В чем причины аварий и катастроф воздушных судов

Обновлено: 18.04.2024

Самолёт — всё ещё самый безопасный вид транспорта, не переживайте. Если предстоит путешествие — смело выбирайте его. Авиакатастрофы случаются крайне редко, в основном, из-за фатального стечения разных обстоятельств. Какие же причины могут привести к падению самолёта?

Многие боятся летать из-за того, что, якобы, выжить в авиакатастрофе нет никаких шансов. Это не более, чем миф. Вероятность остаться в живых составляет примерно 95%. Таким образом, даже если, по невероятной случайности, ваш самолёт попадёт в аварию, у вас будут неплохие шансы на выживание. Теперь, когда аэрофобы немного успокоились, можно перейти к причинам падений самолётов.


Большинство из авиакатастроф происходит в довольно небольшом временном интервале. Это первые 3 минуты полёта и последние 8. На языке авиации эта концепция известна, как «Плюс три/Минус восемь». 80% всех авиационных происшествий случаются именно в эти 11 минут. Причиной может быть любой из нижеследующих факторов, или же их совокупность.

Разбившийся самолёт

1. Техническая неисправность

Собираетесь в путешествие? Бронируйте отели на Яндекс.Путешествиях и экономьте 10% с нашим промокодом. Просто перейдите по нашей ссылке и введите промокод TP-77583 при первом бронировании.
Торопитесь! Промокод действует только в июле. Забронировать отель ->>>

Становится причиной 22% авиакатастроф. Несмотря на тщательнейшие техосмотры перед каждым вылетом, всегда существует минимальная вероятность отказа какого-либо из узлов сложнейшего агрегата. Чтобы понять, насколько мизерна эта вероятность, представьте себе работу стюардесс. Они совершают ежедневные полёты на протяжении многих лет, но их профессия и близко не входит в топ самых опасных.

Техническая неисправность может быть результатом столкновения с птицей. Но, опять-таки, подобная вероятность крайне мала. Не зря классическим примером подобной аварии до сих пор считается случившееся в 1962 году попадание лебедя в мотор самолёта компании United Airlines.

2. Ошибка пилота

Падение самолёта

Человеку свойственно ошибаться. Именно поэтому участие пилота в управлении современными самолётами, благодаря технологиям, сведено к минимуму. Несмотря на это, пресловутый «человеческий фактор» становится причиной 50% аварий самолётов. Это может быть как излишняя самоуверенность, так и внезапный сердечный приступ.

3. Погодные условия

Шквальный ветер, туман, снег являются причиной 12% авиакатастроф. Несмотря на точнейшие алгоритмы, прогнозы синоптиков иногда оказываются ошибочными. В большинстве случаев, максимум, что угрожает пассажирам — турбулентность разной степени, однако, в редких случаях, последствия могут быть и более тяжёлыми.

4. Умышленные действия

В 9% случаев самолёты падают, как в детективных триллерах. Сюда входят атаки террористов, попытки угона, заложенные взрывные устройства.

5. Другие причины

7% авиакатастроф случаются из-за воздействия других факторов. Это ошибки диспетчерской службы, столкновение самолётов, навигационные ошибки, недостаточный расчёт запаса топлива…

Теперь вы знаете, почему падают самолёты, как и то, что случается это довольно редко. Так что, летайте на здоровье.

Самолет позволяет быстро преодолевать огромные расстояния. Ежегодно во всем мире им пользуются более сотни млн. человек. Надежность и безопасность авиации улучшается постоянно. Внедряются современные защиты при аварии на воздушном транспорте, включающие системы досмотра пассажиров и багажа в аэропортах, осмотр судна перед вылетом, тесное взаимодействие с метеослужбами, наличие и соблюдение четкого регламента при управлении самолетом.

Несмотря на то, что обеспечению безопасности полета в авиации уделяется первоочередное значение, аварии различной степени тяжести продолжают происходить. Что может вызвать авиационную катастрофу, есть ли шанс выжить в ней и какие действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте будут способствовать этому, рассмотрим в данной статье.

Причины происшествий и их виды

В зависимости то того насколько серьезно пострадало воздушное судно и есть ли человеческие жертвы выделяются аварии, поломки самолета и катастрофы.

Наиболее незначительным по последствиям происшествием считается поломка. Как правило, повреждения самолета незначительные и подлежит ремонту, а здоровью членам экипажа и пассажирам не нанесено никакого вреда. Аварией называется происшествие, в котором нет гибели людей, но достаточно сильно пострадало судно и оно не подлежит восстановлению.

Самые значительные разрушительные последствия имеет авиакатастрофа. Обязательным признаком является гибель пассажиров, а также членов экипажа. Учитывается также смерть людей, наступившая в результате полученных травм в течение месяца после катастрофы. Разрушение судна часто сопровождается возгоранием, декомпенсацией и взрывом.

Чрезвычайные ситуации в воздухе имеют ряд отягчающих особенностей по сравнению с другими транспортными происшествиями. Это передвижение самолета на значительной высоте, высокая скорость полета, нахождение большого скопления людей в закрытом пространстве, отсутствие возможности эффективного оказания помощи другими службами в момент крушения, быстротечность развития происшествия. Именно ими объясняется такие разрушительные последствия авиакатастроф.

Группы причин аварий

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:

  • Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов). В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
  • Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
  • Плохие погодные условия (туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха) : захват судна, взрыв, саботаж.

По статистике более 50% всех катастроф воздушного транспорта имеют своей причиной человеческий фактор. На технические неисправности относят около 30%, остальные связывают с неблагоприятным воздействием природной среды и иными причинами.

Что делать при пожаре в салоне самолета

Действия при пожаре в самолете

Действия при пожаре в самолете

Токсичный дым, заполняющий салон в случае возгорания представляет большую опасность для человека, чем сам огонь. Обязательно следует позаботиться о защите рта и носа. Дышите только через влажную ткань (любой платок, шарф, шапка, воротник). При эвакуации передвигайтесь к аварийному выходу, пригнувшись к полу или ползком. Внизу скопления дыма минимально.

Девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам. Они могут загореться от любой искры. Туфли в случае падения или бега также способны стать причиной получения серьезных травм. Более того случайно в задымленном салоне вы можете травмировать другого пассажира при передвижении ползком.


На открытые участки тела лучше накинуть любую одежду, плед или покрывало. Это убережет от сильных термических ожогов. Как действовать при получении ожога Вы можете посмотреть в нашем видео: «Действия при ожогах». Если к выходу трудно пробраться из-за скопления народа или завала вещами, то пробирайтесь по креслам, предварительно опуская их спинки. Руки должны быть свободны не берите с собой сумки. Действуйте согласно указаниям бортпроводников.

В случае аварии используются все имеющиеся выходы, включая запасные. Их легко можно обнаружить по специальной маркировке. Для удобства все надписи на них подсвечиваются при любом освещении. Рядом с аварийным люком находится подробная и доступная инструкция по вскрытию замка.

Покинув салон самолета, не стойте рядом. Пожар может спровоцировать взрыв. В этом случае вы можете пострадать от сильной взрывной волны и разлетающихся обломков. Оптимальным вариантом будет – отойти подальше или лечь на землю, защитив голову руками.

Как не пострадать при жесткой посадке

Действия пассажиров в случае аварии при взлете или посадке самолета

Действия пассажиров в случае аварии при взлете или посадке самолета

Примите наиболее безопасную позу: наклонитесь вперед, опуская голову как можно ниже, руками обхватите ноги или обопритесь ими об спинку соседнего кресла для опоры. Ноги чуть выпрямите вперед, но не засовывайте их под впереди стоящее кресло. В момент посадки напрягите все мышцы и постарайтесь не вылететь из кресла. Вставать со своего места и покидать салон можно только после соответствующего указания бортпроводника или другого члена экипажа.

Не пренебрегайте правилом подгона ремня безопасности по вашему телосложению перед взлетом и посадкой. Он должен быть закреплен в районе бедер. При посадке осмотритесь. Над вами не должно быть тяжелого или крупного багажа.

Если эвакуация происходит при помощи надувного трапа, то подойдя к люку нужно прыгать на него и скатываться. Многие из-за страха останавливаются, садятся и только потом съезжают, так очень сильно замедляется спасение людей.

Что делать при декомпрессии в салоне

Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.

Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.

Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.

Правила поведения на воздушном транспорте

Правила поведения на воздушном транспорте

Что делать при вынужденной посадке на воду

Что делать при аварийной посаде на воду

Что делать при аварийной посаде на воду

Аварии с приземлением на водную поверхность случаются очень редко, так как совершить плавную посадку без дополнительных разрушений способны далеко не все пилоты. Даже без повреждений самолет на плаву способен находиться не более 40 минут.

В этом случае эвакуироваться из тонущего воздушного транспорта нужно быстро.

Правила спасения при посадке самолета на воду предусматривают следующие действия:

  • Выполнять указания экипажа
  • Надеть на себя теплую одежду или взять с собой
  • Воспользуйтесь спасательным жилетом.
  • Одевайте его, карманами вперед.
  • Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.
  • Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.
  • Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранить тепло.

Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному пользованию жилетом.

Как себя вести в зоне турбулентности

Часто во время полета лайнер может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не вставайте с места – это может привести к травмированию.

И самое главное, пилоты в случае возникновения внештатной ситуации до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем только ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.

Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах направлены на своевременное оказание экстренной помощи пострадавшим и предотвращение возможных последствий бедствия, вторичных поражающих факторов, которые могут нанести ущерб природной среде или крупный материальный урон.

В аварийных ситуациях число спасенных людей часто зависит от оперативности действий спасательной службы. В случае необходимости мы в кратчайшие сроки обеспечим боевую готовность спасателей-профессионалов и современного спасательного оборудования.

Аварийно-спасательные работы на земле и воде

Бывает так, что авиакатастрофы происходят в отдаленных от аэропорта местах; в таких случаях необходима срочная организация и проведение поиска воздушного судна. В случаях аварийной посадки самолета на водную поверхность, к спасению людей привлекаются профессиональные спасатели-водолазы и соответствующая техника.

После обнаружения потерпевшего крушение самолета от спасателей требуется не только обеспечить спасение людей, но и оказать им первую помощь, а также предотвратить панику. Если район бедствия находится в труднодоступном месте, служба спасения разворачивает временный лагерь, содержащий все необходимое для жизнеобеспечения пострадавших.

Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
на воздушном транспорте

Порядок действий при аварийно-спасательных работах

  • Поисковые мероприятия
  • Поиск потерпевшего бедствие воздушного судна с привлечением спасательных транспортных средств (воздушных, наземных, водных), оборудованных необходимым снаряжением и аппаратурой.
  • Подготовка плана спасательных работ
  • По результатам поиска происходит уточнение координат места катастрофы, оценка текущей обстановки, прогнозирование последствий чрезвычайной ситуации.
  • Ликвидация аварийной ситуации
  • Оперативное принятие всех необходимых мер для устранения аварии и предотвращения ее вероятных последствий.

Общие принципы работы

  1. Заблаговременная подготовка сил и средств к оперативным действиям для ликвидации аварий;
  2. Экстренное реагирование на возникновение или угрозу чрезвычайной ситуации;
  3. Непрерывное и последовательное осуществление выработанного плана спасательных работ до полного их завершения;
  4. Применение современных технологий, обеспечивающих наиболее эффективный результат спасательных действий;
  5. Соблюдение всех необходимых мер безопасности.

Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф) на воздушном транспорте

Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

Аварийно-спасательные работы в таких случаях осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб (диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции и др.).

Первоочередные мероприятия по спасению людей при такой аварии, как правило, связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

В этом случае для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные и запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.

При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что: через 2–3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации; температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола – 50 °С, а на высоте 1,5 м от пола – 250 °С); работы по тушению пожара следует проводить в изолирующих средствах защиты.

Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной стороны. Вскрытие фюзеляжа необходимо начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем у различных проделанных отверстий.

В случае авиакатастрофы вне зоны аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, организуется руководителями управлений Федеральной авиационной службы или командирами соответствующих авиационных объединений видов Вооруженных Сил, в зонах ответственности (зонах поисково-спасательных работ) которых произошло авиационное происшествие.

При этом поисково-спасательные работы организуются в следующих случаях:

Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково-спасательных команд. В первую очередь, с их помощью обнаруживается место падения самолета (вертолета).

После приземления или высадки поисково-спасательной команды немедленно начинается эвакуация пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых условий выживания, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи.

После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна, погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, “черных ящиков” и обеспечить сохранность ценностей.

До прибытия на место катастрофы руководителя комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения воздушного судна по грунту, эвакуации раненых и погибших. Перемещение воздушного судна до прибытия указанной комиссии допускается только в случаях, если аварийное воздушное судно упало на железную дорогу, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов.

Прежде чем говорить об авиакатастрофах и их причинах, нужно начать с истории появления гражданской авиации. История гражданской пассажирской авиации (в дальнейшем ГА) началась с изобретением первого пассажирского самолета. Первым в мире самолетом, который мог перевозить пассажиров, стал российский аппарат под обозначением «Илья Муромец». Несмотря на то, что этот аппарат был изготовлен И. Сикорским еще в 1913 году, он был достаточно комфортабельным для пассажиров, поскольку на его борту был размещен ресторан, спальные помещения и ванная. Демонстрационный полет машины показал, что он может перевозить 16 человек. Этому самолету принадлежит первый рекорд по дальности перелета, он смог преодолеть расстояние от Петербурга до Киева и в обратную сторону. При этом аппарат осуществил лишь одну посадку.

Далее развитие пассажирских перевозок было неравномерным. На первых этапах развития ГА стояла задача перевозки большего количества людей, как можно быстрее и избавится от слишком масштабных двигателей. Одним из таких самолетов стал Ford Trimotor (США). Это был самолет с тремя поршневыми двигателями, при этом пассажировместительность была 8 человек. Это было очень мало, поэтому вскоре, в 1933 году, производство было закрыто, но эксплуатация продолжалась ещё достаточно долгое время.

На смену пришёл еще один «американец» DC-3, он же стал самым массовым по изготовлению в мире. Его пассажировместительность стала 32 человека, т.е. в два раза больше, чем у « Ильи Муромца» и в четыре, чем у «FordTrimotor». На тот момент это было огромное достижение в ГА. Потом началась война.

Во время войны основной упор был сделан на военную авиацию. По окончанию войны ГА делали на основе военных разработок. Тому яркий пример ТУ-104 (1955г) и Boeing-707 (1954г).

Что касается первых авиакатастроф ГА, то точных данных нет. Одной из крупнейших авиакатастроф в истории пассажирской авиации является столкновение двух самолетов Boeing-747 27 марта 1977 года на испанском острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос. Произошло столкновение « лоб в лоб», т.к. оба самолета оказались на одной взлётно-посадочной полосе (далее ВПП). Тогда погибли 583 человека.

Основные причины аварий и авиакатастроф.

Причины авиакатастроф могут быть совершенно разные, но их можно разделить на три большие группы.

Первая группа – авиакатастрофы, причиной которых является человеческий фактор. К этому фактору можно отнести ошибки экипажа, неграмотную работу диспетчеров, халатность обслуживающего персонала и теракты. Например: авария Ту-154 01 марта 1980 г. Заход на посадку выполнялся по неустановленной для данного аэродрома схеме. Выход на посадочный курс был выполнен на удалении, меньше установленного с боковым уклонением в 1200 м, которое устранялось большими углами доворота. В дальнейшем снижение выполнялось с вертикальной скоростью 9-10 м/с. В результате ошибок экипажа в работе с поверхностями управления и механизацией, самолет выполнил посадку с перегрузкой в 3 единицы, отделился от ВПП, вновь приземлился с перегрузкой в 3.9 единицы и сошёл с ВПП. При расследовании было установлено, что причиной этой катастрофы стала ошибка экипажа в технике пилотирования, ошибка диспетчерской службы.

Вторая группа – авиакатастрофы, причиной которых является технические неполадки (=> технический фактор): крушения лайнеров по причине отказа оборудования, неправильной работы приборов, а так же некачественный поставарийный или текущий ремонт. Примером такой катастрофы является авиакатастрофа Ил-14 близ Воронежа. Тогда, экипаж пилотировал самолет уверенно и спокойно. Их действия были правильными и не повлияли на исход полета. Установлено, что ввиду отказа правого двигателя в нем начался пожар. На высоте 800-900 м после выхода из облаков у самолета правый мотор оторвался, а потом правая плоскость. В 15:18 самолет, горя, взорвался, упал на землю. Пассажиры и экипаж погибли.

Последняя, третья группа – авиакатастрофы, причиной которых является природный фактор. К этой группе можно отнести плохие метеоусловия, смог, пепел после извержения вулкана, а так же попадание птиц в двигатели. Например: 19 марта 2016 года пассажирский самолет Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai, следовавший рейсом FZ-981 из Дубая в Ростов-на-Дону, столкнулся с землей вблизи ВПП аэропорта назначения и разрушился. Погибли все находившиеся на борту 62 человека - 55 пассажиров (в т.ч. 45 граждан РФ) и семь членов экипажа. Посадка проходила в условиях плохой видимости и сильных порывов ветра.


Крушение самолёта на разных этапах полёта

Стадия

% от числа происшествий

% от числа погибших

Взлет и начальный набор высоты

Таким образом, крейсерский полёт - самый безопасный этап, но в случае аварии, чаще всего, гибнут все, поэтому процент по погибшим столь высокий.

Мировая статистика крушений и аварий

Прежде чем рассматривать причины на конкретных моделях, анализируем мировую статистику. Для этого воспользуемся Интернет ресурсами.


На этом графике видно, что за последнее время число катастроф уменьшилось, но ситуация всё равно нестабильная. Число жертв уменьшилось в два раза, а число катастроф лишь в полтора. Значит можно сделать вывод, что безопасность воздушных судов улучшилась. Можем заметить, что в 2001-2005 году было много жертв и катастроф. Это можно обосновать увеличением терактов. Самый большой столбец 2001 год. Тогда произошёл теракт 11 сентября в Нью-Йорке. Два самолёта были угнаны террористами и в ходе полёта были направлены в «Башни близнецы». В ходе этого погибло много людей: все пассажиры самолета и люди, находившиеся в торгово-офисном центре. После этой трагедии были предприняты новые меры безопасности.


Процентное соотношение причин авиакатастроф также менялось со временем. Снова воспользуемся Интернетом.

С 1950-2000-ых годов ситуация была разной. С 1950-ых по 1970-ые годы процент аварий связанных с ошибкой пилота значительно уменьшился, но с 1980-ых и до 2000-ых годов этот процент снова возрастал и почти пришёл к изначальному значению. Обратный процесс происходил с наземными службами. Процент ошибок наземного персонала сначала стремительно увеличивался, а потом начал снижаться. Что касается погодных явлений, то здесь сделать конкретных выводов нельзя, т.к. ситуация нестабильна, но процент таких аварий в среднем чуть выше 10%, а в последнее время даже меньше. Технические неисправности занимают не самый маленький процент, около 20%, но в последнее время этот значение выросло до 24%. Причиной этого, возможно, является износ судов, т.к. массовое возникновение авиакомпаний приходится на 1980-е годы, следовательно, закупка судов происходила в тоже время, и к 2000-ым годам многие суда устарели. Последнее, что хочется обсудить – теракты. К сожалению, эта проблема никуда не пропадает, в этом мы убедились в рассуждениях к прошлому рисунку. Пик терактов пришёлся на 1990‑годы и начало 2000-ых, сейчас их процент снизился, но по-прежнему остается высок. Исследуем следующую диаграмму:


И снова мы видим нестабильные результаты. Более массовые теракты происходили в 1990-е годы и начало 2000-ых, однако были всплески в 2014 году. Но в целом терактов стало меньше, следовательно, улучшилась безопасность: стала более тщательной предполётная проверка пассажиров и воздушного судна.

Выбор моделей судов для исследования.

Чтобы ответить на вопрос в чем же причина авиакатастроф, проведем небольшой анализ. Моё исследование будет проходить на основе данных об авиакатастрофах нескольких самолетов, имеющих примерно одинаковые технические характеристики и произведенных примерно в один и тот же промежуток времени, но в разных странах. Все шесть самолётов популярны на рынке авиалайнеров. Для своего анализа я решила представить три пары самолетов.



Масса пустого самолёта

Макс. взлётная масса

Кол-во пассажиров + экипаж



Масса пустого самолёта

Макс. взлётная масса

Кол-во пассажиров + экипаж

Последние сравниваемые самолеты это ИЛ-86(1976‑1997, эксплуатируется ) и Boeing-747 (1970-н.в., эксплуатируется). Эти модели самолетов - первые широкофюзеляжные авиалайнеры. По дальности полёта всё так же лидирует зарубежный аналог.



Масса пустого самолёта

Макс. взлётная масса

Кол-во пассажиров + экипаж

Исследование данных происшествий для выбранных моделей с построением диаграмм

Проведём анализ с помощью таблицы, построенной в Excel и диаграмм по её данным.

Общее число самолетов

Число терактов от общего числа






Так же, для более тщательного анализа, построим таблицу, в которой проанализируем ошибки экипажа и диспетчеров/персонала, а так же теракты, как процент от всех аварий, причиной которых стал человеческий фактор.

Общее количество аварий

Количество аварий по причине ошибки экипажа

Процент аварий по причине ошибки экипажа

Количество аварий по причине ошибки персонала

Процент аварий по причине ошибки персонала

Таким образом, проведя анализ, мы видим, что процент в среднем отличается от мировых показателей, но не намного. Хочется уточнить, что за ошибку персонала, в моих исследованиях, были взяты ошибки авиадиспетчеров, инженеров аэропорта, заправщиков и других работников аэропортовой деятельности. Процент терактов нестабилен: он колеблется от 5 до 13. Это достаточно большая разница. В остальном показатели более или менее одинаковые.

Анализ и вывод

Анализ данных таблицы показывает, что самой распространенной причиной аварий и авиакатастроф в этих самолётах является человеческий фактор. Аналогичное процентное соотношение показывает и мировая статистика.

Анализируя диаграммы можно сделать вывод, что общий процент аварий снизился, по сравнению с началом истории ГА. Актуальной проблемой остаются теракты. Что касается технических проблем, то их процент неутешительный, никогда этот показатель не становился меньше 10%, а в мировой статистике даже не был меньше 15%. Так же можно дополнить, что технические изъяны преобладают в основном в первые и последние годы работы воздушного судна, то есть можно предположить, что это либо недоработки, либо износ воздушного судна. Об этом же утверждают мировые значения.

Природный фактор - не самый массовый. Причины крушений , в ходе которых решительную роль сыграла природа, возможно, зависят от географии полетов. Аэропорты имеют разные географические координаты, а соответственно разные климатические условия. Горная местность, сложная роза ветров, короткая ВПП (т.к. нет возможности построить большую из-за особенности рельефа местности) – всё это осложняет взлёт и посадку. Но как показывает практика, люди научились справляться почти со всеми природными недугами.

Процентные значение крушений, рассчитанные от общего количества аварий того или иного авиалайнера, разных производителей попарно близки по значению, несмотря на незначительную разницу в технических характеристиках самолёта. В разных временных промежутках процентные значения причин крушений различны, например: ТУ-104 и Boeing-707, эксплуатировавшиеся в 1950-70-х годах, имели процент терактов приблизительно одинаковый, но если сравнить их с парой ТУ-154 и Boeing-727, эксплуатировавшихся в 1970-90-х годах, то у второго тандема процент меньше; чего не скажешь про крушения, причина которых стал человеческий фактор, здесь все с точностью наоборот. Большое число самолетов, пример тому Boeing-727, было потеряно связи с военными действиями в странах назначения, тем временем ТУ-154 не имел такую широкую географию, поэтому и аварий такого рода было меньше. В итоге, можно сказать, что модель самолёта и страна-производитель не влияют на процент аварий, но большое воздействие на этот показатель оказывает временной промежуток, в котором эксплуатировался авиалайнер, и место назначения полёта.

Заключение

К сожалению, аварий становится не меньше, так как гражданская авиация всё ещё на этапе развития. Устранить все причины нельзя, но можно снизить их процент. Например, более тщательная проверка самолета и пассажиров перед взлётом может уберечь от очередного теракта; более частый и качественный ремонт снизит процент аварий по технической причине; грамотное и непрерывное обучение (постоянная учёба связи с новыми системами и технологиями на воздушных суднах) может снизить аварии, причиной которых является человеческий фактор, в частности ошибка экипажа или недостаточность опыта у КВС. И всё же, однозначных причин крушений авиалайнеров не бывает, и каждый случай уникален, поэтому деление на три группы лишь условно.

От ошибок пилотов и до убийственных птичьих стай: оцениваем риски авиаперелетов.

Почему падают самолеты: главные причины авиакатастроф

Фото Joel&Jasmin Foresbird, unsplash

На днях случилось сразу несколько трагедий, связанных с российскими самолетами. В Турции разбился уникальный пожарный самолет-амфибия Бе-200, под Москвой упал опытный экземпляр транспортника Ил-112В, в Астраханской области катастрофу потерпел истребитель МиГ-29.

Авиапроисшествия с трагическим исходом бывают редко (например, в гражданской авиации — одно на 4-5 млн вылетов), но все же бывают. Цинично считать количество жертв, но все же: в 2020 году в авиакатастрофах коммерческих рейсов погибло 299 человек, а в рекордном 2005-м — 1015. Для сравнения: только в России в год в ДТП погибает от 15 до 20 и более тысяч человек. Про коронавирус мы уж совсем молчим.

Тем не менее, авиакатастрофы случаются, и случаются не просто так. Разобрались, почему все же до сих пор падают самолеты. Приготовьтесь прибрать свою аэрофобию и узнать тревожную информацию.

Почему падают самолеты: главные причины авиакатастроф

1 Ошибки пилотов

Полет проходит на высоте от нескольких сотен метров у малой авиации и до десяти с лишним километров у авиации «большой», и уронить машину на землю — смертельно опасно для всех на борту. К сожалению, пилоты — тоже люди, и иногда ошибаются, особенно, если попадают в сложную ситуацию. Ведь каждый авиаинцидент уникален, как уникален и личный опыт летчиков.

Управление пассажирским лайнером — это контроль за сотнями параметров полета и органами управления. Всему этому пилотов учат годами (и учат хорошо!), причем на каждый новый тип самолета необходимо переучиваться. И иногда бывает так, что в кризисной ситуации вбитые в подкорку рефлексы пересиливают тщательную подготовку. К примеру, не одна катастрофа случилась из-за того, что в советских и западных самолетов были приняты разные системы индикации на авиагоризонте — приборе, который показывает положение самолета в пространстве. У летчика, долгие годы отлетавшего на Ту-134, при переходе на Airbus в кризисный момент (например, при полете без автопилота ночью в сложных метеоусловиях) может случиться флешбек из прошлого, и он считает показания авиагоризонта с точностью до наоборот, в результате перевернет машину вверх ногами. По некоторым данным, именно так произошла катастрофа Boing 737-500 в Перми в 2008 году

Во многих случаях катастрофы можно было избежать. В 2006 году пилоты Ту-154, вылетевшего из Анапы, попали в грозовой фронт под Донецком. Они попытались облететь зону турбулентности и грозы сверху, но не справились с управлением, вышли на закритические углы атаки, потеряли подъемную силу и вошли в плоский штопор, выхода из которого уже не было. Погибли все 160 человек, находившихся на борту.

2 Ошибки наземных служб

Почему падают самолеты: главные причины авиакатастроф

Это всегда сложно принимать, но наша жизнь на борту самолета зависит от действий сотен людей — не только пилотов, но и диспетчеров и техников или даже грузчиков. К примеру, в 2013 году наземные службы плохо закрепили броневик MRAP внутри грузового салона Boeing 747 в афганском Баграме — после взлета он сорвался с места и мало того, что нарушил центровку самолета, так еще и заклинил руль высоты. Результат — неминуемая катастрофа.

Иногда ошибаются диспетчеры. Сейчас их работа упрощена обилием цифровой техники, а раньше случались прямо-таки вопиющие случаи. К примеру, в 1984 году в Омске на своем рабочем месте заснул диспетчер. До этого он разрешил машинам технических служб выезд на полосу, но забыл включить соответствующую индикацию. В результате в снегоуборщики врезался садившийся Ту-154, погибли 178 человек.

А когда ошибки пилотов и техников накладываются друг на друга, становится совсем опасно. В 2005 году в Греции упал Boeing 737-300, погибли 121 человек. Причиной стала разгерметизация лайнера: экипаж и пассажиры потеряли сознание из-за нехватки кислорода. Проблемы с системой поддержания давления отмечались на этом экземпляре самолета и раньше. Поэтому техники провели соответствующие тесты, но после их окончания забыли перевести регулятор системы поддержания давления в автоматический режим. Пилоты в полете не смогли вовремя найти причину того, почему кислород уходит, в том числе и из-за начавшейся гипоксии.

Порой к таким взаимным ошибкам приводит недопонимание пилотов и диспетчеров: из-за этого правила ведения переговоров бортов с наземными службами постоянно усовершенствуются, чтобы не допустить двояких толкований. Так, не поняли друг друга пилот Boeing компании KLM и диспетчер авиавышки на Тенерифе в 1977 году (они использовали для переговоров нестандартные фразы), это стало одной из причин крупнейшей авиакатастрофы, унесшей жизни 583 человек.

3 Проблемы с техникой

Почему падают самолеты: главные причины авиакатастроф

Самолет — очень сложная машина. Что небольшой частный джет, что огромный лайнер, что (даже) обычный «кукурузник». Например, в Boeing 474 насчитывается примерно 6 млн деталей. Большая часть поломок не несет непосредственной опасности — например, современные лайнеры способны продолжать взлет даже при отказе одного из двух двигателей. Но иногда случаются не предусмотренные конструкторами проблемы.

Например, в середине 50-х разбилось несколько первых в мире коммерческих авиалайнеров De Havilland Comet: они просто разрушались в воздухе. Расследование показало, что причиной стала усталость материала или перенапряжение планера, чему способствовала, в частности, неудачная конструкция иллюминаторов.

Из более свежих — и вопиющих примеров — серия катастроф новейших Boeing 737 MAX, к которым привело в буквальном смысле восстание машин. Причиной стало некорректное поведение системы автоматического управления MCAS — вместо того, чтобы помогать пилотам, она переводила лайнеры в пикирование. Плохая работа программистов и инженеров привела к гибели нескольких сотен людей.

Авиационные эксперты говорят, что недавнее падение Ил-112 тоже может быть связано с нарушениями в работе техники: во время полета у него загорелся двигатель.

4 Действие извне

Почему падают самолеты: главные причины авиакатастроф

Трагедия 11 сентября 2001 года — как раз пример того, как самолеты разбиваются из-за злонамеренного действия извне. Террористы, захватившие машины и направившие их на здания Всемирного торгового центра и Пентагона — самый очевидный пример такой непреодолимой силы, на которую не могут повлиять ни пилоты, ни диспетчеры, ни наземные службы.

Иногда гражданские лайнеры становятся мишенями для военных. Так, в 2020 году при взлете из аэропорта Тегерана ракетой «Тор» по ошибке был сбит Boeing 737 украинских авиалиний. Все 176 человек на борту погибли. Таких печальных инцидентов не так уж мало — сбит был корейский Boeing 747 в 1983 году, российский Ту-154 в 2001 году, малазийский Boeing 777 в 2014-м. В таких катастрофах все омрачается тем, что у пилотов почти нет шансов спасти пассажиров. Хотя примеры относительно счастливых исходов тоже бывают: в 1978 году пилот обстрелянного советским Су-15 южнокорейского Boeing 707-321B сумел посадить поврежденную машину на лед озера Корпиярви в Карелии.

Действие извне не всегда связано с человеческим фактором. Например, «сбить» самолет могут птицы, попавшие в двигатель. Обычно это не приводит к фатальным последствиям, но иногда из-за столкновения с птицами могут остановиться все двигатели самолета. Как произошло в 2009 году с Airbus A320-214, взлетевшим из аэропорта Нью-Йорка. Тогда пилоты справились, продемонстрировав чудеса летного мастерства и посадив огромный лайнер на воду Гудзона.

5 Причуды погоды

Почему падают самолеты: главные причины авиакатастроф

В современной авиации чаще всего сложные погодные условия не служат единственной и главной причиной катастрофы. Скорее, они усугубляют иные причины — летчикам становится гораздо сложнее, и они чаще совершают ошибки. То же и с техникой: например, обледенение само по себе уже не так страшно для самолетов, как несколько десятков лет назад — но в случае проблем с противообледенительной системой может случиться катастрофа.

Иногда все три фактора накладывыются друг на друга: в Суданском Хартуме выкатился за пределы полосы A310, погибло 30 человек. Одной из причин стала мокрая от ливня ВПП, второй — то, что летчик приземлился слишком далеко от ее края, третьей — отказ реверса тяги, тормозящего машину после посадки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: