В чем сходство и различие военных и гражданских судов

Обновлено: 18.04.2024

Место В настоящее время система военных судов представляет собой компактную и достаточно эффективную организацию. В нее входят гарнизонные военные суды, являющиеся судами первой инстанции, окружные и флотские военные суды, полномочия которых аналогичны полномочиям судов общей юрисдикции среднего звена. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба

(ч. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Военные суды в соответствии с ч. 3 ст. 4 данного Закона относятся к системе федеральных судов общей юрисдикции. Их деятельность регламентирована Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации».

Роль1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время 51.Система военных судов. Порядок формирования, структура и полномочия. Правовой статус судей военных судов.

Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
(ред. от 25.12.2012)
"О военных судах Российской Федерации"

СистемаВ систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Система военных судов строится с учетом структуры и дислокации Вооруженных Сил РФ и состоит из трех звеньев. Основное звенообразуют гарнизонные военные суды . Эти суды в пределах, установленных данным Законом, рассматривают в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного военного суда (ст. 22). В отличие от районных судов (равных им по статусу), гарнизонные военные суды не пересматривают судебные решения в порядке апелляции в связи с тем, что создание мировой юстиции (института мировых судей) в вооруженных силах не предполагается. Суды этого уровня состоят из председателя суда и нескольких судей. Председатель суда выполняет функции, сходные с функциями председателей районных судов. Среднее звенообразуют окружные военные суды. На них возложено выполнение функций всех судебных инстанций: первой, второй (кассационной), а также инстанций, призванных осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. По первой инстанции они рассматривают уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. В состав военного суда среднего уровня входят председатель, его заместители и судьи. В нем образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы. Высшей судебной инстанциейпо отношению к военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образована Военная коллегия. Она уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций. В качестве суда первой инстанции Военная коллегия рассматривает уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если этим судьей заявлено соответствующее ходатайство. Также Военная коллегия рассматривает дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу; дела в надзорном порядке, а также ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Определите место районного суда в судебной системе России.

Раскройте вопросы порядка образования, состава и структуры

Каковы полномочия районного суда?

В каких случаях законом предусмотрено коллегиальное и в каких

случаях единоличное рассмотрение дел районным судом?

Раскройте полномочия председателя районного суда.

Каковы роль и место аппарата районного суда в обеспечении

Тема 7. Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции.

Каковы место и роль судов среднего звена в системе судов

общей юрисдикции России?

Каковы структура и состав суда среднего звена?

Раскройте полномочия суда среднего звена.

Расскажите, как формируется коллегия присяжных заседателей.

Каковы особенности рассмотрения дел судом присяжных?

Раскройте судебные полномочия президиума суда среднего звена и его роль в решении вопросов организационного характера работы суда.

Назовите полномочия председателя суда среднего звена.

Как организуется работа по обеспечению осуществления право­

судия в суде среднего звена и какие должности есть в аппарате суда?

Тема 8. Военные суды и их место в системе судов общей юрисдикции.

Каковы задачи военных судов, их система и место в системе су­дов общей юрисдикции?

В чем сходство и различие военных и общих (гражданских) судов?

Определите круг лиц, относящихся к военнослужащим.

Какие уголовные дела подсудны военным судам основного,

среднего и высшего звена?

Каковы состав и структура военных судов основного, среднего

и высшего звена?

Какими полномочиями судебной власти (помимо отправления

правосудия по уголовным и гражданским делам) наделены военные суды?

Тема 9.Арбитражные суды.

С чем связано образование в России арбитражных судов? В чем

их отличие от Госарбитража СССР?

Каковы система арбитражных судов, их задачи и место в судеб­

В чем особенности арбитражного производства по сравнению с

Какие дела подведомственны арбитражным судам?

Каковы структура и полномочия основного звена арбитражных

В чем особенности организации и полномочий федеральных ар­битражных судов округов?

Дайте характеристику состава и основных полномочий Высшего

Арбитражного Суда РФ.

Каковы полномочия коллегий, Президиума и Пленума Высшего

Арбитражного Суда РФ?

Каковы полномочия Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ?

Назовите иные арбитражные органы и раскройте их соотноше­ние с арбитражными судами.

Какими нормативными правовыми актами регулируется порядок образования и деятельности третейских судов?

Каков порядок исполнения решений третейского суда?

Каков статус Международного коммерческого арбитражного су­да при Торгово-промышленной палате РФ? Какие дела ему подведом­ственны?

1. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / Под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, А.П. Кизлыка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. С. 82 – 115.

Дополнительная литература по теме 4

Общий объем – 65 с.

Маранц Ю.В. Комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. С. 68.

Ганина Е. Проблемы организации работы помощника судьи // Буква закона. – 2008. – № 3 – 4. С. 59 – 60.

Маранц Ю.В. Комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – С. 66 – 67.

Матвеева И. В зеркало судебной статистики обществу стоит смотреться чаще. Интервью с А.П. Музюкиным // Буква закона. – 2007. – № 1 – 2. С. 33 – 37.

Маранц Ю.В. Комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – С. 57 – 65.

140 лет мировой юстиции Рязанской области // Буква закона. – 2006. – № 3 – 4. С. 26 – 32.

Борисова Е.А. Некоторые проблемы теории и практики мировой юстиции // Российская юстиция. – 2009. – № 2. С. 24 – 27.

Из письма вице-губернатора, первого заместителя председателя Правительства Рязанской области Е.И. Митина // Буква закона. – 2008. – № 1 – 2. С. 43 – 44.

Максимов В. История и современное состояние мировой юстиции в России // Отечественные записки. – 2003. – № 2. С. 296 – 308.

Матвеева И. У мировых судей появились старшие // Буква закона. – 2008. – № 1 – 2. С. 44 – 45.

Мишина Н. Сложные простые дела // Буква закона. – 2008. – № 3 – 4. С. 8 – 9.

Музюкин А.П. И снова – проблемы мировых // Буква закона. – 2008. – № 1 – 2. С. 41 – 43.

Одиноков А.В. Институт мировых судей как составная часть реформы судебной власти города Москвы // Закон и право. – 2005. – № 1. С. 42 – 44.

Терехин В.А. К вопросу о возможности передачи мировой юстиции на федеральный уровень // Российская юстиция. – 2009. – № 2. С. 27 – 30.

По вопросу 5:

Воробьёв А.А. Специальная подготовка должна быть обязательной // Буква закона. – 2008. – № 3 – 4. С. 24 – 25.

Кодинцев А.Я. Военная юстиция СССР в 30-е годы // Военно-юридический журнал. – 2008. – № 1 // Справочная правовая система «Консультант плюс». – 7 с.

Петроченков А.Я. Становление и развитие системы военных судов (военных трибуналов) // Российская юстиция. – 2009. – № 1. С. 57 – 61.

По вопросу 6:

Барановский В.И. Управлять надо уметь // Буква закона. – 2008. – № 3 – 4. С. 8 – 9.

Долгов А.В. Создание условий – немалая часть работы // Буква закона. – 2008. – № 3 – 4. С. 8 – 9.

Интервью с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ, государственным советником юстиции РФ А.В. Гусевым // Законодательство. – 2009. – № 2. С. 5 – 9.

Павлухин А.Н. Судебный департамент – фундамент независимости судебной системы // Буква закона. – 2008. – № 3 – 4. С. 4 – 5.

У современных российских военных и гражданских судов много общего. И те, и другие входят в одну подсистему судов – в подсистему федеральных судов общей юрисдикции. Подобно всем правоохранительным органам и иным судам, военные суды призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества - его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Сближает военные и гражданские суды также установленная для них равная обязанность подчиняться в своей деятельности требованиям законности. Военные суды, как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ и других федеральных законов.

По закону, военные суды. как и гражданские, самостоятельны никому не подотчетны.

Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделены военные суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают гражданские суды. Во-вторых, их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется лишь на органы военного управления и соответствующих должностных лиц. В-третьих, особенностью военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы. Они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе общих (гражданских) судов она также состоит из трех звеньев:

1. Основное звено образуют военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов. Суды этого уровня обычно состоят из председателей и нескольких членов. Председатель выполняет функции, весьма сходные с функциями председателей районных (городских) судов. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В состав военных судов этого уровня также входят народные заседатели.

2. Среднее звено военных судов образуют суды военных округов, флотов, видов и групп войск. Их количество обусловлено в основном числом соответствующих военных структурных образований этого уровня. В состав военных судов среднего уровня входят председатели, их заместители, члены судов и народные заседатели. Круг прав и обязанностей председателя в основном тот же, что и у председателей аналогичных общих (гражданских) судов.

3. Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется военная коллегия. Полномочия председателя Военной коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ. Ему, как и заместителям Председателя этого суда, дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления в установленных законом случаях исполнения приговоров и других решений военных судов.

В соответствии со ст. 26 ФКЗ «О военных судах» статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, и иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в вооруженных силах в других войсках и федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба.

Военные суды размещаются по месту дислокации воск, флотов и иных военных структур и на основании международных договоров за пределами РФ.

Полномочия , порядок образования и деятельность военных судов устанавливается Конституцией РФ, ФКЗ «О военных судах РФ» от 23 июня 1999 года.

Военные суды руководствуются теми же правилами и принципами судопроизводства, что и ругие федеральные суды общей юрисдикции.

Рассмотрении дел и делопроизводства во всех военных судах осуществляется на русском языке.

Военные суды имеют свою подсудность по субъектному составу, то есть им подсудны дела двух категорий лиц: военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

Соответственно, они рассматривают гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав от действий и бездействий органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых им решений.

Во-вторых, уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы.

Если хотя бы один из обвиняемых является военнослужащим или проходящим военные сборы, то дело рассматривается военным судом.

В-третьих, военные суды разрешают административные дела в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

В-четвертых, дела, по заявлениям о компенсациях в связи с нарушениями разумного срока судопроизводства.

Кроме этого, к компетенции военных судов отнесено рассмотрение материалов о совершении военнослужащими и проходящими военную службу лицами дисциплинарных проступков, за которые может быть назначен дисциплинарный арест.

Что касается военных судов, дислоцированных за пределами РФ, то им подсудны все гражданские, административные, уголовные дела, подлежащие рассмотрению общими судами, если иное не установлено международным договором.

Подсудность дел в период мобилизации и в военное время определяется ФКЗ.

Особенностью военных судов является то, что они составляют самостоятельную подсистему судов общей юрисдикции, в которую входят три звена: 1) гарнизонный военный суд; 2) окружной флотский военный суд; 3) военная коллегия Верховного суда.

Таким образом, высшим органом военных судов является Верховный суд.

Гарнизонный военный суд действует только по первой инстанции и дислоцируется на территории, где расположены один или несколько военных гарнизонов.

Поскольку в системе военных судов нет мировых судей, то гарнизонный суд рассматривает дела соответствующей подсудности по тем же правилам, что и мировые судьи.

В остальном, компетенция военного суда с той разницей, что ее субъектами являются военнослужащие и лица, проходящие военные сборы.

Судебные акты, вынесенные гарнизонным военным судом обжалуются в кассационном порядке (в дальнейшем – в апелляционном порядке) в окружной флотский военный суд.

Окружной флотский военный суд – это второе звено системы военных судов, действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, где дислоцируются воинские части, учреждения и формирования.

Действует окружной флотский суд, как и областной, и равный, по трем инстанциям:

Первая, кассационная ( в дальнейшем – апелляционная) и надзорная инстанции.

Подсудность сравнима с подсудностью областного и соответствующего суда. Кроме этого, по решению Верховного суда России уголовные дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях могут передаваться окружному флотскому суду по месту совершения таких преступлений.

Дела рассматриваются единолично или тремя судьями, или коллегией, или судья и коллегия присяжных заседателей. Судебная коллегия окружного флотского суда или судебные составы являются также кассационной инстанцией для гарнизонных военных судов.

Кассационные определения военного окружного флотского суда могут быть обжалованы в президиум этого суда и президиум не обжалуется вступившие в силу акты военного гарнизонного суда.

Таким образом, президиум окружного флотского суда является надзорной инстанцией.

Кроме судебных полномочий президиум рассматривает организационные вопросы, такие, как утверждение председателей судебной коллегии и председателей судебных составов.

Заседания президиума проводятся ежемесячно, правомочно, при наличии более половины членов президиума.

Третьим и высшим звеном является военная коллегия Верховного суда, которая действует по трем инстанциям: первая, кассационная ( в дальнейшем – апелляционная) и надзорная.

По первой инстанции коллегия рассматривает гражданские и административные дела, направления. Оспаривание нормативных актов министерства обороны, которые касаются прав и свобод военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

Из уголовных дел военная коллегия разрешает дела по обвинению военных судей, а так же дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые она может принять производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Приговоры и решения, вынесенные военной коллегией по первой инстанции обжалуются в апелляционную коллегию Верховного суда.

В кассационном порядке военная коллегия разрешает жалобы представления, на приговоры и решения окружных флотских судов.

Кроме того, военная коллегия в качестве надзорной инстанции проверяет законность приговоров нижестоящих судов, вступивших в законную силу.

Судьями военных судов может быть гражданин РФ, обладающий теми же качествами, как и судьи других судов, при этом предпочтение отдается кандидатам, имеющим воинское звание офицера, в том числе и тем, которые пребывают в запасе или находятся в отставке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: