заключался в том, достаточна ли формальная законность (то есть позитивное правотворчество без учёта правосудия), чтобы оправдать юридическую силу или легитимность. Ещё один вопрос касается совместимости либерального верховенства закона и государства всеобщего благосостояния, включая государственные обязанности. То есть верховенство права — это мир, в котором нет произвола, кроме права и справедливости. Закон, являющийся одним и тем же для всех. Мир в котором органы власти, включая законодательную власть, связаны формальным законом и материальной справедливостью.

Формальный правопорядок

Верховенство права

Формальное право означает: для обеспечения индивидуальных свобод, действия власти должны осуществляться в безопасных формах — с гарантированным распределением ролей и правовыми нормами. Таким образом, действия власти путём разделения полномочий и процессуальных норм должны быть расчётными и контролируемыми.

Верховенство права означает, что в нём также есть компоненты, связанные с соблюдением принципа справедливости, основными правами, принципами государства всеобщего благосостояния и принципами пропорциональности. Эти принципы направлены как на свободу, так и на интересы отдельных лиц.

Лимиты юстиции

Правильная мера также должна быть найдена для стремления сделать действия власти подконтрольными нормам права. История показала, что невозможно полностью охватить все существование в правовых нормах. Существуют ситуации, когда политические силы принимают обязательные решения без необходимости соблюдения правовых норм.

В чём состоит ценность правового государства

В правовом поле действия органов власти ограничены, что защищает граждан от произвола. Граждане разделяют законные гражданские свободы и могут использовать суды. При таком устройстве закон регулирует нацию, а не управляется решениями отдельных государственных чиновников. В первую очередь это касается влияния и авторитета права в обществе, например, как ограничение от произвола государственных чиновников.

Вопрос: Охарактеризуйте сущность правового государства кратко?

  • Сущностью такого государства является верховенство конституции, которая гарантирует безопасность и конституционные права своих граждан.
  • Гражданское общество является равным партнёром с властью.
  • Полномочия распределены между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, ограничивающими власть друг друга.
  • Судебная власть и исполнительная власть связаны законом (не действующим против закона), а законодательная власть связана конституционными принципами.
  • Как законодательная власть, так и сама демократия связаны элементарными конституционными правами и принципами.
  • Прозрачность государственных актов.
  • Рассмотрение государственных решений и актов независимыми органами, включая процесс апелляции.
  • Иерархия законов и требование ясности и определённости.
  • Надёжность действий государства, защита прошлых распоряжений, добросовестно принятых против более поздних действий государства, запрет ретроактивности.
  • Принцип пропорциональности действий власти.

Русская модель

Для российской правовой системы, вытекающей из преобразований в XIX веке, характерны признаки немецкой правовой традиции. Именно отсюда Россия заимствовала доктрину, которая является фундаментальным (но неопределённым) принципом, появившимся в самом первом положении о посткоммунистической конституции России: «Российская Федерация — Россия — представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

В российской концепции были приняты многие элементы конституционной экономики. Конституционная экономика — это область экономики и конституционализма, которая описывает и анализирует конкретные взаимосвязи между конституционными вопросами и функционированием экономики, включая бюджетный процесс.

Исследователь конституционных основ

Термин «правовая экономика» впервые использовался американским экономистом Джеймсом М. Бьюекеном как название новой академической дисциплины, которая в 1986 году принесла ему Нобелевскую премию по экономическим наукам за его разработку договорных и конституционных основ теории экономических и политических решений.

Бьюекен отвергает «любую органическую концепцию государства, как превосходящую в мудрости отдельных лиц, которые являются его членами». Он считает, что конституция, предназначенная для использования по меньшей мере несколькими поколениями граждан, должна быть способна приспособиться к прагматичным экономическим решениям и сбалансировать интересы государства и общества и их конституционные права на личную свободу и личное счастье.

Стандарты и прозрачность конституционной экономики при её использовании во время ежегодного бюджетного планирования, для гражданского общества имеют первостепенное значение для осуществления верховенства закона.

Судебная система

Более того, наличие эффективной судебной системы, которая будет использоваться гражданским обществом в ситуациях несправедливых государственных расходов и административного ареста любых ранее разрешённых ассигнований, становится главным элементом успеха любого влиятельного гражданского общества. Некоторые российские исследователи поддерживают идею о том, что в XXI веке эта концепция стала не только правовой, но и экономической концепцией, по крайней мере, для России и многих других переходных и развивающихся стран.

Понятие термина

Правовое государство — это понятие, которому дать чёткое определение довольно сложно. Но мы попробуем это сделать. Это такое государство, в котором власть подчиняется праву. Идея рассматриваемого нами понятия состоит в том, что полномочия правительства, президента, судов не безграничны. Пример — Соединённые Штаты Америки, где сама система так устроена, что ни одна из ветвей власти не может узурпировать её. Сегодня мы опишем основные признаки этой формы правления.

Основные признаки правового государства

Итак, определение мы дали выше. Исходя из него, основной принцип, которым характеризуется современное правовое государство — это его разделение на три ветви — законодательную, судебную и исполнительную, которые контролируют друг друга и не допускают узурпации полномочий в одном лице, органе или социальном слое. Если это случится, то речь пойдёт о деспотизме страшных масштабов, как говорит теория Ш. Монтескье.

Основные признаки правового государства:

  • Имеется Конституционный суд. Это орган, который должен контролировать степень соответствия жизни общества и власти конституции страны с этой формой правления. Он должен оберегать конституционный строй и не допускать, чтобы выходили законы и принимались решения, которые противоречат главному документу современной страны.
  • Верхновенство права. Если законодательный орган власти с этой формой правления принял закон, то никто не может его отменять. Любой другой нормативно-правовой акт, который числится, как подзаконный, не должен ему противоречить. Если же это случается, главным оказывается закон, к которому был выпущен акт. Если за законом закреплена возможность его использования для легализации произвола (который рассматривается, как полная противоположность праву), то его реализация должна соответствовать Конституции. Конституционный Суд имеет право возвращать в парламент законы, которые не соответствуют главному закону страны для внесения поправок.
  • Под действием закона находится каждый независимо от того, является он должностным лицом, или нет. Пример произвола — когда государство неправовой формы правления выпускает новый закон и само же его нарушает.
  • Ответственность между государством этой формы и личностью. То есть первый несёт ответственность за второго и наоборот. Пример, за нарушение закона могут посадить в тюрьму. Но если какой-то чиновник нарушает закон, он тоже может быть посажен. А если нет, люди имеют право идти и требовать, чтобы посадили. Это значит, что личность и государство влияют друг на друга, согласно теории правового государства.
  • Возможность защиты прав и свобод человека в суде, наличие качественного механизма обеспечения условий для их реализации. Согласно теории правового государства, страна с этой формой правления не должна учитывать расовую, половую, возрастную принадлежность в принятии решений.
  • Действенность надзора над соблюдением законов и других нормативных документов. Положительный побочный эффект этого — доверие людей к государству в целом, что приводит к единству общества. В этом случае люди идут в суд для того, чтобы восторжествовала справедливость, а не обращаются в другие структуры, которые могут предать ситуацию огласке или помочь другими методами, не связанными с принуждением, на какое имеет право только государство, подчиняющееся нормам права. Например, если одно из главных государственных лиц было уличено в коррупции, то в правовом государстве начнётся расследование касаемо его схем и последует ответственность за нарушение закона. Если президент уличён в подобном — его ждёт импичмент.
  • Правовая культура. Поскольку ответственность между гражданами и государством взаимна, то законы, права и обязанности должны знать не только правовые структуры, но и каждый человек. И знать глубоко, так, чтобы можно было ими воспользоваться в нужной ситуации и проверить государственные структуры на соблюдение этих законов.

Элементы правового государства

Понятие социальной ответственности

Википедия перечисляет ещё такие принципы правовой формы государства. Кое в чём они повторяются, в некоторых аспектах — дополняют вышеописанные. Опишем в целом, чтобы лучше запомнилось. Вообще, идея правового государства строится на одной мысли — верховенство права, а всё, что нами перечисляется, это детали теории правового государства, необходимые чтобы стало более понятно. Итак, какие принципы правового государства можно выделить?

Правление по закону

Главная задача государства — обеспечить условия, в которых только оно имеет право применять силу для обеспечения безопасности каждого гражданина. Закон имеет высшую силу. Нормы права могут меняться только в соответствии с процедурами, которые установлены Конституцией. В правовом государстве разработаны механизмы, которые способны заставить должностные лица подчиняться закону.

Равенство всех перед законом

То есть, каждый должен соблюдать законы, в том числе и те, кто их издаёт. Суды не должны учитывать количество денег, власти и статус людей, которые стали перед ними. Если от этой нормы отступают, то такое правосудие называется избирательным. Если на тебя в суд подал богатый миллиардер, то вряд ли приговор будет оправдательным. К сожалению, во многих странах сейчас именно избирательное правосудие.

Что значит «равенство перед законом» с правовой точки зрения? Есть два признака:

Правовой иммунитет и выполнение всех законов

  • Обобщенность правовых норм. Законы не должны быть узконаправленными, то есть указывать на конкретных лиц или социальные группы и не издаются под задачу с целью оправдать незаконные действия властей. Хотя это же требование может оказываться препятствием. Например, законы могут касаться определённой социальной группы (например, о поддержке молодёжи). Поэтому везде есть исключения. Главное, чтобы соблюдался главный принцип правового государства.
  • Равный доступ к правовой системе. При избирательном правосудии одни группы населения имеют больше шансов выиграть дело, чем другие. Поскольку социальное неравенство нельзя искоренить, то верховенство права решает и проблему, связанную с тем, что одни люди богаче, а другие — беднее.

Выполнимость

Законы должны быть написаны так, чтобы люди могли их соблюдать. Хотя бы минимальные требования должны быть написаны понятным языком. Размытые законы открывают пространство для избирательного их применения. Неправильные действия властей может покрыть и создание законов, имеющих силу задним числом, противоречия между составляющими закона или слишком частое их изменение. Всего этого быть не должно. В правовом государстве никто не имеет права наказывать за то, что кто-то совершил действия, которые не были незаконными на тот момент.

Кроме того, в самом тексте закона надо прописать критерии, по которым человек считается виновным. Также они должны быть справедливыми, для чего должны быть открытые СМИ, свободные выборы в представительные органы.

Независимость судов

Они должны быть изолированы от других ветвей в том плане, что ни исполнительная, ни законодательная власть не может влиять на судебную систему правового государства. Если этого не будет, то к подсудимому будет применяться нелегитимное применение силы или же законы будут писаться для оправдания или осуждения конкретного человека.

Правосудие

Правосудие, как процесс, регламентируется системой права. Всё осуществляется по заданным правилам, не допускающим произвола судей. Система должна быть построена так, чтобы обычный человек, ничего не понимающий в юриспруденции, мог предвидеть кого оправдают, а кого накажут. Правосудие максимально прозрачное и охватывает все необходимые факты.

В неправовом государстве правосудие непредсказуемое (хотя в некоторых странах это уже стало настолько нормой, что понятно: олигарх выиграет любое дело), очень развита коррупция, которая даёт возможность избежать наказания тем, кто его заслуживает.

Для того чтобы назначить уголовное наказание, необходимо соответствие таким условиям:

Правовое государство

  • для принятия решения собраны все возможные факты, учтены все законы и аргументы, которые прозвучали в зале судебного заседания;
  • судьи непредвзяты в своих решениях, не представляют интересы ни одной из ветвей власти;
  • все улики собираются по процедурам, заранее прописанным и не нарушающим права человека;
  • соблюдено право человека быть на каждом существенном этапе судового процесса;
  • возможность подготовиться к защите и согласования действий с адвокатом;
  • возможность оспорить аргументы, которые говорит прокурор;
  • право доказать, что ты невиновен;
  • право знать причины, по которым суд огласил приговор;
  • предоставление возможности обжаловать решение в высшей судебной инстанции.

Например, если следствие использовало пытки для того, чтобы получить доказательства вины подсудимого, то суд обязан исключить из дела факты, изложенные в результате таких незаконных методов дознания. Даже факт, что преступник будет оправдан, не должен учитываться. Таким образом, страхуются граждане как от пыток в силу их неэффективности, так и от ложных приговоров, спровоцировавших введение правосудия в заблуждение.

Все перечисленные выше права и свободы несут позитивный посыл, заставляют государство следовать своим обязательствам. Кроме того, не должно быть задержек в системе правосудия, потому что в этом случае есть лазейки для того, чтобы оно стало избирательным.

Защита прав человека

Правовые признаки прав человека

В теории правового государства указано, что ни один закон не должен нарушать основные права человека. Но на деле нет чётких правил, описывающих в каких случаях свободы гражданина ужимаются законами, а когда нет. Так, в США не считают казнь лишением права человека на жизнь. В скандинавских странах высокие налоги вовсе не видятся нарушением права на частную собственность и так далее. Чтобы законодательная защита прав была эффективной, они должны входить в систему ценностей местной культуры.

Другие элементы правового государства

Законность должна восприниматься, как культурная ценность. Именно от этого зависит, насколько подобная концепция будет устойчивой. Правовая культура государства — это прежде всего использование законов для реализации собственных интересов, выдвижение требований к государству издать определённый закон. Кроме того, в ценностях должна быть законопослушность.

Некоторые специалисты считают, что правовое государство требует, чтобы власть была децентрализована, а гражданское общество было развитым. Главное — не допустить узурпацию власти.

Критика правового государства

Перечислим коротко аргументы против правового государства:

Выводы

Несмотря на всю вышеописанную критику, общие правила принятия решений властью не допускает откровенно безответственных решений. Да, разумный руководитель будет способен сам нести ответственность за свои действия и ему не требуются сдержки и противовесы, которые являются центральной категорией правового государства. Но много ли таких? Какая гарантия, что следующий руководитель действительно будет представлять интересы народа и не станет злоупотреблять своими полномочиями?

Сама концепция правового государства не допускает попадания в правительственные круги людей, которые не будут поддерживаться обществом. Например, президент может быть уволен в порядке импичмента, если перестаёт соответствовать интересам граждан. Это делает возможным приход к власти настоящих лидеров, а не диктаторов, прикрывающихся лидерством для решения своих корыстных задач. Теория правового государства на данный момент является самой эффективной.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Вопросом «в чем сущность правового государства» юристы начали задаваться намного раньше 19 века, когда были определены эти термин и понятие. Сегодня многие ученые и исследователи сходятся во мнении, что детальная проработка концепции данного института и ее дальнейшая реализация являются важнейшим шагом на пути решения большинства современных проблем общества….

Кем сформулировано понятие

Государство и право

Еще древние мыслители в своих трудах высказывали идеи об идеальном устройстве и организации государства с точки зрения права. И в этих поисках они заложили основы принципов и форм взаимодействия общества и страны, закона и власти.

Концепция правового государства развивалась на всем протяжении эволюции человеческого общества, с момента возникновения первых стран. Наверное, первым прообразом можно считать древнюю Месопотамию, где управление было выстроено на положениях свода законов Хаммурапи. Дальнейшее развитие концепция получила в Афинах, где властвовала демократия, а также в основных положениях римского права.

В средние века эта концепция продолжила формироваться под влиянием церкви и дополнялась нормами религиозного права. Но эпоха Возрождения несколько снизила влияние церкви: ряд философов и ученых заложили основы естественного права. Таким образом, примерно с середины 17 века это учение начало активно развиваться и исследоваться.

Само понятие правового государства, было введено К. Велькером, который впервые применил его в 1813 году. Спустя примерно 20 лет другой немецкий ученый Роберт фон Моль популяризировал его, прочно введя в научный лексикон.

Изучение роли личности в делах державы: в чем сущность правового государства

Схема идеальной модели государства.

Главные принципы

Чтобы разобраться, в чем сущность правового государства, обратимся к словарям. В соответствии с Толковым политическим словарем под данным термином понимается такое общественное устройство, в котором главенствуют нормы и фундаментальные принципы права. Основной задачей такой структуры является защита прав и свобод человека.

Само понятие и принципы правового государства не зависят от национального опыта, они универсальны и поэтому применимы к любому государственному устройству. Можно кратко перечислить важнейшие принципы, которые должны соблюдаться:

  • равноправие всех членов общества. Под равноправием понимается, что перед законом отвечают все граждане страны, независимо от своего социального статуса и материального положения. Даже статус законодателя не освобождает человека от ответственности перед ними. К этим категориям граждан могут применяться более весомые инструменты принуждения к исполнению, чтобы обеспечить их честность, непредвзятость и беспристрастность,
  • верховенство закона. В правовом государстве закон – это высшая юридическая сила. Нет ни одного человека или группы людей, организации или органа власти, которые могут выйти за его рамки,
  • защита гражданских прав. Концепция вытекает из основ естественного права, и в соответствии с ней каждый человек с самого рождения наделен некоторыми возможностями и свободами. Поэтому такая структура организации власти всемерно должна стремиться их соблюдать соблюдать,
  • выполнимость основных требований, которые устанавливает право. Это означает, что любой нормативный правовой акт должен быть доступен к ознакомлению, понятен и реален для выполнения. Одним из примеров реализации этого принципа является, например, принцип обратной силы закона, когда он применяется к событиям, которые произошли до его вступления. Принцип обратной силы действует, как правило, в случае смягчения наказания или улучшения ситуации.

Изучение роли личности в делах державы: в чем сущность правового государства

Принципы правового государства схема.

Для успешной реализации этих принципов наиболее важными условиями является наличие в системе государственного устройства таких моделей:

  • разделение властей, а самое главное, обеспечение независимости и неприкосновенности судебной власти,
  • разумное толкование законов,
  • гарантия справедливости работы судебной власти.

Говорить о том, является ли государство правовым, можно в том случае, если в его устройстве четко выделяются основные признаки. При этом все они соответствуют вышеназванным критериям. А это значит, оно должно отвечать следующим требованиям:

  • закон верховенствует во всех сферах,
  • четко соблюдается принцип разделения властей,
  • личность в государстве и оно само взаимно отвечают друг перед другом, а это значит, что гражданин не только наделен правами, но и имеет определенные обязательства,
  • права и свободы гражданина реальны и защищены как со стороны закона, так и со стороны общества,
  • закон реализуется стабильно, как и правопорядок в обществе.

Важно! Говоря о соблюдении прав и свобод, нельзя допускать беззакония и абсолютной свободы человека. Правовое государство, предоставляя ему свободу и защищая его интересы, также имеет инструменты принуждения граждан. Все такие инструменты находятся в рамках правового поля.

Значение для общества

В разные периоды истории и в разных странах особенности правового государства могли трактоваться по-разному. Так, например, даже сегодня есть страны с монархическим устройством, которые выстраивают структуры власти с учетом своей специфики.

К особенностям на современном этапе можно отнести:

  • некоторую размытость конституции в системе нормативно-правовых документов, состоящих из законодательных и подзаконных актов,
  • необходимость постоянно поддерживать демократию в обществе, потому что в своем современном виде оно склонно к бюрократизации и некоей узурпации власти,
  • формирование активного гражданского общества.

Значение правового государства заключается в установлении такого порядка, которое позволяет гражданам максимально полно реализовать свои права и свободы, не ущемляя при этом интересы других людей. При этом любые разногласия решаются на основе законодательных актов, требования которых разумны и выполнимы.

Это значит, что для гражданина выполнение требования законодательного акта и взаимодействие с другими членами общества не требует каких-то усилий, специальных знаний или определенных навыков. В этом и состоит ценность правового государства.

Поскольку одним из принципов является взаимная обязанность власти и личности, государство в своей идеальной форме способно обеспечить полную реализацию прав и свобод для своих граждан. При этом такие отношения будут выстраиваться на принципах взаимоуважения и равноправия.

Внимание! Европа и США достаточно преуспели в реализации этого принципа. Граждане этих стран, живут, уважая закон и выполняя его требования. Страна же, в свою очередь, стремится в полной мере удовлетворить потребности общества в целом и каждого индивида в отдельности.

Изучение роли личности в делах державы: в чем сущность правового государства

Но как бы ни было велико значение правового государства, эта конструкция явно несовершенна и неустойчива к внешним воздействиям.

В условиях глобализации и всеобщего проникновения культур, идей и традиций общества с развитой правовой системой могут испытывать потрясения из-за чрезмерной открытости.

Не все государственные образования являются правовыми в том смысле, в котором это трактует юридическая наука.

Например, некоторые страны Азии, Африки, Ближнего Востока: в них также действуют свои системы права и есть законодательные акты. Но их системы, а также общественные устои и нормы в корне отличаются от западных ценностей.

При столкновении двух различных систем возникают конфликты. Это в свою очередь вызывает желание более мягкой и демократичной системы вводить жесткие ограничивающие правила. И здесь уже возникает вопрос, насколько правовым остается государство, если не все граждане или жители страны в одинаковой степени равноправны и взаимообязаны перед законом.

В любом случае такие ситуации не означают провала концепции, это лишь очередное препятствие на пути ее эволюции.

Роль личности

Личность в правовом государстве является наивысшей ценностью. Только свободная личность способна в полной мере реализовать себя на благо своей страны. Поэтому институциональные структуры стремятся выстроить взаимоотношения на началах доверия и сотрудничества.

При этом государственное образование, признавая права и свободы личности, обязывает граждан подчиняться требованиям, установленным в нормативных правовых актах, наделяя ее обязанностями перед страной и другими членами общества. Государство стоит на страже прав каждого человека, соблюдая, чтобы не возникало конфликтов или ущемления прав одной личности за счет реализации интересов другой.

Правовое государство из ЕГЭ по обществознанию

amp,lt,span data-mce-type=bookmark style=display: inline-block, width: 0px, overflow: hidden, line-height: 0, >

Вывод

Правовое государство является концепцией такого устройства, которое призвано защищать и человека, и само государственное образование. Для этого административные структуры должны реализовать основные принципы. Выполнение этой задачи возможно при соблюдении верховенства закона и реализации принципа разделения властей. Это два основных понятия, на которых должна выстраиваться структура государственного механизма с тем, чтобы реализовать остальные принципы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: