В чем проявляется взаимосвязь права и государства

Обновлено: 22.04.2024

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Современная литература рассматривает 3 вероятные модели, которые характеризуют взаимосвязь государства и права:

  • тоталитарная (страна выше права и им не связана);
  • либерализм (право выше страны);
  • прагматическая (страна поддерживает и увеличивает силу права, но связана им).

Первая из рассмотренных моделей предполагает, что право является продуктом государственной деятельности, его следствием. В российской правовой литературе еще не так давно считалось, что право подчинено государству. Фактическое условие этого этатистского подхода представлено политической практикой, которая склонялась к рассмотрению права как некоего придатка государства.

В теории предпосылкой этой позиции можно считать формально-догматическое отношение к понятию права в качестве системы норм, которые издает государство. Тем не менее, Однако современная Россия уже не использует этот подход.

Либеральный подход, рассматривающий соотношение государства и права, утверждается в рамках представлений, которые вывели категорию государства из общественного договора, из ограничения его правом. Считалось, что это было основано на нерушимости естественного закона и неотчуждаемости субъективных публичных прав индивидов, основанных на нем. С точки зрения этого подхода право обладает безусловным приоритетом, если сравнивать его с государством. Рассматриваемый подход наделен определенными преимуществами. Он представляет собой философскую платформу для утверждения в политической практике идеи правового господства. Тем не менее, эта идея скорее выражает желаемое, чем действительное.

Прагматический подход к вопросу дает возможность в определенной мере произвести интеграцию этатистских и либеральных взглядов. Наряду с этим, он позволяет исключить крайности, оценивая связь права и государства. В соответствии с этим подходом связь права и государства не имеет однозначного причинно-следственного характера (оно порождает право или рождается из права), а становится более сложной. Эта связь имеет двустороннюю зависимость: право и государство друг без друга не существуют, следовательно, можно говорить о функциональной связи между ними.

Подход с точки зрения прагматичности дает возможность выявления глубинных связей государства и права, избегая односторонность. Он позволяет понять, что дает право государству, выясняя истинное значение государства в обеспечении права.

Сегодня прагматический подход является преобладающим в нашей юридической науке. Анализ подобных зависимостей играет принципиально важную роль для всей отечественной общественной практики.

Особенности прагматического подхода

Принято рассматривать 3 основные аспекты прагматической модели соотношения государства и права:

  • единство,
  • отличие,
  • взаимодействие.

Первое из них может выражаться одновременным происхождением государства и права по одинаковым причинам, типологии; одинаковой обусловленности экономических, культурных и иных условий; общей исторической судьбой; наконец в том, что право и государство выступают в качестве средства социальной регуляции и упорядочения. В этом аспекте они аккумулируют и создают баланс между общими и индивидуальными интересами, дают гарантию правам личности и др. Все это не означает, что то, что свойственно государству свойственно и праву, как и наоборот. Они могут оставаться достаточно автономными и самобытными образованиями. Образно выражаясь, государство и право ни на минуту не могут остаться наедине, с глазу на глаз, при этом каждый из них имеет свою жизнь, собственные цели, задачи, методы.

Различия происходят из определений понятий государства и права. Если первое является особой политико-территориальной организацией публичной власти, являющейся формой существования общества, то второе характеризуется в качестве совокупности правил поведения, которые определяют рамки свободы и равенства людей в их интересах. Исполнение интересов происходит за счет актов и принудительной силы государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Таким образом, они не совпадают по своей форме, структуре, элементам, содержанию. Их необходимо относить к разным областям общественной жизни. Государство и право могут по-своему отражать реальную действительность, насущные потребности. Их по-разному воспринимает и оценивает общественное сознание. Наконец, при наступлении известных обстоятельств государство и право начинают работать в противоположных направлениях. Это способствует порождению коллизии между ними.

Взаимодействие права и государства

Взаимодействие права и государства выражено в их разностороннем влиянии друг на друга.

Государственное воздействие заключается, в первую очередь, в формировании, изменении, совершенствовании, охране от нарушителей, претворении права в жизнь. По этой причине можно говорить о непрерывном воздействии государства на право (начинается от создания права и заканчивается реализацией в общественных отношениях). Государство влияет на распространение права в социальном пространстве, обязывая членов общественных отношений действовать по праву, исключая противоправные подходы в процессе достижения результатов, значимых для общества.

Есть и объективные пределы в воздействии государства на право, обусловленные регулятивным потенциалом права, возможностями государства осуществлять обеспечение действие права в этих общественных условиях. Государственные возможности нельзя переоценить, поскольку это в любом случае приводит к идеализации правовых средств, снижая, в конечном счете, социальную ценность права. Государство не использует право в противоречии с его истинной ролью, так как необходима научно обоснованная, эффективная юридическая государственная политика, которая позволит максимально рационально и в интересах общества использовать инструменты права.

Не менее существенным и многообразным является обратное влияние права на государство. История показала, что для собственного существования государству в качестве организации право необходимо не меньше, чем праву государство. Проявление зависимости государства от права характеризуется внутренней организацией страны в ее деятельности.

Посредством права закрепляется внутренняя организация государства, включая его форму, структуру, аппарат (механизм) управления, статус и компетенцию органов и должностных лиц, принцип разделения властей. Принципиально важна роль права во внутренней организации государства. Она проявляется в создании юридических гарантий против возможностей узурпации власти одной из ветвей власти. Этим внутреннее функционирование государства может быть поставлено на правовую основу, происходит создание юридических предпосылок для эффективного действия всех элементов государственной машины.

В деятельностном плане с помощью права достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции государства. Оно способствует проведению его внутренней и внешней политики, законодательному определению и закреплению конституционного строя, положения личности в обществе. Если не будет права, то воля государства не становится общеобязательной. Основной язык, на котором государство ведет разговор со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, — это язык права. По этой причине демократическое государство современности не может действовать без и помимо права. Право как бы «навязывается» государству по причине необходимости. По этой причине последнее в принципе не способно пренебречь правовой формой. Государство, не причиняя ущерб обществу, не может манипулировать правом или освобождаться от него. Право определенным образом «облагораживает» государственность, делая ее полноценной и зрелой.

В современном мире связующее значение права в отношении государства усиливается с каждым днем. В этом процессе наблюдается определенная закономерность: чем более точно право отражает объективные потребности развития общества, тем в большей степени оно связывает государство. Активные действия государства в этом случае не подавляются, напротив, они результативны и направлены только на интересы общества и отдельного человека.

Общее начало любого правового государства представлено его связанностью правом. Право посредством своих начал, норм и предписаний способно выражать взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимное равновесие этих частей представляет уравновешенность свободы, условие обеспечения правовой справедливости.

Еще И. Кант в свое время выдвинул концепцию правового государства как такой государственной власти, целью которой является именно право. С точки зрения современного анализа это значит, что государство, связанное правом, может действовать «свободно».

Государство — это форма организации общества, функционирования политической власти и ее взаимоотношений с индивидами-субъектами права. Субъекты права выступают носителями свобод и прав гражданина и человека.

Право — это нормы и полномочия, которые выражают и обеспечивают свободу граждан в их отношениях с государственной властью и друг с другом.

Понятие государства подразумевает под собой такую организацию общества и политической власти, которые призваны обеспечить равновесие коллективных и частных интересов. Понятие права представляет собой выражение консолидированной, объединенной воли и защиты интересов всех членов общества.

Государство и право в правоведении рассматриваются только во взаимосвязи. Свое историческое развитие они проходили неразрывно и совместно друг с другом. Существенным признаком этой взаимосвязи считают преобладающую роль государства над правом.

Для единства государства и права важно наличие ряда условий:

  • происхождение;
  • типология;
  • общность исторического развития и судьбы;
  • влияние уровня развития экономики;
  • политическая деятельность и содержание;
  • развитие культуры и некоторые другие условия.

Формы взаимодействия права и государства в разных государствах и обществах качественно отличаются и являются очень разнообразными.

В условиях советского периода в проведении господствующей идеологии утилитарная роль отдавалась праву. Жесткое государственное руководство, централизация власти обусловливали эту роль как в отношении права, так и в отношении экономической жизни общества. Господствующая идеология государства определяла развитие юридического позитивизма, который ей полностью соответствовал. Определение права, как совокупности установленных государством правовых норм, принадлежит юридическому позитивизму.

В последующем периоде развития современного общества частично изменилось как понимание права и государства, так и их роли. Формы их взаимодействия в ходе исторического развития значительно трансформировались.

Готовые работы на аналогичную тему

Связь права и государства в современных условиях

Связь права и государства в современных условиях развития общества является двусторонней, отличается взаимозависимостью, выражающейся в том, что государство не может существовать без права как регулятора отношений в обществе, но и право не способно функционировать без мощной машины государства.

Влияние государства на право обусловлено следующими аспектами:

  • правовые нормы создает государство, сообщая им общеобязательный характер посредством своих особенностей и полномочий власти;
  • обеспечение государством реализации права через организацию судебной, исполнительной власти, контрольной и надзорной деятельности;
  • оказание государством идеологической поддержки праву, обязательство следовать правовым предписаниям всех граждан государства.

Влияние права на государство проявляется: в раскрытии связей между отдельными звеньями государства, его внутренней организации; в роли, которую играет государство в общественных отношениях и во внешних проявлениях государства. Право создает гарантии против концентрации государственной власти в одном из ее ветвей или органов власти, регулирует их отношения, оформляет взаимодействие между элементами государственного механизма.

Именно право определяет правовые гарантии со стороны государства, границы воздействия государства на личность, его обязанности и права, вводит его деятельность в юридические рамки.

Основные модели соотношения права и государства:

  • тоталитарное соотношение, при котором государство, которое создает право, выражает в нем свою власть и волю.
  • либеральное соотношение, в рамках которого именно право, как продукт естественного развития человека и общества обуславливает принимаемое государством позитивное законодательство и предопределяет деятельность государства;
  • прагматическое соотношение, при котором государство формирует право и связано им в процессе своей деятельности; государство связано правом, зависит от комплекса субъективных и объективных обстоятельств, которые отображают своеобразие и особенности общественной системы.

В условиях авторитарного режима право в процессе реализации своей динамической функции сводится к предписаниям, которые прямо исходят от государства. В условиях демократического государства правовая система имеет развитый характер, что выражается в обеспечении простора для существования основы гражданского общества — его саморегулирующихся механизмов, ограждает его политический режим от господства силы и беспредела, стихийных разрушительных процессов. В демократическом обществе высокий удельный вес приобретают свободы и права человека, что неотъемлемо связано с развитием права.

Связь права и государства отражается в их функциональной взаимосвязи, ядром которой является теория функций о едином государственно-правовом воздействии в современном обществе, а функции государства и права рассматриваются обособленно.

Результатом функциональных исследований права и государства, как самостоятельных элементов, является:

  • современная система охранительной и регулятивной функций права и внутренних и внешних функций государства;
  • принадлежность второстепенной функции опосредования праву;
  • правовые формы, как обязанность государства действовать в рамках закона и на основе права, неправовые формы осуществления функций государства.

Правовыми формами осуществления функций государства являются: правоисполнительная, правотворческая и правоохранительная.

Интеграции государства и права в современном гражданском обществе состоит в том, что их действия осуществляются сообща: государство в рамках установленных пределов производит действия на основании права, а право представляет и выражает единую волю граждан и государства.

Вопрос о соотношении государства и права включает три основных аспекта: сходства, различия, взаимодействие.

Сходство государства и права проявляется в следующем:

1. Они возникают одновременно в силу одних и тех же причин. Возникновение государства и права является объективным процессом, имеющим длительный характер, а не одномоментным актом.

2. Государство и право сходны в типологии. Это значит, что определенному типу государства всегда соответствует определенный тип права.

3. И государство, и право определяются экономическими условиями жизни общества, потребностями людей, а также особенностями общественного сознания, культуры народа.

4. Государство и право имеют общие исторические судьбы. Существенные изменения в государстве ведут к соответствующим изменениям в праве, практике его применения, правовой системе в целом. С другой стороны, именно с помощью права закрепляются реформы государства, изменения в государственном аппарате.

5. И государство, и право регулируют общественную жизнь, разрешают социальные конфликты, гарантируют права личности.

Различия государства и права можно провести по следующим основаниям:

1. Если государство — это организация публичной власти, то право — система установленных и охраняемых норм.

2. Если государство олицетворяет силу, то право — волю.

3. Различны формы государства и права. Если форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима, то к формам права относятся нормативные акты, юридические прецеденты, нормативные договоры, правовые обычаи и т.д.

4. Различна структура государства и права. Если государство состоит из государственных органов, то право — из отраслей права, правовых институтов и отдельных норм.

5. Государство может выступать и врагом права, если принимает несправедливые законы или само нарушает правовые предписания, творит произвол.

Взаимодействие государства и права достаточно многогранно. Можно выделить следующие направления такого взаимодействия:

1. Государство создает право, издает, изменяет и отменяет Правовые нормы.

2. Именно государство охраняет право от нарушений.

3. Государство способствует претворению права в жизнь, осуществлению субъективных прав, исполнению юридических обязанностей.

4. Право легализирует государственную деятельность, определяет ее рамки.

5. С помощью права регламентируется деятельность государственного аппарата, определяется структура и компетенция государственных органов и должностных лиц.

6. Посредством права проводится политика государства, осуществляются его функции. В науке даже выделяют правовые формы реализации функций государства.

7. Государственная деятельность осуществляется в соответствии с процедурами, закрепленными в праве.

В современной теории права получила развитие концепция господства права над государством. Целью государственной деятельности должна являться реализация права, субъективные права личности должны признаваться как высшая ценность в государстве. В литературе высказывается мнение о двустороннем характере связи между государством и правом, о необходимости отказа от позиции, согласно которой право устанавливается государством. Указывается также на постепенное усиление связующей роли права в отношении государства

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством.

Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

Правовое государство: понятие, принципы, признаки

Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство – это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом.

Признаки правового государства:

1) наличие народного суверенитета;

2) господство права, т. е. правовая организация государственной власти, которая предполагает:

а) связанность, ограниченность государственной власти нормами права, основанными на общественной воле;

б) прямое действие закона в качестве основополагающего юридического акта, который может быть создан и представительными органами, и населением непосредственно;

3) правовая защита личности от произвола должностных лиц и т. д.

Основы правового государства:

1) политическая – основа, которая характеризуется наличием суверенитета, координирующего интересы субъектов политической системы общества и обеспечивающего справедливое правовое равновесие и свободное развитие этих интересов;

2) экономическая – основа, представляющая собой производственные отношения, которым присущи многоукладность, наличие различных форм собственности (частной, государственной, коллективной и т. д.);

3) социальная – основа, которая характеризуется созданием саморегулирующегося гражданского общества для реализации каждым гражданином государства своих творческих, трудовых возможностей, одновременно обеспечивая многообразие мнений, личных прав и свобод личности;

4) нравственная – основа, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности.

Принципы правового государства:

1) верховенство закона – принцип, который распространяется во всех сферах общественной жизни и является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) разделение властей – принцип, закрепляющий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых относительно самостоятельна, взаимно ограничивается с помощью законодательно закрепленной системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина – принцип, который закрепляет обеспечение свободного развития личности, признание за личностью определенной свободы;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, закрепляющий равенство и справедливость в отношениях между государством, являющимся носителем политической власти, и личностью, являющейся участницей формирования и осуществления политической власти;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: