В чем проявляется влияние государства на право

Обновлено: 22.04.2024

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства.

Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, что дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

Исходя из прагматической модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

Единство государства и права

Единство выражается в их:

    • одновременном происхождении в силу одних и тех же причин;
    • сходной типологии;
    • одинаковой (в определенной степени) обусловленности экономическими, культурными и иными условиями;
    • общей исторической судьбе;
    • в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т.д.

    Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.

    Различие государства и права

    Различия вытекают уже из определений этих понятий.

    Государство - это выделившаяся из общества политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство является формой существования общества.

    Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи

      • нормативность,
      • формальная определенность в официальных источниках и
      • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

    Право - это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

    Государство осуществляет силу, а право — волю.

    Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

    Взаимодействие государства и права

    Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном воздействии и влиянии друг на друга.

    Воздействие государства на право

    Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

    Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

    Влияние права на государство

    Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

      • во внутренней организации государства;
      • в его деятельности.

      С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

      Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

      В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной.

      В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует историческому предназначению.

      Некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, так как главное в правовом государстве — это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону.

      Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Но нельзя забывать, что отношение «государство — право» есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу.

      Главное в правогосударственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы.

      Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

      Роль государства в обеспечении права. Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого ин­ституционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

      Государство опекает право, использует его потенциал для до­стижения целей государственной политики. В то же время влия­ние государства на право не следует абсолютизировать и рассмат­ривать в духе этатистских воззрений, признающих право исклю­чительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает отно­сительной самостоятельностью, собственными, внутренне прису­щими ему закономерностями формирования и функционирова­ния, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

      Наиболее ощутимое воздействие государства на право прояв­ляется в сфере правотворчества и правореализации. Право фор­мируется при непременном участии государства. Однако государ­ство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или админи­стративный прецедент и др.). В этом смысле государство не явля­ется его (права) начальной, глубинной причиной. Государство со­здает право на институциональном уровне. Причины же возник­новения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, ис­торических традициях народа и проч. Недооценка этого принци­пиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юри­дического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

      Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от госу­дарства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немысли­мо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном про­цессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмеши­вается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении обра­зования права заключается в следующем.

      1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государст­во в соответствии с познанными законами общественного разви­тия, закономерностями стихийного правогенеза определяет по­требность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает об­щие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смыс­ле это означает, что государство устанавливает нормы права.

      2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ производства права является пре­обладающим. Так, образование мусульманского права характери­зовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые были выработаны мусульманской док­триной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вслед­ствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

      3. В признании юридически обязательными регуляторами по­ведения фактически сформировавшихся и существующих отно­шений и связей (соответствующих им видов деятельности), вслед­ствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм нормативные договоры.

      4. В развитии системы нрава. При этом истинная роль совре­менного государства (имеющего правовой характер) не сводится в данной сфере к выпуску в свет определенного количества норма­тивно-юридических актов. Задача государства заключается в том, чтобы: во-первых, обеспечить приоритетную роль закона в системе законодательства; во-вторых, способствовать развитию иных источников права - нормативного договора, обычного права; в-тре­тьих, придать праву системный характер, обеспечить взаимосвязь нормативных актов как между собой, так и применительно к иным формам выражения правовых норм; в-четвертых, государство в оп­ределенной мере «управляет» правом: а) придает ему запретительный или дозволительный характер; б) дозирует «присутствие» права в публично-правовой и частно-правовой сферах.

      Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей сис­темы источников права. Сообразуясь с социально-экономически­ми потребностями, политической ситуацией в обществе, государ­ство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, ме­тодов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой обще­ства, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

      5. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализация нрава. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использова­ние его ресурсов, осуществление правовых установлении было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз проявляет­ся в том, что оно своей деятельностью призвана создавать факти­ческие, организационные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных зако­ном возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Анемия исполнительных, надзорных и судебных структур государства, как об этом свидетельствует оте­чественный опыт, блокирует действие права. Активность государ­ства - необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

      6. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является по­стоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама уг­роза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего бла­гоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.

      7. Наконец, государство оказывает мощную идеологическую поддержку праву, превращает его в официальную идеологию. Тем самым государство способствует восприятию права индивидуаль­ным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации.

      Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общест­венных отношений действовать по праву, исключать противоправ­ные подходы в достижении общественно значимых результатов.

      Несомненно, объективно существуют пределы воздействия го­сударства на право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-эконо­мических и политических условиях. Возможности государства в этом плане не следует переоценивать, ибо это всегда ведет к идеа­лизации правовых средств, а в конечном счете снижает социаль­ную ценность права. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая поли­тика государства, позволяющая наиболее рационально и в инте­ресах общества использовать правовой инструментарий.

      Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и прак­тически пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопас­ности, организации предупреждения и борьбы с правонарушения­ми, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.

      Институт юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования. Юридическая политика подразделяется на законо­дательную, правоохранительную и др. В ее орбиту вовлечен спе­циально подготовленный персонал, в том числе кадры правоо­хранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.

      Юридическая политика в этой связи является необходимым условием проводимых в стране преобразований. Именно поэтому нужны целенаправленные продуманные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную для действия права.

      Роль государства в обеспечении права. Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого ин­ституционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

      Государство опекает право, использует его потенциал для до­стижения целей государственной политики. В то же время влия­ние государства на право не следует абсолютизировать и рассмат­ривать в духе этатистских воззрений, признающих право исклю­чительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает отно­сительной самостоятельностью, собственными, внутренне прису­щими ему закономерностями формирования и функционирова­ния, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

      Наиболее ощутимое воздействие государства на право прояв­ляется в сфере правотворчества и правореализации. Право фор­мируется при непременном участии государства. Однако государ­ство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или админи­стративный прецедент и др.). В этом смысле государство не явля­ется его (права) начальной, глубинной причиной. Государство со­здает право на институциональном уровне. Причины же возник­новения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, ис­торических традициях народа и проч. Недооценка этого принци­пиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юри­дического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

      Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от госу­дарства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немысли­мо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном про­цессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмеши­вается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении обра­зования права заключается в следующем.

      1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государст­во в соответствии с познанными законами общественного разви­тия, закономерностями стихийного правогенеза определяет по­требность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает об­щие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смыс­ле это означает, что государство устанавливает нормы права.

      2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ производства права является пре­обладающим. Так, образование мусульманского права характери­зовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые были выработаны мусульманской док­триной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вслед­ствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

      3. В признании юридически обязательными регуляторами по­ведения фактически сформировавшихся и существующих отно­шений и связей (соответствующих им видов деятельности), вслед­ствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм нормативные договоры.

      4. В развитии системы нрава. При этом истинная роль совре­менного государства (имеющего правовой характер) не сводится в данной сфере к выпуску в свет определенного количества норма­тивно-юридических актов. Задача государства заключается в том, чтобы: во-первых, обеспечить приоритетную роль закона в системе законодательства; во-вторых, способствовать развитию иных источников права - нормативного договора, обычного права; в-тре­тьих, придать праву системный характер, обеспечить взаимосвязь нормативных актов как между собой, так и применительно к иным формам выражения правовых норм; в-четвертых, государство в оп­ределенной мере «управляет» правом: а) придает ему запретительный или дозволительный характер; б) дозирует «присутствие» права в публично-правовой и частно-правовой сферах.

      Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей сис­темы источников права. Сообразуясь с социально-экономически­ми потребностями, политической ситуацией в обществе, государ­ство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, ме­тодов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой обще­ства, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

      5. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализация нрава. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использова­ние его ресурсов, осуществление правовых установлении было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз проявляет­ся в том, что оно своей деятельностью призвана создавать факти­ческие, организационные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных зако­ном возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Анемия исполнительных, надзорных и судебных структур государства, как об этом свидетельствует оте­чественный опыт, блокирует действие права. Активность государ­ства - необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

      6. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является по­стоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама уг­роза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего бла­гоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.

      7. Наконец, государство оказывает мощную идеологическую поддержку праву, превращает его в официальную идеологию. Тем самым государство способствует восприятию права индивидуаль­ным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации.

      Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общест­венных отношений действовать по праву, исключать противоправ­ные подходы в достижении общественно значимых результатов.

      Несомненно, объективно существуют пределы воздействия го­сударства на право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-эконо­мических и политических условиях. Возможности государства в этом плане не следует переоценивать, ибо это всегда ведет к идеа­лизации правовых средств, а в конечном счете снижает социаль­ную ценность права. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая поли­тика государства, позволяющая наиболее рационально и в инте­ресах общества использовать правовой инструментарий.

      Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и прак­тически пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопас­ности, организации предупреждения и борьбы с правонарушения­ми, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.

      Институт юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования. Юридическая политика подразделяется на законо­дательную, правоохранительную и др. В ее орбиту вовлечен спе­циально подготовленный персонал, в том числе кадры правоо­хранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.

      Юридическая политика в этой связи является необходимым условием проводимых в стране преобразований. Именно поэтому нужны целенаправленные продуманные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную для действия права.

      Государство является непосредственным фактором создания правовых
      установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть
      имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо
      институционального образования. Она присутствует в праве и как бы
      проникает в самую суть права.

      Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей
      15

      государственной политики. В тоже время влияние государства на право не
      следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений,
      признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его
      признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает
      относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему
      закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что
      право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и
      допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то
      лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является
      инструментом по отношению к праву.

      Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере
      правотворчества и право реализации. Право формируется при
      непосредственном участии государства. Однако государство не столько
      формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс,
      придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический
      акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле
      государство не является его (права) начальной, глубинной причиной.
      Государство создает право на институциональном уровне. Причины же
      возникновения права коренятся в материальном способе производства,
      характере экономического развития общества, его культуре, исторических
      традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения
      ведет к тому, что единственным и определяющим источником права
      признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался
      основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось
      учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

      Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической
      теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в
      полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо
      конструктивной деятельности государства существование права как

      институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в
      правообразовательном процессе достаточно специфична. По-настоящему
      16

      государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на
      определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении
      образования права заключается в следующем.

      В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии
      с познанными законами общественного развития, закономерностями
      стихийного правогенеза определяет потребность в юридической
      регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет
      потребность наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт
      исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им
      авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий
      характер. В буквальном смысле это означает, что государство
      устанавливает нормы права.

      В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят)
      прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой
      способ «производства» права является преобладающим. Так, образование
      мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство
      санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были
      мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда
      положением, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие
      толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное
      значение.

      В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически
      сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им
      видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают
      юридическое значение. Таким образом, формируется так называемое обычное и
      прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения
      нормативных договоров.

      Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы
      источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями,
      политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере
      17

      оказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения
      правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство
      управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление
      соответственно духу времени.

      Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении
      реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том,
      что вне государства использование его ресурсов, осуществление
      правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства
      как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано
      создавать фактические, организованные юридические предпосылки для
      использования гражданами, их организациями предоставленных законом
      возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и
      потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения
      правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту
      активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие
      чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

      Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых
      отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей
      гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила,
      авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения
      охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим
      наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных
      субъектов.

      Государство, следовательно, способствует распространению права в
      социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений
      действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении
      общественно значимых результатов.

      Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства на
      право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого
      права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права
      18

      в данных социально-экономических и политических условиях. Государство не
      может также использовать право в противоречии с его истинным
      назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная
      юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в
      интересах общества использовать правовой инструментарий.

      Выделяется пять подходов к проблеме соотношения государства и права:

      1) этатистский подход (от патернализма; тоталитаризм как крайнее проявление этатизма)утверждает, чтоправо подчинено государству. Государство предшествует праву и порождает его. Общество не может существовать без государства. Право здесь выступает инструментом руководства обществом. Источником права в этатизме выступает государственная власть, основанная на силе. Этатизм абсолютизирует роль государства в общественной жизни. Государство занимается организацией всего: доминирует в экономике, борется с социальными недугами, строит церкви, управляет системой образования и т.д. Государство во благо индивидов (по его убеждению), для осуществления своих функций вправе вмешиваться во все сферы жизни, в том числе и в частную. Заботясь о самосохранении собственной мощи, государство считает частное в определенном смысле свои конкурентом.

      «Минусы» этатизма таковы: есть объективные пределы государственного вмешательства, что не учитывается приверженцами этой теории; этатизм выводит государство за пределы зоны влияния права и не задается вопросом о правомерности государственной власти;

      2) неопозитивистский подход основывается на идее самоограничения государства законом. Государство ограничивается правом или законом, им же изданным, по своему усмотрению, лишь поскольку оно того хочет;

      3) естественно-правовой подход считает государство подчиненным праву. Государство ограничено правом, что вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. Право — единый неизменный правопорядок. Нормы позитивного права — это не результат деятельности государства, а порождение идеального правопорядка. Государство — это продукт права, оно учреждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство возникает из потребности функционирования права, как принципиально новой системой нормативного регулирования;

      4) дуалистический подход исходит из тезиса, что между государством и правом существует функциональная взаимосвязь. Она носит не односторонний причинно-следственный характер, а двусторонний. Их функции подчинены единым целям и задачам: реализация функций одного невозможна без функционирования другого. Р.Иеринг представлял государство (власть) и право в виде двух противоборствующих сил, которые в отдельности не могут существовать и оказывают взаимное влияние друг на друга. Государство возникает не для того, чтобы создавать правовые нормы, а право — не для того, чтобы регулировать деятельность государственного аппарата;

      5) либерально-демократический подход исходит из принципов связанности государства правом. Он отдает приоритет личности перед государством. Право связывает государство в интересах личности, ограничивает ее от произвола. В современной российской литературе связанность государства правом исследовалось в аспекте правового государства, а в западной литературе — в концепции верховенства права. В этом подходе государство выступает в двух противоположных ипостасях: как гарант права человека и как их потенциально опасный противник. Государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права в соответствующем обществе.

      В современных условиях замечается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей степени оно связывает государство. Активность государства, при этом, не подавляется, а расходуется рационально в интересах личности. Этот подход солидарен с идеей о двустороннем характере связи государства и права. Государство нуждается в правовых нормах и едином правопорядке, а праву нужен «механизм» для их реализации.

      Соотношение государства и права в этатической и либеральной теориях таково:

      · этатическая концепция (марксизм в том числе) постулирует следующее: государство верховенствует над правом; право требует государственной поддержки и создается или санкционируется государством; праву требуется государственная формализация; право связано государством; максимальное государство (широкое) требует массированного государственного нормотворчества;

      · либеральная концепция постулирует иное: право верховенствует над государством; государство связано правом; право закрепляет структуру государственных органов и их компетенцию; оно есть средство осуществления функций государства (налоги, бюджет, обязанности граждан); право определяет пределы вмешательства государства в жизнь граждан; минимальное государство (государство — ночной сторож) ищет право и оформляет в нормативных правовых актах.

      В современной литературе указываются три модели взаимоотношения государства и права: 1) тоталитарная (государство выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше государства); 3) прагматическая (государство создает право, но связано им) [44, с. 59].

      Воздействие права на государствопроявляется в том, что государству жизненно важно право. Без него оно не в силах функционировать, поскольку отказ от использования права всегда влечет серьезные экономические последствия, ослабляет государственную власть и, тем самым, создает предпосылки для, насильственной смены существующего строя. Право есть инструмент государства и форма его самоограничения.

      Воздействие государства на право проявляется в том, что государство является непосредственным фактором создания правовых норм и главной силой их осуществления. Государство опекает право и использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В этом смысле право — инструмент государства, а государство также является инструментом права.

      Единство и взаимосвязь права и государства проявляется в следующем. Они отличаются структурно, функционально и т.д. Государство входит в политическую систему, а право в нормативную. Основными сферами взаимодействия государства и права являются правотворчество и правореализация, правоприменение. Государство создает (полностью или частично) право, дает официальное толкование норм права, реализует в форме правоприменения, обеспечивает защиту права. Государство не должно «изобретать» правые нормы, а юридически оформлять и закреплять то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, идеалов и др. Оно придает праву формальную определенность и общеобязательность. В основе их возникновения лежат одни и те же причины; оба необходимые явления (по крайней мере, в видимой перспективе). У права и государства общая цель: упорядочить общественные отношения и стабилизировать жизнь общества. Государство связано правом: право фиксирует и легализует деятельность государства, законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, принципы и пределы, компетенцию государственных органов. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан и самого государства.

      Таким образом, право и государство не отделимы друг от друга, а связь государства и права сложна и многогранна. Но противопоставление права и государства влечет беззаконие и ослабление того и другого.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: