В чем проявляется независимость судебного эксперта

Обновлено: 27.03.2024

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Комментарий к статье 8

1. Принцип объективности, всесторонности и полноты исследований имеет решающее значение, поскольку именно он определяет требования, предъявляемые законодателем к качеству основного направления судебно-экспертной деятельности — производства экспертизы.

2. Объективность, всесторонность и полнота исследований представляют собой тесно взаимосвязанные и взаимосочетающиеся требования, предъявляемые к экспертному исследованию, но имеющие собственное содержание. Объективность исследования заключается в беспристрастности, непредвзятости и независимости в проведении исследования и предполагает, что при осуществлении экспертизы эксперт должен учитывать все факторы, имеющие значение при проведении исследования, а также использовать рекомендованные современной наукой и экспертной практикой методики. При исследовании и оценке материалов, представленных на экспертизу, подготовке и формулировании выводов экспертного исследования эксперт должен исключить недобросовестность, предвзятость, тенденциозность. Объективность предполагает, что сделанные выводы будут вытекать из объективно проведенных исследований и будут отражать обстоятельства дела в соответствии с тем, как это имело место в действительности.

Закон устанавливает, что объективность эксперта предполагает проведение исследования на строго научной и практической основе. Эта основа должна базироваться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Научная основа предполагает использование только научно-обоснованных методик, применимых к данному конкретному исследованию. Практическая основа проведения экспертного исследования означает:

— наличие не только научно-обоснованной, но и практически апробированной методики, используемой при проведении исследования;

— проведение в ходе осуществления экспертизы конкретных практических действий по исследованию представленных материалов, основанных на теоретических знаниях. В связи с этим недопустимо вместо осуществления реального исследования ограничиваться теоретическими расчетами и сделанными на их основе выводами и умозаключениями.

3. Объективность экспертного исследования во многом зависит от наличия и объективности имеющихся методик проведения той или иной экспертизы и качества материалов, представленных на экспертизу. Соблюдение требований об объективности проводимых экспертных исследований предполагает, что эксперт должен отказаться от дачи заключения в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения (п.6 ч.3 ст.57 УПК РФ), непригодны для проведения исследования, современный уровень науки не позволяет ответить на поставленные вопросы (ч.1 ст.16 настоящего Закона). Вместе с тем Закон предоставляет эксперту право ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения (п.2 ч.3 ст.57 УПК РФ; ч.3 ст.85 ГПК РФ; ч.3 ст.55 АПК РФ).

4. Одним из основных условий объективности проводимого исследования закон называет осуществление экспертизы в пределах соответствующей специальности. Специальность — это область специальных знаний, умений и навыков в определенной отрасли науки, которыми владеет соответствующий эксперт. Очевидно, что эксперт не в состоянии дать объективное заключение в том случае, если необходимые для производства экспертизы исследования выходят за рамки специальных знаний эксперта. В связи с этим закон устанавливает право эксперта отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний эксперта (п.6 ч.3 ст.57 УПК РФ; ч.5 ст.199 УПК РФ). А часть 1 ст.16 называет это уже не правом, а обязанностью эксперта. Очевидно, что в данном случае решение вопроса об отказе от проведения экспертизы и дачи заключения зависит от самого эксперта, уровня его знаний и внутреннего убеждения. Однако при наличии установленных условий (недостаточность знаний, узкость специальности эксперта для проведения конкретного экспертного исследования) данное право приобретает характер обязанности, и эксперт должен его реализовать. Исключение составляют случаи, когда эксперт не отказывается от дачи заключения, а ходатайствует перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов (ч.1 ст.17 настоящего Закона; п.2 ч.3 ст.57 УПК РФ), и это ходатайство удовлетворяется. В противном случае принцип объективности, всесторонности и полноты исследований будет нарушен, результаты экспертизы будут поставлены под сомнение, а заключение эксперта может быть признано недопустимым доказательством.

5. Всесторонность экспертного исследования предполагает выяснение со всех сторон значимых для разрешения дела конкретных вопросов, поставленных перед экспертом на основе исследования материалов, представленных на экспертизу. Всесторонность означает исследование всех важнейших свойств, качеств и признаков представленных материалов, их связей, отношений и зависимостей. Всесторонность предполагает исследование всех объективно возможных вариантов при осуществлении экспертизы, тем самым предотвращая односторонность и субъективизм экспертного исследования. Полнота экспертного исследования заключается в исследовании всех качеств и свойств материалов, представленных на экспертизу, осуществляемом глубоко и полно. Полнота предполагает исследование такой совокупности свойств представленных материалов, которая позволяет не только полно и объективно ответить на поставленные вопросы, но и, возможно, сделать более глубокие выводы и выяснить обстоятельства, которые имеют значение для дела, но по поводу которых эксперту не были поставлены вопросы (ч.2 ст.204 УПК РФ; ч.2 ст.86 АПК РФ).

6. Всесторонность и полнота экспертного исследования распространяются только на те обстоятельства, свойства и качества исследуемых предметов, которые имеют значение для разрешения дела. По сути дела, всесторонность и полнота ограничиваются рамками тех обстоятельств, которые подлежат доказыванию по тому или иному делу (ст.73 УПК РФ; ч.2 ст.65 АПК РФ; ст.26.1 КоАП РФ; ч.2 ст.56 ГПК РФ).

7. Принцип объективности, всесторонности и полноты экспертного исследования находит свое непосредственное отражение в ст.16 настоящего Закона, где в качестве одной из основных обязанностей эксперта устанавливается обязанность провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

8. Принцип объективности, всесторонности и полноты экспертного исследования не носит абсолютного характера, он, имея огромное самостоятельное значение, в конечном итоге все-таки подчинен принципам законности и соблюдения прав и свобод человека при осуществлении экспертизы. Так, если задачи осуществления полного и всестороннего исследования могут быть реализованы только с использованием средств и методов, затрагивающих честь и достоинство личности, опасных для жизни и здоровья, нарушающих личную и семейную тайну и неправомерно ограничивающих иные важнейшие конституционные права, то интересы конкретной личности, задачи охраны прав и свобод человека будут иметь приоритет над требованиями всесторонности и полноты исследования. Например, закон запрещает при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц применять методы исследований, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства и т.д. (ст.35 настоящего Закона).

9. Принцип объективности, полноты и всесторонности экспертного исследования может быть реализован в полной мере только при условии соблюдения требований процессуального закона при сборе и предоставлении эксперту материалов для проведения экспертизы. Так, материалы, предоставляемые эксперту, должны иметь процессуальный характер, быть собраны надлежащими субъектами процессуальной деятельности с соблюдением норм процессуального закона, регламентирующего порядок сбора таких материалов. Материалы, представленные для исследования, должны носить в определенном смысле объективный характер — отражать свойства и качества предметов и явлений в соответствии с тем, как это имело место в действительности, а в определенных случаях — обладать свойствами репрезентативности, отражать все стороны исследуемого предмета или явления. В качестве одной из гарантий объективности эксперта при осуществлении исследования выступает запрет самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы (ч.3 ст.16 настоящего Закона; п.2 ч.4 ст.57 УПК РФ). Эксперт не является субъектом доказывания, собранные им материалы не имеют процессуального характера и не могут стать предметом экспертного исследования.

10. Принцип объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых экспертом, тесно взаимосвязан с принципом независимости эксперта. Только процессуально независимый эксперт, незаинтересованный в исходе дела и беспристрастный, может дать в полной мере объективное и всестороннее заключение. Ведь, по сути дела, важной является не независимость эксперта сама по себе, а способность эксперта дать объективное, непредвзятое и всестороннее заключение, используемое как доказательство по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам. В связи с этим все гарантии независимости эксперта (см. комментарий к ст.7 настоящего Закона) в конечном итоге направлены на достижение объективности, всесторонности и полноты проводимых экспертом исследований.

11. С принципом объективности, полноты и всесторонности исследований тесно связаны положения, предоставляющие эксперту возможность делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний (ч.1 ст.17 настоящего Закона), а также позволяющие произвести допрос эксперта в целях разъяснения данного им заключения (ст.205 УПК РФ).

12. К числу гарантий объективности, всесторонности и полноты экспертных исследований следует отнести целый ряд процессуальных прав, предоставленных эксперту в целях наиболее полного ознакомления с материалами, имеющими отношение к проводимому исследованию: право знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету экспертизы; ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы (ч.3 ст.57 УПК РФ). Аналогичные процессуальные права предоставлены эксперту арбитражным процессуальным законодательством (ч.3 ст.55 АПК РФ) и гражданским процессуальным законодательством (ст.85 ГПК РФ).

К числу иных гарантий принципа объективности, полноты и всесторонности исследований следует также отнести правила об отводе эксперта, заинтересованного в исходе дела либо по иным причинам неспособного дать полное, всестороннее и объективное заключение (см. об этом комментарий к ст.7 настоящего Закона), нормы, предусматривающие возможность признания заключения и показаний эксперта доказательствами, не имеющими юридической силы (ст.75 УПК РФ; ч.3 ст.64 АПК РФ; ч.2 ст.55 ГПК РФ).

13. При соблюдении принципа объективности, полноты и всесторонности исследований эксперт полно и аргументированно дает ответы на все поставленные перед ним вопросы, а возможно, выявляет и иные обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых вопросы не ставились. Заключение эксперта содержит описание содержания и результатов исследований с указанием примененных методик, оценку результатов исследований, обоснование и формулировку выводов по поставленным вопросам, а также материалы, иллюстрирующие заключение эксперта и являющиеся составной частью заключения (ст.25 настоящего Закона).

14. Неполнота, необоснованность и необъективность экспертного исследования выступают в качестве основания для производства дополнительной либо повторной экспертиз, а также допроса эксперта. Так, производство дополнительной экспертизы осуществляется в том случае, когда данное ранее заключение недостаточно ясно либо не полно. Дополнительная экспертиза осуществляется тем же либо другим экспертом. Повторная экспертиза назначается в связи с возникшими у суда, судьи, следователя, дознавателя, прокурора сомнениями в правильности или обоснованности данного ранее заключения. Она назначается по тем же вопросам и поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (ст.20 настоящего Закона; ст.87 АПК РФ; ст.87 ГПК РФ; ст.207 УПК РФ).

Допрос эксперта производится для разъяснения данного им заключения (ст.205 УПК РФ).

15. Проверка заключения эксперта с точки зрения обоснованности и достоверности сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных может быть осуществлена лицом, владеющим специальными познаниями, в частности, конкретными общепринятыми научными и практическими данными, необходимыми для проверки того или иного заключения эксперта. Закон не предусматривает специальной процедуры осуществления такой проверки, хотя и не исключает такой возможности. Очевидно, что проверка научно-практической стороны заключения эксперта в рамках судопроизводства может быть осуществлена лишь косвенно, когда заключение эксперта, осуществлявшего повторную экспертизу, не дает оснований усомниться в его правильности и обоснованности. Соответственно, если выводы, сделанные экспертом в результате проведения первоначальной экспертизы, существенно отличаются от выводов, представленных экспертом в результате осуществления повторной экспертизы, можно с достаточной вероятностью говорить о необоснованности и недостоверности заключения первого эксперта.

Положение Закона об основании заключения эксперта на базе общепринятых научных и практических данных носит характер ограничения, устанавливающего рамки использования средств и методов при осуществлении экспертизы. Это позволяет проверить обоснованность и достоверность сделанных экспертом выводов, но в рамках процессуальной деятельности не имеет реального действия.

Очевидно, что такая проверка не может быть осуществлена судьей, судом, прокурором, следователем, дознавателем, лицом, осуществляющим производство об административном правонарушении, поскольку специальными знаниями для этого они не обладают. Для лиц, ответственных за производство по делу, заключение эксперта имеет характер доказательства, а его проверка и оценка осуществляются по общим правилам, установленным соответствующим процессуальным актом для проверки и оценки всех доказательств, имеющихся в деле. Это означает, что проверке со стороны суда, следователя, прокурора, дознавателя, лица, ответственного за производство по делу об административном правонарушении, подлежит не сущность заключения эксперта, а его юридически значимые свойства и качества. Так, в соответствии со ст.ст.87 и 88 УПК РФ заключение эксперта подлежит проверке, заключающейся в сопоставлении его с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, получении иных доказательств, подтверждающих или опровергающих заключение эксперта, а также оценке с точки зрения его относимости, допустимости и достоверности. При этом оценка доказательств осуществляется по внутреннему убеждению, основанному на совокупности всех имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Аналогичны правила оценки доказательств в гражданском и арбитражном процессе, а также административном судопроизводстве (ст.ст.59, 60, 67 ГПК РФ; ст.ст.67, 68, 71 АПК РФ; ст.26.11 КоАП РФ).

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 13)
    • Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность
    • Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 7. Независимость эксперта
    • Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований
    • Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 10. Объекты исследований
    • Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения
    • Статья 12. Государственный судебный эксперт
    • Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту
    • Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
    • Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
    • Статья 16. Обязанности эксперта
    • Статья 17. Права эксперта
    • Статья 18. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы
    • Статья 19. Основания производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении
    • Статья 20. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз в государственном судебно-экспертном учреждении
    • Статья 21. Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении
    • Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности
    • Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей
    • Статья 24. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении
    • Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание
    • Статья 26. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц
    • Статья 27. Условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц
    • Статья 28. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы
    • Статья 29. Основания и порядок госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях
    • Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях
    • Статья 31. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза
    • Статья 32. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 33. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 34. Обеспечение лиц, госпитализированных в судебно-психиатрические экспертные медицинские организации
    • Статья 35. Ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц
    • Статья 36. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц
    • Статья 37. Финансирование судебно-экспертной деятельности
    • Статья 38. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности
    • Статья 39. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений
    • Статья 40. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений
    • Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами
    • Статья 42. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
    "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2019 г., 1 июля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

    Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

    ГАРАНТ:

    См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640

    См. комментарий к настоящему Федеральному закону

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

    Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации

    Определяются правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Устанавливаются требования, которым должна отвечать судебная экспертиза, правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности, порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Часть 3 статьи 29, в которой устанавливается обязанность извещения членов семьи лица, родственников или иных лиц о помещении этого лица в стационар, вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ.

    Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 5 июня 2001 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 273-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

    Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Эксперт должен быть независим от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Так предписывает статья 7 ФP N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

    В чем выражается независимость эксперта?

    Эксперт самостоятелен при производстве судебной экспертизы. При этом неважно, является ли он государственным экспертом, сотрудником негосударственного экспертного учреждения или частным экспертом. Каждый эксперт дает заключение от своего имени и несет за него личную ответственность.

    Независимость эксперта проявляется и при выборе им методов, средств и методик исследования, которые необходимы для изучения конкретных объектов экспертизы. Руководитель экспертного учреждения может рекомендовать эксперту воспользоваться тем или иным методом, однако, право выбора остается за экспертом.


    Лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут воздействовать на эксперта. Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат уголовной ответственности (ст. 302 УК РФ).

    Действительно ли судебный эксперт независим?

    Увы, на самостоятельность суждений эксперта, а, следовательно, независимость судебной экспертизы влияют многие факторы. Например, государственные судебно-экспертные учреждения зачастую подчиняются тем же органам исполнительной власти, что и следственные аппараты, органы дознания. Речь идет о Министерстве внутренних дел, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе безопасности и это не полный список. Такая соподчиненность отрицательно влияет на независимость как судебного эксперта, так и экспертного учреждения в целом.

    В реальной жизни на судебного эксперта или руководителя судебно-экспертного учреждения всё же влияют. Например, кто-то из вышестоящих начальников могут потребовать от руководителя экспертного учреждения передать производство экспертизы другому эксперту, если вывод, сделанный первоначально назначенным экспертом, не устроил. Эксперт (ему это разрешает закон) может выступить со своим особым мнением. Однако, если речь идет о военизированном подразделении? Будет ли он это делать? Вряд ли.

    Очевидным решением будет выделение государственных экспертных учреждений и создание государственных судебно-экспертных служб, не связанных с органами дознания и предварительным расследованием. И вообще-то такая служба давно существует - это судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации. Возможно, все государственные экспертные учреждения следовало бы сосредоточить именно под эгидой Минюста России, чтобы обеспечить их независимость? Стало бы это решением проблемы?

    Практика показывает, что во многих случаях оторванность судебно-экспертной службы от органов дознания и следственных аппаратов приносит значительно больше вреда, чем пользы. Исчезает оперативность применения специальных знаний. А ведь своевременность и быстрота реакции экспертов на запросы суда могут определить успех раскрытия и расследования преступления.

    Возможна ли абсолютная независимость?

    Разве можно избежать постороннего влияния?

    Реальная независимость негосударственных судебно-экспертных учреждений, частных экспертов, несмотря на то что многие из них именуют себя независимыми, далеко не всегда имеет место. В некоторых случаях экспертный вывод может находиться в прямой зависимости от суммы гонорара за проведенное исследование.

    Вопрос об абсолютной независимости судебных экспертов представляется утопичным. В условиях реального социума эта идея недостижима, хотя, безусловно, к ней надо стремиться. В том числе и за счет возможности проведения альтернативных судебных экспертиз, для поддержания конкуренции государственных и негосударственных экспертных учреждений.

    Приближенную к независимой экспертизу можно проводить только при условии единых квалификационных требований к государственным судебным экспертам всех ведомств, судебным экспертам негосударственных экспертных учреждений и частным экспертам.

    Только законодательным способом можно закрепить условия проведения негосударственной судебно-экспертной деятельности, что предусматривает создание независимых вневедомственных экспертно-квалификационных комиссий, единых для государственных и негосударственных судебных экспертов.

    Статья подготовлена специалистами Института СЭиК

    При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

    Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

    Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Комментарий к статье 7

    1. Принцип независимости эксперта является одним из наиболее важных принципов осуществления государственной судебно-экспертной деятельности, поскольку только независимый эксперт, проводя исследование при производстве экспертизы, может вынести в полной мере объективное заключение, тем самым способствуя достижению поставленной перед судебно-экспертной деятельностью задачи — оказание содействия правосудию.

    Очевидно, что заключение эксперта как результат государственной судебно-экспертной деятельности в каждом отдельно взятом случае только тогда будет беспристрастным и объективным, если эксперт будет иметь реальную возможность приходить к выводам самостоятельно, самостоятельно давать заключения, не опасаясь воздействия со стороны кого бы то ни было, вмешательства государства, суда, прокурора, следователя, дознавателя, защитника, сторон в гражданском судопроизводстве и иных лиц в осуществление государственной судебно-экспертной деятельности.

    2. Значение принципа независимости эксперта заключается в том, что закон устанавливает такое положение государственного эксперта в Российской Федерации, при котором он независим от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела.

    Это создает предпосылки для возможности дачи экспертами объективных, непредвзятых, независимых заключений, используемых в качестве доказательств по гражданским, арбитражным, административным и уголовным делам, без какого бы то ни было вмешательства со стороны.

    В соответствии с данным принципом эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований и используя свои специальные знания.

    Закон особо оговаривает недопустимость воздействия на эксперта со стороны судей, судов, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц.

    3. Гарантиями независимости эксперта при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности выступают:

    — предусмотренная законом процедура назначения и производства экспертизы;

    — процессуальная самостоятельность эксперта, регламентированная отраслевым процессуальным законодательством;

    — возможность отвода эксперта, предусмотренная законом;

    — установленная законом ответственность за оказание воздействия на эксперта.

    4. Закон устанавливает основания для производства экспертизы (ст.19 настоящего Закона; ст.196 УПК РФ; ст.26.4 КоАП РФ; ст.79 ГПК РФ; ст.82 АПК РФ), порядок назначения экспертизы и ее производства (ст.ст.20 — 36 настоящего Закона; ст.ст.82 — 87 АПК РФ; ст.ст.82 — 87 ГПК РФ; ст.ст.195 — 207 УПК РФ и др.), требования к процессуальным актам, связанным с ее производством (постановление о назначении экспертизы, заключение эксперта и т.д.) (ст.25 настоящего Закона, ч.ч.2, 5 ст.26.4 КоАП РФ; ст.ст.80 и 86 ГПК РФ; ст.86 АПК РФ; ст.ст.80 и 204 УПК РФ и т.д.), права и обязанности эксперта и иных участников судопроизводства, вовлеченных в процессуальную деятельность, связанную с производством экспертизы (ст.ст.16 — 18 настоящего Закона; ст.ст.57, 70, 197, 198 УПК РФ; ст.55 и ч.2 ст.83 АПК РФ; ст.85 ГПК РФ и т.д.), порядок проверки и оценки доказательств, полученных в результате деятельности эксперта (ст.26.11 КоАП РФ; ст.67 ГПК РФ; ст.71 АПК РФ; ст.ст.87 — 88 УПК РФ) и т.д.

    Четкая законодательная регламентация всех вопросов, связанных с процессуальными аспектами деятельности эксперта, позволяет ему быть независимым, подчиняясь требованиям закона и правомерным распоряжениям должностных лиц, ответственных за производство по делу, а также руководителям государственных экспертных учреждений, чьи указания даны в рамках настоящего Закона и процессуальных отраслевых актов.

    5. Эксперт является процессуально самостоятельной фигурой, выступает в качестве участника уголовного, гражданского и других видов судопроизводства, дает заключение от своего имени и несет за него личную ответственность.

    Процессуальная самостоятельность эксперта достигается за счет предоставления ему обширного круга прав и обязанностей, обеспечивающих возможность надлежащего исполнения возложенной на него функции — производства экспертизы, имеющей конечную цель в виде оказания содействия правосудию. Обновленные процессуальные акты, регламентирующие порядок гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства, — ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ — идут по пути расширения прав и обязанностей эксперта, тем самым укрепляя его положение как участника судопроизводства (ст.57 УПК РФ; ст.55 АПК РФ; ст.85 ГПК РФ).

    Целый ряд прав и обязанностей эксперта призван самым непосредственным образом обеспечивать его независимость. К их числу относятся: запреты для эксперта вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела (а в уголовном судопроизводстве — вообще вести любые переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы без ведома следователя и суда), самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы, сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших (ст.16 настоящего Закона; ч.2 ст.85 ГПК РФ; п.п.1 — 2 ч.4 ст.57 УПК РФ).

    Отдельной гарантией независимости эксперта следует считать возможность обжалования в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта (ст.17 настоящего Закона; п.5 ч.3 ст.57 УПК РФ). К числу гарантий, призванных укрепить независимость эксперта, следует отнести и запрет для руководителей государственных судебно-экспертных учреждений давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе (ч.3 ст.14 настоящего Закона).

    6. Самостоятельность и независимость эксперта подтверждается и нормами, устанавливающими личную ответственность эксперта за данное им заключение. Законодатель предусматривает возможность привлечения эксперта к административной и уголовной ответственности за дачу им заведомо ложного заключения. Административная ответственность наступает за дачу экспертом заведомо ложного заключения при производстве по делу об административном правонарушении и влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (ст.17.9 КоАП РФ). Уголовная ответственность наступает за дачу экспертом заведомо ложного заключения в ходе уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства (ч.5 ст.57 УПК РФ; ч.5 ст.55 АПК РФ; ст.307 УК РФ); она влечет за собой наказание в виде штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо арест на срок до трех месяцев. Если же заведомо ложное заключение эксперта сопряжено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то применяется более суровое наказание — лишение свободы на срок до пяти лет.

    В то же время примечание к ст.307 УК РФ устанавливает, что эксперт освобождается от уголовной ответственности, если он добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявил о ложности данного им заключения.

    7. Независимость эксперта обеспечивается также теми законодательными нормами, которые предусматривают отвод эксперта при наличии достаточных оснований для того, чтобы поставить под сомнение независимость и незаинтересованность эксперта.

    Так, в соответствии со ст.70 и ст.61 УПК РФ эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу, если:

    1) он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;

    2) он участвовал в качестве присяжного заседателя, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;

    3) он является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;

    4) имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела;

    5) он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей;

    6) обнаружится его некомпетентность.

    Закон также устанавливает, что при наличии оснований для отвода эксперт обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу (ч.1 ст.62 УПК РФ).

    Аналогичные основания для отвода эксперта предусматриваются и в гражданско-процессуальном и арбитражно-процессуальном законодательстве (ст.ст.16 и 18 ГПК РФ; ст.ст.21 и 23 АПК РФ).

    Нормы комментируемого Закона идут еще дальше, предусматривая запрет на производство судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения (ч.1 ст.18), а также запрет на участие в производстве экспертизы в отношении живого лица и судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица, врача, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь (ч.3 ст.18).

    Часть 3 настоящей статьи устанавливает, что лица, виновные в оказании незаконного воздействия на эксперта, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Законодатель рассматривает незаконные воздействия на эксперта как преступления, посягающие на общественные отношения в сфере отправления правосудия. К числу преступных посягательств, сопряженных с незаконным воздействием на эксперта, относятся: посягательство на жизнь эксперта либо его близких в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел в суде, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности эксперта (ст.295 УК РФ); угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении эксперта либо его близких в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел в суде (ст.296 УК РФ); принуждение эксперта к даче заключения путем угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание (ст.302 УК РФ); подкуп эксперта в целях дачи им ложного заключения (ч.1 ст.309 УК РФ), принуждение эксперта к даче ложного заключения, соединенное с шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества его или его близких (ч.2 ст.309 УК РФ).

    8. Непосредственным объектом данных преступлений выступает нормальное выполнение экспертом своих служебных обязанностей. В качестве дополнительного объекта этих преступлений выступают жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство, собственность эксперта либо его близких (ст.ст.295, 296, 302, ч.2 ст.309 УК РФ). В качестве потерпевших в данных преступлениях выступают эксперты, а также их близкие. Под близкими закон понимает близких родственников (супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку, внуков — п.4 ст.5 УПК РФ), родственников и близких лиц (иных, за исключением близких родственников и родственников лиц, состоящих в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги эксперту в силу сложившихся личных отношений, — п.3 ст.5 УПК РФ).

    Объективная сторона данных преступлений выражается в активных действиях, направленных на оказание незаконного воздействия на эксперта. Эти действия могут быть выражены в виде посягательств на жизнь эксперта и его близких (ст.295 УК РФ), угроз убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества или насильственных действий как опасных, так и не опасных для жизни и здоровья (ст.296, ч.2 ст.302 и ч.2 ст.309 УК РФ), шантажа, издевательств, пытки (ч.2 ст.302 и ч.2 ст.309 УК РФ), подкупа (ч.1 ст.309 УК РФ), иных незаконных мер.

    Преступления считаются оконченными с момента совершения вышеуказанных действий.

    С субъективной стороны данные преступления совершаются с прямым умыслом. Субъектами данных преступлений являются лица, достигшие 16-летнего возраста. А статья 302 УК РФ предусматривает специальный субъект — следователя или лицо, производящее дознание.

    К числу квалифицирующих признаков данных преступлений законом отнесены: применение насилия (ч.3 ст.296, ч.2 ст.302, ч.3 ст.309 УК РФ), применение насилия, опасного для жизни и здоровья (ч.4 ст.296, ч.4 ст.309 УК РФ), применение издевательств или пытки (ч.2 ст.302 УК РФ), совершение деяния организованной группой (ч.4 ст.309 УК РФ).

    9. Независимость эксперта проявляется не только в его процессуальной самостоятельности, но также и в его свободе и самостоятельности при выборе средств и методов проведения экспертного исследования. Закон устанавливает лишь наиболее общие требования к характеру осуществляемого экспертом исследования. К ним относятся проведение экспертного исследования на строгой научной и практической основе и ограничение компетенции эксперта при проведении конкретного исследования пределами соответствующей специальности (см. об этом ст.8 настоящего Закона). Правовые нормы не содержат указаний на то, какими должны быть используемые экспертом при проведении исследования средства и методы. Очевидно, что решение данного вопроса относится к компетенции самого эксперта, который в соответствии со своими знаниями и умением, опытом и квалификацией, наличием специальных и технических средств для проведения исследования, степени разработанности отдельных методов и т.д., опираясь на конкретные обстоятельства дела, предоставленные для экспертизы материалы, руководствуясь законом и внутренним убеждением, избирает ту или иную методику. При этом эксперт использует только такие методы, которые не противоречат требованиям закона, являются безопасными для жизни и здоровья лиц, вовлеченных в исследование, и иных лиц, не затрагивают их честь и достоинство, являются эффективными. Закон устанавливает, что эксперт обязан отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень науки не позволяет ответить на поставленные вопросы (ч.1 ст.16 настоящего Закона; п.6 ч.3 ст.57 УПК РФ).

    Герасимов Николай

    Экспертиза, как правило, является одним из самых распространенных, сложно оспариваемых и вызывающих у суда наибольшее доверие доказательств по уголовному делу.

    Действительно, письменное заключение, составленное лицом, обладающим специальными познаниями по соответствующему вопросу, надлежащим образом предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а также получившим информацию о его правах и обязанностях как эксперта, существенным образом влияет на внутреннее убеждение судьи и склоняет его в пользу той стороны, которая его предоставила.

    К сожалению, в современном российском уголовном судопроизводстве сложилась ситуация, при которой экспертиза в абсолютном большинстве случаев назначается и производится органами предварительного расследования, т.е. стороной обвинения.

    Сторона защиты обладает реальной процессуальной возможностью лишь приобщить к материалам дела заключение специалиста по тому же вопросу – по сути, то же самое заключение, составленное на основании исследования компетентным лицом, но не предупрежденным об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Ходатайства же стороны защиты о проведении повторной либо дополнительной экспертизы, как правило, на стадии предварительного расследования остаются без удовлетворения.

    Таким образом, в материалы уголовного дела приобщается заключение эксперта, свидетельствующее в пользу стороны обвинения, опровергнуть которое стороне защите бывает весьма непросто, если только оно не составлено и не получено с существенным нарушением закона.

    При этом зачастую указанные экспертизы проводятся сотрудниками экспертных подразделений самих органов, проводящих предварительное расследование, например экспертно-криминалистических центров при МВД субъектов РФ, отделов криминалистики Следственных управлений СКР и т.п.

    То есть следователь, осуществляющий предварительное расследование, и эксперт, проводящий экспертизу, являются сотрудниками одного и того же государственного органа и находятся в служебном подчинении одного и того же должностного лица.

    Указанное положение представляется явно не соответствующим принципам независимости, беспристрастности и справедливости судебного разбирательства.

    Частью 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

    Согласно ч. 1 ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

    Как следует из ч. 2 ст. 49 Конституции РФ, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

    Статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также закрепляет право каждого на справедливое судебное разбирательство, указывая в п. 1, что «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона…, а также на обеспечение справедливого баланса прав сторон».

    Кроме того, практикой Европейского Суда по правам человека (далее – ЕСПЧ) в качестве основополагающих и неотъемлемых принципов отправления правосудия были выработаны:

    • принцип равных возможностей сторон в процессе (постановления ЕСПЧ по делам «Руиз-Матеоз против Испании» от 23 июня 1993 г.; «Анкерл против Швейцарии» от 23 октября 1996 г.; «Де Хаэс и Гийселс против Бельгии» от 4 февраля 1997 г.; «Фуше против Франции» от 18 марта 1997 г. и др.);
    • принцип состязательности (постановления ЕСПЧ по делам «Брандштеттер против Австрии» от 28 августа 1991 г.; «Роу и Дэвис против Соединенного Королевства» от 16 февраля 2000 г. и др.).

    Суть указанных принципов, как их трактует ЕСПЧ, состоит в том, что при разбирательстве уголовного дела и обвинение, и защита должны обладать возможностью знать, исследовать, комментировать и проверять доводы и доказательства, представленные противоположной стороной.

    Более того, ЕСПЧ в Постановлении по делу «Хужин и другие против России» от 23 марта 2008 г. отметил, что одним из безусловных аспектов принципа состязательности сторон является возможность каждой стороны представить свое дело на условиях, которые не ставят другую сторону в существенно более невыгодное положение.

    Однако указанные нормы Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также практика ЕСПЧ в рассматриваемых случаях очевидным образом не исполняются, так как заключение эксперта по уголовному делу, на котором зачастую основано предъявленное обвинение, по моему убеждению, фактически составлено представителем стороны обвинения, а именно экспертом – сотрудником государственного органа, осуществляющим уголовное преследование.

    При этом у стороны защиты отсутствует предусмотренная законодательством возможность самостоятельно, независимо от органов следствия и суда инициировать проведение аналогичной экспертизы в ином экспертном учреждении, что, безусловно, ставит ее в существенно более невыгодное по сравнению с процессуальным оппонентом положение.

    Таким образом, по моему мнению, возможность стороны обвинения поручать проведение экспертизы по находящемуся в ее производстве уголовному делу фактически своему сотруднику, не запрещенная ст. 70, 80, 195 УПК РФ, нарушает принцип состязательности и равноправия сторон, а также порождает сомнения в объективности и беспристрастности эксперта, что напрямую противоречит принципам гарантированности судебной защиты прав граждан (ст. 46 Конституции РФ), презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ), а также состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ).

    Безусловно, экспертные подразделения и эксперты-криминалисты в правоохранительных органах необходимы, но, с моей точки зрения, их основная и единственная задача должна состоять в обнаружении, фиксации и изъятии следов преступления для их дальнейшего исследования и анализа.

    Проведением же экспертиз по уголовным делам, на мой взгляд, должны заниматься сотрудники либо независимых некоммерческих экспертных учреждений, либо отдельного государственного органа, в структуру которого входили бы эксперты всех специальностей, либо структурного подразделения государственного органа, не связанного напрямую с правоохранительными органами, например Министерства юстиции России.

    Это позволило бы создать систему значительно более независимых экспертов, в беспристрастности и компетентности которых сомнения возникать не будут.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: